Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников. " как создать ситуацию успеха на уроке математики" Ситуация успеха как ее создать

Успеха без сотрудничества не бывает

Педагогика – едина. Это наука о воспитании человека, куда входит и обучение, и образование, нравственное, физическое, эстетическое и прочее становление.

Педагогика – наука об искусстве воспитания. (С. Соловейчик) (стр.6)

Власть в руках умного воспитателя похожа на жезл регулировщика, который одному потоку дает движение, другой – тормозит, а в целом обеспечивает безопасность каждому ученику движения, предупреждает катастрофу (стр.8).

Умение правильно распорядиться властью, наказывать провинившихся, поощрять достойных говорит о высоком профессионализме педагога (стр.9).

Если в окружающих Личность (учитель) видит Личности (учеников) признавая их неповторимость, уважая их мысли, чувства, право на свободу выбора, то признает этим самым их равенство, их право на сотрудничество, в каких бы официальных отношениях они бы не состояли (стр.10)

Сотрудничество в педагогике – это взаимное уважение личностей, готовность помогать самореализации их возможностей, оптимистическая вера в будущее.

Сотрудничество – это прежде всего позиция, своего рода точка отсчета в деятельности Воспитателя, Учителя, педагога, будь это родители, общественники (стр.10).

Точка отсчета определяет в конечном итоге судьбу ребенка, она высвечивает педагогическое кредо воспитателя, его принципиальную позицию. В ней концентрируются духовные, интеллектуальные, даже физические силы учителя, степень его этической воспитанности (стр.10).

Эгоцентризм учителя – мероприятия «напоказ», «для галочки», погоня за престижными местами (якобы для коллектива, а на самом деле для учителя). Эгоцентризм сопровождается безынициативностью, равнодушием, нравственным инфантилизмом.

Обратная форма эгоцентризма – педоцентризм – крайняя форма педагогического равнодушия или педагогической беспомощности. Такие воспитатели предоставляют своим воспитанникам свободу действий, остаются в позиции постороннего наблюдателя в то время, когда необходимо вмешательство, когда от учителя требуется полная отдача ума, энергии, сердца (стр. 12).

Отношение к ребенку как к личности предусматривает способность и умение педагога ставить себя в положение воспитанника, проникаться его состояниями, чувствами (стр. 14).

Односторонний эмоциональный контакт – это начало индивидуального подхода к ребенку, а двусторонний – личностного. Индивидуальный подход в воспитании – это тонкий инструмент, который должен держать в руках каждый воспитатель, а личностный – умение на нем играть, причем так, чтобы в ответ зазвучала душа ребенка (стр. 15).

Чтобы правильно понять эмоциональную жизнь детей, следует уметь (и учиться этому) ставиться себя в положение ребенка, вспоминать собственный состояния в сходных ситуациях; обогащать постоянно мир своих чувств, анализировать их (стр. 18).

Надо создавать ребенку ситуации успеха, когда, чего-то достигнув, ребенок мог сказать: "Ура" У меня получилось! Я сделал это!". Что же может способствовать успеху вашего ребенка в школе? Следуйте этим 10 советам - и вы увидите, как ваш ребенок начнет преуспевать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы родителям.

Как создать ситуацию успеха у ребенка.

Надо создавать ребёнку СИТУАЦИИ УСПЕХА, когда, что-то достигнув, ребёнок мог бы сказать: «Ура! У меня получилось! Я сделал это!». Возможно, вы удивитесь, но придет ли успех к вашему ребенку или его постигнет неудача, во многом зависит от вас. Такие ситуации для подрастающей личности могут создать только взрослые. Мудрые и любящие взрослые, находящиеся рядом.

В результате исследований выяснилось, что негативнее всего на успеваемость школьников влияют недостаток сна, неправильное питание, ожирение и отсутствие родительской поддержки.

Наиболее же высокие результаты в школе показывают учащиеся из семей, которые ведут здоровый образ жизни, по мере возможности придерживаются четкого режима дня и умеют находить устраивающее всех решение в любой ситуации.

Чем вы можете способствовать успеху вашего ребенка в школе? Следуйте этим 10 советам - и вы увидите, как ваш ребенок начнет преуспевать.

Совет 1. Ведите здоровый образ жизни.

Никто не может хорошо выполнять что-то, если чувствует себя плохо. Чтобы помочь вашему ребенку лучше учиться в школе, сформируйте у него здоровые привычки и обеспечьте дома правильный режим работы и отдыха. Выберите время отхода ко сну так, чтобы ваш ребенок достаточно отдохнул, и настаивайте на соблюдении распорядка дня. Если ночью его организм достаточно отдохнул, вам не придется утром уговаривать ребенка поесть - аппетит у него будет. Вам же останется только приготовить для школьника здоровый завтрак - например, кашу и какао с тостом. Вообще поощряйте занятия ребенка в различных кружках и спортивных секциях - это поможет вам минимизировать время, которое ребенок проводит у телевизора, играя в видеоигры, слушая музыку и пользуясь компьютером.

