Дальняя авиация ввс россии. Самолеты дальней авиации россии Что составляет основу дальней авиации

Верховное главное командование использует её для решения оперативно-стратегических задач при межконтинентальных и морских военных конфликтах.

История создания дальней авиации РФ

История дальней авиации России берёт своё начало 23.12.1914 г., когда император Николай II издал указ о создании первой в мире эскадры четырёхмоторных самолётов, носивших название «Илья Муромец». Это был первая в мире попытка объединения бомбардировщиков тяжёлого класса. Командующим эскадрой стал М. В. Шидловский, пришедший в авиацию из морского ведомства. В то время он являлся действующим председателем Русско-Балтийского вагонного завода, где и выпускались воздушные машины «Илья Муромец».

На протяжении Первой мировой войны эти самолёты дальней авиации России выполнили более 400 боевых задач, в том числе бомбардировку важных стратегических объектов противника и разведку расположения ударных сухопутных группировок. В 1917 году эскадра состояла из четырёх военных отрядов и насчитывала более двадцати машин. За всё время проведения боевых операций был утрачен только один самолёт.

Развитие дальней авиации в СССР

В сентябре 1917 года эскадра бомбардировщиков была уничтожена. Самолёты попросту сожгли, чтобы они не достались врагу. Дальняя авиация России начала возрождаться уже после Октябрьской революции. 22.03.1918 г. был издан декрет Совета Народных Комиссаров, в котором говорилось о создании Северной группы воздушных лайнеров «Илья Муромец» численностью в 3 боевые единицы.

Очередной качественный этап развития этого направления авиации пришёлся на тридцатые годы ХХ столетия. В этот период молодую армию России вооружили новейшими воздушными машинами авиаконструкторов Туполева и Ильюшина. С первых дней ВОВ дальняя авиация России успешно выполняла боевые задачи в глубоком тылу врага, чем внесла неоценимый вклад в великую победу над врагом.

В послевоенные годы развитие стратегического воздухоплавания вышло на новый этап. На вооружение стали поступать современные самолёты «Ту» и «Ил», которые и составляют в настоящее время основу парка современной дальней авиации РФ.

«Илья Муромец» - первый в мире стратегический бомбардировщик

Первый в мире стратегический бомбардировщик был сконструирован при участии выдающегося авиастроителя Место производства «Ильи Муромца» - Русско-Балтийский вагонный завод. Первый раз поднялось в небо 10.12.1913 г. Самолёт до 1918 г. выпускался серийно в различных модификациях. Во время Первой мировой войны 23.12.1914 г. машины «Илья Муромец» были сведены в единую эскадру - первое в мире соединение боевых воздушных судов. Именно поэтому 23 декабря в России празднуется день дальней России.

Самолёты «Илья Муромец» использовались как бомбардировщики, штурмовики или разведчики. Бомбовые снаряды могли быть размещены как внутри, так и снаружи, вертикально вдоль фюзеляжа. Для сброса снарядов впервые был разработан и использован электронный срабатыватель, а для обороны от вражеской авиации были установлены восемь пулемётов. По окончании Гражданской войны уцелевшие самолёты использовались для организации почтовых и пассажирских перевозок на маршруте Москва - Орел - Харьков. Воздушные суда «Илья Муромец» могли развивать максимальную скорость до 130 км/ч. Их высотный потолок достигал 3200 м, дальность полёта - до 560 км, а максимальное время нахождения в пути составляло около 4,4 часа.

Самолёт «ТБ-3» - первый бомбардировщик дальней авиации СССР

Разработка первого в СССР дальнего бомбардировщика началась в 1925 году. Уже в 1930-м его опытный образец, имевший секретную маркировку «АНТ-6», поднялся в небо. Первое серийное воздушное судно «ТБ-3» совершило свой полет в 1932 году. Эти самолёты применялись в качестве бомбардировщиков, военно-транспортных или десантных судов.

Стратегические машины «ТБ-3» хорошо зарекомендовали себя во время военных конфликтов в различных странах. В конце 1930 годов, в связи с развитием средств ПВО и истребительной авиации, машины устарели, и в 1938 г. их серийное производство прекратилось. Несмотря на это, стратегические самолёты «ТБ-3» выполняли боевые задачи и во время ВОВ.

