Правила мотивации студентов успешными вузами. Как мотивировать себя учиться, когда внутреннее «не хочу» берёт верх Как мотивировать студента к учебе

16.05.13

Все больше и больше взрослых людей, стремясь найти себе лучшую работу, садятся за виртуальные парты. Но окончательно вопрос «Как мотивировать взрослых учиться?» не закрыт. На пути у взрослых людей к учебе стоит немало препятствий. Попробуем их преодолеть.

Голова у взрослого человека набита разными мыслями гораздо плотнее, чем у ребенка. Он, может, и хотел бы выполнить задание онлайн-курса, да просто замотался. Кроме того, люди в возрасте не так явно ощущают плоды своих учебных усилий, как молодые студенты. Их учебные привычки тоже давно ушли на задний план или даже совсем забыты. Больше того, часто взрослым студентам не столько интересно учиться, сколько они вынуждены проходить онлайн-курсы, чтобы повысить квалификацию, сохранить рабочее место, устроиться на новую работу или продвинуться по карьерной лестнице. Вот почему взрослых студентов трудно мотивировать на учебу и сделать активными ее участниками.

Хорошо, что у нас есть 17 способов увеличить мотивацию взрослых студентов к учебе. Применим их все!

1. Объединяйте учеников в группы близкого возраста и одинаковой учебной подготовки.

Делайте акцент на практических занятиях. Отлично, если полученные знания можно будет немедленно применить на практике! Студенты в возрасте гораздо вернее предпочитают практические навыки, чем разного рода отвлеченные теории и факты.

2. Будите в онлайн-студентах исследовательскую жилку.

Известно, что у детей особенно развиты любопытство и жажда исследований. Однако и взрослым ученикам тоже приятно иногда побыть детьми и удовлетворить свой познавательный интерес. Дайте им такую возможность. Пусть в их распоряжении будут все виды бесплатных ресурсов: учебные материалы, справки, графики, короткие видео, подкасты и прочее. Идеальная информационная среда вдохновляет на получение знаний.

3. Объедините учащихся с помощью социальной сети.

4. Не ограничивайтесь закадровым голосом.

Добавьте личный контакт. Пусть онлайн-курс ассоциируется у студентов с вашим лицом. Будьте доступны для студентов. Устраивайте дискуссии в прямом эфире, сессии вопросов и ответов, а также приглашайте экспертов, других преподавателей и специалистов.

5. Вводите в онлайн-обучение игровую нотку.

Придумайте игровые упражнения и тематические исследования, которые можно было бы выполнить разными способами. Пусть ваши студенты ищут и находят решения!

6. Юмор – ваше все!

С помощью юмора вы заинтересуете самых незаинтересованных участников. Если студенты знают, что могут услышать на ваших лекциях нечто забавное, они будут слушать их очень внимательно, дабы случайно не пропустить самое интересное. Будьте остроумны – и вы всегда останетесь в выигрыше!

7. Дробите информацию.

Маленькие порции легче переваривать. Пусть онлайн-студентам будет легко усвоить и запомнить информацию.

8. Создайте напряжение!

Не раскрывайте сразу все свои карты. Пусть студенты недоумевают, что произойдет дальше. Если известно, чем кончается книжка, читать ее уже не так интересно.

9. Показывайте учащимся перспективы их карьеры.

Расскажите, как с помощью новых знаний они смогут удовлетворить свои потребности. Пусть они будут лично заинтересованы в получении знаний!

10. Стимулируйте студентов.

Поощряйте их, когда они включают свой мозг. Пусть-ка поломают голову над каким-нибудь интересным заданием.

11. Позвольте студентам учиться на своих ошибках.

Вот какой эксперимент провел один онлайн-преподаватель. Он разделил своих студентов на две группы. Первая группа получала учебный материал в течение 4 лекций. Другая группа тот же самый материал получила в течение одной лекции, причем 3 раза проходила тест на усвоение нового. И что же? Вторая группа усвоила материал на 50% лучше. Мораль – не бойтесь, если первый или даже второй блин будет комом.

12. Позаботьтесь о визуальном эффекте.

Вы ведь в курсе, что 83% информации мы воспринимаем глазами?

