Начало второй мировой войны. Начало второй мировой войны Урок на тему начало второй мировой войны

Муниципальное казённое образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза В.А.Маркелова с. Старая Сахча Мелекесского района Ульяновской области

Открытый урок

по истории в 9 классе

«Вторая мировая война.

1939 – 1945 гг.

Итоги и последствия».

Провела: учитель истории и обществознания Владимиркина Е.С.

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, её участниках, сражениях, итогах, цене победы над фашизмом;

Воспитывать чувства гордости и патриотизма за страну и народ.

Основные знания:

Причины войны; стратегические планы сторон; начало войны; нападение Германии на СССР; Великая Отечественная война; причины поражения Красной Армии; СССР и союзники, конференции «большой тройки»; разгром милитаристской Японии, окончание Второй мировой войны; цена победы; советские военачальники (Г.К.Жуков, К.К.Рокоссовский, А.М.Василевский, И.С.Конев, И.Д.Черняховский); итоги; последствия и уроки войны.

Основные понятия: коалиция, капитуляция, блицкриг, ООН.

Оборудование урока: карты «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», «Вторая мировая война».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Эпиграфы урока:

«Никто не забыт и ничто не забыто»

(Маршал Г.К.Жуков)

План урока:

I. Организационный момент.

III. Наш край в годы ВОВ.

IV.Итоги и уроки ВМВ и ВОВ. Вывод по теме урока.

V. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Война страшное и жестокое историческое явление, которое оставляет после себя жертвы и разрушения. 17 век – на войне убито 3 млн. 300 тыс.,

18 век – убито 5 млн.200 тыс., 19 век – убито 5 млн. 500 тыс., 20 век – Первая мировая война, убито 10 млн.; Вторая мировая война унесла 64 млн. человеческих жизней, ранено и искалечено 110 млн., сиротами стали 42 млн.

После Второй мировой войны более 100 раз на нашей планете вспыхивали войны. Из 5000 лет цивилизации только 395 были мирными; более 4 млрд. человеческих жизней погибло в пламени войны. Сегодня на уроке мы продолжим с вами наш разговор об одной из самых кровопролитных войн XX века – Второй мировой войне. Вы должны уяснить историческое значение победы и её цену, итоги, последствия и уроки войны. Нам нужно вспомнить исторических личностей, сыгравших определённую роль в ходе войны. Сделать определённые выводы о трагизме и сокрушительной силе любых войн.

А для начала давайте обобщим и систематизируем ваши знания о Второй мировой войне, полученные на уроках истории России и всеобщей истории.

II. Обобщение и систематизация знаний.

Итак, началу Второй мировой войны послужили ряд причин. И, в первую очередь то, что к началу 30-х гг. XX века в мире сложились государства с различными политическими системами, появились страны-агрессоры.

1.Вспомните, какие политические режимы установились в мире? В каких государствах?

Отв.: Демократический - Англия, США, Франция;

Тоталитарный - СССР, Германия, Италия.

2. Назовите страны, избравшие агрессивную внешнюю политику.

Отв.: Германия, Италия, Япония.

3. Какая внешнеполитическая обстановка сложилась накануне Второй мировой войны? Какая политика проводилась западными государствами и СССР по умиротворению агрессора?

Отв.: Страны запада и СССР вели закулисные переговоры с Германией.

4. К чему это привело? Какие соглашения были заключены?

5. Кто принимал участие в этом сговоре? Какие решения были приняты?

Отв.: Великобритания (Н.Чемберлен), Франция (Э.Даладье), Германия (А.Гитлер), Италия (Б.Муссолини). Было подписано соглашение о расчленении Чехословакии.

6. Почему Англия и Франция пошли на сговор с Германией?

Отв.: в случае отказа, Гитлер угрожал войной в Европе.

7. К чему привели советско-германские переговоры? Какую оценку можно дать дипломатии этих стран?

Отв.: 23 августа 1939 г. был подписан Пакт о ненападении и Секретные протоколы (о разделе сфер влияния в Европе). Победа дипломатии фашистской Германии и поражение англо-французской и советской дипломатии.

8. Когда началась Вторая мировая война?

9. Проясните масштабность Второй мировой войны.

Отв.: продолжительность – 2194 дня, число стран-участниц – 72, число государств, на территории которых проходили боевые действия – 40, численность населения стран-участниц – 1700 млн. человек, т.е. 80 % населения земли, число мобилизованных – 110 млн. человек, число погибших – более 60 млн.

10. Самый значительный этап во Второй мировой войне занимает Великая Отечественная война. Когда началась ВОВ?

11. Масштабность ВОВ.

Отв.: продолжительность – 1418 дней, погибло – 27 млн. чел., стали инвалидами – 2,6 млн., разрушены – 1710 городов и посёлков городского типа, уничтожены – 70 тыс. сёл и деревень.

12. В первые дни войны 28 советских дивизий были разгромлены полностью, 72 – более чем наполовину. Немецкие войска продвинулись на 300-600 км. вглубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Украина, Молдавия.

Какие причины способствовали поражению Красной Армии?

Отв.:

    Военно-экономический потенциал Германии, подчинившей себе почти всю Европу, значительно превышал возможности СССР.

    Гитлеровская армия была очень мощной, имела двухлетний опыт ведения войны в Европе. Красная Армия уступала в профессионализме, особенно командного состава (на что повлияли массовые репрессии в армии накануне войны).

    Просчёты советского руководства в определении военной доктрины, в частности недооценки роли механизированных соединений и т.д.

    Просчёты руководства страны в анализе международной ситуации накануне войны, а также в определении сроков начала войны, что привело к фактору внезапности.

13. Групповая работа .

Дайте название логическим рядам.

А) «Барбаросса»- план молниеносной войны Германии против СССР.

Б) «Ост» - план физического истребления народов СССР и Восточной Европы, объявленных «расово неполноценными».

В) «Тайфун»- план наступления гитлеровских войск на Москву.

Г) «Цитадель»- план наступления гитлеровских войск в районе Курска.

Д) «Багратион» - операция Красной Армии по освобождению Белоруссии.

Отв.: планы ведения боевых действий, конференции « большой тройки».

14. Что такое?

    План «Тайфун»

    «Барбаросса»

    «Цитадель»

    «Багратион»

15. Когда состоялась?

    Крымская конференция.

    Ялтинская конференция,

    Потсдамская Конференция.

16. Перечислите лидеров «большой тройки».

    Англия - У.Черчилль

    США – Ф.Рузвельт

    СССР - И.Сталин

17. Какая из конференций прошла в обновлённом составе?

Отв.: Потсдамская, США - Гарри Трумэн, Великобритания - Клемент Эттли.

18. Как вы знаете большую роль в истории играют личности. Давайте послушаем краткие энциклопедические справки о лидерах «большой тройки». Сообщения учащихся.

19. Какие вопросы решались на конференциях?

Отв.: об открытии второго фронта, ленд-лизе, создании ООН, о послевоенном мирном урегулировании.

