Букварный период занятие конспект коррекционное. Предмет – Чтение (букварный период) Тема: Знакомство со звуками «В», «в,» и буквой В

Добукварный период является важнейшим в системе обучения грамоте первоклассников. Мы считаем, что этот период является основным для усвоения звуков речи, чему способствует работа над развитием слухового восприятия и речевого слуха. Можно выделить несколько задач обучения в добукварном периоде :

  • 1. подготовить слуховое внимание учеников к восприятию звуков речи;
  • 2. обучить детей членению высказывания на слова, научить составлять условно-графическую запись слов;
  • 3. познакомить детей со слоговой структурой слова, научить выделять слог, составлять условно-графическую запись слога;
  • 4. научить выделять звук в слове.

Целью упражнений по усвоению понятий «слово», «предложение» является практическое представление о номинативной роли слова и о предложении как средстве выражения мысли, сопоставление слов и предложений, развитие речи детей, обогащение ее новыми словами.

Рассмотрим систему упражнений, которая отвечает требованиям задач в добукварный период :

  • 1. Упражнения по формированию общего представления о слове:
    • - Сейчас, дети, я вам предлагаю послушать загадки, в которых недостает одного слова. Кто догадается, какое именно слово следует прибавить к загадке, тот и найдет на нее отгадку.

Праздник, праздник у ворот!

Кто встречать его пойдет?

Я и верный мой дружок -

красный маленький… (флажок)

Сегодня все ликует!

В руках у детворы

от радости танцуют

воздушные… (шары)

Вот так чудо! Он со вкусом

может кушать пыль и мусор!

А жужжит, как сотня ос,

работяга … (пылесос)

- Молодцы, ребята! Вы сумели подобрать нужные слова-отгадки. Сейчас и в школе, и дома вы каждый день будете узнавать все новые и новые для вас слова. Все слова следует произносить четко, выразительно, правильно, чтобы они были понятны тем, кто вас слушает.

Упражнение № 7 «Назови и посчитай»

Цель: формировать умение изолированно называть предметы и строить условно-графическую запись слов.

Оборудование: школьные принадлежности, цветные полоски.

Инструкция к выполнению:

  • 1) Учитель раскладывает на парте школьные принадлежности. Затем берет по одному предмету, задавая вопрос: «Что это?», «Сколько предметов на столе?», «Какой лежит первым?», «Какой лежит последним?».
  • 2) Сделать условно-графическую запись слов по образцу.

Упражнение № 8 «Запиши и посчитай»

Цель: развитие умения составлять условно-графическую запись.

Оборудование: полоски цветные.

Инструкция к выполнению: Учитель называет и показывает предмет, учащиеся делают условно-графическую запись, затем подсчитывают, сколько слов они записали.

2. Упражнения по формированию общего представления о предложении:

Цель : Дать практическое представление о предложении как способе выражения мысли; учить выделять предложения из текста и слово из предложения.

  • - Когда люди разговаривают друг с другом, рассказывают о чем-либо, они произносят несколько слов, которые связывают между собой так, чтобы было понятно, о чем или о ком говорят. Например, если я произнесу слово, прыгает, то вы все понимаете, что обозначает это слово. Но поймете ли вы из сказанного мною, кто именно прыгает?
  • - Таким образом, следует назвать того, кто прыгает: Мальчик прыгает. Девочка прыгает. Козленок прыгает. Это уже не отдельные слова, а предложения. Предложения состоят из слов. Они могут состоять из двух, трех, четырех и более слов. В предложении может быть только одно слово, например: Вечер.

Затем учитель произносит несколько предложений, а дети определяют на слух количество слов в каждом из них. На конкретных примерах учитель разъясняет детям, что для составления предложения следует назвать какой-либо предмет и сказать, что он делает или какой он, кто он. Например: Дети пришли в школу. Все они нарядные. Теперь они - ученики.

- Сейчас я произнесу предложения не полностью, а частично, а вы добавьте нужные слова, чтобы закончить их.

Светит ярко…(солнышко). На траве блестит… (роса). Птицы звонко…(поют).

Игра «Не ошибись»

  • - Я буду рассказывать вам историю, а вы делите мою речь на предложения. После каждого предложения хлопайте .
  • (Учитель читает первый раз -- дети слушают, второй раз -- делят текст на предложения.)

Сорока и дятел живут в лесу. Сорока целый день стрекочет. Она первой узнает лесные новости. Дятла называют санитаром леса. Однажды встретились Сорока и Дятел...

  • -- Почему Дятла называют санитаром леса?
  • -- Как вы думаете, я рассказала до конца историю о Дятле и Сороке? Почему?

Игра «Еще одно словечко»

Чича предлагает вам игру.

Белка грызет.

Маша идет.

4. Упражнения на составление графических схем к предложениям.

Цель: познакомить с разделительным знаком -- точкой в конце предложения и условным обозначением первого слова в предложении.

Что вы видите на рисунке? Составьте предложение о дождике. (Дождь полил цветы.) Рассмотрите схемы на доске:

Какая из них подойдет для нашего предложения? Помните, для этого нужно проанализировать каждое слово в предложении.

Повторите предложение. Назовите первое слово. Что оно называет? Как мы его обозначаем? (И так далее с остальными словами)

Почему первая схема не подходит? (Первое слово не обозначает действие, в нашем предложении нет слов-признаков.)

Попробуйте составить предложение о дождике по первой схеме.

Нам пришло два письма от Сороки и дятла. Послушайте первое:

  • * Здравствуйте дорогие! первоклассники из лесу! шлем вам привет! мы живем хорошо! сушит грибы белочка! наедается меда медведь! летает по ночам сова! до свидания*
  • - Странное письмо. Вы поняли, о чем оно?
  • - Я прочту письмо дятла: Здравствуйте, дорогие первоклассники. Из лесу шлем вам привет. Мы живем хорошо. Сушит грибы белочка. Наедается меда медведь. Летает по ночам сова. До свидания.

Теперь вы поняли, о чем письмо? Почему письмо Сороки было таким запутанным? А каким было письмо дятла? Почему вы его поняли?

-Какую мысль мы будем называть предложением?

Работа с наглядностью.

  • (На доске рисунок зайца.)
  • - Кто это? Что называет слово заяц? Как мы схематически обозначим это слово?
  • - Что делает заяц? Заяц прыгает. Вам понятна эта мысль? Мы составили предложение о зайце.
  • - Как вы думаете, из чего состоит предложение? Назовите первое слово. Что оно обозначает? Какую схему мы используем для обозначения слов-предметов? Положите карточку-схему перед собой. Какое второе слово в этом предложении? Что оно обозначает? Как мы обозначим его на схеме? Сколько слов в этом предложении? Чтобы показать, что предложение закончено, на письме принято ставить разделительный знак -- точку. Вот что у вас получилось :

А у меня по-другому. Что не так?

