Боевые будни Амурской Краснознаменной военной флотилии. Амурская военная флотилия Все военные корабли амурской флотилии

Оригинал взят у habarnew в Краснознаменная Амурская флотилия в боях против Японии в 1945 году.Ч.3 Десант в Фуюань.09.08.1945

Краснознаменная Амурская флотилия в боях против Японии в 1945 году.Ч.3 Десант в Фуюань.09.08.1945
продолжение.
Начало:
Краснознаменная Амурская флотилия в боях против Японии в 1945 году. Сунгарийский поход.
Часть первая.
КАФ в годы Великой Отчественной войны.Подготовка к войне с Японией.http://habarnew.livejournal.com/283.html

Краснознаменная Амурская флотилия в боях против Японии в 1945 году.
Часть вторая: Противник. Сунгарийская флотилия Маньчжоу-го. http://habarnew.livejournal.com/669.html

Являясь важным узлом обороныи находясь в 61 км от Хабаровска(в начале пограничной части Амура),Фуюань давал японским войскам возможность препятствовать кораблям КАФ и судам Амурского пароходства свободному плаванью от Хабаровска вверх по Амуру.Ликвидация этого пункта обороны устраняла данное препятствие.


1.Канонерская лодка "Пролетарий" ведет огонь по японским укреплениям в районе Фуюаня

расположен на высоком,скалистом берегу. Сопкина которых он располагается, доминируют над окружающей территорией и хорошо видны из Хабаровска. Такая местность, заросшая кустарником, сильно пересеченная, давала возможность противнику скрытно оборудовать оборонительные сооружения, строить долговременные огневые точки, незаметно передвигаться и сосредотачиваться в нужном направлении.

Все действия пограничников и разведслужб флотилиивсе жене позволили установить наличие и местарасположения огневых средств,а также полностью вскрыть систему обороны противника.

Поэтому призахвате Фуюаня фактор внезапности игралрешающее значение. Было важно правильно выбрать место высадки первого десанта для захвата плацдарма. Дальнейший ход событий подтвердил правильность оценки и расчетов командования. Внезапно высаженный десант не только захватил намеченный плацдарм,но и овладел первой линией обороны японцев.

Это обеспечило беспрепятственныйподходкораблей со вторым эшелоном десанта, успешную его высадку и организацию дальнейшего наступления.

Взаимодействие между кораблями и десантом было отработано заранее,во время многочисленных тренировок. Такие учения проводились еще с предвоенных времен.Они всегда проводились совместно с армейскими подразделениями. На них отрабатывались приемка,

размещение десанта, обязанности личного состава на переходе, высадка на берег занятый «противником»,а также организация огневого взаимодействия.


2.Схема боевых действий в районе узла обороны Фуюань

В ночь с 8 на 9 августа 1945 года корабли 2 бригады речных кораблей КАФ сосредоточились в р-не селения Верхне-Спасское, расположенного на левом берегу Амура напротив населенного пункта Фуюань. Подготовка к операции шла под прикрытием острова Малайкин, надежно прикрывавшегокорабли от глаз противника. Дополнительным фактором, увеличившим скрытность,стала очень темная ночь и полное соблюдение мер свето - и шумомаскировки на кораблях и в войсках. Наличие этого острова было большой удачей, позволившейскрытно сосредоточится в непосредственной близости к месту предстоящих боевых действий, незаметно принять десант, организовать взаимодействие с артиллерией мониторов, занявших огневые позиции за этим островком.


3.Бронекатер №13 пр.1124.Довоенное фото.Катер до модернизации. Фотография из коллекции Киселева А.П.

До рассвета на 4бронекатера второго отряда бронекатеров-БК№21,БК-13,БК-22,БК-24,был о принята рота автоматчиков в количестве 200 чел..Кроме автоматов, на вооружении десантабыл и ручные пулеметы и минометы. Каждый БК принял около 50 автоматчиков,1 пулемет и 1 миномет.

4.Посадка десанта на БК пр.1124. в одной из амурских проток.Фотография из коллекции Киселева А.П.


5.Бронекатера пр.1124 Амурской флотилии в ожидании начала боевых действий.Фотография из коллекции Киселева А.П.

Задачей отряда бронекатеров состояла во внезапном броске быстро преодолеть водный рубеж, высадить первую волну десанта, захватить плацдарм, удерживая его до второго эшелона, обеспечить его высадку на захваченный плацдарм.

Были определены два пункта высадки. 1.В устье полноводной, не широкой речкиНунгдян , в месте ее впадения в Амур,где был удобный для десантирования распадок(Южная часть поселения, десант с бронекатеровБК№13 и №21) . 2.ВСеверной части Фуюаня, рядом с небольшой пристанью десант с бронекатеров №22 и №24. Командование отрядом бронекатеров осуществлялось с БК-21.

Сразу после выхода бронекатеров из-за острова, БКА№ 13 начал пристрелкуиз носового орудия по узлу сопротивления. По результатам пристрелки,переданным другим катерампо радио, все четыре БК одновременно произвели пуск из реактивных установок. Сразу,после залпа бронекатера произвели поворот влево на 90 градусов, полным ходом пошли к местам высадки.

Залпиз реактивных установок был очень эффектным - одновременный пуск 160 130 -мм снарядов не оставлял никого равнодушными, вызывал большие разрушения и пожары, сеял панику среди японцев.

Действия БК были настолько внезапными и стремительными,во время форсирования Амура,а затем и при высадке,что обороняющиеся не смогли своевременно организовать сопротивление. При подходе к берегубронекатера открыли плотный огонь из пулеметов по местам высадки, густым кустарникам и постройкам.

Десант высадился на берег незамедлительно, сразу после касания форштевней. Высадка прошла успешно, без потерь.

Сразу после высадки, по одному катеру из каждой группы отошли от берега и начали маневрируя подавление арт-огнемуже засеченных огневых точек противника. Два других катера остались на местах высадки, поддерживая арт-огнем с места, по заявкам командира десанта. Управление арт-огнем осуществлялось группами управления, высаженными с этих катеров.

