Раздел V. Анкетирование как вид психологического исследования

Введение

Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях. Существует две основных разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.

Анкетирование -- один из основных видов опроса, осуществляемого путем опосредованного общения социолога и респондента. Различают следующие виды анкетирования:

а) по способу общения между исследователем и опрашиваемым --- прессовый (вопросник печатают в газете, журнале) ; почтовый (рассылают анкеты по почте) и раздаточный (анкетер раздает их группе респондентов). В первых двух случаях (заочное анкетирование) нет непосредственного контакта с респондентом. В третьем случае (очное анкетирование) анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако анкета заполняется респондентом самостоятельно;

б) по месту проведения --- анкетирование по месту жительства и по месту работы или учебы. В последнем случае он может быть групповым (или аудиторным);

в) по уровню стандартизации --- полностью или частично стандартизированным. Этот вид анкетирования определяется характером вопросов (закрытыми или полузакрытыми).

Анкетирование имеет как достоинства (оперативность, экономия средств и времени и др.), так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, ее достоверностью и т. д. Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации.

Исследование, к которому стремится социолог, предполагает опрос определенных лиц, и необходимо, чтобы эти лица по возможности, во-первых, участвовали в опросе, а во-вторых, отвечали искренне, внимательно, самостоятельно, подробно. В этой связи западногерманская исследовательница Н. Ноэль говорит об особой «драматургии опроса», включающей, в частности, раскрытие возможностей социолога произвести на

респондентов хорошее впечатление, пробудить их интерес, завоевать доверие, подтвердить уверенность в собственных силах, не дать им заскучать и тем самым заставить отвечать искренне и с удовольствием. Проблема эта не только чисто методическая, но и этическая. Социологу приходится думать как о собственной исследовательской программе, так и о том, какие темы респонденты будут обсуждать более охотно, что может их больше заинтересовать. Поэтому анкета, по убеждению Н. Ноэль, должна быть вежливой, а не эгоистичной. А это означает, что анкета должна осуществлять не только научно-познавательные, но и коммуникативные функции.

Таким образом, упорядоченным должен быть не только список вопросов, расположенных в логической последовательности, объединенных единой тематикой, но список, который будет снабжен преамбулой, инструкцией, обращением. Кроме того, он включит не только вопросы, непосредственно нацеленные на получение искомых ответов или контролирующие их, но и вопросы, позволяющие установить с респондентами контакт, создать у них кооперативную установку, способствовать снятию напряжения, скуки и усталости, неуверенности и т. п. Иными словами, анкета - это список вопросов, предлагаемый всем респондентам в идентичной форме и адаптированный к условиям массового асимметричного целенаправленного опосредованного общения.

Процесс адаптации обращенных респондентам вопросов к необходимому при этом общению и будет называться конструированием анкеты. В задачи конструирования входит: создать и поддержать кооперативную установку у респондентов; вселить в респондентов уверенность в их способности ответить на все предложенные вопросы; наладить доверительные отношения, создать впечатление о возможности давать любые, самые неожиданные и откровенные ответы; освободить ответы респондентов от воздействия предшествующих вопросов и ответов на них; поддерживать постоянный интерес к работе с анкетой.

Нетрудно заметить, что решение многих задач достигается также за счет специальной работ

§1. Метод анкетирования

Метод анкетирования - изучение индивидуальных психологических особенностей личности подчиненного на основе анализа содержания даваемых им письменных ответов на заранее подготовленный перечень вопросов;

Анкетирование , как и наблюдение, является од ним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными,полученными при помощи других исследовательских методов) используются присоставлении анкет.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:

это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление

осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на

выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован

такой вопрос: "Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите

остаться ребенком и почему?";

это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты

предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор

наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к

различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: "Какой из

учебных предметов - самый интересный?". А в качестве возможных ответов можно

предложить перечень учебных предметов: "алгебра", "химия", "география",

"физика" и т.д.;

это анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не

просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать

(оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например,

вместо ответов "да" или "нет" испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу

5 - уверено да;

4 - больше да, чем нет;

3 - не уверен, не знаю;

2 - больше нет, чем да;

1 - уверенно нет.

Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они

являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если

использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы,

требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно

затрудняет использование количественных способов отработки и анализа

получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом

анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ

данных анкетирования.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение

массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в

зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п. Недостатком

метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило,

только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников

(составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю

представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся

к психологии. Анкетирование - это средство первой ориентировки, средство

предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки

анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием

анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.

Даваемых им письменных ответов на заранее подготовленный перечень вопросов;

Метод анкетирования давно и успешно применяется в различных областях зоологических исследований. Особую ценность данный метод представляет при сборе информации по редким видам. Он может применяться наряду со стандартными опросными и учетными методами, не требуя при этом больших материальных и временных затрат. Результатом проведенного анкетирования могут быть дополнительные, часто уникальные,

нигде ранее не запротоколированные сведения о местах находок редких видов, их образе жизни, состоянии кормовой базы, отношении местного населения, существующих лимитирующих факторах и т.п. С другой стороны

данные предварительного анкетирования могут быть использованы для дальнейшего планирования мероприятий по обследованию того или иного участка ареала интересующего вида, поиску ответа на тот или иной поставленный вопрос.

Хорошо известна практика использования метода анкетирования при изучении охотничье-промысловых видов млекопитающих и птиц (Семенов-Тян-Шанский, 1963; Исаков, 1963; Юргенсон, 1963 и др.), а так же редких видов, например, снежного барса.

Форма анкеты при внешней лаконичности обладает большой информационной емкостью. Простота и четкость поставленных вопросов делает возможным ее использование среди широких слоев населения с различным образовательным уровнем. Анкета легко переводится на различные языки. Анкетируемые сами выбирают язык изложения. В ряде случаев, в зависимости от желания респондентов, анкетирование может носить анонимных характер.

Собственный опыт анкетирования, проведенный в рамках проектов в 2001 г. и в 2003 г. позволил выявить как неоспоримые достоинства данного метода, так и его недостатки. К достоинствам можно отнести:

Получение уникальной информации от населения и сотрудников ООПТ.

Стандартизация, позволяющая корректно обобщать информацию.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Творческое эссе

По дисциплине: Общий психологический практикум

На тему: Анкетирование как метод психологического исследования

Студентки Дмитриковой Марии Александровны

Анкетирование как метод психологического исследования

На сегодняшний день анкетирование является одним из популярных методов психологического исследования. Данный метод используется не только в психологии, но и в социологии и во многих социальных и гуманитарных науках. Проблема изучения особенностей анкетирования является своевременным и наиболее актуальным для тех, кто осваивает профессию психолога.

Метод анкетирования является формой опроса, который, как правило, производится заочно. То есть без прямого контакта интервьюера с респондентом. Оно рационально в двух случаях. Первый случай, когда необходимо опросить большое количество респондентов за короткое время. Второй случай уместен в том случае, если респондентам дается время для того, чтобы тщательно подумать над своими ответами, при этом имея перед глазами отпечатанный вопросник.

В ходе анкетирования можно получить необходимую информацию, для этого необходимо, чтобы анкета была тщательно подготовленной. В первую очередь, при подготовке анкеты необходимо составить вопросник, в котором вопросы будут точно сформулированы. Так же необходимо учесть образовательный и культурный уровень отвечающего. При подготовке анкеты необходимо учитывать формулировку вопросов, порядок употребления слов, так как и это влияет на ответ. Не стоит пренебрегать правилом расположения вопросов, их следует располагать не в логической, а в психологической последовательности. Таким образом, вопросы будут охватывать большее внимания опрашиваемого, и будут побуждать его к более точному ответу.

