Социально-культурные институты и их классификация. Социальные институты культуры Сущность социально-культурных институтов

Термин «социальные институты культуры» употребляется обычно в двух смыслах: непосредственном и расширительном. В непосредственном - это некая конкретная организация или учреждение, выполняющие функции создания, хранения и распространения культурных ценностей. В расширительном смысле социальный институт включает и сами процедуры, порядок (норму) продвижения, трансляции и исполнения культурной деятельности во всех сферах жизни общества (ритуалы, обычаи, традиции, праздники, богослужение, опекунство, литературная критика и т.д.)

Главная задача культурных институтов - реализация политики государства по планированию, функционированию, обеспечению культурной жизни общества.

Создание какой-либо классификации культурных институтов - довольно сложная задача, потому что количество реализуемых ими функций практически неисчислимо. Типология культурных институтов затрудняется также тем, что выполнение некоторых функций обеспечивается по частям разными институтами, а некоторые культурные институты в связи с полифункциональностью культуры выполняют сразу множество различных функций. Так, например, музей является одновременно и культуроохранным, и просветительским учреждением, а театр - и творческим, и зрелищным институтом.

По функциональному признаку культурные институты могут быть сгруппированы в несколько подсистем:

Творческие институты для осуществления духовного производства (театры, студии, киностудии, книгоиздательские комплексы, творческие союзы и любительские творческие объединения, архитектурные и художественно-производственные мастерские, оркестры, ансамбли);

Институты по распространению культуры, по непосредственной социокультурной работе с населением, в числе которых: а) институты просвещенческого профиля (библиотеки, музеи, выставки, мемориальные сооружения и комплексы, лектории и т.д.); б) институты эстетического воспитания (кинотеатры, художественные музеи и выставки, концертные организации, структуры по проведению различных художественно-зрелищных мероприятий и пр.); в) культурно-досуговые институты (клубы, дворцы культуры, детские досуговые учреждения, структуры самодеятельного художественного, декоративно-прикладного и иного творчества и т.д.);

Культуроохранные институты (органы по учету, охране и использованию памятников культурно-исторического наследия, реставрационные мастерские и т.п.);

Учреждения, организующие и планирующие культурную деятельность, осуществляющие управление культурными процессами: правительственные организации, творческие союзы, научно-исследовательские учреждения. Сюда же примыкает социальный институт научной и художественной критики, который оказывает влияние на людей, осуществляющих духовное производство и потребляющих духовные ценности.

Существует мнение, что культура менее других сфер поддается управлению, не укладывается в рамки регламентации. В развитии культуры часто возникают противоречия между тенденцией к централизации культурной деятельности со стороны государства и её демократизацией. Государственное вмешательство чревато зависимостью культурной деятельности от власти, а без правительственной поддержки искусство и наука не могут выжить и обречены на сокращение. Новая ситуация в культуре характеризуется тенденцией к децентрализации, переходом от административных методов управления к рыночным механизмам (фонды, спонсорство, патронаж, премии), тем самым порождая новую зависимость деятелей культуры.

Каждая страна имеет свои административные структуры для управления культурой. Широкое понимание культуры включает образование, работу СМИ, туризм, воспитание молодёжи. Управление этими сферами осуществляется различными ведомствами, а для их координации создаются парламентские комиссии, комитеты. Наряду с общегосударственными учреждениями значительное место в культурной жизни занимают неправительственные: писательские и журналистские организации, ассоциации, частные издательства, различного рода сообщества, религиозные структуры, профессиональные союзы, клубы и кружки по интересам и т.д.

Эффективность культурной политики государства в значительной мере зависит от уровня скоординированности работы различных управленческих структур.

Соотношение социальных институтов культуры на протяжении истории менялось в зависимости от степени дифференциации общественной жизни и перехода от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу. Однако, в любом обществе «социальные институты организуют и координируют деятельность людей в сфере культуры, без чего она приобрела бы разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер».

Понятие социально-культурного института. Нормативные и учрежденческие социально- культурные институты. Социально-культурные институты как общность и социальная организация. Основания типологизации социально-культурных институтов (функции, форма собственности, обслуживаемый контингент, экономический статус, масштаб-уровень действия).