Совет 2. Придерживайтесь установленного распорядка дня.

Большинство детей быстро привыкают к четкому режиму дня и структурированным занятиям - это помогает им самостоятельно правильно организовывать свои действия. Например, когда ребенок одевается, застилает кровать и завтракает, вы можете упаковывать ему с собой обед и сложить в школьную сумку тетради со сделанными домашними заданиями и спортивную форму. Когда он возвращается домой днем, вы даете ему перекусить, и затем он делает домашнюю работу, пока вы готовите ужин. Ваш распорядок дня может отличаться, но основной принцип обязательности остается схожим - каждый день ваш ребенок знает, чего ожидать и что ему делать.

Совет 3. Создайте ребенку «стартовую платформу».

Опытные родители знают, насколько важно для ребенка, чтобы у него было четко определенное место, где можно сложить рюкзаки, куртки, обувь, коробки с обедом, другие учебные принадлежности. Некоторые называют это «стартовой платформой», а другие - плацдармом. Как бы вы ни называли это, но обязательно оборудуйте уголок, где ваш ребенок сможет хранить предметы, которые ему нужны для школы каждый день, и следите, чтобы он поддерживал там порядок. Тогда вы всегда будете знать, где найти нужную вещь в утренней спешке.

Совет 4. Организуйте для ребенка правильное рабочее место.

В школе у вашего ребенка есть парта или стол, за которым он работает. Там достаточно света, много подставок и оборудованное помещение. Почему бы не обеспечить ребенку схожую обстановку для выполнения домашних заданий? Правильно организованное пространство для работы часто делает ее выполнение более легким и веселым. Особенно это важно для детей младшего школьного возраста. Письменный стол - это отлично, но встроенная в шкаф откидывающаяся полка-столешница или местечко на кухне тоже подойдут.

Совет 5. Читайте всегда и везде.

Часто говорят, что дети проводят первые несколько лет в школе, учась читать, а остальную часть жизни читают, чтобы учиться. Письменное слово - это ворота ко всем видам обучения, и чем больше вы читаете вашему ребенку, тем больше у него шансов стать в будущем хорошим специалистом.

Старайтесь каждый день найти время для совместного чтения - давайте ребенку возможность почитать вслух для вас и читайте сами, получая обоюдное удовольствие от этого процесса.

Совет 6. Учите детей постоянно.

Помните, что домашнее образование играет решающую роль в мотивации и опыте познания.

Ищите способы учить вашего ребенка в течение всего дня. Например, кулинария соединяет в себе химию, математику и физику. Используйте время, когда вы готовите ужин, как возможность научить ребенка придерживаться прочитанной инструкции и правильно дозировать продукты. Попутно можно обсудить компоненты блюда, выдвигать гипотезы («Что произойдет, когда я разобью яичную скорлупу?»).

Совет 7. Будьте примером.

Как и все детеныши, человеческие дети учатся, подражая взрослым. Пусть ваши дети видят вас читающими или осваивающими нечто новое. Найдите время, чтобы самим овладеть новыми полезными навыками, и обсудите полученные умения с ребенком. Хорошо, если в то время, когда ваши дети делают домашние задания, вы тоже будете чем-то заняты - садитесь и оплачивайте счета, шейте, мастерите или делайте другую домашнюю работу.

Совет 8. Разговаривайте с детьми каждый день.

Вы знаете, как ваш ребенок чувствует себя в своем классе, как общается с учителем и одноклассниками? Если нет, то расспросите его об этом. Поговорите с ребенком о том, что он любит и не любит в школе. Давайте ему возможность высказаться, поведав вам о своих проблемах, успехах или разочарованиях, ежедневно. В дальнейшем возьмите за правило беседовать с ребенком о прошедшем дне, поддерживайте и воодушевляйте его, хвалите за достижения и усилия.

Совет 9.Будьте в курсе дел ребенка.

Не ограничивайтесь общением только с вашим ребенком - познакомьтесь с его учителями (тренерами) и будьте на постоянной связи с ними по телефону или электронной почте, чтобы вы могли обсудить любые новости или проблемы, как только они возникнут. Таким образом не только удобно задать интересующие вас вопросы, но и выслушать учителей, если у них появятся какие-либо опасения по поводу вашего ребенка.

Совет 10. Настраивайте ребенка на успех.

Возможно, наиболее действенный способ поддержать усилия вашего ребенка в школе - это ожидать от него успеха и вселять в него уверенность, что он непременно достигнет цели.

Это не означает, что вы должны требовать, чтобы он непременно был лучшим учеником, или лучшим спортсменом, или лучшим художником. Но он должен знать, что вы ожидаете от него приложения максимума усилий, «всего возможного» для достижения цели. Ведь только в этом случае он будет гордиться тем, чего он смог достичь.

Если вы будете ждать от него не получения высоких оценок, а качественного выполнения работы и обеспечите такую домашнюю обстановку, которая бы способствовала нормальному обучению, тогда ваш ребенок приложит максимум усилий, чтобы в меру своих способностей стать лучшим учеником.