Психология сегодня имеет широкий спектр эффективных методов проведения психологического исследования.

Метод анкетирования - психологический коммуникативно-вербальный метод, в котором в качестве средства для сбора информации от респондента используется список вопросов - анкета, специально оформленный для данного исследования.

Анкетирование в психологии применяется для получения психологических данных, социологических и демографические играют лишь некоторую вспомогательную роль. Общение психолога с ответчиком переданы до минимума. Анкетирование позволяет наиболее строго соблюдать процедуры запланированных исследований - "вопрос - ответ" строго проверяется.

При этом методе можно с наименьшими тратами достигнуть высокий показатель массовости исследований. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не указывается, указываются лишь ответы). Проводится в основном тогда, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Также можно за короткий срок получить огромный объем информации о каком-либо продукте, узнать мнения людей по некоторым вопросам, задачи на поставленные цели. Как само собой разумеется из названия: "Анкетирование", в его основе находятся главные средства, фиксирующее все результаты исследования - анкеты. По толковому cловарю анкетой именуется комплекс вопросов (обязательно взаимосвязанных), на каждый из которых опрашиваемый (респондент) должен дать точный ответ. Вопроcы в анкетах могут требовать ответы точные (математические) или выражающие конкpетное мнение (социологические и психологические). На основе данных ответов интервьюеры и делают определенные выводы по интересующей их проблеме. анкета

В современном мире для анализа мнений разных групп людей чаще всего используется анкетирование как метод cоциологического исследования, поэтому над созданием соответствующих анкет трудятся профессионалы данной cферы, а также опытные психологи, задачей которых является грамотное составление вопросов для респондента. Есть несколько правил, которым так называемый "контрольный список" должен соответствовать.

1. следует учитывать цель и содержание от общего количества вопросов в анкете.

2. для того чтобы иметь возможность анализировать результаты различных обследований, в начале вопросника должна быть всегда вопросы собеседника для уточнения личных данных - Фамилия имя отчество (не во всех случаях), пола и статуса.

3. анкетирование как метод исследования не должно быть перегружено расплывчатыми или незначительными вопроcами, уcтав от которых респондент не cможет полноценно ответить на очень важные. методик

Помимо всего прочего вопросы в анкете должны быть четкими и логичными, следовать в логической последовательности, а также постепенно наращивать интерес опрашиваемого (в случае маpкетингового опроса). В конце анкетирования стоит задать вопросы самые непростые, над ответом на которые придется подумать. Важное условие качественного проведения анкетирования - точность формулировок вопросов, не допускающая двоякого толкования или неясности. Нельзя при создании анкеты допускать вопросов из нескольких многословных предложений, с употреблением профессиональных терминов. Кpоме того, если анкетирование как метод исследования не является cоциологическим, в нем не должны затрагиваться вопросы о воспоминаниях, личных предпочтениях или cоциальной сpеде, в которой проживает опрашиваемый. анкета

Напоследок следует заметить: если анкета создана для любого вида опросов самостоятельно, не забудьте перед анкетированием проверить. Можно задать вопросы людям незаинтересованным, чтобы оценить, насколько грамотно звучит формулировка и легко ли можно дать ответ. анкета

Если "пилотная" проверка состоится удачно - можно приступать к исследованию.

Проанализируем основные виды вопросов в анкете.

По содержанию (или направленности) вопросов выделяют три вида:

I) о личности pеспондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т.д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;

II) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих;

III) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

В зависимости от формы ответа вопpосы подразделяются на закрытые, полузакрытые и открытые.

Закрытый вопрос содержит глубокий набор возможных ответов. При этом респондент лишь отмечает графически свой выбор из предоставленных ему вариантов. Количество делаемых выборов (один или несколько) обычно оговаривается инструкцией.

При обработке данных от больших контингентов респондентов используют дешифрирование ответов закрытых вопросов.

Использование в анкете закрытых вопросов позволяет результативно сопоставлять результаты респондентов. Однако в них отсутствует полнота выpажений индивидуальных мнений или оценок, что иногда вызывает недовольство испытуемых, а также известно, что такие вопросы способны спровоцировать серии неправильных, автоматических ответов.

Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Кpоме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу "другие ответы" и несколько пустых строк (обычно семь-восемь);

анкетирование психологический метод вербальный

Открытый вопрос предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент,

Разумеется, тем cамым будет затруднена в значительной мере сопоставимость ответов. Поэтому подобные вопросы используют либо на ранних стадиях составления анкеты, либо тогда, когда еcть необходимость в максимально полном выражении всех имеющихся в группе индивидуальных ваpиантов ответов. Неуместны такие вопросы и в случаях, где особое значение имеет анонимность респондентов.

Рассмотрим классификацию вопросов при методе анкетирования.

В зависимости от способа формулирования вопросы могут быть прямыми и косвенными.

По функции вопросы анкеты подразделяются на информационные (основные), фильтры и контрольные (уточняющие).

При этом большинство вопросов направлено на получение информации от каждого из респондентов. Это так называемые основные вопросы.

Вопросы-фильтры используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это cвоеобразная "анкета в анкете". Начало и окончание фильтра обычно четко обозначают на графике.

Контрольные вопросы дают возможность уточнить правильность заявленных респондентами сведений, а также пропустить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты.

К ним относятся обычно вопpосы двух видов.

1) Первые представляют собой повторения информационных вопросов, сформулиpованные другими словами. Если ответы оcновного и контpольного вопроса диаметрально противоположны, они исключаются из последующего анализа.

2) Другие контрольные вопросы служат для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов. В них предлагается некотоpое множество ответов там, где на практике может быть лишь однозначный ответ.

Как можно заметить из характера этих вопpосов, достоверность получения на них честного, но непопулярного в действительности ответа весьма мала.

Итак, уточним достоинства и недостатки метода анкетирования. методик

Достоинства: приобретения

высокая скорость приобретения информации;

возможностью организации массовых исследований;

относительно небольшой объем трудоемких процедур подготовки кадров и исследований, обработки их результатов;

отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

невыраженностью у исследователя отношений cубъективного приверженности к кому-либо из отвечающих. интервьюеры

Однако анкетированию свойственны и cущественные недостатки:

отсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в свободном интервью изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от вопросов или поведения респондентов;

не всегда полная достоверность подобных "самоотчетов", на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном cвете, сознательно приукpасив подлинное положение дел.

В современной психологии, вопросы интервью в качестве вспомогательного метода научного исследования, такие как социология и демография - один из крупнейших поставщиков, по некоторым оценкам, 90% от cобранной информации.

Вывод интервьюеры:

Таким образом, в своей работе мы рассмотрели метод анкетирования в психологии. Сделаем соответствующий вывод по нашей творческой работе.

Анкетирование (в переводе с франц. enquete, буквально - расследование), одно из основных технических средств конкретного общественного исследования; используется в психологических, cоциологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. Анкета не требует указаний о личности анкетируемого. Собранные сведения будут использованы исключительно в научно-исследовательских целях. Анкетирование является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Требования, которые предъявляются к процедуре наблюдения в психологии. Преимущества и недостатки метода анкетирования. Применение тестирования для определения психологических особенностей человека. Метод эксперимента как основной метод психологии.

    презентация , добавлен 01.12.2016

    Научное знание и его критерии. Классификация методов психологического исследования. Подготовительный этап психологического исследования. Классификация видов психологического наблюдения. Эксперимент как активный метод психологического исследования.

