Булгаков роковые яйца история создания. Сатира-предупреждение в повестях М

Михаил Афанасьевич Булгаков - один из любимых русских писателей, причем не одного поколения людей. Яркий и разноплановый писатель, который хорош во всех своих жанрах. Все помнят его известные романы «Мастер и Маргарита» и «Белая Гвардия», повести «Собачье сердце» и «Роковые яйца». Булгаковские произведения можно разобрать буквально по цитатам.

Повесть «Роковые яйца» Булгаков написал еще в 1924 году. И уже в следующем году она была уже опубликована. О чем рассказывает ее краткое содержание? «Роковые яйца» - произведение, которое даже с точки зрения краткого повествования способно удивить любого. И особенно тех, кто жил в те годы.

"Роковые яйца": анализ

Источником для написания этого фантастического произведения стал фантаста Герберта Уэллса «Пища богов» (1904 г.), где описана чудодейственная пища, ускоряющая рост человека и превращающая его в гиганта, а также развивающая его интеллектуальные, духовные и физические возможности. «Роковые яйца» Булгаков сделал более экзотичными и в своем сюжете использовал агрессивных пресмыкающихся, а не гигантских человеческих индивидуумов.

А еще поэт Максимилиян Волошин, отдыхая в Крыму, в Коктебеле, прислал Булгакову вырезку из одной местной газеты от 1921 года, в которой говорилось о том, что в районе появился огромный гад, и на его поимку отправили бойцов Красной Армии.

Произведение «Роковые яйца» напоминает и второй роман Уэллса «Война миров» (1898 г.), в котором марсиане, завоевавшие Землю, гибнут от земных микробов. У Булгакова же его экзотические пресмыкающиеся становятся жертвами фантастических летних морозов.

Все началось с того, что в 1928 году советский профессор зоологии и директор Московского зооинститута Персиков Владимир Ипатьевич однажды совершил неожиданное научное открытие, которое имело огромную важность для зоологии.

Работая с микроскопом, при случайном сдвиге зеркала он вдруг увидел в окуляре «луч жизни», как его потом назовет ассистент профессора, ученый Иванов Петр Степанович.

Суть научного открытия заключалось в том, что одноклеточные организмы типа амебы при воздействии на них этого луча начинали вести себя очень непонятным и странным образом. Их поведение противоречило всем естественным законам природы. Амебы вдруг резко начинали размножаться, набрасываться друг на друга и стервозно рвать одна другую. В этой борьбе побеждали сильнейшие. Все эти выжившие особи страшны и неугомонны в своей особенной резвости и злобе.

Опасный опыт

Через некоторое время ученый ассистент Иванов использует еще несколько камер, создает мощный луч и идет на эксперимент с За двое суток выросли очень прожорливые и злые холоднокровные животные, которые тоже стали пожирать А те, кто выжил, начинали плодиться в бесчисленном количестве.

В общем, все эти уникальные эксперименты профессора Персикова не могли не просочиться в печать. Однако не только эта новость свела научных работников с ума, а еще и то, что в стране по каким-то странным обстоятельствам стала распространяться совершенно неизвестная науке куриная болезнь. И поэтому профессора Персикова пригласили возглавить недавно созданную чрезвычайную комиссию, которая должна была развернуть свою активную деятельность в борьбе с куриной эпидемией, ведь всего за две недели в стране вымерли все куры.

Яйца тропических животных

И вот в кабинет ученого Персикова пришел Александр Семенович Рокк. Его только недавно назначили председателем совхоза «Красный луч», где он получил письмо особой важности из Кремля. В нем предлагалось передать на пользование Рокку сконструированные камеры, которые помогли бы поднять куроводство в стране. Но Персиков предостерегает председателя о том, что это уникальное устройство еще не совсем изучено. Однако Рокк уверен, что за довольно короткий срок он сможет увеличить в несколько раз численность цыплят.

Так вроде бы очень просто закручивается краткое содержание. «Роковые яйца» потом, однако, становятся по-настоящему захватывающими.

Помощники Рокка забирают все три установки камер, кроме его самой первой небольшой камеры, которая осталась у профессора Персикова. Он-то и продолжил свое изучение и из-за границы, он получил заказ в виде яиц тропических животных, питонов, анаконд, крокодилов и страусов для своих опытов.

Подмена

В свою очередь Рокк из той же заграницы для своих совхозных целей по разведению куриного хозяйства выписывает куриные яйца. И вот тут происходит нечто ужасное, как оказалось потом, в дороге заказы перепутались, и яйца жутких животных попадают под эксперимент смоленского совхоза.

Ничего не подозревающий Рокк странные на вид яйца помещает в специальную барокамеру. И что удивительно, через некоторое время в совхозе вдруг умолкли лягушки, улетели все птицы, причем даже воробьи, и повсюду стали выть собаки.

Жуткое нападение

Через некоторое время на свет начинают появляться змеи и крокодилы. Одна из змей достигла невероятных размеров и напала на Маню - жену Рокка. Все это происходило у него на глазах, и от увиденного он просто оцепенел от ужаса. Рокк сразу примчался в отдел ГПУ, чтобы рассказать о своих несчастьях, но никто не поверил его рассказам и все посчитали, что его преследуют галлюцинации. Но когда эксперты все же приехали в совхоз, то они собственными глазами увидели несметное количество огромных и ужасных животных. Два сотрудника ГПУ погибают.

По всей окрестности началась огневая артиллерийская баталия, обстреливался весь лес, где находились залежи яиц. А в районе города Можайска велись бои с огромными полчищами пресмыкающихся и страусов, которые со всех сторон приближались к Москве. Человеческие жертвы с каждой минутой росли. В столице начиналась эвакуация. Беженцы из Смоленской области тоже приехали в Москву. В городе было введено

Бедного профессора Персикова буквально разорвала толпа разъяренных людей, которые посчитали, что он виновник всех бед в стране.

Все это очень ярко и впечатляюще описывает краткое содержание. "Роковые яйца" Булгакова заканчиваются тем, что спас катастрофическое положение крепкий мороз, который в конце августа достиг минус 18 градусов по Цельсию. Он продержался в столице два дня и тем самым помог преодолеть этот надвигающийся ужас.

Победа

После этого по всем полям, лесам и болотам были разбросаны яйца, у которых оболочка была покрыта какими-то цветными и очень странными узорами, напоминавшими зародыши, только уже безвредные. По всей земле лежали трупы огромных змей, крокодилов и страусов.

Весной 1929 года военные расчистили местность, сожгли трупы, в общем, все привели в порядок. О том, что случилось, еще долго говорили и писали во всем мире, но уже получить этот «луч жизни» никому не удалось и не удастся, причем даже самому ассистенту Иванову Петру Степановичу.

Вот так и закончились «Роковые яйца» Булгакова, которые для любителей фантастики будут приятной неожиданностью.

«Роковые яйца» (1924) - повесть, написанная М. А. Булгаковым в особенный период культурной жизни страны. Тогда многие произведения создавались только для того, чтобы мотивировать широкий круг населения на выполнение задач, необходимых выживания страны в критических условиях. Поэтому появилось множество разных авторов-однодневок, творения которых не задерживались в памяти читателей. На поток было поставлено не только искусство, но и наука. Тогда все передовые изобретения шли на службу промышленности и сельскому хозяйству, повышая их эффективность. Но научная мысль со стороны советской власти подвергалась идеологическому контролю, который (в том числе) высмеивает Булгаков в «Роковых яйцах».