20. Перечислите основные сражения периода ВОВ и ВМВ.

    Битва за Днепр – сентябрь – ноябрь 1943 г.

21. Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

22. Когда наша страна отмечает День победы? Когда состоялся первый парад Победы?

23. Когда закончилась ВМВ?

24. Какую трагедию испытали города Японии Хиросима и Нагасаки?

Отв.: США сбросило на них ядерные бомбы

III. Наш край в годы ВОВ.

1. сообщение на тему «Симбирский край в годы ВОВ».

IV. Итоги и уроки войны ВМВ и ВОВ.

Вторая мировая война продолжалась 6 лет, унесла жизни более 60 млн. чел., материальный ущерб в 12 раз превысил ущерб, нанесённый в годы первой мировой войны.

Итоги войны: победа над фашизмом, рост авторитета СССР в мире, превращение его наравне с США в сверхдержаву, образование мировой системы социализма, мир стал двухполярным, был получен толчок к развитию национально-освободительного движения в странах Азии и Африки, следствием этого стало окончательное крушение колониальных империй, создание ООН.

Вывод: главную роль в разгроме фашизма и в спасении всего мира от фашистской «чумы» сыграл Советский Союз.

V. Рефлексия.

VI. Домашнее задание. Написать рефераты на темы:

«Наш край в годы ВОВ»,

«Великая Победа – одна на всех».

VII. Подведение итогов урока.

Урок изучения нового материала по истории.Тема урока "Вторая мировая война".

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории по теме "Вторая мировая война".»

Открытый урок

по истории в 9 классе

«Вторая мировая война.

1939 – 1945 гг.

Итоги и уроки».

Провел учитель истории-

Мещеряков А.И.

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, её участниках, сражениях, итогах, цене победы над фашизмом;

Воспитывать чувства гордости и патриотизма за страну и народ.

Основные знания:

Причины войны; стратегические планы сторон; начало войны; нападение Германии на СССР; Великая Отечественная война; причины поражения Красной Армии; СССР и союзники, конференции «большой тройки»; разгром милитаристской Японии, окончание Второй мировой войны; цена победы; советские военачальники (Г.К.Жуков, К.К.Рокоссовский, А.М.Василевский, И.С.Конев, И.Д.Черняховский); итоги; последствия и уроки войны.

Основные понятия: коалиция, капитуляция, блицкриг, ООН.

Оборудование урока: карты «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», «Вторая мировая война».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Эпиграфы урока:

«Никто не забыт и ничто не забыто»

(Маршал Г.К.Жуков)

План урока:

I. Организационный момент.

III. Наш край в годы ВОВ.

IV.Итоги и уроки ВМВ и ВОВ. Вывод по теме урока.

V. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Война страшное и жестокое историческое явление, которое оставляет после себя жертвы и разрушения. 17 век – на войне убито 3 млн. 300 тыс.,

18 век – убито 5 млн.200 тыс., 19 век – убито 5 млн. 500 тыс., 20 век – Первая мировая война, убито 10 млн.; Вторая мировая война унесла 64 млн. человеческих жизней, ранено и искалечено 110 млн., сиротами стали 42 млн.

После Второй мировой войны более 100 раз на нашей планете вспыхивали войны. Из 5000 лет цивилизации только 395 были мирными; более 4 млрд. человеческих жизней погибло в пламени войны. Сегодня на уроке мы продолжим с вами наш разговор об одной из самых кровопролитных войн XX века – Второй мировой войне. Вы должны уяснить историческое значение победы и её цену, итоги, последствия и уроки войны. Нам нужно вспомнить исторических личностей, сыгравших определённую роль в ходе войны. Сделать определённые выводы о трагизме и сокрушительной силе любых войн.

А для начала давайте обобщим и систематизируем ваши знания о Второй мировой войне, полученные на уроках истории России и всеобщей истории.

II. Обобщение и систематизация знаний.

Итак, началу Второй мировой войны послужили ряд причин. И, в первую очередь то, что к началу 30-х гг. XX века в мире сложились государства с различными политическими системами, появились страны-агрессоры.

1.Вспомните, какие политические режимы установились в мире? В каких государствах?

Отв.: Демократический- Англия, США, Франция;

Тоталитарный - СССР, Германия, Италия.

2. Назовите страны, избравшие агрессивную внешнюю политику.

Отв.: Германия, Италия, Япония.

3. Какая внешнеполитическая обстановка сложилась накануне Второй мировой войны? Какая политика проводилась западными государствами и СССР по умиротворению агрессора?

Отв.: Страны запада и СССР вели закулисные переговоры с Германией.

4. К чему это привело? Какие соглашения были заключены?

5. Кто принимал участие в этом сговоре? Какие решения были приняты?

Отв.: Великобритания (Н.Чемберлен), Франция (Э.Даладье), Германия (А.Гитлер), Италия (Б.Муссолини). Было подписано соглашение о расчленении Чехословакии.

6. Почему Англия и Франция пошли на сговор с Германией?

Отв.: в случае отказа, Гитлер угрожал войной в Европе.

7. К чему привели советско-германские переговоры? Какую оценку можно дать дипломатии этих стран?

Отв.: 23 августа 1939 г. был подписан Пакт о ненападении и Секретные протоколы (о разделе сфер влияния в Европе). Победа дипломатии фашистской Германии и поражение англо-французской и советской дипломатии.

8. Когда началась Вторая мировая война?

9. Проясните масштабность Второй мировой войны.

Отв.: продолжительность – 2194 дня, число стран-участниц – 72, число государств, на территории которых проходили боевые действия – 40, численность населения стран-участниц – 1700 млн. человек, т.е. 80 % населения земли, число мобилизованных – 110 млн. человек, число погибших – более 60 млн.

10. Самый значительный этап во Второй мировой войне занимает Великая Отечественная война. Когда началась ВОВ?

11. Масштабность ВОВ.

Отв.: продолжительность – 1418 дней, погибло – 27 млн. чел., стали инвалидами – 2,6 млн., разрушены – 1710 городов и посёлков городского типа, уничтожены – 70 тыс. сёл и деревень.

12. В первые дни войны 28 советских дивизий были разгромлены полностью, 72 – более чем наполовину. Немецкие войска продвинулись на 300-600 км. вглубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Украина, Молдавия.

Какие причины способствовали поражению Красной Армии?

    Военно-экономический потенциал Германии, подчинившей себе почти всю Европу, значительно превышал возможности СССР.

    Гитлеровская армия была очень мощной, имела двухлетний опыт ведения войны в Европе. Красная Армия уступала в профессионализме, особенно командного состава (на что повлияли массовые репрессии в армии накануне войны).

    Просчёты советского руководства в определении военной доктрины, в частности недооценки роли механизированных соединений и т.д.

    Просчёты руководства страны в анализе международной ситуации накануне войны, а также в определении сроков начала войны, что привело к фактору внезапности.

13. Дайте название логическим рядам.

