Искусство средневековой африки. Средневековые государства Африки Африканские племена в средние века

Египет - не единственное государство в Африке, где с древних времен существовала и развивалась высокая культура. Многие народы Африки издавна умели выплавлять и обрабатывать железо и другие металлы. Может быть, этому они научились раньше европейцев. Современные египтяне говорят на арабском языке, и значительная часть их действительно происходит от арабов, но древнее население Египта пришло в долину Нила из пустыни Сахары, в которой в древнейшие времена были многоводные реки и богатая растительность. В центре Сахары на плоскогорьях сохранились рисунки на скалах, выбитые острым камнем или нарисованные краской. По этим рисункам видно, что в те времена население Сахары занималось охотой на диких зверей, разводило домашний скот: коров, лошадей.

На северном африканском побережье и прилегающих к нему островах жили племена, которые умели делать большие лодки и успешно занимались рыбной ловлей и другими морскими промыслами.

В I тысячелетии до н. э. в древних поселениях на берегах Северной Африки появились финикийцы, а позднее - и греки. Финикийские города-колонии - Утика, Карфаген и др. - со временем усилились и под властью Карфагена объединились в могучее государство.

Соседи Карфагена, ливийцы, создали свои государства - Нумидию и Мавританию. С 264 по 146 г. до н. э. Рим воевал с Карфагенским государством. После разрушения города Карфагена на принадлежавшей ему территории была создана римская провинция Африка. Здесь трудом рабов-ливийцев полоса прибрежной пустыни была превращена в цветущий край. Рабы вырыли колодцы, сложили каменные цистерны для воды, построили большие города с каменными домами, водопроводами и т. и. В дальнейшем города Римской Африки пострадали от нашествий германских вандалов, а позднее эти области стали колонией Византийской империи, и, наконец, в VIII-X вв. эта часть Северной Африки была завоевана арабами-мусульманами и стала называться Магрибом.

В долине Нила, южнее территории древнего Египта, еще до нашей эры существовали нубийские царства Напата и Мероэ. До настоящего времени там сохранились развалины древних городов, небольшие пирамиды, похожие на древнеегипетские, а также памятники древней мероитской письменности. В дальнейшем нубийские царства были завоеваны царями могущественного государства Аксум, которое сложилось в первые века нашей эры на территории нынешней Южной Аравии и Северной Эфиопии.

От берегов Атлантического океана до самого Нила простирается Судан.

Из Северной Африки в страну Судан можно было проникнуть только по старинным караванным дорогам, которые проходили по высохшим руслам древних рек пустыни Сахары. Во время скудных дождей в старых руслах иногда собиралось немного воды, а в некоторых местах древними жителями Сахары были вырыты колодцы.

Жители Судана выращивали просо, хлопок и другие растения; разводили скот - коров и овец. На быках иногда ездили верхом, но пахать землю с их помощью не умели. Почву под посевы обрабатывали деревянными мотыгами с железными наконечниками. Железо в Судане выплавляли в маленьких глиняных домнах. Из железа ковали оружие, ножи, наконечники для мотыг, топоры и другие орудия. Первоначально кузнецы, ткачи, красильщики и другие ремесленники одновременно занимались земледелием и скотоводством. Излишки изделий своего ремесла они нередко обменивали на другие товары. Базары в Судане были расположены в деревнях на границах территорий различных племен. Население таких деревень росло быстро. Часть его богатела, захватывала власть и постепенно подчиняла себе бедноту. Военные походы на соседей в случае удачи сопровождались захватом пленных и другой военной добычи. Военнопленных не убивали, а заставляли работать. Таким образом, в некоторых поселениях, выросших в небольшие города, появились рабы. Их стали продавать на базарах, подобно другим товарам.

Древние суданские города часто вели войны между собой. Правители и знать одного города нередко подчиняли своей власти несколько окружающих городов.

Например, около IX в. н. э. на самом западе Судана, в местности Аукер (территория северной части современного государства Мали), сложилось сильное по тому времени государство Гана.

Древняя Гана была центром торговли Западного Судана с Северной Африкой, что имело очень большое значение для процветания и могущества этого государства.

В XII в. берберы-мусульмане из магрибского государства аль-Моравидов, на севере Африки, привлеченные богатством Ганы, напали на нее и уничтожили государство. От разгрома меньше всего пострадала отдаленная южная область - Мали. Один из правителей Мали, по имени Сундиата, живший в середине XIII в., постепенно захватил всю бывшую территорию Ганы и даже присоединил к ней другие земли. После этого государство Мали стало занимать значительно большую территорию, чем Гана. Однако непрерывная борьба с соседями привела постепенно к ослаблению государства и распаду его.

В XIV в. разрозненные и слабые города государства Мали были захвачены правителями города Гао - центра небольшого государства народа сонгаи. Сонгайские цари постепенно объединили под своей властью огромную территорию, на которой было много больших городов. Один из таких городов, существовавший еще во времена государства Мали, - Тимбукту сделался культурным центром всего Западного Судана. Жители государства Сонгаи были мусульманами.