За всё время производства было выпущено более 800 лайнеров различных модификаций. Такая машина обладала улучшенными техническими характеристиками: её максимальная скорость достигала 380 км/ч, высота полёта могла составить до 7000 м при его дальности около 3 тыс. км. Самолёт «ТБ-3» был способен удерживать до 2 тонн бомбовых зарядов.

«Ил-4» - основа дальней авиации во время Великой Отечественной войны

Дальний бомбардировщик под кодовым названием «ЦКБ-26» начал разрабатываться в КБ С. В. Ильюшина в начале 1930 годов. Первый опытный образец поднялся в воздух в 1935 г. Он был изготовлен из цельной металлической конструкции со свободнонесущими дюралевыми крыльями. Фюзеляж имел обтекаемую форму и имел овальное сечение. Дальность полёта опытного образца составляла до 3 тыс. км. Экипаж машины состоял из трёх пилотов, а её оборонительное вооружение было представлено тремя пулемётами. Демонстрация образца состоялась в 1936 году, а серийное производство было освоено в 1938 г. Такие машины получили новые двигатели, позволяющие развивать скорость до 445 км/ч. Бомбовая нагрузка составляла 2,5 тонны, также были улучшены оборонительные свойства воздушного судна. Самолёты дальней авиации России «Ил-4» по скорости и дальности полётов были лучшими в мире в своё время.

Также для ВВС военно-морского флота на базе такой машины был создан торпедоносец «ДБ-3Т», предназначавшийся для уничтожения морских целей и минирования фарватеров. Воздушное судно «ДБ-3Т» стало первой массовой российской моделью, которая могла выполнять определённые функции в акватории.

Во время ВОВ самолёт «Ил-4» стал основой российской дальней авиации, осуществляя рейды по глубоким тылам противника, воинским эшелонам техники и аэродромам. За все время производства было выпущено более 7 тыс. различных модификаций такого легендарного бомбардировщика.

«Ту-4» - первый в России воздушный носитель ядерного оружия

Сразу после окончания ВОВ дальняя авиация России осталась без необходимых машин. К тому времени воздушные двухмоторные суда «ИЛ-4» выработали свой технологический ресурс возможностей. Актуальным стал вопрос о создании стратегического бомбардировщика нового типа. Таким самолётом стал «Ту-4» - поршневая машина, которая являлась адаптированной копией американского воздушного боевого судна «В-29».

Этот бомбардировщик впервые поднялся в небо в 1947 году, а в авиационные стал поступать в 1949 г. Освоение выпуска такой машины подарило стране современное воздушное судно нового типа и вывело СССР в лидеры стратегической авиации. «Ту-4» имел максимальную скорость 558 км/ч, его высота полёта составляла до 11 200 м при дальности до 6200 м. Такая машина была по-новому вооружена. Свыше 11 тонн боевой нагрузки мог взять на борт этот самолёт ВВС России. Дальняя авиация пополнилась уникальным представителем, имеющим возможность переносить на своём борту ядерное вооружение типа «РДС-3».

«Ту-16» - первый реактивный самолёт дальней авиации РФ

«Ту-16» является первым в России стратегическим самолётом дальней авиации, имеющим реактивный двигатель. Предназначение этой машины - решение различных стратегических задач. Инженеры конструкторского бюро Туполева начали трудиться над созданием самолёта в 1950 году, а уже 27 апреля 1952 г. первый опытный образец поднялся в небо. В конце года это воздушное судно запустили в серийное производство. Машины «Ту-16» впервые пополнили стратегические авиационные ряды в 1954 г.

Конструкция этого самолёта отличалась наличием стреловидного среднерасположенного крыла и оперения такой же формы. Фюзеляж самолёта состоял из пяти отсеков и имел круглое сечение. Кабина бомбардировщика отличалась повышенной герметичностью, была разделена на два отсека и усилена бронированным стеклом и защитными плитами. Экипаж самолёта состоял из шести пилотов. Основными двигателями машины являлись две турбореактивные установки различных модификаций. Бомбардировщик мог переносить до 9 тонн бомб, которые размещались в одном отсеке. Также «Ту-16» можно было вооружать двумя управляемыми ракетами крылатого типа «КС-1».

