Современная философия о прогнозах и перспективах будущего человечества. Лучшие рипы от jumo aka end

Мы живем в сложных, тревожных и неопределенных условиях. Мир резко изменился и продолжает меняться, и поэтому, безусловно, хотелось бы знать вектор, определяющий магистральное направление в широком спектре изменений. Идея прогресса, так долго согревающая сердца и умы людей, оказалась мифом. Во-первых, прогресс коснулся лишь науки, техники, технологий, но отнюдь не затронул сферу социальную, а тем более, духовную. Более, того, научно-технический прогресс обернулся социальными, политическими, экономическими и духовными трагедиями, коснувшимися всех и каждого.

На повестку дня поставлен вопрос не о светлом прогрессивном будущем, а о возможности будущего вообще. А. А. Зиновьев подметил существенную для всех людей потребность верить в будущее и хотя бы в общих чертах его себе представлять. Пожалуй, в аспекте веры – это то, что касается всех людей, и во все времена это существенная особенность человека. Вот как сам А. А. Зиновьев об этом говорит, причем говорит в применении к людям “светлого будущего”, которое утрачивает эту веру: “Жизнь людей зависит от того, как они представляют себе будущее не только свое и своих близких, но и своих потомков, и даже всей человеческой общности, к которой они принадлежат.

Для многих даже будущее всего человечества есть важный фактор их бытия. Люди в прошлом переносили страшные страдания благодаря вере в небесный рай религии, а в ХIX и ХХ веках благодаря вере в земной рай. Мы же лишены такой веры в будущее. Более того, мы живем с уверенностью в том, что нас и наших потомков не ждет в будущем ни земной рай при жизни, ни небесный рай после смерти. Мы живем в страхе перед ужасами будущего. Надо вернуть людям веру в лучшее будущее” .

Духовная элита современного человечества интенсивно занялась поисками вариантов возможного будущего. Довольно значительное число мыслителей пришли к неутешительному выводу: будущего у человечества нет, если оно будет развиваться в том же духе, как это происходит; в лучшем случае человечество протянет еще 40-60 лет.

К счастью, не такими пессимистами оказались другие, которые убеждены в том, что “люди будут продолжать использовать свои врожденные способности и разум для того, чтобы создавать правила, которые служат их долгосрочными интересами и потребностями. Человеческие существа делали это на протяжении десятков тысяч лет, поэтому было бы странным, если бы прекратили так поступать в конце ХХ в.” .

В. И. Вернадский обосновал теорию ноосферы как объективно и необходимо выстраивающейся на основе биосферы сферы разума. Обнадеживает и убеждение в том, что “пока мы можем представить себе другие альтернативы, еще не все потеряно; пока мы можем советоваться друг с другом и вместе планировать, есть еще надежда” .

Конечно же, мы просто обречены осознавать, в каком обществе мы живем, что наша общественная жизнь ухудшилась, что люди “ведут себя саморазрушающим образом и что им нужно активно работать над воссозданием норм своего общества посредством дискуссий, доказательств, культурных аргументов и даже культурных войн .

В современном обществе все большую роль играют новые, или высокие, как говорит Д. Нейсбит, технологии: компьютерные, генные, нанотехнологии. Человечество заворожено их успехами и поэтому либо боготворит их, либо ненавидит, ужасаясь последствий, но в обоих случаях относясь к ним неразумно. Высокие технологии должны быть сопряжены с глубокой гуманностью, и тогда они станут служит нам, а не уродовать нас, считает Дж. Нейсбит [см. 4] “Обсуждение и публичное понимание повышают наши шансы действовать мудро и осмотрительно в виде нарождающихся генетических технологий” – заявляет Дж. Нейсбит .

Во все времена великие представители человечества пытались представить себе, каким будет будущее общества. Пока общественная жизнь была относительно здоровой, будущее рисовалось в радужных тонах, и это нашло свое выражение в оптимистических моделях, которые представлены в социальных, технократических, социалистических и коммунистических утопиях (Платон, Т. Мор, Т. Кампенелла, Т. Мюнцер, Ф. Бэкон, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс).

По мере ухудшения здоровья общества, увеличения его социальных, экономических, политических и духовных недомоганий, происходило некоторое отрезвление, в XX веке появились обескураживающие и даже шокирующие модели возможного будущего: Д. Оруэлл, О. Хаксли, Н. Замятин продемонстрировали логическое завершение коммунизма и капитализма, в равной мере “непривлекательные и неприемлемые” (Д. Оруэлл “1984”; Н. Замятин “Мы”, О. Хаксли “О дивный новый мир”).

С крушением коммунизма выстраиваются в определенной мере “деидеологизированные концепции будущего”. Среди них следует обратить внимание на концепцию А. А. Зиновьева, известного и крупного философа второй половины. ХХ и начала ХХІ вв., поскольку он очень хорошо, “изнутри” знал и коммунизм, и капитализм. В своих работах “На пути к сверхобществу” и в социологически-футуристическом романе “Светлое будущие” А. А. Зиновьев говорит о будущем “сверхобществе” как таком социальном устройстве, которое лишается черт социальности и по существу выходит за пределы общества, превращается в монстра. Это “будущее общество есть общество не только моральных, психических и интеллектуальных уродов, каким уже является наше общество, но и уродов физических. Атомные испытания, искусственные продукты питания, отравленная природа, бактериологические, генетические и прочие эксперименты тому причина” .

М. Веллер в духе идей синергетики обосновывает в своем футурологически-философском сочинении “Кассандра” мысль о неизбежности разрушения современного общества самими людьми для возникновения принципиально новой общности, отвечающей законам установления в мире новой системы со всеми ей присущими атрибутами.

Именно поэтому человек и наделен сверхизбыточной энергией, которую он и воплотит во взрыве или подрыве общественного организма как уже устаревшей и разрушающейся системы. Ф. Фукуяма пишет о “великом разрыве”, переживаемом современным человечеством, в котором также содержится идея завершения нынешней истории, конца ее, и дает характеристику человека, “последнего человека” как он выражается в этой истории, наделенного тимотическим началом, утрачиваемым в условиях современности.

Э. Фромм, выдающийся мыслитель ХХ в. в целом ряде своих произведений проводит мысль о том, что действительной, подлинной настоящей истории как подлинно человеческом бытии, люди еще не изведали, они живут в предистории, каннибальской, по его характеристике.

К. Маркс также предполагал, что только в будущем человечество сможет жить по-человечески, только в коммунистическом будущем начнется подлинная история. Заметим, что Э. Фромм отчасти разделял марксистские идеи. Именно Э. Фромм, философ и психолог, диагностировал современное общество как нездоровое, больное.