Средневековые мусульманские ученые из Тимбукту стали известны далеко за пределами Западного Судана. Они впервые создали письменность на языках Судана, использовав для этого знаки арабского алфавита. Эти ученые написали много книг, и в том числе хроники - книги по истории государств Судана. Суданские архитекторы строили в Тимбукту и других городах большие и красивые дома, дворцы, мечети с минаретами в шесть этажей. Города окружали высокими стенами.

В XVI в. султаны Марокко неоднократно пытались завоевать государство Сонгаи. В конце концов они завоевали его, разрушив при этом Тимбукту и другие города. В горящем Тимбукту погибли замечательные библиотеки с ценными древними рукописями. Были разрушены многие архитектурные памятники. Суданские ученые-архитекторы, врачи, астрономы, - уведенные в рабство марокканцами, почти все погибли в пути через пустыню. Остатки богатств городов разграбили соседи-кочевники - туареги и фульбе. Огромное государство Сонгаи распалось на множество маленьких и слабых государств.

С этого времени основное значение имели торговые караванные пути, идущие от озера Чад через внутреннюю область Сахары - Феззан - к Тунису. В северной части территории современной Нигерии вплоть до XIX в. существовали самостоятельные небольшие государства (султанаты) народа хауса. Султанат включал город с прилегающей сельской местностью. Самым богатым и знаменитым был город Кано.

Западная часть тропической Африки, расположенная у берегов Атлантического океана, у португальских, голландских и английских мореплавателей XV-XVIII вв. получила название Гвинея. Мореплаватели долго не подозревали, что за стеной тропической растительности Гвинейского берега скрываются густо населенные области с большими многолюдными городами. Европейские корабли приставали к берегу и вели торговлю с береговым населением. Сюда доставляли из внутренних областей слоновую кость, ценные породы дерева, а иногда и золото. Европейские купцы покупали также и военнопленных, которых увозили из Африки сначала в Португалию, а позднее в испанские колонии в Центральной и Южной Америке. Рабов сотнями грузили на парусные корабли и почти без пищи и воды везли через Атлантический океан. В пути очень многие из них гибли. Европейцы всячески разжигали войны между племенами и народами Гвинеи, чтобы получить побольше рабов. Европейским купцам XV-XVI вв. очень хотелось самим проникнуть в богатые внутренние области Гвинеи. Однако тропические леса и болота, а также сопротивление сильных, хорошо организованных государств в течение нескольких столетий препятствовали этому. Только отдельным людям удавалось проникнуть туда. Вернувшись, они рассказывали о больших, хорошо спланированных городах с широкими улицами, о богатых дворцах царей, хорошо вооруженных отрядах, охраняющих порядок, замечательных бронзовых и каменных произведениях искусства местных мастеров и о множестве других удивительных вещей.

Культурные ценности и исторические памятники этих древних государств были уничтожены европейцами в XIX в. во время колониального раздела Западной Африки. В нашем веке в лесах Гвинеи исследователи обнаружили остатки древней культуры африканцев: разбитые каменные статуи, головы из камня и бронзы, развалины дворцов. Некоторые из этих археологических памятников относятся к I тысячелетию до н. э., когда большую часть Европы населяли еще дикие племена.

В 1485 г. португальский мореплаватель Диего Кано открыл устье многоводной африканской реки Конго. Во время следующих плаваний корабли португальцев поднялись по реке и достигли государства Конго. Они привезли с собой послов от португальского короля, а также монахов-проповедников, которым было поручено обратить в христианство население Конго. Португальские монахи оставили записи, в которых рассказывается о средневековом государстве Конго и соседних государствах - Лунда, Луба, Касонго, Бушонго, Лоанго и др. Население этих стран, так же как и Гвинеи, занималось земледелием: выращивало ямс, таро, бататы и другие растения.

Местные мастера славились искусством изготовления различных изделий из дерева. Большое значение имело кузнечное ремесло.

Все эти государства пришли в упадок и распались в результате продолжительных войн с португальцами, пытавшимися их покорить.

Восточный берег Африки омывается Индийским океаном. Зимой здесь дует ветер (муссон) от берегов Азии к берегам Африки, а летом в противоположном направлении. С древнейших времен народы Азии и Африки использовали муссонные ветры для торгового мореплавания. Уже в I в. на восточном берегу Африки были постоянные торговые пункты, где местное население меняло слоновую кость, черепаховые щиты и другие товары на металлические орудия, оружие и ткани у азиатских купцов. Иногда сюда приплывали по Красному морю и купцы из Греции и Египта.

Позднее, когда некоторые торговые поселения выросли в большие города, их жители - африканцы (арабы их называли «суахили», т. е. «береговые») - стали сами плавать в азиатские страны. Они торговали слоновой костью, медью и золотом, шкурами редких зверей и деревом ценных пород. Эти товары суахили покупали у народов, которые жили вдали от океанских берегов, в глубине Африки. Слоновые бивни и рога носорогов купцы-суахили покупали у вождей различных племен, а золото выменивали в стране Макаранга на изделия из стекла, фарфора и другие товары, привезенные из-за океана.