Фактор неожиданности и быстроты продолжал действовать некоторое время. Обороняющиеся не были готовы к организованному сопротивлению. Пользуясь благоприятной ситуацией наш десант захватил плацдарм,организовал круговую оборону при поддержке бронекатеров и удерживал его.

Постепенно обстановка начала прояснятся- стало понятно, что в непосредственной близости к берегу отсутствуют мощные укрепления противника. Они размещались на возвышенностях и, со временем,стали вести огонь по десанту.

Вскоре,в Фуюане началось настоящее сражение. Обе стороны применяли все виды стрелкового оружия, пулеметы и минометы. Эпицентры интенсивного огня перемещались с одного места на другое. Начали поступать первые раненые.

Через два часа после высадки первой волны десанта к пристани подошла канлодка «Пролетарий» с десантом. Следом,через пол часа, подошла плавзенитная батарея 1232.При подходе к берегу они не встретили противодействия со стороны противника.

По другим данным канлодка «Пролетарий попала под шквальный ружейно-пулеметный огонь.Вскоре японцы выкатили из укрытия пушку и начали бить по канонерке огнем прямой наводки.Ответным огнем орудие было подавлено. Во время боя многие матросы из экипажа корабля были ранены, но не покинули свой пост, продолжали вести бой.


6.Канонерская лодка "Пролетарий" на Амуре.1945 год.
Взято: http://tsushima.su/forums

Личный состав бронекатеров обеспечил швартовку и высадку десанта с причаливших кораблей.

Вскоре десант вступил в бой и начал теснить окопавшегося на вершинах противника.

Личный состав первой волны десанта, какое-то время действовал вместе со вторым эшелоном, но позже был отозван в распоряжение коменданта населенного пункта Фуюань, назначенного к этому времени.

В ходе боя были захвачены первые пленные японцы.Одного из них (офицера) допрашивал представитель разведотдела флотилии на пристани Фуюань.Навопрос;»знали ли Вы в Фуюане о том,что на рассвете 9 августа начнется наступление советских войск в Маньчжурии и,в частности,на Фуюань?» Пленный офицер ответил: «Нет не знали.Подход ваших кораблей и войск к Фуюаню мы не заметили»

По инициативе командира плавбатареи вместе с армейцами была высажена небольшая группа корабельного десанта, возглавляемого старшиной 1 статьи Николаем Голубковым.

На одной из возвышенностей по десанту открыл огонь дот, обстреливаяиз крупнокалиберного пулемета. Наступление десанта было остановлено.Десант начал нести большие потери от огня дота. Николай Голубков и его подчиненный,старший матрос Патрушев, решили незаметно для противника приблизится к доту и забросать амбразуру гранатами..Но ближе чем на расстояние броска гранаты, подобрать не получилось - из-за открытой местности.

Выждав наиболее благоприятный момент,Николай Голубков,бросившись к амбразуре, закинул в нее одну за другой две гранаты. На некоторое время огонь дота прекратился. Этого было достаточно,чтобы наступающие десантники приблизились, окружилидот и заставили его замолчать.

Рядом с Голубковым был Патрушев. Оба они погибли в этом бою. За проявленное мужество и героический поступок старшина 1 статьи Николай Голубков был удостоен звания Героя Советского Союза.

Вместе с Голубковым сошли на берег и мужественно сражались краснофлотцы Петр Попков, Михаил Тюрин, Николай Землин и Макар Пузанов. Эти отважные моряки атаковали японскую казарму, в которой засела большая группа японцев. Открытая атака казармы была рискованной, так как японцы могли легко разделаться с с небольшой группой советских моряков. Петр Попков,прослуживший на флотилии 12 лет, принял верное решение: он расставил своих боевых товарищей в засады вокруг казармы,откуда просматривались и простреливались подступы к зданию, а сам бросился к ближайшей двери и распахнул ее. В первой комнате никого не оказалось. Моряк направился в следующую. Инстинктивно увидел что с улицы,из окна на него нацелена винтовка. Японский солдат выстрелил и ранил Попкова, но тут же был сражен ответным выстрелом. Во второй комнате Попков увидел, как из окна выпрыгивают японские солдаты. Однако скрыться им не удалось, так как они попали под огонь моряков, находившихся в засаде. Вскоре стрельба и взрывы гранат слышались со всех сторон. В жарком бою был смертельно ранен Михаил Тюрин. 19-летний краснофлотец Николай Землин оказался лицом к лицу с японским офицером и в схватке с ним был ранен.С помощью подоспевшего товарища офицер был уничтожен.Бой у казармы завершился полным разгромом японского подразделения.


7,8,9.

Около 8 часов,то есть через полчаса после высадки десанта, узел сопротивления Фуюань был взят,а к 16 часам город был был полностью освобожден от разрозненных групп противника. В боях за Фубань противник потерял до 70 человек убитыми, свыше 100 ранеными и 150 плененными.Наши потери 21 человек убит и 51 ранен.

После боя, тела Голубкова и Патрушева и Тюрина были перевезены на наш берег и временно захоронены на Верхне-Спасской пограничной заставе. А после окончания военных действий с Японией их перевезли в Хабаровск и похоронили на базе КАФ.(Об этом захоронении и памятнике у меня будет отдельный рассказ.)

В наши дни, взору всех находящихся на борту проходящих мимо Фуюаня кораблей,открывается вид на стоящий, на скалистом берегу,высокий обелиск. Он установлен в память погибшим при захвате Фуюаньского узла обороны советским воинам.


10,11,12.Мемориал погибшим совеским войнам в Фуюане.Фотографии thethecooper



13.Фото с сайта Википедия.

За успешную высадку десанта,при захвате Фуюаньского узла, командир канонерской лодки «Пролетарий» старший лейтенант Сорнев Игорь Андреевич получил звание Героя Советского Союза. Канлодка «Пролетарий» стала гвардейской.


14.


15. Командующий Амурской флотилии контр-адмирал Антонов Н.В. награждает личный состав флотилии.Взято.

