Настоящего социализма в ссср никогда не было. Социализм в ссср Был ли в ссср социализм

Реальный шанс для наемных тружеников стать подлинными хозяевами своих предприятий, а вместе с тем и своей жизни, был упущен в конце 1980-х годов.

Возвращение к капитализму произошло абсолютно во всех бывших социалистических странах. Это нужно признать и понять причины случившегося.
Фото с сайта foto-expo.ru

В год столетия Великой русской революции нелишне поразмышлять над тем, почему в Советском Союзе во времена Перестройки не состоялся переход к настоящему («истинному», «правильному» и так далее) социализму. Этим вопросом почему-то никто всерьез не задается, хотя он, как мне кажется, вопиет. Ведь шанс, как тогда казалось, был.

Действительно, к моменту прихода к власти в СССР в 1985 году Михаила Горбачева, материальные условия для такого перехода имелись в полном объеме. 99% средств производства в Советском Союзе находились в государственной собственности. Сам по себе этот факт еще не означал подлинно социалистических отношений в экономике, но мог послужить материальной базой для их создания.

Отсутствие в стране крупной частной собственности, да и вообще, какого-либо более или менее широкого слоя собственников средств производства, теоретически предполагало безболезненный переход к новой фазе социалистического строительства, в ходе которой наемные труженики должны были бы превратиться в подлинных хозяев своих предприятий и учреждений, а с ними и в хозяев своей собственной жизни.

Я намеренно подчеркиваю, что речь здесь идет именно о средствах производства, то есть «заводах, газетах, пароходах», поскольку частная собственность на средства потребления существовавшая в виде миллионов автомобилей, дач, небольших земельных участков под этими дачами, частных домов в деревне, кооперативных квартир в городе, эта собственность советских граждан, стыдливо именовавшаяся тогда «личной», в СССР была всегда.

Во время этой новой фазы социалистического строительства, гипотетически, могло и должно было, наконец, произойти то, о чем в свое время так много писали основоположники научного коммунизма, но чего не произошло на практике социалистического строительства. А именно, «преодоление отчуждения непосредственного производителя от средств производства».

Как мы помним, методом огосударствления большей части собственности этой цели не удалось достичь ни в одной стране мира, где такие попытки предпринимались. Напротив, везде в мире в ХХ веке, где строился социализм по советскому образцу, несмотря ни на какую национальную специфику, наемный работник так и остался наемным работником. Сменился лишь его хозяин и работодатель. Место частного собственника занял государственный менеджер.

Если же говорить о сталинских временах, которые сейчас принято вспоминать ностальгически, то положение абсолютного большинства наемных работников тогда ухудшилось даже по сравнению с традиционным капитализмом. Если кто забыл, абсолютное большинство населения Советского Союза того времени — крестьяне — были лишены не только элементарных трудовых прав, в частности, не получали оплату за свой труд деньгами (после войны крестьяне трудились не за деньги, а за «трудодни», за «палочки» в отчетных книгах), но и столь же элементарных человеческих прав. Напомню, что паспорта и вместе с ними право свободного передвижения по стране колхозники получили много позже — только в 1974 году. Фактически, да и юридически, с 1933 года по 1974 год крестьяне в СССР были крепостными государства.

В 1985 году надежды тех, кто считал себя демократическим (истинным и так далее) социалистом, коммунистом, вспыхнули с новой силой. Казалось, нужно было сделать немного — демократизировать политическую надстройку, проводить нормальные выборы и передать средства производства в руки трудящихся (в управление или собственность — это была тема для дискуссий,до сих пор, кстати, не завершенных) — и, вуаля, — мы получаем настоящий социализм. Но это в теории. На практике все оказалось гораздо сложней…

По большому счету, нельзя упрекнуть Горбачева, что он не пытался провести именно реформу социализма. Пытался, и даже очень. В его краткое правление были, например, появились два очень важных закона: о государственном предприятии и о кооперации.

Суть первого закона, принятого 30 июня 1987 года, состояла в том, что на советском предприятии официально вводился хозрасчет, но, главное, должность директора становилась выборной. При этом выборы были альтернативными, каждый кандидат предлагал свою программу, трудовой коллектив впервые избирал директора из нескольких кандидатур тайным или открытым голосованием (на усмотрение трудового коллектива) на срок 5 лет. Срок, правда, был явно слишком большой — американского президента избирают на 4 года. За пять лет директор мог «врасти» в свое кресло, но об этом ниже.

Второй закон — о кооперации, принятый в мае 1988 года, казалось, возродил идеи позднего Ленина, провозгласившего после гражданской войны «перемену всей нашей точки зрения на социализм» и упиравшего на максимально широкое развитие кооперации.

Почему же эти реформы не сработали? На мой взгляд, существует три объяснения этой исторической неудачи.

Во-первых, среди самих сторонников социалистического развития существовали диаметрально противоположные взгляды на то, что должен представлять собой «правильный» социализм. Проблема заключалась в том, что для большинства из них, составлявших тогда «главную политическую силу советского общества» — КПСС, «правильный» социализм ассоциировался исключительно с жестким директивным планированием народного хозяйства, государственной собственностью, которой управляют государственные же чиновники и менеджеры, и однопартийной политической системой. Непосредственный же производитель в этой системе как был никем, так никем и оставался.

Те, кто подразумевал под «правильным» социализмом передачу предприятий в управление их трудовым коллективам, представителями «советского» «коммунизма» всегда воспринимался, как подозрительный мелкобуржуазный элемент и в таковом качестве решительно отвергался.

Вторая причина неудачи социалистических реформаторов состояла в том, что к концу 1980-х годов в СССР сформировался достаточно широкий протобуржуазный и просто буржуазный слой людей. В него входила значительная часть советской номенклатурной бюрократии, управленцев и теневиков. Этот слой начал формироваться практически с начала 1920-х годов, то есть сразу же после победы большевиков в Гражданской войне, укрепился после «коллективизации» сельского хозяйства в начале 1930-х годов и достиг своего апогея в 1950-80 годы.

Иначе говоря, этот широкий и влиятельный протобуржуазный слой в Советском Союзе был порожден не тайными врагами советской власти, не «предателями», о которых так любят поразглагольствовать нынешние наследники КПСС, а его собственной экономической системой.

О чем, собственно, речь? Дело в том, что система государственной собственности подразумевает выстраивание мощного бюрократического аппарата. Такой аппарат во все времена и во всех странах всегда строился по строго иерархическому принципу — снизу вверх. Иначе он и не может функционировать, поскольку в противном случае будет нарушен принцип централизованного управления и рухнет вся система (что и произошло в СССР в конце 1980-х — начале 90-х годов). В Советском Союзе эта система, как известно, называлась принципом «демократического централизма», в царской России, она же называлась самодержавием, но дело не в названии, а в сути. Тут, как говорится, хоть горшком назови …

В СССР единственным источником и материальных благ, и продвижения по бюрократической лестнице была карьера в государственном предприятии или на государственной (партийной) службе. Больше того, в системе, где была ликвидирована частная собственность, карьера государственного бюрократа для абсолютного большинства населения была, по сути, единственным легализованным видом бизнеса.

Слово «карьерист» в Советском Союзе было ругательным, поскольку подразумевало и тогда, да и теперь, стремление к личному, а не к общему благу. То есть исключительно корыстные цели. Карьеристов за это ругали и высмеивали советская пропаганда и советское искусство, однако, как с бороться с этим злом на самом деле никто не знал. Потому что борьба с ним означала борьбу с самой системой.

Ленин, называл карьеристов «мерзавцами и проходимцами», достойными только расстрела. Он справедливо опасался (и не раз писал об этом), что в единственную правящую партию после ее победы в Гражданской войне широким потоком хлынут эти самые «мерзавцы и проходимцы». Однако меры борьбы с ними предлагал совершенно утопические и малодейственные — либо закрыть прием в партию для новых людей вообще, либо «разбавлять» профессиональных управленцев неиспорченными рабочими «от станка».

И та, и другая мера могли быть только временными и не решавшими проблемы карьеризма в принципе. Закрытие партии на прием новых членов было нарушено Сталиным, который сразу после смерти Ленина в 1924 году провозгласил так называемый «ленинский призыв», в результате которого в нее хлынули сотни тысяч девственно чистых (в том числе, и от каких-бы то ни было теоретических познаний и даже от среднего образования), но честолюбивых рабочих и крестьян. Они сильно разбавили собой тонкий слой старой партийной интеллигенции, которая еще помнила «зачем все начиналось».

Именно эта масса, все время пополнявшаяся новыми рекрутами, и стала основой советской партийной и государственной номенклатуры. Именно эта многомиллионная масса советской бюрократии и стала основой для вызревания новой буржуазии, поскольку изначально руководствовалась сугубо личным, корыстным, а значит, по сути своей, буржуазным интересом. Этому также способствовали и недостатки сугубо централизованного народного хозяйства СССР.

Сверхвысокий уровень централизации и жесткость плановой системы не позволяли быстро реагировать на «все возрастающие запросы советских граждан» и приводили к бесконечному дефициту элементарных продуктов и товаров, недостатку торговых площадей и длинным очередям в магазинах.