Повесть создана в 1924 г., а события в ней разворачиваются в 1928 году. Первая публикация состоялась в журнале «Недра» (№6, 1925 г.). Работа имела разные названия - сначала «Луч жизни», кроме того, было ещё одно - «Яйца профессора Персикова» (смысл такого названия заключался в сохранении сатирического тона повести), но из этических соображений это название пришлось изменить.

Центральная фигура повести - профессор Персиков, отдалённо содержит в себе некоторые черты реальных прототипов - братьев-врачей Покровских, родственников Булгакова, один из которых жил и работал на Пречистенке.

Кроме того, в тексте не просто так упоминается Смоленская губерния, в которой разворачиваются события «Роковых яиц»: Булгаков работал там врачом и ненадолго приехал к Покровским в московскую квартиру. Положение советской страны в период военного коммунизма тоже родом из реальной жизни: тогда бывали перебои с продовольствием из-за нестабильной социально-политической обстановки, в управленческих структурах из-за непрофессионализма случались беспорядки, а новая власть пока ещё не справлялась полностью с контролем над общественной жизнью.

Булгаков в «Роковых яйцах» высмеивает как культурное, так и социально-политическое положение страны после революционного переворота.

Жанр и направление

Жанр произведения «Роковые яйца» - повесть. Для него характерны минимальное количество сюжетных линий и, как правило, сравнительно небольшой объём повествования (относительно романа).

Направление - модернизм. Хоть события, изложенные Булгаковым, фантастичны, действие происходит в реальном месте, персонажи (не только профессор Персиков, но и все остальные) тоже вполне жизнеспособные граждане новой страны. Да и научное открытие не является сказочным, у него лишь фантастические последствия. Но в целом повесть реалистична, хотя некоторые её элементы окрашены гротескно, сатирически.

Такое сочетание фантастики, реализма и сатиры характерно для модернизма, когда автор ставит смелые эксперименты над литературным произведением, обходя устоявшиеся классические нормы и каноны.

Само по себе модернистское направление появилось в особых условиях общественно-культурной жизни, когда прежние жанры и направления начинали устаревать, а искусство требовало новых форм, новых идей и способов выражения. «Роковые яйца» - как раз такое произведение, которое отвечало модернистским требованиям.

О чём?

«Роковые яйца» - повесть о гениальном открытии учёного - профессора зоологии Персикова, которое закончилось плачевно, как для окружающих, так и для самого учёного. Герой в своей лаборатории открывает луч, который можно получить только при особой комбинации зеркальных стёкол с пучками света. Этот луч влияет на живые организмы так, что они увеличиваются и начинают размножаться со сверхъестественной скоростью. Профессор Персиков и его ассистент Иванов не торопятся выпускать своё открытие «в свет» и считают, что ещё нужно поработать над ним и провести дополнительные эксперименты, так как последствия могут быть неожиданными и даже опасными. Однако сенсационная информация о «луче жизни» быстро проникает в прессу, записанная полуграмотным, но бойким журналистом Бронским, и, наполненная ложными, непроверенными фактами, распространяется в обществе.

Открытие против воли учёного становится известным. Персикова на московских улицах донимают журналисты, требуя рассказать об изобретении. Работать в лаборатории становится невозможно из-за шквала сотрудников прессы, приходит даже шпион, который за пять тысяч рублей пытается выведать у профессора тайну луча.

После этого дом и лабораторию Персикова охраняет НКВД, не впуская журналистов и таким образом обеспечивая профессору спокойную рабочую обстановку. Но скоро в стране случается эпидемия куриной инфекции, из-за которой людям категорически воспрещено есть кур, яйца, торговать живыми курами и куриным мясом. Создана даже чрезвычайная комиссия по борьбе с куриной чумой. Но в обход закона всё равно кто-то продаёт курятину и яйца, и вскоре за покупателями этой продукции приезжает «скорая».

Страна взволнована. По случаю эпидемии создаются злободневные произведения, отвечающие сиюминутным настроениям публики. Когда она начинает спадать, к профессору Персикову с особым документом из Кремля является заведующий показательным совхозом по фамилии Рокк, который при помощи «луча жизни» намерен возобновить куроводство.

Документ из Кремля оказывается распоряжением проконсультировать Рокка в использовании «луча жизни», и тут же раздаётся звонок из Кремля. Персиков категорически против того, чтобы использовать ещё не изученный до конца луч в куроводстве, но ему приходится отдать Рокку камеры, с помощью которых можно получить желаемый эффект. Герой увозит камеры в совхоз в Смоленской губернии и заказывает куриные яйца.

Вскоре в заграничной упаковке приходит три ящика яиц, необычных на вид, пятнистых. Рокк кладёт полученные яйца под луч и велит сторожу следить за ними, чтобы вылупившихся цыплят никто не украл. На следующий день обнаруживаются скорлупки от яиц, а цыплят нет. Завхоз винит во всём сторожа, хотя тот клянётся, что внимательно наблюдал за процессом.

В последней камере яйца ещё целы, и Рокк надеется, что хотя бы из них вылупятся цыплята. Он решил сделать перерыв и идёт с женой Маней купаться на пруд. На берегу пруда он замечает странное затишье, а затем на Маню кидается огромных размеров змея и поглощает её прямо на глазах у мужа. От этого он седеет и почти впадает в безумие.

До ГПУ доходит странная весть, что в Смоленской губернии творится что-то странное. Два агента ГПУ - Щукин и Полайтис отправляются в совхоз и застают там обезумевшего Рокка, который не может ничего толком объяснить.

Агенты обследуют здание совхоза - бывшую усадьбу Шереметева, и находят в оранжерее камеры с красноватым лучом и полчища огромных змей, рептилий и страусов. Щукин и Полайтис погибают в схватке с чудищами.

В редакции газет приходят странные сообщения из Смоленской губернии о непонятных птицах размером с коня, огромных рептилиях и змеях, а профессор Персиков получает ящики с куриными яйцами. В то же время ученый и его ассистент видят лист с экстренным сообщением об анакондах в Смоленской губернии. Тут же выясняется, что заказы Рокка и Персикова перепутали: завхоз получил змеиные и страусовые, а изобретатель куриные.

Персиков к тому времени изобретает специальный яд для умерщвления жаб, который потом пригождается для борьбы с огромными змеями и страусами.

Отряды Красной Армии, вооружённые газом, борются с этим бедствием, но Москва всё равно встревожена, и многие собираются бежать из города.

Обезумевшие люди врываются в институт, где работает профессор, разрушают его лабораторию, виня его во всех бедах и думая, что это он выпустил огромных змей, убивают его сторожа Панкрата, экономку Марью Степановну и его самого. Затем они поджигают институт.

В августе 1928 года внезапно наступает мороз, который губит последних змей и крокодилов, не добитых специальными отрядами. После эпидемий, которые были вызваны гниением трупов змей и людей, пострадавших от нашествия рептилий, к 1929 году наступает обычная весна.

