Темы практикумов по развитию речи. Семинар-практикум «Развитие речи дошкольников методом наглядного моделирования

Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста».

«Учите ребёнка каким-нибудь

неизвестным ему пяти

словам - он будет долго и

напрасно мучиться, но свяжите

двадцать таких слов с картинками

и он усвоит на лету».

К.Д.Ушинский

Цель : повысить уровень педагогической компетентности педагогов, используя разные формы работы по развитию речи и культуре речевого общения детей

Задачи:

  1. совершенствовать теоретическую подготовку педагогов в области речевого развития детей дошкольного возраста;
  2. познакомить с практическими подходами развития речи детей в образовательном процессе

План семинара-практикума:

Теоретическая часть:

1.Выступление «Развитие речи и культуры речевого общения у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Заместитель заведующего по основной деятельности Галина Алексеевна Вороная

Практическая часть:

1. Блиц-опрос.

2. Дидактические игры по развитию речи.

3. Составление структуры занятий по развитию речи.

4. План-конспект занятий «Рассказывание по картине».

Педагогическая мастерская

(участники делятся на две команды, выбирается жюри)

Ведущий: - Начнём мероприятие с разминки - блиц-опроса. Вопросы по теме «Развитие речи и культура речевого общения».

1. Назовите виды занятий по обучению рассказыванию. (Рассказывание по картине, рассказывание об игрушках, рассказы детей из опыта, творческие рассказы.)

2. Назовите словесные приёмы, которые используются на занятиях по развитию речи и культуре речевого общения детей дошкольного возраста. (Речевой образец, повторение, объяснение, указание, словесное упражнение, вопрос, оценка детской речи.)

3. В какой группе осуществляется подготовка к рассказыванию: формируются умения задавать вопросы, высказываться об игрушках, изображённом на картине, прочитанном? (Первая младшая группа.)

4. В какой группе детей дошкольного возраста подводят к составлению небольших рассказов по картине, описанию игрушек 2-3 предложениями? (Вторая младшая группа.)

5. В какой группе формируется умение пересказывать содержание сказки или короткого рассказа, как уже знакомых, так и впервые прочитанных на занятии? (Средняя группа.)

6. В какой группе начинают формировать умение составлять рассказы по содержанию картины, из личного опыта? (Средняя группа.)

7. В какой группе дети дошкольного возраста самостоятельно составляют описательные рассказы по игрушке, предметной картинке, серии сюжетных картин (Соблюдая композицию рассказа, указывая место и время действия, характеризуя персонажей)? (Старшая группа.)

8. В какой группе дети дошкольного возраста самостоятельно составляют творческие рассказы реалистического и фантастического содержания? (Старшая группа.)

9. Для какой группы в учебной программе дошкольного образования впервые вводится образовательная область «Развiццё маўлення i культура маўленчых зносiн»? (Средняя группа.)

10. Для какой группы в учебной программе дошкольного образования впервые вводится образовательная область «Обучение грамоте»? (Старшая группа.)

11. Перечислите содержание образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» для второй младшей группы (из учебной программы дошкольного образования)? (Словарь, грамматический строй речи, звуковая культура речи, связная речь.)

Ведущий: - Предлагаем вашему вниманию дидактические игры по развитию речи для обеих команд.

1. Дидактическая игра «Скороговорки».

Задание: Одному представителю из команды необходимо произнести скороговорку медленно, быстро и очень быстро без ошибок, чётко проговаривая все слова.

Для первой команды: Перепел-перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

Для второй команды: Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке.

2. Дидактическая игра «Прилагательные ассоциации».

Задание: командам предлагаются слова, к которым нужно подобрать наиболее подходящие по смыслу прилагательные.

3. Дидактическая игра «Расшифруй пословицы».

Задание: командам необходимо расшифровать пословицы.

1 команда:

А) Молчаливый рот - золотой рот.

Ответ: Слово - серебро, а молчание золото.