ОТВЕТ

Социально-культурные институты - одно из ключевых понятий социально-культурной деятельности (СКД). Социально-культурным институтам присуща определенная направленность их общественной практики и социальных отношений, характерная взаимосогласованная система целесообразно ориентированных стандартов деятельности, общения и поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания задач, решаемых каждым отдельно взятым социально-культурным институтом.

Социальные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потребностей личности, различных социальных групп, общества в целом. Образование, воспитание, просвещение, художественная жизнь, научная практика и множество других культурных процессов являются видами деятельности и культурными формами с соответствующими им социальными хозяйственными и иными механизмами, учреждениями, организациями.

С точки зрения функционально-целевой направленности выделяют два уровня понимания сущности социально-культурных институтов.

Первый уровень - нормативный . В данном случае социально-культурный институт рассматривается как исторически сложившаяся в обществе совокупность определенных культурных, морально-этических, эстетических, досуговых и других норм, обычаев, традиций, объединяющихся вокруг какой-либо основной, главной цели, ценности, потребности.

К социально-культурным институтам нормативного типа относятся институт семьи, язык, религию, просвещение, фольклор, науку, литературу, искусство и другие институты.

Их функции:

социализирующая (социализацию ребенка, подростка, взрослого человека),

ориентирующая (утверждение императивных общечеловеческих ценностей через специальные кодексы и этику поведения),

санкционирующая (социальную регуляцию поведения и защиту определенных норм и ценностей на основе юридических и административных актов, правил и предписаний),

церемониально-ситуационная (регламентацию порядка и способов взаимного поведения, передачи и обмена информацией, приветствий, обращений, регламентацию собраний, совещаний, конференций, деятельности объединений и т.д.).

Второй уровень - учрежденческий. К социально-культурным институтам учрежденческого типа относится многочисленная сеть служб, разноведомственных структур и организаций, прямо или косвенно задействованных в социально-культурной сфере и обладающих конкретным административным, социальным статусом и определенным общественным назначением в своей отрасли, В эту группу входят непосредственно учреждения культуры, образования, искусства, досуга, спорта (социально-культурное, досуговое обслуживание населения); промышленно-хозяйственные предприятия и организации (материально-техническое обеспечение социально-культурной сферы); административно-управленческие органы и структуры в области культуры, включая органы законодательной и исполнительной власти; научно-исследовательские и научно-методические учреждения отрасли.

Так, государственные и муниципальные (местные), региональные органы власти занимают одно из ведущих мест в структуре социально-культурных институтов. Они выступают как полномочные субъекты разработки и проведения в жизнь общегосударственной и региональной социально-культурной политики, эффективных программ социально-культурного развития отдельных республик, краев и областей.

Любой социально-культурный институт следует рассматривать с двух сторон - внешней (статусной) и внутренней (содержательной).

С внешней (статусной) точки зрения каждый такой институт характеризуется как субъект социально-культурной деятельности, обладающий совокупностью нормативно-правовых, кадровых, финансовых, материальных ресурсов, необходимых для выполнения функций, предназначенных ему обществом.

С внутренней (содержательной) точки зрения социально-культурный институт представляет собой совокупность целесообразно ориентированных стандартных образцов деятельности, общения и поведения конкретных лиц в конкретных социально-культурных ситуациях.

Социально-культурные институты обладают различными формами внутренней градации.

Одни из них официально учреждены и организационно оформлены (например, система общего образования, система специального, профессионального образования, сеть клубных, библиотечных и других культурно-досуговых учреждений), имеют общественную значимость и выполняют свои функции в масштабах всего общества, в широком социально-культурном контексте.

Другие не учреждаются специально, а складываются постепенно в процессе длительной совместной социально-культурной деятельности, часто составляющем целую историческую эпоху. К ним, например, относятся многочисленные неформальные объединения и досуговые общности, традиционные праздники, обряды, ритуалы и другие своеобразные социально-культурные стереотипные формы. Они добровольно избираются теми или иными социально-культурными группами: детьми, подростками, молодежью, жителями микрорайона, студентами, военными и т.д.