Луч, открытый покойным Персиковым, получить больше не удаётся никому, даже его бывшему ассистенту Иванову - ныне ординарному профессору.

Главные герои и их характеристика

  1. Владимир Ипатьевич Персиков - гениальный учёный, профессор зоологии, открывший уникальный луч. Герой выступает против использования луча, потому что его открытие ещё не проверено и не исследовано. Он осторожен, не любит излишней суеты и считает, что любое изобретение требует многолетних испытаний перед тем, как наступит пора для его эксплуатации. Из-за вмешательства в его деятельность работа всей его жизни погибает вместе с ним. Образ Персикова символизирует гуманизм и этику научного мышления, которым суждено погибнуть в условиях советской диктатуры. Одинокий талант противопоставляется непросвещенной и ведомой толпе, что не имеет собственного мнения, черпая его из газет. По Булгакову, невозможно построить развитое и справедливое государство без интеллектуальной и культурной элиты, которую изгнали из СССР глупые и жестокие люди, не имеющие ни знаний, ни одаренности, чтобы построить страну самостоятельно.
  2. Пётр Степанович Иванов - ассистент профессора Персикова, который помогает ему в его экспериментах и восхищается его новым открытием. Однако он не такой талантливый учёный, поэтому ему не удаётся получить «луч жизни» после гибели профессора. Это образ приспособленца, который всегда готов присвоить достижения действительно значимого человека, даже если придется перешагнуть через его труп.
  3. Альфред Аркадьевич Бронский - вездесущий, быстрый, ловкий журналист, полуграмотный сотрудник многих советских журналов и газет. Первым проникает в квартиру Персикова и узнаёт о его необычном открытии, затем распространяет эту новость повсюду против воли профессора, преукрашивая и искажая факты.
  4. Александр Семёнович Рокк - бывший революционер, а ныне заведующий совхозом «Красный луч». Необразованный, грубый, но хитрый человек. Он посещает доклад профессора Персикова, где тот рассказывает об открытом им «луче жизни», и ему приходит в голову идея восстановить после эпидемии популяцию кур при помощи этого изобретения. Рокк в силу неграмотности не осознаёт всей опасности такого нововведения. Это символ нового типа людей, скроенного по мерилам новой власти. Несамостоятельный, глупый, трусливый, но, что называется, «пробивной» гражданин, который играет только по правилам советского государства: бегает по инстанциям, добивается разрешений, всеми правдами и неправдами пытается подстроиться под новые требования.

Темы

  • Центральная тема - неосторожность людей в обращении с новыми научными изобретениями и непонимание опасности последствий такого обращения. Люди вроде Рокка мыслят узко и хотят добиться цели любыми средствами. Им наплевать, что будет после, их интересует только сиюминутная выгода от того, что может обернуться крахом завтра же.
  • Вторая тема - социальная: неразбериха в управленческих структурах, из-за которой может произойти любое бедствие. Ведь если бы необразованный Рокк не был допущен заведовать совхозом, катастрофы не произошло бы.
  • Третья тема - безнаказанность и огромное влияние средств массовой информации, безответственных погоне за сенсациями.
  • Четвёртая тема - невежество, которое вылилось в непонимание многими людьми причинно-следственной связи и нежелание в ней разбираться (они обвиняют в наступившем бедствии профессора Персикова, хотя на самом деле виноват Рокк и власти, которые ему содействовали).

Проблематика

  • Проблема авторитарной власти и ее губительного влияния на все сферы общества. Наука должна быть отделена от государства, но это было невозможно в условиях советской власти: искаженная и упрощенная наука, подавляемая идеологией, демонстрировалась всем людям при помощи газет, журналов и других средств массовой информации.
  • Кроме того, в «Роковых яйцах» обсуждается социальная проблема, которая заключается в неудачной попытке советского строя совместить научную интеллигенцию и остальные слои населения, далёких от науки вообще. Не зря в повести показано, как сотрудник НКВД (фактически представитель власти), охраняющий Персикова от журналистов и шпионов, находит общий язык с простым и безграмотным сторожем Панкратом. Автор подразумевает то, что они с ним на одном интеллектуальном уровне: разница лишь в том, что у одного есть особый значок под воротником куртки, а у другого нет. Автор намекает на то, насколько несовершенна такая власть, где недостаточно образованные люди пытаются контролировать то, в чем сами толком не разбираются.
  • Немаловажная проблема повести - безответственность тоталитарной власти перед обществом, которую символизирует неосторожное обращение Рокка с «лучом жизни», где сам Рокк - это власть, «луч жизни» - способы воздействия государства на людей (идеология, пропаганда, контроль), а рептилии, пресмыкающиеся и страусы, вылупившиеся из яиц - само общество, сознание которого исковеркано и повреждено. Совсем другой, более разумный и рациональный способ управления обществом символизирует профессор Персиков и его научные эксперименты, требующие осторожности, учёта всех тонкостей и внимательности. Однако именно этот способ искореняется и исчезает вовсе, потому что толпа ведома и не желает самостоятельно разбираться в тонкостях политики.

Смысл

«Роковые яйца» — своеобразная сатира на советскую власть, на её несовершенство в силу её новизны. СССР — это словно одно большое, не проверенное на опыте, а потому опасное для общества изобретение, обращаться с которым пока что не умеет никто, из-за чего происходят различные неполадки, сбои и катастрофы. Общество в «Роковых яйцах» - это подопытные животные в лаборатории, подвергающиеся безответственным и недобросовестным экспериментам, которые служат явно не на пользу, а во вред. Необразованные люди допускаются к управлению этой лабораторией, им доверяются серьёзные задачи, выполнять которые они не в силах из-за неумения ориентироваться в социальных, научных и других сферах жизни. Вследствие этого из подопытных граждан могут получиться моральные чудовища, что приведёт к необратимым катастрофическим последствиям для страны. В то же время непросвещенная толпа безжалостно обрушивается на тех, кто реально может помочь ей преодолеть трудности, кто умеет пользоваться изобретением национального масштаба. Интеллектуальная элита истребляется, но заменить ее некем. Весьма символично, что после смерти Персикова уже никто не может восстановить утраченное вместе с ним изобретение.

Критика

А. А. Платонов (Климентов), рассматривал это произведение как символ осуществления революционных процессов. Согласно Платонову, Персиков - это создатель революционной идеи, его ассистент Иванов - тот, кто эту идею осуществляет, а Рокк - это тот, кто решил ради собственной выгоды использовать идею революции в искажённом виде, а не так, как положено (ради общей пользы) - в результате пострадали все. Персонажи «Роковых яиц» ведут себя так, как описал однажды Отто фон Бисмарк (1871 - 1898): «Революцию подготавливают гении, осуществляют фанатики, а плодами её пользуются проходимцы». Некоторые критики считали, что «Роковые яйца» написаны Булгаковым ради забавы, но члены РАПП (Российской ассоциации пролетарских писателей) негативно отнеслись к книге, достаточно быстро рассмотрев в этом произведении политическую подоплёку.

Филолог Борис Соколов (р. 1957) пытался выяснить, какие прототипы были у профессора Персикова: это может быть советский биолог Александр Гурвич, но если исходить из политического смысла повести, то это - Владимир Ленин.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

М.А. Булгаков (1891-1940 г.г.). Жизнь и судьба. Сатира писателя. Анализ сатирических произведений («Собачье сердце», «Роковые яйца»).

Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была, по существу, беспощадной схваткой с глупостью и подлостью, схваткой ради чистых человеческих помыслов, ради того, что человек должен быть и не смеет не быть разумным и благородным. К.Паустовский

Андрей Сахаров

Цели урока:

    показать сложность и трагичность жизненного и творческого пути М. А. Булгакова , вызвать интерес к личности и творчеству писателя ;

    раскрыть многоплановость проблематики повестей Булгакова, выявить принципы соединения бытовой конкретики и фантастики в творчестве писателя, показать актуальность сатирических произведений, развить умения и навыки анализа прозаического произведении , помочь понять, о чём же предупреждают нас повести Булгакова;

    развивать умение идейно-композиционного и стилистического анализа текста;

    продолжить формировать умение выбирать в развитии действия главное , излагать свои мысли ясно и последовательно, аргументировать свои высказывания, готовить доклад; развивать умение учащихся оформлять основные мысли в конспект .

Задачи урока:

Образовательные:

1.Дать краткий обзор жизненного и творческого пути М.А.Булгакова; познакомить с особенностями судьбы Булгакова-писателя и человека, отметить разнообразие творчества писателя, познакомить с авторскими приемами создания сатирических произведений; совершенствовать навык поиска информации о жизни и творчестве писателя; совершенствовать навык монологической речи.

2. Познакомить с повестями «Собачье сердце» и «Роковые яйца», понять смысл произведений, помочь разобраться в том, о чём же предупреждают нас повести Булгакова, оценить злободневность произведений; доказать, что сатирические произведения писателя современны и актуальны.

3. В процессе работы над произведениями развивать умение идейно-композиционного и стилистического анализа текста, продолжить формировать умение выбирать в развитии действия главное, излагать свои мысли ясно и последовательно, аргументировать свои высказывания; совершенствовать умения анализа литературного произведения

Развивающие: содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности, развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность; развивать умения правильно обобщать рефлексивную деятельность; развивать умения правильно обобщать данные и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение, бережное отношение к народному наследию, содействовать формированию патриотических чувств, неприятие лицемерия, жестокости, наглости и бескультурья.

Образовательные ресурсы: Литературный диктант , лекционный материал, слайд-фильмы о жизни и творчестве М.А. Булгакова, повести «Собачье сердце», «Роковые яйца», задания для групповой работы. Видеофильм В.В. Бортк О «Собачье сердце».

I.

1 этап

1 . Организационный момент.

II. Актуализация знаний .

Сегодня мы с вами приступаем к изучению творчества русского писателя, драматурга, театрального режиссёра I пол. 20 века. Автора повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто (Либретто- словесный текст театрализованного музыкально-вокального произведения),

познакомимся с его непростой и трагической судьбой).

Прежде чем мы начнем говорить о нем, вначале посмотрим слайд-фильм, а затем продолжим разговор. (№1Просмотр слайд - фильма о писателе с00.00 – 0.40)

Целеполагание.

Итак… какие ассоциации возникли у вас после увиденного? О ком пойдет речь? Посмотрите на доску. Вы видите портрет писателя. Внизу стоит дата -1935 год. Это практически его последние годы жизни. Через пять лет писателя не станет… Ему было всего 49 лет. (см. эпиграф), + (Кл. доска)

Итак, речь пойдет о М.А.Булгакове.

1. А сейчас знакомство с творчеством и жизненным путем М.А. Булгакова (№2Слайд-фильм «Биография писателя» до.030; до 1.03; до 1.36; до 2.09); учебник, стр.118

- Какие факты биографии произвели на вас впечатление? Назовите известные вам произведения писателя.

(Известные произведения Булгакова : « Мастер и Маргарита », « %A%D%BE%D%B%D%B%D%87%D%C%D%B_%D%81%D%B%D%80%D%B%D%86%D%B », « %97%D%B%D%BF%D%B%D%81%D%BA%D%B_%D%E%D%BD%D%BE%D%B%D%BE_%D%B%D%80%D%B%D%87%D%B », « %A%D%B%D%B%D%82%D%80%D%B%D%BB%D%C%D%BD%D%B%D%B_%D%80%D%BE%D%BC%D%B%D », « %91%D%B%D%BB%D%B%D%F_%D%B%D%B%D%B%D%80%D%B%D%B%D%F_%28%D%80%D%BE%D%BC%D%B%D », « %98%D%B%D%B%D%BD_%D%92%D%B%D%81%D%B%D%BB%D%C%D%B%D%B%D%B%D%87_%28%D%BF%D%C%D%B%D%81%D%B », «Записки на манжетах», «Роковые яйца», «Дьяволиада»).

Рассказ (дополнение) учителя о жизни и творчестве М.А. Булгакова.

Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом – загадка. Неясны его политические взгляды, отношение к религии…. Его жизнь состояла как бы из трех частей, каждая из которых чем-то примечательна.

- До 1919 года он врач, только изредка пробующий себя в литературе.

- В 20-е годы Булгаков уже профессиональный писатель и драматург

В 30-е годы Михаил Афанасьевич – театральный служащий.

Его не печатали , пьесы не ставили, не давали работать в любимом МХАТе.

Особые отношения были у него со Сталиным. Вождь критиковал многие его произведения, прямо намекая на антисоветскую агитацию в них. Но несмотря на это Михаил Афанасьевич не испытал на себе того, что называлось страшным словом ГУЛАГ (Гла́вное управле́ние лагере́й и мест заключе́ния – подразделение %D%D%B%D%80%D%BE%D%B%D%BD%D%B%D%B_%D%BA%D%BE%D%BC%D%B%D%81%D%81%D%B%D%80%D%B%D%B%D%82_%D%B%D%BD%D%83%D%82%D%80%D%B%D%BD%D%BD%D%B%D%85_%D%B%D%B%D%BB_%D%A%D%A%D%A%D%A , %C%D%B%D%BD%D%B%D%81%D%82%D%B%D%80%D%81%D%82%D%B%D%BE_%D%B%D%BD%D%83%D%82%D%80%D%B%D%BD%D%BD%D%B%D%85_%D%B%D%B%D%BB_%D%A%D%A%D%A%D%A" осуществлявшее руководство местами массового принудительного заключения и содержания в 1930-1956 годах. ). И умер не на нарах (хотя в те времена забирали за гораздо меньшие прегрешения), а в собственной постели (от нефросклероза , унаследованного от отца). (№3см. фильм с 00.51).

Ограбленный до нитки, отлуч Е нный от читателей и зрителей, «запечатанный» в своей квартире казенными печатями, смертельно больной, знавший, что его дни сочтены, Булгаков оставался самим собой: не терял чувства юмора и остроты языка. Значит, не терял свободы.

Таким был М. А. Булгаков . Врач, журналист, прозаик, драматург, режиссер, он был представителем той части интеллигенции, которая, не покинув страну в трудные годы, стремилась сохранить себя и в изменившихся условиях. Ему пришлось пройти через пристрастие к морфию (когда работал земским врачом), гражданскую войну (которую он переживал в двух ее пылавших очагах – родном городе Киеве и на Сев. Кавказе), жестокую литературную травлю и вынужденное молчание, и в этих условиях ему удалось создать такие шедевры, которыми зачитываются во всем мире.