13. Наполните свою лекцию эмоциями.

Если в вашем рассказе нет ни искры вдохновения, если материал звучит скучно и плоско – как вы заставите учащихся его воспринять и запомнить? «Пробейте» студентов на эмоции – придумайте противоречивые тезисы, нажмите на воспоминания, включите в свой рассказ истории из реальной жизни.

Старание в учебе у студента университета может объясняться его искренним интересом к предмету, большими амбициями, жаждой популярности у сокурсников или давлением со стороны родителей. Между тем, профессиональное будущее студента во многом зависит именно от того, какой мотив определяет его вовлеченность в учебу. Эти мотивы диагностировали в ходе исследования ученые НИУ ВШЭ - младший научный сотрудник Института образования Наталья Малошонок , аналитик этого института Татьяна Семенова и аналитик Центра внутреннего мониторинга Евгений Терентьев .

Наталья Малошонок , Татьяна Семенова и Евгений Терентьев применили комплексный подход, использовав в работе две взаимодополняющие теории учебной мотивации: иерархическую теорию самодетерминации и теорию достиженческих целевых ориентаций. Они были проверены на материале 37 интервью с учащимися двух университетов, классического и технического, которые пользуются популярностью в Приволжском федеральном округе. Студентов спрашивали о целях обучения и получения высоких оценок, планах на будущее, а также о практиках преподавания в их вузе.

Наиболее мотивированными можно считать тех студентов, у которых желание получать пятерки совпадает с подлинным интересом к предмету, ощущением самоценности учебы и стремлением использовать навыки, наработанные в университете, для профессионального и личностного роста. Результаты исследования приведены в статье «Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления» , опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования» №3 за 2015 год.

Достижение мастерства как гарантия будущих успехов

Теория достиженческих целевых ориентаций, как следует из названия, сфокусирована на целеполагании – на том, зачем именно студенты учатся. Она наиболее операциональна в том, что касается изучения сверхзадач учебы. Их может быть две: цель мастерства (mastery goal ) и результативная цель (performance goal ). Студенты с установкой на мастерство сосредоточены на получении новых знаний, которые, по их собственному определению, нужны им для личностного и профессионального роста. «Главное – понять и осознать этот предмет, чтобы в дальнейшем он… пошел дальше, в другие предметы, – отмечает в интервью студентка второго курса. – Знания основ должны быть». Другой информант вторит: «Ты сразу учишься, сразу понимаешь, зачем ты это делаешь… Это намного выше тебя ставит, ты развиваешься сама, чтобы достичь вот этого большего».

Учащиеся, ориентированные на мастерство, в целом чаще упоминают о желании преуспеть в будущем – построить карьеру или повысить социальный статус благодаря профессии. Показательна оценка образования как социального лифта, высказанная респондентом: «Мне это с детства привили, говорили: «Учись – и будешь человеком»».

Любопытно, что, преследуя цели мастерства, студенты не обязательно концентрируются на профильных предметах. Если какая-то другая учебная дисциплина больше содействует личностному развитию, респонденты говорят о мастерстве прежде всего в связи с ней, уточнили авторы статьи.

Имитация компетентности ради самопрезентации и признания

Те, кто ориентирован на результат в виде пятерок как таковых (результативные цели), в первую очередь заняты самопрезентацией. Они стараются выгодно представить свои навыки, получить высокую оценку своих компетенций.

По сути, это достаточно поверхностное отношение к обучению. Если студенты, старающиеся достичь мастерства, добросовестно выполняют задания, видя в них вклад в собственное развитие, то их товарищи, ориентированные на результативные цели, ради получения пятерок готовы использовать какие угодно средства, в том числе зубрежку и списывание. «У меня есть цель получить хорошую отметку, и я любыми способами ее добьюсь», – признается студентка.

Результативные цели делятся на два типа: цель приближения и цель избегания. Первая более позитивна: студенты ищут возможности добиться успехов в учебе и в итоге лучше учатся и испытывают положительные эмоции от учебы. В этом плане цели мастерства и цели приближения сходны, однако во втором случае, по-видимому, чаще связанном с механическим заучиванием, студенты быстрее забывают полученные знания.