Создавайте для ребёнка ситуации успеха!


Разделы: Начальная школа

Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников

Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Однако часто приходится слышать от учащихся фразы, выражающие негативное отношение в школе. Ребенок, идя в образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно актуальны для представителей педагогической общественности.

На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал К.Д. Ушинский. В своем педагогическом сочинении “Труд в его психическом и воспитательном значении” К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание интерес учиться. (4,142)

В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха. (3, 23)

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения. (2,83)

Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. (2,28)

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. (1,30)

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. (2,30)

Переживание учеником ситуации успеха:

  • повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
  • стимулирует к высокой результативности труда;
  • корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
  • развивает инициативность, креативность, активность;
  • поддерживает в классе благоприятный психологический климат

Технологические операции создания ситуации успеха

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

Технологические операции создания ситуаций успеха:

  1. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
  2. Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
  3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
  4. Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
  5. Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
  6. Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”
  7. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

Система методов создания ситуации успеха на уроке (из опыта работы)

Деятельность учителя – преподавание, строится на основе системы методов.

Охарактеризуем методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия для переживания учащимися ситуации успеха.

Методы дифференцированного обучения

Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

Дифференциация (от латинского differentia – различие) означает расчленение, разделение, расслоение целого на части, формы, ступени. В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям детей. Создание подобных групп может быть на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний, разноуровневым может быть контроль и проверка знаний.

При изучении нового материала можно создавать в классе группы, условно разделив их на “сильных”, “средних” и “слабых” учащихся. Учитель объясняет новый материал для всего класса, затем предоставляет возможность группе сильных учеников проявить свои творческие способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение изученного материала. Характер творческих заданий может быть различным:

  • на установление межпредметных связей;
  • ориентирующие учеников на поиски разнообразных вариантов решения;
  • на сравнение и сопоставление;
  • исследовательского характера;
  • на расширение кругозора.

Вторая и третья группа продолжают работать под руководством учителя, после чего средние ученики также получают задание с элементами творчества. Учитель имеет возможность поработать с группой слабых учеников и осуществляет усиленное закрепление материала на основе возврата к изученному, используя большое количество примеров и упражнений. Также детям предлагаются образцы выполнения заданий, опорные схемы и алгоритмы действий. Каждый ученик в такой ситуации работать в меру своих возможностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой деятельности.

Осуществление разноуровнего контроля – создание групп учащихся, каждая из которых выполняет проверочную работу, соответствующую уровню обученности ее членов. Обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на программные требования к уровню ЗУН обучающихся. Задания выполненные сверх обязательного минимума оценивается учителем отдельно.

Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения . Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Учитель всем детям объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом. Безусловно, к такому выбору ученика надо специально готовить. Во-первых, у него уже должны быть сформированы некоторые умения работать самостоятельно, при этом дается установка учителя: сначала работаем вместе, чтобы потом ты мог работать сам (только то, что ты сделаешь самостоятельно, будет иметь значение). Во-вторых, нужна постоянная воспитательная работа, в результате которой ученик утверждается в мысли, что только тот может добиться успехов в учении, в жизни, кто работает энергично, активно, на пределе своих возможностей.

Если задания на выбор предлагаются систематически, то у детей вырабатываются способности не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи. Деление класса на группы помогает организовать взаимопроверку выполненных заданий.

Достаточно ценным для развития у обучающихся адекватной самооценки и создания ситуации успеха является, на наш взгляд, предоставление ученикам права выбирать предоставлять ему свои знания для оценки учителем или нет. С целью коррекции такого эмоционального состояния учащихся как тревожность по поводу отметки нами используется прием разделения классной доски на 2 поля: место на сомнение и место на оценку. Ученик самостоятельно выбирает поле, когда идет отвечать к доске, тем самым он сохраняет за собой право предъявлять на оценку только тот материал, который считает хорошо усвоенным. Выбрав поле “место на сомнение”, ученик вправе спокойно изложить учителю учебный материал, педагог при этом не оценивает ответ отметкой. Многие скептики могут усомниться в адекватности данного метода, решив, что обучающиеся всегда будут выбирать право не быть оцененными учителем, избегая нежелательных отметок. Ни практика показывает, что младшие школьники чаще всего выбирают для ответа поле “место на оценку”. Позитивная поддержка учителя, подбадривание учащихся способствуют формированию у детей уверенности в собственных силах, повышению самооценки.

Созданию ситуации успеха, на наш взгляд, способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения . В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников. Формы коллективной учебной работы обучающихся, используемые нами в своей педагогической деятельности: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в микрогруппах (тройках, четверках), работа в группах (5-7 человек), коллективная работа (класс делится на 2-3 группы или выполняется общая для всего класса работа). <Рисунок 1>

Рисунок 1

Особый интерес вызывает работа в парах сменного состава,когда дети одного варианта передвигаются по ряду: ученики с первой парты – на последнюю, остальные двигаются всегда на место вперед, а второго варианта – остаются на своем месте. Так, каждый раз состав пар меняется. <Рисунок 2>

Рисунок 2

Приведем в качестве примера фрагмент урока окружающего мира:

Тема урока “Способы приспособления животных к окружающей среде”

1 вар. – раскладывает карточки с названиями животных и прячет их

Учитель читает описание способа приспособления животного

2 вар.– отгадывает название животного, забирает карточку, если название животного названо правильно.

