Почему обладая знаниями не понять суть. Кто и почему скрывает от людей истинные знания и превращает явное в тайное, а законы природы в ее загадки и аномальные явления? Какой состояние человека открывает путь познания

К чему бы вы хотели стремиться – к знанию или пониманию? Многие люди не видят разницы в этих двух понятиях, однако она порой бывает достаточно очевидной. К примеру, вспомните те ситуации, когда вы читали какую-то книгу, а потом со временем забывали, о чем она была написана. Вспомните ситуации, когда вы не забывали, о чем была написана статья в февральском номере вашего любимого журнала или о чем был фильм. В первом случае вы получили знания, а во втором – понимание.

Система образования устроена так, что она дает детям знания, но не учит понимать эти знания. Вот почему многие знания, которые были получены вами в школьные годы, быстро забылись, вызвав лишь недоумение: «А куда же они подевались?».

Знать и понимать – разные вещи. Можно знать, не понимая. Но невозможно понимать, не зная. Понимание – конечный результат, когда знания превращаются в глубокие и твердые выводы, становящиеся частью его разума. Знать – иметь поверхностную информацию о чем-либо. Знающий человек оперирует теми понятиями, которые были ему даны, а понимающий - руководствуется собственными суждениями. Естественно, что знания со временем могут забываться, а выводы, сделанные на основе понимания человеком информации, остаются на всю жизнь.

Более того, было замечено, что пока человек не испробует данные ему знания на практике, они будут лишней информацией в его памяти. Вот почему необходимо не просто что-то изучать, но и использовать полученную информацию в жизни, после чего анализировать, размышлять и делать собственные суждения относительно того, что вы получили в реальной жизни.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.

(М. В. Ломоносов )

Образованный человек - это не просто личность, имеющая диплом о законченном образовании. Данное понятие многолико и многогранно, складывается из множества критериев, формирующихся на протяжении всей жизни индивидуума.

Страницы истории

Что значит образованный человек? Наверняка многие из нас рано или поздно задавались этим вопросом. Чтобы ответить на него, необходимо обратиться к истории. А именно к тем дням, когда человечество начало делать успехи в развитии цивилизации.

Все создавалось и делалось постепенно. Ничего не появляется сразу, по взмаху могущественной руки Творца. «Сначало было Слово, и Слово было Бог». Зарождалось общение, жесты, знаки, звуки. Именно с этих времен следует рассматривать понятие образованности. У людей появился общий язык, первоначальная база знаний, которые они передавали детям из поколения в поколение. Человек приложил усилия к развитию письменности и речи. Беря свое начало из этих истоков, река времени принесла нас в настоящее. Было много извилин в русле этой реки, вложен немыслимый труд и проделана колоссальная работа. Но все же эта река принесла нас в ту жизнь, какой мы видим ее сейчас. Книги сохранили и донесли до нас все то, что создавал человек на протяжении столетий. Мы черпаем знания из этих источников и становимся образованными людьми.

Образованный человек: понятие, критерии, аспекты

Трактовка данного термина неоднозначна, исследователи предлагают множество определений, вариаций. Одни считают, что образованный человек - это индивидуум, закончивший учебное заведение и прошедший комплексное обучение в определенной сфере знаний. Например, таковыми являются врачи, педагоги, профессора, повара, строители, археологи, менеджеры и прочие специалисты. Другие утверждают, что, помимо государственно-коммерческого образования, личность должна иметь и социальный, жизненный опыт, полученный в путешествиях, поездках, в общении с людьми разных этносов, классов и уровней. Однако такое толкование является неполным, поскольку образованный человек - это личность определенных моральных устоев, сумевшая чего-то добиться в своей жизни благодаря своим знаниям, начитанности, культуре и целеустремленности. Из всего этого мы делаем вывод, что образованный - не только самый умный человек, но и личность с большой буквы. Поэтому большинство исследователей дают более точную характеристику данному термину. Они считают, что образованный человек - это индивидуум, которые предложены самой цивилизацией. Он обладает культурно-жизненным опытом, исторически накопленным в процессе развития и становления культуры, индустрии, промышленности и проч.

Образ образованного человека складывается из множества критериев и качеств личности:

  • Наличие образования.
  • Владение языками.
  • Культура поведения.
  • Расширенный кругозор.
  • Начитанность.
  • Широкий словарный запас.
  • Эрудированность.
  • Коммуникабельность.
  • Тяга к знаниям.
  • Красноречие.
  • Гибкость ума.
  • Умение анализировать.
  • Стремление к самосовершенствованию.
  • Целеустремленность.
  • Грамотность.
  • Воспитанность.
  • Толерантность.

Роль образования в жизни человека

Образованный человек стремится к познанию для ориентации в мире. Ему не столь важно знать, сколько элементов в таблице Менделеева, однако нужно иметь общее представление о химии. В каждой сфере знания такая личность ориентируется легко и непринужденно, понимая, что единичная точность абсолютно во всем невозможна. Это позволяет видеть мир под другим углом, ориентироваться в пространстве, делает жизнь яркой, насыщенной и интересной. С другой стороны, образование выступает, как просвещение каждого, наделение знаниями для возможности отличать действительность от навязываемого мнения. Образованный человек не поддается влиянию сектантов, рекламным уловкам, так как постоянно анализирует увиденное и услышанное, формируя единственно верное решение о реальности происходящего. При помощи образования индивидуум достигает поставленных целей, самосовершенствуется и самовыражается. Благодаря чтению эрудированный человек прислушивается к своему внутреннему миру, находит важные ответы, тонко чувствует мир, становится мудрым, эрудированным.

