Презентация по русскому языку к уроку "степени сравнения наречий". Тема

1. Добрые умирают, да дела их живут. 2. Прежде смерти не умереть. 3. Собирай по ягодке – наберешь кузовок. 4. Ешь горькое, доберешься и до сладкого. 5. Скупые – что пчелы: мед собирают, да сами умирают. 6. Кого слова не берут, с того шкуру дерут. 7. Чуть жив, чуть жив, а все не помер. 8. Шел бы воевать, да лень сабли вынимать. 9. Пот ключом льет, а жнец свое берет. 10. По росту одежку прибирай! 11. Не боги же и горшки обжигают. 12. Скупые умирают, а дети сундуки отпирают.

4. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ

С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ (О/А) :

-ЗАР- // -ЗОР-, -ГАР- // -ГОР-, -КАС- // -КОС(Н)-,

- ПЛАВ- // -ПЛОВ-, -РАСТ-, -РАЩ- // -РОС-, -КЛАН- // -КЛОН-,

-ТВАР- // -ТВОР-, -МАК- // -МОК- (-МОЧ-), -РАВН- // -РОВН-,

-ЛАГ- // -ЛОЖ-, -СКАК- // -СКОЧ-

В Н И М А Н И Е! Используя таблицы, вспомните правила написания чередующихся гласных О / А в корнях слов.

● Правописание корней -ЗАР- // -ЗОР- , -ГАР- // -ГОР-

Под ударением

Без ударения

-ЗАР- -ЗОР-

зарево
зорька

-ЗАР-

зарница
озарение

-ГАР-

И с к л ю ч е н и я:

загар
огарок

-ГОР-

загорел
горелый

при гар ь, из гар ь, вы гар ки

О/А в безударных корнях -КАС- // -КОС-

О - А в безударных корнях -ПЛАВ- // - ПЛОВ-

О/А в безударных корнях -РАСТ- (-РАЩ-) // -РОС-

А – перед СТ, Щ

-РАСТ- (-РАЩ-)

возраст
растить
приращение

О – перед остальными

-РОС-

заросли
вырос

И с к л ю ч е н и я:

от рас ль, рост ок, рост овщик, Рост ов, Рост ислав

О/А в безударных корнях -КЛАН- // -КЛОН- ,-ТВАР- // -ТВОР-

Под ударением

Без ударения

-КЛАН- -КЛОН-

кланяться
поклон

-КЛОН-

наклонять
склонение

-ТВАР- -ТВОР-

И с к л ю ч е н и е:

тварь
творчество

-ТВОР-

творить

у твар ь

О - А в безударных корнях -МАК- // -МОК- (-МОЧ-) ,

-РАВН- // -РОВН-

-МАК-

"погружать в жидкость"

макать сухарь в чай

-МОК-

(-МОЧ-)

в словах со значением "пропускать жидкость; терять свои качества, находясь долгое время в воде"

непромокаемый
вымокнуть

-РАВН-

"равный, наравне, одинаковый"

подравнять –

сделать равным
уравнение

-РОВН-

"прямой, гладкий, ровный"

заровнять

исключения

ров есник, по ровн у, у ров ень, равн ина, равн яйсь

О/А в безударных корнях -ЛАГ- // -ЛОЖ-

А – перед Г

-ЛАГ-

полагать
прилагательное

О – перед Ж

-ЛОЖ-

положить

предложить

изложить

И с к л ю ч е н и е:

по лог

О/А в безударных корнях -СКАК- // -СКОЧ-

Упражнение № 23. Ответьте на вопросы. Ответы подкрепите правилами.

А. В каких словах надо вставить А?

З_рница; благотв_рительный; обг_релый; к_сательная; оз_рить.

Б. О ?

В. В каких словах надо вставить А ?

Р_стительность; распол_жение; неприк_саемый; выск_чка; сл_гаемые; пром_кательная бумага; попл_вки удочек; р_внинный ландшафт; обм_кнуть перо в чернильницу; ср_внительный оборот.

Г. В каких словах надо вставить О?

Водор_сли; подр_стковый; изл_гались; ск_калка; выр_щенный; знаменитый пл_вец; непром_каемый плащ; квадратное ур_внение; пропл_вавшие корабли; место пор_внее.

Упражнение № 24. Продолжите сказку, расскажите, как корни вышли из затруднительного положения.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были в избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного различались. Одной-единственной буквой. Это были корни -гор-, -гар- . Все дела они делили пополам. -Гор- работал в безударном положении, а -гар- принимал весь удар на себя: он трудился под ударением.

Если в предложении встречались слова гореть, горелки, пригореть , то корень -гор- бежал на службу, а если в предложении оказывались слова загар, угар, огарок , то торопился корень -гар- .

Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и гора благополучию братьев. Решили разрушить их покой.

– Мы твои истинные братья, – нашептывали они корню -гор- . – Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горе, горевать, горец, гористый . Бери нас в свою семью, а корень -гар- гони подальше.

Засомневался корень -гор- : и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть?

Помогите корню -гор- !

Как можно помочь корню -гор- выйти из затруднительного положения?

Упражнение № 25. Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной О – А в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы.

К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы, соприк_сновение.

Упражнение № 26. Перепишите пословицы и поговорки, объясните правописание корней.