По сигналу учителя дети, сидящие на 2 варианте передвигаются по ряду.

Эта птица живет в хвойных лесах, имеет характерную крестообразную форму клюва, которая позволяет ей легко доставать орешки из шишек Клест
Это животное имеет длинные сильные ноги, что позволяет ему быстро убегать от хищника, а также рога, которые помогают ему справиться с врагом. Олень
Это животное – большая лесная кошка. Тихие шаги, хороший слух, острые зубы, способность видеть в темноте позволяют этому животному ловить добычу, набрасываясь на нее с дерева. Рысь
Белая шерсть на фоне снега помогает этому животному зимой спрятаться от врага Заяц
Острые зубы и широкий, как весло хвост, позволяют этому животному плавать по воде и строить себе жилище – хатки. Бобр
Его тело покрыто иголками, что спасает его от врагов Еж

Сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения .

Построение урока в традиционной школе имеет в своей основе репродуктивное сообщение учителем нового материала, рассчитанное на запоминание его учениками. В итоге успешным в учебной деятельности чувствует себя тот ученик, который обладает развитыми способностями к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации. Кроме функционирующей без отклонений памяти ученик должен быть способен к произвольному запоминанию. Произвольность познавательных процессов формируется у ребенка только к концу младшего школьного возраста. По этой причине половина обучающихся, слушающих объяснение учителя в классе, не способны усвоить услышанную информацию и испытывают неудачу при применении знаний на практике. Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке. В качестве примера приведем фрагмент урока окружающего мира:

Тема урока: “Органы чувств”

У.– Закройте глаза и представьте следующую картину: Человек стоит на берегу моря. Перед ним бескрайнее море и золотое солнце. Он слушает шум волн, вдыхает неповторимый запах моря. Ветер бросает ему в лицо соленые брызги. Человек чувствует приятный теплый, немного влажный воздух побережья.

Кто из вас смог представить себя на берегу моря? Что окружает человека в моем рассказе? Д. – …

У.: С помощью каких органов-помощников человек воспринимает мир?

Составляется схема:

Использование проектного метода в обучении школьников

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами. Например, на уроках технологии младшие школьники могут работать над следующими проектами: “Город моего будущего”, “Улица моей мечты”, “В гостях у сказки” и т.д. <Рисунок 3>

Рисунок 3

Значение метода проектов в технологии создания ситуации успеха на уроке:

  • развитие активной позиции ученика в учебной деятельности, его самостоятельности, инициативности;
  • воспитание умения работать в коллективе, развитие коммуникативных способностей;
  • повышение уверенности обучающихся в себе, мотивации учения;
  • построение учебного процесса с опорой на интересы детей.

Осуществление диагностики эмоционального состояния обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса .

Педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итоги урока, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга в течение урока.

Еще один интересный прием – работа с “деревом настроений”, которое используется как своеобразный диагностический инструмент для определения настроения, эмоционального фона учащихся в течение учебного дня.<Рисунок 4>

Рисунок 4

На большом листе бумаги изображается ствол дерева, для листьев делаются прорези. Мы используем следующий цвет листьев – красный, желтый, зеленый, фиолетовый. По желанию педагога, можно расширить цветовой спектр и включить листья черного, серого цвета. Приходя на занятия, дети самостоятельно выбирают лист и вставляют его в прорезь дерева. Анализируя цветовую гамму, учитель может сделать вывод об эмоциональном состоянии отдельных учащихся и всего класса в целом. Интерпретация цвета: красный цвет означает агрессивность, спонтанную активность, критическое отношение к себе; фиолетовый – угнетенное состояние, нежелание общаться, уход в себя, недовольство собой и своими достижениями; желтый – солнечное настроение, потребность в активности, самоутверждении, удовлетворенность своими успехами; зеленый – спокойное ровное настроение.

Акцентирование успехов каждого ученика, отслеживание продвижение его в учебной деятельности.

Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью с первого класса каждым ребенком заводится папка, название которое каждый ученик выбирает индивидуально “Мои успехи”, “Мои достижения”, “Мое творчество”. С папку вкладываются все работы ученика, выделенные ими как успешные и достойные признания окружающих. Индивидуальное портфолио состоит из нескольких разделов, которые ведут ученики, родители и учителя. Эти разделы включают в себя: “портфолио документов”, “портфолио работ” и “портфолио отзывов”. Подобное портфолио позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам и неудачам. Работа с папками продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Сколько сил и старания вкладывает каждый ученик в свой труд, ведь каждому хочется, чтобы его папка была самой наполненной. Портфолио помогает ученику оценить свои возможности и в дальнейшем реализовать их. <Рисунок 5>

Рисунок 5

В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

Список литературы

  1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989.
  2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.
  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К.: Рад. шк., 1988.
  4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: "Педагогика", 1974.