Это неизбежно вело к возникновению «черного рынка» и к повышению роли как производителей дефицитных товаров (точнее, директоров соответствующих производств), так и тех, кто «сидел» на их распределении — директоров магазинов и складов. Таких людей по стране насчитывалось, как минимум, десятки тысяч и действовали они хоть еще и в нелегальных, но уже во вполне рыночных условиях.

То есть, в отличие от партноменклатуры, источником доходов которой была в основном государственная зарплата, для новых «черных предпринимателей», многие из которых, повторим, были вполне себе официальными директорами советских предприятий и магазинов, все большее значение приобретал реальный доход от их «бизнеса». О мелких «фарцовщиках», тех, кто нелегально подрабатывал таксистом на своей машине, миллионах крестьян, вполне официально торговавших своей и чужой продукцией на «колхозных» рынках, и говорить нечего — в 1950-е-80-е годы все эти виды нелегальной, полулегальной и легальной предпринимательской активности в СССР были весьма развиты.

Поэтому кооперация, разрешенная в 1988 году, практически сразу же стала официальным прикрытием и способом легализации всех видов частного бизнеса — как новых, так и без того уже существовавших по факту. В реальности все перечисленные выше социальные слои были уже даже не протобуржуазией, а самой настоящей буржуазией, которая все громче и громче заявляла о своих не только экономических, но и политических правах.

Третья причина неудачи социалистических реформ в СССР при Горбачеве состояла, скажем так, в неважнецком бэкграунде советского социализма. Уж слишком кровавым и беспощадным он был, слишком многих жертв стоил. Да, в конце 1980-х годов он был уже вполне себе вегетарианским, однако любое послабление после таких массовых жертв, как в сталинском СССР, всегда используется как возможность сказать о них открыто. Со всеми вытекающими из этого обстоятельствами, выражающимися, в первую очередь, в отторжении всего того (включая и позитивное), что было связанно с утверждением этого строя.

Необходимо констатировать, что историческая инициатива в конце 1980-х годов была отнюдь не за социализмом, за которым тянулся тяжелый шлейф множества ошибок и массовых преступлений. Все что было связано с социализмом в массовом сознании и особенно в сознании большинства интеллигенции, вызывало стойкое неприятие. Именно поэтому все попытки социалистических реформ в СССР в конце 1980х — начале 90-х годов отторгались и высмеивались, еще не начавшись.

«Человечество, смеясь, прощается со своим прошлым», — сказал как-то Маркс. Именно так и было в СССР. С социализмом здесь расставались со смехом. Знаменитый сатирик по поводу перестроечного лозунга «Больше социализма…!», публично вопрошал аудиторию: «Что? Еще больше?! Да, куда уж больше!» Или анекдот 1980-х о построении социализма в Сахаре: «вначале начнутся перебои с песком, а потом он совсем исчезнет»…

Старый советский социализм уходил в прошлое, и с этим ничего невозможно было поделать. Новые слои общества, порожденные его собственными достоинствами и недостатками, взрывали это общество изнутри. Именно поэтому избранные всеобщими собраниями трудовых коллективов новые директора предприятий, все более вписывающиеся в рынок, стали активными лоббистами отмены закона, по которому они были избраны, а «кооператоры», требовали легализации себя уже в качестве главных акционеров новых компаний и банков…

Да, как это обычно бывает с любыми реформами, с грязной водой выплеснули и ребенка. Эти слова, между прочим, сказала мне не какой-нибудь коммунист, а известная правозащитница, либерал, глава комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина. Но… тут уж ничего не попишешь. Потерявши голову, по волосам не плачут.

Неудача «социалистических реформ» в Советском Союзе в конце 1980-х годов важна для понимания того, что любое общество движется вперед отнюдь не только благодаря желаниям и убеждениям отдельных личностей, но и в силу объективных законов своего развития. Возвращение к капитализму произошло абсолютно во всех бывших социалистических странах, вне зависимости от того, как именует себя партия, находящаяся сейчас там у власти. Это нужно признать и понять причины случившегося.

Несомненно, это разные виды капитализма. Но, хотя где-то, как в Китае или Туркменистане, политическая демократия отсутствует вообще, где-то, как в России или Казахстане, имеет место ее имитация, а где-то утвердилась нормальная демократическая республика, в экономике везде господствуют частная собственность и рынок.

Социализм в СССР: исторический обзор феномена.

Советский Союз был первым государством, созданным на основе марксистского социализма. До 1989 года Коммунистическая партия прямо контролировала все уровни власти; партийное Политбюро фактически правило страной, и ее генеральный секретарь был самым главным человеком в стране. Советская промышленность была в собственности и под управлением государства, а сельскохозяйственные земли разделялись на совхозы, колхозы, и малые, приусадебные участки. Политически СССР был разделен (с 1940 по 1991 год) на 15 союзных республик-Армению, Азербайджан, Белоруссию, Эстонию, Грузию, Казахстан, Киргизию, Латвию, Литву, Молдавию, Россию, Таджикистан, Туркменистан, Украину и Узбекистан. Россия, официально Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), была только одной из республик в составе СССР, но термины "Россия", "СССР" и "Советский Союз" часто использовались как взаимозаменяемые.

Ленинская эпоха

СССР был первым государством-преемником Российской Империи и непродолжительного Временного правительства.
Фундаментальная политика Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) с самого начала была социализированная. Между 1918 и 1921 гг., в период, называемый "военным коммунизмом", государство взяло под контроль всю экономику, в основном за счет централизации планирования и ликвидации частной собственности. Это привело к неэффективности и разрухе, и в 1921 году произошло частичное возвращение к рыночной экономике, с принятием новой экономической политики (НЭП). НЭП ознаменовал начало периода относительной стабильности и процветания. В 1922 году Германия признала Советский Союз, и большинство других держав, за исключением Соединенных Штатов последовали этому примеру в 1924 году. Также в 1924 году была принята Конституция, основанная на диктатуре пролетариата и экономически опирающаяся на общественную собственность на землю и средства производства (в соответствии с революционной прокламацией 1917 года).

Эпоха Сталина

Догма новой экономической политики, созданной в 1921 году, была заменена полным государственным планированием с принятием первой пятилетки (1928-32). Был перевод на Госплан (государственная плановая комиссия), постановка целей и приоритетов для всей экономики подчеркивала производство капитала, а не товаров народного потребления. Система колхозов и совхозов была резко отвергнута крестьянством. С новой силой вспыхнули изъятие личного имущества жителей сел и деревень, гонения на религиозные конфессии, репрессии в отношении всех слоев населения.

Оттепель

Смерть Иосифа Сталина в марте 1953 года положила начало новой эпохе в советской истории. "Коллективное руководство" было свернуто. Советские граждане получили больше личной свободы и гражданских прав. Георгий Маленков сменил Сталина на должности председателя совета министров, в то время как Никита Сергеевич Хрущев на правах первого секретаря Центрального Комитета ВКП (б), начал играть все более важную роль в политике планирования. В 1955 году Маленков был заменен Николаем Булганиным. На 20- м Всесоюзном съезде (янв., 1956) Хрущев жестко осудил диктаторское правление и культ личности Сталина. Никита Сергеевич заменил Н. А. Булганина в 1958 году, таким образом, став лидером и правительства и партии. В целом его правление характеризуется изменением обстановки страны, при этом КПСС продолжает доминировать во всех сферах советской жизни.

Застой

Хрущев был тихо и мирно смещен со всех постов в 1964 году. На его место пришел первый секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев (который в 1960 г. стал председателем Президиума Верховного Совета СССР). Официальными причинами свержения Хрущева были преклонный возраст (70 лет) и его ухудшающееся здоровье. Истиной стало недовольство политикой Никиты Сергеевича и стилем его правления. В частности, он был подвергнут критике за недостаточное функционирование экономики, особенно в сельскохозяйственном секторе (неурожай 1963 года); за обострение положения СССР в Карибском кризисе; ухудшение внешней политики с Китаем; экстравагантный стиль поведения. Несколько политических деятелей потеряли свои посты. Новые лидеры подчеркнули коллективное руководство, но из-за позиции Брежнева тот обладал большим преимуществом и к 1970 году стал самым могущественным человеком в стране. В разгаре была эпоха застоя. Наблюдалась значительная стагнация советской экономики. Усилились преследования противников государственной власти. В конце 1960- х годов была предпринята попытка изменения отношения к Сталину. Внешняя политика опиралась на мирное сосуществование с Западом.

Перестройка

Горбачев унаследовал страну с непростой экономической и внешнеполитической ситуацией. В первые девять месяцев его пребывания на этом посту он сменил 40% регионального руководства. Как и его наставник Андропов, он развязал активную кампанию против употребления алкоголя. Как и Хрущев, он одобрил меры, направленные на снятие социальных ограничений. Меры, которые Горбачев назвал «гласность» и «перестройку»), предполагали оздоровление советской экономики за счет увеличения свободного потока товаров и информации. Гласность получила незамедлительный отклик, когда в 1986 г. Произошел взрыв на 4 энергоблоке Чернобыльской АЭС. Бедность советского народа, коррупция, хищения ресурсов страны, ненадобность афганского вторжения впервые получили общее осуждение. Начались стремительные и радикальные изменения. Диссидентов освобождали из-под стражи и разрешали им высказывать свое мнение. СССР подписал соглашение о выводе войск из Афганистана.
Не существует единой позиции по исторической значимости идеологии в жизни страны. Высокой социальной защищенности населения, развитому военно – промышленному комплексу, достижениям в культуре и спорте сильно противостоят нарушения прав и свобод человека, гонения на церковную жизнь, контроль за всеми сферами жизни.