А) «Барбаросса»- план молниеносной войны Германии против СССР.

Б) «Ост»- план физического истребления народов СССР и Восточной Европы, объявленных «расово неполноценными».

В) «Тайфун»- план наступления гитлеровских войск на Москву.

Г) «Цитадель»- план наступления гитлеровских войск в районе Курска.

Д) «Багратион» - операция Красной Армии по освобождению Белоруссии.

Отв.: планы ведения боевых действий, конференции « большой тройки».

14. Что такое?

    План «Тайфун»

    «Барбаросса»

    «Цитадель»

    «Багратион»

15. Когда состоялась?

    Крымская конференция.

    Ялтинская конференция,

    Потсдамская Конференция.

16. Перечислите лидеров «большой тройки».

    Англия - У.Черчилль

    США – Ф.Рузвельт

    СССР - И.Сталин

17. Какая из конференций прошла в обновлённом составе?

Отв.: Потсдамская, США - Гарри Трумэн, Великобритания - Клемент Эттли.

18. Как вы знаете большую роль в истории играют личности. Давайте послушаем краткие энциклопедические справки о лидерах «большой тройки». Сообщения учащихся.

19. Какие вопросы решались на конференциях?

Отв.: об открытии второго фронта, ленд-лизе, создании ООН, о после -военном мирном урегулировании.

20. Перечислите основные сражения периода ВОВ и ВМВ.

    Битва за Днепр – сентябрь – ноябрь 1943 г.

21. Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

22. Когда наша страна отмечает День победы? Когда состоялся первый парад Победы?

23. Когда закончилась ВМВ?

24. Какую трагедию испытали города Японии Хиросима и Нагасаки?

Отв.: США сбросило на них ядерные бомбы

III. Наш край в годы ВОВ.

1. Сообщение учителя. Запись основных сведений в тетради.

В годы ВОВ из Мордовии на фронт ушли 240 тыс. человек. Более половины из них погибли. Из Ковылкинского р-на –призвано 24289 чел., погибли - 10009 чел., наших односельчан погибло - 241чел.

104 – стали Героями Советского союза, 25 - кавалерами ордена Славы 3-х степеней. Земля ковылкинская дала 8 кавалеров Золотой Звезды Героя.

Это: Н.А.Пшеничников – Ковылкино, Г.М.Головин и В.А.Андронов из Покровска, М.А.Гуреев- Курнино, А.А. Абдершин - Старого Аллагулова, К.Е.Чекиров - Нового Пшенева, А.Г. Котов - Троицка.

Полководцы М.А.Пуркаев, С.К.Горюнов, И.В. Болдин были родом из Мордовии.

Всему миру известен подвиг Героя Советского Союза - М.П. Девятаева.

2. Сообщение ученика о М.П.Девятаеве.

IV. Итоги и уроки войны ВМВ и ВОВ.

Продолжалась 6 лет, унесла жизни более 60 млн.чел., материальный ущерб в 12 раз превысил ущерб, нанесённый в годы ПМВ.

Итоги войны: победа над фашизмом, рост авторитета СССР в мире, превращение его наравне с США в сверхдержаву, образование мировой системы социализма, мир стал двухполярным., получило толчок к развитию национально-освободительное движение в странах Азии и Африки, вслед за этим окончательно рухнули колониальные империи, была создана ООН.

Вывод: главную роль в разгроме фашизма и в спасении всего мира от фашистской «чумы» сыграл Советский Союз.

V. Домашнее задание. Написать рефераты на темы:

«Наш край в годы ВОВ»,

«Великая Победа – одна на всех».

VI. Подведение итогов урока.


Предварительный просмотр:

МОБУ СОШ с. Суккулово

Открытый урок

по истории в 9 классе

на тему:

«Вторая мировая война.

1939 – 1945 гг.

Итоги и последствия».

Провел: учитель истории Салихов М. Х..

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, её участниках, сражениях, итогах, цене победы над фашизмом;

Воспитывать чувства гордости и патриотизма за страну и народ.

Основные знания:

Причины войны; стратегические планы сторон; начало войны; нападение Германии на СССР; Великая Отечественная война; причины поражения Красной Армии; СССР и союзники, конференции «большой тройки»; разгром милитаристской Японии, окончание Второй мировой войны; цена победы; советские военачальники (Г.К.Жуков, К.К.Рокоссовский, А.М.Василевский, И.С.Конев, И.Д.Черняховский); итоги; последствия и уроки войны.

Основные понятия: коалиция, капитуляция, блицкриг, ООН.

Оборудование урока: карты «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», «Вторая мировая война».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Эпиграфы урока:

«Никто не забыт и ничто не забыто»

(Маршал Г.К.Жуков)

План урока:

I. Организационный момент.

III. Наш край в годы ВОВ.

IV.Итоги и уроки ВМВ и ВОВ. Вывод по теме урока.

V. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Война страшное и жестокое историческое явление, которое оставляет после себя жертвы и разрушения. 17 век – на войне убито 3 млн. 300 тыс.,

18 век – убито 5 млн.200 тыс., 19 век – убито 5 млн. 500 тыс., 20 век – Первая мировая война, убито 10 млн.; Вторая мировая война унесла 64 млн. человеческих жизней, ранено и искалечено 110 млн., сиротами стали 42 млн.

После Второй мировой войны более 100 раз на нашей планете вспыхивали войны. Из 5000 лет цивилизации только 395 были мирными; более 4 млрд. человеческих жизней погибло в пламени войны. Сегодня на уроке мы продолжим с вами наш разговор об одной из самых кровопролитных войн XX века – Второй мировой войне. Вы должны уяснить историческое значение победы и её цену, итоги, последствия и уроки войны. Нам нужно вспомнить исторических личностей, сыгравших определённую роль в ходе войны. Сделать определённые выводы о трагизме и сокрушительной силе любых войн.

А для начала давайте обобщим и систематизируем ваши знания о Второй мировой войне, полученные на уроках истории России и всеобщей истории.

II. Обобщение и систематизация знаний.

Итак, началу Второй мировой войны послужили ряд причин. И, в первую очередь то, что к началу 30-х гг. XX века в мире сложились государства с различными политическими системами, появились страны-агрессоры.

1.Вспомните, какие политические режимы установились в мире? В каких государствах?

Отв.: Демократический- Англия, США, Франция;

Тоталитарный - СССР, Германия, Италия.

2. Назовите страны, избравшие агрессивную внешнюю политику.

Отв.: Германия, Италия, Япония.

3. Какая внешнеполитическая обстановка сложилась накануне Второй мировой войны? Какая политика проводилась западными государствами и СССР по умиротворению агрессора?

Отв.: Страны запада и СССР вели закулисные переговоры с Германией.

4. К чему это привело? Какие соглашения были заключены?

5. Кто принимал участие в этом сговоре? Какие решения были приняты?

Отв.: Великобритания (Н.Чемберлен), Франция (Э.Даладье), Германия (А.Гитлер), Италия (Б.Муссолини). Было подписано соглашение о расчленении Чехословакии.