Когда купцы в Африке собирали столько груза, что его не могли снести их носильщики, тогда они покупали рабов или силой уводили с собой людей из какого-нибудь слабого племени. Едва караван достигал берега, как купцы продавали носильщиков в рабство или везли их на продажу за океан.

С течением времени наиболее сильные города восточноафриканского побережья подчинили себе более слабые и образовали несколько государств: Пате, Момбаса, Кильва и др. В них переселилось много арабов, персов и индийцев. Ученые восточноафриканских городов создали письменность на языке суахили, воспользовавшись, как и в Судане, знаками арабского письма. На языке суахили существовали литературные произведения, а также летописи истории городов.

Во время плаваний Васко да Гамы в Индию европейцы впервые посетили древние суахилийские города. Португальцы неоднократно завоевывали и вновь теряли восточноафриканские города, при этом многие из них были захватчиками разрушены, а развалины со временем заросли колючими тропическими кустарниками. И теперь только в народных легендах сохранились названия древних африканских городов.

Развитие стран Африки отличалось большим раз-нообразием. Её север входил в состав Арабского халифата, к югу от Сахары под влиянием ислама и торговли с арабами возникли большие государства. Иной исторический путь прошла Эфиопия.

Сама природа разделила Африку на две неравные части. В северной части, прилегающей к Средизем-ному и Красному морям, с глубокой древ-ности возникали очаги цивилизации. Здесь сменяли друг друга Древний Египет, фини-кийские и греческие колонии, Древний Рим, королевство вандалов, Византия. В VII в. арабы захватили всё побережье Северной Африки до Атлантики. Земли к западу от Египта они называли Магрибом, т. е. запад-ными землями. Там процветали огромные города, такие, как Фес и Танжер, создава-лись выдающиеся памятники мусульман-ского зодчества. От Магриба на юг, через пустыню Сахару, караванные пути вели в Тропическую Африку. Арабы называли её Билад ас-Судан (Страна чёрных) или просто Судан. Там жили многочисленные негритян-ские народности.

Большую часть Африки занимают пус-тыни, саванны, тропические леса. Нахо-дясь в разных природных условиях, наро-ды Африки и развивались по-разному. Обитатели тропических лесов, такие, как низкорослые пигмеи , занимались охотой и собирательством. А к северу и к югу от них, в саваннах, жили земледельцы и ското-воды.

На рубеже нашей эры многие народы Тро-пической Африки научились производить железо. Железные орудия труда позволили получать более высокие урожаи и способство-вали развитию ремесла.

Западный Судан

Арабы из Магриба вели торговлю с Западным Суданом — землями между Сахарой и Гвинейским заливом, бога-тыми золотом. Помимо золота, торговали также солью, скотом, слоновой костью. Вдоль торговых путей выросли города Томбукту, Дженне и др.

Самым древним государством Западного Судана была Гана, столь богатая золотом, что даже титул её правителя означал «хозяин золота». Это позволяло правителям содер-жать пышный двор и войско. Расцвет Ганы относится к X-XI вв., затем она ослабла и в XIII в. была захвачена соседним государством Мали. Могущество Мали в XIII — первой половине XIV в. тоже было основано на тор-говле золотом. Золотые монеты, бывшие в это время в ходу в Средиземноморье, чеканились прежде всего из золота Мали.

Пошлины с купцов обогащали мест-ных правителей; их власть усилива-лась. Они жили во дворцах, окру-жённые придворными, чиновниками и воинами. Их власть считалась свя-щенной, а сами они — посредника-ми между своим народом и богами. Когда в Западный Судан стал про-никать ислам, первым его прини-мали правители, их приближённые, жители крупных городов. С исла-мом сюда проникала и арабская культура, строились мечети и ме-дресе. А простые земледельцы и скотоводы ещё долго сохраняли языческие верования. Религиозные различия усугубляли имуществен-ное неравенство.

Особенно прославился своими богатствами правитель Мали Муса (1312-1337), бывший рев-ностным мусульманином. Его хадж в Мек-ку, возможно, самое дорогостоящее путеше-ствие в истории. На дорожные расходы караван верблюдов вёз сто тюков с золотом, весившим 12 тонн. Восток надолго запом-нил богатство правителей Мали, и связи Мали со странами ислама укрепились. Материал с сайта

Христианская Эфиопия

Эфиопия расположена на северо-востоке Африки. Существовавшее здесь Аксумское царство уже в IV в. приняло христианство и сумело отстоять его в борьбе с исламом. Позже оно распалось на отдельные княжества, но в XIII в. в Эфиопии возроди-лось сильное государство. Его правители воз-водили свой род к библейскому Соломону. В Европе их называли императорами.

С распространением христианства в Эфио-пии строились церкви и монастыри. В монас-тырях составлялись летописи, переводились произведения древних и средневековых авто-ров. В XII-XIII вв. начался расцвет эфиоп-ского искусства. В столице Эфиопии Лалибэ-ле церкви обычно не строились, а высекались из камня и украшались снаружи резьбой, а внутри фресками и иконами.

В поисках союзников против мусульман Эфиопия в XV-XVI вв. вела переговоры со странами Запада, хотя эфиопское христиан-ство было ближе к православию, чем к като-лицизму. Её делегация участвовала в работе Ферраро-Флорентийского собора. В Европе в ней тоже видели союзника против мусульман.

