В зависимости от их экономического. В зависимости от уровня экономического развития

Расходы государственного бюджета РФ.

Расходы государственного бюджета - это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

§ военные;

§ экономические;

§ на социальные нужды;

§ на внешнеполитическую деятельность;

Таким образом расходы идут на:

государственная поддержка отдельных отраслей;

финансирование :

Социально-культурных мероприятий,

Обороны страны,

Правоохранительной деятельности,

Международного сотрудничества,

Погашение и обслуживание государственного долга;

Промышленность

Социальная политика

Сельское хозяйство

Государственного управление

Международная деятельность

Оборона

Правоохранительная деятельность

Здравоохранение

Финансовая поддержка регионов.

Данное деление бюджетных расходов, характеризуя отрасле­вые пропорции распределения бюджетных средств, позволяет осу­ществлять перераспределение государственных ресурсов в целях структурного преобразования общественного производства.

Главным источником денежных поступлений в бюджет является: национальный доход, национальное богатство, внутренние и внешние займы.

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются :

1) по своей роли в процессе воспроизводства - на затраты, свя­занные с финансированием материального производства и с со­держанием непроизводственной сферы. Такое разграничение позволяет более детально ана­лизировать роль государства и значение бюджета в регулировании экономического и социального развития общества.

2) по функциональному назначению - на расходы на финан­сирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий оборону страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга.

Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. Качественная отражает экономическую природу явления и устанавливает назначение бюджетных расходов, а количественная – их величину.

Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания также подразделяются на текущие расходы и затраты капитального характера – капитальные расходы.

Основная часть средств приходится на текущие расходы. Эти расходы обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетным и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций, а также другие расходы бюджета, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией. Они включают расходы на закупки товаров и услуг, труд государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др.

Капитальные расходы – это расходы, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность, в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Они включают

(Объясним некоторые расходы)

1. К расходам на государственное управление и местное самоуправление относятся затраты на содер­жание соответствующих органов государственной власти и мест­ного самоуправления - представительной (законодательной) и исполнительной. Данные расходы, являясь материально-финансовой базой деятельности государственных органов, позволяют им осуществлять руководство экономикой.

2. Расходы на судебную власть , правоохранитель­ную деятельность и обеспечение безопасности государства охваты­вают средства, необходимые для содержания органов прокурату­ры, внутренних дел и внутренних войск, уголовно-процессуальной системы, таможенных органов, органов налоговой полиции, пограничной службы и государственной безопасности.

3. В расходы на народное хозяйство главное место занимают отчисления в отрасли сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения и некоторые другие отрасли.

4. Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий . Это затраты на образование, здравоохранение и физическую культу­ру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять минимальные потребности населения в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту граждан, повышать уровень их социального обеспечения. Наибольшие суммы направляются на финансирование образования. Приоритетом остается бесплатность образования и здравоохранения. Гаранти­руется получение бесплатного общего и на конкурсной основе профессионального образования.

Значительное внимание уделяется социальной защите наи­менее обеспеченных слоев населения. Предусматриваются меры по повышению минимального уровня заработной платы, увели­чению пособий по безработице, компенсации на питание детей дошкольного возраста, школьников, студентов, по упорядоче­нию заработной платы работников бюджетных учреждений.

Следует иметь в виду, что крупная часть социальных расхо­дов проходит по внебюджетным социальным фондам (выплата пенсий).

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение. Являясь финансовой базой осуществления социальных прав – на образование, медицинское обслуживание, социальную защиту и т.д., данные расходы одновременно влияют на общественное производство, способствуя улучшению качественного состава трудовых ресурсов, созданию условий для повышения производительности труда на основе использования научных достижений, ускорению научно-технического прогресса.

5. Часть бюджетных средств направляется на оборону. Расходы на оборону вызваны необходимостью сохранения и развития комплекса оборонной промышленности, поддержа­ния боеготовности армии, продолжения разработки новейших образцов вооружений, а также усилением социальной защищен­ности военнослужащих и членов их семей, повышением окладов офицерскому составу, ростом цен на военную продукцию и ря­дом других причин.

6. Расходы на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу составляют лишь малый процент от общей суммы расходов Федерального бюджета

7. Расходы на международную деятельность включают затра­ты по неторговым операциям (содержание российских учрежде­ний и представительств за границей, уплату членских взносов в международные организации и др.). Финан­сирование затрат в сфере международной деятельности охватыва­ет международное сотрудничество, реализацию международных договоров, культурных, научных и информационных связей.