6. Почему Англия и Франция пошли на сговор с Германией?

Отв.: в случае отказа, Гитлер угрожал войной в Европе.

7. К чему привели советско-германские переговоры? Какую оценку можно дать дипломатии этих стран?

Отв.: 23 августа 1939 г. был подписан Пакт о ненападении и Секретные протоколы (о разделе сфер влияния в Европе). Победа дипломатии фашистской Германии и поражение англо-французской и советской дипломатии.

8. Когда началась Вторая мировая война?

9. Проясните масштабность Второй мировой войны.

Отв.: продолжительность – 2194 дня, число стран-участниц – 72, число государств, на территории которых проходили боевые действия – 40, численность населения стран-участниц – 1700 млн. человек, т.е. 80 % населения земли, число мобилизованных – 110 млн. человек, число погибших – более 60 млн.

10. Самый значительный этап во Второй мировой войне занимает Великая Отечественная война. Когда началась ВОВ?

11. Масштабность ВОВ.

Отв.: продолжительность – 1418 дней, погибло – 27 млн. чел., стали инвалидами – 2,6 млн., разрушены – 1710 городов и посёлков городского типа, уничтожены – 70 тыс. сёл и деревень.

12. В первые дни войны 28 советских дивизий были разгромлены полностью, 72 – более чем наполовину. Немецкие войска продвинулись на 300-600 км. вглубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Украина, Молдавия.

Какие причины способствовали поражению Красной Армии?

Отв.:

  • Военно-экономический потенциал Германии, подчинившей себе почти всю Европу, значительно превышал возможности СССР.
  • Гитлеровская армия была очень мощной, имела двухлетний опыт ведения войны в Европе. Красная Армия уступала в профессионализме, особенно командного состава (на что повлияли массовые репрессии в армии накануне войны).
  • Просчёты советского руководства в определении военной доктрины, в частности недооценки роли механизированных соединений и т.д.
  • Просчёты руководства страны в анализе международной ситуации накануне войны, а также в определении сроков начала войны, что привело к фактору внезапности.

13. Групповая работа .

Дайте название логическим рядам.

I- ряд

А) «Барбаросса»- план молниеносной войны Германии против СССР.

Б) «Ост»- план физического истребления народов СССР и Восточной Европы, объявленных «расово неполноценными».

В) «Тайфун»- план наступления гитлеровских войск на Москву.

Г) «Цитадель»- план наступления гитлеровских войск в районе Курска.

Д) «Багратион» - операция Красной Армии по освобождению Белоруссии.

II- ряд

Отв.: планы ведения боевых действий, конференции « большой тройки».

14. Что такое?

  • План «Тайфун»
  • «Барбаросса»
  • «Ост»
  • «Цитадель»
  • «Багратион»

15. Когда состоялась?

  • Крымская конференция.
  • Ялтинская конференция,
  • Потсдамская Конференция.

16. Перечислите лидеров «большой тройки».

  • Англия - У.Черчилль
  • США – Ф.Рузвельт
  • СССР - И.Сталин

17. Какая из конференций прошла в обновлённом составе?

Отв.: Потсдамская, США - Гарри Трумэн, Великобритания - Клемент Эттли.

18. Как вы знаете большую роль в истории играют личности. Давайте послушаем краткие энциклопедические справки о лидерах «большой тройки». Сообщения учащихся.

19. Какие вопросы решались на конференциях?

Отв.: об открытии второго фронта, ленд-лизе, создании ООН, о после -военном мирном урегулировании.

20. Перечислите основные сражения периода ВОВ и ВМВ.

  • Битва за Москву- с 30 сентября 1941 г. по 7 января 1942г
  • Сталинградская битва- с 19 ноября 1942 г.- по 2 февраля 1943 г.
  • Курская битва- 5 июля-23 августа 1943 г.
  • Битва за Днепр – сентябрь – ноябрь 1943 г.
  • Берлинская операция- 20 апреля-8 мая 1945 г.

21. Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

22. Когда наша страна отмечает День победы? Когда состоялся первый парад Победы?

23. Когда закончилась ВМВ?

24. Какую трагедию испытали города Японии Хиросима и Нагасаки?

Отв.: США сбросило на них ядерные бомбы

III. Наш край в годы ВОВ.

1. сообщение на тему «112-я Башкирская кавалерийская дивизия».

2. Сообщение ученика на тему «Башкирия в годы ВОВ».

IV. Итоги и уроки войны ВМВ и ВОВ .

Вторая мировая война продолжалась 6 лет, унесла жизни более 60 млн.чел., материальный ущерб в 12 раз превысил ущерб, нанесённый в годы первой мировой войны.

Итоги войны: победа над фашизмом, рост авторитета СССР в мире, превращение его наравне с США в сверхдержаву, образование мировой системы социализма, мир стал двухполярным., был получен толчок к развитию национально-освободительного движения в странах Азии и Африки, следствием этого стало окончательное крушение колониальных империй, создание ООН.

Вывод: главную роль в разгроме фашизма и в спасении всего мира от фашистской «чумы» сыграл Советский Союз.

V. Домашнее задание . Написать рефераты на темы:

«Наш край в годы ВОВ»,

«Великая Победа – одна на всех».

VI. Подведение итогов урока.


Урок по истории в 9 классе по теме «Начало Второй мировой войны».

Цель урока: уяснить, что причинами нового советско-германского сближения явились, с одной стороны, явное нежелание стран Запада реализовывать советскую идею создания системы коллективной безопасности, а с другой – попытка за счет альянса с Германией решить свои геополитические проблемы – расширить территорию СССР до размеров Российской империи; показать всю глубину опасности, нависшей над нашей Родиной и ее народами, в связи с разработкой плана нападения Германии на СССР.

Задачи:

Образовательная : выяснить политическую и экономическую ситуацию в СССР накануне Второй мировой войны, показать причины, условия и значение заключения пакта Молотова-Риббентропа, выяснить роль Советского Союза и Германии в развязывании войны;

Развивающая : способствовать развитию умения работать с текстом учебника, хроникой событий, историческими документами, извлекать необходимую информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Воспитательная : воспитывать чувство патриотизма, неприятия тоталитарных режимов, трудолюбие, добросовестное отношение к своей работе, интерес к историческому прошлому, чувства патриотизма, своей гражданской позиции в оценке событий тех лет, сопереживанию и гордость за поколение людей того времени

Основное содержание: 1. Расстановка сил в мире в конце 30-х гг.

2. Советско-германские договоры 1939г. и секретные протоколы к ним: расчеты и просчеты советской дипломатии.

3. Был ли СССР соучастником второй мировой войны? (Военные действия СССР в Польше и Прибалтике, расширение “братской семьи” советских республик, советско-финская война.)

4. Подготовка германской агрессии против СССР.

5. “Если завтра война…” (обороноспособность страны к июню 1941г.)

Основные понятия: секретные протоколы; план “Барбаросса”; план “Ост”; блицкриг.