На этой странице материал по темам:

  • Почему уровень общественного развития народов магриба был выше

  • Африка средних веков сообщение

  • Африка в средние века доклад

  • Чем торговала африка в средние века

  • Доклад по истории африка средние века

Вопросы по этому материалу:

  • Слайд 2

    План урока

    1. Повторение пройденного.
    2. Задание на урок.
    3. Вступление.
      • Народы Африки;
      • Западная Африка;
      • Восточная Африка;
      • Культура Африки;
    4. Закрепление.
  • Слайд 3

    Повторение пройденного

    Выполните задание.

    Слайд 4

    Задание на урок

    Почему африканские государства отставали в своем развитии от европейских стран?

    Слайд 5

    Вступление.

    Многие историки считали, что народы большей части Африки, населенной чернокожими, ничего ценного в культуре не создали и их история началась с появлением европейцев. Изучение истории Африканского континента, начавшееся сравнительно недавно, опровергло эту теорию.

    Слайд 6

    1. Народы Африки

    Народы Африки в разных частях континента развивались неравномерно. В тропических лесах Центральной Африки жили племена пигмеев, бушменов и другие. Они занимались охотой и собирательством. Кочевники Южной Сахары разводили скот и обменивали его на нужные им продукты и вещи.
    фото. Пигмеи

    Слайд 7

    Народы Африки

    Другие народы занимались земледелием. Больше всего сеяли просо и рис, выращивали бобы и овощи, разводили хлопчатник, сахарный тростник и кокосовые пальмы. Африканцы с давних времен плавили железо в глиняных печах. Ремесленники изготовляли орудия труда, оружие, посуду, ткани, вещи из стекла и кожи. Африканцы рано научились приручать слонов, использовали их на разных работах ив сражениях.
    фото. Африканский дом

    Слайд 8

    На просторах равнины в междуречье Нигераи Сенегала, в долинах этих рек, расположен Западный Судан. Здесь добывали много золота. О богатствах Судана в Средние века ходили легенды. Один из арабских географов сообщил, что здесь «золото растет в песке, так же как морковь, и его собирают на восходе солнца». Через Западный Судан проходили важнейшие торговые пути от Гвинейского залива к берегам Средиземного моря. Земледельцы торговали с кочевниками, обитавшими на границе Сахары: в обмен на соль, шкуры и скот кочевники получали зерно и изделия ремесла. Путь через пустыню Сахару был трудным и опасным. Не один десяток караванов погиб здесь от жажды или нападений кочевников.
    фото. Порт

    Слайд 9

    Западная Африка

    Самым древним государством Судана была Гана, достигшая могущества в X веке. Царь Ганы и родовая знать разбогатели от торговли золотом и солью. У царя была большая армия, состоявшая из отрядов лучников и конницы.
    В столице Ганы был огорожен стенами особый царский квартал с дворцом, святилищем и тюрьмой. Здесь проводились торжественные царские приемы. В другой части города были выстроены мечети и дома арабских купцов.
    фото. Воины-лучники

    Слайд 10

    В конце XI века войска султана арабского государства Марокко(Север Африки) захватили и разрушили столицу Ганы. Царь обязался платить султану дань и вместе со знатью принял ислам. Восставшее население вскоре изгнало марокканцев, но территория Ганы сократилась, она подчинилась государству Мали.
    фото. Поселение в Мали

    Слайд 11

    Расцвет Мали относится к XIII веку, когда его правители завоевали соседние территории, где проходили караванные пути и добывали золото. Правитель и его приближенные приняли ислам. После этого в городах поселились мусульманские купцы из Северной Африки.
    рис. Манса Муса - правитель Мали

    Слайд 12

    Позже, в XV веке, окрепло государство Сонгай. Расширение его границ было достигнуто в правление энергичного, воинственного Али Бера (1464—1492). Он построил большой речной флот; в армии была введена суровая дисциплина. Али Бер почти всю жизнь провел в походах. Ему удалось присоединить к своим владениям главные города Судана. В африканских сказаниях и легендах Али Бер предстает волшебником, который умел летать, становиться невидимкой и превращаться в змея.
    рис. Али Бер

    Слайд 13

    Правители и вельможи держали на своих землях по 500—1000 зависимых людей, которых селили в особых поселках. Зависимые люди платили владельцу оброк, а государству налоги. Свободные общинники также зависели от знати.
    С середины XVI века Сонгаи быстро слабеет. Родственники правителя, занимая высокие должности, устраивали заговоры, влиятельная мусульманская знать в городах мало считалась с правителями. Начавшиеся междоусобные войны привели государство в упадок. В конце XVI века Сонгаи было разгромлено войсками султана Марокко.
    рис. Работа на поле

    Слайд 14

    Восточная Африка

    На севере нынешней Эфиопии в древности существовало государство Аксум, расцвет которого был в IV—V веках. Под власть его царей попали побережье Южной Аравии с караванными путями и часть Восточного Судана.
    фото. Замок в Эфиопии