  • - Первое слово в предложении всегда будет писаться с большой буквы. А схематически мы будем показывать первое слово с дополнительной чертой вверх.
  • - Пока, дети, вы не научились читать и писать, не знаете всех букв, будем записывать предложения так: начало предложения обозначим вертикальной палочкой высотой в одну клеточку, а слова - горизонтальными черточками. В конце предложения будем ставить точку. Только после точки можно в строке начинать писать новое предложение. Например :

Дети играют. Им очень весело.

Обратите внимание: сколько в предложении слов, столько в нем черточек.

5. Упражнения направленные на усвоение общего понятия о звуке

«Поймай нужный звук хлопком»

Цель : подготовка слухового внимания учеников к восприятию звуков речи.

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция к выполнению: Говорим учащимся, что каждый раз, как они услышат звук [К] - хлопают в ладоши.

«Угадай что?»

Цель: развитие восприятия неречевых звуков.

Оборудование : ширма, музыкальные инструменты.

Инструкция к выполнению: Учитель издает поочередно звуки музыкальными инструментами, дети слушают и запоминают. Затем учитель, находясь за ширмой, также поочередно издает звуки, и дети самостоятельно определяют, что за инструмент.

«Кто, что слышит?»

Цель: развивать умение различать неречевые звуки.

Инструкция к выполнению: Учитель предлагает закрыть глаза учащимся и в течение минуты послушать звуки, окружающие их. Затем дети открывают глаза, и поочередно называют, те звуки, которые они слышали (например: шум машин, скрип двери, пение птиц, шелест листьев и т.д.).

«Угадай, на что похож звук»

Цель: развитие фонематического слуха и зрительного восприятия.

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция к выполнению: Учитель произносит звуки, а учащиеся

соотносят их с картинкой.

«Загадки»

Цель: развивать внимание к звукам окружающей действительности.

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция к выполнению: Учитель зачитывает загадки, учащиеся отгадывают. После учитель демонстрирует картинку с ответом.

«Угадай слово»

Цель:

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция к выполнению: Учитель произносит слово с паузами между звуками, учащиеся должны назвать слово целиком. Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если учащиеся справляется, то можно сложнее - из 2-3 слогов, со стечением согласных.

«Найди отличие»

Цель: развитие фонематического слуха.

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция к выполнению: Учитель показывает 2 картинки с изображением слов-паронимов, дети четко произносят название предметов, а затем отвечают на вопрос: «В чем отличие этих слов?»

6. Упражнения, направленные на усвоение слоговой структуры слов

Цель:

- Медленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

Значит, в слове рыба две части.

Назовите первую часть. Назовите вторую.

Эти части называются слогами. Сколько же слогов в слове рыба?

А слогов в словах Чича? Пушок? А в ваших именах:

Аня, Гоша, Алина, Оля, Ярослав, Витя и др.?

Схематически будем изображать их прямоугольниками, а отделять чертой:

  • - Давайте составим звуковую модель слова Наташа. Трудно. Слово большое. А если будем работать с частями-слогами, будет легче. Попробуем. Какой первый слог? Какой звук начинает этот слог? Как его обозначим? Тянем первый слог. Какой звук слился с первым? Как узнать, гласный он или согласный? Как обозначим? (Аналогично проводится работа над вторым и третьим слогами.)
  • - По слогам легче научиться читать и писать слова.

Игра «Помогайка »

Рыдают слоги не понарошку:

Но если вы хотите, тогда нам помогите

(Называют первый слог. Ваша задача - дополнить его недостающим слогом или слогами и показать соответствующую карточку- схему).

Например:

пи-а-ни-но

Игра «Рассади пассажиров »

  • - Животные торопятся разъехаться по своим сказкам. Но строгий контролер велел им занять места в вагонах по количеству слогов в названии животного. Животным это сделать сложно. Помогите им.

Игра «Лото»

- У каждого на столе карточка, Я называю слог, вы отыскиваете картинку, в названии которой есть этот слог, и закрываете фишкой.

«Раздели на слоги»

Цель :

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция к выполнению: Учитель показывает картинки и по слогам произносит название предмета, затем отхлопывает количество слогов. Учащиеся повторяют, выполняют работу по образцу.

«Доскажи словечко»

Цель : научиться работать со слоговой структурой слова.

Инструкция к выполнению: Учитель называет первый слог в каком-то слове, ученики должны досказать название слова.

  • 1. МА- ма; -ша; -сло; -рка;
  • 2. ЛИ- са; -па; -да; -мон.

«Угадай-ка»

Цель: формировать умение соотносить схему слова с предметом.

Оборудование: предметные картинки, доска, схемы слов.

Инструкция к выполнению: Учитель на доске вывешивает картинки, дети подбирают схемы к этим словам.

«Где спрятался звук [З]?»

Цель : развитие фонематического слуха.

Инструкция к выполнению: Учитель называет предмет, дети на слух определяют где находится звук [З] в начале, в середине или в конце слова:

Учитель: - [З]онт, [З]ерно, арбу[З], му[З]ыка, ку[З]ов.

(Примечание: учитель должен интонационно выделять искомый звук).

«Построим дом»

Цель : развитие фонематического слуха и восприятия, памяти и мышления.

Оборудование: доска, мел.

Инструкция к выполнению: Учитель сообщает, что хочет нарисовать дом, и изображает на доске только одну стену. Учащиеся должны назвать части дома, которые нужно дорисовать. Назвать можно только те слова, в которых есть звук [Р]. Дети называют: крыша, чердак, крыльцо, труба и т.д. Учитель схематически рисует на доске.

«Найди братца»

Цель : дифференциация твердости и мягкости звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция к выполнению: Учитель раздает картинки, которые начинаются с твердого согласного звука. На доске они должны найти картинку, начинающуюся такой же, но мягкий согласный звук.

Всего было проведено 3 урока по темам: «Предложение», «Слог. Деление слов на слоги», «Итоговый урок добукварного периода. Закрепление знаний о предложении, слове, слоге, ударении. Анализ простых по звуковому составу слов».

Планы-конспекты уроков на усвоение основных понятий добукварного периода.

Тема: Предложение.

Дать практическое представление о предложении как способе выражения мысли; учить выделять предложения из текста и слово из предложения; познакомить с разделительным знаком -- точкой в конце предложения и условным обозначением первого слова в предложении.