В теории и практике СКД часто используются многие основания для типологии социально-культурных институтов:

1. по обслуживаемому контингенту населения :

a. массовый потребитель (общедоступные);

b. отдельные социальные группы (специализированные);

c. дети, юношество (детско-юношеские);

2. по формам собственности:

a. государственные;

b. общественные;

c. акционерные;

d. частные;

3. по экономическому статусу :

a. некоммерческие;

b. полукоммерческие;

c. коммерческие;

4. по масштабам действия и охвата аудитории :

a. международные;

b. национальные (федеральные);

c. региональные;

d. местные (локальные).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Социально-культурные институты – понятие и типология. Парки как один из социально-культурных институтов и их назначение. Социально-культурная деятельность национальных парков. Деятельность парков культуры и отдыха. Различные формы внутренней градации.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2008

    Сущность функции индивидуализации личности. Цели и задачи социально-культурных институтов, формы социально-культурной деятельности. Поколение как субъект социально-культурной деятельности. Способы передачи культурной информации в процессе инкультурации.

    контрольная работа , добавлен 27.07.2012

    Музей как очаг социально-культурной деятельности, разработка культурной политики, экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ как ее цель. Музей "Аврора" как феномен в повседневной социально-культурной жизни общества.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2012

    Структура и функции музея в системе социально-культурной деятельности. Стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни. Особенности и содержание социально–культурной деятельности в Санкт–Петербургском государственном музее "Особняк Кшесинской".

    реферат , добавлен 28.01.2013

    Понятие и задачи прикладной культурологии. Отличие фундаментальной культурологи от прикладной. Прикладная культурология как средство научного обеспечения культурной политики и социально-культурной деятельности. Создание и освоение культурных ценностей.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2016

    Связь между психологией, педагогикой и социально-культурной деятельностью. Особенности использования методов психологии и педагогики в практике социально-культурной деятельности. Реализация достижений в сфере педагогики и психологии учреждениями культуры.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2017

    дипломная работа , добавлен 14.12.2010

    Развитие духовного фактора в жизни подростков как приоритетное направление в социально-культурной деятельности. Знакомство с особенностями организации социально-культурной деятельности среди детей на базе Детского дома культуры имени Д.Н. Пичугина.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2017

Введение

1 Понятие "социально-культурный институт".

2 Музей как социально-культурный институт

3 Виды музеев, задачи, содержание деятельности.

4 Российский музей и Интернет

5 Парк как социально-культурный институт.

6 История возникновения и развития парков.

7

8 Аудитория социально-культурной среды

9 История становления библиотек. Современное состояние, задачи, содержание деятельности.

10 Социально-культурные комплексы и Центры досуга.

Заключение

Список использованной литературы

Социально-культурный институт.

Философия под институтом понимает элемент социальной структуры, исторические формы организации и урегулирования общественной жизни. К социально-культурным институтам относятся многочисленные учреждения и организации, с помощью которых осуществляется накопление и передача культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение культурологических знаний.

Термином «социально-культурный институт» обозначаются:

Государственные и муниципальные структуры

Производственные объединения и предприятия

Негосударственные общественные организации

Системы народного образования

Средства массовой информации

Специальные учреждения социально-культурного профиля:

театры, музеи, библиотеки и т.д.

Социально-культурный институт объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решения конкретных социально-культурных задач.

Музей как социально-культурный институт.

Музей – научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Во многих случаях причи­ны возникновения музеев похожи на те, по которым, за несколько веков до этого, возникли национальные го­сударства. Музеи в первую очередь были призваны проводить государ­ственную идеологию, а также быть собирателями, накопителями и рас­пространителями информации, сформированной этой идеологией. Они должны были обслуживать го­сударственную политику и прово­дить ее на местах. В ответ на это го­сударство направляло в учреждения культуры часть своих финансовых и других материальных ресурсов. В частности, музеям вменялось в обязанность собирать и хранить все связанное с культурой, общественной и естественной историей данной страны или территории.

Музейный фонд – совокупность памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, находящихся в ведение музеев, постоянно действующих выставок, научных учреждений и учебных заведений. В музейный фонд также входят коллекции и отдельные предметы, собираемые различными экспедициями и имеющие музейную ценность.

Виды музеев, задачи, содержание деятельности.

Типы музеев – научно-просветительские, исследовательские, учебные.