Значение школьного образования

Первым этапом становления каждой личности как "образованного человека" является начальное образовательное учреждение, а именно школа. Там мы получаем азы знаний: учимся читать, писать, рисовать, развернуто мыслить. И от того, насколько мы усвоим эту начальную информацию, во многом зависит наше будущее развитие, как полноценного представителя общества. С рождения родители развивают в ребенке тягу к знаниям, объясняя важность образования в жизни. Благодаря школе выявляются способности каждого ученика, прививается любовь к чтению, закладываются основы в обществе.

Школа является фундаментом становления каждого образованного человека. Она решает ряд важных задач.

  1. Начальное образование человека, передача социального, жизненного, научного опыта в значимых областях, исторически накопленного цивилизацией.
  2. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности (патриотизм, религиозные убеждения, семейные ценности, культура поведения, понимание искусства и проч.).
  3. Сохранение и укрепление здоровья как физического, так и психического, без которого человек не сможет самореализоваться.

Самообразования и социального, жизненного опыта недостаточно для того, чтобы стать образованным, поэтому роль школы в жизни современного индивидуума неоценима, незаменима.

Роль книг в образовании

В настоящее время педагоги воспринимают образ интеллигента как идеал образованного человека, к которому должен стремиться каждый учащийся, студент, взрослый. Однако данное качество не является приоритетным или обязательным.

Каким мы представляем образованного человека

У каждого из нас имеется свое по данной теме. Для одних образованный человек - это тот, кто закончил школу. Для других это люди, получившие специальность в определенной области. Третьи считают образованными всех умных людей, ученых, исследователей, тех, кто много читает и самообразовывается. Но именно образование - в основе всех определений. Оно в корне изменило жизнь на Земле, дало шанс самореализоваться и доказать самим себе, что все зависит от человека. Образование дает шанс сделать шаг в другой мир.

На каждом этапе становления личности человек воспринимает понятие образованности по-разному. Дети и ученики уверены, что это просто самый умный человек, который много знает и читает. Студенты смотрят на данное понятие с точки зрения образования, считая, что, закончив учебное заведение, они станут образованными людьми. Старшее поколение воспринимает этот образ более широко и глубокомысленно, понимая, что, помимо обучения, такая личность должна иметь собственный багаж знаний, социальный опыт, быть эрудированной, начитанной. Как мы видим, у каждого свое представление о том, что должен знать образованный человек.

Самореализация

Когда человек заканчивает школу, то испытывает необыкновенную радость, позитивные эмоции, принимает поздравления и пожелания стать достойным человеком в будущем. Получив аттестат, каждый выпускник становится на новый жизненный путь к самореализации, самостоятельности. Теперь нужно сделать важный шаг - выбрать учебное заведение и будущую профессию. Многие выбирают сложный путь для достижения заветной мечты. Пожалуй, это самый важный момент в жизни человека - выбрать профессиональную деятельность по душе, интересам, своим способностям и талантам. От этого зависит самореализация индивидуума в обществе, его дальнейшая счастливая жизнь. Ведь образованный человек - это, помимо всего прочего, человек, достигший успеха в той или иной области.

Важность образования в наше время

Понятие "образование" включает в себя слова - "образовать", "образовывать", что означает формирование человека как личности. Образует его внутренне "Я". Как перед собой в первую очередь, так и перед обществом, в котором он живет, занимается своей сферой деятельности, трудится и просто приятно проводит свое свободное время. Несомненно, хорошее образование в наше время просто незаменимо. Именно достойное образование открывает перед индивидуумом все двери, дает возможность попасть в "высшее общество", устроиться на первоклассную работу с достойной заработной платой и добиться всеобщего признания и уважения. Ведь знаний никогда не бывает много. С каждым нашим прожитым днем мы узнаем что-то новое, получаем определенную порцию информации.

К сожалению, в наш двадцать первый век, век цифровых технологий, коммуникаций и интернета, такое понятие как "образованность" постепенно отходит на второй план. С одной стороны, казалось бы, должно быть наоборот. Интернет, бездонный источник полезной информации, где все доступно. Не нужно лишний раз бегать по библиотекам, по сокурсникам в поисках пропущенной лекции и т. д. Однако наряду с полезной в Интернете содержится огромное количество бесполезной, ненужной и даже вредной информации, которая засоряет человеческий мозг, убивает в нем возможность адекватно мыслить, сбивает человека с пути. Зачастую некачественные ресурсы, бесполезные социальные сети намного больше завлекают человечество, нежели полезная для саморазвития информация из библиотек.