К концу 20-х годов XX века Советский Союй реально имел лишь Амур-скую военную флотилию. В 1928 г. в составе советского ВМФ появился новый класс кораблей — мониторы. К ним отнесли все амурские башен-ные канонерские лодки, за исключением «Вихря».

В 1927 г. начались работы по их перевооружению и ремонту. На всех четырех кораблях, с ноября 1928 г. переведенных в класс мониторов, сно-ва установили башни, но произвели перевооружение: на «Ленине» (быв-ший «Шторм»), «Красном Востоке» («Ураган») и «Сунь-Ятсене» («Шквал») установили по 8 120-мм орудий в четырех башнях (вместо прежних двух 152-мм в одноорудийных и четырех 120-мм в двухорудий-ных), а на «Свердлове» — 4 152-мм в одноорудийных башнях. Переход на единый калибр облегчил управление огнем. На каждый корабль уста-новили по 2 76-мм, или 40-мм зенитных орудия Виккерса, а взамен обыч-ных мачт — треногие с размещенными на них постами управления ар-тиллерийским огнем.

В 1928 г. флотилия пополнилась авиаматкой «Амур», переоборудован-ной из канонерской лодки «Вихрь» Для этого с него сняли надстройки и все вооружение, тем более что исправной артиллерии на все корабли не хватало. На верхней палубе корабля соорудили большой ангар, в котором размещались 4 гидросамолета МР-1 (поплавковый вариант Р-1), а также не-обходимые ремонтные мастерские и склады. Плавбаза гидроавиации «Амур» имела жилые помещения для команды и летного состава. Откиды-вавшаяся задняя стенка ангара служила для спуска самолетов на воду.

К 1929 г. отремонтировали и ввели в строй мониторы «Свердлов» (быв-ший «Вьюга»), «Красный Восток» (бывший «Ураган»), «Сунь-Ятсен» (быв-ший «Шквал»), «Ленин» (бывший «Шторм»), а также канонерские лодки «Бурят», «Беднота» (бывший «Вогул»), «Пролетарий» (бывший «Вотяк») и «Красное Знамя» (бывший «Сибиряк»). Правда, состав вооружения мо-ниторов изменился. Отчасти это было связано с тем, что в свое время снятая артиллерия на флотилию так и не вернулась. В результате — арт иллерия мониторов стала однородной. Поскольку в наличии оказалось только 4 152-мм орудия, то их установили на «Свердлов», но до 1928 г. эти пушки находились за щитами, так как исправных башен не имелось. «Ле-нин», «Красный Восток» и «Сунь-Ятсен» получили по 4 спаренные 120-мм башни. Кроме этого каждый монитор вооружили двумя 76,2-мм зенит-ными орудиями или 40-мм автоматическими пушками Виккерса.

Изменилось вооружение канонерских лодок «Пролетарий» и «Бедно-та» — на них вместо снятых ранее 120-мм орудий Канэ установили 102-мм пушки с длиной ствола в 60 калибров. Кроме этого они получили вместо 122-мм гаубиц 76,2-мм зенитки Лендера, а «Красное Знамя» — полевую 76,2-мм пушку образца 1902 г. на судовой установке системы лейтенанта Макарова.

В состав Амурской флотилии входили уже известные нам бронекате-ра «Копье» и «Пика», а также «Барс». Последний представлял собой быв-ший моторный катер длиной 17,5 м, построенный в 1908 г. и вооружен-ный 1 37-мм автоматической пушкой системы Маклена и пулеметом. В 1930 г. его разобрали на металл. Бронекатера имели 8-мм бронирование борта, палубы и боевой рубки.

В таком составе Амурская военная флотилия приняла участие в пер-вом после Гражданской войны крупном вооруженном конфликте в 1929 г. на КВЖД. Во время боев советские моряки участвовали в разгроме Сунгарийской военной флотилии. Высаженные с кораблей войска при поддержке корабельной артиллерии завладели городами Лахасусу и Фугдин. За успешные боевые действия Амурская флотилия в 1930 г. удостои-лась ордена Красного Знамени.

Эти события, во-первых, подтвердили необходимость усиления Амур-ской флотилии, так как в том приграничном районе она являлась самой мощной и мобильной группировкой. Во-вторых, помогли командованию ВМФ найти понимание и впоследствии некоторую поддержку у руковод-ства РККА в отношении начала строительства новых речных кораблей. Может быть, именно поэтому при обсуждении кораблестроительных про-грамм вопросов по ним обычно не возникало.

В 1931 г. началось восстановление законсервированных мониторов. Через год два первых из них — «Триандафиллов» («Смерч») и «Вострецов» («Тайфун»), позднее переименованные в «Киров» и «Дзержинский», — всту-пили в строй. Их вооружение также видоизменилось и состояло из 4 130-мм орудий в одноорудийных башнях. В 1934 году вошел в строй последний мо-нитор этого типа — «Дальневосточный комсомолец», некоторое время вы-полнявший роль авианесущего корабля («Амур»). Для его ремонта комсо-мольцы Дальнего Востока собрали 4 млн руб.

При монтаже броневого пояса использовались броневые плиты и обо-рудование с однотипного корабля «Гроза», погибшего во время ледохода в 1921 г. В двухорудийных башнях от 120-мм орудий пришлось размещать по 1 новому 130-мм, что потребовало заделки двух амбразур и устройства одной в центре. Водоизмещение мониторов увеличилось, поэтому для сохранения прежней скорости двигатели заменили более мощными.

Дальнейшее усиление Амурской флотилии шло путем ввода в начале 30-х г. в строй оставшихся 3 мониторов типа «Шквал»: «Дальневосточ-ный комсомолец» (бывшая плавбаза «Амур»), «Дзержинский» (бывший «Тайфун») и «Киров» (бывший «Смерч»). Так как для монитора «Киров» штатной артиллерии не досталось, его вооружили четырьмя 130/55 од-ноорудийными башнями. В 1932 г. вступили в строй отремонтирован-ная канонерская лодка «Монгол» и первые советские бронекатера «Тре-вога» и «Партизан» (во время войны с Японией они будут называться БК-91 и БК-92).