Оборудование урока: документы; таблица; карты “Международное положение и внешняя политика СССР (1921 – 1941гг.)”, “Стратегический план войны фашистской Германии против СССР (План “Барбаросса»).

Форма учебного занятия: Обзорная лекция с элементами лабораторной работы по документам.

Тип урока: нетрадиционный, с использованием ИКТ

урок изучения нового материала

Вид урока: проблемно - поисковый

План урока: 1. Причины нового советско-германского сближения. Советско-германский договор о ненападении 1939г.

3. Война с Финляндией.

Ход урока.

1 этап. Организационный момент .

Урок начинается с отрывка из стихотворения «Спасибо, солдат, за победу!» Юрия Юркого под аккомпанемент музыки.

Успешно Гитлер начал свой блиц-план:
Ползла по миру, множась, злая сила
За счёт ресурсов покорённых стран…
Ужасно это всё, но это было!

Мечтая превратить весь мир в рабов,
Фашисты из людей варили мыло,
Топили ими печи вместо дров…
Ужасно это всё, но это было!

Тема нашего урока «Начало Второй мировой войны»

Цель урока: Охарактеризовать причины и начало Второй мировой войны

Задачи урока: сегодня на уроке мы должны с вами

Выяснить роль Советского Союза и Германии в развязывании войны;

Закрепить умение работать с документами;

Показать всю глубину опасности, нависшей над нашей Родиной

Проверка домашнего задания. (Не проводится, так как накануне был обобщающий урок).

План нашего урока:

1.Причины нового советско-германского сближения. Советско-германский договор о ненападении 1939г.

2. Расширение территории СССР.

3. Война с Финляндией.

4. Подготовка Германии к нападению на СССР.

5.Укрепление обороноспособности страны

2 этап. Изучение нового материала.

1. Причины нового советско-германского сближения. Советско-германский договор о ненападении 1939г.

Причины советско-германского сближения вы можете назвать сами. Для этого вы должны вспомнить урок “Международные отношения и внешняя политика СССР 1930-е гг.

Ответы учащихся (учащиеся говорят о попытке СССР создать систему коллективной безопасности)

Угроза для СССР остаться один на один с германской агрессией привела к тому, что СССР принимает предложение Германии о заключении договора о ненападении и прерывает переговоры с Англией и Францией, которые начались 12 августа 1939г. в Москве, убедившись в их полной бесперспективности. Так как представители делегации Англии и Франции получили указания тянуть время, чтобы предотвратить соглашение между СССР и Германией. 23 августа 1939г. был подписан советско-германский договор о ненападении сроком на 10 лет и секретные протоколы, разграничившие “сферы влияния” этих стран.

Работа с документом № 1. Пакт о ненападении.

Рассмотрим фрагмент из этого договора и ответим на вопросы:

2. Почему Гитлер пошел на подписание договора с СССР?

3. Какие выгоды получили СССР и Германия от заключения этого договора?

4. В чем вы видите плюсы и минусы этого договора?

Работа с документом № 2. Секретный дополнительный протокол от 23 августа 1939г. (учащиеся читают его)

Проанализируйте и сделайте вывод

Выгоды для каждой страны из секретных протоколов?

1) интересы СССР

2) интересы Германии

2. Расширение территории СССР.

На рассвете 1 сентября 1939 года, в тот самый день, который Гитлер еще 3 апреля выбрал для начала операции "Вайс", немецкая армия пересекла границы Польши и двинулась по направлению к Варшаве с севера, юга и запада.

В воздухе ревели немецкие самолеты, заходя на свои цели - колонны польских войск, эшелоны с боеприпасами, мосты, железные дороги, незащищенные города. Через несколько минут поляки - военные и гражданские - поняли, что такое смерть, внезапно обрушивающаяся с неба. Такого в мире еще не бывало, но в последующие шесть лет это чувство познали сотни миллионов мужчин, женщин и детей в Европе и Азии. Тень этого ужаса, особенно после создания атомной бомбы, будет преследовать человечество, напоминая ему об угрозе полного уничтожения.

Даже на немецких солдат, видевших, кто на кого нападал на польской границе, обрушились потоки лжи Гитлера. 1 сентября в грандиозной прокламации Гитлера, обращенной к германской армии, говорилось:

"Польское государство отказалось от мирного урегулирования конфликта, как это предлагал сделать я, и взялось за оружие... Несколько нарушений границы, которые нестерпимы для великого государства, доказывают, что Польша не намерена с уважением относиться к границам рейха.

Чтобы прекратить это безумие, у меня нет другого выхода, кроме как отныне и впредь силе противопоставить силу".

В тот день Гитлер только однажды сказал правду.

"Я не прошу ни от одного немца, - заявил он в рейхстаге, - делать больше того, к чему я готовился все эти четыре года... С настоящего момента я - первый солдат германского рейха. Я снова надел форму, которая была для меня дорога и священна. Я не сниму ее до тех пор, пока не будет одержана победа, ибо поражение для меня равносильно смерти".

Свое обещание он выполнил.

3 сентября 1939 года Англия и Франция, в ответ на вторжение в Польшу, объявили Германии войну. Но союзники Польши не оказали ей реальной помощи. Немецкие войска, не встречая серьезного сопротивления, быстро продвигались вглубь страны. И уже 28 сентября 1939 года первая кампания Второй мировой войны завершилась. Польша была полностью оккупирована.

Таким образом, началась

Продолжительность дней

Число стран-участниц

Число нейтральных государств

Число государств, на территории которых проходили военные действия

Численность населения – стран, участниц войны

1700 млн. человек

(80% населения)

Число мобилизованных

110 млн. чел.

Число погибших в войне

Более 60 млн. чел.

17 сентября советские войска вступили в польские земли и возвратили земли Западной Украины и Западной Белоруссии.

В ноябре эти территории вошли в состав УССР и БССР. На их территории началась ускоренная индустриализация и коллективизация.

В Бресте после поражения Польши состоялся совместный парад советских и немецких войск.

Работа с документом 3. ДОГОВОР О ДРУЖБЕ И ГРАНИЦЕ МЕЖДУ СССР И ГЕРМАНИЕЙ.

После разгрома Польши СССР заключил договоры о «взаимной помощи» с прибалтийскими странами. Они предполагали размещение в Прибалтике военно-морских и военно-воздушных баз Красной Армии. Это создало условия для прихода к власти коммунистов. В июне 1940 г. Советский Союз потребовал назначения новых правительств с участием коммунистов. Это требование вскоре было выполнено.

«Народные правительства» обратились к Советскому Союзу с просьбой о вхождении в состав СССР на правах союзных республик. В октябре 1940 г. Верховый Совет СССР принял соответствующее решение. В Июне 1940 года после советского ультиматума Румыния возвратила Бессарабию и Сев.Буковину, отторгнутые в 1920 г. Т.о.западные гра- ницы СССР были отодвинуты на 200-600 км.