Профили музеев – исторический, технический, сельскохозяйственный, естественно-научный, искусствоведческий, литературный, мемориальный, комплексный, краеведческий и др.

Музеи бывают исторические (Экспозиции посвящены историческим событиям), краеведческие (рассказ о родном крае и населяющих его людях – Зейский краеведческий музей), зоологические(в экспозицию входят чучела животных и др.), музеи предприятий (музей Зейской ГЭС), музеи, посвященные определенным видам деятельности (Музей золотодобычи в г. Зее), в настоящее время даже во многих школах открыты «Комнаты Славы» - небольшие музеи с экспозицией о наиболее выдающихся выпускниках. Наибольшую славу снискали музеи живописи («Третьяковская галерея», «Эрмитаж», «Музей изобразительных искусств»), а также музеи, посвященные историческим личностям («Музей Пушкина», «Музей Ленина», «Музей-усадьба Толстого» и др.)

Очень популярны в наше время так называемые «кунсткамеры» - музеи восковых фигур, экспозиции которых пытаются наиболее достоверно воспроизвести известных личностей или других людей (выставка «Двор императрицы Екатерины», «Аномалии человеческого тела» и т.д.) Музей может быть посвящен какому-либо одному событию («Малая земля», музей-панорама в Новороссийске). Экспозиции музея могут располагаться на своем историческом месте («Курская дуга» - музей под открытым небом).

Российский музей и Интернет

Музеи оказались совершенно не готовыми к рынку, тем более что зарождающейся в России рыночной экономике тоже было не до них. Единственным способом выжить виделось выбивание денег из властей, иностранных благотворителей или меценатство.

Но постепенно культура оказалась востребованной, более того - модной и престижной, оказалось, что за "культурный досуг" люди готовы пла­тить, и платить немало. Ну и, конеч­но, дети: выяснилось, что родителей не устраивает то, что их дети играют в компьютер и смотрят боевики, на­до бы их к искусству приобщить. Совпали основополагающая функ­ция музейного дела - культурное просветительство и интересы музей­ного бизнеса, которые требуют от­крытости, увлекательности, позна­вательности, то есть того же культур­ного просветительства. Так появились виртуальные музеи (сайт www.muzeum.ru).

Интернет дает возмож­ность доступа к экспонатам музея потенциально самому широкому кру­гу пользователей сети, позволяет музею заявить о себе и предоставляет возможности, которых не имеет реальный музей, тем самым расширяет круг посетителей.

Использование современных техноло­гий для удобства посетителей музеев: гиды на кассетах, электронные катало­ги и т.п. - весьма разнообразили посе­щение музеев.

История возникновения и развития парков.

Парк как социально-культурный институт.

В 1928 году в Москве был заложен ЦПКиО, таким образом, было положено начало созданию новых учреждений культуры – парков Культуры и Отдыха. После ВОВ ПКиО, как и другие учреждения культуры, значительно расширили сферу своей деятельности, все чаще включаясь в проведение массовых праздников.

Парк как учреждение культуры представляет собой участок земли с естественной или посаженной растительностью, Аллеями, водоемами и др., предназначенный для прогулок, развлечения, проведения массовых праздников для населения, а также работы различных аттракционов. ПКиО – учреждение сезонное, работающее лишь в теплое время года – с конца весны до начала осени.

Основные направления деятельности парка:

Проведение традиционных (и национальных) праздников совместно с городскими центрами культуры (в т.ч. национальными).

Проведение музыкальных и песенных фестивалей.

Проведение творческих встреч с деятелями искусств.

Проведение спектаклей и концертов с участием творческих коллективов города.

Проведение театрализованных праздников, народных гуляний, ярмарок (Масленица, День Города, День Нептуна и др. – с привлечением творческих, торговых организаций).

Проведение семейных дней отдыха.

Проведение познавательно-игровых и музыкальных программ для детей младшего и среднего школьного возраста и для подростков, молодежных дискотек.

Проведение мероприятий для людей среднего и старшего возраста с учетом их творческих интересов (любительские объединения, вечера «Для тех, кому за…)

Оказание платных услуг населению (аттракционы, прокат костюмов, фонограммы, услуги художника-оформителя.)

