Валентин привалов пролет под мостом. Единственный лётчик, который смог пролететь мост на реактивном самолёте

Гвардии подполковник Валентин Васильевич Привалов — военный летчик, совершивший 4 июня 1965 года невероятный пролет на МиГ-17 в створ центральной арки Коммунального моста в Новосибирске. Фотоколлаж, который иллюстрирует поступок летчика-снайпера, достаточно хорошо известен в интернете. О том, как он попал в створ, мы решили поинтересоваться у Валентина Васильевича лично.

Валентин Привалов рассказал свою историю с самого начала. Он родился в деревне Пятница, на берегу Истринского водохранилища в 60 км от Москвы. «Когда началась война — рассказывает летчик, — мне было 6 лет. Перед глазами до сих пор стоят эти ужасные картинки, когда советские войска отступали, а следом фашисты занимали наши деревни. Это были очень суровые годы.

И вот однажды прямо над моей головой пролетели два И-16, по крышам можно сказать. А я до этого и паровоза-то не видел. Так вот это и стало началом моей мечты».

«Когда я пошел в 10 класс, я стал заниматься в 4-ом московском аэроклубе. Это, можно сказать, была подготовка к моей специальности», — вспоминает Валентин Васильевич.

В 1953 году его отправили на Украину, в город Сумы. Там велась подготовка летного состава. Закончив учебу, Валентин поступил в Армавирское училище. В возрасте 20 лет Привалов уже был лейтенантом морской авиации на Балтике. «Это были годы очень напряженной учебы. Многие наши командиры прошли войну и учили нас по-военному, готовили очень серьезно», — рассказывает пилот.

В 1960 году, при переформировании Вооруженных сил, Валентина Привалова направили в Сибирь. «Сначала в Семипалатинск, где родилась у меня дочь — Елена Прекрасная. Сейчас она доцент, кандидат математических наук, преподает в Московском университете гражданской авиации. После Семипалатинска я получил назначение в Канск.

В моих мыслях всегда было — летать и совершенствоваться! И чем сложнее программа полетов, тем мне на душе приятнее.

В Канск я прибыл капитаном, мне было 25 лет. Главной задачей 712 гвардейского полка, в котором я служил, была защита Севера. Тогда еще не было аэродрома ни в Норильске, ни в Хатанге. Для того чтобы осуществлять эту защиту, у нас был резервный аэродром — Подкаменная Тунгуска. В апреле 1965 года и в марте 1966 года мы отработали методику перехвата воздушных целей, работая с ледовых аэродромов о. Диксон и Хатанги. Мы были первопроходцами в освоении ледовых аэродромов ИА ПВО».

Валентин Васильевич много работал с Новосибирского аэропорта Толмачево — обслуживал зенитные ракетные войска. В перерывах между полетами летчики отдыхали на берегу Оби, между мостами — Коммунальным и Железнодорожным. «Идея пролета под мостом мне давно пришла в голову, но я знал, что если сделаю это, то меня снимут с летной работы», — делится воспоминаниями Привалов. «Однажды, на задании, связанном с ЗРВ, у меня был маршрут: Толмачево — Барнаул — Камень-на-Оби — Толмачево. Наша четвёрка вылетала с интервалом 30−40 минут. Приходить в Толмачево мы должны были с тем же интервалом. При этом у каждого был свой маршрут. Полет был полностью в облаках, сложная погода была.

Когда мне дали команду на снижение я пробил облака и смотрю — этот мост. И все. Я уже себе не хозяин был. Как будто мне судьба его подбросила.

Дело в том, что благодаря морской авиации, я понимаю, что такое вода, что такое море, река. Может быть, другие не могут определить расстояние до воды, а у меня это четко все. Метр держать воду, скорость — 700, потому что это самая пилотажная скорость. При ней рули управления очень эффективны. И вперед! Самое интересное, что когда подходишь к мосту, то логично предполагать — чем ближе, тем шире пространство. А было наоборот — сужалось и сужалось это окошко. Но у меня не было никакого волнения. Я был очень спокоен. Для меня этот полет не был сложным. Я был подготовлен. Как только я почувствовал, что мост позади — ручку на себя и вверх, в облака».