К чему приводит необразованность

Необразованный человек пребывает в заблуждении о том, что он все знает и ему больше нечему учиться. В то время как образованный до конца жизни будет уверен в том, что его образование не закончено. Он всегда будет стремиться познать то, что сделает его жизнь еще лучше. Если личность не стремится к познанию мира и саморазвитию, то в итоге приходит к обыденности, рутине, где работа не приносит ни удовольствия, ни достаточного заработка. Конечно же, необразованность не означает полное отсутствие каких-либо знаний, аттестатов. Человек может иметь несколько образований, но быть неграмотным. И наоборот, есть вполне образованные, начитанные люди, которые не имеют диплома, но обладают высоким интеллектом, эрудированностью благодаря самостоятельному изучению окружающего мира, наук, общества.

Необразованным людям сложнее самореализоваться, достичь желаемого, найти занятие по душе. Конечно же, вспомнив наших бабушек и дедушек, которые в свое время больше работали, нежели учились, мы понимаем, что можно пройти жизненный путь без образования. Однако придется преодолеть сложную дорогу, много физически работать, испортив как психическое, так и физическое здоровье. Необразованность можно представить как изолированный куб, в котором живет личность, не желая выйти за его границы. Вокруг будет кипеть и нестись бушующая жизнь, с великолепными красками, наполненная яркими эмоциями, пониманием, осознанием действительности. И стоит ли выйти за грань куба, чтобы насладиться истинным, свежим воздухом познания, - предстоит решать только самому человеку.

Подведем итоги

Образованный человек - это не только тот, кто хорошо закончил школу, учебное заведение и имеет высокооплачиваемую работу по специальности. Этот образ необычайно многогранен, включает в себя культуру поведения, интеллигентность, воспитанность.

Основные качества образованного человека:

  • образование;
  • грамотность;
  • умение правильно общаться и выражать свои мысли;
  • вежливость;
  • целеустремленность;
  • культура;
  • умение держать себя в обществе;
  • эрудированность;
  • стремление к самореализации и самосовершенствованию;
  • умение тонко чувствовать мир;
  • благородство;
  • великодушие;
  • выдержка;
  • трудолюбие;
  • чувство юмора;
  • решительность;
  • остроумие;
  • наблюдательность;
  • изобретательность;
  • порядочность.

Понятие "образованный человек" трактуется по-разному, однако главное во всех определениях - наличие образования, полученного разными способами: при помощи школы, вуза, самообразования, книг, жизненного опыта. Благодаря знаниям каждый из нас может достичь любых высот, стать успешной, самореализованной личностью, полноценной ячейкой общества, воспринимающей этот мир особенно.

В настоящее время трудно обойтись без образования, ведь любая область деятельности требует определенных навыков, умений. А жить в мире, ничего о нем не зная, подобно первобытному человеку, абсолютно бессмысленно.

В заключение

В статье мы рассмотрели основные критерии, определения образованной личности, ответили на вопрос, что значит быть культурным человеком. Каждый из нас расценивает и смотрит на вещи согласно своему социальному статусу и способности восприятия окружающего мира. Некоторые даже не догадываются, что для интеллигентного человека дурно говорить оскорбительные вещи в адрес собеседника. Некоторые же усвоили эту истину с малых лет. Ведь на мировоззрение человека в первую очередь влияет образованность людей, которые закладывали в него определенную информацию, были проводниками в эту жизнь.

Также мы выяснили, что начитанный человек - это индивидуум, читающий не только специальную, обучающую литературу, но и произведения классиков. Многое в этом мире взаимосвязано, но именно образование играет главную и решающую роль. Поэтому стоит отнестись к нему со всей серьезностью, желанием и пониманием. Мы сами хозяева нашей жизни. Мы сами творцы своей судьбы. И то, как мы проживем эту жизнь, целиком и полностью зависит только от нас. Несмотря на трудности, политические или военные, наши предки создали великолепные условия для нашей жизни. И в наших руках сделать эти условия еще лучше для наших потомков. Образование нужно нам для того, чтобы устроить свою жизнь по собственному желанию и стать счастливым человеком.

Повысить уровень своего образования через Интернет затруднительно. Для того чтобы стать эрудированной личностью, нужно не забывать посещать библиотеку и читать книги образованного человека. Предлагаем вашему вниманию популярные издания, которые непременно должен прочесть каждый образованный человек, это сделает вас интересным, начитанным, культурным собеседником.

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.
  2. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление.
  3. Браунер Дж. Психология познания.

«Опыт есть знание единичного, а искусство – знание общего…знание и понимание относятся больше к искусству, чем к опыту, и считаем владеющих каким-то искусством более мудрым, чем имеющих опыт, ибо мудрость у каждого больше зависит от знания, и это потому, что первые знают причину, а вторые нет…имеющие опыт знают «что», но не знают «почему»; владеющие же искусством знают «почему», то есть знают причину…Таким образом, наставники более мудры не благодаря умению действовать, а потому, что они обладают отвлеченным знанием и знают причины…искусство в большей мере знание, нежели опыт, ибо владеющие искусством способны научить, а имеющие опыт не способны».

2.2. Какие оценки Аристотель давал общепринятым представлениям о мудрости?

