Рецензия на научную статью студента. Что такое рецензия

В следующей статье приводится пример отзыва научного руководителя или образец рецензии внешнего рецензента со степенью доктора наук по профилю публикации на статью аспиранта или соискателя в ВАК-журнал.

Практически во всех редакциях ВАК-журналов научных периодических изданий, удовлетворяющих необходимым условиям включения в Перечень ВАК ведущих рецензируемых научных журналов и изданий от аспирантов или соискателей ученой степени кандидата XXX наук требуют предоставить отзыв (рекомендацию ) научного руководителя на публикацию статьи. Зачастую аспиранта просят предоставить дополнительный отзыв (рецензию ), подписанный внешним рецензентом со степенью доктора наук по профилю данной научной публикации.

Часто аспиранты сами, вместо своего научного руководителя или внешнего рецензента, пишут отзыв на статью. И ничего так, осмысленно выходит…

А вот руководство по составлению отзыва (научного руководителя) или рецензии доктора наук (внешнего рецензента) на сферическую статью в вакууме:

1. «Шапка» или заглавие: Рецензия на статью Ф.И.О. «название статьи» (также встречаются такие фразы: «Рекомендация к статье», «Отзыв о статье»)

2. Пишется о том, что статья посвящена актуальной проблеме:
* Статья Ф.И.О «название статьи» освещает … проблему, которая актуальна …, поскольку… (далее приводится пара аргументов в доказательство актуальности и обоснованности постановки проблемы)…
* Актуальность идей, содержащихся в рецензируемой рукописи заключается в…
* Автором предложены следующие оригинальные идеи…
* Представленная автором статьи оригинальная концепция…

3. Указывается научная новизна рецензируемых материалов:
* В рукописи «ХХХ» изложены … положения, касающиеся формулировки…
* Автор в своей работе осуществил подробный анализ…
* Автор на основе большого эмпирического материала анализирует…
* Дана трактовка …
* Указываются и объясняются такие понятия, как …
* Автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения тем, что …

4. Отмечается теоретическая и практическая ценность рукописи, осуществляется оценка основных результатов исследования:
* Автор предлагает оригинальный подход к решению вопроса…
* В данной научной статье раскрывается и конкретизируется ряд новаторских аспектов…
* Положение статьи о … заслуживает особого внимания, поскольку…
* Введение … концепций в научный оборот будет способствовать … в … научных дисциплинах…
* Анализ проблемы… предоставит импульс для дальнейших исследований в области…

5. Отмечается использование правовых актов, литературных и иных источников, а также качество оформления работы:
* Источники, цитируемые в рецензируемой статье, отражают современную точку зрения на исследуемую проблему…
* Все разделы статьи логически взаимосвязаны, а положения статьи подтверждены цитатами из авторитетных источников и ссылками на научные исследования…

7. Указание ученой степени и звания, должности того, кто дал отзыв: Подпись. Подпись должна быть заверена в отделе кадров или канцелярии и поставлена гербовая печать.

Так что публикуйтесь, и будет Вам щастье …

Вместе с этим читают:

Для многих учащихся ВУЗов, аспирантов и научных сотрудников вопрос написания различных работ является довольно проблемным. В частности, бывает трудно учесть все требования и грамотно составить отзыв на публикацию. Сегодня я решил разместить информацию о том, как пишется рецензия на научную статью , пример которой можно будет увидеть далее.

Что такое рецензия

Перед публикации статьи в серьезном издании, требуется написание рецензии на нее. При этом рецензирование считается одной из наиболее важных частей при отборе и утверждении работ. Кроме того, это повышает качество публикуемых статей.

Чтобы опубликовать в журнале из Перечня ВАК статью, требуется не меньше двух рецензий. Такие же требования имеются у ряда изданий, которые готовятся подавать документы, чтобы их включили в этот перечень. Однако подобные отзывы требуются и для других целей в рамках получения высшего образования и подачи научных публикаций. Это касается и гуманитарных, и технических специальностей, и вводит в затруднение как студентов, к примеру, магистрантов, так и научных сотрудников.

Кому-то кажется термин “рецензирование” замысловатым, но его можно описать достаточно просто: статью проверяют на логичность и подлинность содержания, а также на соответствие требованиям к оформлению. Однако такая несложная процедура связана с субъективным усмотрением рецензентов. Поэтому нужно совершенно точно знать, как правильно оформить документ, и что в нем должно содержаться.