    Слайд 15

    Аксум поддерживал тесные связи с Римской империей, а позднее — с Византией. Царь и его приближенные приняли христианскую веру. В стране была создана письменность. В VII веке арабы отняли у Аксума владения в Южной Аравии, а затем напали на него. Государство распалось на отдельные княжества; князья вели жестокую борьбу за престол. В X веке Аксум перестал существовать.
    фото:
    Христианский манускрипт из Эфиопии
    Священнослужители эфиопской ортодоксальной церкви

    Слайд 16

    На восточном берегу Африки выросли города-государства. В них охотно селились арабы, иранцы, индийцы. Здесь строили большие корабли, было много опытных моряков. Купцы из этих городов плавали на своих кораблях по Индийскому океану, торговали с Индией, Ираном и другими странами Азии.
    рис. Торговые пути

    Слайд 17

    Культура Африки

    Народы Африки сохранили старинные легенды, предания и сказки, где реальные события прошлого перемешаны с вымыслом. Сказители бережно хранили эти предания, передавали их из поколения в поколение.
    фото. Африканец в национальной одежде

    Слайд 18

    Наиболее значительными были достижения средневековой культуры у народов Западного Судана. После распространения ислама архитекторы-арабы строили там мечети, дворцы, общественные здания.
    фото. Мечеть в Мали

    Слайд 19

    Возникли мусульманские школы, а в городе Томбукту — высшее училище, где изучали богословие, историю, право, математику, астрономию. Ученые создали письменность на основе местных языков. Были основаны библиотеки, где хранилось, много рукописных книг. Книги продавали в лавках, причем, по словам современника, получали «больше прибыли, чем от прочих товаров».
    фото. Вход в мечеть в Томбукту
    рис. Томбу
    кту

    Слайд 20

    Когда войска Марокко завоевали Томбукту и другие города Судана, архитектурные сооружения и библиотеки были разрушены. Ученых и ремесленников угнали в рабство, и почти все они погибли в пути через пустыню.
    рис. Судан. У разрушенного храма

    Слайд 21

    Немалые достижения имели африканцы в искусстве. Старинные деревянные и бронзовые скульптуры и маски поражают выразительностью. В царском дворце в Бенине были найдены бронзовые доски с барельефами (выпуклыми изображениями) царей и вельмож, сценами охоты, войны и придворной жизни.
    фото. Ритуальная маска

    Закрепление

    Выполните задание.

    Слайд 25

    Использованные материалы

    • Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс/ учебник для общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 2008 г.
    • Иллюстрации: Девятайкина Н. И. История Средних веков: Учебное пособие. 6 класс. Ч. 1 / Девятайкина Н. И. - М.: ОЛМАПРЕСС, 2008.
  • Слайд 26

    Паломничество Канку Мусы в Мекку

    Канку Муса был самым знаменитым правителем Мали. О его паломничестве (хадже) к святым местам в 1324 году стало известно во всем мусульманском мире. В пути его сопровождала свита из 8 тысяч воинов и не меньшего числа рабов; на верблюдов было нагружено до ста вьюков с золотом весом около 12 тонн. В каждом городе, куда Канку Муса прибывал в пятницу, он приказывал строить мечеть. Даже в центре Сахары он лакомился свежей рыбой, которую ему привозили гонцы, а для купания любимой жены выкопали огромный бассейн и наполнили его водой из бурдюков.
    Прибыв в Каир, Канку Муса, не торгуясь, платил любую цену за товары и раздавал милостыню огромными суммами. В Мекке он покупал дома и участки земли для черных паломников. В конце концов деньги, накопленные поколениями подданных, у Мусы кончились, но ему так доверяли, что каирский купец одолжил большую сумму. Хадж в Мекку укрепил авторитет правителя Мали среди мусульман.

    Посмотреть все слайды

    История народов Африки уходит в глубокую древность. В 60-80-х гг. XX в. на территории Южной и Восточной Африки ученые нашли останки предков человека - австралопитековых обезьян, что позволило им высказать предположение, что Африка могла быть прародиной человечества (см. Становление человечества). На севере континента около 4 тыс. лет назад возникла одна из древнейших цивилизаций - древнеегипетская, оставившая многочисленные археологические и письменные памятники (см. Древний Восток). Одним из наиболее населенных районов Древней Африки была Сахара с обильной растительностью и разнообразным животным миром.

    Начиная с III в. до н. э. происходил активный процесс миграции негроидных племен на юг континента, связанный с наступлением пустыни на Сахару. В VIII в. до н. э. - IV в. н. э. на северо-востоке Африки существовали государства Куш и Мероэ, связанные во многом с культурой Древнего Египта. Древнегреческие географы и историки называли Африку Ливией. Название «Африка» появилось в конце IV в. до н. э. у римлян. После падения Карфагена римляне основали на территории, прилегавшей к Карфагену, провинцию Африка, затем это название распространилось на весь континент.

    Раннее средневековье Северная Африка встретила под властью варваров (берберов, готов, вандалов). В 533-534 гг. её завоевали византийцы (см. Византия). В VII в. их сменили арабы, что привело к арабизации населения, распространению ислама, формированию новых государственных и социальных отношений, созданию новых культурных ценностей.