    шпаргалка , добавлен 15.01.2006

    Теоретические аспекты изучения и разработки анкет по общему психологическому практикуму. Психологическое исследование, требования к организации и его основные этапы. Метод анкетирования и правила составления анкет. Особенности анкетирования и его виды.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2011

    Понятие и классификация методов психологического исследования. Организационные, эмпирические, интерпретационные методы исследования. Методы обработки полученных данных. Процедура перевода качественных данных в количественные, экспертная оценка, рейтинг.

    реферат , добавлен 20.11.2014

    Понятие психологического эксперимента и его роль при проведении психологических исследований. Анализ сущности эксперимента и его видов. Подготовка, инструктирование и мотивирование испытуемых, экспериментирование как основные этапы исследования.

    реферат , добавлен 12.05.2014

    Особенности метода опроса как одного из самых распространённых методов получения информации о субъектах. Его разновидности и правила составления вопросов. Цель использования метода анкетирования. Сущность и назначение личностных тестов, методов интервью.

    реферат , добавлен 17.03.2010

    Связь методологии и методов в социально-психологическом исследовании. Характеристика избирательного внимания к различным методам в современных социально-психологических исследованиях. Метод наблюдения, тестирование, методика опроса и эксперимент.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2015

    Сущность и этапы реализации психологического исследования, его структура, основные компоненты. Классификация методов психологического исследования, их отличительные признаки и условия выполнения. Разновидности и особенности психологического эксперимента.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2009

    Исследование – вид познавательной деятельности человека. Стихийные и научные исследования. Организационно-процедурные этапы психологического исследования. Форма научного отображения проблемной ситуации. Цели и задачи исследования. Гипотезы исследования.

    реферат , добавлен 29.09.2008

    Наблюдаемые действия и поведение человека. Метод и основные характеристики эксперимента в психологии. Оценка качества психологического эксперимента. Специфика организации экспериментального общения. Организация и проведение воспроизводящего исследования.

Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.

Данный метод обладает следующими достоинствами:

Высокой оперативностью получения информации;

Возможностью организации массовых обследований;

Сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;

Отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

Невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих,

Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки:

Отсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в свободном интервью изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов;

Не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

Рассмотрим основные виды вопросов в анкете.

1) о личности респондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;

2) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих;

3) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

При обработке данных от больших контингентов респондентов используют кодирование ответов закрытых вопросов. Для этого все ответы сопровождают трехзначными числами, в которых первые две цифры служат для обозначения порядкового номера вопроса, а третья обозначает порядковый номер ответа. На практике распространено и такое кодирование, при котором все цифры служат для обозначения порядковых номеров ответов. Испытуемому предлагается при этом подчеркивать или обводить кружком коды выбранных ответов.

Использование в анкете закрытых вопросов позволяет эффективно сопоставлять результаты респондентов. Однако в них отсутствует полнота выражений индивидуальных мнений или оценок, что иногда вызывает недовольство испытуемых, а также известно, что такие вопросы способны спровоцировать серии необдуманных в должной мере, «машинальных» ответов.

Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Кроме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу «другие ответы» и определенное количество пустых строк (обычно пять-семь);

Открытый вопрос предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент,

Разумеется, тем самым будет затруднена в значительной мере сопоставимость ответов. Поэтому подобные вопросы используют либо на ранних стадиях составления анкеты, либо тогда, когда есть необходимость в максимально полном выражении всех имеющихся в группе индивидуальных вариантов ответов. Неуместны такие вопросы и в случаях, где особое значение имеет анонимность респондентов.

В зависимости от способа формулирования вопросы могут быть прямыми и косвенными.

Прямой вопрос направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента. Предполагается, что на него будет дан столь же непосредственный и честный ответ.

Однако там, где требуется выразить достаточно критическое отношение к себе и к другим, многие склонны ограничиваться социально одобряемыми ответами, подчас в ущерб искренности. В самом деле, каков будет ответ преподавателя на вопрос «Что мешает Вам хорошо проводить свои занятия?» или ответ студента «Почему Вы часто пропускаете лекции?»

В таких случаях составляют косвенный вопрос, который обычно связан с использованием какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей критический потенциал передаваемой информации. Например: «Не секрет, что часть студентов вашего курса крайне редко посещает лекции» Как Вы думаете, почему?» или «Иногда можно услышать мнение, что некоторые преподаватели плохо проводят свои занятия. Чем объясняется подобное отношение к работе?»

По функции вопросы анкеты подразделяются на информационные (основные), фильтры и контрольные (уточняющие).

При этом большинство вопросов направлено на получение информации от каждого из респондентов. Это т. н. основные вопросы.

Вопросы-фильтры используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная «анкета в анкете». Начало и окончание фильтра обычно четко обозначают графически. Например:

«Следующие три вопроса только для студентов-психологов.

Обучаетесь ли вы на психологическом факультете? ...

Каково качество практических занятий по психологии общения?…

В какой мере полученные на них знания могут помочь Вам в работе по специальности?

Внимание! Вопросы для всех».

Ограничения круга респондентов, осуществляемые фильтром, позволяют избежать искажений информации, вносимых ответами недостаточно компетентных лиц.

Контрольные вопросы дают возможность уточнить правильность сообщенных респондентами сведений, а также исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты.

К ним относятся обычно вопросы двух разновидностей. Первые представляют собой повторения информационных вопросов, сформулированные другими словами. Если ответы основного и контрольного вопроса диаметрально противоположны, они исключаются из последующего анализа. Другие контрольные вопросы служат для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов. В них предлагается некоторое множество ответов там, где на практике может быть лишь однозначный ответ. К примеру:

«Случалось ли Вам капризничать в детстве?»

Как можно заметить из характера этих вопросов, вероятность получения на них честного, но нераспространенного в действительности ответа весьма мала.

Есть несколько способов повышения эффективности контроля:

В анкете основной и контрольный вопрос не следует размещать рядом, иначе будет обнаружена их взаимосвязь;

Ответы на прямые вопросы лучше контролировать косвенными вопросами;

Контролю необходимо подвергать лишь наиболее существенные вопросы в анкете;

Необходимость в контроле, как правило, снижается, если значительная часть вопросов допускает уклонения от ответа, выражения неопределенности мнения (такие как «не знаю», «затрудняюсь ответить», «когда как» и т. п.).

Этапы подготовки анкеты.

I. Анализ темы анкетирования, выделение в ней отдельных проблем;

II. Разработка пробной анкеты с преобладанием открытых вопросов;

III. Пилотажное анкетирование. Анализ его результатов;

IV. Уточнение формулировок инструкций и содержания вопросов;

V. Анкетирование;

VI. Обобщение и интерпретация результатов. Подготовка отчета.

Композиция анкеты. Такая стандартизированная и заочная беседа с респондентом имеет достаточно стабильный сценарий. Она обычно начинается с краткого вступления - обращения к респонденту, где излагается тема опроса, его цели, называется организация или лицо, проводящее анкетирование, сообщается о строгой конфиденциальности получаемой информации.

Затем, как правило, излагаются инструкции по заполнению бланка. В том случае, если характер вопросов или их форма на протяжении анкеты меняются, инструкции могут быть не только в начале, но и в других частях бланка.

Очень редко бывает так, чтобы сам процесс заполнения анкеты представлял для опрашиваемых лиц особую пользу. Поэтому обычно первые вопросы составляют максимально легкими и интересными. Важно сделать так, чтобы на них захотелось ответить большинству респондентов. Функциями подобных вопросов-контактёров являются:

а) формирование установки на сотрудничество;

б) стимулирование заинтересованности испытуемых;

в) введение респондентов в круг проблем, обсуждаемых в анкете;

г) получение информации.