Аудитория социально-культурной среды

Аудитория социально-культурной среды охватывает население практически всех возрастных групп – от малышей до стариков. Совсем в раннем возрасте дети становимся участниками своих первых игровых программ и детских утренников, посетителями аттракционов в парке. Позднее, становясь младшими школьниками, в жизнь ребенка, помимо утренников и игр, входят различные увлечения – хореография, пение, спорт и др. Ребенок начинает посещать всевозможные кружки, ища себе занятие по душе. Примерно в этом же возрасте (7 – 9 лет) дети впервые начинают посещать библиотеку. В среднем школьном возрасте дети активно участвуют в конкурсах, концертных программах. Подростки предпочитают интеллектуальные игры («Брейн-ринг», «Эрудит»), ток-шоу, различные конкурсы и игровые программы по типу телевизионных передач. Одной из форм времяпрепровождения подростка становится дискотека.

Люди молодого и среднего поколений чаще всего выбирают себе любительские объединения, исходя из уже сложившихся пристрастий – это различные кружки и самодеятельные взрослые концертные коллективы (хор, эстрадная вокальная группа, хореографический ансамбль, оркестр и т.д.), клубы по интересам (туристский, поисковый и др.), литературные гостиные и другие формы времяпрепровождения. Ведется большая работа с ветеранами (клубы фронтовых друзей, хоры ветеранов, организация встреч с ветеранами труда и ВОВ).

С внедрением рыночных отношений в сферу культуры разрушенной оказалась её инфраструктура, сузился круг культурных образов, оказалась свёрнутой культурная жизнь в провинции и на селе, где приезд кинопередвижки можно сравнить с эпохальным событием, не говоря уже о выездном спектакле или концерте артистов областной филармонии, которые безвозвратно ушли в прошлое. Именно поэтому в наши дни растет число самодеятельных творческих коллективов – их участники, «люди из народа», заменяют образовавшуюся нишу былых гастролей заезжих знаменитостей и сами становятся артистами городских и сельских концертных площадок.

История становления библиотек. Современное состояние, задачи, содержание деятельности.

Библиотека – учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование производимой печати. История библиотек Руси ведет свое начало с 11 – 12 веков из Киевской Руси. К 14 – 15 векам увеличилось количество переписываемых книг в Москве, Твери, нижнем Новгороде и других городах. Этот процесс был ускорен появлением в 14 веке бумаги, заменившей древние пергаменты. Во второй половине 15 века в Москве уже имелась книжная торговля. Главным стимулятором развития книжности явилось введенное на Руси по указу Ивана Грозного и митрополита Макария книгопечатание. В 1564 году вышла первая печатная книга «Апостол», выпущенная построенным в Москве на казенные деньги печатным двором. Возросло количество написанных русскими авторами книг. Зародилась традиция «учительной литературы» (первые учебники поднимали вопросы просвещения, нравственности, семейных взаимоотношений и т.д.) Тексты всевозможных «Слов» и «Поучений» помещались в сборниках под названием «Измарагд», «Златая цепь» и др. и адресовались духовенству (как вспомогательный материал для проповедей) и мирянам. В середине 16 века вышел в свет «Домострой» - свод правил и советов по ведению домашнего хозяйства. В 17 веке в Москве делаются переводы латинских и немецких книг и появляются первые библиотеки с собраниями иностранных сочинений.

Создание в России в соответствии с императорским указом 1783 года вольных типографий способствовало возрастанию количества книг и развитию периодической печати, возрастанию интереса образованных дворян к чтению. В 18 веке при Академии Наук и Московском университете были открыты первые светские библиотеки. Первая крупная публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году.

После Октябрьской Революции все библиотеки стали открытыми, их количество резко возросло (это было связано с тенденцией просвещения рабочего класса). Увеличивалось количество библиотек и в сельской местности. Росли темпы книгоиздательства (в том числе учебной литературы). Функционировали передвижные библиотеки, объезжавшие отдаленные населенные пункты и крестьянские хозяйства. В 1930 году был открыт Московский библиотечный институт, также квалификацию библиотечные работники получали в библиотечных техникумах и на библиотечных отделениях в педучилищах.