    В древности и раннем средневековье в Западной Африке возникли, сменяя друг друга, три крупных государства. Их образование связано с расширением межгородской торговли в бассейне реки Нигера, пастушеским земледелием, широким применением железа. Письменные источники о первом из них - государстве Гана - появляются в VIII в. с приходом арабов в Африку южнее Сахары, а устные предания относятся к IV в. Ее расцвет относится к VIII-XI вв. Арабские путешественники называли Гану страной золота: она была крупнейшим поставщиком золота в страны Магриба. Здесь, пересекая Сахару, проходили караванные пути на север и юг. По своему характеру это было раннеклассовое государство, правители которого контролировали транзитную торговлю золотом и солью, облагали ее высокой пошлиной. В 1076 г. столицу Ганы город Кумби-Сале захватили пришельцы из Марокко - альморавиды, положившие начало распространению ислама. В 1240 г. царь малинке из государства Мали Сундиата подчинил себе Гану.

    В XIV в. (время наивысшего расцвета) огромное по территории государство Мали простиралось от Сахары до грани леса на юге Западного Судана и от Атлантического океана до города Гао; его этническую основу составлял народ малинке. Важными центрами мусульманской культуры стали города Томбукту, Дженне, Гао. Внутри малийского общества распространились раннефеодальные формы эксплуатации. Благополучие государства основывалось на доходах от караванной торговли, земледелия по берегам Нигера, скотоводства в полосе саванны. Мали неоднократно подвергалось нашествию кочевников, соседних народов; династические распри привели к его упадку.

    Государство Сонгай (столица Гао), выдвинувшееся на первый план в этой части Африки после падения Мали, продолжило развитие цивилизации Западного Судана. Его основное население составлял народ сонгаи, и поныне живущий вдоль берегов среднего течения реки Нигера. Ко 2-й половине XVI в. в Сонгае сложилось раннефеодальное общество; в конце XVI в. его захватили марокканцы.

    В районе озера Чад в раннем средневековье существовали государства Ка́нем и Бо́рну (IX-XVIII вв.).

    Нормальному развитию государств Западного Судана положила конец европейская работорговля (см. Рабство , Работорговля).

    Мероэ и Аксум - наиболее значительные государства Северо-Восточной Африки в период между IV в. до н. э. и VI в. н. э. Царства Куш (Напата) и Мероэ располагались на территории севера современного Судана, государство Аксум - на Эфиопском нагорье. Куш и Мероэ представляли собой позднюю фазу древневосточного общества. До наших дней дошло немного археологических памятников. В храмах и на стелах вблизи Напаты сохранилось несколько надписей на египетском языке, которые позволяют судить о политической жизни государства. Гробницы правителей Напаты и Мероэ строились в форме пирамид, хотя по размерам были значительно меньше египетских (см. Семь чудес света). Перенос столицы из Напаты в Мероэ (Мероэ находился примерно в 160 км севернее современного Хартума) был, очевидно, связан с необходимостью уменьшить опасность от вторжений египтян и персов. Мероэ был важным центром торговли между Египтом, государствами побережья Красного моря и Эфиопией. Вблизи Мероэ возник центр по переработке железных руд, железо из Мероэ экспортировалось во многие страны Африки.

    Период расцвета Мероэ охватывает III в. до н. э. - I в. н. э. Рабство здесь так же, как и в Египте, не было главным в системе эксплуатации, основные тяготы несли деревенские общинники - пахари и скотоводы. Община платила налоги и поставляла рабочую силу для строительства пирамид и оросительных систем. Цивилизация Мероэ остается все еще недостаточно исследованной - мы еще мало знаем о повседневной жизни государства, его связях с внешним миром.

    Государственная религия следовала египетским образцам: Амон, Исида, Осирис - боги египтян - были и богами мероитов, но наряду с этим возникают и чисто мероитские культы. Мероиты имели собственную письменность , алфавит содержал 23 буквы, и хотя его изучение началось еще в 1910 г., до сих пор язык Мероэ остается труднодоступным, не позволяющим расшифровать сохранившиеся письменные памятники. В середине IV в. царь Аксума Эзана нанес решительное поражение мероитскому государству.

    Аксум - предтеча эфиопского государства, его история показывает начало той борьбы, которую вели народы Эфиопского нагорья за сохранение своей независимости, религии и культуры в условиях враждебного окружения. Возникновение Аксумского царства относится к концу I в. до н. э., а его расцвет - к IV-VI вв. В IV в. государственной религией стало христианство; по всей стране возникали монастыри, оказывавшие большое экономическое и политическое влияние. Население Аксума вело оседлый образ жизни, занимаясь сельским хозяйством и скотоводством. Важнейшей культурой была пшеница. Успешно развивалось орошение, террасное земледелие.

    Аксум был важным торговым центром, связывавшим Африку с Аравийским полуостровом, где в 517-572 гг. ему принадлежал Южный Йемен, но могущественная персидская держава вытеснила Аксум с юга Аравии. В IV в. Аксум установил связи с Византией, контролировал караванные пути от Адулиса по реке Атбаре до среднего течения Нила. Аксумская цивилизация донесла до наших дней памятники культуры - остатки дворцов, эпиграфические памятники, стелы, крупнейшая из которых достигала высоты 23 м.