Оборудование:

Карточки-схемы, предметные картинки.

ХОД УРОКА

Чича и Пушок приготовили для вас сюрприз. Послушайте: дом, небо, стоит, на, в, круглый, яркое, лужайка, озеро, светит, плавать, книга.

Вы поняли, что хотели рассказать Чича и Пушок? Почему? А сейч мой сюрприз:

В чистом поле теремок,

Он не низок, не высок.

Шла Лягушка из болота,

Видит: заперты ворота.

Эй, замочек, отвались, отвались!

Теремочек, отворись, отворись!

  • -- О чем я вам рассказала?
  • -- Почему вы меня поняли? Верно. Мы все умеем говорить по-русски, владеем русской речью, умеем слушать и понимать нашу речь.
  • -- А из чего состоит наша речь?

Вы думаете при помощи слов. Но вот Чича и Пушок говорили слова, а вы не поняли их.

ІІ СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

На уроке мы узнаем, как строится наша речь. Познакомимся с новыми условными обозначениями.

III ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Сообщение учителя с элементами беседы.

Нам пришло два письма от Сороки и дятла.

Послушайте первое:

* Здравствуйте дорогие! первоклассники из лесу! шлем вам привет! мы живем хорошо! сушит грибы белочка! наедается меда медведь! летает по ночам сова! до свидания*

Странное письмо. Вы поняли, о чем оно?

Я прочту письмо дятла:

Здравствуйте, дорогие первоклассники. Из лесу шлем вам привет. Мы живем хорошо. Сушит грибы белочка. Наедается меда медведь. Летает по ночам сова. До свидания.

Теперь вы поняли, о чем письмо? Почему письмо Сороки было таким запутанным? А каким было письмо дятла? Почему вы его поняли?

Какую мысль мы будем называть предложением?

  • 2. Работа с наглядностью.
  • (На доске рисунок зайца.)
  • - Кто это? Что называет слово заяц? Как мы схематически обозначим это слово?
  • - Что делает заяц? Заяц прыгает. Вам понятна эта мысль? Мы составили предложение о зайце.
  • - Как вы думаете, из чего состоит предложение? Назовите первое слово. Что оно обозначает? Какую схему мы используем для обозначения слов-предметов? Положите карточку-схему перед собой. Какое второе слово в этом предложении? Что оно обозначает? Как мы обозначим его на схеме? Сколько слов в этом предложении? Чтобы показать, что предложение закончено, на письме принято ставить разделительный знак -- точку. Вот что у вас получилось:

А у меня по-другому. Что не так?

Первое слово в предложении всегда будет писаться с большой буквы. А схематически мы будем показывать первое слово с дополнительной чертой вверх.

3. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд,

0н подпрыгнул десять раз.

1. Игра «Не ошибись»

Я буду рассказывать вам историю, а вы делите мою речь на предложения. После каждого предложения хлопайте.

(Учитель читает первый раз - дети слушают, второй раз - делят текст на предложения.)

Сорока и дятел живут в лесу. Сорока целый день стрекочет. Она первой узнает лесные новости. Дятла называют санитаром леса. Однажды встретились Сорока и Дятел...

  • - Почему Дятла называют санитаром леса?
  • - Как вы думаете, я рассказала до конца историю о Дятле и Сороке? Почему?
  • 2. Заслушивание детских вариантов окончания истории.

З. Работа с учебником

4. Физкультминутка.

  • 1. Беседа.
  • - Из чего состоит наша речь? А предложение?
  • - Как мы обозначаем первое слово в предложении?
  • - Как на письме показать конец предложения?
  • 2. Работа со схемами.

Что вы видите на рисунке? Составьте предложение о дождике. (Дождь полил цветы.) Рассмотрите схемы на доске:

Какая из них подойдет для нашего предложения? Помните, для этого нужно проанализировать каждое слово в предложении.

Повторите предложение. Назовите первое слово. Что оно называет? Как мы его обозначаем? (И так далее с остальными словами)

Почему первая схема не подходит? (Она состоит из двух слов.)

Попробуйте составить предложение о дождике по первой схеме.

3. Игра „Еще одно словечко”

Чича предлагает вам игру.

Ч и ч а. Я называю предложение. Ваша задача -- добавить одно слово.

Ира читает. (Ира читает книгу.)

Белка грызет.

Маша идет.

VI. ИТОГИ УРОКА

  • - Что нового выучили на уроке?
  • - Чему научились?

Тема: Слог. Деление слов на слоги.

Цель:

Дать понятие о слоге, учить делить слова на слоги, различать одно-, двух- и трехсложные слова; совершенствовать артикуляционный аппарат учащихся; развивать мышление, речь.

Оборудование :

Предметные картинки, карточки-схемы, аппликация паровоза с тремя вагончиками: в первом -- одно окошко, во втором -- два, в третьем -- три; бумажные медальки, карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

  • 1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
  • 1. Беседа.

Чича и Пушок решили провести соревнование по бегу. Они приглашают вас поболеть за них. А что значит „болеть” за спортсменов?

  • - Кто из вас был на соревнованиях?
  • - Где они проходят?
  • - Как называют тех, кто „болеет” за спортсменов? Что они делают?

Вы будете болельщиками. Девочки будут „болеть” за Чичу, а мальчики -- за Пушка. Помните, что болельщики громко скандируют имя бегуна.

Итак, на старт вышла Чича. (Чи-ча! Чи-ча!)

Пушок, на старт! Внимание! Марш! (Пу-шок! Пу-шок!)

Когда вы кричали имена спортсменов, как звучало слово? (По частям.)

Мы поздравляем Чичу и Пушка. У них одинаковый результат. Мы награждаем их медалями.

2. Практическая работа.

А теперь представьте, что вы „болеете” за друга. Шепотом постарайтесь проскандировать его имя. А теперь по очереди вслух. Что вы заметили?

II СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

На уроке мы узнаем, как называются эти части слова и для чего нужно уметь делить слова на части.

III. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Практическая работа.

Медленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

2. Сообщение учителя с элементами беседы.

Значит, в слове рыба две части.

Назовите первую часть. Назовите вторую.

Эти части называются слогами. Сколько же слогов в слове рыба?

А слогов в словах Чича? Пушок? А в ваших именах:

Аня, Гоша, Алина, Оля, Ярослав, Витя и др.?