Учащиеся, имеющие цель приближения, больше ориентируются на требования преподавателей, чем на само обучение. Тут наблюдается некий конформизм: за время пребывания в вузе студенты приспосабливаются к преподавательским требованиям – учатся различать, какие задания нельзя не выполнить, а какими можно пренебречь. В этом случае нередко можно говорить лишь об имитации компетентности, а не о реальных знаниях. «Я понимаю обстановку сразу… – говорит респондент. – Будет, например, опрос, а я знаю, что у меня на планшете налоговый кодекс, я там все найду, и все будет классно».

Путь наименьшего сопротивления

Цель избегания предполагает, что учащиеся стараются уберечься от двоек, не попадать в ситуации, которые проявят их некомпетентность. Среди таких студентов многие учатся исключительно ради получения диплома о высшем образовании. Показательна реплика информанта: «Лишь бы отучиться». Такие студенты обычно полагают, что дипломные корочки важнее знаний как таковых, поясняют исследователи.

Наконец, ряд ученых выделяет в рамках теории достиженческих целевых ориентаций еще одну цель – «уклонение от работы»: такие студенты учатся спустя рукава и не боятся плохих оценок. Как правило, они совмещают учебу с работой, которую и считают приоритетом.

Пятерки ради честолюбия

Иерархическая теория самодетерминации дает дифференцированные объяснения внешних и внутренних причин, побуждающих студентов к хорошей учебе. Внутренняя мотивация означает вовлеченность в учебу в силу реального интереса к ней. «Внутренне мотивированный студент регулирует свою деятельность самостоятельно, а значит, он свободен при ее осуществлении», – поясняют авторы статьи. Внешняя мотивация означает, что студент включается в учебу из-за внешних регуляторов. Ими могут служить оценка за предмет, стремление получить похвалу, важность этой активности для карьерного роста и пр.

В зависимости от степени самостоятельности человека от внешних регуляторов и уровня их интернализации («присвоения»), выделяют четыре вида внешней мотивации: экстернальная (1), интроецированная (2), идентифицированная (3) и интегрированная (4).

В первом случае локус инициации активности находится вне студента: так, некоторые учащиеся стараются учиться ради более высокой стипендии или просто из желания избежать неодобрения.

Мотивация в этом случае может быть связана не с интересом к учебе, а, например, с желанием после ее окончания получить престижную работу. Так, один из респондентов красноречиво называет диплом «бумажкой», которая нужна лишь для того, чтобы он мог работать. Студенты с таким типом мотивации прилагают к учебе минимум сил, достаточных для получения хорошей оценки, отмечается в статье.

В ряде интервью респонденты замечали, что учатся хорошо просто из желания порадовать родителей. Другие проявляли честолюбие: «Может быть, я просто хочу быть лучше всех».

При интроецированной мотивации регуляция деятельности исходит от социальной среды с ее нормами, но этот внешний регулятор интернализуется человеком. «Хочу стать человеком в этой жизни», – воспроизводит студент установку о важности образования, внушенную ему с детства. В этом случае он будет испытывать перед «ближним кругом» чувство стыда из-за плохой учебы.

Красный диплом как эквивалент реальных знаний

При идентифицированной мотивации студент сам инициирует учебную активность, поскольку считает знания фундаментом для построения карьеры. Отличие этого вида мотивации от внутренней состоит в том, что учащийся относится к учебе исключительно прагматически, рассуждает в терминах пользы, поясняют исследователи. «По моей специальности очень много пригодится и для самой себя, – говорит студентка. – Как вести себя в конкретной ситуации и для работы в дальнейшем».

При интегрированной мотивации учеба встроена в ценностную систему человека. Студент хочет уверенно освоить свою специальность, поскольку она ему действительно интересна, и отличные оценки – свидетельство этого интереса. «Для меня было целью получить красный диплом. …Мне кажется, это связано, что, если человек хочет учиться на пятерки, то ему, наверное, интересно все-таки получать навыки…», – говорит информант. А в развитие мысли отмечает, что красный диплом – одна из гарантий безоблачного профессионального будущего.

Такая мотивация обычно порождает высокий градус переживаний, связанных с академическими успехами/неудачами, и студенты вкладывают максимум сил в учебу.