О пограничных катерах проекта 12130 из состава Амурского дивизиона пограничных кораблей Береговой охраны России . Интереный рассказ и шикарная фотоподборка илллюстрирующая постройку катеров и последующую службу на Уссури и Амуре.От себя только добавлю,что Краснознаменная амурская флотилия расформирована в 1953. Организованная в 1998 году на базе 49 Див РЧК (после передачи пограничникам) Амурская пограничная флотилия,тоже ушла в прошлое, после многочисленных реорганизаций и отправки в металлолом большинства кораблей и катеров флотилии.Сами Огоньки(по отзывам моряков служивших на других типах речных военных судов)- неудачный для Амура и Уссури проект.Разработанные для службы на реках Средней Азии, с высокими надстройками,неустойчивые и тихоходные.С неудобными условиями обитаемости для экипажа.Но наиболее современные катера,из несущих службу на речной границе.

Оригинал взят у evshukin в

13:10 08.01.2016 Боевые "Огоньки" Амурской флотилии

Зима. Амур скован льдом, но хочется вспомнить его водную гладь и огромные речные пространства, простирающиеся до соседствующего Китая. Именно по причине близкого расположения сопредельного государства, для дальневосточников могучая река является границей, а рубежи страны надо защищать, ну или показывать иностранцам, что у нас есть мощь и соваться без разрешения категорически противопоказано. Для охраны государственной границы в составе Амурского дивизиона пограничных кораблей Береговой охраны России есть суда различных моделей. Одними из них являются артиллерийские катера проекта 12130 "Огонек". Данные корабли хабаровчане и гости города могли видеть стоящими на своем боевом посту на рейде напротив центральной набережной ближе к левому берегу реки. Катера серии "Огонек" предназначены для охраны и обороны государственной границы на реках и озёрах и выполняют следующие задачи: - уничтожение боевых катеров, огневых точек, боевой техники и живой силы противника; - огневая подготовка высадки десанта и огневое сопровождение действий десанта на берегу; - охрана транспортов на переходе и стоянке и т. п. при волнении до 3 баллов.

История создания кораблей началась еще в конце 80-х годов прошлого века. Именно тогда в Зеленодольском ПКБ был создан проект боевой машины. Но наступивший развал СССР заставил положить чертежи на полку и только после 1991 года они вновь увидели свет. Позднее бумаги были переданы на Хабаровский судостроительный завод, где и началось производство катеров данной серии.

Всего на воду было спущено 4 корабля. Все они остались на дальневосточной земле и вошли в состав Амурской речной флотилии. ПСКР-200 (заводской №301) появился в строю в 1998 году. В 2003 году у корабля появилось собственное имя - "Адмирал Казакевич". ПСКР-201 (заводской №302) введен в строй 8 августа 2001 года.

ПСКР-202 (заводской №303) был спущен на воду 3 мая 2006 года, но документально введен в строй только 2 февраля 2007 года под бортовым №030.

Последним в серии стал ПСКР-203 (заводской №304). Ввод корабля в строй состоялся 10 сентября 2010 года. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Водоизмещение, т. ........................... 91 Длина, м. ........................................ 33,4 Ширина, м. ....................................... 4,2 Высота борта, м. ........................... 2,1 Осадка, м. ....................................... 0,81 Скорость хода, км\ч. ..................... 37,5 Дальность плавания, км. ............... 500 Автономность, сутки........................ 6 Мореходность, баллы......................... 3 Экипаж,чел. ...................................... 17 (2 офицера) Боевой корабль спроектирован таким образом, что при своем немаленьком весе он имеет очень маленькую осадку и способен проплыть там, где человеку вода будет доходить до пояса, а также подходить вплотную к берегу. Высокая скорость достигается работой двух тысячесильных двигателей.

Основным вооружением катеров серии "Огонек" являются две 30-мм шестиствольные автоматические корабельные установки АК-306. Они способны поражать воздушные цели на дальности до 4000 м., а легкие надводные суда на дистанциях до 5000 м. Кроме этого на борту находится переносной зенитный ракетный комплекс "Игла".

На ПСКР-201 и ПСКР-202 АК-306 в носовой части заменили на спаренный 12,7мм крупнокалиберный пулемет "Утёс-М", посчитав, что данная модификация лучше предназначена уничтожения живой силы противника.

Мы привыкли видеть с экранов телевизоров высокотехнологичные военные системы с массой мониторов, электронных систем и огромными рядами моргающих кнопок. В реальных боевых условиях самые простые системы являются самыми надежными. На корабле они управляются массой тумблеров и переключателей. Информация выводится не на компьютерные мониторы, а на проверенные временем приборы со стрелками и шкалами.

В 1941 году в виду опасности вступления в войну против Советского Союза империалистической Японии с Запада СССР на Восток перебрасывали личный состав и технику. Амурская флотилия, не смотря на высокую боевую готовность, была укомплектована процентов на 80, что и вызывало озабоченность Сталина.

Так сталось, что судьба забросила моего отца, уроженца Кубани, в первые же месяцы войны на Дальний Восток, в Краснознаменную Амурскую флотилию. В своих редких рассказах о войне папа вспоминал далекие Хабаровск и Харбин.


Старая фотка. 1926 год. ст. Медведовская, Краснодарский край.
Отец с мамой, Марфой Емельяновной Шакун.


Дед мой, Иван Алексеевич Шакун, погиб на Кубани в середине 20-х прошлого века.
В этой связи все свои письма с фронта отец адресовал маме, моей бабушке.

1918. Деду 22 года.

Лето 1941 года. Отец с мамой (моей бабушкой) сделали карточку на память
перед его отправкой на фронт.


Подпись на карточке:
Весна 1942 года, АКФ. "Матушке на память от сына и его друга".
К сожалению фамилия друга не указана.






Иван Иванович Шакун в возрасте двадцати лет. АКФ, 01.04.1942 года.

АКФ, 14 апреля 1943 года.

Обратная сторона предыдущей карточки.
АКФ, 14 апреля 1943 года.