Сегодня перед коммунистами стоит ряд важнейших вопросов, которые определяют тактику и стратегию действий, вскрывают опыт, дают понять направление для развития общества и т.д.

Одной из таких животрепещущих тем является общественный строй СССР. Чем являлся Советский Союз, был ли это социализм, переходный период или нечто иное? Социалистическое движение изобилует разного рода версиями о природе Советского Союза. Попытаемся же выяснить, какая из теорий общественного строя СССР верна.

СОЦИАЛИЗМ

Несмотря на то, что Маркс тратил основное время на изучение нынешнего строя, он не забыл описать и коммунистическое общество. В работе “Критика Готской программы” он писал:

Мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет ещё родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло…

На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни…общество сможет написать на своём знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!

В этой работе Маркс не просто описал атрибуты коммунизма, но и наметил развитие этого строя. Оно предполагает два этапа или две ступени развития: низшую ступень и высшую ступень, неполный коммунизм и полный коммунизм.

Карл Маркс

Блага при неполном коммунизме распределяются сообразно труду . Маркс также предполагал, что нужны будут определенные вычеты в фонды резервов, фонды накопления и потребления:

…ликвидация капиталистической формы хозяйства позволит ограничить рабочий день необходимым трудом…который, однако…всё же расширит свои рамки…потому что условия жизни рабочего станут богаче, его жизненные потребности возрастут…к необходимому труду будет причисляться часть теперешнего прибавочного труда, именно тот труд, который требуется для образования общественного фонда резервов и накопления…

Рабочий получает одну часть благ непосредственно. Отработал некоторое время, получил квитанцию и по этой квитанции получил определенные блага: продукты питания, предметы быта и пр. Другую часть создаваемых благ рабочий получает опосредованно в виде цельного блага: жилье, образование, здравоохранение, развитие науки и техники, расширение производства, пенсии, пособия и пр. Предполагается, что такие цельные блага общественного значения распределяются в основном по потребности.

Итак, неполный коммунизм имеет - но преодолевает - ещё разделение труда, разницу между городом и деревней, недостаток продуктов для изобилия и всеобщего равенства, дисбаланс в производстве, социальные и культурные различия и т.д.

Но это уже коммунизм, где “…средства производства принадлежат всему обществу… невозможна будет эксплуатация человека человеком …” . Здесь трудящиеся уже сами управляют хозяйством, средства производства находятся в руках общества, все производительные силы централизованы и управляются по единому плану, а блага распределяются пока по труду. Этот неполный, не вполне ещё развитый коммунизм с остатками прошлых формаций мы и называем социализмом.

И вот подавляющее большинство коммунистов считает, что в СССР был построен социализм, т.е. неполный коммунизм. Эта теория, как ни странно, не была плодом чьего-то воображения или результатом личного пожелания. Она вполне согласуется с фактами и действительностью в целом.

Например, в Советском Союзе прямо и косвенно хозяйственной жизнью управляли сами трудящиеся . Так, за первое полугодие 1926 – 1927 гг. рабочие внесли 11 868 предложений, из которых администрация приняла свыше 75% предложений, выполнив за этот срок 7 тыс. предложений . Управление производством со стороны рабочих с того времени только росло. К 1963 году в производственных совещаниях состояло свыше 30 млн. рабочих, инженерно-технических работников и служащих.

Ежегодно совещания принимали и реализовывали более 2 млн. предложений по улучшению организации производства и труда, внедрению опыта передовиков и новаторов, вопросам культуры и быта и т.д .

К 1935 году пролетарское государство прямо и косвенно сконцентрировало в своих руках все производительные силы общества. Земля, недра, фабрики, заводы, машинно-тракторные станции, совхозы, сооружения и пр. - всё это составляло “государственную”, т.е. общенародную собственность .

И хотя часть орудий труда была обособлена в рамках кооперативов и колхозов, она всё равно подчинялась социалистическому государству, т.е. обществу. Частный интерес таких предприятий существенно ограничивался, а сама их деятельность была вплетена в систему .

Иными словами, к 1935 гг. производительные силы общества оказались централизованы в рамках всей страны и составили единый комплекс. Экономическая жизнь страны велась по единому плану и едиными органами.

Государственное имущество, раз оно имеет общественный характер, направлено на удовлетворение нужд всего народа. Тем самым “государственные” - общественные - доходы - непосредственно обеспечивали трудящихся, обеспечивали бесплатность и качественность жилья, здравоохранения и медицины, охрану общественного порядка, досуг и отдых трудящихся и т.д. Определенно можно сказать, что советские труженики работали на благо общества.

Структура советского общества выглядела следующим образом. В СССР имелись два общественных класса: рабочий класс и колхозное крестьянство, имелась прослойка трудовой интеллигенции . Также в отдельную прослойку можно выделить государственных и крупных партийных служащих.

Государственные и партийные служащие, как и прежде, получали жалование и премии за несение своей будничной службы. Они обменивали свой труд на общественный доход. Доход этой группы лиц был напрямую связан с их трудовой деятельностью и зависел от неё. Они занимались управленческим общественно – необходимым трудом, который требовал от них определенных действий. Потребление чужой рабочей силы не требовалось и было невозможно.

Трудовая интеллигенция (научно-технические специалисты, профессора – ученые, творческие деятели) получала свою долю общественного богатства за свой труд, свою деятельность, свой вклад в общественное благо страны.

Коллективные хозяйства и вовсе были построены по принципу кооператива. Каждый колхозник был совладельцем - пайщиком - колхоза и получал от кооператива также в соответствии с затраченным трудом. Колхозное крестьянство как класс никому не предоставляло в пользование свою рабочую силу, никому не продавало её.

Часть произведенной продукции колхозы продавали государству по установленным ценам - равноценный обмен - часть продавали в колхозных дворах и иным колхозам, а часть оставляли себе в качестве пая и будущих запасов.

Советский рабочий класс не был уже эксплуатируемым и угнетенным классом .

Благодаря уничтожению частной собственности:

Рабочую силу стало некому продавать – не было более класса капиталистов;
-рабочую силу незачем было продавать – не было отчуждения от средств производства;
-некому было продавать – не было более класса пролетариев;
-рабочую силу невозможно было продавать – она перестала быть отчуждаемой, перестала быть товаром.

Труженики получали доход за свой труд, сообразно своему труду.

К 1935 году и вплоть до 1985 года советское общество было лишено частной собственности и эксплуатации, наёмного труда и капитала, рыночной стихии и анархии производства. В советском обществе господствовали общая собственность, научное планирование и распределение благ по труду. Такое общество И.В.Сталин назвал социализмом, в чём его поддержали и поддерживают многие коммунисты.


И.В.Сталин

Теория о социализме в СССР как видно вполне справляется с достоверным описанием реальности. Она не выдумывает какие-то новые причуды и не апеллирует к метафизическому “должно быть так…”. Она основана на фактах, имеет обширную доказательную базу и соответствует реальности.

Тем не менее эта теория не лишена ряда проблем. Например, она противоречит некоторым утверждениям классиков. Они считали, что неполный коммунизм - социализм - уже лишён всех классов, товарного производства и государственности:

Будущее общество – общество социалистическое. Это означает также и то, что там вместе с эксплуатацией будут уничтожены товарное производство и купля-продажа… в социалистическом обществе не будет надобности в существовании политической власти…

Что касается социализма, то известно, что он состоит в уничтожении товарного хозяйства… Раз остается обмен, о социализме смешно и говорить…

…надо уничтожить и классовую разницу между рабочими и крестьянами. Это именно и составляет нашу цель. Общество, в котором осталась классовая разница между рабочим и крестьянином, не есть ни коммунистическое, ни социалистическое общество…

Советский Союз, как известно, был оснащен развитой государственностью с чиновничеством, регулярной армией и милицией, имелись классы и товарное производство. И сторонники социализма в СССР признают, что все эти феномены могут быть при социализме. Кроме того, советская экономика оперировала старыми категориями, такими как “прибыль”, “заработная плата”, “рентабельность”, “прибавочный труд”, “прибавочный продукт” и т.д.

Два этих обстоятельства для многих теоретиков служат поводом не просто усомниться в корректности такой теории, но громогласно утвердить на этой основе, что не было социализма. Предположим, что таких обстоятельств достаточно для подобного вывода. Возникает вопрос: если не было социализма, то каким же был советский строй? Какая из существующих теорий лучше всего согласуется с фактами и положениями марксизма?

ДЕФОРМИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ ГОСУДАРСТВО

Одну из первых теорий, что оппонировала социалистическому СССР разработал Лев Троцкий. Он считал, что “ СССР представляет промежуточное между капитализмом и социализмом противоречивое общество …» . Кроме того, в силу некоторых обстоятельств бюрократия смогла перехватить бразды политического правления и установить бонапартистский режим.