Преподаватели должны поддерживать мотивацию студентов

При внутренней мотивации студенты учатся с удовольствием. Одна из студенток, например, замечает: «Я поступала куда хотела, поэтому интерес превыше всего». Такие учащиеся часто стараются превзойти ожидания, сделать что-то сверх положенного.

Впрочем, тут многое зависит и от преподавателя, форматов обучения. Встречаются примеры, когда определенный педагог пробудил в респондентах интерес к обучению на отдельных предметах (ситуативный уровень мотивации), и этот интерес распространился на более общий – контекстуальный – уровень мотивации, то есть на высшее образование в целом.

Глубина мотивации определяет отношение к учебе

Выделение уровней мотивации тоже операционально. Так, помимо ситуативного и контекстуального уровней мотивации, есть еще и глобальный – на уровне общих установок человека. Эти уровни взаимосвязаны. Так, один из респондентов заявляет, что хорошо учится потому, что при недоработках его «мучает совесть». То есть глобальная мотивация (ответственность) переходит и на контекстуальный уровень – высшего образования, а также на ситуативный уровень – добросовестной подготовки к занятиям.

На практике стоит увязывать между собой разные подходы к диагностике учебной мотивации, резюмируют авторы статьи. «Целевой» подход лучше всего определяет сверхзадачи учебы, а «самодетерминация» классифицирует причины вовлеченности в учебный процесс. По сути, две системы координат комплементарны и позволяют разработать комплексный подход к анализу учебной мотивации, заключают Малошонок, Семенова и Терентьев.

Современный студент приходит в вуз, руководимый многими мотивами.

Проблемы мотивации на протяжении многих тысячелетий являются предметом изучения философии, культурологии, политологии, психологии, социологии и т.д. Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.А. Регуш С.Л. Рубинштейн, Е.А. Сорокоумова, X. Хекхаузен, 3. Фрейд, и мн. др.). Впервые в 1910 г. слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины». Далее термином пользовались для описания поведения человека и животных в поведенческом направлении. В контексте теории деятельности А.Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется в значении конкретизации потребности, условий, направления деятельности. Продолжая данную научную традицию, Л.И. Божович, полагает, что мотив - это мощная побудительная сила осу-ществления деятельности, «в качестве мотива могут высту-пать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» .

Понятие «мотива» уже понятия «мотивация», которое «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности»

Понятие «мотивация» является в психологии в качестве обобщающего обозначения многочисленных процессов и явлений, суть которых сводится к тому, что живое существо выбирает свое поведение, исходя из его ожидаемых последствий, и управляет им в аспекте его направления и затрат энергии . Динамический подход к мотивации предполагает за ней непрерывное движение.

Учебная деятельность студентов характеризуется сочетанием различной мотивации и зависит от: выбора образовательным учреждением образовательной системой, на базе которого реализуется учебная деятельность; организации образовательного процесса; субъектных особенностей обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и др.); субъектных особенностей преподавателя и, прежде всего, системой его отношений к студенту и своей профессиональной деятельности; специфики учебного предмета, мотивации студентов и пр. Мотивация студентов является важным структурным компонентом учебной деятельности.

Анализируя психологические особенности развития учебно-познавательной деятельности студентов, разделяют весь период обучения в вузе на три этапа. Первый этап - 1 курс, характерен высокий уровень профессиональных и учебных мотивов. На втором этапе - 2-3 курс уже снижается интенсивность всех мотивационных компонентов учения студентов. Третий этап (4-5 курс) - происходит рост степени осознания и объединения различных форм мотивов учения.

С появлением познавательной мотивации происходит перестройка психических процессов восприятия, памяти, мышления и других возможностей человека, способствующих выполнению той деятельности, которая вызвала интерес.

Цель исследования : изучение учебной мотивации студентов. Гипотеза: мотив «приобретение знаний» является преобладающим у студентов вуза. Среди некоторых эмпирических задач исследования можно определить следующие: выявить особенности учебной мотивации у студентов, на основе применения математической обработки данных определить преобладающие мотивы студентов, предложить рекомендации студентам с разным типом мотивации. Выборкабыла представлена студентами вуза и составила 50 человек. Для подтверждения гипотезы были использованы «Методика изучения мотивов учебной деятельности студентов» модифицированная А.А. Реаном, В.А. Якуниным, методика изучения мотивации обучения в вузе» Т.И. Ильиной.