Анна Ахматова назвала Булгакова емко и просто – гением, и посвятила памяти его стихотворение (читает ученик):

Вот это я тебе, взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья;

Ты так сурово жил и до конца донес

Великолепное презренье.

Ты пил вино, ты как никто шутил

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил

И с ней наедине остался.

И нет тебя, и все вокруг молчит

О скорбной и высокой жизни,

И на твоей безмолвной тризне…

2. Блиц-опрос

«Жизнь и творчество М.А. Булгакова»

    Когда и где родился М.А. Булгаков? (15.05.1891 в Киеве)

III. этап Аналитическая беседа .

2. Сатира писателя

Учитель: Сегодня в центре нашего внимания сатирические произведения писателя.

Вопрос: Давайте вспомним теорию литературы: что такое сатира и ее виды.

Сатира – вид комического.

Предмет изображения – пороки.

Источник – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.

Виды сатиры:

    Юмор - добрый смех.

    Ирония – насмешка.

    Сарказм – едкая, язвительная насмешка, высшая степень иронии.

Средства сатиры:

    Гиперболизм - преувеличение

    Гротескность – соединение фантастического и реального

    Контраст – противопоставление

Сатирические же повести М.А. Булгакова, написанные в 1925 г ., прозвучали очень своевременно, стали отражением умонастроений целого ряда деятелей науки и культуры, почувствовавших тревогу в связи с происходившими в России переменами.

Вопрос: Что же волновало самого писателя? Вот в этом мы и будем разбираться.

Учитель: Повести сатирические и поэтому мы сегодня будем говорить о чем ? сатирическом мастерстве писателя – продолжателя лучших традиций русской сатиры 19 века в лице Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова - Щедрина).

- Какие основные проблемы ставит автор в своих произведениях? (Извечная борьба добра и зла , нравственности и аморальности , свободы и несвободы, проблема ответственности человека за свои поступки – это всё вечные, основные проблемы человеческой жизни.)

- Как называются такие произведения, в которых затронуты общечеловеческие проблемы? (Такие произведения называются философскими )

- В чем особенность творческой манеры писателя Булгакова? (В его произведениях – сочетание реального и фантастического , чудовищного гротеска и реальной нормы; стремительность сюжета; гибкость живой разговорной речи.)

Почему именно в это время Булгаков пишет сатирические произведения? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, как Булгаков воспринял Октябрьскую революцию.
(Всё, что происходило вокруг, что именовалось строительством социализма, воспринималось писателем как опасный и огромный по масштабам эксперимент . Булгаков считал, что ситуация, сложившаяся в первые десятилетия после Октябрьской революции, трагична . Люди превращены в серую, однородную, безликую массу . Извращены понятия о вечных ценностях. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Всё это вызывает у писателя чувство неприязни, возмущения. Видимо, это способствовало тому, что в первые десятилетия после Октябрьской революции появились сатирические произведения .)

Так о каких произведениях сегодня пойдет речь? ( «Роковые яйца»(1925), «Собачье сердце»(1925).
В литературе Булгаков выступил сначала как газетчик, писал фельетоны.

До середины 20-х годов он писатель-сатирик, автор повестей «Дьяволиада»(1923), «Роковые яйца»(1925), «Собачье сердце»(1925) завершают цикл сатирических произведений автора.

Учитель: Мы уже не раз убеждались в том, что писатели очень чутко реагируют на малейшие изменения в общественной жизни: отражают умонастроения людей, предугадывают ход общественного развития, пытаются предупредить о каких-либо тревожных последствиях тех или иных событий.

Вопрос: Какое событие 1 пол. 20 века можно считать определяющим для развития русского искусства, в т.ч. литературы? ( Октябрьскую революцию 1917 года ) . ( Октя́брьская револю́ция (полное официальное название в 0 1 0 1 0 1 0 0 - Вели́кая Октя́брьская социалисти́ческая револю́ция , иные названия: «октябрьский переворот» %E%D%BA%D%82%D%F%D%B%D%80%D%C%D%81%D%BA%D%B%D%F_%D%80%D%B%D%B%D%BE%D%BB%D%E%D%86%D%B%D%F" ] , «Октябрьское восстание», «большевистский переворот» ) - одно из крупнейших политических событий XX века, повлиявшее на дальнейший ход %92%D%81%D%B%D%BC%D%B%D%80%D%BD%D%B%D%F_%D%B%D%81%D%82%D%BE%D%80%D%B%D% , литературы и искусства.

Можно по-разному относиться к этому событию, но отрицать, что оно стало судьбоносным не только для России, но и для других стран мира, невозможно.

Ведь М.А.Булгаков был не первый, кто обратился к теме революционных преобразований в стране .

А.Блок, С. Есенин, В. Маяковский, А. Фадеев, Е. Замятин – вот лишь некоторые имена писателей, кто пытался осмыслить происходившее каждый по-своему. Интонации были разными: и восторженными, и осторожными, и прославляющими, и пессимистическими…

IV. Анализ сатирических произведений («Собачье сердце», «Роковые яйца»).

Я не мог расстаться с мыслью о том, что я причастен к

неправедным и страшным делам. У меня было ужасное чувство бессилия.

Андрей Сахаров

Вопрос: Как вы думаете, почему эти слова академика Сахарова взяты в качестве эпиграфа к уроку о повестях «Собачье сердце» и «Роковые яйца»?

(Андре́й Дми́триевич Са́харов - %A%D%A%D%A%D%A %A%D%B%D%B%D%B%D -теоретик, академик %90%D%D_%D%A%D%A%D%A%D%A , был один из создателей первой советской %92%D%BE%D%B%D%BE%D%80%D%BE%D%B%D%BD%D%B%D%F_%D%B%D%BE%D%BC%D%B%D%B . Лауреат %D%D%BE%D%B%D%B%D%BB%D%B%D%B%D%81%D%BA%D%B%D%F_%D%BF%D%80%D%B%D%BC%D%B%D%F_%D%BC%D%B%D%80%D%B ). Открытие оружия массового уничтожения заставило его так же, как и булгаковского профессора Преображенского, задуматься об ответственности ученого и науки в целом перед обществом, перед историей.

20 век – время всевозможных революций, век мировых войн и невиданных перемен в образе жизни и образе мыслей миллиардов людей. Поиск правды, поиск истины стал основополагающим поиском для лучших представителей интеллигенции.

В «Записках на манжетах» М.А. Булгаков с горькой иронией скажет: «Только через страдания приходит истина… Это верно, будьте покойны! Но за знание истины денег не платят, ни пайка не дают. Печально, но факт.»

Находясь в центре стремительного круговорота событий, людей и мнений, Булгаков себе и своим читателям задает вечный вопрос евангельского Понтия Пилата : «Что есть истина?»

Уже в 20-е годы, трудные годы 20 века, писатель пытался ответить на этот вопрос своими сатирическими произведениями, поднимая в них следующие проблемы :

1.Беспощадное осуждение «чистой» науки ее жрецов.

2.Проблема личной ответственности человека культуры перед жизнью.