Схематически будем изображать их прямоугольниками, а отделять чертой:

Давайте составим звуковую модель слова Наташа. Трудно. Слово большое. А если будем работать с частями-слогами, будет легче. Попробуем. Какой первый слог? Какой звук начинает этот слог? Как его обозначим? Тянем первый слог. Какой звук слился с первым? Как узнать, гласный он или согласный? Как обозначим? (Аналогично проводится работа над вторым и третьим слогами.)

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИМИСЯ

  • 1. Работа с учебником
  • 2. Составление звуковых моделей слов.

Составим звуковые модели к первым словам каждого ряда (мак, рак, бак):

Что вы заметили? Звуковые модели одинаковые. Но чем же отличаются эти слова? Меняется только первый звук, а слово получает совсем другое значение. Попробуйте и вы подставить другой звук на место первого. (Лак, как.)

3. Игра «Помогайка»

Рыдают слоги не понарошку:

«От наших слов - одни лишь крошки.

Но если вы хотите, тогда нам помогите»

Называют первый слог. Ваша задача - дополнить его недостающим слогом или слогами и показать соответствующую карточку-схему.

Например:

пи-а-ни-но

4. Физкультминутка «Слоговички-попрыгунчики»

Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.

С л о в а: рябина, стол, балкон, малина, земля, барабан, блины, ученики, самолет.

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

  • 1. Игра «Рассади пассажиров»
  • (На доске паровоз с вагончиками и картинки зверей.)

Животные торопятся разъехаться по своим сказкам. Но строгий контролер велел им занять места в вагонах по количеству слогов в названии животного. Животным это сделать сложно. Помогите им.

2. Игра «Лото»

У каждого на столе карточка, Я называю слог, вы отыскиваете картинку, в названии которой есть этот слог, и закрываете фишкой.


  • 3. Беседа.
  • - Каким способом вы делили слова на слоги?
  • - Сколько слогов может быть в слове?
  • - Может ли быть два гласных звука в слоге?

У. ИТОГИ УРОКА

  • - Что нового учили на уроке?
  • - Чему научились?
  • - Для чего нужно уметь делить слова на слоги?

Попробуйте дома разделить на слоги имена родителей, клички животных.

Тема: Итоговый урок добукварного периода. Закрепление знаний о предложении, слове, слоге, ударении. Анализ простых по звуковому составу слов.

  • · учить пересказывать прослушанное;
  • · предсказывать содержание ещё не прослушанной части текста и после слушания делать вывод о том, правильным ли было предположение;
  • · закрепить умение придумывать диалоги и разыгрывать их перед классом;
  • · учить детей определять звуковой состав слов, последовательно и правильно называть в слове звуки с опорой на графическую схему;
  • · под руководством учителя составлять звуковые модели слов;
  • · ознакомление со звонкими и глухими согласными, развитие умения правильно произносить их в слове и отдельно от слова.

Ход урока

  • 1. ВКЛЮЧЕНИЕ В УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • - Что мы знаем о речи?
  • - Из чего состоит наша речь?
  • - На что делятся предложения? слова?
  • - Какие слоги мы произносим с усилением? (Ударные.)
  • 2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА
  • 1. Дыхательная гимнастика

Упражнения «Свеча-1», «Свеча-2».

2. Артикуляционная разминка

Упражнения «Щечки», «Хомячок».

3. Работа над дикцией

Упражнение «Распевка».

  • 3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
  • а) Работа по учебнику.

Выполнение словарно-логических упражнений по рисунку на с. 22 -- 23. Определение тематических групп слов (предметы посуды, предметы одежды, предметы гигиены), дополнение названных групп слов.

Составление учащимися предложений по схемам на с. 22 -- 23.

б) Работа над загадками.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета. (Заяц.)

Угадайте, что за птица:

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Кто же это? (Сова.)

в) Знакомство со звонкими и глухими согласными.

Наблюдение над звонкими и глухими согласными. Учитель, а вслед за ним учащиеся, произносят первые звуки в словах-отгадках. Далее учитель предлагает приложить пальцы к горлу и энергично произнести звук [з] - пальцы должны почувствовать лёгкое дрожание горла (это дрожат голосовые связки - звук получается звонкий). После этого учитель показывает, как правильно, без призвука гласного, произнести звук [с] - без голоса, шёпотом, однако так, чтобы было достаточно хорошо слышно. Дети повторяют, прислушиваются к звучанию, убеждаются, что пальцы на горле не ощущают дрожания (так как звук [с] произносят без участия голосовых связок).

Рассказ учителя о том, что и твёрдые, и мягкие согласные могут быть звучными, звонкими, а могут быть беззвучными, тихими, глухими.

Дети повторяют за учителем пары согласных: [б] - [п], [б"] - [п"], [д] - [т], [д"] - [т] и др. Далее слушают, как он произносит пару слов дом - том и первые звуки этих слов [д] и [т]. Они повторяют, подбирают другие слова с этими звуками.

3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

А теперь на месте шаг

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания -- руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

  • 4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
  • а) Работа в парах.

Рассматривание запутанных линий (с. 23); проговаривание вслед за учителем слов шорты, шарф, майка так, чтобы ясно был слышен ударный гласный. Слушание образца высказывания учителя о том, с какой схемой соединён один из рисунков и почему; составление аналогичных высказываний о двух других рисунках.

б) Игра «Потерялся звук»

…айчик, … иса, …оловей, …оробей, …олк, …игр.

5. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

Самостоятельная работа.

1. Составить схему предложения:

Медведь принес большой бочонок.

Ежик несет ножницы.

  • 2. На карточках нарисованы картинки, напротив них находятся слоговые модели. На схеме поставлен значок ударения. Если вы согласны с ответом, поставьте возле такой модели знак +, а если допущены ошибки - исправьте карандашом.
  • (Ключи, самолет, телефон, дятел. Жираф, чашка, машина, дерево.)
  • 6. ИТОГ УРОКА.
  • -- Что нового учили на уроке?
  • -- Чему научились?

Приведем подробный анализ проведенных нами уроков.

Анализ уроков, направленных на усвоение основных понятий добукварного периода

Тема: «Предложение»

Целью первого урока мы определили дать практическое представление о предложении как способе выражения мысли; учить выделять предложения из текста и слово из предложения; познакомить с разделительным знаком -- точкой в конце предложения и условным обозначением первого слова в предложении.

Начало урока проводилось в форме беседы, направленной на актуализацию опорных знаний. С помощью введения героев Чичи и Пушка ребятам предлагалось определить, что является связной речью, а что отдельными словами. В итоге этой работы у детей сложилось представление о предложениях, из которых состоит связная речь.

На этапе сообщения новых знаний детям было предложено упражнение «Странное письмо». Анализируя письма сороки и дятла, ребята выяснили, что такое предложение и чем предложение отличается от набора слов.