Рецензия – это специальный документ, который составляется рецензентом . Последним может быть ученый со степенью, который разбирается в вопросах содержания публикации, а также работает в той же сфере, специализируется в той же дисциплине, что и автор.

Рецензентом приводится в краткой форме анализ публикации, оценка. Все это делается в соответствии с особыми критериями. Также оценивают объем, составление аннотации, выбор ключевых слов на разных языках. Еще смотрят на то, насколько грамотно написаны ссылки, как оформлена библиография.

Разновидности рецензий

В зависимости от цели составления, документ могут писать разные рецензенты. Он бывает следующих разновидностей:

  1. Внутренняя рецензия составляется научным руководителем. Подпись преподавателя заверяет университет или то учреждение, в котором проходит обучение или работает автор.
  2. Внешняя рецензия – для этого рецензентами назначаются редакторы журналов или члены редакторской коллегии. Так или иначе, документ должны составлять специалисты с авторитетом и ученой степенью. Ряд организаций требует у того, кто будет его писать, наличие напечатанных публикаций в профильных журналах за последние несколько лет (как правило, за три года).

Примерный план составления

Есть два варианта плана, как написать рецензию на статью. Первый вариант можно назвать упрощенным, а второй – уже несколько сложнее и более развернутый. Если вас интересует более простой план, который позволяет понять, как грамотно писать рецензию, то он включает такие пункты:

  1. Вступление о предмете исследования.
  2. Личные впечатления о прочитанном, основные аспекты, которые формируют ход публикации.
  3. Степень важности проблемы, которая освещается.
  4. Выводы .

Этот план больше подходит студентам и начинающим рецензентам , у которых нет достаточного опыта для написания критических замечаний.

В развернутом плане будет такая структура:

  1. Сведения о рассматриваемой статье.
  2. Степень важности проблемы и ее актуализация.
  3. Указание на основной рассматриваемый аспект в публикации (возможен краткий анализ содержания).
  4. Собственные аргументы и впечатления от исследования.
  5. Конструктивная критика и отрицательные стороны.
  6. Выводы .

Объем

Вопрос объема является неоднозначным, так как этот нюанс будет во многом зависеть от конкретной темы и научной дисциплины. Обычно отзыв занимает до трех с половиной тысяч печатных знаков . Это соответствует приблизительно 1,5 страницам вордовского текста с 12 кеглем.

Чтобы придать отзыву стилистическую завершенность, обязательно используйте специальные обороты и тематические выражения, который подчеркнут ваш профессионализм и осведомленность в тематике и дисциплине.

Краткий словарь фраз

Если вы хотите грамотно написать отзыв, используйте следующие слова и предложения, которые можно вставить в текст:

  1. В статье автора или в работе…
  2. Научное исследование посвящено следующей проблеме…
  3. Важным аспектом статьи, в котором автор достиг положительного результата…
  4. Подводя итоги всего исследования или его отдельной части…
  5. Можно указать на несовершенство статьи в том…

В последнем пункте важно сказать не только про недостатки, но и сказать о положительных сторонах публикации.

Добавьте следующую фразу: “Однако, нельзя не сказать о … ”

Чем должен руководствоваться рецензент

Если вы хотите сделать все грамотно, придерживайтесь особых правил составления документа . В таком случае ваш отзыв будет принят в специализированном издании. Составляя рецензию, обращайте внимание на следующие требования:

  1. Описывая важность тематики в современных условиях и ее актуальность, делайте это максимально лаконично.
  2. Указывая на основной аспект, выбирайте тот тезис, который вы считаете главным , без дополнительных и второстепенных нюансов.
  3. Во время краткого пересказа содержания помните, что нужно указать на выводы исследования и акцентировать внимание на удачных тезисах автора.
  4. Указывая на отрицательные стороны, пишите исключительно по теме , без ссылок на дополнительные источники.
  5. В заключительных фразах скажите про положительные стороны.
  6. В обязательном порядке скажите про даты и точные факты , но без ущерба доходчивости и краткости документа.


В качестве дополнительных требований, по которым следует делать отзыв, можно использовать следующие:

  1. Укажите на оригинальность публикации.
  2. Перечислите основные недочеты и ваши критические замечания.
  3. Скажите про ваши личные впечатления во время прочтения научного труда, но делайте это аргументированно.
  4. Руководствуйтесь беспристрастностью и старайтесь быть объективным.
  5. Рекомендуется также лично пообщаться с автором.