Формой бонапартизма, как правило, является военно-полицейская деспотия, заигрывающая с элементами демократизма. Однако существом такого режима является «… лавирование опирающейся на военщину (на худшие элементы войска) государственной власти между двумя враждебными классами и силами, более или менее уравновешивающими друг друга…» . Возникает бонапартизм в особые периоды жизни общества. Эти периоды - равновесие между классами, когда один класс уже не может править, а другой - ещё не может взять власть; когда один класс ещё не в силах расправиться с революцией сразу, а другой - уже не может взять власть.

И вот тут возникает проблема. Ряд важнейших и ключевых вопросов до сих пор (!) является тайной, окутанной мраком. Все теоретики троцкизма, включая самого Троцкого, как огня остерегаются пояснений и уточнений. До сих пор неизвестно, когда, между какими классами и в чем именно выражалось равновесие в Советской России-СССР; неизвестно, как именно произошёл переход к бонапартизму; не ясно, в чём именно выражалось лавирование и между кем оно осуществлялось.

Что особенно интересно, Троцкий признавал, что в советском обществе после НЭП были ликвидированы антагонистические классы. В таком случае совершенно не ясно, о каком лавировании между борющимися классами вообще может идти речь, если таких классов не стало.


Л.Д.Троцкий

Не менее проблематичной является и социально-экономическая характеристика СССР как “промежуточного общества”. Такое общество - это период социальной революции . Здесь наемный труд и капитал соседствуют с общей собственностью и распределением по труду, рыночная стихия соседствует с зачатками планового хозяйства, а также идут процессы обобществления средств производства и построения социализма. Иными словами, промежуточное общество - это период до военного коммунизма, НЭП и перестройка, где социализм рушился, а капитализм возводился.

Ранее мы увидели, что к 1934 году все средства производства так или иначе были централизованы в руках государства. Троцкий и сам признавал, что от капитализма тут остались только второстепенные детали: разделение труда, буржуазные нормы распределения, дисбаланс в производстве, низкая производительность труда и т.д. Тэд Грант - один из крупных теоретиков троцкизма - добавлял, что элементы капитализма в СССР это также “…заработная плата, товарное производство, потребление огромной доли прибавочной стоимости бюрократией и так далее…” .

При этом сам Грант признавал отсутствие частной собственности, т.е. наёмного труда и капитала. А это значит, в СССР не было заработной платы как объективного феномена, не было и прибавочной стоимости.

Иными словами, теория Троцкого едва ли может претендовать на достоверное описание реальности. Она не согласуется с фактами и логикой, в ней огромное множество неразрешимых белых пятен, а также откровенных перлов и глупостей. СССР точно не являлся промежуточным обществом, а советское государство точно не являлось бонапартизмом.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ

Многие исследователи и видные деятели коммунистического движения отвергают троцкистскую теорию деформированного государства, как отвергают переходный период в СССР вообще. Они считают, что в СССР был государственный капитализм .

Капитал достиг высочайшей степени концентрации в одних руках, сама буржуазия стала монолитной в лице бюрократии. А сам государственный капитализм по сути является империализмом, что делает СССР империалистической державой.

Адепты такой теории, как правило, делятся на две категории. Одни считают, что государственный капитализм возник в 20-30-е гг. и являлся делом рук “сталинской бюрократии”. Другие же считают, что этот строй возник в период руководства Хрущёва, а до этого был социализм. Крупнейшим представителем первого направления является бывший сторонник Троцкого Тони Клифф. Крупнейшие представители другого направления - немецкий маоист Вилли Дикхут и лидер социалистической Албании Энвер Ходжа.

Что интересно, между этими деятелями есть только одно отличие - временные рамки. В остальном же троцкист, маоист и “ортодоксальный марксист” говорят чуть ли не идентичные вещи и страдают одинаковыми проблемами.


Тони Клифф

Например, категорически не ясно, что из себя представляет “монолитная буржуазия”. Теоретики госкапа обходят этот момент стороной. Меж тем это достаточно уникальный феномен. Самое понятие «класс» предполагает наличие отдельно взятых людей, которые объединены некоторыми объективными признаками. Кроме того, неделимых вещей в нашем мире вообще не существует. Все явления и процессы состоят из некоего количества иных деталей, иных явлений и процессов. Так как же возможна “монолитная буржуазия”?

Также категорически не ясно, по какому принципу и каким образом распределяется прибыль внутри этой “монолитной буржуазии”. Раскрытие этого механизма позволяет понять, насколько корректна теория и как именно было устроено советское общество. Тем не менее ни один теоретик так и объяснил этот механизм. Более того - редко кто даже вопросом задаётся, не говоря уже про детальное описание самого механизма.

Другие вопросы стороной не обходятся. Например, наличие прибавочного труда и прибавочной стоимости, наемного труда и капитала доказывается следующим образом:

Если специалист или директор предприятия получает в четыре – восемь раз больше, чем неквалифицированный рабочий, то не обязательно означает, что между ними существуют отношения эксплуатации… Однако если специалист зарабатывает 100 или 200 шиллингов…большая часть его дохода должна неминуемо выплачиваться за счет труда других

…Уже самые размеры этого дохода могут служить достаточным показателем качественного различия между доходом бюрократии и заработной платой рабочих

Бюрократ получает 100 руб., а рабочий - 30 руб. Как из этого следует, что рабочий получает доход за счёт продажи рабочей силы, а бюрократ - за счёт владения средствами производствами, присваивая прибавочную стоимость? Тут нужны дополнительные разъяснения, доводы и сопутствующие доказательства, основанные на глубоком исследовании. Клифф, Дикхут и пр. обходятся без всего этого. Им достаточно лишь поверхностной разницы, чтобы делать не просто предположения, а громогласные выводы.

Вилли Дикхут

Не менее странно и поверхностно описана реставрации капитализма в СССР. Дикхут, например, утверждал, что Хрущев отменил диктатуру пролетариата - именно отменил - и ввел политическое господство бюрократии. В ту же секунду государственное имущество из общенародной собственности превратилась в частную собственность бюрократии, что превратило последнюю в “монолитную буржуазию”. А окончательно капитализм был реставрирован внедрением категории “прибыль” в экономику страны в качестве основополагающей и движущей категории .

Такое описание, естественно, сопровождается лишь пустым словом, но не доказательствами. Кроме того, этого описание само по себе является достаточно сомнительным и странным. Например, советская «прибыль» не являлась превращенной формой прибавочной стоимости. И Дикхут это прекрасно понимал, т.к. сам описал все особенности использования старых категорий в новой экономике. Тем не менее он не захотел понять, что “прибыль” как ведущий показатель социалистической экономики есть лишь предпосылка для будущей контрреволюции, но никак не констатация уже свершившейся реставрации.

Кроме того, “отменить” диктатуру пролетариата невозможно в принципе. Это объективный феномен. Его можно преобразовать, разрушить, заменить и т.д., но никак не отменить. И автор теории не поясняет, какие именно преобразования случились с надстройкой СССР, что она стала диктатурой буржуазии, в чем именно выразилось изменение, в чем именно выражалась сама диктатура буржуазии СССР и как она была устроена.


Э.Ходжа

Если Клифф и Дикхут хотя бы изображали наличие доказательств - манипулируя фактами и неверно их трактуя - и доводов, то Энвер Ходжа избавил себя от такого бремени. Лидер социалистической Албании не обронит и малейший довод в пользу своих утверждений. Негодяй Хрущев реставрировал капитализм в высшей стадии , бюрократия и номенклатура превратилась в “монолитную буржуазию” и т.д. Почему Ходжа так считает, как произошла реставрация, как устроен государственный капитализм - это тайна. Все должны лишь верить на слово этому “светочу ортодоксального марксизма”.

Более того, оказывается, в СССР был фашистский режим, который проводил фашистские агрессии и оккупировал другие страны. Одной из последних и крупнейших фашистских агрессий СССР Ходжа считал войну в Афганистане. По его весьма нескромному мнению, моджахеды - это настоящие патриоты , «… борцы за свободу и независимость Афганистана, демонстрирующие образцовую храбрость, доказывающие решимость держаться за знамя свободы и национального суверенитета » . И это снова не сопровождается даже малейшим аргументом.

Вот только среди моджахедов были одни исламисты: Исламская Партия Афганистана, Исламское Общество Афганистана, Египетский Исламский джихад, иранская Хезболла и так далее. Все эти организации сражались за исламский халифат в Афганистане. Самое интересное, что большая часть моджахедов - это граждане Пакистана и Палестины, Ирака и Ирана, Саудовской Аравии, Иордании и Кувейта, Йемена и Турции, Ливана, Египта и др. стран.

Ослепленный ненавистью к СССР и жаждой отрицания социализма, Ходжа, вероятно даже сам того не зная, рукоплескал откровенным реакционерам , фашистам.

Проще говоря, состоятельность и корректность теории “государственного капитализма” трещит по швам. Она не просто не в состоянии описать советскую реальность - не согласуется со многими фактами, откидывает неудобные ей факты и пр. - но и не в состоянии прояснить свои собственные положения, не в состоянии предоставить сколь-нибудь значимые доказательства своих утверждений.