Далее была проведена работа с наглядностью, направленная на развитие наглядно-образного мышления, в итоге которой ребята научились строить схемы предложений, а также узнали, что все предложения начинаются с большой буквы и в конце предложения ставится точка.

На этапе закрепления знаний ребятам было предложено упражнение «Не ошибись» (с помощью хлопков делить речь учителя на предложения).

Этап обобщения и систематизации знаний начался с беседы о правильном оформлении предложений. Затем учащимся было предложено упражнение по работе со схемами предложений. Завершило этот этап упражнение «Еще одно словечко» направленное на развитие логического мышления.

Во время подведения итогов урока была проведена беседа, направленная на проверку усвоения пройденного на уроке материала.

Тема: «Слог. Деление слов на слоги»

Достигая целей следующего урока, мы дали понятие о слоге, научили делить слова на слоги, различать одно-, двух- и трехсложные слова; совершенствовали артикуляционный аппарат учащихся; развивали мышление, речь.

Следующий урок мы начали с беседы, связанной непосредственно с темой урока (игра «Болельщики»). Эта работа позволила плавно перейти к теме урока.

На этапе первичного восприятия и осмысления ребятам была предложена практическая работа, результатом которой стало осознание о делении слов на слоги. Далее была проведена беседа, в результате которой дети научились схематически делить слова на слоги.

Этап закрепления знаний был направлен на связь звуковых и слоговых схем слов. Эта работа позволила развить логическое мышление, фонематический слух учеников. Далее была проведена игра «Помогайка», направленная на усвоение знаний о слоговой структуре слова.

На этапе обобщения и систематизации знаний ребятам были предложены упражнения в игровой форме «Рассади пассажиров» и «Лото», направленные на закрепление знаний о слоговой структуре слова.

Подводя итоги урока, была проведена беседа, направленная на проверку усвоения пройденного на уроке материала.

Тема: «Итоговый урок добукварного периода. Закрепление знаний о предложении, слове, слоге, ударении. Анализ простых по звуковому составу слов».

Итоговый урок добукварного периода подразумевал под собой решение следующих целей: учить пересказывать прослушанное; предсказывать содержание ещё не прослушанной части текста и после слушания делать вывод о том, правильным ли было предположение; закрепить умение придумывать диалоги и разыгрывать их перед классом; учить детей определять звуковой состав слов, последовательно и правильно называть в слове звуки с опорой на графическую схему; под руководством учителя составлять звуковые модели слов; ознакомление со звонкими и глухими согласными, развитие умения правильно произносить их в слове и отдельно от слова.

В начале урока ребятам было предложена беседа, направленная на включение в учебную деятельность. Затем была предложена работа по развитию речевого аппарата.

На этапе изучения нового материала учащимся предлагались упражнения, направленные на обогащение словарного запаса и развития логического мышления. Затем первоклассники познакомились со звонкими и глухими согласными звуками.

Закрепляя изученное, мы предлагали работу в парах, направленную на развитие логического мышления, связной и последовательной речи, развитию фонематического слуха, мелкой моторики руки а также на умение составлять диалоги. Далее была предложена игра «Потерялся звук», которая была направлена на развитие фонематического слуха и развитие логического мышления.

Обобщая изученное, мы предложили самостоятельную работу направленную на повторение пройденного материала: составление схем предложений, постановку ударений. Данная работа развила у детей самостоятельность, позволила проверить свои знания, развивала мелкую моторику руки, фонематический слух.

Таким образом, стоит отметить, что если вовремя начать развивать и формировать фонематический слух, развивать мелкую моторику руки, логическое мышление связную, последовательную речь и наглядно-образное воображение у первоклассников в добукварный период, то это на последующих этапах обучения будет являться залогом к успешному формированию умений и навыков в обучении грамоте.

Татьяна Вдовенко
Конспект урока письма и чтения по изучению звуков и букв в букварный период обучения грамоте

Тема : Буквы «Н» , «н» , обозначающие согласные звуки [ н ] , [н ].

Цели : познакомить учащихся со звуками [ н ] , [н ]., с буквами «Н» , «н» ; формировать навыки безотрывного письма и плавного чтения ; развивать речь, логическое мышление учащихся.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Начинаем мы урок ,

Затаив дыханье.

Кто же ступит на порог,

Гадаем в ожиданье. (С. Чижова)

Появляется кукла Незнайки.

Что же за гость пожаловал к нам на урок ? (Незнайка) .

Обидно Незнайке за имя своё.

Не хочет Незнайка не знать ничего.

Поможем бедняге мы грамотным стать

И буквы начнём вместе с ним повторять. (С. Чижова)

2. Повторение ранее пройденного материала

Вспомнить изученные буквы , расположенные в «Замке букв » .

Чтение букв , буквосочетаний .

3. Определение темы урока .

Назовите гостя, пришедшего к нам на урок .

Незнайка – назовите первый звук .

Носов – назовите первый звук .

С какими же звуками мы будем работать на уроке ? А ещё мы познакомимся с новыми буквами , научимся их писать.

Вы посмотрите, куда забрался Незнайка!

4. Книжная пятиминутка.

Кукла Незнайка : Как появился я, Незнайка?

И почему всё знает Знайка?

А кто придумал Пульку с Булькой?

А кто такой болтливый Гунька?

Как много слышу я вопросов!

Показ портрета Н. Н. Носова (1908 – 1976) .

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября в Киеве в актёрской семье. В юности увлекался театром, музыкой, занимался самообразованием.

Н. Н. Носов – детский писатель-юморист, кинорежиссёр.

В детстве Носов читал книги Пальмера Кокса «Новый Мурзилка» о приключениях маленьких человечков. Среди них были Знайка, Незнайка и их смешные друзья. Носов «взял» Знайку и Незнайку и «повёл» к новым друзьям в другой мир – в мир коротышек из Цветочного города. Так появилась трилогия о Незнайке : «Приключения Незнайки и его друзей» , «Незнайка в Солнечном городе» , «Незнайка на Луне» .

Произведения : «Мишкина каша» , «Фантазёры» , «Телефон» , «Затейники» , «Дружок» , «На горке» и др.

5. Изучение нового материала .

Слого-звуковой анализ слов .

Характеристика звуков н , н в процессе слого-звукового анализа слов «барабан» , «конь» .

Учитель пользуется демонстрационными предметными картинками и демонстрационными фишками для составления слого-звуковых схем на наборном полотне, расположенном на доске. Ученики работают с фишками, выкладывая схемы слов на своих рабочих местах.