Если вы будете соблюдать указанные выше требования, ваш отзыв будет принят к печати в журнале или для размещения на сайте, и т. п.

Что не допускается при составлении рецензии

Помимо обязательных пунктов, есть также определенные моменты, которые ни в коем случае не должны встречаться в тексте, а именно:

  1. Никогда не пишите ругательные высказывания или радикальные призывы с насильственным характером.
  2. Не стоит попросту пересказывать текст исследования, так как это могут сделать читатели, но никогда – критики и люди со специальной подготовкой.
  3. Не допускается включение личного мнения без аргументации.
  4. Не стоит писать пространные отвлеченные рассуждения.
  5. Всегда четко оформляйте мысли и не уделяйте чрезмерно много внимания нюансам, которые можно посчитать второстепенными .
  6. Не допускается неподготовленность рецензента, наличие орфографических и фактических ошибок.
  7. Не пишите исключительно в негативном духе, указывайте и на положительные аспекты.
  8. Не стоит писать о личных вкусах и предпочтениях.

Обратите внимание на эти пункты, и вас не обвинят в неграмотности или необъективности.

Пишем рецензию легко: критерии к содержанию

При написании для начала укажите на общую оценку статьи . Она будет состоять из нескольких критериев, каждый из которых можно оценить как “достаточно”, “слабо”, “недостаточно” и включить в текст. Критерии будут следующими:

  1. Проблемность. Исследование должно быть посвящено отдельной проблематике и указывать на ее сущность, указывать на варианты решения.
  2. Актуальность. Статья должна соответствовать современным научным и социальным реалиям.
  3. Научность. Автор должен рассматривать предмет исследования с точки зрения ученого, даже если он сам по себе прикладной и технический.
  4. Новизна. Результаты и выводы, к которым пришел автор, должны иметь научную новизну. Она может заключаться и в применении новых методов, которые раньше не использовали при рассмотрении той или иной тематики.
  5. Завершенность. Исследование должно быть целостным. Так, автору нужно начать с постановки задач и цели, а завершить текст – их решением.
  6. Обоснованность. Результат нужно обосновать, используя определенный инструментарий – конкретные методы, эксперименты, математическое моделирование, и пр.
  7. Структурированность. В статье должна быть четкая и понятная структура, которая в публикациях соответствует наличию разделов и подразделов. Они могут быть посвящены актуальности, анализу фактов и теорий, постановке задачи, обсуждению в ученых кругах и литературе, заключению, и пр.
  8. Характеристика формулировок. Положения публикации должны быть сформулированы в качестве четких лаконичных фраз и строго определять сущность вклада исследования в науку и развитие дисциплины.
  9. Понятность. Статьи нужно писать таким языком, который будет понятен средним специалистам в той или иной сфере. Требуется использование общепринятых терминов.
  10. Компактность. Научный труд не должен быть чрезмерно объемным. Размер текста регулируется содержанием в нем четкой выверенной информации.

После оценки данных критериев можно включить и замечания по существу. Дополнительные советы вы сможете почерпнуть из следующего видео:

Пример рецензии

Сегодня готовый пример документа можно бесплатно скачать. Приведем образец краткого отзыва на публикацию в области психологии. Напомним, что это лишь приблизительный пример, и вы можете (и скорее всего, даже должны!) включать дополнительные подпункты в зависимости от конкретной тематики. Итак, текст может быть следующим:

  1. Рецензия на статью “Психологические аспекты обучения в школьных учреждениях” аспиранта кафедры психологии Педагогического университета, Лапушкиной Натальи Васильевны.
  2. В статье рассматриваются главные психологические аспекты, которые направлены на улучшения успеваемости и обучаемости детей в школе, проводится поведенческий анализ конкретных групп школьников по возрасту.
  3. Актуальность исследуемой проблемы не подлежит сомнениям, потому как современный уровень школьного обучения значительно отстает от реалий времени, и в значительной степени это зависит от неграмотного подхода педагогов к ученикам.
  4. Автор провел глубокую работу и предоставил рекомендации в отношении нормализации психологического климата в учебных заведениях. Присутствует вывод о том, что психологические знания преподавателей недостаточны, и учителя не желают искать контакт с детьми.
  5. Научная статья в полной мере соответствует ряду требований и ее можно рекомендовать для публикации.
  6. ФИО рецензента, другая личная информация, подпись и печать.
Рис.1 Образец рецензии на научную статью. Нажмите, для просмотра в полном размере…

В заключение

Составление рецензии – это проблемная процедура, так как четко сформулировать свое мнение в отношении исследования и выразить его в нескольких страницах бывает трудно не только для студентов-магистрантов или аспирантов, но и для серьезных ученых. Такие документы составляются как для одобрения публикации статьи, так и для внутреннего пользования при защите дипломов, курсовых, для выполнения студенческих проектов, а также просто в качестве тренировки для учащихся ВУЗов.