КАПИТАЛИЗМ

Итальянский “коммунист” Амадео Бордига и его последователи также считали СССР капиталистической страной. Однако эти люди считали, что в СССР был обычный капитализм. Согласно этой теории, между СССР и РФ разница незначительная: там однопартийная система, а тут многопартийная, там железный занавес, а тут его нет и т.п. В остальном же Советский Союз имел то же, что и современная Россия: безработицу и бездомность, наёмный труд и капитал, кабальную ипотеку, биржи, акционерные общества, брокеров и пр.

Основу этой теории составляют достаточно поверхностные, забавные и местами громогласные рассуждения:

Для марксистов там, где трудящиеся получают вознаграждение в деньгах, там есть капитализм

Факт, что русской экономике известны все рыночные и капиталистические категории сталинская контрреволюция создала бессмысленную теорию, согласно которой социализм совместим с товарными отношениями, что он характеризуется теми же категориями, что и капитализм, только … с другим содержанием…

Само по себе денежное вознаграждение ни о чём не говорит. Для марксистов это просто грубый и единичный факт. Чтобы что-то понять, марксистам нужно выяснить, за что именно трудящиеся получают вознаграждение в деньгах и что скрывается за этим вознаграждением, каков его источник. Капитализм будет там и тогда, где и когда трудящиеся получают вознаграждение в деньгах за продажу рабочей силы, а само вознаграждение является по сути переменным капиталом.

Имеет ли советское “вознаграждение в деньгах” такой характер? Бордига, как и его главные последователи в лице “Интернациональной Коммунистической Партии” обходят стороной исследование этого вопроса. Им достаточно “вознаграждения в деньгах” или использования старых категорий, которые они также не исследуют. Это подход дилетантов от науки, жаждущих не истины, а скорейшего отвержения социализма в СССР.

Проблема этой теории не только в методе познания, но и в полном отвержении реальности. Так, фондовые биржи - рынок ценных бумаг - закрыты к 1930 году, а биржи труда закрыты к 1934 году. В советском обществе не было предприятий типа ОАО, ЗАО и ООО, а сами предприятия нельзя было продать-купить, сдать в аренду, подарить или получить в наследство . Не было в советском обществе и людей, живущих на проценты с капитала , дивидендов по акциям и облигациям , за счёт ренты и процентам за авторское право.

“Государственный капитализм” при всех своих минусах, ошибках и перлах основывался на определенных фактах - государственная собственность, всем управляет бюрократия и разница в доходах. Теория обычного капитализма откидывает все факты напрочь и сочиняет откровенную небылицу. Советское общество точно не являлось капиталистическим обществом.

БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВИЗМ

Бордигистская линия - это единственные теоретики, которые отвергают государственную собственность в СССР. Все остальные теоретики, говорят ли они о государственном капитализме, переходном периоде или чём-то ещё, признают государственную собственность и плановое хозяйство. Признание некоторых - но не всех - фактов есть лишь половина дела. Не менее важным является грамотная и правильная интерпретация фактов. И с этим возникают проблемы.

Ранее мы уже видели, как Клифф, Дикхут и пр. интерпретируют эти факты. Некоторые теоретики шли ещё дальше и создавали невероятные теории. Например, Б. Рицци, И. Крайпо, М. Шахтман видели в СССР совершенно новую формацию - бюрократический коллективизм . В этой формации бюрократия стала эксплуататорским классом - не буржуазией, а именно бюрократией-эксплуататором - господствующим в обществе. Рицци писал:

В советском обществе эксплуататоры не приобретают прибавочную стоимость непосредственно, как делает капиталист, прикарманивающий дивиденды своего предприятия. Они делают это косвенно через государство, которое сначала забирает весь национальный прибавочный продукт, а затем распределяет среди своих собственных чиновников

Тут же можно обнаружить достаточно интересную вещь. Речь идёт о новой формации, т.е. о новом способе производства и новой форме эксплуатации. Тем не менее в этой формации всё также используется крупная промышленность и всеобщее товарное производство, всё также имеется наёмный труд, всё также присваивается прибавочная стоимость. Это - атрибуты капиталистического производства. Что интересно, никаких пояснений по этому поводу авторы не предоставляют.

Данная идея очень схожа с “государственным капитализмом” вплоть до аналогичных проблем. Например, вопрос о монолитном классе и распределении прибавочного продукта внутри этого класса по-прежнему не раскрыт. Доказательная и фактическая база всё также отсутствует, а вместо них пустые рассуждения.

Каждый эксплуататорский способ производства связан с существованием парных классов: “рабовладелец - раб”, “феодал - крестьянин”, “буржуа - рабочий”. Один класс существует в паре с другим классом. Соответственно эксплуатирует, например, рабочих только буржуазия. Более того - Маркс выяснил и доказал, что капитализм есть последняя в истории общества эксплуататорская формация, что пара “буржуа - рабочий” есть последняя пара антагонистов в истории.

Всё, что зреет внутри капитализма, включая некоторые особенности самого капитализма - общественный характер труда, машины и пр. - ведёт только к бесклассовому обществу.

ПОЛИТАРИЗМ

“Бюрократический коллективизм” оказалась не единственной теорией, где СССР построил какую-то новую формацию, в которой бюрократия была правящим классом. Советский историк и этнограф Ю.И. Семенов также работал над такой теорией и говорил о “политаризме”.

По мнению Семенова, в Советском Союзе был “индустрополитарный” строй . Основу составляла крупная промышленность и товарное производство, но владела всем бюрократия - класс политаристов. Этот класс эксплуатировал всех, кто так или иначе занят материальным производством: рабочие, крестьяне и даже заключенные лагерей. Бюрократия с одной стороны присваивает прибавочную стоимость, что даёт им большое количество денег, а с другой - присваивает натуральные блага в виде привилегий и пр.

Интерес представляют основания для умозаключений Семёнова, его исследования советского общества, экономики и политической жизни. Всё выглядит следующим образом:

Лишь тогда, когда государственная власть реально принадлежит народу, государственная собственность может быть общенародной…как признается сейчас почти всеми, у нас не было не только реальной, но даже формальной демократии…Даже в выступлениях высших руководителей КПСС…политический режим характеризовался как тоталитарный…Общим местом в последних документах КПСС стало утверждение, что в нашей стране трудящийся человек был отчужден от власти и собственности. А это может означать только одно: государственная собственность у нас не была общенародной, общественной

«Признается всеми» - но ссылок и фактов не будет. «Высшие чины партии говорят» - они, конечно, ошибаться или врать не могут, а потому это максимально надежный источник информации. И именно поэтому собственность в СССР точно не была общенародной, а была владением бюрократии. Такое рассуждение ничего кроме смеха не вызывает. Но именно от этого пустого, умозрительного рассуждения Семенов отталкивается и идёт пустословить дальше:

Колхозники, как известно , в то время были фактически прикреплены к земле, что и вынуждало их работать на государство, по существу, полностью безвозмездно. Эксплуатация здесь выступала в неприкрытой форме <…> Грубой и совершенно откровенной была, конечно, и эксплуатация огромной армии работников, наполнявшей в сталинские времена бараки ГУЛАГа… <…> Они получали свой доход в качестве не работников, а собственников, то есть получали прибавочный продукт…Все члены этой группы пользовались тем, что принято называть привилегиями. Они имели доступ к спецраспределителям, спецмагазинам, спецбуфетам, спецсанаториям, спецбольницам и т.д.. Они вне обычных очередей, а то и просто вне всякой очереди получали квартиры, причем, разумеется, высшего качества

Хотелось бы, конечно, несколько подробнее узнать от Семенова, в чём выражалась и как именно протекала эксплуатация труда в лагерях; в чем именно выражалась “безвозмездная работа колхозников”, если часть своей продукции они продавали государству по установленным ценам и пр. Хотелось бы также увидеть некие пояснения того, как именно спецраспределители - если они и существовали - свидетельствуют о (1) наличии прибавочного труда/продукта и (2) о безвозмездном присвоении этого продукта бюрократией. Но ничего этого у Семенова нет, не было и не планируется. Никаких аргументов и доводов, фактов и доказательств, ссылок и пр. Только голое и пустое слово очередного “светоча истины”, которому нужно верить на слово.

Кроме того, эта теория о госслужащих-эксплуататорах грешит тем же, чем грешили государственный капитализм, бюрократический коллективизм и пр. теории про служащих-эксплуататоров. Эксплуатация - это безвозмездное присвоение чужого труда. Собственник - класс - не вкладывает и капли своего труда для непосредственного создания некоего продукта или стоимости. Он только владеет средствами производства и предоставляет труженикам ими пользоваться. Когда труженик создал продукцию, собственник забирает часть этой продукции или стоимости по праву владения.

Семенов - как и другие - утверждает, что прибавочный продукт распределяется между членами бюрократии в зависимости от положения в их иерархии, в зависимости от занимаемой должности. Человек является эксплуататором пока состоит на государственной службе. Проще говоря, отдельный “политарист” получает доход в зависимости от своей деятельности и в обмен на свою деятельность. Возникает вопрос: где же тут эксплуатация? Вместе с тем возникает и другой вопрос. Вот бюрократия злоупотребляет своими полномочиями и получает, например, квартиры без очередей, имеет роскошные служебные автомобили, дачи, имеет доступ к спецбольницам, спецсанаториям и пр. Можно ли считать это эксплуатацией труда? Корректно ли считать такие привилегии чем-то большим, нежели простое - крайне недопустимое и несправедливое - злоупотребление полномочиями?