За ними следуют более сложные вопросы, составляющие основное содержание анкеты.

И, наконец, в заключительной части бланка вновь следуют более легкие вопросы, что связано с наступающей истощаемостью внимания, с усилением усталости респондентов.

Требования к формулировкам вопросов для анкеты:

Не содержит ли вопрос подсказки в явной или неявной форме? (Ведь вопрос типа «Что вам нравится в...?» уже имеет определенную внешнюю заданность, так как предполагает, что нечто «нравится»)

Не превышает ли вопрос уровня памяти или мышления респондента? (В качестве примера можно попытаться точно ответить на такой вопрос как «Сколько часов в месяц Вы тратите на подготовку к семинарам?»)

Не присутствуют ли в нем слова непонятные для опрашиваемых или имеющие крайне неопределенное содержание? (Допустим, такие как «толерантность», «альтруизм», «рейтинг», «инфантилизм» и др. или же слова, подобные таким «часто», «редко», «в среднем», …, содержание которых весьма неоднозначно для разных людей. Не то, что школьник, не каждый студент даст ответ на вопрос «Часто ли Вы проявляете конформизм?» Да и как это «часто»? Раз в день, в неделю, в год?)

Не задевает ли вопрос достоинства и самолюбия респондента? Не вызовет ли чрезмерной негативной эмоциональной реакции?

Не слишком ли протяженный вопрос по размеру? Не излишне ли детализированы ответы к нему?

Не спрашивается ли одновременно о нескольких различных предметах? Нет ли ошибки в логике изложения?

Откосится ли вопрос ко всем? Необходим ли фильтр?

Нуждается ли вопрос в контроле? В каком именно?

Какой вид вопроса (по форме ответа и по способу формулирования) наиболее предпочтителен в данном конкретном случае?

Есть ли в закрытом вопросе варианты уклонения? Нужны ли они?

Имеется ли грамматическое согласование между вопросом и ответами к нему?

Не возникло ли искажений при перепечатке анкеты?

Экзаменационный билет № 15

1. Метод повторного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).

Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. При применении этого метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается не только в период выполнения упражнения, но и благодаря суммации утомления организма от каждого повторения задания.

Данный метод используется как в циклических, так и в ациклических видах спорта.

В практике повторный метод используется в нескольких вариантах:

1) повторная работа с равномерной непредельной интенсивностью;

2) повторная работа с равномерной предельной интенсивностью;

Основная цель повторного метода – выполнять движения, действия, задания определенное число раз, стараясь придерживаться требуемой формы и характера и добиваясь совершенствования в них. Подобные методы называют также тренировочными иногда гимнастическими. Такие методы могут различаться по характеру и величине проявляемых усилий (методы максимальный, умеренного воздействия и др.); по характеру повторности (методы повторный, интервальный и др.); по характер выполнения (темповый, равномерный, переменный и др.); по составу упражнения (целостный, расчлененный и др.); по направленности (облегчающий, усложняющий и др.). Различия в методах определяются также внешними условиями, в которых выполняются учебные и тренировочные задания, а также использованием снарядов, тренажеров, специальной аппаратуры и пр.

Скорость передвижения заранее планируется, исходя из личного рекорда на данном отрезке. Упражнения выполняются сериями. Число повторений упражнений в каждой серии невелико и ограничивается способностью занимающихся поддерживать заданную интенсивность (скорость передвижения, темп движений, величину внешнего сопротивления и т.д.).

Интервалы отдыха зависят от длительности и интенсивности нагрузки. Тема не менее они устанавливаются с таким расчетом, чтобы обеспечить восстановление работоспособности к очередному повторению упражнения.

В циклических упражнениях повторная работа на коротких отрезках направлена на развитие скоростных способностей. На средних и длинных скоростной выносливости.

Передвижение с высокой интенсивностью в беге на коньках, ходьбе и в других упражнениях на относительно длинных отрезках содействует развитию «чувства соревновательного темпа», совершенствованию техники движения. В связи с этим повторный метод называют иногда методом повторно- темповой тренировки.

Характер энергообеспечения при работе на коротких отрезках в основном анаэробный, а на средних и длинных – смешанный, т.е. аэробно- анаэробный. В ациклических упражнениях (тяжелая атлетика, прыжки, метание) наряду с совершенствованием техники движений, данный метод используется главным образом для развития силы и скоростно- силовых способностей.

Повторным методом решаются следующие задачи: развитие силы, скоростных и скоростно-силовых возможностей, скоростной выносливости, выработка необходимого соревновательного темпа и ритма; стабилизация техники движений на высокой скорости, психическая устойчивость.

В практике повторный метод применяется в нескольких вариантах. Чаще всего встречаются следующие:

1) повторная работа с равномерной непредельной интенсивностью (90-95% от максимальной) для выработки необходимого соревновательного темпа и ритма, для стабилизации техники на высокой скорости и пр.

2) повторная работа с равномерной предельной интенсивностью.

При применении коротких отрезков развиваются преимущественно скоростные способности. Более длинные отрезки включаются в занятия сравнительно редко и лишь небольшими сериями для максимального воздействия на волевые качества.

Из многочисленных опросных методов сбора информации наиболее распространен метод анкетирования.

Анкетирование – разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения опрашиваемого по его ответам на какой-либо заранее сформулированный вопрос или группу вопросов; это важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной деятельности. Анкетирование предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, при чем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочное анкетирование), либо в присутствии анкетера (прямое анкетирование).

Анкетные опросы (анкетирование) классифицируют прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытое анкетирование, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом анкетировании все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры. Зондажный, или экспресс опрос, применяется в обследованиях общественного мнения. Анкетирование по почте отличают от анкетирования на месте: в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором – анкетер сам собирает заполненные листы. Групповое пиитирование отличается от индивидуализированного. В первом случае анкетируют до 30 – 40 человек, во втором – он обращается индивидуально к каждому респонденту. Наконец, при классификации анкет используются также многочисленные критерии, связанные с темой опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентаций и мнений и т.д.

Надежность эмпирических материалов, получаемой при использовании анкетирования, существенно зависит не только от содержания планируемой информации, но, конечно, и от конструкции самого вопроса, целесообразность которой диктуется конкретной задачей и условиями опроса.

Вопросы анкеты различаются между собой по содержанию и форме.

Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом является основанием деления по их содержанию. По форме вопросы делятся на группы: 1) открытые, закрытые, полузакрытые; 2) прямые и косвенные; 3) личные и безличные; 4) основные и контрольные; 5) функциональные и другие.

Открытые вопросы хороши на стадии проб, определения области исследования и в функции контрольных. Предполагается, что ответ в свободной форме позволяет выявить доминанту мнений, оценок, настроений: люди отмечают те стороны явлений или говорят о том, что доминирует в их сознании. Но самое главное состоит в том, что, реагируя на вопрос без подсказки вариантов ответа, люди лучше проявляют особенности своего повседневного, обыденного сознания, свой образ мыслей.

Главный недостаток открытых вопросов состоит в том, что высказываемые здесь мнения и оценки связаны с какими-то неизвестными нам рамками сравнения. Другой недостаток открытых вопросов – в трудности обработки данных.

Закрытые вопросы позволяют более строго интерпретировать ответ. Исследователь имеет более надежные основания, чем при открытых вопросах, сопоставлять данные в равных условиях. Появляется возможность не только выяснить содержание суждений, но и измерить интенсивность оценок.

Постановка закрытых вопросов предполагает соблюдение следующих основных требований:

1. Главное – максимально предусмотреть возможные варианты ответов. Используют также полузакрытый вариант, в котором оставляется прочерк для дополнительных комментариев и замечаний.