Модель «Ту-16» получилась настолько удачной, что на ее основе начали выпускать самолёты-разведчики «Ту-16Р», лайнеры-топливозаправщики «Ту-163» и первый в России авиационный ракетный комплекс «Ту-16К-10». Также этот бомбардировщик стал прототипом для реактивного пассажирского авиалайнера «Ту-104», который начали выпускать в 1964 году. Первый в России стратегический реактивный самолёт «Ту-16» по праву считается долгожителем отечественной и зарубежной авиации. Он был снят с вооружения только в 1994 году.

«Ту-95МС» - основа дальней авиации РФ

«Ту-95МС» - стратегический самолёт российской дальней авиации, предназначенный для нанесения ракетно-бомбового удара по стационарным объектам в любое время суток вне зависимости от погодных условий. Работы по проектированию базовой модели судна «Ту-95» начались в начале 1950 годов. В 1956 г. первые серийные машины поступили на вооружение в части дальней авиации.

В связи со стремительным переоснащением стратегического воздухоплавания США, российским правительством было принято решение о создании новейшего самолёта, который мог бы составить конкуренцию американской авиации. В 1981 году ряды дальней авиации РФ пополнил модернизированный самолёт «Ту-95МС».

Сегодня основная машина дальней авиации ВВС России является высокопланом с четырьмя турбовинтовыми двигателями, которые расположены на крыльях стреловидной формы. Судно оборудовано дифференциальными редукторами, с помощью которых вращаются в разные стороны два спаренных четырёхлопастных винта. Кабина экипажа расположена в носовой части фюзеляжа, она полностью герметична. Также имеется камбуз и туалет.

Ракетоносец оснащён современным радиолокационной установкой «Обзор», бортовым комплексом обороны, включающим в себя самые современные разработки российских военных инженеров, а также наступательным и оборонительным вооружением. В настоящее время у ВВС России имеется 60 самолётов «Ту-95МС» различных модификаций.

«Ту-160» - «Белый лебедь» российской дальней авиации

Самолёты «Ту-160» являются современными сверхзвуковыми ракетоносцами. В основе их конструкции лежит изменённая геометрия крыла. Эти представители дальней авиации РФ могут поражать важные цели противника ядерным оружием даже в глубоком тылу врага при континентальных военных конфликтах.

Работы по созданию такой боевой машины начались в 1975 году. Инженеры КБ Туполева сконструировали сверхзвуковой стратегический ракетоносец. В результате был создан «Ту-160» - свободнонесущий моноплан с крылом большего удлинения, на котором имелись четыре силовые установки. Конструкция самолёта позволяла разместить всё ракетно-бомбовое вооружение внутри в одинаковых отсеках. Экипаж самолёта - четыре пилота, для которых предусмотрена герметичная кабина в носовой части бомбардировщика.

Первые испытательные полёты начали проводить в 1981 г., а в конце 1980-х годов серийные машины стали поступать на вооружение. На сегодняшний день самолёт «Ту-160» обладает лучшими лётными характеристиками в сравнении с мировыми аналогами. Максимальная скорость машины на высоте составляет до 2000 км/ч, возле земли - 1030 км/ч. Практический высотный потолок может достигать 16 км, дальность полёта - до 13200 м. Сегодня на вооружении российской дальней авиации состоит 15 машин. Они носят название «Белый Лебедь».

В 2014 году страна отпраздновала знаменательную дату - 100 лет дальней авиации России. Подробнее об этом написано ниже.

День дальней авиации ВВС России

Праздничной датой для лётчиков дальней авиации РФ является 23 декабря. В 1999 году приказом Главнокомандующего ВВС России Анатолия Корнукова был определён день дальней авиации России. Дата 23 декабря выбрана не случайно. Именно в этот день в 1914 году была сформирована первая воздушная эскадрилья «Илья Муромец».

2014 год стал юбилейным - исполнилось 100 лет дальней авиации России. В связи с этим было проведено множество торжественных мероприятий. Немаловажным событием в праздновании столетнего юбилея стало открытие нескольких памятников и монументов, посвящённых главной ударной силе ВВС. Участие в этом процессе принял и совет ветеранов дальней авиации России.

Заключение

В настоящий момент дальняя авиация России, благодаря своим заслугам перед Отечеством, имеет полное право называться главной ударной силой ВВС РФ. Это подразделение является важным стратегическим резервом верховного главнокомандования. Воздушным отрядом, который может решать военные задачи вне зависимости от географического положения стратегического объекта, является именно дальняя авиация России. 2014 год стал юбилейным для этого подразделения ВВС. Ведь именно тогда страна отметила 100 лет со дня основания дальней авиации.