Б) Тот не заблудится, кто спрашивает.

Ответ: Язык до Киева доведёт.

В) Ошпаренный петух от дождя убегает.

Ответ: Обжёгшись на молоке, дует на воду.

2 команда:

А) Молчаливый рот - золотой рот.

Ответ : Слово - серебро, а молчание золото.

Б) Тот не заблудится, кто спрашивает.

Ответ: Язык до Киева доведёт.

В) Ошпаренный петух от дождя убегает.

Ответ: Обжёгшись на молоке, дует на воду.

Ведущий: - Для успешного выполнения следующего задания представителям команд придётся вспомнить структуру занятий по развитию речи и культуре речевого общения.

Задание:

1 команда: составьте структуру занятия по рассказыванию об игрушке.

2 команда: составьте структуру занятия по пересказу литературного произведения.

Ответ:

Структура занятия по рассказыванию об игрушке, предмете

  1. Вводная часть (художественное слово, дидактическая игра).
  2. Рассматривание объекта, беседа, ответы на вопросы.
  3. Вопросы к детям.
  4. Образец рассказа педагога с опорой на графическую схему или коллективное составление и запоминание плана описательного рассказа.
  5. Составление рассказа-описания с опорой на графическую схему (план) детьми (при необходимости с помощью взрослого).
  6. Итог. Оценка педагогом; удалось детям самостоятельно или с помощью педагога, в чём трудность? в чём успешность?

Структура занятия по пересказу литературного произведения

  1. Вводная часть (подготовка детей к восприятию текста, главным образом его идеи - оживление аналогичного личного опыта детей).
  2. Первичное чтение произведения (название, автор, жанр), без предупреждения о последующем пересказе.
  3. Беседа, вопросы по содержанию, составление плана пересказа.
  4. Повторное чтение.
  5. Пересказы детей.
  6. Заключительная часть (драматизация).
  7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные менее подробно, в старшей группе к анализу привлекаются сами дети).

Ведущий: - А теперь усложним задание. Командам нужно составить структуру занятия рассказывание по картине, а затем показать это занятие, выбрав одну из предложенных картин.

Задание:

1 команда: составьте структуру занятия рассказывание по картине для средней группы.

2 команда: составьте структуру занятия рассказывание по картине для старшей группы.

Ответ:

Структура занятия рассказывание по картине в средней группе:

1) Рассматривание картины (предварительная работа с воспитанниками).

2) Беседа, уточняющая основное содержание картины и её детали.

3) Рассказ воспитателя, обобщающий материал высказываний.

4) Рассказы детей по образцу с помощью воспитателя (пояснения, касающиеся последовательности описания, словаря, связи предложений).

Структура занятия рассказывание по картине в старшей группе:

1. Предварительная беседа, подготавливающая к восприятию картины.

2. Рассматривание картины (предварительная работа).

3. Беседа по картине (включающая вопросы, активизирующие воображение).

4. Целевая установка на составление рассказа по плану.

5. Составление и обсуждение с детьми плана рассказа.

6. Рассказы детей (коллективный рассказ).

7. Оценка рассказов детей (полнота рассказов, последовательность излагаемых событий, использование разных интонаций, темпа речи, образных выражений и др.)

8. Хороший речевой образец ребёнка или воспитателя.

9. Итог занятия с краткой формулировкой детьми темы, цели рассказа и т.д.

Жюри подводит итоги, оглашает результаты семинара-практикума.

Литература:

1. Учебная программа дошкольного образования / Мин-во образования Респ. Беларусь. - 3е изд. — Минск: НИО: Аверсэв, 2016. - 416 с.

2. Читаем детям: хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования: в 3 т. / сост. : А. И. Саченко, Л. А. Смаль. — Минск: Экоперспектива, 2015. — Т. 2 : От 3 до 5 лет. — 415 с.