Анализ полученных данных показал, что наиболее значимыми мотивами обучения для данной выборки студентов являются следующие: мотив №1 «стать высококвалифицированным специалистом» (t=1.74, p£0.05), мотив № 2 «получить диплом» (t=0.63, p£0.05), мотив № 6 «приобрести глубокие и прочные знания», мотив № 10 «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», мотив № 16 «получить интеллектуальное удовлетворение».

Наименее значимыми мотивами для данной выборочной совокупности являются: мотив № 9 «Не отставать от сокурсников», мотив № 11 «выполнять педагогические требования», мотив № 12 «достичь уважения преподавателей, мотив № 13 «быть примером для сокурсников», мотив № 15 «избежать осуждения и наказания за плохую учебу». Гистограмма 1 отражает 16 мотивов по уровню их значимости .

Гистограмма 1

В программе «Exel» были просчитаны средние значения по данным мотивам. На гистограмме 2 показано, что большим средним значением обладает мотив «Приобретение знаний» (6,2), «Овладение профессией» (5,4), а меньшим - «Получение диплома» (5,2).

Гистограмма 2

Таким образом, было выдвинутое предположение о том, что между мотивами могут существовать значимые различия, а также ведущим мотивом студентов вуза может являться мотив «приобретение знаний» подтвердилось.

  • Осознание теоретической и практической значимости получаемых знаний . Важно понимать, что знания, приобретаемые на каждом курсе, способны обеспечить успешную профессиональную деятельность.
  • Рейтингование является современным методом мотивации студентов. Первые строчки в рейтинге студенческой успешности могут значительно повысить шансы дальнейшего трудоустройства выпускника.
  • Расширение границ персональной ответственности студентов как возможность проявить себя в той области, которая наиболее им близка.
  • Чувство долга также способно актуализировать мотивацию. Студент должен помнить, что является ответственным за то, каким специалистом он станет. Однако здесь нужно учитывать важный момент - чувство долга не должно быть навязано извне, а должно возникнуть в процессе осознания студентом важности выбранной им профессии.
  • Овладение навыками целеполагания . Важно ставить перед собой не слишком растянутые во времени осуществимые цели, представить себе более ощутимый результат и результат на перспективу, записать их как можно подробнее в глагольных формах действия и стремиться к достижению в ближайшей временной перспективе.
  • Самостоятельный поиск. Студенты могут анализировать собственные знания, создавая себе ситуации самопроверки, а также объяснять трудные задания менее подготовленным студентам.

В результате исследования были выявлены первоочередные мероприятия, которые, по мнению студентов, будут способствовать повышению их мотивации к учёбе . Это более широкое применение инноваций в обучении; повышение стипендии, усиление материального стимулирования студентов; мотивация преподавателей и создание условий материального стимулирования студентов; возможность выбора изучаемых предметов; введение блочной системы обучения, когда экзамены сдаются по окончании изучения дисциплины, а не в конце семестра; увеличение доли часов аудиторных занятий, сокращение часов на самостоятельную работу студентов; создание здоровой конкурентной среды среди студентов с применением экономических и неэкономических методов мотивации, включая «автоматическую» сдачу зачётов и экзаменов по результатам учёбы (работы), стимулирование творческого подхода преподавателями; решение проблем отдыха студентов (предоставление путёвок на курорты, в санатории, профилактории).

  • Засорина Полина Евгеньевна , бакалавр, студент
  • Пензенский Государственный университет
  • МОТИВАЦИЯ
  • УЧЕБА
  • УНИВЕРСИТЕТ
  • ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
  • ПСИХОЛОГИЯ

Данная статья посвящена проблеме мотивации у студентов университета. Проблема является актуальной в настоящее время, так как высшее образование играет важную роль и влияет на качество жизни. В статье представлен опрос среди студентов Пензенского Государственного университета, который был проведен с целью глубже изучить поставленную проблему.