1. Кто добро тв_рит, того Бог благословит. 2. Кому сг_реть, тот не утонет. 3. Некуда прикл_нить буйной головушки. 4. Доведется ж и коту с печи соск_чить. 5. Не выр_сла та яблонька, чтоб ее черви не точили. 6. Деньги – что каменья: тяжело на душу л_жатся. 7. Р_стовщики на том свете каленые пятаки голыми руками считают. 8. Дождь вым_чит, солнышко высушит, буйны ветры голову расчешут. 9. Овца руно р_стит, а скупой деньги копит – не про себя. 10. Подр_стешь – свое наживешь. 11. Исподволь и сырые дрова заг_раются. 12. З_ря деньгу родит. 13. Хозяйка лежит – и все лежит; хозяйка с постели – и все вск_чили. 14. Каково дерево, такова и отр_сль. 15. Не откормить коня сухопарого, не отр_стить дерева суховерхого. 16. Девичья краса до возр_сту, молодичья до веку. 17. Дрова г_рят с треском – к морозу. 18. Бог по силе крест нал_гает. 19. Чем лаптю кланяться, так уж покл_нюсь сапогу. 20. Выр_с лес, так выр_сло и топорище.

Упражнение № 27. Спишите, расставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора орфограммы в корне.

Отл_жить, пол_жить, прил_жить, предпол_гать, изл_гать, распол_житься, вл_дение, сл_гаемые, пол_г, предпол_жить; выр_сли, зар_стать, зар_сло, р_сток, недор_сль, подр_сти, возр_ст, подр_стать, р_стения, р_стущий, выр_щенный, отр_сль, Р_стов, водор_сли; зап_рать, зам_реть, соб_рать, расст_латься, выт_реть, бл_снуть, прид_раться, выж_гать, бл_стательный, зан_мать, пон_мать, нач_нать, выж_чь, взб_раться, проб_раться, пост_лить, отб_рать, заж_гать, соч_тать, соч_тание, ч_та, выч_тать, выч_сть; к_саться, прик_снуться, прик_сание, к_снуться, прик_сновение, прик_саться, к_сательная, неприк_сновенный; г_реть, заг_релый, заг_р, г_релый, уг_реть, разг_раться, подг_рать, дог_реть, уг_рный газ, заг_реть, выг_реть, перег_реть, наг_р; м_кать в сметану, непром_каемый плащ, вым_кнуть под дождем, обм_кнуть кисть, обувь пром_кает; ср_внить числа, р_вносторонний, все р_вно, р_вняйтесь, р_внина, р_внять грядки, ур_вень, р_весник, пор_вну, подр_внять волосы, ур_внять условия, ср_внение; ск_кать, подск_чить, ск_чок, ск_чу, выск_чка; попл_вок, пл_вчиха, пл_вец, пл_вучесть, пл_вун, жук-пл_вунец; скл_нить, скл_нение, накл_нить, кл_няться, тв_рец, утв_рь, покл_ниться; з_ря, з_рька, з_рево, оз_рение, з_рянка, з_ревать.

Упражнение № 28. А. З апишите слова в три столбика, распределив их по типам орфограмм и в зависимости от значения. К проверяемым орфограммам устно подберите проверочные слова.

Горевать, гора, горелый, гористый, горемычный, горестный, горит, разгорелся, горянка, обгорел.

Б . Даны слова, каждое из которых начинается с ГОР- . Ваша задача: записать эти слова, выделить в них корни, объяснить их написание, найти среди них слова на изученное нами правило.

Горбатый, горнолыжник, угореть, горячность, горделивый, городской, горизонтальный, разгорелся, горбинка, горноспасатель, городить, горбушка, гордиться, выгореть, горчичник, горячий, горюешь, подгорелый, горизонт, горилла, гороскоп, гороховый, горчинка, горячиться, горихвостка, горицвет, горком, горластый, горловина, горнист, горнозаводской, гороховый.

Упражнение № 29.

Найдите средства выразительности языка, использованные автором. Какова их роль в предложениях?

1. У берега распол_жилось селение а над обрывом об_ятая холодным солнеч_ным пламенем стояла знаменитая крепость. 2. По другую сторону севернее прост_ралась всх_лмлё_ная р_внина. 3. Т_ж_лые хлопья снега падали в серые волны гуси_ным пухом выст_лая дальние берега. 4. В черном небе ярко г_рели звезды р_внодушно вз_рая на грешную землю. 5. День уг_сал едва успев разг_реться. 6. А позади туч_ кл_нилось к западу большое красное солнце. Оно ра_ст_лало над морем косые полотнища последних лучей и там где лучи к_сались воды гребни вспых_вали недобрым б_грянцем. 7. Солнце кл_нилось к западу к_саясь лесных вершин. 8. На востоке уже разг_ралась вдоль г_ризонта узенькая полоска з_ри. 9. Быстрый ручей выкат_вался из ущелья раст_каясь по р_внине семью неглубокими струями. 10. Костер буш_вал. Жаркие языки взв_вались с веселым и ярос_ным ревом раздвигая ночной мрак. (М.Семенова)

Найдите слова (по одному примеру), строение которых соответствует схемам:

существительное: Ç Ù ; прилагательное: Ç Ù ;

глагол: Ø Ç Ù Ù ; причастие:Ø Ç Ù ;

деепричастие: Ø Ç Ù Ù Ù .