Таким образом, были возвращены почти все западные губернии, раннее входившие в состав Российской империи, за исключением Польши и Финляндии.

3. Война с Финляндией. (Просмотр фильма «Вторая мировая война – молниеносная война»

Расширение советской территории проходило почти без вооруженных конфликтов. Иначе развивались отношения с Финляндией.

Переговоры были начаты в секретном режиме, это устраивало обе стороны. 14 апреля 1938 г. в Хельсинки прибывает второй секретарь Борис Ярцев. Правительство СССР уверено, что Германия готовит боковой удар через Финляндию. И гарантий со стороны финнов, что те не пропустят немцев через свою территорию было не достаточно. СССР требовал секретного соглашения: участвовать при обороне финского побережья, строительство укреплений на Аландских островах, и получить военные базы для флота и авиации на о. Гогланде. Территориальных требований не выдвигалось. Предложение Ярцева было отвергнуто в конце августа 1938г.

В октябре – ноябре Финляндия была приглашена на официальные переговоры в Москву. 14 октября 1939 г. советская сторона предоставила финнам меморандум.

    Обеспечение безопасности г.Ленинграда

    Уверенность в том, что Финляндия будет стоять на базе дружественных отношений с СССР.

Финляндия, чувствуя тайную поддержку Германии и открытую Англии и Франции, отвергла эти предложения и объявила всеобщую мобилизацию.

26 ноября 1939 года был обстрел финской стороны пограничного советского селения севернее Майнилы.

Было убито 4 и ранено 9 красноармейцев. Финны отрицали факт провокации со стороны своих войск, и предлагали провести двухстороннее расследование.

30 ноября 1939 года СССР под предлогом, что его территорию обстреляли со стороны Финляндии, начал против нее военные действия. Расчет делался на быструю победу. Тем не менее, советско-финская война затянулась.

Советский Союз оказался на грани конфликта с Англией и Францией. Лига Наций признала СССР агрессором и исключила из своего состава. Симпатии Финляндии открыто выражала и Германия.

СССР: Корельский перешеек с Выборгом, северное побережье Ладоги, у входа в Финский залив на острове Ханко создавалась советская морская база.

4. Подготовка Германии и СССР к войне

Выступление учащихся: Завоевание Германией европейских стран.

План Барбаросса – выступление учащихся

План Ост – выступление учащихся

Этап 3. Закрепление пройденного материала.

1. Назовите основные причины Второй мировой войны.

2. Какие государства являлись виновниками развязывания Второй мировой войны?

3. Можно ли было предотвратить войну? Почему?

Вывод: Германия и СССР – страны-агрессоры; и Германия, и СССР в 1939-1940 гг. вели захватнические войны (только СССР, конечно, в гораздо меньших масштабах); Германия и СССР летом 1941 г. готовили агрессию друг против друга. Огромное преимущество получал тот, кто быстрее осуществлял развертывание войск. Вермахт в этом вопросе оказался оперативнее Красной Армии. С этой позиции легко объясняется такой факт, что в начальный период войны Сталин находился в глубокой депрессии: это неудивительно, ведь сорвалась величайшая агрессия, в результате которой, может быть (кто знает?), под контролем СССР находилась бы вся Европа.

Этап 4. Рефлексия и домашнее задание.

Закончить свой урок я хочу словами Дмитрия Румата

Не смею говорить я о войне

Не смею говорить я о войне,

Но я скажу – есть родственная память,

Не дай нам Бог увидеть и во сне

Того, что было пережито Вами!

Урок по истории в 9 классе на тему «Начало Второй мировой войны»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, объявляет тему, цели и задачи урока.

Учащиеся слушают, записывают тему урока в тетради.

Осознают цели и задачи урока.

2. Этап изучения нового материала

3. Этап закрепления пройденного материала

4. Рефлексия

План урока 1. Начало Второй мировой войны. 2. Великая Отечественная война Советского Союза. 3. Военные действия на других театрах мировой войны. 4. Коренной перелом в ходе войны. 5. Окончание Второй мировой войны. Итоги войны.

Масштабы Второй мировой войны Принимало участие 61 государство 80% населения Земли было охвачено войной 110 млн. человек было призвано в армию Погибло 65 миллионов человек Продолжительность – 6 лет

ЭТО ВОЙНА: Многих блицкригов Отдалённых фронтов Технических новинок Отмобилизованных экономик Разных идеологических систем Огромных потерь (61 млн. погибших) В 12 раз больше по ущербу, чем Первая мировая

Периодизация Второй мировой войны I Расширяющийся масштаб 1 сентября 1939 – войны при сохранении июнь 1942 г. г. превосходства сил агрессоров. Перелом в ходе войны, Июнь 1942 – инициатива и превосходство январь 1944 г. г. в силах переходят в руки II стран антигитлеровской коалиции. Превосходство стран Январь 1944 – антигитлеровской коалиции. III 2 сентября 1945 г. Разгром армий противника. Кризис и крах правящих режимов государствагрессоров.

СССР в начале Второй мировой войны 16 сентября немцы заняли Варшаву. 17 сентября советские войска вступили в западные районы Польши

СССР в начале Второй мировой войны Советские войска возвратили земли Западной Украины и Западной Белоруссии.

СССР в начале Второй мировой войны 28 сентября СССР и Германия подписали Договор о дружбе и границе. Польское государство ликвидировалось. Западная Украина и Западная Белоруссия отошли к СССР, а польские земли, граничившие с Германией, были объявлены немецким генералгубернаторством, управляемым из Берлина. Английская карикатура на Гитлера и Сталина

СССР в начале Второй мировой войны СССР потребовал от Эстонии, Латвии и Литвы заключить договоры о взаимной помощи и согласиться с размещением на своей территории советских гарнизонов. Эти требования были приняты. Подписание советско-литовского договора

3 сентября 1939 – май 1940 г. – «сидячая война» Французские укрепления на линии Мажино

Разгром союзников Весной 1940 г. Гитлер начал наступление на Западном фронте. В апреле германские войска вторглись в Данию и Норвегию. Дания капитулировала без борьбы, в Норвегии к власти пришел лидер местных фашистов Квислинг. В мае немцы вторглись в страны Бенилюкса и обошли «линию Мажино» на французской границе. Союзники оказались зажаты на побережье у Дюнкерка.

Борьба с Англией Гитлер собирался высадить десант на Британские острова. Английский флот предотвратил эту попытку. Германия обрушила на Англию всю мощь люфтваффе. Английские ВВС и ПВО дали немцам отпор. Немецкий бомбардировщик над Лондоном У. Черчилль на развалинах после бомбардировок Упорное сопротивление Англии побудило Гитлера начать подготовку к войне с СССР.

СССР в начале Второй мировой войны В августе 1940 г. Литва, Латвия, Эстония официально вступили в СССР в качестве союзных республик. На перешедших от Румынии Бессарабии и Северной Буковины образована Молдавская СССР.