в данной работе раскрытвается сущность целенаправленного, организованного сочетания условий, при которых создается возможность достижения успеха в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Уринская СОШ»

Научно-методическая конференция

«Современное образование: опыт, проблемы, перспективы»

Тема: Повышение мотивации учащихся через создание ситуаций успеха в обучении

Выполнила: Шигина И.А.,

Заместитель директора школы по УВР

2012 г.

Цель работы : раскрыть сущность целенаправленного, организованного сочетания условий, при которых создается возможность достижения успеха в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Задачи :

  1. выявить психологические факторы, определяющие успехи или неудачи в обучении;
  2. раскрыть роль учителя в повышении мотивации учащихся;
  3. провести диагностирование учащихся разных возрастных групп на предмет успешности в обучении и определения школьной мотивации;
  4. создать банк ситуаций успеха
  5. Актуальность: В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект «солёного огурца». Главное – создать рассол. Тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за основу? Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке. Она создаётся путём сочетаний условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

1.Психологические факторы, определяющие успехи и неудачи в обучении

С психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами (с уровнем притязаний), либо превзошел их.

Особенности успеха: с одной стороны – успех – это сугубо личностное, индивидуальное переживание радости; с другой – коллективная оценка достижений личности.

Для ребенка радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. Также и неуспех, разделенный с другими, становится чем-то иным. Оптимальный вариант: радость одного становится радостью других, а неуспех побуждает школьника снять огорчение с окружающих. Неуспех порождает стремление к успеху.

Если ребенок радуется своим достижениям, не успокаивается на них, стремится к новым высотам, других радует – стоит ли беспокоиться? В некоторых случаях – стоит. Важно, чтобы успех не был нужен лишь для внешнего эффекта или не превратился в самоцель.

Успех в учении зависит от следующих психологических факторов:

- мотивации учебной деятельности ;

- произвольности познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи);

- наличия у обучаемого необходимых волевых и ряда других качеств личности (настойчивости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности, сознательности и др.);

Умения взаимодействовать с людьми в совместной с ними деятельности , прежде всего с учителями и товарищами по учебной группе (коммуникативные навыки);

- интеллектуальной развитости и сформированности учебной деятельности как учения.

Кроме чисто психологических факторов на успешность ребенка влияют:

- средства и содержание обучения , тот учебный материал, которым пользуются учитель и ученик. Он должен отвечать определенным требованиям. Важнейшее из них - это доступность и достаточный уровень сложности. Доступность обеспечивает усвоение этого материала учащимися, а достаточная сложность - психологическое развитие учащихся. Оптимальным по сложности с психологической точки зрения считается такой учебный материал, который находится на достаточно высоком, но еще вполне доступном для усвоения уровне трудности;

Продуманная система(стратегия) поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности . Поощрения должны соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащегося, сколько прилагаемые им усилиям. Наказания должны играть стимулирующую роль , т. е. затрагивать и активизировать важные мотивы учебной деятельности, направленные на достижение успехов, а не на избежание неудач.

Использование поощрения в обучении

1.Поощрение основано на позитивной вере в ваши собственные способности и способности других людей, на принятии учащихся такими, какими они являются, а не такими, какими они могли бы быть.

2.Цель поощрения - помочь учащимся поверить в себя и свои способности.

3.Поощрение помогает учащимся рискнуть показаться несовершенными, осознать, что ошибка - еще не неудача. Ошибки могут способствовать учению.

4.Поощрение отличается от похвалы. Учащемуся не приходится зарабатывать поощрение, став для этого первым. Оно может быть получено за любое позитивное действие. Поощрение означает, что учащегося принимают таким, каков он есть, и относятся к нему с уважением.

5.Поощрение дается за проявленные усилия. (При этом учащемуся не выносится оценочное суждение, как в случае похвалы.)

6.Поощрение начинается с нахождения ценных качеств учащихся: талантов, позитивных установок и целей, а не их недостатков. У каждого ученика есть сильные стороны.

7.Поощрение является противоположностью неодобрения. Не расхолаживайте учащихся,

Делая негативные замечания и проявляя негативные ожидания,

Используя необоснованно высокие и двойные стандарты,

Поощряя дух конкуренции между учениками и чрезмерные амбиции.

8. Поощрение является утверждением того, что учащийся старается и что стараться стоит.

2. Роль учителя в повышении мотивации учащихся.

Какую роль играет учитель в мотивации учащихся? Что может сделать учитель, чтобы повысить ее?

Во-первых , учитель может акцентировать внимание на учении, или процессе приобретения навыков и знания, а не на достижениях, или продукте, или результате этого процесса. Учителям следует реагировать на усилия, прилагаемые учащимися, а не только на результаты их работы. Получение учащимися конкретной обратной связи от учителя относительно правильности выполнения ими задания, а не просто отметок; конкретное реагирование на то, как учатся дети, а не на их личные характеристики и воспитанность; реакция на то, как они учатся, без ссылки на других учеников - все это помогает учащимся сосредоточиться на учении.