2. Формулируя варианты ответов (подсказки), следует помнить три важных правила:

а) отвечающий на вопрос чаще выбирает первые подсказки, реже – последующие, поэтому первыми должны быть наименее вероятные варианты ответа;

б) чем длиннее подсказка, тем меньше вероятность ее выбора, так как для усвоения смысла требуется больше времени, а респондент не склонен его тратить, следовательно, подсказки должны быть примерно равной длины;

в) чем более общий (абстрактный) характер имеет подсказка, тем меньше вероятность ее выбора. Люди часто мыслят очень конкретно, их раздражает неясность ситуации там, где исследователю она кажется предельно конкретной. Отсюда еще одно правило – все варианты ответов следует выдерживать на одном уровне конкретности.

3. Никоим образом нельзя комбинировать несколько идей в одной фразе (например, «работа интересная и хорошо оплачивается»; «работа хорошо оплачивается, но неинтересная»).

4. Все возможные варианты ответов должны быть отпечатаны на одной странице, чтобы респондент мог разом охватить рамки соотнесения оценок.

5. Нельзя печатать всю серию положительных подсказок ответов подряд и следом за нею – серию отрицательных или наоборот. В этих случаях мнение навязывается самой последовательностью предложенных вариантов.

6. Список предложенных ответов иногда столь обширный, что опрашиваемые устают по мере продвижения к его концу и с последними группами суждений работают менее внимательно, чем с первыми, или же начинает действовать сила инерции в ответах.

7. Ограничения выбора подсказок могут быть жесткими и нежесткими. Если по смыслу вопроса возможны комбинации разных выборов, при том в любом количестве, нельзя без особых пояснений ограничивать выбор некоторым условием («Укажите не более трех вариантов …»). Однако в том же случае, если цель вопроса – выявить доминанту, ограничить выбор вполне целесообразно («Хотя у Вас, вероятно, не одно и не два любимых занятия в свободное время, просим в предложенном перечне указать не более трех наиболее привлекательных»).

8. Важную роль выполняет вариант, предполагающий возможность уклониться от ответа на закрытый вопрос («трудно сказать», «затрудняюсь ответить», «не помню», «не знаю»). Формула уклонения от ответа подчеркивает, что респонденту представляют достаточную свободу. Это побуждает его более добросовестно относиться к опросу в целом.

В целом, сопоставляя возможности открытых и закрытых вопросов, можно сказать, что при первом подходе к теме необходимо пользоваться открытыми вариантами (трудно предусмотреть разброс ответов). Поэтому на стадии разведки открытый вопрос обладает несомненными преимуществами. В описательных исследованиях удобнее пользоваться закрытыми и полузакрытыми вопросами.

Прямые и косвенные вопросы. В прямом варианте вопроса предусмотрен ответ, который следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый («Если Вас не удовлетворяет качество преподавания предмета, не могли бы Вы указать, что именно?»). Косвенный вопрос ставиться в случае, если затронуты проблемы, по которым опрашиваемые не склонны высказываться откровенно («Вы сказали, что подумываете о переходе на другой факультет. Куда бы вы хотели перевестись?»).

Личные и безличные вопросы в равной мере относятся к оценкам и суждениям самого опрашиваемого, но во втором случае оценки имеют косвенный характер. Так, вместо прямого вопроса «Как Вы считаете …» – задают косвенный, безличный: «Некоторые полагают, что … Какие суждения, по Вашему мнению, наиболее справедливы?». Ожидается, что опрашиваемый выберет те суждения, которых он сам придерживается.

Обычно в анкете чередуются открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные вопросы.

Для проверки достоверности информации используют контрольные вопросы. Основные и контрольные вопросы различаются по их функциям и интерпретации данных. С помощью контрольных уточняют, дополняют сведения, полученные в основных вопросах. В анкете (опросном листе) основной и контрольные вопросы должны быть размещены так, чтобы респондент не улавливал прямой связи между ними. Поэтому они перемежаются другими темами, не относящимися к данной. Иногда для этого используют вопрос – «глушитель».Один из самых надежных способов контроля достоверности данного анкетного опроса – сочетание нескольких методов: анкетирование и наблюдение; анкетирование и свободное интервью и т.д.

Помимо ведущих – целевых, отвечающим прямым задачам исследования, всегда используются так называемые функциональные (служебные) формулировки и вопросы. Задачи последних – облегчить процесс интервью или анкетирования, снять напряжение и усталость, появляющиеся к концу работы респондента, отвлечь его внимание. Когда это требуется, или же, напротив, помочь сконцентрироваться.

К числу функциональных относятся вопросы-«фильтры» и «ловушки», отсеивающие некомпетентных и невнимательных; «глушители», с помощью которых отвлекают внимание при длинном перечне или перед постановкой контрольного вопроса; многообразные пояснительные комментарии и оговорки («По Вашему мнению …», «А теперь, если рассматривать в целом, как бы вы характеризовали …»). Цель подобных формулировок – создать психологический комфорт респонденту.

Как составляется анкета? Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:

1. Программная логика вопросов не должна смешиваться с логикой построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого. Например, при изучении отношения к учреждениям дополнительного образования казалось бы логичным сначала выяснить, посещают ли их данные респонденты, а затем перейти к направленному опросу тех, кто ответил утвердительно, а после этого – тех, кто их не посещает. Однако, учитывая, что в общей массе детей последних больше, следует поступить иначе: в первую очередь формулируются вопросы для всех, затем – для посещающих, потом – для не посещающих и снова – для всех респондентов.

Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты – ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению.

2. Непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Например, в массовом опросе неразумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.

3. Следует помнить, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию.

4. Смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым «блокам».

5. Распределение вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми. Далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем – еще сложнее (мотивационные), потом – спад (снова событийные, фактологические) и в конце – наиболее наиболее сложные вопросы (один-два), после чего – завершающая «паспортичка».

Обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова:

а) введение , в котором указано кто и для чего проводит опрос; как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, – гарантия анонимности информации; инструкция по заполнению анкеты и способов ее возврата;

б) вступительные вопросы выполняют две функции: 1) заинтересовать респондента и 2) максимально облегчить ему вступление в работу. Поэтому в начале анкеты не должны появляться трудные или беспокоящие вопросы. Наиболее удобны для этой цели вопросы сугубо событийного содержания. Нельзя начинать опрос с «паспортички», которая вообще тревожит некоторых людей. Сведения о демографических данных опрашиваемого полезно отнести в заключение анкеты. Трудные вопросы, поставленные вначале, могут отпугнуть, и это приведет к отказу участвовать в опросе. Если же респондент уже включился в беседу, он будет склонен скорее закончить работу, чем прервать ее на полпути;

в) заключительные вопросы по содержанию темы должны быть относительно нетрудными. Так как надо учесть, что, работая с анкетой, люди постепенно утомляются. Здесь хороши шкалы оценок и другая информация в закрытых вариантах. Открытые вопросы, требующие пространных комментариев, располагают ближе к середине анкеты; как контроль они разрешаются и в конце, но не более одного-двух;

г) «паспортичка» занимает последнюю страницу. Она лаконична, не требует особого напряжения и свидетельствует о завершении анкеты;

д) обычно в заключение выражается благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении пишут: «Заранее благодарим Вас за сотрудничество».

Итак, мы ответили на вопрос – как разрабатывается анкета? Предположим, что Вами в соответствии с этими принципами и требованиями анкета составлена. Но это только первый шаг – подготовка ее проекта; второй – пробный опрос (опрос-разведка), который охватывает небольшое число лиц (20-30 человек), отобранным по основным характеристикам, которые определяются темой, целями и задачами исследования. После тщательного анализа результатов пробы и исправления ошибок в анкете можно приступать к массовому опросу.