Притулякова Ольга Анатольевна, старший воспитатель
БДОУ г. Омска "Детский сад общеразвивающего вида № 293"
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования
ЦЕЛЬ: повышение уровня практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков работы с детьми по развитию связной речи
УЧАСТНИКИ: воспитатели, педагог-психолог
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ _____________________
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:
связные высказывания короткие;
отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Одним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.
Использование приема наглядного моделирования дает возможность:
самостоятельного анализа ситуации или объекта;
развития децентрации (умения менять точку отсчета);
развития замыслов-идей будущего продукта.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
пересказ;
составление рассказов по картине и серии картин;
описательный рассказ;
творческий рассказ.
ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
геометрические фигуры;
символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
планы и условные обозначения, используемые в них;
контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш ”.
Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.
В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:
предметные картинки;
силуэтные изображения;
геометрические фигуры.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.
ПЕРЕСКАЗ
Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.
Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.
Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:
усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей,
и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п. Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки логопедом. Например, логопед рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.

Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.
РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.
На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.
Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:
выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
определение взаимосвязи между ними;
объединение фрагментов в единый сюжет.
На этом этапе работы используются: пособие “Логико-малыш”, “Лимпопо”, “Оживи картинку”. Поднялась как-то у Солнышка температура. Отправилось оно к врачу, а по дороге своими горячими лучами все задевало. Коснулось Солнышко снеговой тучки, и превратилась она в белое пушистое облачко. Задело Солнышко сосульки на крыше, и закапали с них капельки, звонко зазвенели капели. Попал луч в снеговой сугроб, и появилась на этом месте проталинка. Коснулось солнышко ветки дерева, и из набухших почек показались первые листики. А когда луч солнца дотронулся до птицы, она запела веселую песню. Оглянулось Солнышко вокруг-а вместо зимы наступила на земле ВЕСНА.

В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.
Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.
Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.
РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ пейзажной картины
Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.
В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:
выделение значимых объектов картины;
рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
объединение мини-рассказов в единый сюжет.
В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу с пособием “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т.п.) и мелкие изображения живых предметов – “оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.
Например, просто описание болота будет выглядеть примерно так: На болоте тихо, вода как черное зеркало, только кочки выглядывают из воды. Вокруг болота камыши, они качаются под ветром. Идет дождик.
А вот рассказ с введением живых персонажей: На болоте тихо, вода как черное зеркало, а по нему скользит желтая пушистая уточка, она учит плавать своих утят. Стрекоза загляделась в зеркальную воду, как маленький самолетик застыла в воздухе. Камыши качают головками, они здороваются с зеленым лягушонком. Он выпрыгнул на кочку и радуется теплому летнему дождику.