СССР в начале Второй мировой войны Одновременно СССР потребовал отодвинуть финскую границу от Ленинграда, предлагая большую, но слабо заселённую территорию в Советской Карелии. Финляндия ответила отказом. 30 ноября 1939 - 12 марта 1940 г. г. – советско-финская война Прорыв Красной армией линии Маннергейма Красная Армия встретила упорное сопротивление, особенно на «линии Маннергейма» . Боевые операции сопровождались большими потерями Красной Армии (95 тыс. убитыми и умершими от ран против 23 тыс. с финской стороны). Декабрь 1939 г. - исключение СССР из Лиги Наций

СССР в начале Второй мировой войны Мирный договор от 12 марта 1940 г. СССР отошли: Карельский перешеек с Выборгом Часть полуострова Рыбачий Аренда о. Ханко на 30 лет Образована Карело. Финская ССР

Действия Италии в Восточной Африке Лето 1940 г. Итальянские войска, расположенные в Итальянском Сомали, начали наступление против соседней английской колонии Сомали и против английских войск, расположенных в Египте. Весна 1941 г. Весной 1941 г. англичане при поддержке эфиопских партизан изгнали итальянцев из Британского Сомали и Эфиопии, заняв всю Восточную Африку.

Захват Балкан Осень 1940 г. 28 октября 1940 г. Италия напала на Грецию. Итальянские войска столкнулись с упорным сопротивлением греческой армии. По просьбе Муссолини на помощь пришла Германия. Весна 1941 г. 6 апреля 1941 г. немецкие войска напали на Грецию и Югославию. Они быстро сломили сопротивление греческой и югославской армий.

Рост советско-германских противоречий В сентябре 1940 г. Германия, Италия и Япония подписали Тройственный пакт, предусматривавший раздел мира. К Тройственному пакту готов был присоединиться и Сталин, претендовавший на черноморские проливы, но к этому стремилась и Германия. Отношения между двумя странами стали стремительно ухудшаться. «Московский Будда» . Английская карикатура на Сталина

Фашистский оккупационный режим ликвидированы демократические свободы распущены политические партии, профсоюзы запрещены стачки и демонстрации экономика работала на нужды оккупантов программа уничтожения миллионов людей

Холокост Политика уничтожения гитлеровским режимом в 1933 – 1945 г. г. свыше 16 млн. гражданских лиц и военнопленных в концлагерях.

Уничтожено: § 35% евреев 6 млн. человек § 30% цыган 200 тыс. человек § § белорусов украинцев русских поляков } 16 млн. человек

Подготовка Германии к войне с СССР План «Барбаросса» , составленный с учетом опыта войны в Европе, предусматривал «молниеносную войну» . 3 группами: «Север» - на Ленинград, «Центр» - на Москву, «Юг» - на Украину. За 6 недель разгромить Красную армию и выйти на линию Архангельск - Астрахань.

Силы сторон накануне войны Германия Дивизии Численность войск Орудия и миномёты Танки Самолёты СССР 190 170 примерно равна, в общей сложности около 6 млн. 48 тыс. 47 тыс. 4, 3 тыс. 9, 2 тыс. 5 тыс. 8, 5 тыс.

СССР в первые дни войны В. М. Молотов выступление 22 июня 1941 г. закончил словами: «Наше дело правое. Победа будет за нами!» . У репродукторов на улицах Москвы. 22 июня 1941 г. И. Тоидзе. «Родина – мать зовёт!» Плакат. 1941 г.

Нападение Германии на СССР В стране была объявлена всеобщая мобилизация. 23 июня создается Ставка Верховного Главнокомандования. 30 июня в соответствии с Конституцией был создан Государственный комитет обороны, получивший всю полноту власти в стране. Оба органа возглавил И. Сталин. Запись добровольцев в первые дни войны На фронт…

Неудачи Красной Армии летом – осенью 1941 г. Периодизация Великой Отечественной войны I период (22 июня 1941 – 18 ноября 1942 г. г.) Июль – Мощное наступление немецко-фашистский ноябрь войск, оккупация Прибалтики, Белоруссии, 1941 г. Украины, Молдавии, наступление на Донбасс. Пленные советские солдаты тащат на себе раненых товарищей

Неудачи Красной Армии летом – осенью 1941 г. Периодизация Великой Отечественной войны I период (22 июня 1941 – 18 ноября 1942 г. г.) Июль – сентябрь Героическая оборона Смоленска. Июль – август Героическая оборона Киева.

Неудачи Красной Армии летом – осенью 1941 г. Периодизация Великой Отечественной войны I период (22 июня 1941 – 18 ноября 1942 г. г.) Июль – сентябрь Начало блокады Ленинграда.

Неудачи Красной Армии летом – осенью 1941 г. Периодизация Великой Отечественной войны I период (22 июня 1941 – 18 ноября 1942 г. г.) Август – октябрь Героическая оборона Одессы. Ноябрь Начало защиты Севастополя. А. Дейнека. Оборона Севастополя

Битва за Москву Периодизация Великой Отечественной войны I период (22 июня 1941 – 18 ноября 1942 г. г.) Сентябрь- ноябрь 1941 г. Наступление немецко-фашистских войск на Москву. Советский плакат 1941 г.

Оборона Москвы Работницы «Трёхгорной мануфактуры» роют противотанковые рвы под Москвой. Осень 1941 г. Московские ополченцы идут на фронт. 1941 г

Битва за Москву Периодизация Великой Отечественной войны I период (22 июня 1941 – 18 ноября 1942 г. г.) 5 - 6 декабря Контрнаступление советских войск под Москвой. Освобождение Калуги, Орла, 1941 г. Калинина. Немцы потеряли 38 дивизий и были отброшены от Москвы на 250 км. Блицкриг провалился.

Немецкое наступление 1942 г. Периодизация Великой Отечественной войны I период (22 июня 1941 – 18 ноября 1942 г. г.) Весна – Поражения советских войск на юге страны осень (под Харьковом и в Крыму), обусловленные 1942 г. стратегическими просчётами Ставки. Вермахт вышел к Северному Кавказу и к Волге. Направление немецких ударов летом и осенью 1942 г. Гитлер и Манштейн у карты

Наступление Японии на Тихом океане Победа Красной Армии под Москвой заставила Японию отказаться от вступления в войну против СССР. 7 декабря 1941 г. эскадра из 6 японских авианосцев с 441 самолётами на борту, скрытно приблизившись к Пёрл-Харбору, нанесла с воздуха удар по американским кораблям. Тихоокеанский флот США на 6 месяцев был нейтрализован. Линкор «Аризона» горит после взрыва, вызванного попаданием японской бомбы

Наступление Японии в Восточной Азии К лету 1942 г. под властью Японии оказались Индокитай, Филиппины, Таиланд, Бирма, Малайя, Индонезия, где проживало около 150 млн. чел. Пилоты-камикадзе японских ВВС

Этапы формирования антигитлеровской коалиции Советско-английское соглашение о совместных действиях в войне против Германии 12 июля 1941 г. Москва Атлантическая хартия США и Великобритании 14 августа 1941 г. , к которой 24 сентября 1941 г. присоединился СССР Московская конференция министров иностранных дел СССР, Англии, США 29 сентября - 1 октября 1941 г. Начало поставок в СССР по ленд-лизу из США Подписание Вашингтонской декларации 26 государств о целях войны против фашизма 1 января 1942 г Советско-английский договор о союзе в войне против Германии 26 мая 1942 г. Лондон Советско-американское соглашение о принципах взаимной помощи в ведении войны против агрессии 11 июня 1942 г. Вашингтон

Антиги тлеровская коали ция - объединение государств и народов, боровшихся во Второй мировой войне 1939 - 1945 г. г. против блока Стран Оси Германии, Италии, Японии и их сателлитов. Изменение территории, контролируемой странами антигитлеровской коалиции (зелёный цвет) и странами Оси (красный цвет) в течение Второй мировой войны.