Предыдущая должность генерала Кобылаша - руководитель 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны РФ в Липецке. "Кузницей кадров" военных летчиков Сергей Кобылаш руководил с 2015 года.

Родился новый командующий Дальней авиации 1 апреля 1965 года в Одессе. Окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков имени Комарова, Военно-воздушную академию имени Гагарина и Военную академию Генштаба Вооруженных сил РФ. Кобылаш прошел путь от летчика до начальника авиации ВВС, освоил целый ряд самолетов, в том числе Су-30СМ, Су-34 и Ан-26. Участник первой и второй чеченских войн, войны в Южной Осетии в 2008 году. Имеет звание Героя Российской Федерации, награжден орденом Мужества, орденом "За военные заслуги", медалью "За отвагу" и другими ведомственными медалями. Отмечается, что Сергей Кобылаш имеет квалификацию летчик-снайпер. Общий налет превышает 1,5 тысячи часов.

Напомним, предыдущий командующий Дальней авиации генерал-лейтенант Анатолий Жихарев покинул пост в связи с достижением пенсионного возраста.

Согласно данным с официального сайта Минобороны РФ, на вооружении соединений и частей Дальней авиации состоят стратегические и дальние бомбардировщики, самолеты-заправщики и самолеты-разведчики. Действуя преимущественно в стратегической глубине, они выполняют следующие основные задачи: поражение авиационных баз (аэродромов), комплексов ракет наземного базирования, авианосцев и других надводных кораблей, объектов из состава резервов противника, военно-промышленных объектов, административно-политических центров, энергетических объектов и гидротехнических сооружений, военно-морских баз и портов, командных пунктов объединений вооруженных сил и оперативных центров управления ПВО на театре военных действий, объектов сухопутных коммуникаций, десантных отрядов и конвоев; минирование с воздуха. Часть сил Дальней авиации может привлекаться к ведению воздушной разведки и выполнению специальных задач.

Дальняя авиация является компонентом Стратегических ядерных сил. Соединения и части Дальней авиации базируются от Новгорода на западе страны до Анадыря и Уссурийска на востоке, от Тикси на севере и до Благовещенска на юге страны. Основу самолетного парка составляют стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС, дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3, самолеты-заправщики Ил-78 и самолеты-разведчики Ту-22МР. Основное вооружение самолетов: авиационные крылатые ракеты большой дальности и ракеты оперативно-тактического назначения в ядерном и обычном снаряжении, а также авиационные бомбы различного предназначения и калибра.

Практической демонстрацией пространственных показателей боевых возможностей командования Дальней авиации являются полеты на воздушное патрулирование самолетов Ту-95МС и Ту-160 в район острова Исландия и акваторию Норвежского моря; на Северный полюс и в район Алеутских островов; вдоль восточного побережья Южной Америки.

Независимо от организационной структуры, в которой существует и будет существовать дальняя авиация, боевого состава, характеристик имеющихся на вооружении самолетов и средств поражения, основной задачей дальней авиации в масштабе ВКС следует считать как ядерное, так и неядерное сдерживание вероятных противников. В случае начала войны Дальняя авиации будет выполнять задачи по снижению военно-экономического потенциала противника, поражению важных военных объектов, нарушению государственного и военного управления.

Командование Дальней авиации - объединение Военно-воздушных сил России в подчинении главнокомандующего ВКС России . Является стратегической авиацией - компонентом стратегических ядерных сил России .

Ту-160, 2011 год.

Ту-22М3, 2011 год.

История

Датой создания Дальней авиации считается 10 (23) декабря 1914 год , когда император Николай II утвердил решение о создании эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец ». Начальником эскадры стал Михаил Шидловский (бывший морской офицер, председатель совета акционеров Русско-Балтийского вагонного завода, на котором строились воздушные корабли «Илья Муромец »).

К апрелю 1917 года в эскадру входило четыре боевых отряда, около 20 бомбардировщиков. В сентябре 1917 года германские войска подошли к Виннице , где в тот период дислоцировалась эскадра воздушных кораблей, поэтому самолёты сожгли, чтобы они не достались врагу.