Слева Иван Иванович Шакун.
Имени второго моряка не знаю.
17.12. 1944 года.


Военный совет:)
1944 год.
Отец третий слева.


Конец 1945 года.
Верхний ряд - Алексей Шакун и Иван Шакун.
Дедов после 20-х годов в нашей семье не осталось,
в этой связи с фронта пришедших встречали жены, матери и тёти.
Семейная фотография.
Моя бабушка, нижний ряд в центре, после смерти своего мужа в период коллективизации,
так и не вышла замуж.
Доложу я вам, женщина была добрая но жесткая. Царство ей Небесное.


Отца я похоронил 22 августа 2002 года. Он прожил чуть больше 80 лет. Духом был очень крепок.

1964 год.
Мама, старший брат Игорь, тетя Люся (сестра мамы, учасница обороны Ленинграда, зенитчица) и отец.
Меня в ту пору ваще не было. Я родился в 1968. Уж и не знаю.... Респектуха бате.
Отец прожил несколько жизней.


Сухие факты:

Военные моряки в освобождении Северо-Восточного Китая

В разгроме Квантунской армии и освобождении Северо-Восточного Китая от японских захватчиков вместе с советскими войсками на Дальнем Востоке приняли активное участие военные моряки Тихоокеанского флота и Краснознаменной Амурской флотилии. Успеху Маньчжурской операции 1945 г. во многом способствовали успешные боевые действия Тихоокеанского флота и войск 1-го Дальневосточного фронта по овладению в короткие сроки основными портами и военно-морскими базами противника на Ляодунском полуострове (Порт-Артур и Дальний) и в Северной Корее, что привело основные силы Квантунской армии к полной изоляции от собственной метрополии, лишило их возможности переброски резервов и эвакуации.

Главным командованием советских войск на Дальнем Востоке на Краснознаменную Амурскую флотилию была возложена весьма сложная и ответственная задача - обеспечить форсирование р. Амур войсками 2-го Дальневосточного фронта и содействовать их наступлению в Сунгарийской и Сахалянской операциях.

Следует заметить, что р. Амур - крупнейшая водная коммуникация Дальнего Востока, судоходная почти па всем ее протяжении (более 2800 км). Полноводны и ее притоки - Сунгари и Уссури. На важнейших направлениях вдоль государственной границы СССР с Северо-Восточным Китаем, пролегающей преимущественно по Амуру и Уссури, противник создал сильные укрепленные районы. Главные из них были: Сахалянский (напротив Благовещенска), Сунгарийский (прикрывающий вход в р. Сунгари) и Фуцзинский (в 70 км от устья Сунгари, защищавший подступы к Харбину). Укрепленные районы состояли из связанных ходами сообщения узлов сопротивления и опорных пунктов, основу которых составляли доты, дзоты, железобетонные сооружения. Краснознаменная Амурская флотилия (командующий контр-адмирал Н. В. Антонов) к началу военных действий имела в своем составе до 150 боевых кораблей и катеров и значительно превосходила по боевому составу и вооружению Сунгарийскую речную военную флотилию японцев.

В Сунгарийской операции, которой руководил командующий 15-й армией генерал-лейтенант К. С. Мамонов, успешно действовали 1, 2 и 3-я бригады речных кораблей (их командиры соответственно - капитан 1-го ранга В. А. Кринин, капитан 1-го ранга Л. Б. Танкевич и капитан 2-го ранга А. В. Фадеев).

9 и 10 августа 1945 г. войска 15-й армии и 5-го отдельного стрелкового корпуса успешно форсировали реки Амур и Уссури, захватили все острова на Амуре и очистили от противника противоположные берега этих рек в 120-километровой полосе от устья р. Сунгари до устья р. Хор и овладели городами Лубэй, Тунцзян, Фуюань, а также узлами сопротивления Сунгарийского укрепленного района. В результате была создана возможность нашим войскам стремительно продвигаться на харбинском направлении.

Большую роль сыграли личный состав и боевые корабли Краснознаменной Амурской флотилии.

В короткий срок через Амур были переправлены десятки тысяч людей, огромное количество боевой техники и различного военного имущества. Вместе с воинами армий моряки-амурцы мужественно сражались с врагом. Они шли в авангарде наступающих войск, метким артиллерийским и пулеметным огнем кораблей подавляли огневые точки противника на берегу и прокладывали путь десантникам.

В бою за г. Фуюань отличились личные составы канонерской лодки "Пролетарий" (командир старший лейтенант И. А. Сорнев) и бронекатеров - под командованием старшего лейтенанта К. С. Шнянина, лейтенанта П. С. Семеняка и младшего лейтенанта С. Ф. Якушенко. Под огнем противника они быстро высадили десант на берег и меткой стрельбой с кораблей обеспечили успешное выполнение десантниками захвата города.

В этом бою героический подвиг совершил старшина 1-й статьи коммунист Николай Голубков. Участвуя в десанте вместе с солдатами 630-го стрелкового полка, при атаке одного из объектов противника он уничтожил гранатами вражескую огневую точку. Тем самым создалась возможность быстрого продвижения вперед нашими десантниками. Но при этом он был смертельно ранен. Указом Президиума Верховного Совета СССР Н. Н. Голубкову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Тепло встречали своих освободителей жители г. Фуюаня. Толпы их шли к набережной, где стояли наши корабли, их лица светились радостью. Они горячо приветствовали и благодарили советских солдат и матросов за освобождение от японских колонизаторов.

На памятнике, сооруженном в Фуюане местными жителями в память о погибших советских моряках, была сделана глубоко символическая надпись: "Навеки останутся в сердцах китайского народа советские воины-освободители".

Каждый советский воин, вступив на китайскую землю, хорошо знал, что он выполняет высокий интернациональный долг, борется за освобождение китайского народа от японских угнетателей, и это находило благодарный отклик в сердцах китайских тружеников.