3.Проблема человеческого самоуправления.

Попробуем проследить, как раскрываются писателем эти проблемы.

А сначала давайте вспомним содержание сатирических произведений («Собачье сердце» и «Роковые яйца»)

Литературная викторина.

Повесть «Собачье сердце»

2.Какую песню играет на балалайке Шариков? («Светит месяц»)

3.Кого больше всего ненавидит главный герой? (Кошек)

4.Первое слово, которое произнёс Шариков? («Абыр» - «Рыба»)

5.На какие цели Шариков взял 7 рублей в домкоме? (На покупку учебников)

6. Как Шариков объясняет невесте наличие шрама у него на лбу? (Ранен на

на колчаковских фронтах)

Повесть «Роковые яйца»

а)Абрикосов

б)Яблочкин

в)Персиков

5. Каковы были последствия неожиданного мороза?

1. Сатирическое осуждение «чистой» науки и ее жрецов, вообразивших себя творцами новой жизни.

Учитель:

Повести М.Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца» - о профессорах старой школы, гениальных ученых, сделавших в новую, не совсем понятную им эпоху гениальные открытия. Оба они пришли в булгаковскую прозу с Пречистенки (ныне улица Кропоткинская в Москве). Булгаков этот район хорошо знал и любил его обитателей. Поэтому, наверное, он считал своим долгом «изображение интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране»

Вопрос: Почему же классические интеллигенты с Пречистенки стали вдруг объектом сатиры? ( А потому, что сатира Булгакова – это сатира умная и зрячая. Писатель видел, что талант ученого, безукоризненная честность в сочетании с одиночеством могут привести к последствиям трагическим и неожиданным. Так происходит с милым сердцу Булгакова профессором Персиковым, почти то же самое случается с профессором Преображенским).

Вопрос: Какие открытия им удалось сделать?

Итак, «Роковые яйца» (См. Презентацию «Роковые яйца»)1-4 кадр.

1 . Выступление учащегося с индивидуальным з аданием «Научное открытие профессора Владимира Ипатьевича Персикова» 5 кадр.

« В красной полосочке кипела жизнь. Серенькие амебы, выпуская ложноножки, тянулись изо всех сил в красную полоску и в ней (словно волшебным образом) оживали. Какая-то сила вдохнула в них дух жизни. Они лезли стаей и боролись друг с другом за место в луче. В нем шло бешеное, другого слова и не подобрать, размножение. Ломая и опрокидывая все законы… они почковались на его глазах с молниеносной быстротой. …В красной полоске, а потом во всем диске стало тесно, и началась неизбежная борьба. Вновь рожденные яростно набрасывались друг на друга и рвали в клочья и глотали. Среди рожденных лежали трупы погибших в борьбе за существование. Побеждали лучшие и сильные. И эти лучшие были ужасны».

Таково гениальное открытие профессора Персикова , которое принесло бы ему славу, мировую известность, которое, очевидно, можно было бы как-то использовать в народном хозяйстве. Об этом профессор не подумал, потому что должен был произвести серию опытов и экспериментов.

Учитель: А теперь повесть «Собачье сердце». С этой повестью вы познакомились еще в 9 классе. Повесть была экранизирована в 1988 году ( 1987г. напечатана ). Режиссер фильма Влади́мир Влади́мирович Бортко́ ) - российский кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Экранизация повести принесла режиссеру признание мировой кинообщественности - фильм был удостоен Гран-при кинофестиваля в Перудже (Италия).

2. Выступление учащегося с индивидуальным заданием « Уникальная операция профессора Преображенского в его опыте по пересадке гипофиза».

( Гипо́физ - мозговой придаток в форме округлого образования, расположенного на нижней поверхности головного мозга в костном кармане, называемом турецким седлом, вырабатывает гормоны, влияющие на рост, обмен веществ и репродуктивную функцию )».

Филипп Филиппович Преображенский (60 лет) – светило в медицине. Он производит уникальный опыт по пересадке гипофиза умершего человека (Клим Чугункин) бездомному псу Шарику. Эта операция проведена профессором 22 декабря , а 2 января , записанного в дневнике доктора Борментал, встал с постели этот очеловечевшийся пес, который «… уверенно держался полчаса на задних лапах». И в тот же день, по свидетельству ассистента профессора доктора Борменталя: « В моем и Зины присутствии пес (если псом, конечно, можно назвать) обругал профессора Преображенского по матери».

Эта операция профессора – поистине научное открытие: «Вид у него странен. Шерсть осталась только на голове, на подбородке и на груди. В остальном он лыс, с дряблой кожей. В области половых органов – формирующийся мужчина. Череп увеличен значительно. Лоб скошен и низок».

Учитель: Казалось бы, научные открытия Персикова и Преображенского должны были потрясти мировую научную общественность и принести определенную пользу человечеству. Что же происходит в действительности?

- Какова же с удьба « красного луча», открытого профессором Персиковым?

К профессору явился некто Александр Семенович Рокк «с казенной бумагой из Кремля», удивительно напоминающий Полиграфа Полиграфовича Шарикова: «Маленькие глазки смотрели на весь мир изумленно и в то же время уверенно, что-то развязное было в коротких ногах с плоскими ступнями». 6 кадр.

Великое открытие талантливого ученого привело к катастрофе.

Люди вылетали из дверей, завывая:

Бей его! Убивай!..

Мирового злодея!

Ты распустил гадов!

Низкий человек, на обезъянних кривых ногах, в разорванном пиджаке, в разорванной манишке , сбившейся в сторону, опережая других, дорвался до Персикова и страшным ударом палки раскроил ему голову».

Человек, удивительно похожий на Шарикова, убивает гениального ученого. 8-9 кадр.

Вывод: Так и А.Д. Сахаров увидел последствия своего изобретения, после того как предложил применять электрический заряд в плазме, помещенной в магнитное поле, для получения управляемой термоядерной реакции. Неизвестно, в чьи руки попадет научное открытие, в каких целях его будут использовать. Так, вытекая из первой, звучит вторая тема сатирической дилогии М.А.Булгакова.

2. Тема личной ответственности человека науки, культуры перед жизнью, перед историей.

- А что же случилось с действительным Шариковым?

Пес Шарик был по-своему, по-собачьи умен, наблюдателен и даже не чужд сатирического дара. Жизнь, которую он видел из подворотни, действительно была метко им схвачена. Он умел выделить в ней типичные подробности.

И вот Шарик превращается в Шарикова.

    Какие приемы использует автор?

Гротеск. Реализация метафоры : кто был ничем, тот станет всем. Использует фантастическую ситуацию. Помогает понять абсурдность идеи.

    Как изменилась жизнь Преображенского с появлением Шарикова?

Дом превращается в АД . Тема дома сквозная у Булгакова. Дом – средоточие человеческой жизни. Большевики уничтожили дом как основу семьи, основу человеческого общества.

Появление Шарикова в доме профессора – это кошмар… (№6 слайд-фильм «Кто убил кошку мадам Полосухиной…).

Учитель: Когда наступил «Звездный час» Шарикова?