Ответ на эти вопросы не даёт ни один теоретик. Но именно эти вопросы в совокупности с отсутствием доказательств, софистикой и пр. ставят крест на состоятельности теории политаризма.

СУПЕРЭТАТИЗМ

Некоторые теоретики осознавали, что весьма сомнительной является затея с “монолитной буржуазией”, коллективистами и политаристами. Но взамен такие авторы предлагали не менее претенциозные и причудливые теории. Одну из таких теорий разработал Александр Тарасов. Советский строй получил грозное название “суперэтатизм”.

Тарасов всё также отталкивался от государственной собственности и крупной промышленности в СССР. Однако средства производства тут находились в руках не отдельных людей или монолитных классов, но в руках государства. Именно так: не бюрократия, а само государство - словно живая субстанция - владела средствами производства. Тем самым при советском “суперэтатизме” не было эксплуатации человека человеком. Тут была эксплуатация человека государством. В основе суперэтатизма лежал некий “индустриальный способ производства”. А появился такой строй, потому что “ не было видно признаков нового способа производства, не говоря уже о том, чтобы он в общих чертах сформировался в недрах старого…был ошибочно определен основной революционный субъект – пролетариат”

Теория Тарасова подобна теории Бордига - она напрочь отвергает марксистскую теорию и реальность вообще. Например, классики марксизма неоднократно подчеркивали, что коммунистическое производство создаётся как бы с нуля после взятия власти . В недрах капитализма возникают только предпосылки нового строя: общественный характер труда, машины, высокая степень концентрации капитала, ликвидация всех иных классов и т.д. И все предпосылки, что формируются внутри капитализма - и были в дореволюционной России - ведут только к бесклассовому обществу.

Даже если подумать логически: коммунизм предполагает общую собственность на все средства производства, централизацию в рамках всей нации и полное отсутствие эксплуатации. Не совсем ясно, с чего вдруг Тарасов решил, что коммунизм может и должен сформироваться в недрах старого. Также не ясно, на основе каких предпосылок и из чего возник “суперэтатизм”.

Кроме того, не ясно, что это за феномен такой “эксплуатация человека государством”. Эксплуатация труда есть отношения между двумя людьми - классами - при которых один живёт за счёт другого, один присваивает результаты труда другого. Также Маркс и Энгельс выяснили, что государственность - это лишь инструмент, своеобразный молот в руках господствующего класса. Каким образом этот молот сам по себе может эксплуатировать других людей - категорически не ясно, ведь Тарасов до сих пор не предоставил никаких пояснений.

Помимо всего прочего, “суперэтатизм” Тарасова имеет ту же беду, что и “бюрократический коллективизм”: этот строй является мешаниной из других строев. Это не капитализм и нет частной собственности, но есть эксплуатация и создаётся прибавочная стоимость. Это не феодализм и нет частной собственности, но есть личная зависимость труженика от эксплуататора.

Иными словами, теория Тарасова - это апофеоз всей теоретической нищеты , что была рассмотрена выше. Эта теория самым наглым образом откидывает факты, реальность и марксизм в надежде сочинить альтернативу социализма в СССР. И понятно, что такая теория не может претендовать на достоверное описание реальности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, отрицание социализма в СССР неизбежно сопровождается отрицанием фактов и реальности, логики и здравого смысла, марксизма и научного подхода вообще. Отрицающий социализм не жаждет отыскать истину и понять устройство СССР. Он жаждет доказать, что не было социализма в СССР. В жертву этому приносят всё. Сторонники социализма в СССР не сочиняют небылицы и не создают монстров Франкенштейна лишь бы доказать, что был именно социализм. Эта теория, напротив, основана на фактах и логике, марксизме и научном подходе. Она имеет обширную доказательную базу и согласуется с логикой.

Ранее мы установили, что эта теория имеет ряд проблем. В частности, использование старых, капиталистических, категорий. Стоит сказать, что не вполне верно говорить об использовании старых категорий. Дело в том, что категория - это абстрактное и субъективное выражение объективного феномена. Категория “заработная плата” отражает такой феномен, как цена товара “рабочая сила”. Но в СССР работник получал денежное вознаграждение за свой труд. Денежное вознаграждение - это лишь денежное отображение количества-качества благ, сообразных затраченному труду этого работника.

Тем самым тут используется совершенно иная категория, т.к. феномен тут иной и содержание иное. СССР использовал не категории старые, а лишь названия , т.е. термины. Новый феномен по-прежнему назывался “заработной платой”, хотя ею он уже не являлся. Также обстоят дела с другими названиями: “прибыль”, “рентабельность”, “прибавочный продукт”, “прибавочное время” и пр. Всё это лишь названия, не вполне соответствующие содержаниям, не вполне соответствующие самим категориям. Это, конечно, создаёт известную путаницу для обывателей и слепых исследователей. Но никакой проблемы для самого социализма тут нет.

Что касается соответствия классикам, то здесь также не всё однозначно. Советский социализм не соответствовал лишь некоторым утверждениям классиков: отсутствие государственности, всех классов и товарного производства. В то же самое время советский социализм полностью соответствовал иным утверждениям классиков. В СССР не было частной собственности и эксплуатации, но была общая собственность и планирование, распределение благ по труду и пр.

Как видно, отсутствие эксплуатации - это основополагающий признак социализма. Государственность, особое товарное производство и солидарные классы - это нечто второстепенное, что зависит от конкретно-исторических условий. Значит марксисты должны внести коррективы в теорию, дополнив наши представления о социализме. Именно это делал Сталин, когда говорил о необходимости особого товарного производства, возможном наличии солидарных классов на первой ступени коммунизма и наличии государственности.

Тем самым данная теория не имеет более никаких проблем. В СССР действительно был социализм. Тут же возникает другая проблема - крах Союза. Контрреволюция приводит многих исследователей к самым невероятным умозаключениям: от простого “социализм не состоятелен” до “социализма не было, т.к. рухнуть он не может”. Подобные выводы строятся на представлении, будто историческое развитии СССР было прямолинейным. Был социализм - он развивался и двигался к полному коммунизму - а потом ни с того, с сего рухнул. Но всё было несколько иначе.

Под руководством И.В.Сталина и при наличии соответствующих предпосылок советский социализм двигался вперед, к полному коммунизму. Это движение в том числе означало постепенное устранение товарно-денежных отношений, преодоление разделения труда, ликвидацию идеологических пережитков прошлых формаций и пр. В 1952 году Сталин уже отмечал, что товарное производство мало-помалу становится тормозом общественного развития и нужно постепенно переходить к продуктообмену, нужно постепенно поднимать колхозы и кооперативы до общенародной собственности.

Жесткие условия, требующие адской практической работы, порождали теоретическую халатность среди членов партии и руководителей государства. К этому обстоятельству добавлялись иные факторы. Например, партийный и советский демократизм в годы Великой Отечественной войны был сведён к минимуму, а партия взяла на себя роль административного центра. Развитие теории остановилось, изучение теории массами понизилось, соответственно снизился теоретический уровень масс вообще.


Хрущев выступает на ХХ съезде. Фотограф В.Егоров. 14 февраля 1956.

Эти и другие обстоятельства привели к тому, что страну возглавили оппортунисты в лице Хрущёва, его сторонников и наследников. С тех пор советский социализм начал двигаться в обратную сторону. Внутри советского социализма зрели материальные и субъективные предпосылки для реставрации капитализма. Некоторые из таких предпосылок мы уже отмечали ранее - внедрение “прибыли” как движущей категории экономики, ослабление диктатуры пролетариата, сохранение и расширение товарного производства, увеличение самостоятельности местных предприятий и пр. Вместе с тем развивалась теневая экономика: фарцовщики, перекупщики и пр. мало-помалу подрывали эффективность социалистической экономики.

Совокупность таких предпосылок к 1980-м годам привела к формированию буржуазных отношений. Не без вмешательства со стороны политической надстройки началась реставрация капитализма. С одной стороны, это были преобразования самой надстройки: политика гласности, разрешение фракций и иных партий, превращение Советов в парламенты и пр. С другой стороны, это были глубинные преобразования экономики: появление малого предпринимательства, разрешение наёмного труда и пр.

Как видно, движение советского социализма не было прямолинейным. Сначала СССР двигался к полному коммунизму, но затем - от него к капитализму. Не смотря на постепенное движение в обратную сторону, СССР 1953 - 1985 гг. продолжал оставаться социалистическим.

Теперь мы точно знаем, что в СССР был именно социализм. Пусть и на краткий миг, но рабочему человеку всё же удалось воплотить коммунизм в его ранней стадии на практике. Конечно, потенциал этого строя не был раскрыт в полной мере, т.к. высшей степени достигнуть не получилось.

Но даже низшая ступень коммунизма - социализм - обеспечила высокий уровень жизни, дала победы и стремительное развитие общества. Труженик свободно расправил плечи и был хозяином своей судьбы, а народ вкушал всю им созданную культуру, все им созданные блага.