звук [ н ] – согласный (при произношении есть преграда, воздух задерживается, звонкий (при произношении участвует голос – при прикладывании ладошки к горлу чувствуется дрожание, твёрдый;

звук [ н] .– согласный, звонкий, мягкий;

оба звука мы будем обозначать буквой «н» («эн» ).

«Новоселье» буквы в «Замке букв » (в ленте букв ) .

Поселим новую букву «н» в «Замок букв » .

Какое место она займёт и почему? (Буква «н» поселится в сине-зелёной «гостиной» , т. к. обозначает твёрдый и мягкий согласные звуки ; на верхнем этаже, т. к. обозначат звонкие согласные звуки ).

Из истории буквы «н» .

Сейчас эта буква называется «эн» , а когда-то называлась иначе – «наш» , т. е. «свой, принадлежащий нам» . В старину так называлась буква , а теперь это самостоятельное слово. С этим словом существует много речевых оборотов :

«знай наших» - восхваление самого себя;

«наша взяла» - мы одержали победу;

«наше вам с кисточкой» - шутливое приветствие.

Работа с учебником.

Составление предложений по картинке (по заданным схемам) .

Кто изображён на картинке?

Словарная работа :

богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги; человек очень большой силы, стойкости, отваги;

былина – русская народная песня, сказание о богатырях.

Какие русские богатыри вам известны?

Почему русский богатырь сражается со Змеем Горынычем?

Чтение отрывка из стихотворения И. Никитина учителем, пословиц читающими учениками, анализ пословиц, подчёркивание в них новой буквы «н» .

Обучение письму строчной буквы «н» .

Работа в прописи.

Написание буквы «н» , слогов и слов с новой буквой после слого- звукового анализа .

Пальчиковая гимнастика.

Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят. (О. Узорова)

Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту, поджимая пальцы. Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.

Физминутка.

Буратино быстро мчался,

На пригорок он взобрался.

А затем он вниз стремился –

Чуть, бедняга не разбился.

Влево, вправо он петлял –

Всё же в школу опоздал.

Но не зря в класс торопился –

Быть культурным научился. (С. Чижова)

Обучение письму заглавной буквы «Н» (аналогично обучению письму строчной буквы ) .

Работа в прописи.

Слого-звуковой анализ слова «Незнайка» .

Разминка для глаз.

7. Закрепление изученного на уроке материала .

Упражнение «Слогочиталочка» .

Дети читают слоги с изученной буквой , работают в парах (сигнал) по принципу «учитель – ученик» , меняясь ролями.

Упражнение «Цветочная поляна» .

Мы уже немало знаем,

А теперь мы поиграем –

Вспомним травы и цветы

С буквой «н» - и я и ты.

(Незабудка, нарцисс, настурция, нимфея – озёрная кувшинка, нелюмбиум - один из видов лотоса и др.)

8. Подведение итогов.

С какими новыми звуками познакомились ?

Что узнали об этих звуках ?

Что особенно запомнилось на уроке ?

- Урок окончен . (Домашнее задание в первом классе не задаётся)

Публикации по теме:

"Путешествие в страну гласных звуков и букв" Цель: систематизировать знания детей о гласных звуках на примере звуков [а], [у], [и], [о],.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста


МОУ «Лицей №37»

Конспект урока в букварный период

Звук [а]. Буквы «А, а»

Преподаватель:

Шалимова Н. М.

г. Саратов

2010 год


  1. Орг.момент.

  2. Формирование темы урока, определение целей.
Слайд 1.

Игра «Как меня зовут» ?


  1. Пудель Мальвины из повести-сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Артемон.

  2. Сестрица братца Иванушки из русской народной сказки. Алёнушка (« Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
Слайд 2.

  1. Имя хитрой лисы из повес ти А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Алиса.

  2. Обладатель волшебной лампы из арабской сказки. Аладдин («Аладдин и волшебная лампа» Арабская сказка)
Слайд 3.

Чем похожи все эти слова? (это имена сказочных героев, пишутся с заглавной буквы А, начинаются со звука [а])

Как вы думаете, какова же тема нашего урока? («Звук [а] , буквы А, а»)

- Что мы будем делать на уроке? (узнавать новое про звук [а], узнаем, какой буквой обозначается этот звук, поучимся читать слова и слоги с этим звуком (для читающих детей) )

3. Знакомство с новым звуком.

На этом уроке у нас будет помощник. А кто, вы угадайте. Его имя тоже начинается со звука [а].

- ^ Добрый доктор, лечивший зверей и птиц в сказках К. Чуковского. Айболит («Доктор Айболит»)

- Почему Айболит представляет нам звук [а]? (С этого звука начинается его имя.)

Слайд 4.

Вот и первое задание от нашего доктора.

Назовите картинки, которые вы видите. (Лиса, коза, абрикосы)

Найдите лишнее слово по нескольким признакам (Из данных слов можно исключить слово абрикосы . Абрикосы - это плоды, а лиса и коза - животные. Слово абрикосы обозначает много предметов, а слова лиса и коза - один предмет. В слове абрикосы ударение падает на третий слог, а в словах лиса и коза - на второй. В слове абрикосы восемь звуков, а в словах лиса и коза по четыре звука. В слове абрикосы четыре слога, а в словах лиса и коза по два).

- Произнесите слово абрикосы .

- Назовите первый звук в слове абрикосы .
- Произнесите несколько раз звук [а]. Скажите, как располагаются органы речи при произнесении звука [а]. (Рот широко открывается, губы округлые. Верхние и нижние зубы не касаются друг друга. Язычок слегка касается нижних зубов)

- ^ Протяните звук [а]. Пропойте звук [а]. Какой можно сделать вывод? (Звук [а] хорошо тянется и поется)

Встречает ли воздух преграду при произнесении звука [а] или он проходит через горлышко свободно? (При произнесении звука [а] воздух проходит через горлышко свободно )

- Дайте характеристику звука [а] и обоснуйте свой ответ. (Звук [а] гласный. Он тянется и поется. При его произнесении воздух проходит через горлышко свободно.

Каким цветом в схеме мы будем обозначать звук [а]? (красным)

Приведите примеры слов, начинающихся со звука [а].

Слайд 5.

- Вот и еще одно задание от нашего доктора. Определите, где находится звук [а]: в начале, в середине или в конце слова.

Слайд 6.

Наверное, все вы знаете, как выглядит буква А. Найдите все буквы А.

4. Физкультминутка «Живые буквы».

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко –

Ноги ставит широко.