Аналогично проходит работа по другим картинкам. “Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.
ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ
Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СКАЗКА.
Один из приемов обучения детей связному пересказу – работа с логопедическими сказками. Логопедическая сказка – это текст со сказочным содержанием, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков (сказки В.Волиной, А.Цыферова и т.п.). К данному виду сказок относятся такие сказки, в тексте которых часто встречается автоматизируемый в связной речи звук или оппозиционные звуки, произношение которых требует дифференциации в самостоятельной речи детей.
Использование в работе таких сказок позволяет решать наряду с задачами овладения навыком последовательного и связного пересказа задачи автоматизации в связной речи поставленных звуков.
Работа с логопедической сказкой проходит следующим образом:
логопед читает сказку ребенку;
ребенок выкладывает модель сказки (картинную или состоящую из символов-заместителей, выбирая их произвольно);
затем ребенок отвечает на вопросы по содержанию сказки;
логопед моделирует фрагменты сказки, ребенок пересказывает текст, соответствующий данному фрагменту;
ребенок пересказывает сказку по модели.
ОСА, КОТОРАЯ ЛЮБИЛА КУСАТЬСЯ.
В нашем саду на кусте смородины осиное гнездо.
Там оса, она очень любит кусаться. Выйдет в сад девочка Соня. Оса сразу ее кусает. Соня бежит в дом и плачет. Выбежит в сад собака Спайк. Оса и его в нос укусит. Всем больно, а оса радуется. Тогда Сонина мама придумала. Она налила в миску сладкий смородиновый сок. Прилетела оса, попробовала сок и подумала:
Как вкусно! А я все время кусаю какие-то невкусные предметы. Не буду я больше кусаться. Лучше буду всегда пить этот сладкий сок.
С тех пор мама каждый день наливает для осы сладкий сок. И оса больше никого не кусает.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ:
Где находилось осиное гнездо?
Кто жил в гнезде?
Почему все боялись осу?
Как можно назвать осу?
Что придумала мама, чтобы отучить осу кусаться?
А что бы сделали вы?
Какое еще название можно придумать для сказки?
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
принадлежность к родовидовому понятию;
величина;
цвет;
форма;
составляющие детали;
качество поверхности;
материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
как он используется (какую пользу приносит)?
за что нравится (не нравится)?
По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.
Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА
Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.
ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ
Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов.
Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.
Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:
угадывание эпизода по демонстрации действия;
рассказывание по демонстрации действия взрослым;
Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:
ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается логопедом;
логопед предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;
конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;
ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, логопедом задается тема рассказа: например, “Весенняя сказка”;
и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.
ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ.
Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Логопед задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения. В темном лесу, в самой его глубине, есть солнечная полянка. В центре полянки растет цветок (затем дети выбирают силуэты других героев и заканчивают сказку). Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход ее в заместитель.
Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется логопедом, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому.
Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе:
пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели;
творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели.
Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №45»

Семинар-практикум по развитию речи

«Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»

Подготовила

педагог-психолог

Иванова С. В.

Оренбург 2017

Цель семинара:
создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.

Задачи:
1. Развитие речевой деятельности в различных видах деятельности.
2. Побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения детей родному языку.
3. Углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования.

Совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников;

В игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию связной речи у дошкольников, развивать кругозор;

Развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников;

Повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.

ХОД СЕМИНАРА

Педагог-психолог: Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью.

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует артикуляционная гимнастика.

Благодаря регулярным занятиям такой гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха дети с правильным, но вялым звукопроизношением («каша во рту») постепенно избавляются от этого дефекта; дети со сложными нарушениями звукопроизношения быстрее преодолевают речевые дефекты (когда с ними начнёт заниматься логопед , их мышцы уже будут подготовлены).

· Следует заниматься ежедневно 7-10 минут.

· Сначала упражнения выполняются медленно перед зеркалом, так как ребёнку необходимо зрительный контроль. Постепенно темп увеличивается.

· Периодически ребёнку задают наводящие вопросы, например, «Где находится язычок?»

· Если во время занятий язык ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, не может удержаться в нужном положении даже в течение короткого врем

Конкурс «Развитие артикуляции и мелкой моторики рук»

Разминка. Педагог-психолог предлагает всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки «У бабушки с дедушкой» (с демонстрацией картинок).

Толстые внуки приехали в гости.

С ними – худые, лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

Поцеловать они их потянулись.

Утром проснулись – в улыбочку губы.

Чистим мы верхние, нижние зубы.

Блюдца поставим – положат блины нам.

Блинчик жуём с вареньем малиновым.

Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо.

Чашки поставим, чтоб чаю налили.

Вкусный был завтрак, никто не обижен.

Скажем «спасибо» и губы оближем.

Дедушка сделал для внуков качели

Все мы на них покачаться успели.

Вечером скачем на лошади ловко.

Звонко стучат по дороге подковки.

Вот замедляет лошадка шажочки,

И на опушке мы видим грибочки.

· Знание органов артикуляции. Педагог-психолог поочерёдно задаёт вопросы командам.

· - Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык.)

· - Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, спинка, корень, боковые края.)

· - Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость.)