Все произошло так быстро, что Валентин Васильевич даже думал: никто не заметил пролета под мостом и все пройдет гладко. Он удачно вписался в свое время по маршруту, произвел посадку. Все было спокойно. Он понимал, если кто-то узнает — это будет конец его летной карьеры. «Я вам без всякой скромности скажу, — говорит Привалов, — у Горького было „рожденный ползать летать не может“, а я родился для того, чтобы летать!»

Следующим утром четверка летчиков прибыла в штаб дивизии. Все было спокойно, будто никто ничего не заметил. На самом деле, к тому моменту полковник Трофимов уже возглавлял комиссию, расследовавшую случившееся. Спустя какое-то время — звонок. Один из пилотов взял трубку: «Вы канские летчики? Вы арестованы. Оружие сдать, самолеты опечатать». Всю четверку арестовали. Валентин Привалов вспоминает, остальные сразу поняли — это он что-то натворил. Говорит, ругали его: «Мы столько благодарностей здесь получили, а ты все это дело смазал». А дальше за нашего летчика крепко взялись. «В первую очередь меня пригласили к первому секретарю обкома Горячеву, — рассказывает пилот. — Это такой душевный человек! Он меня выслушал и сказал: „Я хочу, чтобы эти качества у тебя остались!“ После меня повезли на завод имени Чкалова.

Там как раз был Маршал авиации Савицкий Евгений Яковлевич. Он меня, конечно, отматерил хорошенько, мол, что это за чкаловщина.

Маршала сопровождали два командира на транспортном самолете, и вот они мне потихоньку сказали, что можно не переживать, вопрос, вроде как, решен уже и меня оставят летать. С ним еще был командующий Сибирского военного округа генерал-полковник Иванов — под два метра, настоящий русский богатырь. Он везде меня тоже защищал. Я понял, что он опередил авиаторов и первый доложил Министру обороны о моем пролете под мостом. Ну и когда это все закончилось, мне сказали взять свой парашют, на поезд и в Канск. Я прибыл туда и стал ждать своей участи. Летать мне не позволяли. А через неделю пришла телеграмма:

„Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводились. Если не был в отпуске — отправить в отпуск, если был — дать 10 суток отдыха при части“.

А командиру полка — выговор, начальнику политотдела — выговор. Смешно вышло, они вроде как виноваты, а я свободен остался. Ну, а мне, как коммунисту, строгий выговор с занесением в карточку».

Валентин Васильевич отмечает, что все старались помочь ему. Прибывшие из дивизии политработники предложили отправить Привалова в Армавир, на четырехмесячные курсы. Вводилась должность замполита эскадрильи. «Поработаешь — будешь летать», — сказали Привалову. «Так я и сделал, — говорит пилот. — Через некоторое время меня назначили командиром эскадрильи».

Уже потом Валентина Привалова назначили заместителем командира полка по летной подготовке. Он готовил гражданских летчиков из ДОСААФ до уровня 2-го класса.

В 1972 году окончил восьмимесячные Первые офицерские курсы командного состава в Центре Боевого Применения и переучивания летного состава поселке Саваслейка. Там остался служить. Освоил все серии Су-15, испытывал ракеты «воздух-воздух» на предельно малых высотах, лазерную систему посадки ночью и многое другое. В 1977 году родился сын Евгений, будущий кандидат экономических наук, начальник управления одной из ведущих транспортных компаний России.

В 42 года Валентин Привалов ушел на «гражданку» из-за проблем с сердцем, отказавшись от должности «на земле». Служить — значит летать.

Сегодня Валентин Васильевич счастлив! «У меня двое прекрасных детей, трое внуков — рассказывает он. — Вся наша семья — это Любовь! Моя боевая подруга выдержала все мои мытарства. Мы с ней уже 57 лет. Чувства наши сохранились до сих пор».

Интересный факт отметил сам летчик: «После того, как я уволился с летной работы я год и 8 месяцев был военруком в школе. А после узнал, что в Москве открывается центральная диспетчерская служба гражданской авиации. Я там работал на литерных рейсах начальником смены последние 5 лет, награжден знаком „Отличник воздушного транспорта“. Вот и получается, что у меня 44 года воинской службы, 25 лет гражданской авиации и полтора года военруком. Трудовой стаж у меня 71 год из моих 78, 5» — смеется Валентин Привалов.