Выпишите из предложений одно слово с нулевым окончанием, одно – без окончания; укажите, к каким частям речи относятся эти слова.

Упражнение № 30. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

Составьте схемы 3-, 5-, 8-, 9-го предложений.

Докажите, что слово г_реть многозначное.

1. Олени низко опустили головы почти к_саясь снега черными носами. 2. Дрова потрескивая медленно разг_рались. 3. Мороз проб_рал и мы вскоре вернулись в п_латку. 4. В неподвижном воздухе свеча могла г_реть как в комнате. 5. Волны к_тились ровные и слои обл_ков подн_мались все выше. 6. Большинство свободных оф_церов собрались здесь распол_жившись в удобных кожаных креслах. 7. Я уселся на ч_модане у ф_нарного столба и вдыхая ночную свежесть оглядывался кругом. 8. Когда мы добрались до холма обс_рватории с зап_дной стороны уже погасли последние отбл_ски. 9. Дорога пов_рачивала налево и у края зеленых садов соед_нялась с другой. (И.Ефремов)

Упражнение № 31. Прочитайте текст. Какой это вид речи – описание, повествование, рассуждение? Озаглавьте текст и разделите его на абзацы. Устно объясните расстановку знаков препинания.

Набрел я на п_ляну в т_йге. От л_сного п_жара она выг_рела, но на черной з_мле уже р_сли бл_стящие листики брусники. На краю были зар_сли м_лины. Соб_рал я м_лину, а вп_реди какой-то зверь шел, шуршал в листьях. Я р_шил узнать, что это за зверь. Сел на п_нёк и стал т_хонько посвист_вать. Зверь сначала ост_новился и зам_р, а потом стал ко мне подкрадыва(ть, т)ся. Он думал, что я его не увижу, а в_рхушки м_линовых кустов ш_веля(т, ть)ся и его выд_ют. Я сразу узнал, что это медвежонок. Тогда я щепкой стал поскрип_вать о п_нёк, чтобы привлеч_ его внимание. Кусты раздвинулись, и я увидел черный нос и два глаза. Тут я услышал, как в малиннике сучья тр_щат. «Шутки плохи, – подумал я. – Медведице разве объяснишь, что я только поиграть с ним захотел». (По Г.Я. Снегирёву)

5. ПРАВОПИСАНИЕ О И Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

В РАЗЛИЧНЫХ МОРФЕМАХ.

О И Е ПОД УДАРЕНИЕМ.

О И Е В БЕЗУДАРНОМ ПОЛОЖЕНИИ

В Н И М А Н И Е! Используя таблицы, вспомните правила написания:

О - Е (Ё) в к о р н я х после шипящих

● Следует изменить слово или подобрать родственное: жёлтый – желтеть, шёлк – шелка, пчёлы – пчела, щёки – щека и т.д.

З а п о м н и т ь слова, в которых всегда пишется О : шов, шоры, шорох, обжора, крыжовник, чопорный, трущоба, трещотка, чокаться, жокей, жонглёр, шоссе, шоколад, шофёр, капюшон.

Н е с м е ш и в а т ь:

в сущ. – О: ожог руки, подж о г дома.

в глаг. – Ё: ожёг руку, подж ё г дом.

О - Е после шипящих и Ц в с у ф ф и к с а х

и о к о н ч а н и я х существительных

О (под ударением)

Е (без ударения)

суффикс

речонк а
бережок
дурачок

реченьк а
овражек
кусочек

окончание

плечом
плащом
межой
кольцом

шалашом

плачем

зрелищем
лужей
сердцем
Наташей

О - Е после шипящих и Ц

I вариант


1. кр…пива, к…рова 2. бр…гада, д…када
3. л…генда, тр…вога 4. х…дьба, д…ржать
5. с…стема, р…форма

1. к…нава, з…мля 2. тр…вога, б…ррикада
3. в…дяной, л…сной 4. з…мляной, бр…гада
5. с…кунда, вр…мена.

1. заг…реть 2. г…релый 3. выг…рки 4. перег…реть 5. уг…реть.
4. Вставьте орфограммы.
1. скр…пить листы 2. волосы разв…вались на ветру
3. прим…рять перчатки 4. не в…сите над пропастью

    1. на неё падает ударение

      на неё не падает ударение

      после неё стоит гласная

      после неё стоит Е.

6. В корнях – ГАР- - ГОР- пишется О, если

      1. после корня стоит суффикс – А-

        на неё падает ударение

        на неё не падает ударение

        после неё стоит гласная

5. после неё стоит Е.

    на неё падает ударение

    на неё не падает ударение

    после корня стоит суффикс – А-

    после неё стоит Е.