  • Психологическая интерпретация героини романа Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза»
  • Использование техник арт-терапии, в работе с подростками в условиях образовательной организации

Какие студенты чаще всего бросают обучение в университете или становятся отчисленными? Те, кто терпят неудачу? Быть может те, кто борется с определенной предметной областью или те, кому не хватает надлежащей подготовки из школы? Для ответов на эти вопросы был произведен опрос среди студентов разных курсов Пензенского Государственного университета, результаты которого будут изложены в данной статье.

Мотивация студентов- это вызов, с которым сталкиваются все члены образовательного сообщества. По мнению специалистов образования и специалистов по данной тематике, мотивация определяется желанием студента участвовать в учебном процессе, подкрепленным личными и внешними факторами. Порой мотивации студентов не уделяется должного внимания, что является ошибкой. Для начала нужно дать определение мотивации. Это динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность .

В первую очередь мотивация делится на две категории: внешнею и внутреннею. А мотиваторами выступают друзья, родители, учителя и личные убеждения. Они помогают учащимся получать хорошие оценки, выполнять задания и участвовать в дискуссиях .

Внешняя мотивация порой играет значительную роль в деятельности человека. Многие студенты ненавидят то, что они считают «бесполезной» работой, или задания, которые они воспринимают как бессмысленные, не приводящие к каким-то позитивным изменениям в их учебе или приобретению полезных навыков. Но что, если в конце задания студентам, правильно выполнившим задание, был предложен удивительный приз? Разве это не побудило бы студентов быстро и точно подавать задания?

Внешняя мотивация включает в себя внешние мотивационные силы, которые подталкивают студентов к напряженной работе. Для студентов внешние мотиваторы приходят в виде оценок, родительских, педагогических и социальных ожиданий.

Но получение награды не гарантирует мотивации среди студентов, согласно проведенному мною опросу среди студентов Пензенского Государственного университета, лишь для 25% опрошенных студентов хорошие оценки являются мотиватором к обучению, гордость родителей не всегда зависит от успеваемости по каким-то предметам. Ведь для того, чтобы внешние мотиваторы были эффективными, студент должен желать наград и понимать, что академические достижения являются единственным способом получения этих наград.

Однако, несмотря на привлекательность вознаграждений, внешние мотиваторы не столь эффективны, как мотиваторы, являющиеся результатом самоопределения. По данным опроса внешние награды или наказания буквально фактически отвлекают студента от процесса обучения и не работают в долгосрочной перспективе. И студенты, изучающие материал за вознаграждение, как правило, перестают изучать материал, после получения награды в виде отличной оценки на экзамене .

Что касается внутренней мотивации, то она исходит изнутри и является наиболее эффективной формой мотивации учащихся. Независимо от внешних наград, личный интерес студента к материалу- это то, что заставляет его изучать что-либо, тратя при этом большое количество личного времени. Естественно, что результат прилежной работы, подкрепленный внутренним интересом принесёт свои плоды- успеваемость будет повышаться.

Студенты, которые мотивированы внутренне позволяют любопытству направлять их, они наслаждаются самим процессом обучения и освоение новой темы для них не проблема, а очередной шанс узнать что-то новое и самосовершенствоваться. Но часто студенты должны быть под руководством опытного преподавателя, чтобы реализовать свой потенциал и сделать свою учебой по-настоящему эффективной.

Преподаватели играют важную роль в укреплении внутренних мотиваторов для студентов, отвечают 30% опрошенных. По данным исследований, ежедневно празднуя успех студентов, используя юмор, чтобы сделать темы интересными, применяя обучение к будущим аспектам карьеры и предлагая возможности для личного выбора студентов, преподаватели делают занятия более интерактивными и увлекательными. Показывая учащимся, что предмет приятен и не скучен, они, скорее всего, будут держать внимание студентов, которые полностью будут погружены в изучаемое, у них появится желание продолжить изучение данного предмета самостоятельно.

Например, преподаватель, который читает лекции со слайда Power Point об Африканской культуре, был бы гораздо менее эффективен, чем тот, который организовал "день культуры", где студенты пробуют африканскую еду и игры, чтобы узнать о разных странах.