Аристотель говорил, что «мудрость есть наука об определенных причинах и началах». Он выделял следующие мнения о мудрости:

    «мудрый, насколько это возможно, знает всё, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности»,

    «мудрым считаем того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека»,

    «более мудр тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин»,

    «из наук в большей мере мудрость та, которая желательна ради нее самой и для познания, нежели та, которая желательна ради извлекаемой из нее пользы»,

    «из наук в большей мере мудрость та, которая главенствует, - в большей мере, чем вспомогательная, ибо мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять, и не он должен повиноваться другому, а ему – тот, кто менее мудр…».

2.3. Какой тип знания Аристотель относил к сфере мудрости?

Все знания Аристотель делит на 3 типа, 3 группы: знание практическое, творческое и теоретическое.

    Практическое знание включает в себя этику, экономику и политику, т. е. оно подразумевает умение действовать, жить в этом мире. Этика – умение обращаться с ближним.

    Знание ремесленника – это уже творческое знание.

    Теория – созерцательное знание, не имеющее никакой жизненной ценности, но в этом и парадокс, что для истинного философа теоретическое знание имеет большую ценность, поскольку оно является знанием свободного человека. Оно наиболее ценно, так как оно свободно, ведь практическое и творческое знания существуют для какой-либо цели. А теоретическое знание – ради самого знания, поэтому оно наиболее высшее, ценное, свободное. Данный тип знания можно отнести к сфере мудрости.

2.4. Почему «знание ради пользы» не ведет к мудрости?

Аристотель считал, что «знание ради пользы» не ведет к мудрости, поскольку люди стали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то есть к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-либо пользы.

2.5. Какой состояние человека открывает путь познания?

Аристотель говорил, что воспринимание чувствами свойственно всем, а потому это легко и ничего мудрого в этом нет. Труднее всего для человека познать наиболее общее, так как оно дальше всего от чувственных восприятий. То есть когда человек воспринимает всё через чувства, он это «всё» и познает.

Когда информация стала одним из ценных ресурсов и превратилась в богатство, которое хочется накапливать, самое время разобраться, что по-прежнему остаётся настоящей ценностью. Писатель, философ и гуманист Олдос Хаксли проводит чёткую границу между знанием и пониманием. Человек может жить в картонном мире шаблонов псевдознаний - или отказаться от информационного мусора и отдаться силе понимания. Выбор есть!

Знание приобретается, когда нам удаётся включить новый опыт в уже существующую у нас систему представлений. Понимание приходит, когда мы освобождаемся от старого и делаем возможным непосредственный контакт с новым, с тайной нашего бытия.

Знание всегда выражено в концепциях и может быть передано при помощи слов и других символов. Понимание не концептуально и по этой причине не может быть передано. Это непосредственное переживание, которое допускает только обсуждение (очень приблизительное), но никогда - передачу. Никто не может почувствовать боль или горе, радость или голод другого человека. Подобным образом, никто не может испытать чужое понимание конкретного явления или ситуации. Само собой, может существовать знание о таком понимании, и это знание может быть передано через речь или письмо. Подобное передаваемое знание служит полезным напоминанием о существовании понимания в прошлом и о возможности его существования во все времена. Но всегда необходимо помнить, что знание о понимании - не то же самое, что понимание (которое является первичным материалом знания).

Знание так же отличается от понимания, как рецепт на пенициллин от самого пенициллина.

Понимание не может быть приобретено ни по наследству, ни в результате упорного труда. Это нечто, что при благоприятных обстоятельствах приходит к нам само по себе. Мы все владеем знанием постоянно; но только изредка вопреки самим себе мы понимаем тайну реальности. Следовательно, мы редко склонны приравнивать понимание к знанию.

Однако совсем иначе обстоит дело с противоположным заблуждением - ошибочным предположением, будто знание равнозначно пониманию. Любой взрослый человек владеет обширным запасом знаний. Некоторые из этих знаний правильные, некоторые неправильные, а некоторые - попросту лишены смысла. Метафизические доктрины представляют собой утверждения, которые невозможно проверить на практике - по крайней мере, на уровне повседневного опыта. Информация, которую они передают, - не более чем псевдознание. Бессмысленное псевдознание во все времена было одной из главных движущих сил индивидуальной и коллективной деятельности. И это одна из причин, почему ход истории человечества был таким трагическим и одновременно таким удивительно гротескным.

Правильное или неправильное, содержательное или бессмысленное, знание и псевдознание так же распространены, как грязь, и поэтому воспринимаются как должное. Понимание, напротив, так же редко, как изумруды, и поэтому высоко ценится.

Из широкого круга человеческих несчастий около трети - неизбежные. Остальные две трети происходят от человеческой глупости и злобы, а также от явлений, их побуждающих и оправдывающих: идеализма, догматизма, фанатичного миссионерства в пользу религиозных и политических идолов. Но фанатизм, догматизм и идеализм существуют только потому, что мы постоянно совершаем грехи против разума. Мы грешим, приписывая конкретное значение бессмысленному псевдознанию; грешим, будучи слишком ленивыми, чтобы помыслить множественную причинность, погрязнув вместо этого в чрезмерном упрощении, обобщении и абстракции; мы грешим, лелея ложную, но приятную веру в то, что концептуальное знание и псевдознание равнозначны пониманию.