Упорные бои развернулись за овладение фунцзиньским укрепленным районом и г. Фунцзинь. Утром 11 августа под прикрытием огня корабельной артиллерии к причалам на полном ходу подошли бронекатера 1-й бригады речных кораблей, быстро отшвартовались и высадили штурмовую роту. Вслед за ними с монитора "Сунь Ятсен" (командир капитан 3-го ранга В.Д. Корнер) был высажен 3-й батальон 364-го стрелкового полка. Одновременно с мониторов были направлены корабельные десанты для прикрытия с тыла наступающих войск.

Бой был напряженным. Японцы встретили десант мощным огнем артиллерии, минометов и пулеметов. Враг яростно сопротивлялся, неоднократно переходил в контратаки, но выдержать натиск советских войск не смог. Героизм советских воинов был массовым. Каждый старался как можно лучше выполнить поставленную ему боевую задачу.

Наши боевые корабли-мониторы, вооруженные 130-мм пушками и реактивной артиллерией, имели преимущество перед японской артиллерией, калибр которой не превышал 75 мм. Против их огня не могла устоять ни одна из огневых точек неприятеля. Например, монитор "Сунь Ятсен" уничтожил и подавил 5 дотов, 12 дзотов, 6 минометных батарей, уничтожил склад с боеприпасами и большое число японских солдат и офицеров.

Большую помощь десантникам оказывали и бронекатера, которые подходили вплотную к берегам и в упор расстреливали огневые точки и живую силу противника.

Наши корабли не давали передышки отступавшим войскам противника. 16 августа при их активной поддержке наши войска овладели г. Цзямусы, за что получили благодарность Военного совета 2-го Дальневосточного фронта. Ликвидируя очаги вражеского сопротивления, корабли флотилии продолжали успешно двигаться вверх по Сунгари на соединение с высадившимся 18 августа в Харбине воздушным десантом.

В пути от Саньсина до Харбина население сел и деревень, завидев наши корабли, толпами собиралось на берегу с красными флагами и тепло приветствовало советских моряков. Утром 20 августа корабли Краснознаменной Амурской флотилии прибыли в Харбин. Набережная Харбина на многие километры была заполнена людьми. Тысячи китайцев с цветами, транспарантами и флагами приветствовали своих освободителей. Вскоре на центральной площади состоялся парад советских моряков. Отряды амурцев четким шагом прошли по улицам города под бурные овации жителей. День вступления советских моряков в Харбин превратился в большой народный праздник.

Активно действовали военные моряки и в Сахалинской наступательной операции. В течение 10 и 11 августа с кораблей Зее-Буреинской бригады (командир бригады капитан 1-го ранга М. Г. Воронков) успешно были высажены десанты войск 2-й Краснознаменной армии (командующий генерал-лейтенант танковых войск М. Ф. Терехин) в районе городов Сахалян, Айгунь и Цикэ. Таким образом на правом берегу Амура были созданы три крупных плацдарма, и дальнейшее развитие операции зависело от того, насколько быстро сюда будут переброшены основные силы армии. Эта задача была возложена на моряков Краснознаменной Амурской флотилии, и они с честью ее выполнили.

С 10 августа по 1 сентября корабли флотилии и суда Верхне-амурского пароходства перевезли из Благовещенска в Сахалин 22845 человек, 1459 автомашин, 161 танк, 116 бронемашин и тягачей, 429 орудий и минометов, свыше 4 тыс. т различных грузов.

За это же время через другую переправу из села Константиновка в Хадаган (110 км ниже Благовещенска) было перевезено 64861 человек, 460 орудий и минометов, 3800 автомобилей и тягачей, 14 330 т различных грузов.

Все это способствовало стремительному продвижению армии в центральные районы Маньчжурии.

Население освобожденных городов сердечно встречало советских воинов. В Сахалине, когда наши корабли подошли к пристани, к ним устремились тысячи китайцев. Многие из них несли в руках красные флаги и флажки. Стихийно возник митинг. Выступивший на митинге капитан 1-го ранга М. Г. Воронков сказал, что советские войска пришли к ним не как завоеватели, а как друзья, чтобы помочь им освободиться от японского господства. Выступление было выслушано с большим вниманием. Митинг сопровождался бурным ликованием и приветственными возгласами в честь советских воинов-освободителей.

В боях с японскими интервентами солдаты и офицеры Краснознаменной Амурской флотилии показали высокую боевую выучку, дисциплинированность, мужество, высокое понимание освободительной миссии.

В ходе операции корабли были единственным средством, обеспечивающим высокий темп продвижения сухопутных войск. Они постоянно находились в авангарде наступающих частей и за 12 суток прошли с боями от Фуюаня до Харбина 930 км, из них свыше 700 км по Сунгари.

Боевые действия флотилии получили высокую оценку советского командования. Командующий 2-м Дальневосточным фронтом генерал армии М. А. Пуркаев в приказе отметил: "Краснознаменная Амурская флотилия, выполняя приказ Верховного Главнокомандования, в тесном взаимодействии с войсками 2-го Дальневосточного фронта содействовала решительной победе над империалистической Японией. Корабли флотилии, являясь авангардом войск 2-го Дальневосточного фронта, форсировали такие водные преграды, как реки Амур, Уссури и Сунгари, и тем самым ускорили захват сильных опорных пунктов японцев и городов Маньчжурии".

За боевые заслуги в войне против империалистической Японии 3315 матросов, старшин и офицеров флотилии были награждены орденами и медалями. Контр-адмиралу Н. В. Антонову, капитану 1-го ранга М. Г. Воронкову, капитану 3-го ранга В. Д. Корнеру, капитан-лейтенанту И. А. Сорневу и И. А. Хворостьянову, капитану С. М. Кузнецову и старшине 1-й статьи Н. Н. Голубкову было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Все четыре бригады речных кораблей флотилии были награждены орденами и получили почетные наименования: 1-я Харбинская Краснознаменная, 2-я Амурская Краснознаменная, 3-я Уссурийская ордена Нахимова и 4-я Амурская ордена Ушакова.

На заключительном этапе Маньчжурской операции вслед за воздушным десантом армейских частей в Дальний и Порт-Артур под командованием генерал-лейтенанта авиации Е. Н. Преображенского были высажены с морских самолетов типа "Амфибия" десанты военных моряков Тихоокеанского флота.