ВАЖНО!

http://info.minfin.ru/fbrash.php

там долго копировать все диаграммы но посмотрет надо примерный процент и цифры-точно спросит.2011 год особенно.смотрите на что больше всего тратится(там 3 показателя всегда лидируют)

http://info.minfin.ru/fbdohod.php

доходы тоже посмотрите!

    развивающиеся или страны третьего мира (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых то есть развита сырьевая промышленность и т. д.);

    индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);

    постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).

В зависимости от формы правления государства

    Монархия , то есть власть одного лица;

    Республика :

    • Олигархия, то есть власть немногих лиц;

      Полиархия, то есть власть большинства; другое название - либеральная демократия.

    Джамахирия .

В зависимости от господствующей идеологии государства

    идеологизированные;

    деидеологизированные.

Деидеологизированные (светские) государства - здесь официальная идеология отсутствует. В идеологизированных государствах все функционирование государства определяется господствующей идеологией. В частности, возможность лица участвовать в деятельности государства и т. п. зависит от его взглядов на государственную идеологию. В деидеологизированных государствах провозглашается идеологический плюрализм, то есть возможность проповедовать, развивать любую идеологию. Государство может запрещать крайние формы идеологии, например, расистские.

Часть вторая

Типы права

Типом права называется совокупность важнейших признаков права, порождаемых определенной эпохой. Как и в теории государства, в теории права существуют два подхода к типологии: формационный и цивилизационный.

При формационном подходе важнейшим фактором, определяющим тип права, является его классовая сущность, т. е. интересам какого класса оно служит. Согласно марксистской теории общественного развития, каждой из классовых общественно-экономических формаций - рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической - соответствует определенный исторический тип права.

Исторический тип права - это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовой системе определенной общественно-экономической формации. Выделяют четыре исторических типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

Рабовладельческое право

Рабовладельческое право - это возведенная в закон воля класса рабовладельцев. Основными задачами рабовладельческого права являлись: закрепление частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов, а также охрана основ рабовладельческого государственного строя.

Юридическая история древнего мира знает две основные рабовладельческие государственно-правовые модели: древневосточную и античную. Первая модель была распространена на территориях государств, существовавших в IV тыс. до н.э. - 1-й пол. I тыс. н.э. на азиатском и африканском континентах (Египет, Вавилония, Индия, Китай и др.), вторая - в Древней Греции и в Древнем Риме. Основное различие между этими моделями состояло в том, что древневосточная правовая система была построена на преобладании государства над личностью, а античная, напротив, на свободе личности и ее автономии от государства. Такая свобода была возможной благодаря широкому распространению в античных государствах частной собственности. Именно частная собственность обеспечивала гражданам известную независимость от государства, в то время как в странах Древнего Востока собственность принадлежала государству и была связана с должностью: для того чтобы стать собственником, необходимо было занимать определенное место в государственной иерархии.

Различие между двумя правовыми системами рабовладельческого права носило не абсолютный, а относительный характер. Древневосточная и античная правовые системы имели больше сходных черт, чем различий:

1) обе системы юридически закрепляли сословно-классовое неравенство, т. е. неравенство не только между свободными и рабами, но и неравенство между отдельными группами свободных людей;

2) обе системы были тесно связаны с религией. Понятия греховного и преступного во многом совпадали, религиозные нормы служили источником правовых норм, у истоков правосудия нередко стояли священнослужители;

3) правовые нормы, закрепленные в большинстве законодательных памятников обеих систем, представляли собой записи конкретных случаев из судебной практики - казусов, или инструкции для судей, не содержали в себе общих правил поведения и носили казуистический характер. Решающее значение для правовых действий имело соблюдение определенной формы их совершения;

4) обе системы не знали деления права на отрасли;

5) за исключением римского частного права, всему древнему праву был свойственен невысокий уровень юридической техники: не была разработана строгая правовая терминология, законодатели пользовались обыденным языком.

Вершиной рабовладельческого права явилось римское право. Оно делилось на частное и публичное. Классическое разграничение публичного и частного права было дано римским юристом Ульпианом, который писал: “Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное - которое относится к пользе отдельных лиц”. Римское право отличалось высочайшим уровнем юридической техники, точностью формулировок, обоснованностью решений, конкретностью, практичностью, жизненностью. Наивысшего уровня развития оно достигло в регулировании имущественных отношений, прежде всего отношений собственности. Даже после падения Римской империи римское частное право продолжало существовать, оказывая огромное влияние на законодательство европейских стран (в частности, в период формирования и развития буржуазных государств), на правовую мысль и правовую историю человечества.