В период ВОВ библиотеки не прекращали своей работы на местах и в передвижном режиме, взяв на себя часть агитационной и разъяснительной работы с населением. Пострадали в войну книжные фонды библиотек, Только в массовых библиотеках страны было расхищено и уничтожено 100 миллионов книг (известны случаи, когда книги использовались просто для растопки).

После войны сеть библиотек, как и других КДУ, активно восстанавливалась. К началу 60-х годов относится возникновение общественных библиотек и библиотек-читален. В 1964 году библиотечные институты были переименованы в институты культуры. К 1979 году в СССР насчитывалось 350 тысяч библиотек.

Современные библиотеки различаются по направленности:

Массовые библиотеки – с книжным фондом различного содержания, рассчитанные на читателя любого возраста и профессии.

(городские, районные, областные библиотеки).

Научные библиотеки (универсальные, отраслевые и научно-технические) – собирающие печатные издания соответственно направлению (Библиотека Академии Наук, Библиотека иностранной литературы, Медицинская библиотека и т.д.).

Современное библиотековедение изучает историю библиотечного дела, библиотечные фонды и каталоги, читательский спрос. Имеются специализированные библиотеки для инвалидов (Библиотека для слепых в Москве).

Новым витком в развитии библиотечного дела в России стало открытие виртуальных библиотек в сети Интернет. На специализированных сайтах (www.lib.ru и др.) пользователи Сети могут найти практически любую книгу, в том числе и редкую, и, скачав ее себе в компьютер, прочитать.

Социально-культурные комплексы и Центры досуга.

СКЦ и Центры досуга - это государственное учреждение культуры, в состав которых входят клубы и кружки различного направления, коллективы художественной самодеятельности, методические отделы. Основными задачами СКЦ и ЦД являются:

создание условий для активного отдыха населения

предоставление возможностей творческой самореализации

личности или коллектива художественной

самодеятельности

оказание услуг населению (в т.ч. платных)

методическая помощь организаторам КДД школ, клубов,

других организаций

игровая и концертная деятельность

СКЦ и Центры досуга выполняют следующие функции:

Развлекательные – предоставление условий для игровой деятельности (групповые, индивидуальные, массовые игры, игровые автоматы)

Физкультурно – оздоровительные – организация спортивно-развлекательных мероприятий, создание условий для занятия спортом.

Образовательные – организация кружков, клубов по интересам и любительских объединений с целью обучения определенным навыкам какой-либо деятельности.

Стимулирование творческой активности – проведение театрализованных представлений, концертов, выставок, литературно-художественных программ.

Досуговое общение – проведение утренников для детей и вечеров отдыха для взрослых разных возрастов.

Информационные – оказание методической, сценарной и организационной помощи в проведении мероприятий школам, д/садам, клубам, предприятиям и организациям.

А также СКЦ и ЦД осуществляют создание творческих и технических мастерских, прокат инвентаря и костюмов, выполнение социально-творческих заказов.

Осуществляя свои творческие задачи, СКЦ и ЦД ставят перед собой главную цель в работе: создание единой концепции, определяющей качественную сторону культурно-массовой работы города, внедрение новых прогрессивных форм работы, сохранению, совершенствованию и развитию самодеятельных коллективов. Основными направлениями деятельности Социально-культурного центра является: развитие культурной жизни города, создание благоприятной культурной среды, поддержка различных форм социально-культурной деятельности населения города, удовлетворение общественных потребностей в культурно-досуговой деятельности, развитие народного творчества. Основная задача Центров досуга – предоставление платных услуг населению и создание условий для активного отдыха.

СКЦ и ЦД имеют свой устав, руководит ими директор, но в обсуждении всех проектов принимают участие представители всех объединений СКЦ и ЦД. Художественный совет контролирует работу директора.

На базе СКЦ и ЦД могут действовать следующие кружки, объединения и коллективы художественной самодеятельности:

Хоры и капеллы

Хореографические коллективы

Ансамбли песни и пляски

Самодеятельные театральные коллективы

Вокальные группы

Эстрадные студии

Студии и театры моды

Кружки по интересам для взрослых и детей (прикладные, творческие, технические)

Цирковые труппы

Методический отдел СКЦ и ЦД занимается разработкой сценариев и подготовкой и организацией досуговых, концертных и иных программ. В обязанности материально-технического и административно-хозяйственного отделов входит обеспечение КДД необходимыми материалами. При СКЦ и ЦД необходимы художник-оформитель (разработка и изготовление декораций), заведующий музыкальным оформлением (запись музыкальных фонограмм, подбор музыки к сценариям, муз. Оформление концертов, спектаклей, игровых программ, утренников, вечеров отдыха.