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика рук, что также является одной из причин более позднего становления речи. Для развития мелкой моторики рук воспитателю необходимо заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой.

Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что в итоге стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться в речь и понимать её смысл, запоминать определённое положение рук и последовательность движений, развивают воображение. Упражнения пальчиковой гимнастики придают кистям рук и пальцам силу, подвижность и гибкость. Что в дальнейшем облегчит ребёнку овладение навыками письма.

· Следует заниматься ежедневно 5-10 минут.

· Сначала упражнения выполняются медленно.

· Упражнения отрабатываются вначале одной рукой, затем – другой, и наконец двумя руками одновременно.

· Знание упражнений пальчиковой гимнастики. Командам предлагается показать по одному упражнению пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением).

Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонема тический (речевой) слух. Начиная с четырёх лет, детей знакомят с терминами «слово», «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определённой последовательности, что слова звучат по-разному и одинаково. Обращают внимание на длительность звучание слова. Формируют умения различать на слух твёрдые и мягкие согласные, определять первый звук в слове, называть слова с заданным звуком, выделять звук в слове. Знакомят с делением слов на слоги.

Конкурс «Развитие фонематического слуха и восприятия»

· «Придумай рифму к слову».

На мольберте выставлены перевёрнутые обратной стороной предметные картинки. Представитель каждой команды выходит к мольберту, поочерёдно переворачивает картинки и называет предметы. Члены его команды подбирают рифмы к этим словам. (Кошка – окошко, улитка – калитка, корзина – картина и т. п.)

· «Определите место звука в слове».

Педагог-психолог предлагает выполнить задание: «Если в слове, которое произнесу, звук [Л] будет стоять вначале, поднимите руки вверх; если в середине – поставьте руки на пояс; если в конце – положите руки на колени». (Лампа, кулак, стол, колба, осёл, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, молоко.)

. «Глухомань»

Один участник из команды стоит в наушниках и слушает музыку, а другой говорит ему слова, предложенные педагогом-психологом, в итоге вычисляется, за какое время каждая команда угадала 10 слов.

Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат скороговорки.

· Ребёнку читают скороговорку и показывают иллюстрацию к ней.

· Объясняют значение сложных слов.

· Предлагают проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями.

· Предлагают проговорить скороговорку три раза подряд в быстром темпе.

· Предлагают взять в руки мяч и, ритмично подбрасывая его двумя руками, проговорить скороговорку.

Одним из направлений развития связной речи у детей является работа с пословицами , которую необходимо начинать как можно раньше. Следует объяснять детям смысл пословиц, учить применять их в жизненных ситуациях.

Чёткое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Конкурс «Формирования правильного звукопроизношения и дикции»

· Психолог предлагает выбрать командам карточки со скороговорками. Первую скороговорку нужно произнести быстро, вторую – тоже быстро и с определённой интонацией.

Карточка №1.

Гризли продавал гриву льва за гриву.

Компьютерному пирату в Интернете не рады. (Сердито.)

Карточка №2.

Вера и Люда кормили двугорбого верблюда .

Саша шустро сушит сушки (Удивлённо.)

Конкурс «Развитие связной устной речи. Работа с пословицами»

Психолог предлагает командам выбрать карточки с заданиями.

Карточка №1.

Продолжите пословицы .

С волками жить – (по-волчьи выть).

С миру по нитке – (голому рубаха).

Всяк сверчок – (знай свой шесток)

- «Переведите пословицы на русский язык .

Сын леопарда – тоже леопард. (Африка)

(Яблоко от яблоньки недалеко падает.)

Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан)

(Шила в мешке не утаишь).

Бойся тихой реки. А не шумной. (Греция)

тихом омуте черти водятся.)

Карточка №2.

Продолжите пословицы.

Двое пашут – (а семеро руками машут.)

Кончил дело – (гуляй смело.)

Гром не грянет – (мужик не перекрестится.)

- «Переведите» пословицы на русский язык.