Феодальное право

Феодальное право представляло собой возведенную в закон волю господствовавшего в средние века класса феодалов. Его основная задача заключалась в юридическом оформлении и урегулировании права собственности феодалов на землю и другие средства производства, обеспечении их политического и экономического господства в средневековом обществе. Феодальное право характеризовалось следующими чертами:

1) основное место в феодальном праве занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения, поскольку именно земля представляла собой главное богатство в средневековье;

2) феодальное право было правом-привилегией, закреплявшим неравенство различных сословий средневекового общества. Социальный статус человека определялся в соответствии с тем местом, которое он занимал в феодальной иерархии. Для каждого сословия создавался свой суд, только крестьяне подлежали суду господина, поскольку находились вне феодальной иерархии. Господствовал розыскной (инквизиционный) процесс, построенный на системе формальных доказательств, из которых наиболее совершенным доказательством считалось признание самого обвиняемого. Свидетельские показания принимались во внимание с учетом социального положения свидетеля;

3) феодальное право - это право сильного. Оно открыто признавало насилие в качестве источника права (прежде всего со стороны феодала по отношении к крестьянину);

4) феодальному праву был присущ партикуляризм, т. е. отсутствие единой системы права в масштабе всей страны. Право носило раздробленный характер, на местах преобладали акты отдельных феодалов и местные обычаи;

5) как и право древнего мира, феодальное право сохраняло тесную связь с религией;

6) феодальное право не знало деления на отрасли права. Составными его частями были манориальное право, городское право, торговое право, каноническое право и королевское право.

По мере развития в феодальном обществе товарно-денежных отношений феодальное право заимствовало ряд институтов и норм римского права. Этот процесс получил название рецепции римского права. Начавшийся в период средневековья, он продолжился и в новое время - эпоху становления буржуазных отношений.

Буржуазное право

Буржуазное право сформировалось в период XVII-XIX вв. и представляло собой возведенную в закон волю класса буржуазии. В юридической науке сегодня это право еще называют современным правом, поскольку оно в своих основных чертах действует и по сей день. Для буржуазного права характерны:

1) светский характер - это право, которое не связано с религией;

2) высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права;

3) разделение права на частное и публичное;

4) признание закона основным источником права. Основной задачей буржазного права являются охрана капиталистической собственности на землю и сохранение основных средств производства в руках буржуазии.

Социалистическое право

Согласно марксистской теории социалистическое право представляет собой на первом этапе - этапе становления и развития социалистического государства - возведенную в закон волю пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции, а на втором этапе -этапе развитого социализма - возведенную в закон волю всего народа. Оно не является вечным: возникнув вместе с государством как классовый институт, социалистическое право отомрет вместе с ним. В реальной действительности социалистическое право носило декларативный характер и было подчинено государству.

В настоящее время формационный подход к типологии права подвергается серьезной критике. Понимание права исключительно как возведенной в закон воли какого-то одного, господствующего, класса устарело. Современная юридическая наука видит в праве закрепленные государством представления общества о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном. Право выступает не орудием классового господства, а средством достижения социального компромисса. В то же время цивилизационный подход к типологии права ориентирует исследователей на изучение специфики права каждой цивилизации. Однако подобная методология не позволяет выявить общие черты и закономерности развития правового развития человечества и смоделировать единую классификацию. Поэтому современная юридическая наука, изучая историю права, предпочитает понятию “тип права” такие научные категории, как правовая система и правовая семья.

Словарь занятия

Каноническое право - право христианской церкви. Манориальное право - совокупность правовых норм, регулировавших отношения в феодальной вотчине между крестьянами и феодалами.

Система формальных доказательств - порядок судопроизводства, при котором ценность каждого доказательства определена законом и зависит от социального положения и вероисповедания свидетеля.

Вопрос №2 часть вторая

Экономические законы являются законами развития производственных отношений (или отношений собственности), которые тесно связаны с развитием производительных сил. Такие законы, аналогично законам природы, отличаются объективным характером. Тем не менее, они сильно отличаются от законов природы, поскольку возникают, развиваются и функционируют исключительно в процессе экономической деятельности людей - в производстве, распределении, обмене и потреблении. Помимо этого, в отличие от законов природы, экономические законы не носят вечный характер. В этой статье мы поговорим о том, какие бывают экономические законы и категории.