4 июня 1965 года военный летчик-ас Валентин Привалов, проходивший военную службу в Канском гарнизоне, на реактивном самолете пролетел под мостом в метре от воды.

В начале июня 1965 года ствольная зенитная артиллерия двух мотострелковых дивизий Сибирского военного округа приступила к сдаче своеобразного боевого экзамена на полигоне возле города Юрги. Для того чтобы все было натурально, как в настоящем бою, из 712-го гвардейского авиаполка в Толмачево переправили звено из четырех . В числе пилотов был и капитан Привалов.
Сухопутные зенитчики из 57-миллиметровых орудий обстреливали зеркальное отражение истребителей , а начальство с большими звездами на погонах делало выводы о степени подготовленности каждого из дивизионов. После такой имитации поражения воздушного врага Привалов, следуя на аэродром в Толмачево, увидел под собой Коммунальный мост через реку Обь в Новосибирске, соединяющий Ленинский и Октябрьский районы города.

Построенный в 1952-55 годах мост состоял из семи 128-метровых пролётов.

Коммунальный мост лётчик Привалов приметил давно. Приехавший из Канска в Новосибирск на летные тренировки ас сразу про себя подумал: «Под этим мостом я обязательно пролечу!». И вот такой случай представился. На цель лётчик заходил по направлению течения Оби, при скорости около 700 километров в час.

В Новосибирске тот день 4 июня 1965 года выдался жарким. В ленивый пятничный полдень на набережной было людно, а на городском пляже - вообще яблоку некуда было упасть. Молодые новосибирцы - студенты и школьники только-только заступили на каникулы. Город готовился впасть в послеполуденную дрему, как вдруг… с неба донесся рев. Звук нарастал и быстро превратился в угрожающий. И вдруг над островом Отдыха (самый ближний к Коммунальному мосту обской островок) возникла серебристая молния. И… начала падать в Обь, но не отвесно, как камень, а по плавной нисходящей. Когда до воды оставалось несколько метров, серебристый болид выровнялся и пошел ровно.

Новосибирцы тревожно молчали: стоит неизвестному хулигану за штурвалом истребителя ошибиться хоть на миллиметр - произойдет трагедия. На мосту - сотни человек в машинах, троллейбусах и автобусах спешат по своим делам. Не дай бог, ас врежется в опору Коммунального…
Самолет нырнул прямо под центральную арку моста и тут же вышел с другой стороны. С берега это казалось невиданным трюком. Кто-то облегченно вздохнул. Но тут реактивный двигатель взвыл, и там, за мостом, серебристая молния метнулась ввысь.
Люди на другой стороне набережной, там, где сегодня расположен парк «Городское начало», онемели: вынырнувший из-под Коммунального моста серебряный самолет летел прямо на железнодорожный мост.

Серебристая молния разминулась с железнодорожным мостом лишь на десяток метров. Самолет ушел в небо, и вся набережная, не сговариваясь, зааплодировала.

На следующий день, 5 июня 1965 года, всех четверых летчиков, прикомандированных из Канска, арестовали. О чрезвычайном происшествии доложили по вертикали, и вскоре все, кому было положено по должности, узнали о невиданном со времен Валерия Чкалова случае. Доложили и министру обороны СССР, маршалу Советского Союза Родиону Малиновскому. Предчувствуя многочисленные громы и молнии с генштабовского Олимпа и близкую перспективу отдачи Привалова под трибунал, коммунисты полка спешным порядком исключили отчаянного летчика из рядов КПСС. А это в те годы означало конец авиационной биографии даже при самом благоприятном раскладе.

На допросе у тогдашнего маршала обороны СССР Родиона Малиновского Привалов сказал, что просто хотел стать «настоящим летчиком». Привалов, без самолета, но с парашютом (так полагалось по форме), на поезде отправился обратно в Канск. Ему грозил если не трибунал, то конец летной карьеры. Однако, когда ас прибыл в родную часть, туда же пришла телеграмма: «Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводили Если не был в отпуске, отправить в отпуск. Если был, дать десять суток отдыха при части. Министр обороны СССР маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский».