Что привело человечество к разрыву, концу истории, к болезненному состоянию, которое выразилось в отчужденности людей от природы, общества и самих себя, в дегуманизации, морально-нравственной деградации, в деградации разумности, и в итоге – в утрате человечности?

Э. Фромм, поставивший диагноз современному больному обществу и убежденный в возможности воссоздания, реанимации здорового общества, предупреждал: “дегуманизированный человек очень скоро утрачивает не только чувства, но и разум, а в безумии своем – даже инстинкт самосохранения” .

Человек человеку становится роботом, человек умирает как человек, констатирует Э. Фромм.

Весь генетический пул человечества может быть изменен, вторит ему Дж. Нейсбит, человек может быть превращен во что угодно. Последний человек остается в предистории общества по мнению Ф. Фукуямы. Причины кроются в организации общества во всех аспектах его существования. В экономике – это безудержная и оголтелая погоня за прибылью, которая привела к тому, что экономика переросла свое прямое назначение – служить удовлетворению жизненно важных потребностей людей и стала обслуживать их нездоровые сверхпотребности. В политике возобладало стремление к власти во имя самой власти. В социальной сфере ослабление связей, их деструкция и извращение. Сокрушительное падение осуществляется в духовной области: деморализация, отчуждение, нарастание агрессии, культ наслаждения пронизали искусство, наука утратила всякие нравственные компоненты и превратилась в самоцель. Сдала свои позиции религия, сосредоточившись на области культа и организации и оставив на периферии веру в ее духовном средоточии.

Вырвалась из-под власти человека техника, а у человека не хватило мудрости и мужества удержать ее в качестве средства, положив ее пределы и меру.

В целом можно констатировать согласившись с А. А. Зиновьевым, что во второй половине ХХ века были утрачены представления о мере во всех сферах деятельности людей началось безудержное и тотальное нарушение меры, которое стало нормой , а значит меру как способ и условие нормальной жизни перестали принимать во внимание. с. Веллер также отмечает эту безмерность, когда пишет об отъявленном гуманизме, о безграничной свободе, перекосивших и изуродовавших социальную и нравственную сферу. Людям предоставили возможность наслаждаться сверх меры, потреблять сверх меры, развлекаться сверх меры, реализовывать себя во всем и всюду сверх меры.

В нашу жизнь ворвалась техника, меры применения которой мы не знаем и не хотим знать. Так, “интеллектуальная техника вторглась в такие сферы, где совершенно не нужна. Жизненно важные проблемы в этих сферах суть не математические и технические задачи … Обычный человеческий ум тут более, чем достаточен. Решающую роль тот играют желания и воля контрагентов, а не отыскание неких оптимальных вариантов. Использование интеллектуальной техники тут создает иллюзию важности ума, маскирует банальность дела и дает оправдание бесчестных поступков. Серьезные исследователи давно установили, что в девяноста случаях из ста, когда применяется сложнейшая интеллектуальная технология, без нее, в принципе, можно обойтись. … ни в каких компьютерах и ни с какими эмпирическими данными не выработаешь научное понимание общества. Тут нужен не компьютерный ум, представляющий собой гипертрофию лишь отдельных свойств человеческого интеллекта, причем самых простых, а ум совсем итого типа, ум творческий, широкий, многогранный, гибкий, диалектический. Компьютерное мышление убило живую ткань познания и творчества. В искусственный интеллект человечество загрузило огромную массу глупости, невежества, мракобесия. В понимании своего общества, своей жизни и самих себя мы оказались на уровне наших первобытных предков” – с горечью резюмирует А. А. Зиновьев .

Безмерное стремление все модернизировать выразилось в наивную и опасную идею о том, “что современный прогресс должен идти не по пути приспособления его достижений к человечеству, а по пути приспособления человека к его достижениям” .

Перенасыщенность информацией посредством одинаковой интеллектуально-информационной техники нивелирует наши природные различия и снижают интеллектуальный уровень. В принципе люди могут знать все, но при этом исключается всякая потребность в понимании.

Сложилась парадоксальная ситуация: все, что по замыслу должно помочь людям стать лучше, обедняет, демобилизует, парализует, оглупляет, омертвляет людей. Вместо “homo sapiens”, “homo moralicus”, “homo pulchris”, мы имеем “homo mechamicus”, “homo consumeris”, “homo economicus”. Человек постепенно превратился в существо, наделенное сверхчеловеческой силой; но при этом он не демонстрирует наивысшей разумности; по мере нарастания своей мощи и возможностям он не становится счастливее, а превращается в несчастное существо; предоставленный сам себе, завоевывая свободу, бежит от нее. Второй причиной сложившегося положения является перекос, перенос усилий человечества, его интеллектуального и жизненного капитала на сферу материального, технического, экономического, политического. Сложилось предубеждение, что задача первостепенной важности – создать человеку материальные условия, обеспечить комфорт, удобство, и в случае достижения оного само собой устроится и образуется нравственный и духовный порядок.

Никто не спорит, что нормальные условия необходимы для нормальной жизни. “Пока люди будут затрачивать основную энергию на то, чтобы защитить свою жизнь от посягательств и на то, чтобы не умереть с голоду, любовь к жизни будет чахнуть” – замечает Э. Фромм . И далее: “человек станет действительно человечным лишь в атмосфере, в которой он может надеяться на то, что он сам и его дети выживут в следующем году и будут жить многие годы спустя” .

Но кто и когда утверждал, что человек должен захлебнуться материальными благами, или самоуспокоиться в сытости, довольстве и безмятежной безопасности?

Человечество зациклилось на политическом переустройстве общества в демократическом аспекте. Часто забывается, что демократия не панацея, да и далеко не лучший способ организации социального бытия, что не раз провозглашалось в философии и политологии, начиная от Платона, Аристотеля.

“Невозможно отделить изменение нашей промышленности и политической организации от изменений в структуре нашего образования и нашей культуры. Ни одна серьезная попытка изменений или преобразований не будет успешной, если она не затронет одновременно все сферы”, – совершенно справедливо утверждает Э. Фромм .

Реорганизация и изменения касаются как раз политических, экономических, экономических, технических сфер, а сфера культуры и образования испытывает на себе негативные последствия бездумного перенесения этих изменений, о чем уже шла речь. Рынок, демократия и технические новации извратили сферу культуры и образования, устранили из них возможность развиваться по законам своего жанра: искусство коммерционализировалось и упростилось, нравственность вытеснилась в область личной жизни, образование техницизировалось. “В настоящее время нравственное поведение все еще можно найти в конкретной жизни многих отдельных людей, тогда как в целом общество дружными рядами движется к варварству” – не констатирует Э. Фромм . А Зиновьев А. А. всегда подчеркивает отсутствие у носителей западной цивилизации – западоидов – нравственных чувств и симуляцию нравственного поведения в тех случаях, когда им это выгодно. Исказилась сама цель общественного развития, которая была сформулирована нашими предшественниками: все во имя человека, для его блага.