Молчаливый рот – золотой рот. (Германия)

(Слово – серебро, а молчание – золото.)

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)

(Язык до Киева доведёт.)

Ошпаренный петух от дождя убегает.(Франция)

(Обжёгшись на молоке, дует на воду.)

- Назовите пословицы про труд.

Педагог-психолог объявляет об окончании семинара-практикума. Жюри подводит итоги всех конкурсов и объявляет команду победителя.


Разделы: Работа с дошкольниками

Буданова А. А. «Развитие связной речи дошкольников: комплексный подход»

Уважаемые коллеги!
Традиционно семинар будет проходить в 3 этапа (СЛАЙД 2)

1 этап – теоретически – практический.
2 этап – практический. Показ итогово-проверочных занятий.
3 этап – итоговый. Будут даны рекомендации по итогам занятий.

– монолог – диалог

  • повествование
  • описание
  • рассуждение

Практическое задание «Опиши игрушку» (СЛАЙД): педагоги делятся на 3 подгруппы и составляют рассказ об игрушке как в младшем, среднем, старшем дошкольном возрасте

Задачи обучения детей связной речи. (СЛАЙД 6) (см. Приложение 1 )

Давайте вспомним виды занятий по развитию речи:

– пересказ;
– рассказ по сюжетной картине или по картине известного художника;
– рассказ по серии сюжетных картинок;
– описательный рассказ по предмету или животного;
– творческий рассказ

Предлагаю вам рассмотреть примерную структуру занятия по обучению рассказыванию с учётом временных рамок этапов в соответствии с возрастной группой (см Приложение 2 ) (СЛАЙД 11)

Примерная структура занятия по обучению рассказыванию

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы занятия: рассматривание картинки или игрушки. Беседа (ответы детей на вопросы педагога). Если это сск – разбор действий по каждой картинке отдельно.
  3. Физкультминутка.
  4. Составление предложений с соответствующей словарной работой.
  5. Составление рассказа самостоятельно.
  6. Итог занятия.

Примерная структура занятия по обучению пересказыванию

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная гимнастика и (или) голосовые упражнения. Формирование ЗКР
  3. Введение в тему: чтение рассказа 1 раз (с опорой на картинку или предмет).
  4. Словарная работа (уточнение ключевых слов, объяснение новых или малознакомых слов).
  5. Физкультминутка.
  6. Вспоминание сюжета по наводящим вопросам (без зрительной опоры).
  7. Самостоятельный пересказ текста + зрительная опора (цепочкой; по частям; одним ребёнком).
  8. Итог занятия.

Уважаемые коллеги! Прежде чем рассказать непосредственно о «палочках-выручалочках» для «ленивого» зрительного восприятия, мне хотелось бы сказать несколько слов о словарной работе.

Для ребёнка образцом должна быть РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ. Поэтому наша с вами речь должна быть красивой, богатой, содержательной, образной! Задайте себе вопрос: может ли ВАША речь быть образцом для ребёнка?

Прежде чем обучать детей связной речи, необходимо, чтобы в активной речи ребёнка присутствовали разнообразные слова (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, фразеологические обороты, сравнения, метафоры и т. д.)

Предлагаю вам примерную схему словарной работы(на листе ватмана таблица с заполненными 1 и 2 колонками. Слово для разбора предлагают педагоги, 3 колонка заполняется коллективно):

Символ Последовательность работы со словом Пример
Назвать слово снег
Однокоренные слова снежинка, снежный, снегоход, снеговик,
Антонимы дождь
Синонимы лёд
Ассоциации зима, холод, мороз, санки, лыжи, коньки, горка

Снег какой ? (подобрать как можно больше прилагательных) Белый, холодный, мокрый, блестящий, сверкающий, красивый, грязный, талый…

Что со снегом можно делать ? (глаголы) Копать, лепить, подбрасывать, ловить(снежинки), растопить, строить(горку, постройки)

С чем можно сравнить снег? (сравнения) С пухом, одеялом, покрывалом и т.д. Почему? Объяснить названные варианты.