Злодеяния организованной религии имеют причиной «ошибочное принятие указующего пальца за Луну» - иначе говоря, принятие выраженного словами понятия за описываемую им тайну. Из злоупотребления этим заблуждением в большинстве великих религиозных традиций мира возникло причудливое преувеличение значения слов. Преувеличение значения слов нередко ведёт к появлению и почитанию догм, к настаиванию на единообразии веры, требованию всеобщего согласия с бессмысленными утверждениями, которые должны приниматься как священные. Несогласные с таким почитанием слов должны быть «обращены», а в случае невозможности обращения подвергнуты либо гонениям, либо остракизму.

Непосредственное восприятие реальности объединяет людей. А концептуализированные верования, включая даже веру в бога любви и праведности, разделяют их и настраивают друг против друга на века.

Чрезмерное упрощение, обобщение и абстракция - грехи, тесно связанные с грехом представления, будто знание и псевдознание равнозначны пониманию. Человек, склонный к упрощению и обобщению, утверждает без предъявления доказательств, что «все X равны Y» или «у всех А один и тот же мотив, а именно - В». Человек, склонный к абстракции, не желает иметь дело с отдельными людьми, но любит разглагольствовать на темы человечества, прогресса, бога и истории. В Средние века любимыми обобщениями были: «все неверные обречены » (для мусульман «все неверные» означало «все христиане», для христиан - «все мусульмане») и «все еретики движимы дьяволом ». В XVI и XVII веках войны и преследования оправдывались простой верой в то, что «все римо-католики - враги бога ». В XX веке Гитлер объявил, что все беды мира имеют одну причину, а именно евреев . Для коммунистов же причина всех бед мира - капиталисты .

В жизни человека есть много ситуаций, когда только знание - концептуализированное, накопленное и переданное посредством слов - имеет практическую пользу. Мы живём в индустриальной цивилизации, где ни одно общество не может процветать, не обладая элитой хорошо обученных ученых, а также внушительной армией инженеров и техников. Обладание и широкое распространение большого объёма правильного, специализированного знания стало главным условием выживания наций.

Но очевидно, что образование должно быть чем-то большим, чем просто средством передачи правильного знания. Оно также должно учить тому, что Дьюи называл приспособлением к жизни и самореализацией.

Но как именно должны поощряться приспособление к жизни и самореализация? На этот вопрос современные педагоги дают много ответов. Большинство этих ответов относятся к одному из двух главных образовательных подходов - либо прогрессивному, либо классическому.

Ответы прогрессивного типа находят выражение в обеспечении курсами на такие темы, как «семейная жизнь, потребительская экономика, информация о работе, физическое и умственное здоровье, подготовка к выполнению своих обязанностей как гражданина и государственному управлению, а также основы наук». Там, где отдаётся предпочтение ответам классического типа, педагоги предлагают курсы по латыни, греческому, современной европейской литературе, всемирной истории и философии.

Прогрессивный и классический подходы к образованию не несовместимы. Вполне возможно соединить обучение в местной культурной традиции с психологической и профессиональной подготовкой, а также обучением наукам. Но достаточно ли этого? Может ли такое образование привести к самореализации? Ответ очевиден: нет.

Мы не рождаемся с человечностью, а развиваем её. Мы учимся говорить, мы накапливаем концептуализированное знание и псевдознание, мы подражаем старшим, мы формируем устойчивые шаблоны мышления, чувствования и поведения и постепенно становимся людьми. Но вещи, которые делают нас людьми, - это те же вещи, которые препятствуют самореализации и пониманию. Мы очеловечиваемся путём подражания окружающим, изучения их языка и приобретения накопленного знания, которое язык сделал возможным. Но мы начинаем понимать только тогда, когда, освободившись от тирании слов, условных рефлексов и общественных договоров, устанавливаем непосредственный контакт с опытом. Величайший парадокс нашей жизни состоит в том, что для того, чтобы понять, мы должны сначала обременить себя всем интеллектуальным и эмоциональным багажом, который служит препятствием пониманию.

Обучение, - говорит Лао-Цзы, - состоит в добавлении к своим запасам день за днём. Практика Дао состоит в вычитании.

Добавляя одно концептуальное знание к другому, мы делаем возможным сознательное понимание; но это потенциальное понимание может быть актуализировано только после вычитания всего, что мы добавили. Именно потому, что у нас есть воспоминания, мы убеждены в своей идентичности как людей и как членов определённого общества.

Фактическая память - это исключительное благословение. Но психологическая память - память, несущая эмоциональный заряд, положительный или отрицательный, - это источник в худшем случае неврозов и безумия, а в лучшем - отвлечения от задачи понимания. Эмоционально заряженные воспоминания укрепляют семейные узы и сплачивают общины. На уровне понимания, благотворительности и художественного самовыражения человек обладает силой выходить за рамки своей культурной традиции. На уровне знания, манер и обычаев он никогда не может отойти далеко от маски, созданной для него семьёй и обществом. И, хотя наш долг «чтить своих отца и мать», наш долг также «возненавидеть отца своего и мать, и жену и детей, и братьев и сестёр, а притом и саму жизнь свою» - ту социально-обусловленную жизнь, которую мы воспринимаем как должное.