“Мы гораздо больше нуждаемся в возрождении человека, чем в самолетах и телевидении, – писал Э. Фромм еще в середине ХХ века. (Сейчас можно было бы добавить, что мы не так уж нуждаемся в компьютерах, средствах мобильной связи и прочих технических забавах). – Если бы хотя бы крупицу разума и практического смысла, использованных в естественных науках, применить к решению человеческих проблем, то это позволит продолжить выполнение задачи, которая составляет предмет гордости наших предшественников в ХVIII веке” . Развитие науки, техники, технологии, индустрии не остановить, да и глупо было бы пытаться это сделать. Промышленный и научно-технический луддизм себя не оправдали.

Науки и техники не следует бояться и не стоит их боготворить. Они должны быть обузданы и в итоге управляемы, что человечеству по силам.

Кроме того, эти столь важные в жизни современного общества области должны быть гуманизированы. Э. Фромм говорил о “гуманистическом индустриализме”, о том, что мы должны сохранить индустриальный метод, но должны децентрализовать труд и государство, чтобы придать им гуманную соразмерность, Дж. Нейсбит, А. Швейцер о необходимости остаться человеком и не выходить за пределы человечности, А. А. Зиновьев предостерегал от превращения человека в сверхчеловека как выродившегося человека.

Образование ныне преследует цель создать человека организации” и оставляет в стороне необходимость научить человека жить по-человечески, т. е. ответственно и свободно, максимально реализуя себя и свою сущность, в состоянии любви к жизни и всем ее проявлениям; научить быть активно сотрудничающим гражданам.

У человека есть все основания и потенциальные возможности для этого, их нужно только высвободить, а не заниматься искусственным его конструированием, с помощью различного рода технологий, включая политтехнологии.

Бесперспективно и стремление отыскать новые идеи, выдвинуть лозунги. Все идеи уже давно сформулированы. “Нам не нужны ни новые идеалы, ни новые духовные цели. Великие учителя человечества уже сформулировали нормы здоровой человеческой жизни , с тех пор, как впервые зародилась идея о единстве рода человеческого и его судьбы, идеи и идеалы человечества были в основном одни и то же” , да и “люди нуждаются не в лозунгах, а в личностях, которые обладают мудростью, твердыми убеждениями и решимостью действовать в соответствии с этими убеждениями . В этих словах Э. Фромма содержится и мысль о бесполезности заклинаний в процессе образования, и конкретная задача ориентироваться на лучших представителей человечества, его духовную элиту.

Лозунги предлагает идеология, которая по словам А. А. Зиновьева, является средством оболванивания людей, превращения их в некие стандартизированные и нужные системе особи . Идеология создает априорные по отношению к человеку формы (клетки), сквозь призму которых человек воспринимает и должен воспринимать мир. Идеология неизбежна, но современные идеологии выродились так же, как и многие другие явления социально-духовной жизни, или измельчали, так как были извращены эпигонами. Сложилось так, что “массы людей всегда жили, живут и будут жить в идеологически-психологическом бреду” .

Чтобы вырваться из состояния этого бреда, “нам нужно серьезно отнестись к тому, во что мы верим, чему учим и что проповедуем … Внушение людям основных идеалов и норм нашей цивилизации – это в первую очередь задача образования” , – настаивает Э. Фромм. Следовательно, целью образования должно быть формирование личности, разумной и нравственной.

А. Швейцер и Э. Фромм совершенно справедливо и честно писали о том, что общество боится личности, поскольку она является средством выражения духа и истины, которым оно (общество) хотело бы заткнуть рот, и что, к сожалению, власть общества так же велика, как и этот страх.

А поскольку именно общество выстраивает определенную и нужную ему систему образования и воспитания, то приходится с сожалением констатировать, что образование современное не может формировать полноценную личность. Некогда человечество увлеклось изучением и преобразованием природы в своих целях и затем непринужденно, автоматически перенесло свой безграничный энтузиазм на человека, а теперь уже готово преобразовывать человека, вмешиваясь в его генетический код. В прошлое время пытались изменять человека в социальности аспекте, по менее, чем скудным знаниями о нем.

Даже природу следовало бы осторожно и осмотрительно изменять, с учетом всех предполагаемых последствий, тщательно взвешивая все “за” и “против”, не говоря о человеке.

Принимаясь за человека, на него смотрят также потребительски и хшунически, что совершенно недопустимо. Те из людей, которые безответственно и безрассудно посягают на человеческую природу, не только превышают свои всегда должные быть ограниченными в нормальном обществе полномочия, но замахиваясь на развившееся в течение миллионов лет человеческое существо, проявляет себя как “недочеловеки”. И в обществе должны появиться здоровые силы и мужественные люди, их носители, которые сумеют дать отпор таким нравственным, духовным уродам. До тех пор, пока не придет глубокое осознание необходимости бережного и гуманного отношения к человеку, сохранения его как человека, гибельности стремлений переделать человека в угоду чьим-то целям, вытравить у него его человеческое естество, общество не сумеет обеспечить себе жизнь и будущее. Целью общественного развития может и должен быть только человек.

Литература

1. Вемер М. Кассандра. – М.: АСТ, 2007.

2. Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. – М.: Астрель, 2008.

3. Зиновьев А. А. Светлое будущее. – М., АСТ, 2006.

4. Нейсбит Дж. Высокая технология, глубокая гуманность. – М.: АСТ, Транзиткнига, 2005.

5. Фромм Э. Здоровое общество. – АСТ: Хранитель. – М., 2006.

6. Фромм Э. Иметь или быть. – АСТ: Москва, 2008.

7. Фукуяма Ф. Великий разрыв.– М.: АСТ, ЗАО НПП “Ермак, 2004.

8. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – АСТ, Москва: Хранитель, 2007.

Аннотация

Л. И. Зиннурова. Современная философия о прогнозах и перспективах будущего человечества.

В статье проводится анализ наиболее интересных и глубоких концепций, касающихся перспектив и прогнозов возможного будущего человечества и обосновывается вывод о необходимости духовного возрождения человека.

Zinnurova L. I. Modern philosophy of Prognoses and perspectives of Future Mankind.