Очень важно развивать сенсорные способности детей (визуальные, аудиальные, кинестетические, обонятельные, вкусовые), обращать их внимание на:
– разнообразие предметов окружающего мира;
– преображение предметов (дерево весной, зимой, летом, осенью)
– неречевые звуки и шумы (шелест листьев, шуршание опавших листочков, пение птиц...);
– музыкальные звуки (радостные, грустные, тревожные и т.д.);
– ощущения от природных и бытовых воздействий (холодно, жарко, горячо, больно и т.д.)
– ощущения от активных действий (бодрость, усталость, удовольствие и т.д.)
– ощущения от запаха (приятный/неприятный, запах ели, травы, цветы пахнут по-разному…)
– вкусовые ощущения.

Итак, варианты «Палочек-выручалочек» для «ленивого» зрительного восприятия

1. План рассказа

Обсуждение, обмен мнениями, проведение итогов мероприятия (СЛАЙД 16)

Список литературы:

1. Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей 3-7 лет»
2. Алябьева Е.А. «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет»
3. Ванюхина Г.А. «Особенности организации лексико-грамматических игр в структуре семантического поля»
4. Гризик И.В. «Обучение детей описанию предметов»
5. Конина М.М. «Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста»
6. Короткова Э.П. «Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
7. Ушакова О.С. «Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин»
8. Ушакова О.С. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»
9. Щипицына «Азбука общения»

Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»


Цель семинара:
создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.

Задачи:
1. Развитие речевой деятельности в различных видах деятельности.
2. Побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения детей родному языку.
3. Углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования.

ХОД СЕМИНАРА.

Педагоги сидят на стульях в кругу, по очереди представляются и называют личное качество, начинающееся на первую букву своего имени, например, «Я – Лена и я – легкая».

К. Д.Ушинский - основоположник научной педагогики:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

Что такое МНЕМОТЕХНИКА?
Мнемотехника– это «техника запоминания». Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга, позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично, Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

1 задание составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения:
1 Есть на новом платье у меня кармашки.
На кармашках этих вышиты ромашки
Ромашки, ромашки, будто луговые
Ромашки, ромашки словно как живые.
2. В огороде много гряд. Тут и репа и салат
Тут и свёкла и горох, а картофель разве плох?
Наш зеленый огород нас покормит круглый год
3.
Мы купили кошке,
К празднику – сапожки.
Причесали ей усы,
Сшили новые трусы.
Только как их надевать,
Хвостик некуда девать.
Ира просит: «Ёжик, ёж,
Ты мне платьице сошьешь?
Ёж ответил из-под елки:
- Ниток нет, одни иголки!
На базаре ёжик накупил сапожек.
Сапожки на ножки себе,
Поменьше немножко – жене,
С пряжками сыну,
С застежками дочке.
Вывод: Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
2. Задание: Игра: «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.

Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком - вагон.
Есть кислое слово – лимон!

А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.
Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).
Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).
Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры и почувствовать себя детьми.

Игра «Волшебная палочка»
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все что вы захотите.
Итак, первая команда будет рассказывать о том, чтобы они хотели увеличить, а другая уменьшить.
Вот что ответили дети: Хочу уменьшить зиму, увеличить лето;
Хочу увеличить конфету до размера холодильника и т. д.
Игра «Шкатулка со сказками»
В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, поочереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку.
Первый участник сказал 2-3 предложения, следующий достает картинку и продолжает сказку.
Игра «Придумай необычное существо»
Нарисовать и рассказать о выдуманном персонаже
Игра «Нелепицы»
Раздать черно-белые картинки и цветные карандаши. Задание найти и закрасить нелепицы. Кто быстрее и больше их назовет.
Ответы к тесту
Картинка к тесту «Нелепицы».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Еще одно направление по развитию речи – устное народное творчество. В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.
Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.
Задание: показать по одной пальчиковой гимнастике.
Предлагается показать по одному упражнению из пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением) .
Задание: Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки со скороговорками. Рассказать о методике рассказывания скороговорки. Первую скороговорку нужно быстро произнести, а вторую - быстро произнести с определённой интонацией.