Советских солдат и военных моряков китайское население Дальнего и Порт-Артура встретило очень дружелюбно. В эти дни улицы городов заполнили тысячи оживленных и радостных людей. Китайцы старались оказать всяческое содействие нашим частям. Так, например, при посадке первых самолетов па воду в портах Дальний и Порт-Артур китайцы быстро подали катера и шхуны для высадки на берег. Повсюду раздавались приветственные возгласы в честь Советской Армии и Военно-Морского Флота. А когда вскоре в Порт-Артур пришли наши боевые корабли, город буквально преобразился. Весть о прибытии советских военных кораблей молниеносно облетела город. В порт стали стекаться толпы китайцев с флагами и транспарантами. Они бурно приветствовали советских солдат, матросов и офицеров - своих освободителей от японских колонизаторов.

В первые же дни нашего пребывания в Порт-Артуре командование созданной в городе военно-морской базы (командир базы контр-адмирал В. А. Ципанович) установило с местной администрацией и китайским населением самые дружественные отношения. Учитывая нужду населения в продуктах питания и товарах широкого потребления, командование базы пошло навстречу просьбам местных властей и безвозмездно выделило из своих запасов значительное количество продуктов питания, тканей и различных материалов.

В городе и в клубах базы постоянно организовывались совместные концерты художественной самодеятельности, выступления советских и китайских артистов, просмотр советских кинофильмов. Систематически проводились спортивные игры и соревнования.

Мне хорошо запомнилось, как население Порт-Артура, полное чувств признательности и благодарности Советской Армии и Военно-Морскому Флоту за свое освобождение, приняло горячее участие в праздновании 28-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.

В эти дни китайцы не работали, всюду чувствовалось праздничное настроение. 7 ноября на площадях города собралось большое количество людей в праздничных одеждах, с красными повязками на рукавах. Всюду были вывешены советские и китайские флаги. Не прекращалось массовое шествие но улицам города. Непрерывно раздавались приветственные возгласы в честь советского народа, его армии и флота.

В Дальнем и Порт-Артуре на судоремонтных предприятиях и в различных мастерских и учреждениях армии и военно-морской базы работало значительное число китайских рабочих. За свой труд они получали такую же оплату, как и советские рабочие. При разговорах с нами китайские рабочие благодарили советских людей за предоставленную им работу, за братское к ним отношение. Надо было видеть, какими радостными, приветливыми улыбками светились их лица.

Второй экспедиции под руководством атамана Е. П. Хабарова , которая вышла на Амур в 1650 году также на стругах , удалось на время создать русские поселения по Амуру, но после неудачных военных действий с цинским Китаем в г. по условиям неравноправного Нерчинского мира русские были вынуждены оставить Амур на 160 лет.

По Амуру и его притокам с 1860-х гг. ходили частные и казённые пароходы, часть из которых принадлежала Военному ведомству и могла вооружаться: «Зея», «Онон», «Ингода», «Чита», «Константин», «Генерал Корсаков». На Амуре также находились невооружённые пароходы Сибирской флотилии «Шилка», «Амур», «Лена», «Сунгача», «Уссури» , «Буксир», «Польза», «Успех», винтовые баркасы и баржи. Пароходы, в основном, занимались хозяйственными перевозками и снабжением. К концу XIX века по Амуру и притокам ходили 160 паровых судов и 261 баржа .

Первое соединение появилось в - гг., хотя оно и не было военно-морским.

Для обороны линии границы, обслуживания казачьих станиц , расположенных на берегах Амура, Уссури и Шилки , была создана Амурско-Уссурийская казачья флотилия . Состояла она первоначально из пароходов «Атаман» (флагман), «Казак Уссурийский», парового катера «Дозорный», барж «Лена» и «Булава». В экипажах числились забайкальские , амурские , уссурийские казаки . Старший командир (должность, приравненная по статусу к должности командира отдельной казачьей сотни) до г. - Лухманов, Дмитрий Афанасьевич . Финансирование флотилии было определено из средств сразу двух казачьих войск - Амурского (8976 руб. в год) и Уссурийского (17423 руб. в год) . Также казаки заготовляли дрова и уголь для судов флотилии (с 1898 года на оплату их поставок выделялись 20 % выручки от частных рейсов), но с 1904 года эта повинность была заменена выплатой из войсковых капиталов (2156 руб. в год с Амурского и 4724 руб. с Уссурийского войск) .

Флотилия базировалась на реке Иман и подчинялась Приамурским казачьим войскам и довольно успешно защищала русских подданных от нападений китайских хунхузов , осуществляла перевозку грузов и пассажиров до 1917 года .

В 1930-х годах в ходе масштабной кампании по освоению Дальнего Востока существенно улучшилась база флотилии. В Хабаровске в 1932 году открылся судостроительный завод «Осиповский затон» (ССЗ № 368, впоследствии судостроительный завод им. С. М. Кирова). С 1934 года интересы Речфлота обслуживал Сретенский судостроительный завод, созданный в Кокуе на базе небольших гражданских верфей и филиалов заводов. Для Военно-Морского Флота и пограничников этот завод строил вспомогательные суда и катера. Но крупнейшим судостроительным предприятием на Амуре стал судостроительный завод № 199 им. Ленинского Комсомола (ныне Амурский судостроительный завод) в г. Комсомольск-на-Амуре , строивший корабли с 1935 года. Ремонтные базы действовали в Хабаровске и Комсомольске.

27 июня 1931 года флотилия переименована в Амурскую Краснознаменную военную флотилию . В предвоенные годы, с 1935-1937 гг. стала активно пополняться специальными речными военными кораблями новой постройки. В их число вошёл один из первенцев советской мониторной программы - монитор «Активный» (1935 год), большие «амурские» бронекатера проекта 1124 (БКА пр. 1124) с двумя танковыми башнями (или с одной башней и установкой типа «Катюша») и малые «днепровские» бронекатера проекта 1125 с одной танковой башней. Первых к 1945 году насчитывалось 31, вторых - 42. Кроме того, к 1941 году флотилия пополнилась восемью канонерским лодками, переоборудованными из речных пароходов, а также минным и боно-сетевым заградителями, речными тральщиками, минными катерами, плавучими зенитными батареями и другими необходимыми судами.