Декретом Совета Народных Комиссаров от 22 марта 1918 года предписывалось сформировать Северную группу воздушных кораблей «Илья Муромец » в составе трех боевых единиц. Так началось возрождение Дальней авиации в РСФСР.

В 1933 году впервые в мире были сформированы тяжёлые бомбардировочные авиационные корпуса, которые получили на вооружение бомбардировщик ТБ-3 . В январе 1936 года была сформирована первая авиационная армия резерва ВГК (армия особого назначения - АОН). В этом же году в войска стали поступать двухмоторные дальние бомбардировщики ДБ-3 (после модернизации - ДБ-ЗФ (Ил-4)). В 1936-1938 годах были созданы три воздушные армии особого назначения, которые были подчинены непосредственно Наркому обороны СССР.

В 1940 году была создана Дальнебомбардировочная авиация Главного Командования Красной Армии (ДБА ГК), а управления армий особого назначения расформированы. К середине 1941 года ДБА ГК включала пять авиакорпусов, три отдельных авиадивизии и один отдельный авиаполк: с общей сложности примерно 1500 самолётов (13,5 % от общего самолётного парка ВВС Красной Армии) и почти 1000 боеготовых экипажей. Постановлением ГКО от 5 марта 1942 года Дальнебомбардировочная авиация была преобразована в Авиацию дальнего действия (АДД) с непосредственным подчинением Ставке Верховного Главнокомандования. Командующим АДД был назначен генерал Александр Голованов .

В 1960 году в связи с созданием РВСН два управления воздушных армий Дальней авиации из трёх были переданы в состав РВСН.

В 1961 году была изменена организация Дальней авиации, основу которой составили три отдельных тяжёлых бомбардировочных корпуса:

  • 2-й отдельный тяжёлый бомбардировочный авиационный корпус (Винница);
  • 6-й отдельный тяжёлый бомбардировочный авиационный Краснознамённый корпус (Смоленск);
  • 8-й тяжёлый бомбардировочный авиационный корпус (Благовещенск).

Для управления полками и дивизиями бывшей 43-й воздушной армии сформировали 2-й отдельный тяжёлый бомбардировочный авиакорпус Дальней авиации с дислокацией в Виннице.

В 1961 году во 2-й отбак входили:

  • 13-я гв. тбад (Полтава) в составе 184-го (Прилуки), 185-го и 225-го тбап на самолётах Ту-16 (оба на аэродроме Полтава);
  • 15-я гв. тбад (Житомир) в составе 250-го тбап (Стрый), 251-го тбап (Белая Церковь) на самолётах Ту-16 и 341-го тбап (Озёрное) на самолётах Ту-22 ;
  • 106-я тбад (Узин) в составе 182-го тбап (Моздок), 409-го и 1006-го тбап (оба на аэродроме Узин) на самолётах Ту-95К и Ту-95М ;
  • 199-й гв. одрап (Нежин) на самолётах Ту-16.

Для управления полками и дивизиями бывшей 50-й воздушной армии в 1960 г. сформировали 6-й отдельный тяжёлый бомбардировочный авиакорпус Дальней авиации с дислокацией в Смоленске.

В 1961 году в него входили:

В 1980 году на базе этих корпусов были сформированы три воздушных армии Верховного Главнокомандования:

  • (Смоленск);
  • 30-я воздушная армия Верховного Главнокомандования стратегического назначения (Иркутск);
  • 24-я воздушная армия Верховного Главнокомандования оперативного назначения (Винница).

Командование Дальней авиации переформировано в 37-ю воздушную армию Верховного Главнокомандования стратегического назначения с базированием штаба в Москве.

  • 30-я воздушная армия Верховного Главнокомандования стратегического назначения (Иркутск);
  • 37-я воздушная армия Верховного Главнокомандования стратегического назначения (Москва);
  • 46-я воздушная Краснознамённая армия Верховного Главнокомандования стратегического назначения (Смоленск);
  • 43-й центр боевого применения и переучивания лётного состава Дальней авиации (Рязань).