Изобразите букву А

Вы так хорошо изображали букву, что она решила вам показать небольшой мультфильм.

Слайд 7.

Слайд 8.

Сегодня буква А - именинница. Давайте подарим ей бантик, чтобы наша буква была сегодня самая красивая.

А теперь поможем букве А задуть свечку на торте. (Дыхательное упражнение: подняться на носки – вдох носом, опуститься – выдох ртом)

4. Работа с букварем.

А теперь буква А зовет нас в гости. Где живет наша буква? (В Букваре)

Откройте с.24.

В букваре буква «А, а» - печатная, двух видов: большая и маленькая. В прописях эта буква - письменная и тоже двух видов: большая - заглавная, маленькая - строчная.

А вот и наш любимый Доктор Айболит. Он занят своим очень важным делом – лечит зверей.

Итак, мы в гостях у буквы А. Чем нас будет угощать наша именинница? (Ананас, груша, банан)

Как назвать одним словом? (фрукты)

- ^ Сколько слогов в каждом слове?
- В каждом ли слоге есть звук [а]?
- В каких словах он является ударным?

- Чем отличаются эти схемы от тех, которые встречались на предыдущих страницах? (К звуковым схемам слов присоединились буквенные схемы. По мере знакомства с буквами эти схемы будут заполняться все больше и больше, и наконец, мы сможем прочитать все слово, записанное буквами, а пока вместо них стоят точки.)

- ^ Итак, мы познакомились с буквой «а», которая может быть частью слова и даже встречаться в слове несколько раз.

Посмотрите к букве А пришли не только мы и Доктор Айболит, но и Бармалей.

Давайте составим предложения по схемам в учебнике. ^ Часть слов изображена рисунком, а часть - записана словом. Каким? Однако некоторые слова пропущены.

- Давайте сначала подберем слова, характеризующие Бармалея и Айболита. (^ Айболит добрый, душевный, добродушный, простодушный, доброжелательный, участливый, сердечный. Бармалей злой, злобный, свирепый, жестокий, беспощадный, кровожадный, разбойник)

- Дополните эти предложения соответствующими словами и прочитайте предложения. (Возможные варианты: Айболит добрый, а Бармалей злой. Айболит старый, а Бармалей молодой. Айболит - доктор, а Бармалей - разбойник)

- ^ Как Бармалея сделать добрым?

А теперь поработаем со вторым предложением.

- Какую роль выполняет буква «а» в этих предложениях? (Она является словом.)

5. Работа в парах.

- Рассмотрите рисунки. Что под ними записано? (Предложения.)

- Что в них общего? (Они состоят из одного слова. А это слово состоит из одной буквы)

- ^ Чем различаются эти предложения? (В конце предложений стоят различные знаки препинания. Предложения должны произноситься с разной интонацией.)

- В каких случаях люди произносят эти предложения?

(^ Дети разыгрывают по парам эти маленькие сценки, предварительно распределив роли)

6. Работа с пословицей.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с пословицей. Пословицы - это короткие народные изречения с поучительным смыслом. Они учат людей быть мудрыми. С некоторыми пословица ми вы, наверное, уже знакомы.

Пословицы были созданы много-много лет тому назад, а существуют они и по сей день. Пословицы будут нас сопровождать в нашем путешествии по всему букварю - будем от них уму-разуму набираться. А заодно понаблюдаем, как писались в далекие времена изучаемые нами буквы.

(^ Пословица прочитывается учителем или хорошо читающим учеником).

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

7. Чтение слогов и слов с буквой А.

Слайд 9.

Доктор Айболит предлагает тем, кто может читать почитать слоги и слова, в которых есть буква А.

Слайд 10.

Подарим нашей имениннице цветы.

8. Работа в тетради

9. Итог урока.

10. Д.з.

Возьми зелёный карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву «А»и «а».

Р
аскрась букву. Вырежи. Приклей на альбомный лист. Подбери и приклей или нарисуй картинки, названия которых начинаются с буквы А.

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе
Чтение (букварный период).
Тема: Звук [ц], буквы Ц, ц.
Цель. Познакомить учащихся с новыми звуком [ц] всегда твердым и глухим и буквами Ц, ц.
Задачи.
Обучающие. Формировать умение читать слова с буквами Ц, ц; наблюдать за особенностями написания букв и, ы после [ц]; обобщить знания о твердых непарных и мягких непарных согласных звуках.
Развивающие. Способствовать развитию фонематического слуха; навыков правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения; мышления.
Работать над развитием связной и грамотной речи.
Воспитательные. Воспитывать интерес к чтению, культуру поведения при работе в паре.

Планируемые результаты
Личностные результаты: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному материалу; первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; формирование индивидуального стиля деятельности.

Предметные результаты: умеет соотносить звук и букву, выделяет звуки из слова, дает характеристику звуку, производит звуко-буквенный и слого-звуковой анализы слов; читает слоги, слова, стихотворения, тексты с буквами Ц, ц, без ошибок..
Метапредметные результаты:
- определяет и формулирует цель урока с помощью учителя;
- проговаривает последовательность действий на уроке;
- работает по коллективно составленному плану;
- фиксирует затруднения в выполнении заданий;
- оценивает правильность выполнения действий;
- планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- высказывает свои предположения;
- строит краткое устное высказывание по теме;
- слушает и понимает речь других;
- ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного;
- участвует в организованном поиске новых знаний: находит ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.

Оборудование: учебник Азбука Н.Г. Агаркова, Ю.А.Агарков, лента букв, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, толковый словарь С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой.
Дидактические материалы: сигналы светофора: зелёный, красный, жёлтый круги, предметные картинки, тексты стихов, звуковые модели слов, карточки для индивидуальной работы, шаблоны букв.
Ход урока
1.Организационный момент
Дидактическая задача: Подготовка учащихся к работе.
Показатели реального результата решения задачи: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Формируемые УУД:
(Л.)Формирование личностной заинтересованности
(Р.)Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности.
Учитель. Дети улыбнитесь своему соседу, теперь улыбнитесь мне, а я вам.