Данный материал, конечно, не исчерпывает всех вопросов о советском социализме. Мы оговорили некоторые моменты его развития, спада и причин реставрации, но этого недостаточно . В дальнейшем мы более подробно изучим функционирование советской экономики и всей общественной жизни, уделим внимание развитию советского социализма и выясним причины контрреволюции.

Источники:

К. Маркс, Критика Готской программы // К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. Соч., Т. 19, с. 18 - 20.

К. Маркс, «Капитал» // К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. Соч., Т. 23, с. 539

В.И. Ленин. Государство и революция. // Полн. Собр. Соч., Т. 33, с. 92

Профсоюзы СССР. Документы и материалы. Т. 2

Http://istmat.info/node/23930

Воскресенская M. A., Новоселов Л. И., Производств. совещания - школа управления

См. Экономическая жизнь СССР. Хроника событий и фактов 1917-1959; С.Г. Струмилин. Очерки социалистической экономики СССР; Политическая экономия социализма и др.

Кhttps://сайт/stalinskie-arteli/

Краткий политический словарь. М., 1988, с. 411-413

И.В. Сталин. Анархизм или социализм // Полн. Собр. Соч., Т.1, с. 334 - 337.

В.И. Ленин. Аграрный вопрос в России к концу XIX в. // Полн. Собр. Соч., Т. 17, с. 127.

В.И. Ленин. I Всероссийский Съезд по внешкольному образованию. Речь об обмане народа лозунгами свободы и равенства. // Полн. Собр. Соч., Т. Т.38, С. 352-354

Л.Д. Троцкий. Преданная революция

В.И. Ленин. Начало бонапартизма // Полн. Собр. Соч., Т. 34, с. 49.

См. работы В.И. Ленина в 1918 – 1923 гг.; Н. Бухарин. Экономика переходного периода;

Т. Грант. Марксистская теория государства

См. Т. Клифф. Государственный капитализм в России; В. Дикхут. Реставрация капитализма в СССР; Э. Ходжа. Хрущёвцы; Империализм и революция.

Т. Клифф. Государственный капитализм в России, с. с. 62 – 63

Там же, с. 120

В. Дикхут. Реставрация капитализма в СССР

E. Hoxha. Bravo the Afghan patriots! // E. Hoxha. Reflections on the Middle East. Extracts from the Political Diary 1958-1983, P. 510

E. Hoxha. Aggressors must get out of Afghanistan // E. Hoxha. Selected works. Vol. 5, P. 755 - 757.

Интернациональная Коммунистическая Партия. Критика теории деформированного рабочего государства

Интернациональная Коммунистическая Партия. В кулуарах 10 пятилетки: миф «социалистического планирования» в России.

См. B. Rizzi. La Bureaucrazation du Monde ; M. Shachman The Bureaucratic Revolution: The Rise of Stalinist State ; Т. Клифф. Марксизм и теория бюрократического коллективизма

B. Rizzi. La Bureaucrazation du Monde, P. 46.

Семёнов Ю.И. Великая октябрьская рабоче-крестьянская Революция 1917 г. и возникновение неополитаризма в СССР (Россия: что с ней случилось в XX веке) // Политарный (азиатский) способ производства: сущность и место в истории человечества и России. М., 2008. С. 149-235

Там же;

Там же;

А. Тарасов «Суперэтатизм и социализм» // http://saint-juste.narod.ru/se.htm

См. Манифест коммунистической партии, Капитал, Критика Готской программы, Анти-Дюринг, Государство и революция и др.

Нынче довольно часто приходится слышать от адептов большевистской мысли, как в СССР «строили социализм». Справедливо назревает вопрос: а было ли это так на самом деле? И является ли социалистический строй таким строем, которое можно взять и построить? Естественно, что все здесь не так просто, как может показаться убеждённому большевику-ленинцу или же простому обывателю.

Для начала вспомним немного теории. Характер любого общественного строя определяется способом производства материальных благ. Два аспекта способа производства – это производительные силы и соответствующие им производственные отношения. Понятно, что коммунистические производственные отношения не могут возникнуть на основе тех же производительных сил, на базе которых возникли капиталистические производственные отношения. Назревает вопрос: каким образом советские генсеки пытались построить социализм на базе капиталистических производительных сил? История советского государства отчётливо продемонстрировала, что построить социализм, насадить его искусственным путем посредством декретов невозможно. Хотя большевистские вожди так не считали. В реальности все было иначе: в СССР строили государственный капитализм, а не . Простой декрет (в нашем случае – Декрет о земле) о запрете наемного труда отнюдь не мог уничтожить системы наемного труда; не в состоянии партноменклатура была уничтожить капиталистический классовый антагонизм, избавившись от буржуазии; не уничтожила она и капиталистического базиса, национализировав всю промышленность, ведь нет никакой разницы, кто эксплуатирует рабочих — частник или государство. Все потому, что нельзя изменить формацию посредством политических решений: политическая надстройка советского государства, несомненно, могла каким-либо образом повлиять на экономический базис советского общества, но не настолько, чтобы изменить его качественно, коренным образом. Базис определяет надстройку, не наоборот. Когда мы говорим о смене производственных отношений с капиталистических на коммунистические, мы должны понимать, что должна произойти соответствующая перемена и в производительных силах.

Социализм в СССР как в национальном государстве

Это была только одна сторона мифа о строительстве социализма в СССР. Дело еще в том, что построить социализм в отдельно взятой стране невозможно. Почему? Одна из прогрессивных миссий, которую выполняет – это создание единого рыночного пространства, соединение экономик всех государств в единое хозяйственное целое на основе их взаимной зависимости. Рамки национальных государств для производительных сил давно стали тесными, что подтверждается кризисами перепроизводства. По сути, промышленность и торговля перестали быть отечественными. Например, Советский Союз, хотя и изготовлял зерно, но с середины 1960-х годов начал закупать его за рубежом. Национальные границы являются преградой для производительных сил капитализма. Опять же, это легко подтверждается на примере СССР, который активно сбывал на внешнем рынке собственную промышленную продукцию и энергоресурсы. Капиталистическая экономическая система уже давно соединила все экономики национальных государств, стала системой мирового масштаба, а потому следующая общественно-экономическая формация – коммунистическая – будет мировой системой. Даже сами большевики, которые на словах строили социализм в СССР, все же лелеяли надежду на победу мировой революции: для этого они даже разорвали царские договоры о сотрудничестве с некоторыми странами Третьего мира, они же поддержали рабочее восстание в Гамбурге в 1923 г. Понятно, что это ничем не закончилось. Мировой характер социалистического строя отмечали также сами классики марксизма, говоря о необходимости социалистической революции именно в нескольких самых развитых капиталистических странах. Итого: социализм только в СССР построить было попросту нельзя.

Можно чисто гипотетически предположить, что в СССР был-таки построен социализм. Заводы, фабрики строились, промышленное производство росло, словом, производительные силы развивались полным ходом, и вдруг произошло крушение Советского «социалистического» государства, то есть восстановление капитализма. Неужели за эти 70 лет «социалистические» производительные силы деградировали настолько, что произошла «реставрация капитализма»? Нестыковка получается, ведь производительные силы в советскую эпоху прогрессировали – этого отрицать никто не будет. Очевидно, что все было по-другому: производительные силы, как и производственные отношения, были капиталистическими. На этом можно поставить точку в вопросе о строительстве социализма в СССР.

Вывод о необходимости соответствующей материальной базы

О строительстве социализма можно будет говорить только тогда, когда для этого созреет материальная база социализма — социалистические производительные силы. Советские вожди могли вводить сколько угодно декретов, законов — все равно это бы не привело к качественному изменению материальной базы общества. Смена производственных отношений не зависит от чьей-либо субъективной воли.

I. Постановка Вопроса.

Был ли в СССР – Социализм?