Почему студенты не мотивированы? Причин, почему студенты оставили образование, достаточно много, некоторые из них сугубо индивидуальны. Но все же есть много общих. Внешние факторы, такие как вопросы взаимоотношений, проблемы в семьях и проблемы социальной жизни, смещают акцент с занятий и образования, отвлекая учащихся от процесса образования. Но, пожалуй, одной из главных причин немотивированности студентов является скука.

Проведенный мною опрос показывает, что почти 40% студентов скучают при обучении, по крайней мере, каждый день. На самом деле, только 2% студентов сообщили, что никогда не скучают. Скука во время образовательного процесса проистекала из того, что студенты не находили материалы интересными или актуальными, слушали лекции, материал по которым они в состоянии найти сами и изучить его в более приятных для них условиях.

К тому же, многие опрошенные критиковали предмет и методы обучения, используемые преподавателями. Один из студентов написал: "Было бы неплохо узнать важные вещи для жизни после обучения в университете." Другой выразил разочарование в учебном процессе, сказав:" Я не нахожу учебу интересной, не люблю, когда говорят, и ненавижу, что все учат по стандартам." На вопрос: «Чувствуете ли вы, что ваши интересы при обучении учитываются?» 60% студентов ответили, что не чувствуют, что их мнения и взгляды уважаются или признаются, а это, как известно, приводит к повсеместной апатии в обучении.

Возникает вопрос как повысить мотивацию и привлечь студентов к обучению. Установление отношений между студентом и преподавателем является неотъемлемой частью образовательного опыта и может сделать разницу между студентом, который является внутренне мотивированным, и тем, кто внешне мотивирован.

В книге "Инструменты для обучения" Барбары Дэвис указано несколько способов, которые могут установить отношения со своими учениками.

Во-первых, обратная связь указывает на то, что преподаватель слушает студентов и готов привлечь их. Студент, подкрепленный положительной обратной связью, более готов продолжать участвовать в образовательном процессе.

Также, назначение работы, которая не является ни слишком сложной, ни слишком простой, обеспечит возможности для успеха, в то же время предоставляя студентам чувство выполненного долга для завершения работы.

Очень важна и помощь студентам в том, чтобы найти смысл в работе увеличить их внутренние интересы. Например, вместо того, чтобы просто запоминать материал и тестироваться на нем, студентам может быть представлена реальная жизненная ситуация, в которой изученный материал поможет разрешить те или иные проблемы. Опрос показывает, что студенты, которые считают, что у них есть выбор и контроль над обучением, больше участвуют в образовательном процессе. Предоставленный студентам выбор между несколькими заданиями дает им чувство контроля над собственным обучением, а значит и способствует личной мотивации, которая ведет к лучшему усвоению материала и повышению успеваемости. Возможность выбирать предметы, позволяет студентам сосредоточиться на тех, которые относятся к их конкретным интересам, и подталкивает их к тому, чтобы стать внутренне мотивированными, а значит и продвигаться в личном развитии.

Внешние награды также включают в себя и денежные средства, стипендиальные начисление студентам за хорошую и отличную успеваемость. Но некоторые эксперты считают, что предложение такого рода внешней награды студентам подрывает внутреннюю мотивацию, и как только финансирование закончится, студенты не будут продолжать работать. По результатам опроса лишь у 10% студентов двигателем мотивации к обучению является финансовое вознаграждение за успеваемость. Эта инициатива чрезвычайно эффективна со студентами, которые могут не понимать ценности образования, побуждая их приходить в класс вовремя, выполнять задания и участвовать в обсуждениях.

Опубликованная в Вашингтон Пост статья под названием "Денежные стимулы создают конкуренцию" подробно описывает эффективность таких программ. В ней автор, Тереза Варгас, подробно рассказывает о том, как студенты, выполняя домашнее задание, зарабатывая хорошие оценки.

Предложение внешних вознаграждений, по-видимому, оказывает негативное влияние на долгосрочную мотивацию, но иногда кажется необходимым для создания внутренней системы ценностей. Студенты, которые получают деньги за хорошие оценки, скорее всего, будут продолжать производить качественную работу, но учителя также должны связать хорошие оценки с будущим успехом в карьере и за ее пределами.