Резюмируем все вышеизложенное. Таким образом, проводимое анкетирование должно отвечать ряду требований:

1) должно длиться не более 30-40 минут, в противном случае респондент устает, и последние вопросы остаются обычно без полноценных ответов;

2) важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы должны следовать за более простыми;

3) первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим, лучше всего, если он будет нейтральным;

4) трудные вопросы целесообразно поместить в середине анкеты, чтобы респондент «включился» в тему;

5) вопросы должны быть ясными, четкими, понятными опрашиваемым, причем всем без исключения;

6) вопросы должны отвечать требованиям логики: вначале речь должна идти об установлении того или иного факта, а потом уже о его оценке;

7) введение и в новый раздел анкеты необходимо начинать с обращения к респонденту, например: «А теперь мы просим Вас высказать свое мнение о том-то …».

Полученные в результате анкетирования эмпирические материалы пиилизируются, обрабатываются и могут служить основой для получения ориентировки в проблеме, выявления имеющей место тенденции, формулирование определенных выводов и т.д.

Введение

Часть 1.Теоретические аспекты изучения и разработки анкет по общему психологическому практикуму

Заключение


Введение

Анкетирование сегодня является самым популярным методом, используемым не только в социологии, но и во всех социо-гуманитарных науках. В процессе освоения профессии психолога важным является овладение мастерством практической деятельности, поэтому проблема изучение особенностей анкетирования является своевременным и актуальным.

В своем роде метод анкетирования представляет собой форму опроса, осуществляющегося, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время или респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, как правило, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз. Для того чтобы в ходе анкетирования можно было получить необходимую информацию, анкета должна быть тщательно подготовленной. Подготовка анкеты включает, прежде всего, составление вопросника, в ходе которого необходимо стремиться к тому, чтобы вопросы были точно сформулированы и соответствовали образовательному и культурному уровню отвечающего (респондента). Необходимо учитывать, что один и тот же вопрос может иметь весьма различный смысл в различной культурной среде. Следует также учитывать формулировку вопросов, порядок употребления слов, ибо и это влияет на ответ. Кроме того, вопросы в вопроснике следует располагать не в логической, а в психологической последовательности, т.е. таким образом, чтобы они вызвали большее внимание опрашиваемого и побуждали его к более точному ответу.

Используя основные положения, касающиеся аспектов изучения и разработки анкет в данной работе, нам бы хотелось показать, какие сложности могут возникнуть при проведении анкетного опроса по общему психологическому практикуму. Изучение данного процесса позволит наиболее эффективно освоить методологические аспекты работы психолога в различных социальных сферах и научиться адекватно решать поставленные социумом профессиональные задачи, что, безусловно, также даст возможность понять теоретические обоснования и практически реализовать технологию профессионально грамотного психологического исследования личности, а также раскрыть смысл и дать описание метода анкетирования.

психологический практикум анкетирование


Часть 1. Теоретические аспекты изучения и разработки анкет по общему психологическому практикуму

1.1 Психологическое исследование, требования к организации и его основные этапы

Способом получения объективных знаний об окружающей действительности, что является целью любой науки, выступает научное исследование. Психологическое исследование – это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей. Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований:

1) Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов;

2) Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, т. е. обеспечивать определенный комфорт и нормальную рабочую обстановку;

3) Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов;

4) Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен обеспечивать их качественную однородность;

5) Инструкция для испытуемых составляется на стадии планирования работы и должна быть четкой, краткой и однозначной;

6) Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным);

7) Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.

Структура психологического исследования включает ряд обязательных этапов, представленных в таблице 1.

Таблица 1 Этапы психологического исследования

1.2 Метод анкетирования и правила составления анкет

Анкета является одним из условий получения объективно значимых результатов о различного рода опросах населения. Поэтому разработке анкеты социологи и психологи придают особое значение. Созданию анкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе психологического исследования. Следует помнить, что при разработке анкеты исследования встречаются трудности, которые психолог непременно должен себе представлять, если не учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики психологического исследования можно получить ошибочные результаты.

Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и все комментарии должны быть предельно ясны для респондента.

По мнению А.Н. Гусева основными принципами построения анкеты состоят в следующем:

Первый принцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого. Например, при изучении отношения к клубным учреждениям, казалось бы, логичным сначала выяснить, посещают ли клуб данные респонденты, а затем перейти к направленному опросу тех, кто ответил утвердительно, а после этого - тех, кто клуб не посещает. Разделение групп опрашиваемых производится вопросами-«фильтрами». В данном случае первая группа вопросов, относимая ко всем, не имеет специального пояснения, вторая вводится фразой: «Следующие вопросы относятся только к тем, кто посещает клуб», третья - снова предваряется «фильтром» («Эти вопросы адресуются тем, кто не посещает клуб»), а в заключение (обычно это – сведения о респонденте) - снова пояснение: «Последние пять вопросов относятся ко всем опрашиваемым». Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению;

Второй принцип – непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования;

Третий принцип вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т.п.), а затем - вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации. Наблюдается, с одной стороны, стремление респондента психологически оправдать общую оценку и, с другой стороны, усиленное действие эффекта «эха» (галло-эффект), т.е. многократного повторения одной и той же оценки, отнесенной к общей группе проблем. таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий – в конце соответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены... чем-либо» и т.д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях;

Четвертый принцип - смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается не качестве ответов по другим смысловым «блокам». Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем, уделяя 2 – 3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа», а заодно – и по другим аспектам тематики опроса;

Пятый принцип касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем – еще сложнее (мотивационные), потом - спад (снова событийные, фактологические) и в конце – наиболее сложные вопросы (один-два), после чего завершающая «паспортичка».

К.М. Романов и Ж.Г. Гагарина указывают на то, что обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова:

1) Композиция анкеты.

2) Титульный лист;

3) Вводная часть;

4) Основная (содержательная часть);

5) Социально–демографическая часть.

Примечание: титульный лист можно исполнять вместе с вводной частью. Во вводной части описывается цель исследования, характер использования результатов, а также способ заполнения анкеты. Следует также проанализировать вводную часть на:

Наличие и правильность обращения респонденту;

Удалось ли кратко и ясно показать цель опроса?

Сделано ли указание на то, как будет использоваться результат опроса?

Примечание: Не рекомендуется использовать обращения или неясные формулировки указаний, например: «Ваши ответы будут использоваться в чисто научных целях», так как респонденты ждут практической отдачи от своего участия в опросе.

Не забыли ли вы сделать указание на анонимность опроса?

Примечание: Надо иметь ввиду, что сам по себе термин «анонимность» носит некоторый психологический оттенок. Поэтому лучше его не использовать.

Есть ли указание на то, что делать опрашиваемым с полностью заполненной анкетой?

Не забыли ли вы поблагодарить опрашиваемых за их работу?

Удалось ли с помощью вводной части заинтересовать опрашиваемых участвовать в опросе?

Основная часть анкеты содержит блоки вопросов к опрашиваемым. Вопросы могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае опрашиваемый сам формулирует свой ответ на поставленный социологом вопрос. Например: «Какими качествами должен обладать президент? » Ответы: «Справедливость», «Целеустремленность» и т.д.

Ответы на закрытые вопросы, сформулированные психологом, представляют собой «меню» для выбора опрашиваемого. Например: «Как вы оцениваете ситуацию в стране за последние 4 года? » Ответы: «Улучшилась», «Осталась стабильной», «Ухудшилась». В этом случае опрашиваемый отмечает тот вариант ответа, который наиболее подходит его установкам.