Людские потери стран во второй мировой
Потери немецкой авиации
Как кормили пленных немцев

Голландцы о русских
Англичане о русских

Японцы произошли от чукчей
Английские морпехи примёрзли к памперсам и отказались от участия в учениях
Норвежские дети перенимают русский язык

Наверное, нет в Новосибирске человека, который не слышал бы о пролете под нашим Коммунальным мостом. Этот поступок у разных людей вызывает разные чувства. Одни считают нашего «сибирского Чкалова» героем, другие –хулиганом. Да и сам тогдашний министр обороны СССР маршал Родион Яковлевич Малиновский простил летчика, приказав не наказывать его, а «дать отдохнуть». Даже из коммунистической партии не стали исключать. Он, конечно, авиахулиган, но ведь нашенский!

Фотоколлаж по заказу

И хотя история эта абсолютно правдива, она уже окутана кучей мифов. Помог этому и знаменитый фотоколлаж, показывающий сам момент пролета. Но ведь в 1965 году не было в каждой руке ни мобильных телефонов с камерами, ни «моментальных» фотоаппаратов, специально в засаде никто не сидел и не поджидал. Данную «фотографию» сделал по заказу музея Новосибирска его дизайнер Евгений Социховский. Причем намеренно с нарушениями пропорций, чтобы никто здравомыслящий и подумать не мог, что это реальность. Масштабы самолета относительно моста сильно увеличены, а угол полета предполагает чуть ли не его выныривание из воды. Да и набережная тогда еще не была построена.

Тем не менее, одни в фотографию поверили, а у других, более внимательных, коллаж сразу вызвал ощущение неправды и создания очередного мифа. Но это реальный случай, в отличие от пролета самого Чкалова, якобы выдуманного для фильма «Валерий Чкалов». Во всяком случае в личном деле аса такого случая не зафиксировано. Но вот во время съемок фильма летчик Евгений Борисенко действительно сделал шесть дублей пролета под Троицким мостом в Ленинграде на гидросамолете Ш-2.

Трамвай №13 и летчики под мостами

Но оставим спор про Чкалова петербуржцам. А наш случай был даже зафиксирован советской (!) прессой. У нас же в городе две главные легенды: мстящий автомобилям и летчики под мостами. В августе 1965 года всесоюзная газета «Известия» в статье «Украли трамвай» пишет: «Случай в трамвайном парке здорово задел самолюбие новосибирских авиаторов. «Чем мы хуже трамвайщиков!» - воскликнули они. И вскоре в один из жарких дней…» – ну и далее по тексту…

Капитан ВВС Привалов тоже уже оброс легендами. Во-первых, он не совсем наш. Его часть дислоцировалась в городе Канске Красноярского края, а в Новосибирске он был в командировке. Есть также некоторая путаница в дате полета – называются и 3, и 4, и 14 июня. Версия про покорение девушки на пляже (или на мосту) тоже романтична.

Но главное – мы до сих пор считаем этот пролет под мостом на реактивном самолете единственным в мире и до сих пор не повторенным. Так думал и я, так и другим рассказывал. Но вот с помощью далекого заокеанского друга Миши Юданина в конце 1980-х еще жившего в Новосибирске, удалось выяснить, что за границей, оказывается, тоже есть жизнь, и там тоже есть «безбашенные» летчики.

И первый пролет на реактивном самолете был совершен за 6 лет до нашего, еще 24 апреля 1959 года. Правда, это был не истребитель, а реактивный бомбардировщик. Этот хулиганский пролет совершил успешный, опытный летчик американских ВВС 39-летний капитан Джон С. Лаппо (John S. Lappo). И произошло это в Мичигане, под висячим мостом Маккинак. Лаппо тоже готовился. По его словам, он предполагал пролететь под мостом Золотые ворота в Сан-Франциско, но подвернулся другой.

Ранним утром, также возвращаясь на базу после выполнения учебного задания, над озером Мичиган Лаппо снизился до высоты 23 метров и проскользнул на разведывательном бомбардировщике RB-47E Stratojet под новеньким мостом Маккинак. От воды и пролета моста 60-тонный самолет отделяло по паре десятков метров.