Процесс написания можно сделать значительно проще, если следовать определенному плану и писать собственную оценку, в соответствии с критериями. Готовый образец также помогает определиться с формулировками.

Юридическая консультация бесплатно в режиме онлайн

Заполните форму что бы задать свой вопрос:

На статью, ищут примеры рецензий.

Мы постарались собрать ответы на данные вопросы в одной статье.

Рецензия на научную статью может быть написана только дипломированным специалистом. К тому же у него должна быть ученая степень в тематической области работы.

Для публикации в журналах, входящих в список ВАК, необходимо подать не менее двух рецензий.

На статьи для обычных изданий рецензии пишут очень редко.

Критерии оценки статьи для рецензирования

Существует ряд критериев для профессионального рецензирования статей

Существует список уже традиционных критериев для профессионального рецензирования :

  • соответствие статьи тематике издания;
  • проблемность (в статье автор должен решить определенную проблему);
  • научность (для текстов, предназначенных для публикации в научном источнике);
  • объем текста (соответствие этого параметра требованиям издания, соотношение структурных частей будущей публикации);
  • качество содержания русскоязычной и англоязычной аннотации и перечня ключевых слов;
  • оценка содержания статьи (подробнее описано ниже);
  • степень завершенности (публикация должна полностью решать поставленную проблему – начинаться с ее постановки и завершаться ее решением);
  • правильность оформления библиографии (библиографических ссылок и списка источников);
  • общее оформление статьи (в соответствии с требованиями редакции).

А теперь рассмотрим, какие элементы должна включать в себя рецензия.

Структурные элементы статьи с примерами формулировки

Рецензия должна характеризовать новизну и ценность статьи

Рецензия для публикации статьи в издании должна включать такие элементы:

  1. Общие данные автора для публикации (занимаемая должность, его ФИО). Образец: Рецензия на статью «Полное название статьи» кандидата психологических наук, доцента кафедры социальной педагогики и психологи МГУ Ивановой Ксении Владимировны.
  2. Описание темы (проблемы) будущей публикация. Для этой части нужно выделить 1-3 предложения. Образец: Статья К. В. Ивановой посвящена решению (анализу, определению) проблемы…
  3. Оценка актуальности поставленной проблемы. Образец: Рецензируемая работа затрагивает актуальные проблемы…, это объясняется тем, что….
  4. Характеристика отличительных и наиболее примечательных моментов работы. Образец: К.В.Ивановой проведена работа по определению … Важно то, что автор обращает внимание на…, ведь…
  5. Заключительная часть – краткая характеристика новизны и ценности статьи (научной и практической).
  6. Рекомендационная часть рецензии. Образец: В научной статья К. В. Ивановой «Полное название статьи» не выявлено (грубых) нарушений установленных требований к работам такого типа. Статья может быть рекомендована к публикации. Рекомендация может включать замечания о недочетах, из-за которых статья отправляется автору на доработку. В таком случае необходимо точно указать на погрешности работы, аргументировать их там, где это нужно.
  7. Сведения о рецензенте: ученое звание, ученая степень, должность, место работы (на момент написания рецензии), ФИО, печать с места работы, подпись. Обратите внимание, что, оформляя ФИО автора статьи, инициалы необходимо писать перед фамилией.

Список фраз, которые помогут оформить основной текст рецензии

Для грамотного оформления рецензии можно и нужно употреблять научные клише

Существует список фраз, так называемых научных клише, которые существенно облегчают рецензента в плане грамотного оформления основного текста:

  1. В статье рассмотрена новая точка зрения на…
  2. В анализмруемой работе автор* обращается к вопросу о…
  3. Статья основана на анализе …
  4. Автор статьи грамотно аргументирует…
  5. В статье акцентируется внимание на…
  6. Автор проявляет фундаментальные знания в …
  7. На основе подобранного фактического материала автор доказывает (справедливо отмечает);
  8. В статье рассматриваются…
  9. В статье достаточно подробно (недостаточно) аргументированы (изложены, описаны)…
  10. Все содержание статьи (рассуждения автора) подтверждено цитатами из достоверных источников (достоверными источниками).
  11. Автор приводит четкую (уверенную) аргументацию своей позиции.
  12. Именно этот факт – причина внимания к…
  13. Особое внимание следует обратить на мнение (рассуждение) автора о…
  14. Отдельного внимания заслуживает…
  15. Практическая ценность статьи определяется…
  16. Научная (практическая) ценность работы заключается в…