Структура и последовательность вопросов в анкете по сути дела представляют собой установку психолога на развитие коммуникации с опрашиваемым: пробуждение интереса, завоевание доверия, подтверждение уверенности опрашиваемых в своих возможностях, дальнейшее поддержание беседы. Как правило, хорошо разработанная анкета может быть заполнена опрашиваемым в течение не более 30 минут. В дальнейшем наступает психологический порог утомляемости, и внимание к заполняемой анкете значительно снижается.

В 4-ой части содержаться блоки вопросов о социально–демографических характеристиках респондента – это «паспортичка» об объективном положении и статусе опрашиваемого. Она необходима для анализа собранных данных, для оценки представительности собранных результатов, проведения сравнительных исследований и т.д.

1.3 Особенности анкетирования и его виды

В отличие от личного интервью анкетирование предполагает, что с вопросами работает – читает и пишет ответы – сам респондент. Анкету он получает специальным образом проинструктированного анкетера, который может попросить заполнить анкету в его присутствии или отсутствии.

По мнению А.Г. Смирнова существуют несколько видов анкетирования в зависимости от того, в непосредственный или опосредованный контакт с респондентом вступает исследователь или его представитель. Различается раздаточная анкета и групповой опрос, а также почтовое и прессовое анкетирование. В первом случае говорится о распространении и сборе раздаточной анкеты. Поскольку реакции респондентов в процессе их работы над анкетой остаются скрытыми не только от исследователя, но и зачастую от анкетера, при подготовке анкетирования чрезвычайно важно максимум усилии приложить и анкетеру, и составителю анкеты для создания у респондентов установки на сотрудничество.

В некоторых методических источниках социологи указывают на содержательный аспект исследования и представляют анкету в виде некого нейтрального средства измерения, все сложности с которым заключаются лишь и определении се содержания. Такое отношение к анкете – одна из весьма часто встречающихся ошибок, связанных с недооценкой активности сознания респондентов. Ошибочным по тем же причинам будет и представление об анкетере, который якобы просто раздает и собирает анкеты. Поэтому для любого вида анкетирования чрезвычайно важно учитывать психологию респондента и режиссировать исследование с учетом особенностей опосредованного взаимодействия.

Н.Д. Творогова указывает на большое влияние самостоятельности работы респондента с анкетой и включение следующих компонентов в вопросник:

Обращения к респонденту;

Сообщения об организации, проводящей опрос;

Сообщения о целях исследования;

Инструкции о заполнении.

Д.М. Рамендик классифицирует виды анкет по следующим признакам. По числу респондентов:

Индивидуальное анкетирование (один респондент);

Групповое анкетирование (несколько респондентов);

Аудиторное анкетирование – методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;

Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов).

По полноте охвата:

Сплошное (опрос всех представителей выборки);

Выборочное (опрос части выборки).

По типу контактов с респондентом:

Очное (в присутствии исследователя-анкетёра);

Заочное (анкетёр отсутствует);

Публикация анкет в прессе;

Публикация анкет в интернете.


Часть 2. Методолого – психодиагностический анализ и интерпретация результатов анкетирования по общему психологическому практикуму

Исходя из основных методологических положений по разработке и составлению анкет, в данной части работы, нами были составлены четыре психологических бланка анкет на различные темы. По всем разработанным нами анкетам было проведено экспериментальное исследование, в котором участвовали 10 человек в возрасте от 23 до 28 лет.

2.1 Исследование по заинтересованности молодежи в трудоустройстве

Цель: выяснить заинтересованность молодежи в их трудоустройстве.

Инструкция анкеты: «Уважаемый респондент! Просим вас принять участие в психологическом исследовании касающегося вашего трудоустройства, просьба отвечать на вопросы честно, анонимность гарантируется».

Вопросы анкеты:

1. Имеете ли Вы работу?

(Если Вы ответили вариант "а", то ответьте, пожалуйста, на следующие два вопроса):

2. Нравится ли Вам ваша работа?

в) у меня нет выбора

3. Устраивает ли Вас ваша зарплата?

в) затрудняюсь ответить

4. Имеете ли Вы высшее образование?

5. Какое у Вас образование?

а) техническое

б) гуманитарное

6. Хотите ли Вы работать по специальности?

7. Что играет для Вас главную роль при выборе работы?

а) высокая зарплата

б) работа должна быть интересной

в) ответственная должность

г) не знаю

8. Как Вы считаете, по какой причине молодых специалистов не очень хотят брать на работу?

а) отсутствие у молодых специалистов практического опыта

б) отсутствие у молодых специалистов соответствующих знаний

в) несоответствие ожиданий соискателей и работодателей

9. Влияет ли, по Вашему мнению, на успешное трудоустройство тот фактор, хорошо ли студент учился в вузе?

10. Считаете ли Вы, что наличие второго высшего образования поможет в трудоустройстве?

11. Как Вы считаете, будет ли играть для Вас важную роль атмосфера в Вашем будущем рабочем коллективе?

12. Какие, по Вашему мнению, у Вас есть дополнительные знания и навыки, благоприятные для работодателя?______________________________

13. Какими способами Вы попытаетесь убедить работодателя в необходимости взять на работу именно Вас?____________________________

Спасибо за участие!

Обработка полученных данных: был произведен статистический подсчет полученных сведений с помощью используемой анкеты, который представлен в таблице 2.

Таблица 2 Социологические данные заинтересованности молодежи в трудоустройстве

Исследуемые показатели

Вся выборка (n=10)

Распределение по группам

Мужчины (n=5)

Женщины (n=5)

Число работающих

Удовлетворенность работой

Образование:

техническое

гуманитарное

Влияние образования на успешность трудоустройства

Желание работать по специальности

Желание овладением новых знаний

Факторы, влияющие на трудоустройство:

высокая зарплата

заинтересованность работой

высокая должность

Причины безработицы:

отсутствие практического опыта

недостаток знаний

несоответствие ожиданий


Выводы по анкетированию: анализируя данные таблицы, мы можем, утверждать, что общие показатели заинтересованности молодежи в трудоустройстве достаточно велики, т.к. число работающих в общей выборке составили 70%. Об этом также свидетельствуют достаточный процент респондентов по показателю «удовлетворенностью работой» (50%).

Особое значение в заинтересованности молодежи имеют следующие процентные данные по измеряемым характеристикам, как «желание работать по специальности» (60%), «желание овладением новых знаний» (50%).

Наиболее выделяемыми факторами, влияющими на трудоустройство среди исследуемых респондентов, является высокая зарплата и заинтересованность работой – процентные данные по этим показателям 70% от всей выборки. Также стоит отметить, что для респондентов женщин наиболее важным является фактор «заинтересованности работой», а для респондентов мужчин важнее наличие «высокой зарплаты».

Среди причин безработицы в исследуемой группе респонденты отмечают, как отсутствие практического опыта», так и недостаточность своих знаний (50%). При этом данные показатели выражены наиболее у респондентов женщин, чем у мужчин. Таким образом, данное исследование с помощью метода анкетирования позволило выяснить показатели заинтересованности молодежи в своем трудоустройстве и выделяемые ими характеристики.

2.2 Исследование по выявлению факторов препятствующих к саморазвитию

Цель: выяснить факторы, стимулирующие и препятствующие к саморазвитию личности.

5 – да (препятствует или стимулирует),

4 – скорее да, чем нет,

3 – и да, и нет,

2 – скорее нет,

Вопросы анкеты:

1. Собственная активность.

2. Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач.

3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны.

4. Состояние здоровья.