Во-вторых , учитель может повысить мотивацию учащихся посредством снижения конкуренции между ними. Подход, основанный на сотрудничестве, и подход, основанный на полном овладении учебным материалом, - это способы помочь учащимся избежать отрицательных выводов, касающихся причин их деятельности в результате сопоставления ее с деятельностью других учащихся. По сравнению с обычным подходом к учению, используемым в классе, более вероятно, что учение в структуре сотрудничества и учение до полного овладения предметом дадут ощущение успеха учащимся, которые в этом нуждаются.

В-третьих , учителю нужно помочь учащимся оценить свои результаты на основе причинных факторов, помимо способностей. Это важно, поскольку суждения относительно способности связаны с самоуважением и уверенностью в себе, причем негативные суждения оказывают самое вредное влияние на желание учащегося попытаться учиться хорошо. Как уже отмечалось, один из способов добиться этого состоит в том, чтобы подкреплять стимулами усилия, а не результаты, чтобы учащиеся видели усилие, а не способности в качестве причины успеха.

Другой способ - это ввести новый причинный фактор - стратегию. Стратегия относится к тому методу, которым вы что-то делаете. Если учащийся плохо справляется с тестом, то, возможно, это не связано со способностями или недостаточным усилием при подготовке. Проблема может заключаться в слабых навыках учения и слабых навыках выполнения контрольных работ, и то, и другое являются стратегиями. Помогая учащимся рассматривать (неудачные) стратегии как причины неудач, помогая им улучшить свои стратегии и хваля их за усилия добиться этого, учителя смогут обратить неудачу в успех для многих учащихся.

В-четвертых , учителю следует стремиться к постановке реалистических целей, чтобы повысить вероятность успеха и личную оценку учащимися своих способностей.

В-пятых , учителям нужно постоянно следить за информацией о причинах неуспехов в учебе, которую они посылают учащимся, и соответственно изменять свои высказывания, произносимые с целью обратной связи с учащимися. В этом отношении весьма полезными могут быть аудио-и видеозапись. Учителя должны следить за тем, передают ли они и как они передают учащимся информацию о том, что считают их неспособными, и должны стараться изменить такие выражения и манеру, в которой они ее передают.

В-шестых , учителям самим нужно избегать состояния выученной беспомощности в результате воспринимаемых ими собственных неудач и разочарований, испытанных в классе.

3. Результаты обследования на предмет успешности в обучении и определения школьной мотивации

3.1 .Мною было проведено добровольное анонимное анкетирование учащихся на определение школьной мотивации. Анкетирование проводилось выборочно в разных возрастных группах: 2 класс, 5 класс, 9 класс

Результаты представлены на диаграмме:

Тебе нравится в школе?

Ты всегда с радостью идёшь в школу?

Часто ли ваши учителя Вас хвалят?

2 вопрос. Какие слова используют учителя для того, чтобы похвалить Вас?

(чаще всего: Молодец! Редко-«Умница», «Прекрасно»)

3 вопрос. Бывали ли случаи, когда учителя не замечали вашего успеха?

4 вопрос. Когда Вы чувствуете себя уверенным?

5 вопрос. Приятно ли Вам, когда Ваши учителя Вас хвалят?

4. Банк ситуаций успеха

Условия создания ситуации успеха

  1. Доброжелательность окружающих: расположенность сидящих, улыбки, дружеские подбадривания, ожидание исполнения и интерес к будущему результату – все это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх пред неудачей, инициирует активность субъекта.

Последнее можно повысить за счет высокой мотивации предлагаемой деятельности. «Нам это очень надо, потому что…», «Для тебя это важно, потому что…». Подчеркивание значимости дела немедленно повышает представление личности о собственной значимости, а значит, наполняет большей уверенностью в своих силах.

  1. Снятие страха – особая операция, необходимая для каждого ребенка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Поэтому педагог говорит: «Это совсем не трудно… Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ…» или же «Мы все тебе поможем».
  2. Эта операция поддерживается другим воздействием – «скрытая инструкция» : это завуалированная помощь человеку, который должен научиться обходиться без помощи, полностью опираться на свои ресурсы; но сейчас он пока не справится с работой, потому что мал, неопытен, неумел, робок. Педагог говорит: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…» или «Обычно удобнее приступить с…», или же «Здесь, вероятно, главное…». Скрытая инструкция инициирует представление в сознании ребенка, он видит ту картинку предмета, который должен сложиться в ходе его деятельности. Данное представление дает основание для самостоятельных шагов субъекта.
  3. Дружеское положительное подкрепление – авансирование : оглашение достоинств, которые еще не успел проявить человек, но которыми его наделяют окружающие. Например: «У тебя, такого умного (сильного), непременно получится…».
  4. «Персональная исключительность» : «Только ты и мог бы…; именно на тебя у нас большая надежда». Данная операция возлагает ответственность, мобилизуя субъекта.
  5. Педагогическое внушение – интонационно насыщенный, мимически оформленный способ убеждения воспитанника в большой вере в него. Этот элемент целиком зависит от педагогической техники, меры её развитости у конкретного педагога.
  6. Завершает систему пед. операций оценка продукта деятельности ребенка. Она определит, переживает ли (все-таки) ребенок радость успеха. Оценивание должно быть детальное, а не целостное: «Особенно удалось тебе…», «Больше всего мне нравится, как ты…», «Поражает такой фрагмент…».