Социально -культурные технологии формирования культуры семьиКурсовая работа >> Социология

Остается одним из самых консервативных социально -культурных институтов . Она противится изменениям извне. Но... в. - Л., 1982. 35. Семья как изначальный социально -культурный институт // Киселева Т., Красильников Ю. Основы СКД. – М., 1995 ...

  • Технологии социально -культурной деятельности общественных организаций в России

    Курсовая работа >> Социология

    Достижение целей социально -культурной деятельности: познавательной, творческой, рекреативной. В социально -культурных институтах используются следующие... значение приобретает деятельность различных социально -культурных институтов как элемента развития...

  • Методика применения механизма влияния форм социально -культурных мероприятий на эмоциональное состояние личного...

    Дипломная работа >> Психология

    Функция рассматривается через призму деятельности социально -культурных институтов . Другие функций, имея свою цель... данной функции, отличающие социально -культурную и досуговую деятельность от деятельности институтов народного образования (школ...

  • СКС включает в свою структуру творческие, коммуникативные, обслуживающие подситсемы.

    СКИ – это разновидность социальных институтов, СКИ – предмет социологии и в социологии СКИ понимается двояко: 1.Нормативные СКИ – это совокупность исторически сложившейся в неформальных социально-нормативных обычаях, нравах, которые концентрируются вокруг какой-либо главной социально важной цели, ценности или потребности (институт семьи, естественный язык, фольклор, искусство, литература). 2.Учрежденческое СКИ – социальный институт предстает, как формально организованная совокупность учреждений и профессиональных групп, обладающие самовоспроизводством и определенным общественным назначением. Учрежденческие СКИ выросли из нормативных институтов. СКИ – это те формальные или неформальные институты, которые обеспечивают осуществление профессиональной или непрофессиональной культурной деятельности. Определение СКИ затрудняется тем, что все СКИ имеют отношение к культуре. СКИ будем считать те социальные институты, которые создают, сохраняют, усваивают духовные, культурные ценности. Критерии распознования СКИ вытекают из дефиниции СКИ – социальные институты, обеспечивающие осуществление культурной деятельности. Первый критерий распознования СКИ – по субъекту СКД, по составу работников:

    1.Социально-культурные работники, которые занимаются хранением и распространением духовно-культурных ценностей

    2.Творческие работники, которые создают духовные ценности

    Кроме того, среди субъектов были представлены анонимные творцы народных культурных ценностей, нравственности. В результате обнаруживаются 3 группы СКИ, которые пересекаются

    СКИ – те формальные и неформальные институты, которые обеспечивают осуществление профессиональной или непрофессиональной культурной деятельности.

    Классификация СКИ :

    Духовно-производственные социальные институты, в которых заняты профессиональные творческие работники:

    Социально-коммуникационные институты, в которых заняты профессиональные СК работники.



    Эти СКИ считают формальными, т.к. у них есть определенная материально-техническая база, регулируются законодательно принятыми правовыми нормами (например, «Основы законодательства РФ о культуре 1992»).

    В число учреждений культурно-досугового типа входят объекты: функционирующие по административно-территориальному признаку, с универсально-комплексным характером деятельности: центры культуры и досуга, культурно-спортивные и социально-культурные комплексы; сельские

    ориентированные на культурные интересы определенных профессиональных, национальных, культурных и других социально-демографических категорий населения (например, клубы, центры и дома интеллигенции, книги, кино, эстетического воспитания детей, женщин, молодёжи, пенсионеров; фольклора, музыкальной культуры, технического творчества; национальные культурные центры

    Культурно-досуговые учреждения: театры, музеи, кинотеатры, выставочные залы, концертные залы, консерватории, дискотеки, парки культуры и отдыха, парк по месту жительства, дворец и дом культуры, клубы по интересам.

    СК центры могут быть: социально-гуманитарные (в т.ч. реабилитационные и корректирующие); художественно-эстетические; спортивно-оздоровительные; научно-технические.