    после неё стоит гласная И

8. Укажите слово - исключение

    Р…стение 2.Р…сток 3.Зар…сти 4.Ср…щение 5. Р…стущий
    9. Укажите правильный вариант расстановки букв в словах
    К…сательная, г…рящий, прик...снуться, г...рение, прик...саться
    1. А. А. О, А, А
    2. О. А, А, А, А
    3. А, О, О, О, А
    4. А. А. А. О, А
    5. А. А. О. А, А
    10. Укажите слова, в котором безударная гласная проверяется ударением

1.Разж…гать 2.Подст…лить 3.Р…стислав 4.Обн…влённный 5.Раств…рить.
11.. Укажите цфру, в которой правильно выделен корень
1. Сокраще- ние 2. Залез – ать 3. Рас – калён – ное 4. У – гор - еть 5. Водорос - ли
12. Общая значимая часть родственных слов, которая является носителем лексического значения слова
1. Основа 2. Корень 3. Приставка 4. Суффикс 5. Окончание

13. Раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова

2 вариант

1. Выберите строку с проверяемыми гласными в корне слова
1. б…нан, б…нкет 2. ст…кло, пл…щадка
3. б…тарея, бл…када 4. б…гатство, в…теран 5. в…тамин, в…трина.
2. Выберите строку с непроверяемыми безударными гласными в корне слова
1. оз…ро, б…лет 2. б…кал, б…ковой 3. пл…щадь, четв…рть
4. с…наторий, б…рега 5. тр…вога, г…рмония.
3. Определите, когда пишется А
1. несг…раемый 2. подг..рел 3. г…рит 4. приг…рь 5. уг…реть.
4.. Определите, в каком случае гласная в корне чередуется
1. распол…гать временем 2. разв…вались наклонности
3. скр…петь перьями 4. зап…вать песню 5. об…жать вокруг дома.

5. В корнях – ЗАР- - ЗОР- пишется А, если

    на неё не падает ударение

    после корня стоит суффикс – А-

    на неё падает ударение

    после неё стоит гласная

5. на неё не падает ударение
6. В корнях – ГАР- - ГОР- О, если

    после корня стоит суффикс – А-

    на неё падает ударение

    на неё не падает ударение

4.после неё стоит гласная
5. после неё стоит Е.
7. В корнях – КАС- - КОС- пишется А, если

    после корня стоит суффикс – А-

    на неё падает ударение 3.на неё не падает ударение

    после неё стоит гласная 5. после неё стоит Е

8.. Укажите слово - исключение

    Р…стение

    Р…стовщик

    Подр…сти

    Взр…щённый 5. Р…стущий
    8. Укажите правильный вариант расстановки букв в словах
    Прик…саться, обг…ревший, з…рево, предл...жение,заг...р
    1. А. А. О, А, А
    2. А, О, А, О, А
    3. О. А, А, А, А
    4. А. А. О. А, А
    5. А. А. А. О, А
    9. Укажите слово, в котором безударная гласная проверяется ударением

    1. Сб…режение 2.Заст…лать 3.Р…стов 4.Соч…тать 5.Обж…гать.

10. Укажите строчку, в которой правильно выделен корень
1. Про- горе - вший 2. Раз – бир - аться
3. утеш- ение 4. возг – лас 5. разжига- ть

11. Общая значимая часть родственных слов, которая является носителем лексического значения слова
1.Суффикс 2.Основа 3.Корень 4.Окончание 5.Приставка.
12. Раздел науки о языке в котором изучается состав (строение) слова

1. Лексика 2.Фонетика 3.Морфология 4. Грамматика 5. Словообразование.

Дата______________№__________

Тема: Правописание корней –гар- (-гор -), -зар-, (зор-), -твор-(-твар-), -клон-(-клон-) написание которых зависит от ударения.

Цель:

Образовательная : Научить учащихся владеть способом выбора гласных, о-а при правописании корней –гар- (-гор -), -зар-, (зор-), -твар-(-твор-) ; развивать орфографическую зоркость; закрепить навык написания корней с чередующимися гласными и согласными, безударными гласными; Развивающая : развивать наблюдательность и умение анализировать, речевые навыки, коммуникативные способности учащихся.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, уважение друг к другу.

Тип урока: объяснение нового материала Оборудование: плакат –таблица, сигнальные карточки, солнце – правила, тучки –слова исключения, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

1. Орг.момент Приветствие. Я рада видеть каждого из вас! И пусть прохладой осень в окна дышит, Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит .

2. Актуализация опорных знаний

Какие корни с чередованием вы уже знаете?
– От чего зависит написание гласной в этих корнях?
– Обратимся к таблице на доске (3 столбик закрыт)

Написание а в корнях с чередованием о–а зависит от наличия

закорневого суффикса -а-

ЛАГ–ЛОЖ
КАС–КОС: О/А (а)

сочетания согласных ст/щ
в корне слова
РАСТ (РАЩ)–РОС:
О/А (…ст (щ)

ударения

ГОР–ГА"Р: О/А (а")
ЗАР–ЗОР: А/О (о")

Ребята, мы с вами повторили правила написания гласных в корнях с чередованием и то, что написание гласных может зависеть: а) от наличия суффикса А после корня;
б) от конечной согласной корня.

Искл: росток, ростовщик, Ростислав, Ростов, на вырост, отрасль

3) Работа с сигнальными карточками. Полагать, растение, подросток, прикасаться, ложиться, коснуться, отрасль, росток, Ростов, изложение, выращенный, касаться, излагать, вырос, прикоснуться, .

4. C ообщение новой темы, постановка проблемы. – Сегодня мы познакомимся с другими корнями, в которых также наблюдается чередование гласных а–о .
Наша цель: а) установить, от чего зависит написание гласной в корне
гор–гар ; зор- зар
б) сформулировать правило;

в) научиться узнавать эту орфограмму и правильно писать слова. Поэтому откроем наши тетради и запишем тему нашего урока.