1 апреля 1998 года командование Дальней авиации было преобразовано в 37-ю воздушную армию Верховного Главнокомандования (стратегического назначения) . В

Участие в операциях

Ту-160 в сопровождении Су-30 выполняет боевую задачу в Сирии

Командующие

  • Голованов Александр Евгеньевич , главный маршал авиации (1946-1948)
  • Руденко Сергей Игнатьевич , генерал-полковник авиации (1950-1953)
  • Новиков Александр Александрович , главный маршал авиации (1953-1955)
  • Судец Владимир Александрович , маршал авиации (1955-1962)
  • Решетников Василий Васильевич (1969-1980)
  • Горбунов Иван Владимирович , генерал-полковник авиации (1980-1985)
  • Дейнекин Пётр Степанович , генерал-лейтенант (1985-1990)
  • Калугин Игорь Михайлович , генерал-полковник (1990-1997)
  • Опарин Михаил Михайлович , генерал-лейтенант (1998-2002)
  • Хворов Игорь Иванович , генерал-лейтенант (2002-2007)
  • Андросов Павел Васильевич , генерал-майор (2007-2009)
  • Жихарев Анатолий Дмитриевич , генерал-лейтенант (2009-2016)
  • Кобылаш Сергей Иванович , генерал-лейтенант (16 сентября 2016 - н. в.)

Вооружение

На вооружении Дальней авиации находятся стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95 МС и Ту-160 , а также дальние бомбардировщики Ту-22М3 :

  • 60 самолёта Ту-95МС
  • 17 самолётов Ту-160
  • около 61 самолётов Ту-22М3 [ ]

Состав

  • Штаб, в/ч 44402 (г. Москва)
  • 63-й Митавский отдельный узел связи автоматизированных средств управления, в/ч 83069 (Смоленская обл., г. Смоленск, аэр. Смоленск-Северный).
  • 22-я гвардейская тяжёлая бомбардировочная авиационная Донбасская Краснознамённая дивизия (Саратовская обл., г. Энгельс):

Алексей Заквасин

23 декабря в России отмечают День дальней авиации, которая является одним из компонентов ядерной триады. В состав российских ВКС входят ударные самолёты Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160. Воздушные крейсеры могут поражать крупные наземные объекты и корабли противника, в том числе неядерным оружием. В настоящее время дальняя авиация РФ находится на стадии модернизации. До 2023 года Россия должна получить 50 Ту-160М2. В перспективе на вооружение ВКС поступят машины нового поколения ПАК ДА. О роли и значении дальней авиации в структуре Вооружённых сил РФ - в материале RT.

  • Бомбардировщики Ту-22М3 ВКС РФ
  • РИА Новости

Днём рождения дальней авиации (ДА) России считают 23 декабря, поскольку в этот день в 1914 году Николай II подписал указ о создании эскадры самолётов «Илья Муромец» — первого в мире соединения тяжёлых четырёхмоторных бомбардировщиков.

Современный вид ДА начала приобретать в период холодной войны. 1950—1970-е годы стали периодом бурного развития советской дальней авиации.

Первым оригинальным стратегическим реактивным бомбардировщиком СССР стал Ту-16 «Барсук», который совершил первый полёт 27 апреля 1952 года. Спустя полгода в небо поднялся турбовинтовой Ту-95 «Медведь». В 1969 году СССР обрёл сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 (по кодификации НАТО — Blinder).

Вершиной развития советской конструкторской мысли стал (по кодификации НАТО — Blackjack), который находится в эксплуатации с 1987 года. В настоящее время на вооружении ВКС стоят глубоко модернизированные версии советских машин: Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160 (в том числе Ту-160М1). Кроме того, к ДА относят самолёты-разведчики Ту-22МР и топливозаправщики Ил-78.

Данные о количестве дальних самолётов, которыми обладают ВКС России, сильно расходятся. По информации отечественных СМИ, в авиапарке РФ 30 машин Ту-95, 12 — Ту-22М3 и 16 — Ту-160. То есть в общей сложности 58 машин.

По подсчётам Международного института стратегических исследований (IISS), в составе ДА России: 62 машины Ту-22М3, 50 — Т-95МС, 11 — Ту-160, пять — Ту-160М1 и один Ту-22MR (всего 139 машин). В составе ВКС развёрнуты четыре эскадрильи Tу-22M3, три эскадрильи Ту-95МС и одна эскадрилья Ту-160.

Коммерческий директор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков сообщил RT, что аналитики IISS, скорее всего, учитывают самолёты, находящиеся сейчас на хранении. По его словам, наиболее реальную цифру называют российские источники, и она не превышает 60—65 машин.