В заключении стоит заметить, что знания о мотивации и применение их в своей повседневной жизни- это возможность на глубинном уровне понять себя и окружающих. Также, мотивация является ключевым моментом в обучении и в самом процессе получения образования. Если человек желает добиться успехов в своей дальнейшей профессиональной деятельности, то ему следует большое внимание уделять собственной мотивации.

Список литературы

  1. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 640 c.
  2. Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 480 c.
  3. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 c.
  4. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. - 182 c.
  5. Макарова, И.В. Общая психология: Учебное пособие для СПО / И.В. Макарова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 182 c.
  6. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 c.

После прочтения мотивирующих цитат сразу появляется желание учиться и действовать.

Мотивирующие цитаты от студентов Гарварда

Ходят легенды, что студенты Гарвардского Университета каждое утро перед учебой перечитывают эти цитаты и заряжаются энергией и мотивацией. Это помогает им в трудные моменты, когда «не получается», «все идет не по плану», «нет больше сил» - такие ситуации знакомы каждому школьнику и студенту. Если вы понимаете, что сейчас настал тот самый момент, читайте цитаты на английском с переводом из этой статьи и мотивируйтесь!

Небольшой совет от автора: если хочешь улучшить умственные способности, не забывай каждый день тренировать мозг в удобном тренажере 👉🏻 Викиум

  1. If you fall asleep now, you will dream. If you study now, you will live your dream. (Если ты сейчас уснешь, то тебе приснится твоя мечта, но если ты сейчас будешь учиться, то воплотишь свою мечту в жизнь).
  2. The pain of studying is only temporary. But the pain of not knowing – ignorance - is forever. (Боль учения лишь временна. Боль незнания – невежество – вечна).
  3. Studying is not about time. It’s about effort. (Учеба – это не время. Учеба – это усилия).
  4. Life is not all about studying. But if you can’t even conquer this little part of life, then what else can you possibly do? (Жизнь – это не только учеба, но если ты не можешь пройти даже через эту ее часть, как ты будешь знать, на что способен?)
  5. It’s those who are earlier than the others, those who put in more effort, who can enjoy the feelings of success. (Учись делать все раньше, учись прилагать усилия, учись наслаждаться результатами).
  6. Not everyone can truly succeed in everything. But success only comes with self-management and determination. (Не все могут по-настоящему преуспеть во всем. Но успех приходит только с самосовершенствованием и решительностью).
  7. If you don’t walk today, you’ll have to run tomorrow. (Если ты не идешь сегодня, завтра тебе придется бежать).
  8. People who invest in the future are realists. (Люди, которые вкладывают что-то в будущее - реалисты).
  9. The level of education is in direct correlation with your salary. (Твоя зарплата прямо пропорциональна твоему уровню образования).
  10. Even now, your enemies are eagerly flipping through books. (Даже сейчас твои соперники листают умные книги).

Мотивирующие цитаты про учебу от Илона Маска


Илон Маск является одним из лучших примеров мотивированных
  1. Терпение - это добродетель, и я учусь быть терпеливым. Но это трудные уроки.
  2. Если вы покажете людям правильный путь, то с мотивацией проблем не будет.
  3. Ошибки совершать не страшно. Главное каждый раз ошибаться в чем-то новом.
  4. Количество никогда не компенсирует таланта, а два человека, которые чего-то не знают, ничуть не лучше такого же одного.
  5. Главный игрок в команде необязательно тот, кто забрасывает больше всего мячей, это может быть тот, кто дает пасы.

Мотивирующие цитаты для учебы и саморазвития

  1. Между успехом и неудачей лежит пропасть, имя которой «у меня нет времени». Франклин Филд
  2. Дисциплина – это решение делать то, чего очень не хочется делать, чтобы достичь того, чего очень хочется достичь. Джон Максвелл
  3. Есть только один способ избежать критики – ничего не делать, ничего не говорить и быть никем. Аристотель
  4. Я – не то, что со мной случилось, я – то, чем я решил стать. Карл Густав Юнг
  5. Физические упражнения, если ими заниматься должным образом, помогают человеку стать здоровее, а умственные – богаче. Лень же лишает человека и здоровья, и богатства. Роберт Кийосаки