Из названия темы мы видим, что помогать нам придется и другим корням, но начнем с пылающих корней ГОР-ГАР.

Индивидуальным заданием для 2 учащихся было составление рассказа по картинкам.. Послушаем эти рассказы и определим тему нашего урока

Дети зачитывают описания рисунков.

Какие однокоренные слова в рассказах ребят вы услышали? (предполагаемый ответ: загорать, пригореть, нагар, загар). Учитель записывает слова на доске.
Посмотрите внимательно на эти слова и скажите, почему в одном случае мы пишем в корне -А, в другом – О?
Ответы учащихся.

Действительно, мы столкнулись проблемой, известные нам правила в этих словах не работают. Поэтому, откроем наши тетради и запишем тему нашего урока.
Из названия темы мы видим, что помогать нам придется и другим корням, но начнем с пылающих корней ГОР-ГАР. Возможно, это изображение натолкнет вас на правильное решение этой проблемы.

Конечно же, вы догадались, что правописание зависит в этих корнях от ударения

Солнышко, солнышко, ласковый лучик
Выгляни, солнышко, к нам из-за тучи!
Лучиком ласковым нас обогрей -
Правило новое запомни скорей!

В КОРНЯХ -ГОР-(-ГАР-) ПОД УДАРЕНИЕМ ПИШЕМ А, БЕЗ УДАРЕНИЯ БУКВУ О.

Исключение из этого правила – выгарки, изгарь, пригарь . (слова записаны натучках) К счастью, эти слова достаточно редко употребляются в русском языке. Следует отличать от корня с чередованием -гор- – -гар- омонимичные ему корни -гор-, как в слове гора, и -гор-, как в слове – горе. Для этого обязательно смотрите на лексическое значение корня. Корень с чередованием о – а, -гор- – -гар- имеет значение, связанное с огнем, - гореть, загорать, загар. В слове гора корень имеет значение «возвышенность». А в слове горе корень имеет значение «печаль, несчастье». Пожалуйста, не путайтесь. А вот проверим, как мы это усвоили

4. Закрепление материала: Объяснительный диктант. Костёр разгорается, красивый загар, молоко пригорело, нагар на свечке, обгорелые ветки, угарный газ; загорелые дети; свеча догорела. Загорать на пляже; загорелые дети; свеча догорела; выгореть на солнце; горелый пень; пирог пригорел; лампочка перегорела. (в слове разгорается, в корне гор пишется о, так как стоит под ударением)

5. Объяснение материала (продолжение)

Вы уже догадались, от чего зависит выбор буквы в изучаемых нами сегодня корнях? Ответ: (Да! От ударения).

Но работает ли это правило к корням зор; зар, которые мы изучили сегодня: посмотрите на следующие словосочетания: разгорается з а ря, утренняя з о рька, з о ркий взгляд, алое з а рево, з а рница.

Нет. По-разному влияет ударение на данные корни, смотрим на правило солнышко:

А пиши без ударения, О под ударением .

6. Самостоятельная работа (взаимопроверка) 1. заг.рать на солнце

2. г.релые спички

3. к.снуться рукой

4. к.сание мяча 5. разг.релся спор 6. ог.рок свечи 7. разг.релся костер 8. паровозная изг.рь 9. к.сается дна 10 сг.ревшая листва

В тетради учеников это должно выглядеть так:

Молодцы! Вы прекрасно усвоили правописание этих корней

7. Итог урока.

1). Какова тема сегодняшнего урока?
2). От чего зависит написание о–а в корнях гор–гар ? Расскажите правило.

8. Работа по сигнальным карточкам

1. В корне -гар- под ударением пишем букву А . (да)

2. Корни –гар-, -гор- имеют значение связанное с огнем. (да)

3. Корень слова «гора» является однокоренным корням -гор-,- гар-. (нет)

4. В слове «горе» корень имеет значение «печаль». (да)

5. Горелый, загар – это слова исключения. (нет)

6. В корне -зор- под ударением пишем О. (да)

7. Зоревой –это слово искючение. (да)

9. Дом. Зад индивидуально на карточках.

Правило – В корне -клан- – -клон -, как и в корне -твар- – -твор -, под ударением пишем ту букву, которую слышим. Например, кланяться , но поклон, творчество . А вот в безударном положении в этих корнях пишется буква о , например, поклониться, склониться, наклониться, творить, претворить в жизнь. Исключение – слово утварь, в котором в безударном положении в корне - твар - напишем гласную а.

Задание : Накл_нился к земле, передать покл_н герц о гине, покл_ниться старшему, скл_нение прил а гательных, пр е кл_няться перед г е роизмом, пр и кл_нить голову. Великое тв _ рение, тв_рить чудеса, пр е тв_рять в жизнь, отв_рить калитку, хороший ра с тв_ритель, разная утв_рь, укл_няться от обяза нн остей, кухо нн ая утв_рь.