Вот еще несколько советов, о которых ни в коем случае нельзя забывать при рецензировании:

  1. Анализируя содержание статьи, особое внимание обращайте на обоснованность позиции автора, ведь этот критерий является одним из самых важных в оценке трудов.
  2. Критерий завершенности важен не только для анализируемой статьи, но и для рецензии на нее. Завершение – рекомендации , но они должны иметь достаточную аргументацию в анализе.
  3. В рецензии должны быть только четкие формулировки, нельзя допускать неоднозначности в изложении своих мыслей.
  4. Не «злоупотребляйте сложноподчиненными предложениями.
  5. Рецензия нужно писать понятным языком с использованием общеизвестной терминологии.

Рецензия на статью пишется в свободной форме, но выполнение ее по указанной структуре, с использованием списка фраз-клише поможет сделать анализ грамотно и быстро.

В этом видео вы узнаете, как написать научную статью:

«Происхождение и формирование лексики современного русского языка» Из работы доктора филологических наук Ю.А.Бельчикова, можно сделать вывод о том, что выбранная тема исследования актуальна для современного российского общества. Анализ проблемы показывает, что словарный состав русского языка прошел длительный путь становления, что наша лексика состоит не только из иконно русских слов, но и из слов, заимствованных из других языков. Тема заимствования русским языком иноязычных слов в разные эпохи отразилась и история нашего народа. В чем и состоит новизна авторского подхода в изучении экономических, политических, культурных контактов с другими странами, накладывающими свой отпечаток на развитие языка. Представленная для рецензирования научная работа обладает, безусловно, практической значимостью и рациональным построением.

Автор использует современный подход к технологии исследования. Наряду с традиционными методами исследования профессор применяет комплексный подход, который предусматривает совмещение качественных и количественных методик исследования. Качественные методики представлены интервью, количественные - анкетированием. Хочется отметить положительные стороны исследовательской работы: изучена проблема формирования лексики русского языка в разные периоды времени; предпринята попытка исследования состояния словарного состава современного русского языка на протяжении всего процесса его исторического становления; теоретически обоснована необходимость работы по пополнению исконно русской лексики, создающейся на базе словообразовательных ресурсов языка, в результате самых разнообразных процессов, характерных для русского словообразования.

На наш взгляд, работа Ю.А.Бельчикова «Происхождение и формирование лексики русского языка» ,представленная для рецензирования является завершенным самостоятельным исследованием, выполнена на достаточном теоретическом и методологическом уровне, обладает инновационным характером.

Захарян Мария Игоревна

РЕЦЕНЗИЯ

на статью: «Одарённый ученик: наказание для учителя или стимул для его развития» преподавателя МОУ гимназии №6, г. Волгоград

С.Ю. Игнатьева

Данная статья была опубликована на сайте http://future4you.ru АКАДЕМИАН – научно- образовательного электронного журнала в сборнике работ педагогов – участников IX всероссийского конкурса «Образовательный потенциал России», 2012, часть 1 , в разделе «Актуальные проблемы учителя при работе с одарёнными детьми»

Я – путь для ученика. Но и он есть мой путь,

ибо тоже подаёт мне ступеньку для совершенствования

моей учительской интуиции и искусства.

Своё повествование хочется начать, с чудесных слов, которые автор использует в качестве эпиграфа в своей статье. На самом деле, вся суть статьи заключается в работе учителя с одаренными учениками. Мы видим, что от первого лица, учитель, признается, Я – ЭТО ПУТЬ ДЛЯ УЧЕНИКА. Какой глубочайший смысл имеет это высказывание!

Автор затронул все стороны такой проблемы, как взращивания одаренного ученика, взаимовлиение ученика и преподавателя. На мой взгляд, данная проблема очень актуальна на сегодняшний день и обосновывается это высокими показателями для развития личности, как со стороны ученика, так и со стороны учителя. В различные временные периоды и по сегодняшний день, данная проблема волновала умы многих учёных, среди которых американские исследователи Р. Розенталь и Л. Якобсон, и многие другие.