The analusis of the most interesting and deep concepts conserning, perspectives and prognoses of possible future of Mankind is being done in the article.

Анотація

Л. І. Зіннурова. Сучасна філософія про прогнози і перспективи майбутнього людства.

У статті аналізуються найбільш цікаві і глибокі концепції, що стосується перспектив и прогнозів можливого майбутнього людства, а також обґрунтовується висновок про необхідність духовного відродження людини.

Зиннурова Л. И. – кандидат философских наук, доцент

Большинство писателей-фантастов и футурологов видят будущее человечества в достаточно мрачных красках, и не без оснований. Наше отношение к окружающей среде оста вляет желать много лучшего, мы слишком бездумно используем технологии и всё больше совершенствуемся в самоуничтожении. Однако находятся и оптимисты, которым далёкое будущее представляется удивительным и прекрасным.

1. Статус-кво
Реалистичная оценка современного положения дел была сформулирована со-основателем американской компании-производителя программного и аппаратного обеспечения Sun Microsystems Биллом Джоем. В статье 2004 года «Почему мы не нужны будущему» он писал о катастрофических последствиях, к которым может привести развитие таких технологий 21 века, как робототехника, генная инженерия и нанотехнологии. Джой считает: самое разумное, что человечество может сделать сегодня - пользоваться тем, что уже есть. Только так оно может продлить своё существование на планете.

2. Зелёная планета
Самая первая идея из этой серии была представлена движением Брюса Стерлинга «Зелёный дизайн». Это движение ратует за применение инновационных технологий для решения проблем окружающей среды. По прогнозам Стерлинга, будущее планеты будет куда более экологически разнообразным, чем в любой другой исторический момент.
В таком будущем человек и сам сильно изменится - чтобы жить в полной гармонии с окружающим миром. Всю нашу энергию он будет получать от источников самой Земли и Солнца. Досконально изучив земные экосистемы, человечество изменит и их - например, положит конец всякому хищничеству и страданиям животных. И будет управлять погодой по своему усмотрению.
И, в конце концов, мы научимся предотвращать всякие природные катаклизмы: падение астероидов, землетрясения, ураганы, извержения вулканов…

3. Жизнь в окружении «машин благодати и любви»
Если будущие изобретатели искусственного интеллекта будут ставить перед собой правильные цели, считает «Сингулярность», то следующие поколения будут жить среди так называемых «дружественных роботов», запрограммированных на невозможность причинить вред человеку. Более того, машины будут следить за тем, чтобы ничего плохого с нами не случилось и защищать от всех возможных опасностей. Раю, где счастливое будущее обеспечивает для нас искусственный интеллект, посвящена целая поэма Ричарда Бротигана под названием «За всем следят машины благодати и любви» и одноимённый британский фильм.

4. Туда, где никто ещё не бывал…
Давно пора оторваться от нашего маленького шарика и начать колонизировать другие солнечные системы - уверены некоторые футурологи. От этого зависит не только наше спасение (идея о том, что нельзя хранить все яйца в одной корзине), это заложено в самой нашей природе - развиваться, двигаться дальше и покорять всё новые горизонты.
Даже сейчас наши робкие ещё попытки в освоении космоса приносят нам немало пользы - технологии с использованием спутников и некоторые прорывы в науке.

5. Внутреннее пространство
Ещё одна альтернативная идея - идеального и безоблачного существования можно достичь, перегрузив своё сознание в гигантские суперкомпьютеры. Компьютеры огромной вычислительной мощности - вроде мегаструктуры под названием «мозг-матрёшка», предложенной Робертом Брэдбери, будут использовать весь энергетический потенциал планеты, чтобы приводить в действие компьютерную систему.
Или цивилизация найдёт способ построить так называемую «Сферу Дайсона», представляющую собой относительно тонкую сферическую оболочку со звездой в центре. Таким образом, будут решены сразу две глобальные проблемы - жизненного пространства и энергии, которую в достатке можно будет получать от центральной звезды.

Поделиться с друзьями: Темпы научно-технического прогресса сейчас таковы, что можно делать любые, даже самые невероятные прогнозы. А правда, почему бы не помечтать, скажем, о бессмертии или о полетах в дальний космос?..
Предсказания по «теории»
Известный американский ученый, изобретатель и футуролог Раймонд Курцвейл занимается предсказаниями в научно-технической области уже более 30 лет. Большинство его прогнозов, даваемых, как правило, на 10-40 лет вперед, сбываются с высокой степенью точности. Еще в начале 1980-х он предрек взрывоподобное развитие Интернета, которое должно произойти в 90-е годы. Тогда же ученый предсказал победу компьютера над чемпионом мира по шахматам в 1998 году. И ошибся всего на один год: компьютер «Дип Блю» обыграл Г. Каспарова в 1997-м.
Свои прогнозы Курцвейл делает в соответствии с разработанной им теорией, которую он называет «Законом ускоряющейся отдачи». В ее основе лежат темпы ускорения мирового научно-технического прогресса. В частности, Курцвейл прослеживает прогресс по эволюции вычислительных машин. Сначала удвоение мощности ЭВМ происходило каждые три года, в середине XX века этот период сократился до двух лет, а сейчас для удвоения мощности ЭВМ требуется всего один год.
Людей будут лечить нанороботы
Согласно Курцвейлу, через 40 лет человечество достигнет неограниченного материального изобилия, а люди станут бессмертными. Здесь футуролог учитывал в первую очередь развитие генетики, компьютерных технологий и нанотехнологий. В своем выступлении на Всемирном научном фестивале летом прошлого года он предрек, что к 2030 году появятся средства для перепрограммирования всего человеческого организма, представляющего собой, по словам ученого, природный компьютер. Таким образом, говорит он, мы сможем приостановить, а затем и полностью свести на нет старение.
Скоро люди смогут жить без опасения за свои внутренние органы, включая сердце, считает Курцвейл. Им придется лишь периодически наведываться к врачу для контроля здоровья, потому что управляемые нанороботами клетки их собственной крови будут постоянно поддерживать организм в нормальном состоянии.
С помощью нанотехнологий станет возможным выращивать непосредственно в самом человеческом теле новые органы взамен отработавших, а также производить ремонт барахлящих органов и тканей. Такой ремонт способны сделать все те же вездесущие нанороботы, внедренные в кровеносную систему. Они, как путешественники в джунглях, будут самостоятельно передвигаться по сосудам, артериям и капиллярам, исправляя характеристики указанных в «маршрутном листе» клеток, очищая организм от микробов, раковых клеток и отложений холестерина.
А по мере выхода из строя полученных от природы органов эти органы будут меняться на искусственные, пока весь человек не станет андроидом. Самой сложной сейчас кажется замена органов чувств. Но из ведущих лабораторий мира идут сообщения о том, что до искусственного глаза и носа рукой подать: «Уже созданы искусственная поджелудочная железа и нервные волокна...»
Унитазы-диагносты и секс «в голове»
Одно из любопытных предсказаний Курцвейла - появление в 2017 году унитазов-диагностов. Человеку достаточно сходить в туалет, спустив в такой унитаз вместе с содержимым прямой кишки и мочевого пузыря информацию о своем здоровье, и потом даже не надо обращаться к врачу. Зайдя на следующее утро в туалет, можно будет прочитать на рулоне туалетной бумаги выданный компьютером нужный рецепт.
Нанотехнологии повысят и умственные способности людей, считает футуролог. Каждый из нас за считанные часы сможет написать целую книгу.