Командир экипажа был отдан под военный трибунал. Но прежние боевые заслуги спасли капитана от тюрьмы – 28 боевых вылетов в Корее на бомбардировщике В-29, четыре боевые награды, «Летный крест» за несколько разведрейсов над территорией СССР. Суд объявил Лаппо выговор и присудил денежный штраф. Тогда же всем американским самолетам было запрещено опускаться ниже 500 футов (153 м). Джон Лаппо также удостоился личной благодарности 1-го замначальника штаба ВВС Кертиса Ле-Мея: «Мне жаль, что у меня нет эскадрильи таких летчиков, как вы», но за штурвал военного самолета авиахулиган сесть уже не смог, хотя и прослужил в ВВС еще 13 лет, уйдя на пенсию в звании подполковника.

Длина основного пролета моста Маккинак - 1158 м, просвет от проезжей части до воды – 50 метров. Ширина пролета – 127 метров, высота – 30 метров. Согласитесь, что игольное ушко вдесятеро меньше.

Но у бомбардировщика почти в четырераза больше размах крыльев - 35,4 метра против 9,83 МиГовских. Почти на 100 км выше скорость сваливания -308 км/ч против наших 220-230. То есть лететь он должен быстрее, либо упадет, хотя крейсерная скорость, конечно, в проигрыше. Но кто ж на крейсерной да под мостами!

«Тонкий» английский юмор

Другой пролет реактивного самолета произошел уже после нашего в самом сердце старой, доброй Англии. После полудня 5 апреля 1968 года летчик Королевских ВВС, командир полка 1-й эскадрильи 32-летний Алан Поллок (Alan Pollock) на истребителе Hawker Hunter FGA.9 на скорости 300 миль в час (483 км/ч) пролетел под верхней частью Тауэрского моста. Перед этим он отделился от возглавляемой группы самолетов, ушел в сторону Лондона, с громовым ревом трижды облетел здание Парламента и покружил над мемориалом Королевских ВВС на набережной Виктории. Летчик сделал это в знак протеста на решение лейбористского правительства не проводить над Лондоном воздушный парад в честь пятидесятилетней годовщины ВВС.

Ширина Тауэрского моста меньше Коммунального в Новосибирске более чем в два раза – 61 метр, а высота верхней галереи над основным мостом – 42 метра. Не остановила пилота и то, что по мосту двигался двухэтажный автобус, шли пешеходы.

После приземления Поллок был арестован, а затем, несмотря на поддержку коллег, был уволен из ВВС по состоянию здоровья без права апелляции, что позволило ему избежать военного суда.

Для наглядности я свел самые интересующие нас характеристики самолетов и мостов в таблицы.

Конечно, условия полета зависят и от многих иных условий (ветер, реальная масса самолета, мастерство летчика). Но, как ни крути, риск огромен во всех случаях - небольшое движение штурвала - и ты в опоре моста или в воде, а в нашем случае надо еще грамотно подняться, ведь впереди, через 950 метров, следующее препятствие – железнодорожный мост через Обь.

Надо сказать, что все три летчика в той или иной мере готовились. Англичанин предварительно даже составил карту своего полета над Лондоном. Все трое гордятся своим поступком и красочно его описывают. Но каково было простым людям, находившимся в момент героического пролета на мостах. Не успели понять? Возможно. Пресс-секретарь столичной полиции Лондона в 1968 году подытожил: «Мы не рассматриваем это как шутку, это могло иметь серьезные последствия. На мосту были пешеходы и транспортные средства». Сухо и трезво.

4 июня исполняется ровно 50 лет с момента необычного происшествия - под мостом в Новосибирске пролетел реактивный истребитель МиГ-17. «Подвиг» летчика Валентина Привалова был запечатлен на фото…