Мы имеем не больше права упиваться эмоционально заряженными воспоминаниями былого счастья, чем оплакивать прошлые беды и мучиться раскаянием за старые обиды. И мы имеем не больше права тратить настоящий момент на наслаждение будущими гипотетическими удовольствиями, чем тратить его на беспокойство о возможных катастрофах. Мы должны перестать вспоминать счастливые времена и принять свое настоящее несчастье. Иоанн Креститель отводил опустошению памяти второе место после состояния единения с богом и считал его необходимым условием этого единения.

Люди, живущие неприятными воспоминаниями, становятся невротиками; люди, живущие приятными воспоминаниями, становятся сомнамбулами. И только понимающие данную реальность в том виде, в каком она проявляется, мгновение за мгновением, - бодрствуют.

Некоторые эмоционально заряженные воспоминания, разделяемые всеми членами отдельного общества, организовываются в религиозные, политические или культурные традиции. Эти традиции систематически вбиваются в головы представителей каждого нового поколения и играют важную роль в их формировании как граждан.

Природа условного рефлекса такова, что, когда звенит звонок, собака выделяет желудочный сок; когда демонстрируется почитаемый образ или произносится постоянно повторяемое кредо, сердце верующего наполняется почтением, а разум - верой. Это происходит независимо от содержания повторяемой фразы и природы почитаемого образа. Человек не реагирует на реальность в настоящий момент; он реагирует на что-то, что автоматически приводит в действие заранее внушённое постгипнотическое указание.

«Если ты станешь искать Будду, то не найдёшь его»

«Если ты намеренно стараешься стать Буддой, твой Будда - это сансара»

«Если человек ищет Дао, он теряет Дао»

«Сберегший душу свою потеряет её»

Чем большее сознательное усилие мы прилагаем для достижения чего-то, тем меньше нам это удаётся. Успех приходит только к тем, кто овладел парадоксальным искусством одновременного деяния и не-деяния, сочетания расслабления с активностью, ослабления контроля для того, чтобы имманентная и трансцендентная неизвестная величина могла вступить в свои права. Мы не можем заставить себя понимать; в лучшем случае мы можем развить состояние ума, в котором понимание может прийти.

Что это за состояние?

Определённо, это не состояние ограниченного сознания. Реальность как она есть, мгновение за мгновением, не может быть понята умом, подчинённым постгипнотическому внушению или обусловленным эмоционально заряженными воспоминаниями таким образом, чтобы реагировать на настоящее, как если бы оно было прошлым. Ум, обученный концентрации, в равной степени не подготовлен к пониманию реальности. Ведь концентрация - это всего лишь систематическое исключение, блокирование сознания для всего, кроме одной мысли, одного образа, одного идеала. Но какими бы истинными, возвышенными или священными они ни были, никакая мысль, никакой образ и никакой идеал не могут вместить реальность или привести к её пониманию.

Понимание приходит, когда мы полностью сознательны - сознательны до пределов наших умственных и физических возможностей. «Познай себя» - этот совет, старый, как сама цивилизация, на самом деле является призывом к полной осознанности. Для тех, кто практикует её, полная осознанность раскрывает ограниченность того, что каждый из нас называет собственным Я, и полную абсурдность его притязаний. Одним словом, полная осознанность начинается с понимания собственного невежества и бессилия.

Могу ли я поднять правую руку? Нет. Я могу только отдать указание; непосредственно поднятие руки осуществляется кем-то другим. Кем? Я не знаю. Почему? Не знаю. И после того, как я поел, кто переваривает хлеб с сыром? Когда я порезался, кто заживляет рану? Пока я сплю, кто возвращает уставшему телу силы? Я могу сказать только, что Я не может делать ничего из этого. Первичная истина Декарта «мыслю, следовательно, существую» при более детальном рассмотрении оказывается крайне сомнительным утверждением. Я ли в действительности мыслит? Не правильнее ли было бы сказать: «Мысли возникают сами по себе, и иногда я осознаю их»? Мои мысли - это набор умственных, но по-прежнему внешних, фактов. Я не изобретаю свои лучшие мысли; я нахожу их.

Полная осознанность, таким образом, раскрывает следующие факты: что я совершенно невежественен и беспомощен, а наиболее ценные элементы моей личности - это неизвестные величины, существующие где-то вовне как объекты ума, неподвластные моему контролю. Поначалу это открытие может показаться довольно унизительным и даже угнетающим. Но если я всей душой приму эти факты, они станут источником умиротворения и радости. Я невежественен и беспомощен - и, тем не менее, я жив и здоров. Из этих двух групп фактов - моего выживания с одной стороны и моего невежества и бессилия с другой - я могу лишь заключить, что не-Я, которое заботится о моём теле и даёт мне мои лучшие мысли, должно быть невероятно разумным и сильным. Мы знаем крайне мало и можем достичь очень малого; но мы вольны, если мы того захотим, взаимодействовать с большей силой и более совершенным знанием.

Полностью осознавай свои поступки и мысли по отношению к людям, находящимся рядом с тобой, а также события, которые движут тобой в каждый момент твоей жизни.