2. Актуализация знаний. Фонетическая зарядка.
Дидактическая задача: Активизация познавательной активности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений.
Показатели реального результата решения задачи: Активность познавательной деятельности, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.
Формируемые УУД.
(К.)Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме.
(П.)Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
(К.) Формирование умений слушать и понимать речь других.
Учитель. - Как подзывают цыплят? (цып-цып)
Учитель. Какой звук слышится в начале?
Ученик. Звук ц.
Учитель. Что вы можете рассказать об этом звуке? Охарактеризуйте его.
Ученик. ц - согласный, глухой, твёрдый, непарный.
Учитель. Какими буквами на письме мы обозначаем этот звук?
Ученик. Буквой Ц.
Учитель. На что похожа буква Ц?
Ученик. На скамейку, стул, краник бочка.
Учитель. Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка. (А.Шибаев)

3.Самоопределение к деятельности
Дидактическая задача: Организовать и направить к цели деятельность учащихся.
Показатели реального результата решения задачи: Готовность учащихся к активной познавательной деятельности на основе опорных знаний. Формируемые УУД.
(К.) Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
(П.) Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.
(Р.) Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.
На интерактивной доске появляются слова с рисунками. (Слайд 1)
лиса, иней, цыпленок, окунь

Учитель. Что общего в этих словах?
Ученик. Это слова предметы.
Учитель. Отгадайте, какое слово получится, если составить первые звуки каждого слова.
Ученик. Лицо.
Учитель. Где слышите звук [ц] в слове?
Составьте звуковую модель слова. На схеме поставьте ударение (звуко-слоговой анализ слова лицо).
Ученик. [л`] [и][ц][о] □`○□○
Учитель. Ребята, может уже кто догадался, как будет называться тема нашего урока? С каким звуком и буквой мы познакомимся сегодня?
Ученик. Звук [ц], буквы Ц, ц.
Учитель. Хорошо. А чему же мы будем учиться сегодня?
Ученик. Выделять звуки из слова, производить звуко-буквенный анализ слов; читать слоги, слова, тексты с буквами Ц, ц.
Учитель. Да, мы сегодня познакомимся с новым звуком [ц], буквами Ц, ц.

4. Применение и добывание знаний. Работа в паре
Дидактическая задача: Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре.
Показатели реального результата решения задачи: Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений, развитие контроля и оценки.
Формируемые УУД.
(Р.) Формирование умения выполнять последовательность действий, позицию по отношению к своей работе в группе (Л.).
(К.) Быть исследователем, конструктором, организовывать совместную работу.
Учитель. Работа по учебнику.
1.Чтение звукобуквенных моделей, выделение новых звуков. Конструирование новых букв. Определение места буквы Ц в алфавите: перед какой знакомой буквой находится буква Ц? Какая буква находится после буквы Ц?
Ученик. Между Х и Ч.
Учитель.
2. Чтение слогов с новыми звуками под моделями (с.110).
3. Чтение слов на цветном фоне (с.111). Нахождение лишней пары слов (белый целый). Составление моделей слов (Работа в паре).
Учитель. Какое ещё задание вы хотели бы выполнить с этими словами, работая в паре?
Ученик. Поставить в словах ударение, разделить на слоги.
Учитель. Приступаем к работе.

5. Физкультминутка.
Дидактическая задача: Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела.
Показатели реального результата решения задачи: Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.
Формируемые УУД. Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни (л).
Учитель. Ребята, я буду читать слова с буквой Ц. Если буква в начале слова вы приседаете, в середине хлопаете, в конце идете. (Цветы, улица, заяц,
цапля, гонец).

Учитель. Как вы понимаете слово гонец? К чему мы можем обратиться?
Ученик. К толковому словарю Ожегова.
Учитель. Гонец - человек, посылаемый куда-нибудь со срочным известием.
(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведовой).

На интерактивной доске появляется запись: (Слайд2)

А Учитель. - Что вы заметили?
О Ученик. Вместе написаны И и Ы.
Ц У
Е
И Ы

ЦЫ ЦИ ЦЫ
цыц цинк певцы
цыган циферблат скворцы
цыпленок цикорий колодцы
цыпочки

Учитель. Прочитайте 2,3 столбики со словами, что вы заметили?
Ученик. В середине слов пишется и, на конце ы
Учитель. В 1 столбике записаны слова исключения, их надо запомнить, в корне слова после ц пишется буква и (2 столбик), на конце слова после ц пишется буква ы (3 столбик).

6. Итог урока
Дидактическая задача: Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке.
Показатели реального результата решения задачи: Чёткость, лаконичность, максимум участия ученика в оценке своей работы. Формируемые УУД. Формирование умения проследить последовательность действий на уроке (р), дать самооценку учебной деятельности(л).
Учитель. Вспомним, дети, чему мы учились сегодня на уроке?
Ученик. Мы познакомились с новым звуком [ц], буквами Ц, ц. Выделяли звуки из слова, читали слоги, слова, тексты с буквами Ц, ц.
Учитель. Поработаем со светофором. Помним, что зелёный круг всё понятно, жёлтый не совсем понятно, красный требуется помощь.

На интерактивной доске появляются высказывания, дети поднимают круг, который соответствует каждому высказыванию.(Слайд 3)

Я запомнил, что звук [ц] согласный, глухой, твёрдый, непарный.
Я понял, что на письме мы обозначаем этот звук буквами Ц,ц.
Я запомнил, что в корне слова после ц пишется буква и, на конце слова после ц пишется буква ы.

Учитель. Молодцы! Я рада. Что вы все запомнили эти правила.

7. Рефлексия учебной деятельности
Дидактическая задача: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и работы на уроке, оценка успешности достижения цели.
Показатели реального результата решения задачи: Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
Формируемые УУД. Формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки(р).Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (л).
Учитель. Ребята, а кто из вас был в деревне?
Дети. Я. я..
Учитель. Ой, вы все там были! А как там красиво, особенно летом в лесу, на лугу! Птички поют, бабочки летают, цветы цветут.
Учитель обращается к плакату на доске.
- А чего не хватает на рисунке в деревне, в которую приехали мы?
Ученик. Красоты.
Учитель. Попробуем её изобразить?
Дети. Да.
Учитель. У каждого из вас на парте три цветка: красный, жёлтый, зелёный. Если вам понравилось на уроке прикрепите красный цветок, если не всё понравилось жёлтый, но а если было плохое настроение зелёный. Прикрепят цветочки сначала девочки, а потом мальчики.
Учитель. Наша деревня запестрела цветами красного цвета. Я рада, что на уроке вам всё понравилось!
Учитель. Урок окончен.

Литература.

1. В.Волина Занимательное азбуковедение, М.: Просвещение, 2000г.

2.Я иду на урок в начальную школу. Русский язык: книга для учителя. М.: 2009

3.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник,
2007.

4. Ковалько В. И. Школа физкультминуток. М: Вако, 2010.

5. Максимук Н. Н. Игры по обучению грамоте и чтению.1 кл. М.: Вако, 2010.

6. Журналы Начальная школа 2010 -2012.

7. Журналы Современный урок 2010-2012.