Поддержка «талантливого ребенка», одарённость, одарённый ребенок, «дар», взращивания одаренного ученика, развития способностей учащихся, учитель, которому предстоит работать с одаренными детьми – это все то, что будет рассмотрено в статье С.Ю. Игнатьева. Помимо этого, в данной статье также рассматриваются методы, по созданию благоприятных условий для учеников, с целью достижения высоких показателей в изучении предмета.

Поддержка «талантливого ребенка» провозглашается на сегодняшний день приоритетной государственной задачей. По моему мнению, это связано с тем, чтобы поддержать одарённого ребёнка, и прежде всего, в первую очередь поддержка должна исходить от семьи и школы. Так, автор статьи в своей работе пишет: «Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности». Учитель является координатором усилий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а так же просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей. Я полностью поддерживаю слова автора и согласна с его мнением, ведь для ребенка очень важна поддержка со стороны семьи, поскольку ребёнок, не имея собственного опыта, копирует модели поведения, и признаёт как истину нормы и правила принятые в семье. Что касается учителя, тут следует подумать и понять, какую же роль играет ученик, а какую – учитель?!

Автор статьи пишет: «Одарённость – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одарённостью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться. Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. И тут можно сказать одно, что проблема одаренности – это проблема личности. На личном опыте видела, что если ребенок отличается от сверстников богатством своих эмоциональных состояний, неуправляемостью, повышенной любознательностью, неусидчивостью,бунтарством, независимостью поведения, честолюбием и усиленной потребностью в самовыражении, на него необходимо обратить внимание, потому, что они не умеют приспосабливаться к традиционной системе обучения и имеют на все свое личное мнение.

По мнению автора, с чем я полностью согласна, чем слабее класс, тем спокойнее проходят уроки. Учитель не испытывает никакого стресса, при этом никакого стимула для самосовершенствования у учителя нет. И вот в такую идиллию внедряется одаренный ученик со стремлением всегда быть правым, такой ребенок всегда индивидуальность. И вот тут происходит, что при работе с этими детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности. В принципе, я понимаю этих школьников, перед ними встает очень много задач и проблем с которыми им необходимо справится. Это и неприязнь к школе, и игровые интересы, конформность, погружение в философские проблемы, стремление к совершенству, потребность во внимании взрослых.

Я согласна с мнением С.Ю. Игнатьева, по поводу того, что необходимо формировать оптимальные отношения между учениками и учителями. А так же солидарна с автором по поводу того, что преподавателю следует быть доброжелательным, разбираться в особенностях психологии одаренных детей, иметь широкий круг интересов и умений, иметь живой и активный характер, проявлять гибкость, обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью, иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний. И на этом этапе, как писалось вначале, «я (преподаватель) – путь для ученика». Здесь уже можно увидеть пользу как непосредственно для ученика, так и для учителя в его профессиональной деятельности.

Что касается учителей, хочется обратить внимание и высказать свое мнение по поводу того, что одним из условий для развития педагога, как профессионала, является работа с одаренными детьми. Обучаясь в педагогических университетах, каждый будущий преподаватель изучает теоретические аспекты неорганической и органической химии, методики ведения уроков, но этого не достаточно, для того, чтобы стать Учителем с большой буквы. Как пишет автор статьи, помимо этого необходимо еще обладать методической компетентностью, психолого-педагогической компетентностью и аутопсихологической компетентностью.

В заключении хотелось бы сказать, на мой взгляд, от педагога во многом зависит судьба нынешних одаренных детей, а завтра, быть может, – будущих известных ученых, поэтов, врачей. Необходима всего лишь поддержка, внимание, участие в судьбе ребенка. Если на вашем педагогическом пути Вам встретился одаренный ученик, знайте, это не наказание, это стимул для Вашего развития! - собственно пишет автор в конце своей статьи. Это дает нам понять, к чему мы шли, и какой вопрос был поставлен изначально. Хочу закончить словами французского архитектора, искусствоведа и историка Виоле - ле - Дюка: « Священный огонь не загорается сам собой, - чтобы он запылал, нужно собрать топливо, сложить его в очаг и раздувать, иногда долго раздувать, пока удастся добиться первых проблесков пламени. Тогда действительно, если все было хорошо подготовлено в очаге, этот огонь постепенно согреет вас, он светит, он сверкает, он вас обжигает, но, повторяю, для этого нужно потрудится».