Осознавай искренне, непредвзято, не осуждая, не реагируя на настоящие умственные процессы при помощи заученных ранее слов.

Если ты сделаешь это, память будет опустошена, знание и псевдознание будут низведены до надлежащего им положения, а ты обретешь понимание - другими словами, ты будешь в непосредственном контакте с реальностью в каждый отдельный момент.

Полная осознанность открывает дорогу к пониманию.

А когда любая ситуация понимается, проявляется сущность всей реальности, и бессмысленные изречения мистиков видятся как истинные. Одно во всём и всё в одном; сансара и нирвана - одно и то же; все вещи пусты, и одновременно все вещи - это дхарма-тело Будды, и так далее. В случае с концептуальным знанием подобные фразы лишены всякого смысла. Только когда есть понимание, они обретают смысл. Из всех избитых, замаранных слов в нашем лексиконе «любовь» - несомненно, самое пошлое и фальшивое. Выкрикиваемое со множества кафедр, похотливо напеваемое миллионами громкоговорителей, оно превратилось в оскорбление хорошему вкусу, непристойность, которую человек не решается произнести.

И, тем не менее, оно должно быть произнесено; ведь, в конце концов, последнее слово - Любовь.

Систематизация и связи

Основания философии

Очевидно, знания называют тайными не потому что их нельзя рассказывать. И не потому что их невозможно понять. Тому кто разобрался в языке символов, теоретически это возможно. Причина гораздо глубже. Я пытался объяснить ее своему другу, но ни как не находил нужных слов. А, я понял - вдруг сказал он, и рассказал мне современную притчу. Она, аллегорически, но очень просто и точно определяет суть проблемы.

"Два ковбоя зашли в салон и заказали по рюмке виски. Вдруг, Вжиик, мимо что-то промелькнуло. Что это было - спросил Бил. Это неуловимый Джон - ответил Сем. И что его никто не может поймать. Нет - сказал Сем, он просто никому не нужен".

Шри Ауробиндо эту проблему сформулировал так: "Могучий дух всегда стоит одиноко, ибо тщетны его попытки себе подобных создать", и дал ответ почему: " Тот кто выбирает Бога, уже избран Богом".

Какое существует условие для получения доступа к высшим знаниям. Каждый педагог знает что переучивать гораздо труднее чем учить. Это связанно стем что возникает вера в непогрешимость наших знаний. А вера это страшная сила и сломить ее очень не просто. Материалисты это ортодоксальные верующие, никто не знает что такое материя, но все слепо верят в нее.

Поэтому главное условие - во всем усомнится. Как сказал мудрый грек "Я знаю, что ничего не знаю". Только в таком состоянии можно начинать приобретать знания с чистого листа. Все гуру требуют от ученика иметь ум как у ребенка. Ребенок ничего не знает и полностью доверяет своему учителю. У него нет старой веры, которая и является основной преградой для истинных знаний.

Мы верим своим глазам и самое трудное в этом усомнится. Мы даже не допускаем гипотезу что это может быть иллюзией.

Виталий Андрияш, 17 Март, 2016 - 10:33

Комментарии


То ли потому, что они никому не нужны…?
То ли потому, что они понятны только тому, чьи они…?
То ли потому, что не соблюдено условие их получения…?

Виталий , а приведите пример какого-нибудь древнего тайного знания (в смысле какое-нибудь содержательное утверждение).

Да и интересно, а не древние знания могут быть тайными? Если да, то неужели их таинственность не такая какая у древних?

Природа нашего ума такова что мы с радостью принимаем любое знание соответствующее нашей вере во что либо, будь то философские, научные или религиозные доктрины. И отбрасываем как не нужное, все то, что не не вписывается в систему тех знаний в истинность которых мы верим.

Теперь привожу конкретные примеры: Согласно Ведической традиции материя это психологический феномен заключающийся в том, что происходящее внутри нашего сознания мы воспринимаем как внешний мир. Или восприятие непрерывности течения времени - это иллюзия возникшая в сознании на основе последовательных статичных содержаний сознания, прекрасно смоделированная инженерами при создании кинематографа.

Древние или современные тайные знания, это все относительно. Просто законы эволюции сознания таковы, что в древности они были более легко доступны чем ныне. Это связано стем что на данном этапе эволюции сознания основная цель заключается в развитии и совершенствовании интеллекта на основе представлений о материальном мире. Эти знания получили название Авидья. Древние знания называют Видьей. Божественная цель заключается в том, что-бы овладеть и тем и другим.

Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал Дидим Иуда Фома. И он сказал: Тот, кто обретает истолкование этих слов, не вкусит смерти.

В эпитете «тайные» (введение), возможно, заложен тот же смысл, что и в изречении 5. Слова остаются тайными , сокрытыми до тех пор, пока сам человек не истолкует их 6, пока он не овладеет путем познания. (Трофимова И)

Как можно привести пример тайного знания? На то они и тайные, что остались закрытыми для непосвящённых. :) Вот и как тогда определить, что они действительно знания, а не что попало, если они неизвестны никому?
Это derusу был ответ. Не туда попал.