    В своей работе центры досуга должны ориентироваться на достижение следующих целей: -удовлетворение потребностей всех социально-демографических групп населения вне зависимости от уровня их подготовленности к активным досуговым занятиям;-предоставление набора занятий, обеспечивающего каждому из посетителей центра полной возможности реализации досуговой активности;-обеспечение поступательного процесса включения населения в современную сферу досуга, воспитания культуры рационального использования свободного времени;



    Активизация деятельности всех существующих учреждений общественного обслуживания путем разработки и постановки на их базе высококачественных, современных досуговых программ, пользующих спросом у населения.

    Функции СКИ:

    Творческая, функция индивидуализации, функция социализации (распространение культурных ценностей, обеспечение доступа к ним), функция социальной памяти (обеспечение сохранности культурных ценностей).

    СКД декабристов

    По делу декабристов к следствию и суду было привлечено 579 человек. 121 декабриста сослали в Сибирь, пятеро были казнены.Слово «декабрист» происходит либо из-за того что события были в декабре (14 дек 1825) и это чиновнический сленг, либо этот термин придумал и написал Герцен А.И.

    Декабристы полагали, что Россию можно изменить к лучшему путем: отмены крепостного права, введения конституционный монархии, свободы слова. Этого можно добиться, если просвещать русское общество (предполагали, что можно исправить ситуацию за 20 лет просвещения).

    Победа русского народа в Отеч войне 1812 года имела не только военное значение, но оказала огромное воздействие на все стороны социальной, политической и культурной жизни страны, способствовала росту национального самосознания, дала могучий толчок развитию передовой общественной мысли в России . Декабристы полагали (содержание идей): «постепенным улучшением нравственности и распространением просвещения…общество надеялось достичь тихого и неприметного переворота в правлении государства ».

    Главными средствами распространения передовых общественных идей декабристы считали просвещение и печать. Декабристы стремились к воспитанию народа в духе высокой нравственности, подлинного патриотизма, любви к свободе. В России систему разработанную англ педагогами А.Беллом и Дж. Ланкастером система взаимного обучения (старшие помогают младшим) впервые, начиная с 1818 года, применили декабристы, в солдатских школах. В Петербурге декабристами было основано Вольное общество - учреждения училищ по методе взаимного обучения, которым руководил активный деятель Союза благоденствия Ф.Н.Глинка. Это общество координировало работу других «ланкастерских школ», возникавших в разных городах страны. Декабристы придавали всегда большое значение общественному воспитанию детей .(домашнее обучение не закаляет). Взгляды декабристов по вопросам просвещения и педагогики получили
    наиболее яркое отражение в «Русской Правде» П.И.Пестеля
    , который являлся как бы проектом государственного преобразования России. По мнению декабристов, в будущем государстве образование должно быть государственным, всеобщим и доступным для всех граждан. Наряду с образованием в «Русской Правде» говорится и о других средствах воспитания народа: массовых праздниках и просветительных мероприятиях.

    Осужденные декабристы всеми доступными способами старались внести свой посильный вклад в просвещение народа, в изучение края, где они
    оказались, и жизни населяющих Сибирь людей. Декабристы предлагали использовать стремление сибиряков к просвещению и разрешить повсеместно открытие училищ начального обучения на
    пожертвования самого населения.
    Декабристы предлагали открыть в Иркутске музей натуральной истории для широкого обозрения и организовать ученый комитете по сбору научных сведений о Сибири. Особое значение в области подъема культуры декабристы предлагали
    просвещению аборигенных народов Сибири.
    Т.о.: Они «просвещались» путем: объединения в тайные союзы и общества. Начали вести агитацию и пропаганду, основываясь на системе Ланкастерского обучения: система взаимного образования. Развернули агитработу в полках. (ПР. Семеновский).

    Пытались пропагандировать по средствам печати, периодики (не вышло).

    Создали Союз спасения, Союз Благоденствия, Северное общество, Орден русских рыцарей (по модели масонской организации).

    Вывод: Основная СКД декабристов проводилась уже в Сибири. Занимались созданием школ, библиотек.

    Распространяли хозяйственные знания среди народа.

    Выступали как исследователи Сибири: писали научно-популярные работы.