Пилот - «самоубийца»
Как вспоминают очевидцы, тот день в 1965 году выдался жарким. В ленивый пятничный полдень на набережной было людно, а на городском пляже - вообще яблоку некуда было упасть. Молодые новосибирцы - студенты и школьники только-только заступили на каникулы. Тишина, спокойствие и благость - лето в советском Новосибирске.
Город готовился впасть в послеполуденную дрему, как вдруг… с неба донесся рев. Звук нарастал и быстро превратился в угрожающий. На набережной начали встревоженно оглядываться: что шумит?
И вдруг над островом Отдыха (самый ближний к Коммунальному мосту обской островок) возникла серебристая молния. И… начала падать в Обь, но не отвесно, как камень, а по плавной нисходящей. Когда до воды оставалось несколько метров, серебристый болид выровнялся и пошел ровно.
- Да это же самолет! Настоящий боевой истребитель! - воскликнул кто-то на набережной.
Толпа замолкла в ужасе: истребитель летел низко над волнами прямо к Коммунальному мосту. Вода под самолетом кипела белыми бурунами - то ли от невероятной скорости машины, то ли от ударов реактивной струи из сопла. Казалось, что над водой летит серебристая лодка, а за ней тянется белый след (его называют кильватерным).
- Что же будет? - упавшим голосом спросила девушка-студентка.
Новосибирцы тревожно молчали: стоит неизвестному хулигану за штурвалом истребителя ошибиться хоть на миллиметр - произойдет трагедия. На мосту - сотни человек в машинах, троллейбусах и автобусах спешат по своим делам. Не дай бог, ас врежется в опору Коммунального…
Самолет нырнул прямо под центральную арку моста и тут же вышел с другой стороны. С берега это казалось невиданным трюком. Кто-то облегченно вздохнул. Но тут реактивный двигатель взвыл, и там, за мостом, серебристая молния метнулась ввысь.
Люди на другой стороне набережной, там, где сегодня расположен парк «Городское начало», онемели: вынырнувший из-под Коммунального моста серебряный самолет летел прямо на железнодорожный мост. С него начиналась городская история, от него зависит судьба страны, и как раз сейчас по нему идет товарняк с лесом!
Серебристая молния разминулась с железнодорожным мостом лишь на десяток метров. Самолет ушел в небо, и вся набережная, не сговариваясь, зааплодировала.
Получить нагоняй от маршала и остаться в строю
Как рассказывает в своих воспоминаниях Александр Каманов (новосибирец, который встречался и беседовал с Валентином Приваловым), Коммунальный мост летчик приметил давно. Приехавший из Канска в Новосибирск на летные тренировки ас сразу про себя подумал: «Под этим мостом я обязательно пролечу!». После одной из тренировок Привалов собирался вернуться на аэродром. Но, пролетая над Обью, решил исполнить данное себе обещание.
На цель заходил по направлению течения Оби, при скорости около 700 километров в час. Страшно было - до потемнения в глазах. Еще бы - на такой скорости попасть в узкое «окно» мостовой арки (30 метров в высоту и 120 в ширину) казалось просто невозможным. Даже слабое прикосновение к ручке управления меняло высоту машины на целые метры.
Но самое страшное оказалось впереди. Сразу за Коммунальным мостом - всего через 950 метров - уже железнодорожный мост, важнейшая транспортная артерия России. У Привалова было ровно пять секунд до столкновения. И за это время он успел круто изменить курс и, испытывая дикие перегрузки, ввинтиться в небо.
А на следующий день его арестовали. На допросе у тогдашнего маршала обороны СССР Родиона Малиновского Привалов сказал, что просто хотел стать «настоящим летчиком».
А Малиновский обвинил аса в «чкаловщине»: летчик-испытатель тоже любил похулиганить за штурвалом. Как рассказывает Александр Каманов, по иронии судьбы маршал произнес эти слова на Новосибирском авиационном заводе имени Валерия Чкалова…
Привалов, без самолета, но с парашютом (так полагалось по форме), на поезде отправился обратно в Канск. Ему грозил если не трибунал, то конец летной карьеры. Однако, когда ас прибыл в родную часть, туда же пришла телеграмма: «Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводили (имеется в виду воспитательная беседа с маршалом. - Прим. ред.). Если не был в отпуске, отправить в отпуск. Если был, дать десять суток отдыха при части. Министр обороны СССР маршал Р. Малиновский».
Видимо, самоубийственная смелость воздушного хулигана покорила маршала, знакомого и с Чкаловым, и с Покрышкиным. Которые, кстати, тоже были не против продемонстрировать свое воздушное мастерство. И правильно. Что ж, прятать его, что ли?

ТТХ Истребитель МиГ-17
Длина самолета: 11,264 м
Высота самолета: 3,8 м
Размах крыла: 9,6 м
Максимальная дальность полета: 1295 км
Максимальная скорость полета: 1114 км/ч
Потолок (максимальная высота): 15 600 м
Экипаж: 1 чел.