Ко времени зенита своей военной мощи в 1945 году флотилия состояла из 1-й, 2-й и 3-й бригад речных кораблей с базированием в Хабаровске (каждая бригада состояла из 2-3 мониторов или двух дивизионов по 2-4 канонерских лодок, двух отрядов бронекатеров по 4 единицы, дивизиона из 4 тральщиков, одного-двух отрядов катерных тральщиков и отдельные корабли), а также Зейско-Буреинской бригады речных кораблей с базированием на Благовещенск (1 монитор, 5 канонерских лодок, два дивизиона бронекатеров, всего 16 БКА, дивизион из 3 тральщиков, отряд катерных тральщиков, два отряда глиссеров), Сретенского отдельного отряда речных кораблей (8 бронекатеров в двух отрядах и два глиссера), Уссурийского отдельного отряда из 3 бронекатеров с базированием в Имане , Ханкайского отдельного отряда из 4 бронекатеров и Охраны рейдов главной базы флотилии. Амурская речная флотилия располагала девятью отдельными дивизионами зенитной артиллерии, на вооружении которых состояло 28 76-мм орудий, 18 40-мм зенитных автоматов «Бофорс» и 24 20-мм зенитных автоматов «Эрликон». Кроме этого флотилия располагала собственными ВВС в составе истребительного полка, отдельных эскадрильи и отряда. Всего имелось 27 ЛаГГ-3 , 13 Фуюань , Сахалян, Айгунь, Фуцзинь, Цзямусы и Харбин , обстреливала японские укрепленные сектора, захватила в Харбине корабли Сунгарийской речной флотилии Маньчжоу-Диго .

После войны флотилия пополнилась трофеями, среди которых наиболее ценными стали четыре канонерских лодки японской постройки, ранее принадлежавших маньчжурской Сунгарийской флотилии. Кроме того в строй вступили 40 новых, более защищённых и с лучшим вооружением, бронекатеров проекта 191М, которые поистине могли считаться «речными танками». Наконец для устья Амура в 1942-1946 гг. были построены три мощных монитора проекта 1190 (типа «Хасан») , которые короткое время состояли и в Амурской флотилии. Тем не менее, с начала 1950-х гг. в СССР начинается упадок речных флотилий. Для них не строятся новые корабли. Не последнюю роль сыграло и образование в 1949 году первоначально дружественной Китайской Народной Республики . К 1955-1958 гг. все имеющиеся речные военные флотилии были расформированы, а входившие в их состав корабли и катера пошли на слом. Это было недальновидно, так как бронекатера не требуют для сохранения больших затрат - их легко хранить на берегу в законсервированном виде, как некогда хранилось огромное количество танков, артиллерии и автомобилей. Амурская флотилия была расформирована в августе 1955 года . Вместо неё создана Краснознаменная Амурская военно-речная база Тихоокеанского флота .

ПСКР-200, ПСКР 4-го ранга (артиллерийский катер проекта 12130 «Огонёк»)

Катер проекта 14081М «Сайгак», принадлежит Федеральной таможенной службе.

С началом 1960-х годов отношения СССР и Китая стали резко ухудшаться. Беззащитность реки Амур стала настолько очевидной, что военное руководство страны было вынуждено срочно возрождать военно-речные силы. В 1961 году создана Амурская бригада (впоследствии дивизия ) речных кораблей ТОФ . Для неё пришлось строить новые корабли: основу речных сил составили артиллерийские катера проекта 1204, которых в 1966-1967 гг. построили 118 ед., а также 11 малых артиллерийских кораблей проекта 1208, построенных в 1975-1985 гг. Первые должны были стать заменой прежних бронекатеров, вторые - речных мониторов. Однако, по мнению специалистов и военных, полноценной замены не получилось: если бронекатера пр. 191М создавались именно для войны как «речные танки», то новые артиллерийские катера скорее представляют собой патрульные катера мирного времени с противопульной защитой. МАКи пр. 1208 по разным причинам получились также не очень удачными. Кроме того, специально для пограничников в 1979-1984 гг. построили одиннадцать пограничных сторожевых кораблей проекта 1248 (на основе МАК пр. 1208), а для штабных и управленческих целей - в те же годы восемь ПСКР Амурская пограничная речная флотилия . В 2003 году разрезаны на металлолом МАКи (малые артиллерийские корабли), часть десантных кораблей «Мурена» (остальные проданы Южной Корее) . По состоянию на 2008 год кроме нескольких десятков пограничных сторожевых кораблей (например, проекта 1248 «Москит») и катеров, от Амурской военной флотилии уцелел только один военный корабль - малый артиллерийский корабль «Вьюга» . В 2009 году за Пограничной службой на Амуре числилось 15 (возможно уже списаны), 1 речной малый артиллерийский корабль проекта 1208 «Слепень», от 7 до 9 речных артиллерийских катера проекта 1248.1 «Москит», 8 речных бронекатеров управления проекта 1249 и 3 артиллерийских бронекатера проекта 12130 «Огонек» .

Расформирована 11 ОБРПСКР (Джалинда), Дивизион ПСКа в составе Сковородинсого ПОГО

ПСКР проекта 1248, ПСКР проекта 1249, 18 ПСКР проекта 1204, ПСКА проекта 1408.1, ПСКА проекта 371

2 ПСКР проекта 1248, 2 ПСКР проекта 1249, ПСКР проекта 1208, 12 ПСКР проекта 1204, ПСКА проекта 1408.1, ПСКА проекта 371, 3 МАКа, 2 «Сайгака», 3 танкера (2 больших и 1 маленький), 2 самоходные баржи, 1 невооружённый речной катер, 2 танковоза

ПСКа разных проектов, ПМКа проекта 1398 «Аист», а также группа ПМКа в пос. Приаргунск (подчиняется командиру ОДнПСКа)