Компьютеры возмут на себя функцию обучения детей

«Устареет» современный секс. Ведь, если разобраться, сексуальное удовольствие доставляют нам не животные манипуляции с нашими детородными органами, а сигналы, воздействующие на определенные участки головного мозга. В будущем человек сможет получать в сто крат более острое, чем при обычном сексе, сексуальное удовольствие - опять-таки с помощью нанороботов, воздействующих на эти самые участки мозга. Партнер при этом не нужен. Что же касается детей, то их будут «зачинать» в пробирках.
Нанороботов создадут и для животных, в частности для домашнего скота. В результате от живых коров и свиней можно будет отрезать рульку или филе, которые потом отрастут, как у ящерицы. Появится безотходный корм, и животные смогут освобождать желудок раз в неделю.
«Возможно, мои рассуждения покажутся кому-то неправдоподобными, - заключает ученый свое выступление на форуме, - но ведь многое из того, о чем я говорю, существует уже сейчас».
В 2015 году не станет электронных денег?
К прогнозам Курцвейла, несмотря на всю их фантастичность, специалисты относятся достаточно серьезно. Особенно если учесть, что не далее как в 2007 году прошла презентация первого в мире квантового компьютера, предсказанного тем же Курцвейлом. Этот компьютер в самом ближайшем будущем должен совершить переворот в технике, так как основан на совершенно ином, чем кремниевые компьютеры, принципе. Дистанция между ними - как между бухгалтерскими счетами и ноутбуком. Кремниевые компьютеры построены на принципе «ноль-один», а точнее, «или ноль - или один». Квантовые же - не «или-или», а «и-и», ибо в один и тот же момент будут задействованы оба состояния. Связано это с дуализмом фотона, носителя информации в квантовом компьютере. Фотон одновременно и частица, и волна, оперирующая квантовыми битами, способными принимать сразу оба значения.
Курцвейл утверждает, что к 2015 году квантовый компьютер сможет обрабатывать больше потоков данных, чем частиц во Вселенной, и в этом с ним согласны большинство ведущих специалистов. Область применения компьютеров расширится чрезвычайно. Так, квантовый компьютер, который невозможно засекретить, обесценит всю современную криптографию, все кодовые системы и вызовет переворот в областях, связанных с конфиденциальностью и безопасностью. Прежде всего это ударит по банкам. Неясно, как они будут выходить из положения, ведь рухнет вся система электронного денежного обращения, в том числе потеряют смысл пластиковые карты. Будут сорваны покровы секретности с ЦРУ ФСБ, МИ-6, МОССАДА. Чем сильнее компьютеры, тем выше потоки информации, а значит, тем легковесней секретность.
«Под колпаком» у искусственного интеллекта
В прогнозах футурологов уже стало общим местом предсказание компьютеризации быта людей, включая участие компьютеров в приготовлении пищи, вождении транспорта, проведении финансовых операций, наблюдении за состоянием здоровья, за обучением, развлечениями и прочим. Курцвейл идет дальше и делает прогноз, что с 2045 года все компьютеризированные процессы на планете, включая бытовые, начнут сводиться воедино, так что в конечном итоге Земля превратится в один гигантский суперкомпьютер, контролируемый единым сверхмощным искусственным интеллектом.
Из других его предсказаний можно выделить такие: в 2020-х годах получат распространение альтернативная энергетика и виды деятельности, направленные на улучшение жизни человека и не угрожающие окружающей среде; к 2030 году разовьется космический туризм; в 2028 году будет создана постоянная колония на Луне. Космос станет составной частью мировой экономики. В 2040-2050 годах мир объединится: его политическая карта будет напоминать Европейский Союз или США, благодаря чему удастся значительно пригасить межэтнические и межконфессиональные конфликты.
Еда из уличной грязи
Говоря о футурологах, невозможно не упомянуть об Артуре Кларке - 90-летнем английском писателе-фантасте, жившем в Шри-Ланке. Как и Курцвейл, он был одним из тех немногих прогнозистов, у которых сбывается не менее 80% из предсказанного. Так, еще в 1950-е годы Кларк предрек появление на геостационарной орбите системы спутников, которые смогут решать самые разные задачи - от метеорологических наблюдений до шпионажа. В те же годы он прогнозировал прогресс ЭВМ, появление Интернета, развитие атомной энергетики, высадку человека на Луне, клонирование живых существ.


К 2030 году разовьется космический туризм

А вот предсказания писателя, касающиеся XXI века: в 2014 году примет постояльцев первая космическая гостиница; в 2020 году искусственный интеллект достигнет уровня человека; в 2021-м произойдет высадка людей на Марсе; в 2023-м - клонирование динозавров благодаря воспроизведенной структуре ДНК; в 2040-м - производство молекулярных дубликатов любых предметов и веществ. Иначе говоря, из всего, хоть из уличной грязи, можно будет делать (при участии компьютеров, разумеется) продукты питания, одежду, дома, машины, бриллианты. Промышленность и сельское хозяйство потеряют смысл. Человек уйдет в науку, искусство, развлечения. В 2050-м начнется массовое замораживание людей. Большинство человечества в криогенном сне устремится в далекое будущее. К 2090 году, по мнению А. Кларка, будут созданы летательные аппараты, способные достигать околосветовой скорости. Это сделает реальным межзвездные полеты с замороженными космонавтами на борту под контролем мощного искусственного интеллекта.

шенствовании средств и методов ведения войн. Но война есть порождение политики и идеологии, поэтому причины усиления военного комплекса и угрозу термоядерной войны надо видеть не в науке или технических достижениях, а в несовершенстве самого общества, ориентированного на насилие.