В образовательном процессе по пересказу литературных произведений, обучению рассказыванию об игрушке и по картине, в комплексе решаются все речевые задачи. Однако основной является задача обучения рассказыванию. Реализуя данную задачу уже со 2 младшей группы, воспитателям рекомендую, использовать различные игровые методы и приемы, дидактические упражнения в работе с детьми. Например: При рассматривании картины можно использовать игровые приемы, которые помогают выделять объект, внимательно рассматривать его: «ОКОШКИ»
Пособие. Картина, закрытая белым листом с вырезанными окошками разных геометрических форм. Картины, схожие по сюжету.
1 вариант. Одно окошко (любой формы).
2 вариант. Число окошек по количеству объектов.
Ход игры.
- Кого (что) мы видим в окошках? Какая картина спряталась?
«ВОЛШЕБНАЯ ТРУБА»
Пособие. Картина, бумага, свернутая в трубу.
Ход игры: Предложить рассмотреть картину через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов. Предложить найти объект по описанию взрослого и ребенка.
«КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ?» Цели. Учить выделять объект на «зашумленном» фоне.
Пособие. Картина, реальные изображения объектов картины. Назови, кого ты видишь на картине.
Ход игры По ходу называния объектов задаются уточняющие вопросы на уточнение цвета,
пространственного расположения, принадлежности и т.п.) «ПОЧЕМУ?»
Цель: развивать логическое мышление, устанавливать связи между объектами,
строить предложения несложной конструкции. «ЧТО НУЖНО?»
Цель: Развивать инициативность речи, активизировать и расширять словарный запас. В средней группе уже используем символы, знаки для составления графического плана как своеобразной зрительной опоры, отражающей последовательность рассказа.

Во время занятия используем разнообразные виды детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, произношение скороговорки и рисование того, о чем в ней говорится. (У осы не усы, не усищи, а усики). Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. При использовании ИКТ на занятиях по развитию речи даже младших дошкольников, значительно возрастает их интерес, повышается уровень познавательных возможностей. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов. Помощником для развития речи дошкольников служат сайты сети «Интернет»: «Все для детского сада», сайт «Первое сентября», http://bukvar.edu.ruи др. Здесь можно найти иллюстрированный словарь для развития речи детей и сюжетные альбомы, которые в основном предназначены для увеличения словарного запаса детей; дидактические игры и упражнения, конспекты занятий, разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы). В целях реализации задач по формированию компонентов устной речи педагогам необходимо активно использовать метод проекта с применением технологии сказкотерапии в развитии речи и коммуникативных навыков воспитанников.
Воспитатели приводят примеры разных форм работы для речевого развития дошкольников: литератрно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры-драматизации, разные виды театров, агитбригада, социальные акции, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки, логоуголок, интерактивные речевые стенды, календарь событий и др.
Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Они представляют собой разнообразные тематически серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков лего. Развивая речетворчество дошкольников воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение
Используется ЛЕГО-элементы и в дидактических играх и упражнениях. Педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятия обучению, формирования коммуникативной функции. Например, игру «Чудесный формы и речь, можно проводить с ЛЕГО.
Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т. д.
В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению. В процессе конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО педагог может использовать разнообразные формы: задания дает педагог, выполняют дети; задания формулируются ребенком и выполняются детьми и педагогом; задания дают дети друг другу; задания дает педагог, выполняют родители с ребенком.
Поздеева С.И. отмечает, что «при организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:
- во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской совместности,
- во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей»
Таким образом, различные формы работы ресурсы в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если: - дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,
- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,
- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.