Развитие военной экономики В течение 1942 г. силы антифашистской коалиции увеличивались. СССР восстановил значительную часть предприятий, вывезенных из оккупированных районов. Были построены новые заводы, шахты, железные дороги. Эвакуированный завод на новом месте

Развитие военной экономики Лозунг « Всё для фронта, все для Победы» стал девизом жизни. Женщины заменили у станка мужей, ушедших на фронт Танковая колонна, построенная на деньги колхозников

Развитие военной экономики На вооружение Советской Армии были приняты новые образцы танков, самолётов, артиллерийских орудий, не уступавших немецким или превосходивших их. Сборка танков КВ в цехе Кировского завода В цехе авиационного завода

Развитие военной экономики Британская промышленность сумела обеспечить потребности вооружённых сил. Ещё более быстрыми темпами развивалась экономика США. За счёт государственных средств строились военные заводы, создавались целые отрасли промышленности. К осени 1942 г. СССР, США, Великобритания выпускали в 5 раз больше артиллерийских орудий и миномётов, в 3 раза больше самолётов и почти в 10 раз больше танков, чем Германия, Италия и Япония вместе взятые. Американки на авиационном заводе

Развитие военной экономики Часть произведённого в Америке и Англии оружия и снаряжения направлялись по ленд-лизу в СССР. Основные направления ленд-лиза 400 тыс. автомашин 18, 7 тыс. самолётов свыше 10 тыс. танков промышленное оборудование

Коренной перелом в войне Периодизация Великой Отечественной войны II период (с 19 ноября 1942 г. до конца 1943 г.) 19 ноября 1942 – 2 февраля 1943 г. Контрнаступление советских войск под Сталинградом.

Коренной перелом в войне 19 ноября 1942 г. советские войска перешли в наступление и окружили 330 тыс. немецкую группировку. 2 февраля 1943 г. немцы во главе с фельдмаршалом Паулюсом капитулировали. Сталинград. Бои за каждый дом Колонны пленных немцев на улицах Сталинграда. Февраль1943 г.

Коренной перелом в войне Периодизация Великой Отечественной войны II период (C 19 ноября 1942 до конца 1943 г.) 5 июля – Битва на Курской дуге. Овладение 23 августа стратегической инициативой Советской армией. Наступление по всему фронту. 1943 г. Сражение под Прохоровкой 12 июля 1943 г.

Коренной перелом в войне Периодизация Великой Отечественной войны II период (с 19 ноября 1942 до конца 1943 г.) Лето - осень Освобождение Орла, Белгорода, Харькова, Смоленска, Киева. 1943 г. Наступление советских войск в июле – декабре 1943 г.

Коренной перелом в войне Одновременно с советскими войсками перешли в наступление вооружённые силы Англии и США. 8 ноября 1942 г. американские войска под командованием Д. Эйзенхауэра высадились в Северной Африке, во французских владениях Марокко и Алжир. Взаимодействуя с английскими войсками генерала Б. Монтгомери, наступавшими из Египта, американцы в ноябре 1942 г. разбили итало-немецкую группировку под Эль-Аламейном в Северной Африке.

Коренной перелом в войне Март- май 1943 г. - наступление англо-американских войск в Тунисе Овладение Северной Африкой обеспечило союзникам контроль над Средиземноморьем и открыло путь для вторжения в Италию.

Коренной перелом в войне 10 июля 1943 г. – высадка англо-американских войск на юге Италии. Часть руководителей фашистской партии и армии при поддержке короля организовали заговор с целью устранить Муссолини, порвать с Германией и перейти на сторону Англии и США. По приказу короля Муссолини был арестован. Король назначил главой правительства маршала Бадольо, который вступил в тайные переговоры с Англией и США. 8 сентября 1943 г. – подписание Италией соглашения о перемирии и выходе из войны.

Коренной перелом в войне В ответ немецкие войска оккупировали Северную и Центральную Италию и преградили путь англоамериканским войскам, двигавшимся из Южной Италии на север. Возник фронт, разделивший Италию на 2 части.

Второй фронт в Европе Победы Красной Армии и подъём движения Сопротивления в оккупированных странах изменили отношение Англии и США к проблеме второго фронта. Ноябрь – декабрь 1943 г. – Тегеранская конференция Сталин, Рузвельт, Черчилль в Тегеране Решения: открытие второго фронта во Франции к лету 1944 г. , обещание Сталина после окончания войны в Европе вступить в войну с Японией.

Второй фронт в Европе 6 июня 1944 г. - высадка англо-американских войск в Нормандии на севере Франции.

Заговор против Гитлера 20 июля 1944 г. – покушение на Гитлера Полковник Штауффенберг Ставка Гитлера 20 июля 1944 г.

Второй фронт в Европе 15 августа 1944 г. – высадка американской и французской армий на юге Франции. Шарль де Голль в освобождённом Париже. Ноябрь 1944 г.

СССР на завершающем этапе Второй мировой войны Превосходство советской Красной Армии к началу 1944 года

СССР на завершающем этапе войны Периодизация Великой Отечественной войны III период (с января 1944 г. по 9 мая 1945 г.) Январь Снятие блокады Ленинграда. Немецкие войска 1944 г. отброшены к Нарве и Пскову. В. Перов. Прорыв блокады Ленинграда

СССР на завершающем этапе войны Периодизация Великой Отечественной войны III период (с января 1944 г. по 9 мая 1945 г.) Февраль - Корсунь-Шевченковская операция. март 1944 г. Освобождение Правобережной Украины и Крыма

СССР на завершающем этапе войны Периодизация Великой Отечественной войны III период (с января 1944 г. по 9 мая 1945 г.) Апрель - май 1944 г. Разгром немецких войск в Крыму. Освобождение Правобережной Украины и Крыма

СССР на завершающем этапе войны Периодизация Великой Отечественной войны III период (с января 1944 г. по 9 мая 1945 г.) Июнь 1944 г. Наступление на Карельском перешейке. Взятие Выборга, Петрозаводска. Переговоры с Финляндией о мире. Советский плакат