Таким образом, основные аспекты этой проблемы, как и экологической (рассмотренной в предыдущем вопросе), убеждают и позволяют сделать вывод, что глобальные проблемы современности имеют не чисто технический, а социальный характер. Они включают в себя целый комплекс социально-экономических, политических, идеологических и т.п. причин и аспектов. Поэтому решение глобальных проблем в своей основе должно идти через единство технического, научного и социального с доминированием последнего и с ориентацией на гуманистические ценности.

Литература

2. Ростов-на-Дону, 2003. – Ãë. 12, ï. 3.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные черты постиндустриального общества.

2. Почему современное общество называют еше информационным?

3. Раскройте понятие технократизма. В чем его негативная роль для современного человека?

4. В чем причина появления технического алармизма?

5. На каких основаниях строит свои рассуждения культуркритицизм?

6. Какие проблемы современного человека вызваны бурным развитием науки и техники?

8. Какие проблемы современности получили название «глобальных»? Каковы причины их возникновения?

9. Назовите современные основные глобальные проблемы.

Раздел 10. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ПРОГНОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Тема 10.1. ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО

Строя перспективы развития человека и человечества, следует учитывать сложность самого этого феномена: духовность, социальную сущность и природно-биологическое существование. Задача сложна, поскольку сложен и во многом непредсказуем сам мир человека, строящийся на активном вмешательстве идеального в ход развития. Тем не менее общественная мысль в силу творческой способности неизбежно переходит к прогнозам будущего, опираясь на прошлое и настоящее. Но если ранние концепции, не имея разработанной научной методологии познания, опирались на мечты и фантазии, то современное видение будущего стремится использовать весь арсенал достижений науки, прежде всего в области гуманитарного знания. Однако, используя данные науки, не следует забывать, что философское познание отлично от научного, поэтому его прогнозы должны строиться на включенности человека как живой активной силы в происходящие события в мире. Поэтому философия, учитывая субъективный фактор развития, отходит от принципа однозначности и неизбежности истории человека и общества. Но, обладая прогностической функцией, она выдвигает свои прогнозы относительно будущего. (Хотя часть философов и отрицает возможность предвидения.)

В обосновании возможности предсказания будущего выделяются следующие аспекты: онтологи- ческий, гносеологический, логический, нейрофизиологический, социальный.

Онтологический аспект заключается в том, что предвидение возможно и самой сущности бытия – его объективных законов, причинно-следственных связей. Исходя из диалектики, механизм развития до каждого качественного скачка остается неизменным, и поэтому можно проследить будущее.

Гносеологический аспект основывается на том, что познание мира возможно, постоянно расширяется и углубляется, поэтому возможно и прогнозирование как особое познание.

Логический аспект делает упор на постоянстве законов логики, которые помогают организовывать человеческое мышление и, соответственно, познание.

Нейрофизиологический аспект основывается на возможности сознания и мозга к опережающему отражению действительности.

Социальный аспект заключается в том, что человечество стремится, исходя из собственного опыта развития, моделировать будущее.

Литература

1. Философия / Под ред. Т.И. Кохановской. – Ростов-на-Дону, 2003. – Ãë. 12, ï. 1.

Тема 10.2. НОВЫЕ ПУТИ ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПЕРСПЕКТИВЫ БУДУЩЕГО

Успехи современной науки и техники в исследовании биологической природы человека, выявление его природно-биологического своеобразия (эволюции, типов нервной деятельности, законов биологического регулирования и жизненного ритма, генетической структуры и т.п.) сформулировали особое направление в философской прогностике, касающееся индивидуально-биологических перспектив развития человека . Рассматриваемые вопросы касаются продления индивидуальной жизни человека, возможности естественно-эволюционного или искусственного изменения его биологической природы и т.д.

Один из путей этого прогнозирования – использование открытий генетики, изучающей взаимодействие наследственности и среды. Практические использования искусственных генов, что применяется в медицине уже сейчас, позволяет расширить адаптационные возможности человека, особенно того, который наделен наследственными болезнями. Генетика человека – проникновение

â сокровенные тайны его биологического существования, в результате чего можно достичь большего высвобождения человека из природы, так как при этом он становится буквально творцом самого себя. Развившиеся на основе генетики «генная инженерия» и «евгеника» (от греч. eugenes – хорошего рода) как раз и ставят своей задачей улучшение человеческого рода. Интенсивное изучение существующей генетической изменчивости, получение со временем более глубоких знаний относительно генофонда и генетического объема популяций сделает возможным создание планов контроля над биологической структурой человека, приспосабливая его к определенной среде.

Бесспорно, изыскания генетики плодотворны, но не следует забывать, что философия исходит из многогранности человека. Ее гуманистический смысл заключается прежде всего в представлении человека как части не только природного мира, но и социального, духовного. Будущее человека получит огромные возможности благодаря использованию изменчивости генофонда, но примет ли он ответственность за свою осознанную способность контролировать свою собственную генетическую судьбу? Если человек начнет контролировать свою собственную эволюцию, он должен ясно представлять себе те определенные ценности, к реализации которых будут приложены его усилия. Способен ли на это человек? И в чьих руках будет находиться это регулирование? С точки зрения философии вопрос еще и в том, насколько человек социально и духовно сохранит тождественность с самим собой? Насколько принцип гуманизма будет отвечать своему содержанию, если сам человек станет «подопытным кроликом»?

Другая направленность концепций будущего делает упор на социальные и духовные силы человека . Опираясь на ценности техногенной цивилизации, авторы в качестве перспектив общества видят «гуманизированную» технику. По их мнению, техника и новые технологии должны принимать во внимание человека и окружающую его природу. Общественно-политический прогресс будущего будет определяться тем, в какой мере удастся переработать достижения научно-технического прогресса в социальном отношении. Путь продвижения – это не возвращение к старым идеям, а развитие заново продуманных технологий. Для новых технологий, по их мнению, нужен «инженер будущего», который

â процессе своей профессиональной подготовки менее всего должен быть «накачан» техническими знаниями. Прогресс, несомненно, не в последнюю очередь будет зависеть от того, что творческая созидательная деятельность инженера определяется мышлением в рамках целых систем с учетом внетехнических условий и связей, что уже само по себе означает подчинение технологий человеческим целям. Этот процесс можно понимать как смену приоритетов: не техника господствует над человеком, а человек использует ее для всестороннего развития своих сущностных сил.