5. Недостаток времени.

6. Ограниченные ресурсы, обстоятельства жизни.

7. Занятия самообразованием.

8. Важность получения признания со стороны окружающих.

Обработка полученных данных: был произведен статистический подсчет полученных сведений с помощью используемой анкеты, в анализе данных учитывались пять разнообразных факторов. Полученные результаты представлены в диаграмме (рис. 1).

Примечание: 1 – собственная активность, 2 – состояние здоровья, 3 – окружающая поддержка, 4 – отсутствие ресурсов, 5 – отсутствие времени.

Рис. 1. Показатели выраженности факторов препятствующих к саморазвитию (в %)

Выводы по анкетированию: анализируя полученные данные анкетирования на тему выраженности факторов препятствующих к саморазвитию респонденты, выделяют следующие факторы, как «состояние здоровья» и «отсутствие времени». При этом следует отметить, что респонденты мужчины наиболее выделяют такой фактор препятствующий саморазвитию, как «состояние здоровья» (30%), а респонденты женщины указывают на «отсутствие времени» (33%).

Также стоит отметить, что как мужчины, так и женщины респонденты выделяют такой наиболее значимый фактор препятствующий саморазвитию, как «окружающая поддержка» (25 – 26%).

2.3 Исследование по определению факторов удовлетворенности работой

Цель: определить уровень удовлетворенностью работой среди испытуемых по трем предлагаемым параметрам:

3) получение самоудовлетворения от работы.

Инструкция анкеты: «Ответьте, пожалуйста, на все вопросы предлагаемой анкеты, касающиеся вашей работы, просьба отвечать на вопросы честно, анонимность гарантируется».

Вопросы анкеты:

1. Как давно Вы работаете на данной работе?

До 2 месяцев

От 2 до 6 месяцев

От 6 месяцев до года

Свыше года

Свыше двух лет.

2. Удовлетворены ли Вы своей работой?

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Затрудняюсь ответить

3. Удовлетворены ли Вы тем, как складывается Ваша жизнь в последние годы?

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Затрудняюсь ответить

4. Устраивает ли Вас форма организации и оплаты труда?

5. Чего лично вы надеетесь достичь в ближайшие 2-3 года в работе?

Повысить свой заработок на предприятии

Повысить квалификацию или продвинуться по службе

Мои надежды не связаны с работой

6. Какой тип работников должен, по вашему мнению, пользоваться наибольшим уважением в коллективе?

Самые старшие и опытные

Самые инициативные и предприимчивые

Готовые в любое время помочь товарищу на работе

Те, кто больше и лучше работает

Умеющие ладить с людьми

Те, кто стремится любой ценой больше заработать

7. Больше всего удовлетворение в жизни дает:

Оценка работы

Сознание того, что работа выполнена хорошо

Сознание того, что находишься среди друзей

8. Больше всего я ценю:

Личный успех

Общую работу

Практические результаты

9. Устраивает ли Вас уровень следующих признаков трудовой ситуации на предприятии? Ответьте «да» или «нет» в каждом варианте.

Уровень оплаты труда ____

Информирование коллектива ____

Состояние трудовой дисциплины ____

Условия труда ____

Взаимоотношения в коллективе _____

10. Я не переношу в работе:

Ссоры и споры

Отметание всего нового

Людей, ставящих себя выше других

11. Я хотел бы:

Чтобы окружающие считали меня своим другом

Помогать другим в общем деле

Вызывать восхищение других

12. Я люблю начальство, когда оно:

Доступно

13. На работе я хотел бы:

Чтобы решения принимались коллективно

Самостоятельно работать над решением проблем

Чтобы начальник признал мои достоинства

14. Человек должен вести себя на работе так, чтобы:

Другие были довольны им

Выполнить, прежде всего, свою задачу

Не нужно было укорять его за работу.

Обработка полученных данных: исходя из основных правил построения данной анкеты, первоначально нами был произведен статистический подсчет полученных сведений, который представлен в таблице 3.

Таблица 3 Социологические данные удовлетворенностью работой

Рассматривая социологические данные, мы видим, что в выборке респондентов общая масса работают не более года на одном месте.

По выделяемым показателям удовлетворенности наиболее преобладает удовлетворенность в коллективе, в общей выборке 70%. При этом показатели удовлетворенности оплатой и самой работой, также выделяются респондентами исследования.

Вторым шагом в анализе данных анкетирования по удовлетворенностью работой стал подсчет показателей критериев относящихся к трем исследуемым направленностям в работе, такие как:

1) успешность выполнения работы;

2) установление хороших отношений с коллегами;

3) получения самоудовлетворения от работы.

Анализ данных критериев анкетирования представлен в диаграмме (рис. 2).

Рис. 2 Показатели выраженности критериев удовлетворенностью работой (в %)

Выводы по анкетированию: анализируя полученные общие данные по анкетированию, мы можем утверждать, что среди всех респондентов наиболее преобладает направленности личности на взаимодействия в работе (52%). Направленность на выполнение работы выражена у 33% респондентов, и незначительное количество респондентов (15%) указывают на важность получения удовлетворения от совершенной работы.


Заключение

Проведенный теоретический анализ по изучению аспектов проблемы разработки и интерпретации анкетирования позволяет сделать следующие выводы.

Итак, в ходе написания контрольной работы было выявлено, что в практике психологических исследований метод анкетирования позволяет выяснить статистические данные на определенно поставленную заранее тему исследования. Анкетеру необходимо произвести на респондентов хорошее впечатление, пробудить их интерес, завоевать доверие, подтвердить уверенность в собственных силах, не дать им заскучать и тем самым заставить отвечать искренне и с удовольствием. Проблема эта не только чисто методическая, но и этическая. Социологу, как психологу приходится думать как о собственной исследовательской программе, так и о том, какие темы респонденты будут обсуждать более охотно, что может их больше заинтересовать. Поэтому анкета должна быть вежливой, а не эгоистичной. А это означает, что анкета должна осуществлять, не только научно-познавательные, но и коммуникативные функции. Упорядоченным должен быть как список вопросов, расположенных в логической последовательности, объединенных единой тематикой, так и список, который будет снабжен преамбулой, инструкцией, обращением. Кроме того, он включит не только вопросы, непосредственно нацеленные на получение искомых ответов или контролирующие их, но и вопросы, позволяющие установить с респондентами контакт, создать у них кооперативную установку, способствовать снятию напряжения, скуки и усталости, неуверенности и т.п. Иными словами, анкета – это список вопросов, предлагаемый всем респондентам в идентичной форме и адаптированный к условиям массового асимметричного целенаправленного опосредованного общения.


Список используемой литературы

1. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум. – М.: Смысл, 1997. – 286 с.

2. Глуханюк Н.С., Дъяченко Е.В., Семенова С.Л. Практикум по общей психологии. – М.: МПСИ, 2003. – 235 с.

3. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. – М.: Институт практической психологии, 2002. – 127 с.

4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева, - СПб.: Питер, 2003. – 560 с.

5. Рамендик Д.М. Общая психология и психологический практикум. – М.: Форум, 2009. – 304 с.

6. Ратанов Т.А. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: Флинта, 2005. – 303 с.

7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Владос, 2008. – 477 с.

8. Романов К.М., Гагарина Ж.Г. Практикум по общей психологии. – М.: МПСИ, 2002. – 184 с.

9. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии. – М.: Институт психотерапии, 2002. – 224 с.

10. Сонин В.А. Общий психологический практикум. – М.: Форум, 2010. – 416 с.

11. Твороговой Н.Д. Общая и социальная психология. Практикум. – М.: МИА, 1997. – 374 с.