    В VII в. н. э., с началом арабских завоеваний в Азии и Африке, Аксум утратил свое могущество. Период с VIII по XIII в. характеризуется глубокой изоляцией христианского государства, и лишь в 1270 г. начинается его новый подъем. В это время Аксум теряет свое значение политического центра страны, им становится город Гондэр (севернее озера Тана). Одновременно с укреплением центральной власти возросла и роль христианской церкви, монастыри сосредоточивают в своих руках крупные земельные владения. В хозяйстве страны стал широко применяться труд рабов; получают развитие барщина и натуральные поставки.

    Подъем коснулся и культурной жизни страны. Создаются такие памятники, как летописи жизни царей, церковной истории; переводятся труды коптов (египтян, исповедующих христианство) по истории христианства, всемирной истории. Один из выдающихся эфиопских императоров - Зэра-Яыкоб (1434-1468) известен как автор работ по теологии и этике. Он выступил за укрепление связей с папой римским, и в 1439 г. эфиопская делегация приняла участие во Флорентийском соборе. В XV в. в Эфиопии побывало посольство короля Португалии. Португальцы в начале XVI в. оказали помощь эфиопам в борьбе против мусульманского султана Адаля, надеясь затем проникнуть в страну и захватить ее, но потерпели неудачу.

    В XVI в. начался упадок средневекового эфиопского государства, раздираемого феодальными противоречиями, подвергавшегося набегам кочевников. Серьезным препятствием успешному развитию Эфиопии была ее изоляция от центров торговых связей на Красном море. Процесс централизации эфиопского государства начался лишь в XIX в.

    На восточном побережье Африки в средние века выросли торговые города-государства Килва, Момбаса, Могадишо. Они имели широкие связи с государствами Аравийского полуострова, Передней Азией и Индией. Здесь возникла цивилизация суахили, впитавшая в себя африканскую и арабскую культуру. Начиная с X в. арабы играли все большую роль в связях восточного побережья Африки с большим числом мусульманских государств Ближнего Востока и Южной Азии. Появление португальцев в конце XV в. нарушило традиционные связи восточного побережья Африки: начался период длительной борьбы африканских народов против европейских завоевателей. История внутренних областей этого района Африки известна недостаточно из-за отсутствия исторических источников. Арабские источники X в. сообщали, что в междуречье Замбези и Лимпопо находилось крупное государство, обладавшее большим количеством золотоносных рудников. Цивилизация Зимбабве (её расцвет относится к началу XV в.) наиболее известна в период государства Мономотапа; до наших дней сохранились многочисленные общественные и культовые сооружения, свидетельствующие о высоком уровне строительной культуры. Крах империи Мономотапы наступил в конце XVII в. в связи с расширением португальской работорговли.

    В средние века (XII-XVII вв.) на юге Западной Африки существовала развитая культура городов-государств йоруба - Ифе, Ойо, Бенин и др. В них достигли высокого уровня развития ремесло, земледелие, торговля. В XVI-XVIII вв. эти государства принимали участие в европейской работорговле, что и привело их к упадку в конце XVIII в.

    Крупным государством Золотого Берега была конфедерация государств Аманти. Это наиболее развитое феодальное образование Западной Африки в 17-18 вв.

    В бассейне реки Конго в XIII-XVI вв. существовали раннеклассовые государства Конго, Лунда, Луба, Бушонго и др. Однако с приходом в XVI в. португальцев их развитие было также прервано. Исторических документов о раннем периоде развития этих государств практически нет.

    Мадагаскар в I-X вв. развивался в изоляции от материка. Населявшие его малагасийцы образовались в результате смешения пришельцев из Юго-Восточной Азии и негроидных народов; население острова состояло из нескольких этнических групп - мерина, сокалава, бецимисарака. В средние века в горах Мадагаскара возникло королевство Имерина.

    Развитие средневековой Тропической Африки в силу природных и демографических условий, а также из-за ее относительной изоляции отставало от Северной Африки.

    Проникновение европейцев в конце XV в. стало началом трансатлантической работорговли, которая, как и арабская работорговля на восточном побережье, задержала развитие народов Тропической Африки, нанесла им невосполнимый моральный и материальный ущерб. На пороге нового времени Тропическая Африка оказалась беззащитной перед колониальными захватами европейцев.

    На Востоке ещё в древности под влиянием Египта и торговых связей между Средиземноморьем, Аравией и Индией возникли государства Нубия и Аксум (нынешняя Эфиопия). Начиная с VII в., арабские и берберские купцы везли в западносуданские земли высоко ценившуюся в Африке соль и некоторые другие товары из Средиземноморья. На пересечении торговых путей стали вырастать торговые центры: Аукар, Гана, Томбукту, Гао, Мали и др. Их населяли в основном торговцы-мусульмане и мест¬ная торговая знать. Они постепенно захватили власть в образовавшихся средневековых государствах. В средние века в бассейнах рек Нигер и Сенегал образовались пер¬вые государства: Гана, Мали, Сонгаи. Самым ранним из них в Западном Судане была Гана. Она возникла в VIII в., а в X в. достигла вершины своего могущества.