Приложение 1

1. заг. рать на солнце

2. г. релые спички

3. к. снуться рукой

4. к. сание мяча 5. разг. релся спор 6. ог. рок свечи 7. разг. релся костер 8. паровозная изг. рь 9. к. сается дна 10 сг.ревшая листва

1. заг. рать на солнце

2. г. релые спички

3. к. снуться рукой

4. к.сание мяча 5. Разг.релся спор 6. ог. рок свечи 7. разг.релся костер 8. паровозная изг.рь 9. к. сается дна 10 сг.ревшая листва

1. заг..рать на солнце

2. г. релые спички

3. к. снуться рукой

4. к.с ание мяча 5. разг.релся спор 6. ог. рок свечи 7. разг. релся костер 8. паровозная изг.рь 9. к.сается дна 10 сг. ревшая листва

КЛЮЧ

1) о, 2) о, 3) о, 4) а, 5) о, 6) а, 7) о, 8) а, 9) а, 10) о.

Каждый тест данного рездела включает 15 заданий.

Для перехода к следующему тесту необходимо кликнуть по названию теста.

пай - пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : пая́ ть, запая́ ть, распая́ ться, пая́ льник и т. п. Под ударением - а и о : ср. запа́ янный, запа́ йка, спа́ йка, спа́ йный и припо́ й, напо́ й .

плав - плов. Без ударения пишется а : плаву́ чий, плавни́ к, поплаво́ к, плаву́ н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ ц (жук), плаву́ нчик (птица), сплавля́ ть, сплавно́ й, на плаву́ , наплавно́ й ; но: плове́ ц и пловчи́ ха с буквой о . Под ударением - только а : пла́ вать, лесоспла́ в .

Примечание. В слове плыву́ н (грунт) пишется буква ы , как и в других словах, производных от глагола плыть - плыву́ : наплыва́ ть, подплыва́ ть, расплыва́ ться и т. п.

равн - ровн. Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́ вный ‘одинаковый’, напр.: равня́ ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ ть, поравняться, сравни́ ть (ся ), сравне́ ние, сравня́ ться (в чем-н.), сравня́ ть (счёт), подравня́ ть, выравня́ ть (напр., строчки - ‘сделать равными по длине’), уравня́ ть, уравне́ ние, уравни́ ловка, равнопра́ вный, равноси́ льный, равноце́ нный, равнове́ сие, равноде́ нствие, наравне́ , равно́ .

Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́ вный ‘гладкий, прямой, без неровностей’, напр.: ровня́ ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ ть, разровня́ ть, подровня́ ть, выровня́ ть (сделать ровным, гладким, прямым).

Однако в словах по́ ровну, рове́ сник , связанных по значению с ра́ вный , пишется буква о ; в слове равни́ на , связанном по значению с ро́ вный , - буква а . В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а - в глаголе равня́ ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ ние, подравня́ ться, вы́ ровняться (в строю); буква о - в сочетании не ровён час , в слове у́ ровень .

разн - розн. В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́ дный, разносторо́ нний, разноголо́ сица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове по́ рознь - буква о . Под ударением - а (ра́ зный, ра́ зница, ра́ зниться ) и о (ро́ знь, ро́ зниться, разро́ зненный ).

рос(т) - рас(т) - ращ. На месте безударного гласного пишется:

а) перед с (без последующего т ) - буква о : росла́ , росли́ , вы́ рос, вы́ росший, за́ росль, по́ росль, во́ доросль, не́ доросль ; исключение - о́ трасль и производные от него (отраслево́ й, межотраслево́ й, многоотраслево́ й );

б) перед ст - буква а , напр.: расти́ , расту́ , расти́ ть, подрасти́ , вы́ расти, вы́ растить, вы́ расту, выраста́ ть, прорасти́ ть, произраста́ ть, нараста́ ть, возрасти́ , возраста́ ть, во́ зраст, расте́ ние, расти́ тельность, дикорасту́ щий ; исключения: росто́ к, ростово́ й, ростовщи́ к, вы́ рост, выростно́ й, вы́ росток, за́ росток, про́ рость, подростко́ вый (наряду с вариантом подро́ стковый );

в) перед щ всегда а , напр.: ращу́ , вы́ ращу, вы́ ращенный, прираща́ ть, нараще́ ние, сраще́ ние .

Под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о , напр.: рост, наро́ ст, отро́ сток, подро́ сток, переро́ сток; рос, заро́ с, подро́ сший, ро́ слый, дикоро́ сы .

скак - скок - скач - скоч. Если корень оканчивается на к , то на месте безударного гласного пишется буква а , напр.: скака́ ть, прискака́ ть, ускака́ ть, скакну́ ть, скака́ лка, скаку́ н, на скаку́ , скаково́ й , хотя под ударением - о , напр.: скок, наско́ к, отско́ к, поско́ к, соско́ к (о глаголах на -ивать типа наска́ кивать см. ).

Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́ , скачи́ , обскачу́ , обскачи́ , поскачу́ , поскачи́ ), а также в слове скачо́ к (проверкой служат формы тех же глаголов - напр., ска́ чет, поска́ чем , и производные ска́ чка, вска́ чь ); буква о - в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ ть, вскочу́ , вскочи́ , вы́ скочить, вы́ скочу, вы́ скочи, соскочи́ ть, подскочи́ ть ) и в слове вы́ скочка (проверка - формами тех же глаголов, кроме вы́ скочить: вско́ чит, соско́ чат и т. п.).