Приемы создания ситуаций успеха

Эмоциональные поглаживания

Учитель на уроке делает похвалу: «вы у меня молодцы», «умницы», «ребятки, я горжусь вами».

Но только ли это похвала? Или констатация факта? Может быть, ребенок потому и старается, что поверил учителю: «Да, я молодец, да, я умница. Я заслужил эти слова. Я все время буду доказывать, что умница и молодец!» Внушаем ребенку веру в себя.

«Дефицит радости познания порожден дефицитом радости преподавания» (Белкин А.С.)

Прием «Даю шанс»

Речь идет о заранее подготовленной отдельным педагогом ситуации, при которой ребенок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности, способности. Подобную ситуацию учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит; сумеет как-то материализовать.

Прием «следуй за нами»

Для неуспевающего школьника учитель находит интеллектуального спонсора. Спонсор - значит обеспечивающий за свой счет, бескорыстно, безвозмездно, не связанный никакими требованиями, принуждениями.

Наиболее эффективный путь - привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств «старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я». В то же время слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость перед одноклассниками, у него существует аванс доверия к возможностям своего спонсора.

Прием «Отсроченной отметки»

Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой! Отметка - зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о д в и ж е н и и вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!

Прием «Эврика»

Секрет приема прост: заключается «в стремлении учителя разбудить мысль учеников, дать возможность каждому сделать свое маленькое открытие, а окружающих, превратить в соучастников, включить в процесс творчества» (Амонашвили Ш.А.).

Итак, нужно создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя придет к выводу, раскрывающему ранее неизвестное.

Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это глубоко личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Ребенок, особенно в младших классах, который имеет уже какой-то накопленный интеллектуальный запас, но не может им по-настоящему воспользоваться, напоминает заведенный пружиной познания, механизм, которому нужен первоначальный толчок. «Успех открытия не может возникать на пустом месте. Его надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения…» (Сухомлинский В.А.).

Прием «Интеллектуальная инверсия»

(изменение положения компонентов, расположение их в обратном порядке)

Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Схематически его можно представить так: учитель получает знания, передает их учащимся, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их приобретать, обогащают интеллектуальный фонд педагога. Итак, у школьников тоже формируется свой интеллектуальный потенциал. Можно даже говорить о потенциале класса.

Формула: потенциал учителя рождает группу потенциалов, которые постоянно взаимодействуют друг с другом, чтобы «заряжать» ученические потенциалы, учитель должен неустанно пополнять свой, а стимулом для этого процесса служит умственный рост учеников, «подключаясь» к которому педагог получает новый заряд энергии.

Прием «умышленная ошибка»

Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя!

Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.

Прием «линия горизонта»

Явление это известно с раннего детства. Сколько бы ты ни приближался к тому месту, где проходит воображаемое слияние неба с землей, оно всегда будет отдаляться, манить, вести за собой до бесконечности. То же и в случае увлечения (заинтересованности) ребенка чем-то.

Конечно, у каждого учителя найдется ещё ни один прием создания «ситуации успеха», и очень хочется надеяться, что эти приёмы во многом помогут учащимся справиться в сложных ситуациях, повысить их самооценку, мотивацию, избежать ситуации «неуспеха».

Заключение

Создавая ситуации успеха, педагог актуализирует в структуре потребностно-мотивационной сферы личности школьника диспозиции достижения успеха в любой деятельности и, прежде всего, в учебно-познавательной. Актуализация этих диспозиций приводит к изменению восприятия школьником учебной и любой другой жизненной ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам он может предвзято воспринимать и оценивать мотивации достижения успеха. Таким образом, мы делаем вывод о взаимосвязи успешности в обучении с мотивацией достижений.

Несомненно, что ученик обязательно должен испытывать ситуацию успеха. Успехом поддерживается мотивация познавательной деятельности школьника. Конечно, степень успешности зависит от уровня способностей, умений ученика и степени прилагаемых усилий. Но в том и состоит задача педагога – выявить и раскрыть внутренний потенциал ученика. При этом формирование мотивационных установок у ребенка обусловлено поведением самого учителя, стилем его управления, общения, его отношением к своему предмету и своей педагогической деятельности. Все это – непременные условия формирования у учащихся веры в свои силы, в свою способность достижения. Только сформировав потребность в познании, можно вызвать адекватные ей мотивы в учении. Потому столь значимы знания и умения учителя осуществлять специальную работу по стимулированию и мотивации учебной деятельности школьников.

Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. Доказано, что в основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха. Уже давно ни для кого не секрет, что ребенок никогда не познавший радости достижения, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет интерес и желание учиться.

Каждый учитель может создавать на своих уроках «ситуацию успеха», если он занимается формированием учебно-познавательной мотивации учащихся. «Ситуация успеха» - сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.

Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Список литературы

1. Алешина Л. Как оценивать успехи школьников. Здоровье детей. – 2005. - № 1. – С. 18-13.

2. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать?. – М., 1998.

3. Битянова М. Успеваемость и успешность// Школьная психология. – 2003. - № 40. – С. 4.

4. Лопатин А. Р. Встречные усилия, успех – неуспех в образовательном процессе// Педагогика. – 2003. - № 8. – С. 41-48.

5. Лопатин А. Р. Создание ситуации успеха – основа гуманизации образовательного процесса// Народное образование. – 2004. - № 8. – С. 143

6. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение,1990

7. Титова Т. Е. Мотивация успеха: советы родителям первоклассников Начальная школа. – 2007. - № 10. – С. 11-12.



Алгоритм создания ситуации успеха Психолого-педагогический аспект успеха. С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.




Учитель связан с учащимися целой системой формальных и неформальных связей, за характер которых он несет ответственность перед обществом, перед семьей учащегося, перед учеником и перед своей совестью. Учитель должен стремиться быть откровенным и открытым, постараться вселить силы в учащегося, то есть учитель и ученик должны находиться в равноправных позициях: откровенность учителя должна быть направлена к ученику, как к человеку. Педагог должен видеть личность, признавать ее неповторимость, незаменимость, уважать мысли, чувства учащихся, право на свободу выбора.




Число видов учебной деятельности, используемых учителем. Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем нам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости. (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д.)


Благоприятный психологический климат на уроке. Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.






Ситуация успеха и ее типы. 1. Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя. Учитель должен осознавать свою сопричастность к успеху. 2. Лестница или Встань в строй- учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, обретения веры в себя и окружающих.


3. Даю шанс - педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать. 4.Следуй за нами - смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий. Ситуация успеха и ее типы.


Алгоритм: 1. Психологическая атака. Суть состоит в том, чтобы переломить состояние психологического напряжения. 2. Эмоциональная блокировка. Суть состоит в том, чтобы заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы. Самое главное – помочь ученику переосмыслить свой неуспех, найти его причину с позиции: неуспех – случаен, успех – закономерен. 3. Выбор главного направления. Необходимо установить не только очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации. 4. Необходимо создать условия, при которых ученик, для которого создается ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению с одноклассниками. 5. Неожиданное сравнение. Может сработать единожды. 6. Стабилизация.


1.Разбросанность интересов 2.Развлечения (игры, дискотеки) 3.Домашние проблемы 4.Нереальность выполнения всех домашних заданий 5.Отсутствие интереса к отдельным предметам 6.Мои интересы преобладают над школьными заданиями 7.У меня часто бывает плохое настроение 8.Думаю, не все предметы нужно учить серьезно 9.До моих успехов никому нет дела Помехи успешной учебы.


С опасением, что не выучил урок С удовольствием С радостью, что встречу друзей С желанием получить новые знания Боюсь не справиться с контрольной Иду потому, что так надо Учеба меня тяготит, портит настроение. НАСТРОЕНИЕ, С КОТОРЫМ ДЕТИ ИДУТ В ШКОЛУ. часто редко никогда




Рекомендации учителю Как создать ситуацию успеха на уроке? Как правило, успеха в обучении и воспитании учеников достигает учитель, который умеет: 1. Создавать на уроке ситуацию радостного взаимодействия, радостного участия в интересном, увлекательном процессе познания. 2. Проявлять интерес и уважение к личности ученика, быть примером в поведении и речи. 3. На уроках не только знакомить учащихся с новым учебным материалом, но и развивать их навыки и умения самостоятельности в учебной деятельности, в достижении поставленной цели. 4. Хвалить и отмечать не только объем и качество знаний, но и развивающие навыки и умения самостоятельности.


5. Своевременно устранять у учащихся пробелы в знаниях. 6. Проявлять в эмоциях, в речи и в отношениях с учащимися радость от их успешности и сожаление о неуспеваемости, вселяя при этом в учащихся веру в возможности преодоления трудностей. 7. Быть примером для учеников в личностных и поведенческих проявлениях, не забывая о том, что ученик во многом подражает своему любимому учителю, копирует его. P. S. Ученик имеет хорошие знания тогда, когда видит и чувствует, что учитель любит его, учитель знает свой предмет, хочет научить ученика, может и умеет это делать, тогда ученик верит учителю, любит его, подражая ему стремится сравняться с ним в знаниях, учит его предмет, приобретает знания. Все это дает ему уверенность в себе, в своих возможностях, развивает достоинство, ответственность и благодарность учителю.