Вопрос, на который до сих пор, среди приверженцев Марксизма, нет Единого Мнения. Тому виной отсутствие Единой Классификационной Именной Шкалы определяющей состояние Общественного Организма по Формальным признакам и забвение основных Постулатов Марксизма - Ленинизма.
Так, например, по Вопросу: Каково было общественное устройство СССР? Имеется большой спектр Мнений. В данной статье «Политических Формаций» касаться не будем, была ли это «Советская Власть», «Демократия Трудящихся», или «Власть парт… Номенклатуры», «Диктатура Пролетариата» или прикрытая «фиговым листочком Демократии» - «Монархия»??? Остановимся на Экономических Формациях, которые входят в сферу рассмотрения Марксисткой Дисциплины.
Согласно Марксизму «Общественный Организм» в своём развитии проходит Шесть основных Фазовых переходов, в сфере Экономики, получивших традиционное название – «Экономических Формация». Каждая из Формаций имеет свою строго определённую Последовательность, присущие только ей Признаки и свои определённые Функциональные Задачи.
Не знаю, чем именно занимались исследователи в «Институте Марксизма – Ленинизма», но работ по выявлению и Классификации Признаков Экономических Формаций мне не попадалось. Если бы Классификационная работа была бы доведена до своего логического завершения, то, наверное «не ломалось бы столько копий» об вопрос: Был ли в СССР Социализм или Нет?
- Сталин объявил о построении Социализма в 1936 году.
- Хрущёв планировал в 1980-ые годы произвести переход от Социализма к Коммунизму.
- Брежнев утверждая, что мы идём «нога в ногу со временем», - заявил о построении в СССР, в 80-ые годы, «Развитого» Социализма.
И, вдруг, после таких головокружительных успехов, Россия в 90-ые годы очутилась в «Диком» Капитализме. Началась передача Государственной Собственности в Личную Собственность, для накопления первоначального Капитала. И, ускоренными темпами начал формироваться Частный Сектор Экономики.
Среди современных Теоретиков Обществоведения, стоящих на Методологии Марксизма – Ленинизма, до сих пор нет Единого Мнения: Какая Экономическая Формация была в СССР с 1936 по 1991 год?
Одни утверждают, что в СССР был Социализм, но далее с его наименованием полная разноголосица: кто его Именует – «Казарменным», кто «Государственным», кто «Мутантным». Это позволяет некоторым современным «Мраксистам» работать над Концепцией «Рыночного» Социализма, что вызывает одобрительное внимание среди правящей Буржуазной «Элиты».
Автор статьи придерживается Мнения, что Экономическую Формацию в СССР глубочайшее заблуждение, особенно со стороны исследователей именующих себя Марксистами, отождествлять в Экономике с Социалистической Формацией.
Социалистической её называют либо, поддавшись Пропаганде антимарксистских декларативных заявлений бывших руководителей страны, либо по Невежеству, либо умышленно, с Целью дискредитации данного Термина, а с ним и самой Марксизско – Ленинской Методологии.

II. Классификация Имён Экономических Формаций,
и Фундаментальные Постулаты Марксизма.

Экономические Формации
Черёд Имя Фаза Вид
1 ПервобытноОбщинная? СОС
2 Рабовладельческая? АОС
3 Феодалистическая? АОС
4 Капиталистическая
- Промышленная АОС
- Финансовая АОС
- Информационная АОС
5 Социалистическая? ТОС
6 Коммунистическая? ТОС

То, что произошло с СССР – вполне Логично разъясняется Марксистско - Ленинской Методологией.

IV. Добавление.
1. Поколению шестидесятых представилась возможность испытать на себе все прелести трёх Экономических Фазовых Формаций Капитализма: «Промышленного», строившегося под управлением Государства, и длившегося с 1936 по 1991 годы, «Финансового» - 1991 – 1993-ие годы и с 1993 года - «Информационного». Если такими темпами пойдёт взросление Общественного Организма в России, то есть большая Вероятность того, что нынешнее поколении испытает на себе все прелести Истинной Социалистической Формации.
2. Вопрос: Почему так легко и с малой кровью развалился СССР?
Ответ: Потому, что Государственный Капитализм исчерпал все возможности по дальнейшему совершенствованию своих собственных Национальных Производительных Сил Страны. В его развале были заинтересованы, как внешние Общественные Организмы достигшие более совершенных Экономических Формаций, так и собственные Производительные Силы. Ведь, СССР потерпел поражение не по Промышленному Могуществу, как раз в 80-ые годы ему не было равных, а в Финансовой и Информационной Войне. То есть, Общественный Организм, стоящий на более низкой Форме по уровню развития потерпел поражение от Общественных Организмов с более развитыми Экономическими Формациями.
3. Для подготовки Социалистической Формации – Каждая из предыдущих Экономических Формаций вносит свой вклад. Первобытно-Общинный строй – Родовую Общность. Рабовладение – Национальное Самосознание. Феодализм – Территорию. «Промышленный» Капитализм – «Материально – Техническое» Могущество. «Финансовый» - «Контрольно – Учетные» Технологии, для осуществление принципа «Каждому по Труду». «Информационный» - подготавливает, через Телефонизацию, и Компьютеризацию, – условия для ликвидации Наличных оБезличенных Денежных Носителей (Минерал – Металл – Бумага) с целью перехода на Компьютерные Персональные – Электронные Деньги, – Соответствующие уровню Социалистической Формации.
Пока предыдущие Формации не создадут Родовую, Национальную, Территориальную, Материально – Техническую, Учётно-Контрольную и Информационную Базу для Функционирования Социалистической Формации, – не о каком переходе, не может быть и речи.
4. Внутри самого Капитализма, между его Фазовыми ступенями, действует Закон: «Отрицание Отрицания». Пояснение: Высшие его Фазовые ступени при своём развитии начинают Угнетать развитие низших.

На примере Российской Промышленности видно, что с развитием Финансового Капитализма проявившемся в резком Росте Банков, Бирж, Финансовых Пирамид… - соответственно, резко стали разоряться и банкротится Промышленные Предприятия. И, после 1993 года, когда произошла Империалистическая Революция в России, стали лопаться Финансовые Пирамиды и Банки, наряду с продолжающимся сокращением Промышленных Предприятий, особенно Сельскохозяйственного профиля.
Телефонизация и Компьютеризация – увили Человечество от Действительных в Виртуальные Миры, что характеризуется сокращением собственной Материально – Технической базы Страны и ослабление её Финансовой Валюты. Данные процессы вызывают рост Напряженности в стране, что пробуждает к действию активные Элементы, которые станут, теми Движущими Силами, способными осуществить переход от Империалистической Формации к Социалистической.
5. При Империализме возрастает Роль Транс… Национальных Корпораций. Границы и Национальные Государства становятся препятствием на пути их развития. Поэтому они заинтересованы в уничтожении Национального Самосознания Народов Земли и ослаблении Могущества Государственных образований. Национально – Патриотическая среда представляет собой то Лоно, откуда следует ожидать «Могильщиков Капитализма». Будущий Авангард способный совершить Социалистическую Революцию, осуществить переход от Империалистической Формации к Социалистической не может появиться без роста Национального Самосознания каждой Нации.
6. Вопрос: Различие Частного Капитализма и Государственного?
Ответ: При Частном Капитализме наряду, с Государством, продолжают существовать Эксплуататорские Классы. В то время, как Государственный Капитализм, после ликвидации первых, приобретает Монопольное Право Единолично Эксплуатировать Население своей Страны.
7. Вопрос: Что дал «Государственный Капитализм» России?
Ответ: «Государственный Капитализм» позволил России Развить Производительные Силы и Приобрести Промышленное Могущество. Сохранение Частного сектора наряду с Государственным, не позволило бы России достигнуть, Промышленного Могущества, ввиду Международного Разделения Труда среди стран имеющих Частный Сектор. Так, как Россия находится в холодном Климатическом поясе, то Себестоимость Продукции произведённой здесь, не может конкурировать с подобными предприятиями в Тёплых странах. Поэтому, произошло бы то, что мы наблюдаем сейчас – сворачивание и разорение Промышленного Сектора, и вывоз Капиталов за Границу. При вступлении во Всемирную Торговую Организацию России, - её ожидает роль – Сырьевого Придатка в международном процессе интеграции Труда. Итак, «Великая Промышленная Капиталистическая Революция» под управлением Государства (парт… номенклатуры), отсрочила превращение России в «Сырьевой Придаток» на 73 года, и позволила отстоять свою Национальную Независимость в 1945 году. И, сформировать Самосознание Великого Народа. Это является залогом ВозрожденияРоссии, благодаря подпитки у Патриотов Духа Реваншизма, через Память о былом Величии своей Родины.
8. Вопрос: Различие Фазы и Формации?
Ответ: Формация в своём становлении проходит определённые внутренние Фазовые изменения. Фазы – представляют собой Количественные изменения Параметров связанные с поэтапной последовательностью выполнения определённых Задач, для нормального Функционирования Общественного Организма в рамках конкретной Формации. Формации – это Качественное изменение в Организме, происходящие по Мере накопления каких то внутренних параметрических изменений.
Внутри Организма (Биологического или Социального) Фазы и Формации – представляют соответственно Количественно – Качественные Изменения.
Количественные – это процессы Роста и Накопления…
Качественные – процессы Изменения и Преобразования.
9. Вопрос: Социализм – это Формация или первая Фаза Коммунизма (по Марксу)?
Ответ: Более Грамотно, по моему мнению, Социализму придать статус самостоятельной Формации. Так, как у него проявляются собственные Принципы и Законы, Качественно отличные от Коммунистической Формации. Целесообразно заняться выявлением его логических Фаз и определением их последовательности. Для этого необходимо прояснить Функциональные Задачи Социалистической Формации в Целом, необходимые для подготовки перехода на Коммунистическую Формацию.
Однако, если не вступать в противоречие с высказыванием Маркса, можно Социализм рассматривать, как Первую Фазу Коммунистической Формации. Но, данный подход не снимет Проблему, а лишь усложнит её. Придётся придумывать ещё какие то Имена для Второй, Третей и т.д. Фаз Коммунизма. Поэтому, как Методологически, так и Логически считаю более оправданным Социализм рассматривать в Качестве самостоятельной Экономической Формации.

V. Итог.
Вопрос: Был ли в СССР Социализм?
Ответ: Нет!
Обоснование: Согласно приведённым Постулатам Марксизма и Именной Таблице Экономических Формаций, в СССР ещё не было создано Объективных предпосылок для Социализма.
Экономическую Формацию, согласно марксистской Методологии следует Именовать:

ПромышленнымКапитализмом.
-