Ср.: проскачу́ (сто вёрст), проскачи́ (формы глагола проскака́ ть, проска́ чет) и проскочу́ , проскочи́ (формы глагола проскочи́ ть, проско́ чит ); подскачу́ , подскачи́ (формы глагола подскака́ ть, подска́ чет ‘приблизиться вскачь’) и подскочу́ , подскочи́ (формы глагола подскочи́ ть, подско́ чит ‘быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться’).

твор - твар. В словах твори́ ть, творе́ ние, творе́ ц, сотворённый, вытворя́ ть и др. без ударения пишется буква о ; под ударением - не только о (тво́ рческий, тво́ рчество ), но и а (тварь, тва́ рный ). В слове у́ тварь , где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а .

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014. - 432 с. - (Справочники русского языка).

Тема. Правописание корней с чередующимися

гласными о - а (-гор-\\- гар-, -зор\\-зар-,-клон\\-клан-)

Цели урока:

    ознакомление учащихся с правописанием корней–гор-\\ -гар-, -зор- \\-зар,–клон-\\ -клан-;

    формирование представления об условиях выбора гласных о - а в корнях с чередованием (-гор-\\-гар-,-зор\\-зар-,-клон\\-клан-);

    формирование умения работать над опознавательными признаками и графическим обозначением данной орфограммы;

    развитие у учащихся орфографической зоркости.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок – путешествие.

Ход урока

Организационный момент . Мы с вами сначала четверти путешествуем по стране Орфографии. Сегодня заглянем в город Чередование. С каким настроением отправимся туда? (кораблики разного цвета)

Запишем дату нашего посещения и классная работа, потому что отправляться будем именно отсюда - из класса, а также название города Чередование.

Сообщение темы урока. При входе в этот город стоит постамент, на котором есть надпись:

В языке чередованье – настоящее страданье!

Кто знает, что такое чередованье и почему оно - страданье?

(Чередование – последовательное изменение гласных или согласных в определённой морфеме).

Чередование – это изменение, значит, кто-то здесь будет всё время изменяться.

Видим ещё одну надпись

Буква А и буква О

Обижаются давно:

Нас, ни в чём не виноватых,

Часто путают ребята.

Догадались, кто будет меняться?

Вот кто будет меняться! Буквы А - О (запишем в тетради …букв А - О..),

а чередоваться они будут в корнях - ГОР –\\ГАР - , -КЛОН-\\ КЛАН -, -ЗОР-\\ЗАР-. Запишем в тетради тему урока: чередование букв А - О в корнях …

Надо отметить, что в этом городе чередуются гласные А - О, в другом - есть чередования букв И - Е. И меняются разные корни в этих городах в зависимости от разных условий:

    от ударения;

    от конечной согласной корня;

    от суффикса –а-;

    от значения.

Целеполагание. Как думаете, что познавательного мы должны выяснить после посещения этого города Чередование?

1) В зависимости от чего меняется написание корней –гор\\ гар-, зор \\зар,–клон\\ клан?

2) Нужно запомнить, чтобы избавиться от страданий, как правильно писать слова с данными корнями.

3) Буквы А - О просят запомнить, в каких корнях они пишутся.

На столах у вас лежат маршрутные листы (приложение 2), изучив которые, вы узнаете, какие места посетите во время сегодняшнего путешествия. Озвучьте их. Можете на каждом остановочном пункте делать пометки.

Объяснение новой темы . Сейчас мы пройдём по улице Исторической и узнаем историю корней –гор-\\ -гар- , -клон\\ -клан-.

Дружили с детства корни –гар- и –клан -. Беззаботно играли они, веселились. Как- то вечером они смотрели передачу «Ищу тебя», увидели на доске объявлений свои фотографии. И тут же звучит заявка: «Разыскиваем своих братьев близнецов–гар- и –клан -. Приходите по адресу: ул. Орфографическая, д.2». Внизу подпись: корень -гор-, клон -.

Корень -гар- быстро достал блокнот и ручку, записал адрес.

Клан- долго думал, а утром друзья встали пораньше и отправились в гости к братьям –гор-, клон-. На улице Орфографической они отыскали дом под номером 2. Они удивились тому, что очень похожи и стали думать, что же делать, чтобы их не путали ребята?За чаем братья –гор-\\- гар- , -клон-\\- клан - решили:

    под ударением пишется то, что слышится;

    без ударения будет писаться О.

Их решение служит нам всем указанием и теперь.

Вы послушали историю корней - гор \\гар, клон\\ клан, скажите, от чего зависит их написание? (От ударения). В безударном положении что пишем?

Мы что – нибудь узнали о корнях –зор\\ зар-? Нет, значит должны идти дальше.

Сворачиваем на улицу Теоретическая, перед нами дом № 50. В этом доме живут авторы ваших учебников, и они эту историю перевели на научный язык, может там мы узнаем о корнях –зор\\ зар-. Открываем учебник на стр. 50, читаем правило. Что узнали?

(На доске)

Без ударения пишу гор-\\-клон-\\- зар! Под ударением – что слышу!

Закрепление на теоретическом уровне. Мы оказались в переулке Закрепительном. К слову кланяться можем ли мы подобрать проверочное слово поклон?