Большое место в прогностических концепциях занимают идеи эволюционизма и воспитания нового экологического сознания сопричастности человека космической эволюции . В свое время В.И. Вернадский, Тейяр де Шарден и их современные последователи строили свои рассуждения на основе единства человека и природы через человека (от человека к природе), рассчитывая на его возросший интеллектуальный потенциал. Суть их взглядов в том, что в результате эволюционного процесса возникает новая геологическая сила – научная мысль социального человечества. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу. В результате этого связь «вселенная – природа – человек» получает новое качество, где человек с его разумом становится в центр этой связи. Поэтому на определенной ступени развития цивилизации человечеству придется взять на себя ответственность за ее дальнейшую эволюцию с тем, чтобы выжить. Эволюция биосферы приобретает направленный характер. Сегодня мы употребляем для этого термин

«коэволюция» человека и биосферы. В качестве своеобразия и одновременно фактора развития современного общества ими выдвигается процесс информатизации, который и способствует эволюционным процессам единения людей с природой, космосом и друг другом.

Литература

1. Философия / Под ред. А.Ф. Зотова и др. – М., 2003. – Разд. 5, гл. 7, п. 5.

2. Философия / Под ред. Т.И. Кохановской. – Ростов-на-Дону, 2003. – Ãë. 12, ï. 2.

Контрольные вопросы

1. В чем специфика философского предвидения в отличие от научного?

2. Какие основные философские аспекты возможности предсказания будущего следует отметить?

3. Почему ориентация лишь на биологическое изменение человека не может в полной мере раскрыть перспективы его развития?

4. Какой смысл заложен в идее «гуманизированной техники»?

5. На чем основаны идеи эволюционизма?