Ren , Ваш ход может быть тут неуместен, т.к. первое, с чего начинается исходный пост автора:
«Очевидно, знания называют тайными не потому что их нельзя рассказывать. И не потому что их невозможно понять.»
Т.е. вроде как не "закрытость " их делает тайными... А что? (В том-то и был смысл моего поста автору, мол, а в чем их тайность собственно заключается-то?)
С ув. D

(Но более пока сейчас ничего написать тут не могу… занят)

Рен, вы вероятно не внимательно читали мой пост, поэтому не поняли в чем коренится тайна. Для вас тайна это что-то надежно спрятанное в недоступном для не посвященных месте. Но есть такое правило, если хочешь что-то надежно спрятать, положи это на самом видном месте.

Поэтому каббалисты утверждают - все тайны мира спрятаны в вещах очевидных. Когда вы усомнитесь в очах своих, и зададитесь вопросом - а что-же в действительности я вижу, тогда тайны начнут сами открываться вам.

Ну, да. Вы правы. Дело не в том, что они спрятаны. Это я так неудачно шучу. На самом деле я понимаю суть вашей темы: любой настолько верит в свои представления, которые сформированы у него (обществом ли, семьёй ли и т. д.), что глух к другим источникам знаний, и древних знаний, не считая их за истину, и даже не интересуясь ими. Как-то так.
Но, дело в том, что меня давно раздражают высказывания типа "древние знания", "древние мудрые" и тому подобные. А почему они именно "знания", а не "древние заблуждения" и не "древняя фантастика"? То есть, чтобы получить гордый статус знаний, они должны быть проверены и как-то подтверждены. Иначе любую секту можно назвать носителем знания, как они о себе мнят. Они и любят ссылаться на "древних". Древность не признак истинности суждений.

Рен, специфика древних знаний заключается в том что они не просто что-то утверждают. Прежде всего это технологии трансформации сознания. Они утверждают, сделай то или это и вы убедитесь, что мир выглядит по другому. Те знания которые нам дают, это вехи на пути эволюции сознания, они нужны идущему, что-бы не сбиться с пути. Поэтому все древние настаивают на том что только опыт позволяет нам обладать знаниями в которых невозможно усомнится.

Это специфика не только древних , но и всех в мире знаний. Поскольку ЛЮБОЕ знание есть следствие познания, т.е. процесса, процедуры, гносеологической технологии, постольку продуцирование и овладение любым знанием требует освоения этой процедуры, а следовательно, и трансформации сознания . Например, чтобы овладеть знаниями дифференциального и интегрального исчисления, необходимо трансформировать свое сознание так, чтобы понимать бесконечно малые данности и бесконечно большие суммирования, математический анализ и прочее. Уверяю Вас, Вы никогда не поймете сонеты Шекспира, не трансформируя свое сознание в духе раннего романтизма.

Виталий, Вы снова претенциозно педалируете гносеологическую ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ избранных Вами знаний, в то время как все знания технологически равноправны.

А если выйти за пределы одной философской системы (хоть Аристотеля, хоть В-физика) и посмотреть на историю философии в целом, то обнаружим, что философское сознание не только эволюционирует от века к веку, но и РАЗВИВАЕТСЯ .
Развивается и технология (процедуры, методы, формы), и ее продукты (содержания, смыслы, знания).

Честно говоря, так и осталось непонятным, почему же древние знания называют тайными?
То ли потому, что они никому не нужны…?
То ли потому, что они понятны только тому, чьи они…?
То ли потому, что не соблюдено условие их получения…?

Уж слишком много «то ли » в одном вопросе, когда ответ в задаче правильный один бывает, а остальные все ответы лишь подгонка под правильный ответ.

То ли потому, что они понятны только тому, чьи они…?

Понятны знания тому, кто их писал или же тот кто схему (телевизор, видеомагнитофон) составлял тому понятна схема без вопросов.

приведите пример какого-нибудь древнего тайного знания (в смысле какое-нибудь содержательное утверждение).

следует продолжить тему, и во второй части дать ключ к тайным знания.

Представьте только, вы ключом открыли сейф (с секретным кодом). А там внутри лежали свитки (лист писчего материала из папируса, пергамента или бумаги), истлевших рукописей древних знаний, что были тайными когда-то. Понять уже нельзя, что там написано, поскольку время рукопись не пощадило, разрушило до основания папирус рукописи древних знаний. Всему есть свое время. Вот так и знания, они нужны, когда на них есть спрос, когда их можно применить, когда они приносят пользу и от них есть толк какой то, а не просто как набор заумных символов и знаков, что абсолютно ни о чём ни говорят, поскольку ВРЕМЯ изменило всё вокруг.

Вы ошибаетесь, тут речь идет об интуиции, а не об уме. И кровь и тело, это не мыслеформы, а метафоры.

И кровь и тело, это не мыслеформы, а метафоры.

Ну да, аллегории. Духовные знания часто выражены аллегориями, метафорами, загадками, притчами, сказками, в пословицах.

Ребро адама, древо познания добра и зла, эдем, херувим с мечом, гадкий утенок, соловей-разбойник, царевна-лягушка - все это аллегории.