В корнях с чередующимися гласными проверочное слово не подбирается, обязательно нужно знать правило! Следуйте алгоритму:

1) выделить корень;

2) поставить ударение;

3) пользуясь правилом, вставить чередующуюся гласную, подчеркнуть эту гласную.

Роса – росы (безударная гласная), поклон (правописание приставок), разгорелся (приставка на -з\с, разбираем слово по составу).

Выходим прямо к парку Физкультуры и отдыха. Само название говорит о том, что в этом парке нужно отдыхать. (Проводит учащийся.)

    Вновь у нас физкультминутка,

    Наклонились, ну-ка, ну-ка!

    Распрямились, потянулись,

    А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

    Разминаем руки, плечи,

    Чтоб сидеть нам было легче,

    И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

    Голова устала тоже.

    Так давайте ей поможем!

    Вправо-влево, раз и два.

    Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

    Хоть зарядка коротка,

    Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

    С правописанием каких корней мы сегодня познакомились? (-гор\\ гар-,-клон\\клан-, -зор \\ зар-) загляните в маршрутный лист, куда отправляемся дальше?

  1. Закрепление на практическом уровне . На площади Практической возле дома № 51 квартиры 119 (открываем учебник на странице 51 упражнение 119) столпились словосочетания, они не знают, кто с кем может жить в одной комнате. Корни с буквой О- в одной, корни с А – в другой.

    (Записываем в 2 столбика . Ученики выходят по одному к доске. Попутно вспоминаем изученный материал.)

    Вывод. Сейчас мы учились правильно писать корни –гор-\\-гар- с чередующейся гласной.

  2. Для того чтобы быть уверенными, что вы умеете находить слова с нашей орфограммой, поиграем в игру «Найдите «третье лишнее»».

    Заря, зорька, зарядка (корень –ряд-)

    Горы , загореть, загар (безударная гласная в корне)

    Циклон , отклонение, кланяться (корень –циклон-)

  3. Сделайте вывод: что важно знать, чтобы не смешивать орфограммы ­ буквы в корне с чередованием с другими видами орфограмм? (Нужно правильно выделять корень, знать значение слова, выучить корни с чередующейся гласной.)

  4. Мы вышли на улицу Строительную. Предлагаю построить предложение со словом костёр , которое написано на странице 52. (Один ученик добавляет 1 слово, следующий прибавляет слово к словосочетанию, н-р, костёр - пылающий костёр – вижу пылающий костёр и т.д.) Записать предложение в тетрадь.

  5. Из упражнения 121 выписать слова с нашей орфограммой. (У доски 1 ученик)

  6. Зайдём в кафе «Лови ошибку».

    Задание. Исправьте ошибки. Первое предложение запишите в тетрадь, сделайте его синтаксический разбор.

    Догорала румяная зоря и на землю легли вечерние тени. Вдруг все озорилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загарелись нежным светом.

    Во втором предложении найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.(Сиянием).

  7. Обратная связь.

    На площади Тестовой выполним тест (приложение 1), который покажет, насколько хорошо вы запомнили всё, о чём узнали во время путешествия.

    Проверьте себя. (Ответы за доской)

    1вариант 2 вариант

  8. Домашнее задание . Параграф 15, упражнение 120 или упражнение 123. (Прокомментировать)

    Наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы побывали в городе Чередование, узнали о корнях с чередующимися гласными. Продолжите предложения. Это будут ваши путевые заметки.

  1. 1. Самым интересным в путешествии для меня было…

    2. Я научился ….

    3. Мне понравилось…

  2. Рефлексия. С каким настроением покидаем город Чередование (кораблики разного цвета). Всем спасибо за урок!

  1. Приложение 1

    Тест

    1 вариант

    в корнях –гор\\-гар--зор\\зар-,-клон\\клан-»?

  1. а) Ты возг..рдился после победы..

    б) Дети катались с г..ры.

    в) Утром солнце разг..ралось медленно.

    а) приг…релый

    б) з…рница (отблеск далёких молний)

    в) обг…ревший

    г) з…рька

  1. а) укл..няться

    б) кл..няться

  2. Тест

    2 вариант

    В каком предложении есть слово с орфограммой «Чередующиеся гласные О-А

    в корнях –гор\\-гар-, -зор\\зар-,-клон\\клан-»?

    а) Сидит добрый молодец, приг…рюнился.

    б) Кл..нированием занимаются ученые всего мира.

    в) На з..ре трава омыта росой.

    Выберите слово, где следует писать букву А:

    а) прекл..няться;

    б) з…рька.

    в) заг..релось;

  1. 3. Выберите слово, где следует писать букву О:

    а) подг..ревшее;

    б) уг..рный (газ);

    в) раскл..няться;

    г) оз..рение(яркое освещение или прояснение).

  1. Приложение 2

  2. Дата посещения

    Страна Орфография

    Город Чередование

    Жители корни –гор-\\-гар-, -клон-\\-клан-,-зор-\\-зар-

  3. Маршрутный лист

    1. Историческая

      Теоретическая

      Переулок

      Закрепительный

      Физкультуры и спорта

    1. Практическая

      Строительная

      «Лови ошибку»

    1. Тестовая

    1. Путевые заметки

      Самым интересным в путешествии для меня было…

      Я научился (научилась)…

      Мне понравилось…