    Запомни!
    Гана, Мали, Сонгаи и Аксум - первые средневековые государства Африки.

    Одним из основных источников дохода Ганьг являлась торговая пошлина, которую платили приезжие купцы, арабы, берберы, евреи. Однако главным её богатством было золото.

    Торговля золотом и солью приносила большие доходы правителю Ганы и её знати.

    У правителя была крупная армия, состоявшая из 200 тысяч воинов, 40 тысяч из них были лучники и большое конное войско. О богатстве арабских купцов и несметных сокровищах правителя Ганы ходили легенды. Это привлекало к ней внимание воинственных соседних племён. В 1076 г.

    Султан Марокко Абу Бекр во главе мусульманского войска завоевал Гану и разграбил её. Правитель Ганы обязался платить дань и вместе со своей знатью принял ислам. Хотя народные восстания 1087 г. положили конец правлению марокканцев, Гана распалась. Её преемником стало новое государство Мали.

    Государство Мали.

    Хотя Мали образовалось как государство в VIII-IX вв., дальнейшему его развитию препятствовала мощь Ганы.

    В XI в. население Мали приняло ислам, что способствовало притоку в страну мусульманских купцов.

    В результате развития ремесел и торговли к XIII в. Мали достигает пика своего могущества.

    Правитель Мали Сундиата Кейт (1230-1255) создал многочисленную армию. Он завоевал соседние территории, где проходили караванные пути и добывали золото, в т.ч. и древние земли Ганы. Наместниками завоеванных территорий малийские правители назначали своих родственников и приближенных. Наместники наделяли отличившихся военачальников земельными угодьями. В их обязанности входил также сбор налогов с населения. Вскоре Мали прославилось на весь арабский мир. Его правитель Муса I в 1324 г. совершил хадж в Мекку. По преданию, он вёз с собой много золота и щедро раздавал его во время путешествия. Его сопровождали 8 тысяч воинов и 500 рабов, которые несли 10-12 тонн золота. Долгие годы после этого в арабском мире цена на золото оставалась низкой.

    Столица Ниара и другие города Мали были застроены богатыми зданиями и мечетями. Процветали ремесла и торговля. Большую роль играла родовая знать. Чтобы обезопасить себя от притязаний на власть близких родственников, правители возвышали воинов и чиновников из числа чужеземцев, в первую очередь и иноплеменников - рабов. Гвардия правителя также состояла из рабов.

    Основная часть населения жила большими общинами, состоявшими из патриархальных семей. Рабы - чужеземцы жили в хозяйстве на правах членов семьи. Уже во втором поколении они становились свободными.

    С конца XIV в. из-за распрей между династиями усилилась политическая раздробленность, и государство пришло в упадок.

    Государство Сонгаи.

    Племя сонгаи обитало к северо- востоку от Ганьг и Мали, вблизи торгового центра Гао.

    В XI-XII вв. сонгайское государственное объединение находилось под властью Мали. С его ослаблением в конце XIV в. сонгаиры, к тому времени принявшие ислам, во главе со своим правителем Али победили малийцев и создали большое государство со столицей в Гао. В пору расцвета Сонгаи занимало всю территорию бассейна реки Нигер.

    Страна была разделена на провинции, которые управлялись приближенными правителя. Основной доход в казну поступал от транзитной торговли и добычи золота. Вышим чиновникам щедро раздавались земли, на которых использовался труд рабов - иноплеменников. Через определённое время они превращались в зависимый крестьян, а их потомки становились владельцами небольших земельных наделов, который платили государству налоги. В Сонгаи было создано специальное наемное войско.

    Запомни!
    Государство Сонгаи с конца XVI века вело самостоятельную политику, его столицей был город Гао. В конце XVI в. Сонгаи завоеван султаном Марокко.

    Государство Аксум.

    На севере нынешней Эфиопии в древности существовало государство Аксум, расцвет которого пришелся на IV-V вв.

    Под власть его правителей попали побережье Южной Аравии вместе с караванными путями и часть Восточного Судана. Аксум поддерживал тесные связи с Римской империей, а позднее с Византией. Правитель и его приближенные приняли христианскую веру.

    В VII в. арабы завоевали южную часть Аравийского полуострова, которым владел Аксум, и стали продвигаться на континентальную часть страны. Аксум, терпел поражение за поражением и в X в. он был разрушен, а власть перешла к династии, не исповедовавшей христианство. По преданию, первым правителем Аксума является сын Соломона и царицы Савской - правительницы аравийской Сабы, с которой аксумиты были тесно связаны в древности - Манелик. Это свидетельствует о том, что отношение Аксума с Аравией были хорошими с древних времен, и название династии имеет историческую основу.

    • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
    1. R819906736816 (wmr) рубли.
    2. Z177913641953 (wmz) доллары.
    3. E810620923590 (wme)евро.
    4. Payeer-кошелёк: P34018761
    5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
    6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
    • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.