оступление на службу. «Вчера котов душили, душили» - преследование своих – характерная черта всех шариковых. Уничтожают своих, заметая следы собственного происхождения . Обманул девушку. Чужды стыд, совесть, мораль. Присущи ненависть, злоба . Он действительно опасен ( №7 . См . слайд- фильм Бенефис Шарикова… ); … Котов душили, душили;+ 2мин.37.

Учитель : Профессор Преображенский, задумавший улучшить природу, взял на себя смелость соревноваться с жизнью, сотворив доносчика, алкоголика и демагога, который ему же сел на шею. Профессор понял своюошибку.

Вывод: Так человек, пусть даже гениальный, вторгшийся в законы природы, возомнивший себя Творцом, терпит фиаско.

В романе «Мастер и Маргарита», с которым мы познакомимся позже, Воланд задает вопрос двум московским литераторам Берлиозу и Ивану Бездомному, утверждающими, что Бога нет: « Если Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?» На что Иванушка отвечает: Сам человек и управляет!»

Так ставится Булгаковым реальнейшая и острейшая в 20 веке проблема.

3. Проблема человеческого самоуправления

Это 3-я важнейшая тема повести «Собачье сердце».

20 век стал временем разрушения, распада прежнего тысячелетнего порядка человеческой жизни. Это время разрушения прежних человеческих связей, прежних способов управления человеческим поведением. Старый тип управления держался на почитании христианских заповедей, на авторитете царя, сословной морали. Теперь ведущей идеей эпохи стали слова: «Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и не герой. Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой».

Вот откуда появилась блоковская свобода «без креста». Освободившись от прежней зависимости, человек попал в более тяжкое подчинение своему утробному, шкурному, эгоистическому интересу. Булгаков приводит нас к выводу : там, где естественный ход жизни подстегивается невежеством, корыстью, там ничего хорошего ждать не приходится.

Вопрос : Можно ли доверить управление жизнью Шариковым, Швондерам, Рокку?

Умный профессор Преображенский это понял (№8 См . слайд- фильм); 35.32-37.17.

А вот Швондеры, Шариковы, Рокки этой истины никогда не поймут.

Шариковы плодятся быстро, и с ними (в отличие от голых гадов) бороться никто не собирается. Профессор Преображенский говорит об этом (№9 . См . слайд- фильм Швондер и есть самый главный дурак… ); 38.18 – 38.51.

Интересен разговор профессора Преображенского о разрухе (№10 . См . слайд- фильм … Разруха…гл.3)+

Булгаков не раз называет опыт профессора Преображенского «преступлением». Так, автор, развивая тему Достоевского «Преступление и наказание» не верил, что в один миг можно сделать человека безгрешным и праведным, и приводит героя к знаменитому выводу: (№11 . См . слайд- фильм … На преступление не идите никогда…). 37.50-38.17

Эта мысль будет главной и в «Мастере и Маргарите».

Заключение. Пожалуй, более преступление – под видом революционного обновления совершать насилие над всем ходом истории, над судьбами людей. Профессор Преображенский говорит о таких экспериментах : « Они напрасно думают, что террор им поможет. Террор совершенно парализует нервную систему».

Не правда ли, смелая повесть! Но она не была напечатана при жизни автора. На лицо террор над литературой, культурой, Прав был Булгаков: террор над культурой привел к параличу, застою и гибели.

Вывод:

Во все времена сатира служила идеям гуманизма, просвещения и идеалам прекрасного, к которым призывали авторы сатирических трудов, вскрывая различными средствами юмора изнаночную сторону реальности и призывая к добродетели нравственности, духовности, образованности, интеллектуального развития.

Писатели – классики 19 века, в лице А. С. Грибоедова, Н.В. Гоголя (поэма «Мертвые души») А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И.А Крылова в баснях , а особенно « кусательная» сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина , выражали отвращение к тирании, крепостному праву, прописным порядкам с помощью сатиры, ведь сатира – это тонкая грань юмористического и комического, которая дерзко обнажает суть в доступной и понятной форме, клеймя общественные пороки, дает надежду и поднимает дух даже в самые горькие моменты жизни именно потому, что она помогает перевернуть привычную картину мира, превращая ее из трагичной, в невообразимо цепкую и вдохновляющую шутку.

К таковым по праву можно отнести сатирические произведения М.А. Булгакова, о которых мы сегодня говорили на уроке.

7.Рефлексия.

Булгаков не менял своих взглядов по моде или по выгоде. Но он напряженно думал обо всем, что видел перед собой. И мысль его… была наклонна к анализу живого, не заморочена догмами или предвзятостью и подкреплена ответственностью свидетеля и летописца великих и трагических событий в жизни родины. На всех перекатах судьбы Булгаков оставался верен законам достоинства...

В.Я. Лакшин

Ресурсный материал к уроку

Литературная викторина по повести «Роковые яйца»

1. Какая фамилия у главного героя?

а)Абрикосов

б)Яблочкин

в)Персиков

2. Какое научное открытие делает профессор Персиков?

а)Он открывает «луч жизни», под воздействием которого бактерии начинают бешено размножаться

б)Он находит противоядие от рака

в)Ему удалось клонировать овцу

3. Чем отличаются особи, появившиеся при помощи «луча жизни»?

а)Они гораздо медленнее стареют

б)У них повышается выносливость

в)Они становятся невероятно агрессивны и с остервенением уничтожают более слабых сородичей

4. Что тем временем происходит в СССР?

а)Начинается повальная «куриная болезнь», и все куры на территории СССР умирают

б)На зерновых культурах поселяется какой-то грибок, и злаки начинают гибнуть в огромных количествах

в)Крупный рогатый скот начинает умирать от неизвестной болезни

5. Что происходит после того, как профессор Персиков и Рокк выписывают из-за границы яйца?

а)Рокк с помощью луча и выписанных из-за границы куриных яиц восстанавливает поголовье домашней птицы

б)Яйца змей и куриные яйца путаются при доставке, и Рокк получает змеиные яйца

в)Яйца, выписанные Рокком, разбиваются

6. Что происходит после того, как Рокк помещает яйца рептилий в камеры?

а)Все камеры одновременно выходят из строя

б)Птицы и лягушки снимаются с места, а собаки воют, предчувствуя беду

в)Хорошенько рассмотрев их, Рокк понимает, что это не куриные яйца

7. Что происходит после того, как рептилии вылупляются из яиц?

а)Помещение, в котором они находятся, удается изолировать, а самих рептилий - перебить

б)В стране начинается страшный хаос, и полчища пресмыкающихся приближаются к Москве

в)Вылупившихся чудовищ начинает косить неизвестная болезнь

8. Что случилось в ночь с 19 на 20 августа?

а)Полчища монстров напали на Москву

б)Неожиданно ударил восемнадцатиградусный мороз

в)Москву удалось отбить у чудовищных рептилий

9. Каковы были последствия неожиданного мороза?

а)Мороз уничтожил всех рептилий и их зародышей в яйцах

б)Он погрузил монстров в анабиоз

в)Он ослабил животных, и люди частью вывезли их из страны, частью истребили

10. Что происходит с технологией получения волшебного луча после катастрофы?

а)Ее продают за границу за огромные деньги

б)Луч больше никому получить не удается

в)Луч начинают использовать в военных целях

Ответы:1-в; 2-а; 3-в; 4-а; 5-б; 6-в; 7-б; 8-б; 9-а; 10-б.