Вне зоны досягаемости

Дальняя авиация России является воздушным компонентом Стратегических ядерных сил (СЯС) РФ. Все самолёты ДА, стоящие на вооружении ВС РФ, способны наносить удары как ядерным, так и неядерным оружием. В задачи ДА входит уничтожение стратегически важных объектов в глубоком тылу противника. Кроме того, отечественные самолёты могут поражать крупные надводные цели.

22 декабря 2017 года министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил, что за минувшие пять лет дальняя авиация выполнила 178 полётов в рамках воздушного патрулирования. С осени 2015 года Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160 активно применялись для . Дальняя авиация опробовала как одиночные, так и групповые боевые вылеты.

В операции в арабской республике боевое крещение получили «Белые лебеди». В частности, Ту-160 успешно применили сверхдальние крылатые ракеты X-101 и X-55. Обе ракеты имеют свои варианты в ядерном исполнении — X-102 и X-555 соответственно.

«Ту-22М3 действует на тактической глубине. Радиус его боевого действия несколько ниже Ту-95 и Ту-160. Самолёт продемонстрировал свою эффективность в поражении хорошо укреплённых объектов противника в Афганистане и Сирии. Ту-22М3 также называют «убийцей авианосцев». Эта машина может успешно уничтожать крупные надводные силы», — отметил Леонков.

  • Дальний бомбардировщик Ту-22М3 наносит авиационный удар по объектам террористов в провинции Дейр-эз-Зор в Сирии
  • РИА Новости

По словам эксперта, не стоит списывать со счетов самый старый бомбардировщик ДА Ту-95МС, который является единственным турбовинтовым самолётом в мире, способным развивать скорость свыше 900 км/ч. Модернизированная версия Ту-95 может применять стратегическую крылатую ракету Х-101/102 «воздух — земля», дальность которой достигает 6—9 тыс. км.

Ту-160 не имеет аналогов в мире. Бомбардировщик способен преодолевать ПВО противника, развивая на сверхзвуке скорость в 2500 км/ч. «Белый лебедь» при необходимости поднимается на высоту до 22 тыс. м, находясь таким образом вне зоны досягаемости истребителей противника.

«Ту-160 — это действительно невероятная машина. Её практически невозможно перехватить. За нашим самолётом не успеет зенитная ракета и самый современный истребитель. Например, Ту-160 может держать на форсаже сверхзвуковую скорость в течение 45 минут, а потенциальный «охотник» на него F/A-18 — 10 минут», — сообщил Леонков.

Ставка на малозаметность

В 2015 году Минобороны РФ приняло решение о строительстве до 2023 года 50 машин Ту-160М2. Эксперты считают, что с этого момента начался важнейший за всю новейшую историю РФ этап в модернизации дальней авиации. В середине ноября 2017 года был собран первый за девять лет Ту-160, получивший название «Виталий Копылов».

22 декабря в интервью «Красной звезде» командующий дальней авиацией генерал-лейтенант Сергей Кобылаш заявил, что боевая эффективность Ту-160М2 будет в два с половиной раза выше его советского предшественника.

  • Бомбардировщик-ракетоносец Ту-160
  • РИА Новости

«Экономичные двигатели, обладающие более широкими ресурсными возможностями, позволят увеличить дальность полёта, что в совокупности с заявленной энерговооружённостью сохранит за стратегическим ракетоносцем Ту-160 лидирующие позиции среди стратегических ударных комплексов», — пояснил Кобылаш.

На Ту-160М2 будут установлены улучшенные системы бортовой радиоэлектроники и управления вооружением. На модернизированном «Белом лебеде» должна быть реализована концепция «стеклянной кабины» (замена механических индикаторов на дисплеи) и «открытого борта» (упрощённая схема интеграции компонентов оборудования от разных производителей).

Прежде всего, Ту-160М2 призваны заменить Ту-95МС, которые, как ожидается, будут сниматься с вооружения с 2025 года. «Белые лебеди» составят костяк воздушного компонента СЯС России до массового поступления ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации), которая призвана стать универсальной боевой машиной.

ПАК ДА будет изготовлен по схеме «летающее крыло». Первоначально планировалось, что перспективный самолёт будет сверхзвуковым. Однако в 2016 году СМИ сообщили о том, что Минобороны остановилось на дозвуковом варианте. Основными требованиями ПАК ДА являются оснащённость всеми видами ударных вооружений, включая гиперзвуковые, и малая заметность.