Календарь-прогноз развития человечества до 2600 года и далее

Оригинальный материал о том, что нам готовят в будущем технологические революции

Нижеприведённые теоретические выкладки и прогноз на текущее третье тысячелетие, подготовлены по материалам сайта (http://members.aol.com), (J.R. Mooneyham). Оригинальный документ, случайно обнаруженный автором настоящего материала и неизвестный ранее украинскому читателю, состоит из двух отдельных, но близко связанных работ: «Хронология» и «Перспективы». Ввиду сложности и неоднозначности выкладок, изначально заложенных в текст, автор был вынужден прибегнуть к его основательному редактированию и сокращению. Пришлось воспользовался собственным проверенным методом работы с подобной информацией - подключить имеющиеся знания и интуицию в области составления футурологических прогнозов. Тем более, что создатели сайта поощряют творческое обращение с изложенным материалом и приглашают проверить свой провидческий дар всех желающих. Что из этого получилось у автора - судить читателю.
Имеют ли право на жизнь «календари будущего»?
Хронология - общая иерархическая структура (контур) будущих событий. Она имеет несколько «замороженный» вид и может быть неоднозначно воспринята читателем ввиду особенностей его «динамического» восприятия времени. Хронология работает одновременно как в терминах науки, так и в терминах произвольных интуитивных откровений. И именно в этом и заключается ценность составления прогнозов будущих событий человеческой истории в календарном порядке. Это метод предсказаний и предвидения получит развитие в будущем и получит название «Календарей будущего». Первым его применил в своих прогнозах известный писатель-фантаст Артур Кларк. Ценность составления хроник будущего заключается ещё и в том, что прогноз облекается в конкретный «скелет» узловых точек будущего времени, что позволяет увидеть общую логику и тенденции развития человеческой цивилизации. От разработки научных перспектив будущего она отличается большей конкретностью и, так бы сказать, математичностью. Вместе с тем хронология будущего является его подвижной моделью и потому требует постоянного уточнения и дополнения первоначальной календарной схемы. Поэтому описываемый метод прогнозирования и предсказания можно считать самым демократичным и доступным для творческого использования любым человеком, интересующимся будущим.
Календарь основных событий человеческой истории до 2600 года.
Общая характеристика всего периода: человеческая цивилизация и Земля радикально преобразуются. Виртуально-компьютерная мировая сеть врывается в общественное сознание. Персональные компьютеры постепенно станут дешевыми и доступными предметами потребления. Клонирование взрослых млекопитающих из научных лабораторий будет перенесено на сельскохозяйственные фермы. Виртуально-компьютерный мир нанесёт на указанном отрезке времени смертельный удар по религиям и станет инструментом для создания нового универсального мировоззрения. Революция на танспорте. Освоение и заселение Антарктиды. Колонизация Марса и Венеры. Отмирание государства и создание Мирового правительства. Создание киборгов. Селекция пород разумных животных. Достижение бессмертия. Овладение телепортацией. Превращение земной цивилизации в космическое «лучистое человечество». Путешествия по Вселенной, освоение параллельных миров и других измерений пространства-времени.
2007-2017.Мировая компьютерная сеть создаёт новую социальную действительность и радикальным образом меняет психический мир человека. Закладываются основы будущей информационно-виртуальной цивилизации. Бурное развитие фундаментальных научных исследований готовит почву для будущих прорывов в энергетике, нано- и био- технологиях, медицине. Смертность среди новорожденных постепенно сводится к нулю. Появление новых психических заболеваний, вызванных развитием компьютерно-виртуальной реальности. Информационные вирусы переносятся из мира компьютерной реальности во все области общественной жизни. Совершенствование государственного контроля в сфере информационной безопасности населения. Пентагон вынашивает планы развязывания виртуально-информационных войн. Создание беспилотной авиации. Опасность развязывания Третьей мировой войны достигает максимума.
2018-2049.Загрязнение окружающей среды достигает максимума. Региональные религиозные конфликты расползаются по всему земному шару. В воздухе пахнет вооружённым конфликтом мировых религий. Массовое зомбирование населения компьютерной реальностью. Рост количества психических заболеваний среди молодёжи. Продукция робототехники становится главным потребительским товаром во всех странах, кроме Африки. Развитие беспилотной военной авиации становится главным направлением укрепления обороноспособности государств. Экономический и идеологический крах общества массового потребления, вызванный загрязнением среды обитания человека, распространением суицидов среди населения, терроризмом, мировым продовольственным кризисом.
2050-2081. Рождение новых религий и вытеснение ими традиционных культов. Расцвет эзотерических учений всевозможного толка. Многочисленные учителя и гуру становятся кумирами людей, политики и преуспевающие бизнесмены никого не интересуют. Массовый индивидуализм. Расцвет корпоративных ценностей. Патриотизм уходит в прошлое. Гражданское общество разваливается. Бум азартных игр. Создание новых геополитических союзов государств. Благотворительность и меценатство считаются пережитками. Ядерный терроризм становится нормой в международных отношениях. Вооружённые конфликты между ведущими государствами мира, инициированные Северо-Американским межгосударственным союзом. Религиозные экстремисты шантажируют широкие слои населения. Экологические и техногенные катастрофы. Начало широкомасштабного экономического освоения и заселения Антарктиды. Окончание гегемонии США, выход на геополитичскую арену новых союзов государств. Революция в транспорте: создание универсальных (для движения в сухопутной, воздушной и водной среде) персональных средств передвижения. Недвижимость в развитых странах становится мобильной (производственные и жилые комплексы на экранопланах (самолёт-корабль) и дирижаблях). Разработка и внедрение эффективного способа производства электрической энергии из солнечной и её беспроводной (при помощи лазера) передачи на большие расстояния. Первые гелиоэлекторостанции на земной орбите.
2082-2183.Человеческое общество разделено на экономико-интеллектуальную элиту и потребителей виртуальной продукции, которые за азартные игры и имитацию любых чувств в фантастической реальности готовы на всё. Широкие слои населения живут по принципу «Хлеба и зрелищ!». Государство, как главный социальный институт, начинает отмирать. Люди коопрерируются в сообщества по интересам (технологические, духовные, элитарные, по виртуальным предпочтениям). Овладение всеми людьми телепатией на основе использования полевых компбютеров. Начало колонизации Марса и преобразования его природных условий. Контакт с Внеземным разумом. Масштабная космическая катастрофа недалеко от Солнечной системы способствует в конце рассматриваемого периода началу медленного возрождения духовных ценностей и отказа от деления общества на «избранных» и «изгоев».
2184-2272. Создание человекоподобных киборгов методами нанотехнологий. Колонизация Венеры. Эра сверхсветового транспорта и телепортации любых объектов (включая человека) в пределах Солнечной системы. При этом одновременно используются достижения в области нано-технологий, конструирования пространства и беспроводной передачи энергии и информации. «Космический лифт» - орбитальный транспортёр, достигающий высоты в 36 000км (по идее А.Кларка и проекту Ю.Арцутанова). Продолжение катастрофических процессов в ближайшей к Солнечной системе межзвёздной среде. Эра всеобщего процветания. Исчезновение государств и социального неравенства. Мировое правительство. Освоение спутников планет-гигантов и пояса астероидов. Возможность использования комет и астероидов колониями космических сепаратистов с Марса и других планет для шантажа Правительства Земли. Телепортационные и инфомационно-виртуальные космические экспедиции в близлежащие звёздные системы. Выведение методами био- и нано-технологий пород животных, по интеллекту не уступающих человеку. Создание «марсианской» и «венерианской» рас земного человечества. Создание мобильного бессмертного человеческого организма, существующего одновременно в нескольких копиях: реальных (небелковых, вещественно-энергетических) и «спящих» (пакеты телепортруемой на любые расстояния энергии и информации)
2273-2350. Методами нанотехнолгий и управляемой телепортации создаётся человек энергетический - свободно перемещающееся в пределах Галактики бессмертное и самовосстанавливающееся в любой среде шарообразное энергетическое существо («лучистая раса»). Люди вольны выбирать: жить на Земле или в космических колониях в бессмертном теле, построенном из вещества, или в виде сгустка энергии свободно перемещаться по Космосу.
2351-2600. Свободная телепортация человечества в трудновообразимых энергетических скафандрах в параллельные миры, другие Вселенные и измерения. Смысл существования разнообразных и многочисленных ассоциаций трансформировавшихся людей - бесконечное освоение и познание всех видов пространств, созданных Творцом. И создание собственных пространств творческим преобразованием всего освоенного и познанного…
Верить ли всему вышеизложенному?
Безусловно: сегодня мысль о том, что технологии всего лишь за 600 лет способны коренным образом преобразить человечество и его место во Вселенной звучит и крамольно, и фантастически. Хотя в собственных футурологических изысканиях автор отводил процессу перехода цивилизации в пространственно-энергетическую стадию развития 840 лет. Для космических масштабов времени разница в 240 лет - конечно- же, ничто. Но есть и другие точки зрения. Если следовать концепции циклов, предложенной Е.П.Блаватской в «Тайной доктрине», то в состояние Шестой Великой Расы («лучистое человечество») мы перейдём через 560 тыс. лет. Российский математик Н.Д. Морозов полагает, что процессами пространственно-временных образований наша цивилизация овладеет не раньше 15120 года.
Чем объяснить такой разброс мнений исследователей будущего в оценках темпах развития человечества? Первое объяснение заключается к тому, какая модель развития цивилизации берётся за основу: предельно ускоренная, ускоренная и медленная. Модели, которые отводят решению рассматриваемых проблем до тысячи лет - это модели предельно ускоренного развития. Их авторы полагают, что темпы развития человечества будут возрастать по экспоненте. Периоды смены технологических укладов, которые составляют в среднем около 100 лет, подкрепляют подобные доводы. С другой стороны, все варианты скоростного прогресса не учитывают тормозящее действие вероятных глобальных катаклизмов. Так, украинский исследователь, профессор А.С.Лазарев в книге «Расшифрованная Библия или Реквием цивилизации», считает, что в период с 2066 по 2099 годы человечество переживёт новый Всемирный потоп, вызванный расколом материков: отделением Африки от Евразии. А в 2166 году большая часть человечества (до 4 млрд.) может быть уничтожена в результате пролёта вблизи Земли планеты Нибиру. Ему вторит и российский исследователь А.Д.Плешанов, который полагает, что, начиная с XXI века глобальные катаклизмы будут сотрясать нашу многострадальную планету в среднем через каждые 93 года. А вот известный комментатор Нострадамуса Дж.Хоуг считает, что в 30-х годах нашего века разразится Третья Мировая, химическая и бактериологическая война, которая продлится 27 лет и уничтожит треть человечества. Принимая вышесказанное во внимание, все модели предельно ускоренного развития человечества можно считать оптимистическими моделями.
Если же правы пессимисты, то мы будем развиваться «нормально», по Н.Д. Морозову или по Е.П.Блаватской, без скорого осуществления фантазий, зато с громадными человеческими жертвами и глобальными катастрофами. Поэтому автору данного материала хочется считать себя фантастом и оптимистом. Истинная же история человечества будет вершиться Богом или Вселенским Разумом. Этот довод сегодня никто не оспаривает. Спорят, по-большому счёту, о другом: КТО ОН, ЭТОТ РАЗУМ, ВЕЛИКИЙ ПЕССИМИСТ, или ВЕЛИКИЙ ОПТИМИСТ. Что-то глубоко спрятанное в глубинах людских душ на протяжении всей земной истории подсказывает им, что ОН, скорее всего, ВЕЛИКИЙ ОПТИМИСТ.
Владимир Стрелецкий, писатель-футуролог. Г.Киев