Литературный диктант. «Жизнь и судьба М.А. Булгакова». Повесть «Собачье сердце»

I. «Жизнь и судьба М.А. Булгакова»

    Когда и где родился М.А.Булгаков? (15.05.1891 в Киеве)

    Где учился? (Александровская гимназия, медицинский факультет Киевского университета).

    Самые известные произведения писателя (« Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Бег», Белая гвардия».)

    Какую роль в жизни играли женщины? (Вдохновляли, помогали в жизненных трудностях, служили его идеалом).

    Где и когда умер Булгаков? (10.03.1940)

II. Повесть «Собачье сердце»

1.В каком году была написана повесть? (1925). Напечатана? (1987)

2.Вспомните строки любимого романса профессора Преображенского.

(«От Севильи до Гренады…», «К берегам священным Нила…»)

3.Какую песню играет на балалайке Шариков? («Светит месяц»)

4.Кого больше всего ненавидит главный герой? (Кошек)

5.Первое слово, которое произнёс Шариков? («Абыр» - «Рыба»)

6.Сколько лет профессору Преображенскому? (60)

7.Сколько денег украл Шариков у профессора? (2 червонца)

8.На какие цели Шариков взял 7 рублей в домкоме? (На покупку учебников)

9. Как Шариков объясняет невесте наличие шрама у него на лбу? (Ранен на

на колчаковских фронтах)

10. На что, по мнению Шарикова, пойдут убитые им коты? («На пОльты»).

Повесть «Роковые яйца» была написана в 1924 г. Публикация ее в 1925 г. вызвала широкий резонанс в критике и писательс­ких кругах – от восторгов до политических обвинений в адрес писателя. Вот как об этом писал А. Воронский: «Роковые яйца» Булгакова – вещь необычайно талантливая и острая – вызвала ряд ожесточенных нападок. Булгакова окрестили контрреволю­ционером, белогвардейцем и т. п., и окрестили, на наш взгляд, напрасно… Писатель написал памфлет о том, как из хорошей идеи получается отвратительная чепуха, когда эта идея попада­ет в голову отважному, но невежественному человеку».

В повести «Роковые яйца» рассказывается о том, как про­фессор зоологии Персиков открыл «луч жизни», который спо­собствует ускорению созревания и размножения живых су­ществ. В это же время в стране начинался куриный мор, уг­рожающий голодом населению. И, конечно, в открытии профессора Персикова видится спасение. Использовать это от­крытие на практике берется некий Александр Семенович Рокк, человек в кожаной двубортной куртке и с огромным старой конструкции пистолетом в желтой кобуре на боку. Рокк представился профессору как заведующий показательным со­вхозом «Красный луч», который намерен производить при по­мощи открытия опыты с куриными яйцами. Несмотря на про­тесты Персикова, ссылающегося на непроверенность опыта, на непредсказуемость последствий, Рокку при помощи бумаги из Кремля удается забрать его открытие. На что Персиков только и мог сказать: «Я умываю руки» (потом подобным об­разом будет вести себя Пилат при решении участи Иешуа в «Мастере и Маргарите».) Здесь встает вопрос о нравственной ответственности ученого.

Булгаков в понимании этой проблемы близок к Достоевс­кому. Достоевский считал, что человек несет ответственность не только за свои действия, но даже за свои мысли и их по­следствия. Самая известная и сжатая версия этой идеи – в романе «Братья Карамазовы». В третьем свидании с Иваном Федоровичем Карамазовым Смердяков говорит: «…Вы вино­ваты во всем-с, ибо про убийство вы знали-с, а мне поручили-с, а сами, все знамши, уехали. Поэтому и хочу вам в сей вечер это в глаза доказать, что главный убивец во всем здесь единый вы-с, а я только самый не главный, хоть это я и убил…» Смысл разговора в том, что хотя Иван Федорович сам не совершал преступления, но именно он подал Смер­дякову философскую идею: «Если Бога нет, то все разреше­но». Поэтому вина в убийстве лежит на Иване Карамазове.

Здесь искали:

  • роковые яйца анализ
  • роковые яйца проблематика
  • роковые яйца проблемы

О чем размышляет М.Булгаков в повести "Роковые яйца"?

Быть человеком, иметь столь высокий статус - это значит чувствовать ответственность перед своими поступками и не отпускать мысли о последствиях. Михаил Булгаков создал антиутопию «Роковые яйца» с целью предостеречь людей от ошибок. Писатель ловко чередует в фантастическом произведении сатиру, иронию и философские выводы.

Со строк повести становится ясно, что М.Булгаков главной темой определяет ответственность. Персиков, интеллигент, образованный человек, открывает «красный луч», который способствует активному размножению организмов, а их размеры достигают гигантских. В то же время страна терпит куриный мор, уничтоживший всех кур. Правительство находит решение проблеме в эксперименте зоолога и просит его о помощи. Булгаков обращает наше внимание на то, что препараты Персикова оказываются в руках невежественных и недальновидных людей, что влечёт за собой катастрофические последствия. Из этого можно сделать следующие выводы: нельзя приниматься за дело необдуманно, а тем более вмешиваться в природу человека. Природа человека- это субстанция, в которую нельзя вторгаться. Такое вторжение приводит к гибели. Необъяснимые явления в повести, главным образом восемнадцати градусный мороз в середине августа, чётко дают нам понять, что природа значительно сильнее нас, и ни красная армия, ни другие войска не спасут человечества от её сетей. Сама композиция произведения пропитана парадоксальным явлением. Герои, следуя добрым побуждениям, хотели сделать как лучше - развести кур и предоставить всей стране пропитание, однако получилось наоборот. Рокк, в руки которого попали препараты профессора, является лишь смелым экспериментатором. Он не имеет нужных знаний, которые послужили бы достижением положительных результатов, однако это его не останавливает. Спешность эксперимента и негативные отзывы от зарубежных стран оказываются сильнее, и герой идёт наперекор природе. Из-за его невежества из яиц появляются чудовища, которые уничтожали всё вокруг. Невозможность их установить, приводит к убийству учёного. булгаков роковые яйца

В повести присутствует ещё одна сюжетная линия. Булгаков пародийно повторяет путь наполеоновского нашествия. Змеи олицетворяют французов, которые некогда наступали на Москву. Автор в «Роковых яйцах» сумел отобразить и время, и тона, и картины, которые отпечатались на страницах истории после наполеоновских сражений.

Булгаков хочет обратить наше внимание на невозможность изменения хода эволюции. Он показывает, что планируя будущее, нам приходиться жить только в настоящем. Люди строят «новую идеальную жизнь», будучи уверенными, что она будет намного лучше, но, к сожалению, забывают о том, что светлого будущего не может быть при отсутствии здравого мышления и осмысленности всех последствий. Природа не допустит того, чтобы кто-то вершил судьбы людей, не имея на то права.

Подвести итог я хочу словами, с точностью сказанными Силованом Рамишвили: «Самую большую ошибку люди совершают тогда, когда желанное представляют реальностью». Данное высказывание как нельзя лучше отражает суть повести «Роковые яйца», ведь человек наделён разумом, который должен предостерегать от подобных трагедий. 2