  • Компьютерное изображение возможного внешнего вида ПАК ДА
  • Jozef Gatial

В бомбардировщике будут применяться новейшие технологии снижения радиолокационной заметности. Известно, что в конструкции самолёта будут использоваться радиопоглощающие материалы. При этом всё вооружение должно помещаться внутри корпуса. Первый полёт ПАК ДА ожидается в 2025 году.

«В ПАК ДА решили пожертвовать высокими скоростями в пользу улучшенных характеристик скрытности. При возможности наносить удары по целям с большого расстояния высокая скорость от бомбардировщика не требуется, а вот способность незаметно для противника выйти на дистанцию запуска ракет нужна», — пояснил ситуацию в беседе с RT профессор Академии военных наук Вадим Козюлин.

По мнению эксперта, в перспективе все дальние бомбардировщики будут включены в общее разведывательно-информационное поле межвойскового взаимодействия. С учётом развития средств доставки и поражения авиационной составляющей СЯС небесный ядерный щит страны можно считать надёжным сдерживающим фактором для потенциальных внешних агрессоров, подытожил Козюлин.

Дальняя авиация переживает сложные времена. Однако, несмотря на существующие трудности, личный состав дальней авиации эффективно выполняет все поставленные перед ним задачи, а именно обеспечивает боевую готовность на самом высоком уровне. Это главная авиационная составляющая стратегических ядерных сил нашей страны и ударная сила ВВС.

Как известно, дальняя авиация страны берет начало от воздушных кораблей под названием «Илья Муромец». Они представляют собой габаритные четырехмоторные бомбардировщики, причем самые первые в мире.

Во второй половине 20-го столетия высокоточное оружие всех типов стало неотъемлемым и эффективным средством борьбы в трех физических сферах: на море, суше и в воздухе. Об этом свидетельствуют события войны на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, операции: «Лиса в пустыне», «Буря в пустыне», «Решительная сила». Причем в последних трех операциях возрастающую роль в воздушной борьбе показали высокоточные крылатые ракеты воздушного и морского базирования (КРВБ, КРМБ). Высокоточное оружие постоянно развивается, теперь оно может точно поражать цель, где бы она ни находилась.

Учитывая современное состояние экономики страны, а также ее геополитическое положение, главным направлением развития дальней авиации принято считать:

  • поддержание дальней авиации на уровне, который обеспечивает решение всех поставленных задач стратегического содержания;
  • модернизацию боевых авиационных комплексов (особенно это касается боевых самолетов);
  • разработку перспективных авиакомплексов;
  • приведение дальней авиации к тому уровню боеготовности, которое бы в установленные сроки позволило выполнять любые поставленные боевые задачи максимально эффективно.

Ну а если брать во внимание нынешнюю мировую военно-политическую обстановку, экономические возможности страны по военному строительству, то дальняя авиация также должна проходить модернизацию авиационных комплексов стратегического назначения.

Современная дальняя авиация в условиях обычной войны может решить массу важнейших оперативно-стратегических задач, в число которых входят:

    поражение кораблей, авианосных группировок в районах боевого маневрирования и на переходах через море или океан;

    поражение главных авиационных группировок на авиабазах (аэродромах) в удаленных географических районах;

    поражение важных военно-промышленных и энергетических объектов, а также стратегических и оперативных резервов, военно-морских баз, узлов коммуникаций и пунктов базирования сил флота, основных центров государственного и высшего военного управления и др.

Сегодня от правильного понимания важной роли дальней авиации в борьбе с внешним противником зависит безопасность нашей страны. Ведь дальняя авиация – это один из самых гибких инструментов боевой машины, который, в отличие от межконтинентальных ракет РВСН и подводных ракетоносцев ВМФ, может эффективно применяться в неядерном снаряжении в локальных конфликтах, а также в условиях большой войны, не считая других важных задач. Подобная многозначность и гибкость обеспечивают дальней авиации стабильное место в будущем, невзирая на существенно меньшую скорость реакции и заряд по сравнению с межконтинентальными ракетами.

Вообще, за последние несколько лет дальняя авиация завоевала самое важное место в ВВС. Она была и будет в боевом строю выполнять все поставленные перед ней задачи по защите страны.