Систематизация

Специалисты выделяют в системе экономических законов четыре их вида:

  • общие - это такие законы, которые присущие всем общественным методам производства. Сюда относится закон роста производительности труда, закон экономии времени и другие
  • особые. В эту категорию входят законы, работающие в нескольких общественно-экономических формациях. К примеру, закон стоимости, закон спроса и предложения
  • специфические экономические законы работают в рамках одного общественного способа производства. Самым важным является основной экономический закон, выражающий связи в процессе взаимодействия между производительными силами и отношениями собственности
  • частные - это законы, работающие исключительно на одном из этапов общественного способа производства. К примеру, закон образования монополии концентрацией производства, работающий на самой высокой стадии развития капитализма, примерно с начала 20-го века.

Основные законы

Из всех экономических законов главными можно назвать:

  • закон конкуренции
  • закон разделения труда
  • закон перемены труда
  • закон спроса
  • закон предложения.

В термин «конкуренция» специалисты закладывают соперничество компаний, которые производят одни и те же продукты, для того, чтобы привлечь потребителей именно к своим изделиям. Конкуренцию можно назвать одной из самых главных концепций рыночной экономики, которая обосновывает закономерности капиталистического способа производства. Задача конкуренции — гарантировать условия для извлечения наибольшего дохода и достижения экономически эффективных показателей компании.
Область работы закона о конкуренции - это все общественное производство. Интенсивность конкуренции на рынке товаров и услуг в условиях рыночной экономики не перестает расти, а типы конкуренции, вернее, конкурентной борьбы становятся сложнее, более разнообразными и обретают опосредованный характер. Итоги такой борьбы находятся в зависимости от субъектов конкуренции, а также от определенных материально-экономических условий развития общества.
Вследствие роста конкуренции на рынке труда и товаров и вместе с тем высоким уровнем бедности российских граждан, введение монетизации социальных льгот усиливает интерес к социологическому анализу «проблемы зайца» — проблем сведения к минимуму потерь общества, которые связаны со стремлением граждан использовать большое количество публичных товаров, распределяемых без оплаты. Тем не менее, несовершенная конкуренция на российском рынке товаров и услуг, становится причиной стремления производителей к быстрому получению дохода, вследствие чего становится невыгодно наращивать выпуск «публичных товаров», распределяемых бесплатно среди бедных и нищих слоев населения.
К важным социальным показателям конкуренции относят:

  • конкурентоспособность, которая проявляется во взаимодействии конкурирующих сторон — субъектов экономической деятельности
  • добросовестность конкуренции, которая вытекает из норм этики и культуры конкурирующих субъектов.

Закон разделения труда делит весь человеческий труд на разные виды, к примеру, труд умственный и физический; промышленный и аграрный; управленческий и исполнительский. Данный закон лежит в основе разделения общества на социальные группы, которые занимаются соответствующими видами труда.
В условиях развития новейшей концепции «экономики знаний» специалисты изучают статусность разных видов труда, их совмещение, формирование новых профессий и видов трудовой деятельности, рост области третичного образования, которому в российской системе образования соответствуют среднее и высшее профессиональное образование, а также послевузовское образование (аспирантура и докторантура). Послевузовское образование играет решающую роль в создании интеллектуальной базы и развитии новых типов интеллектуального труда.
В социологическом анализе глобальной проблемой можно назвать социальные последствия разделения общественного труда, а именно процесс создания российского среднего класса, а также интегрирование в его систему представителей различных социально-профессиональных слоев высококвалифицированных сотрудников.
Закон перемены труда тесно связан с законом разделения труда и представляет собой «всеобщий закон общественного производства». Образование этого закона зафиксировано во время Промышленной революции XVI11-XIX вв., когда произошло усиление зависимости типа труда от технического прогресса и его внедрения во все типы производства.
Деятельность этого закона отражает подвижность функций сотрудника, необходимость в изменении типа работы. Компания, исходя из запросов производства и интересов администрации в праве проводить замену персонала, с целью создания качественной рабочей базы. Следовательно, этот закон проявляет себя в процессе перехода от одного типа деятельности к другому и подразумевает наличие у человека способности к такому переходу. Вследствие перемены труда развиваются способности и профессиональные навыки сотрудника. Отметим, что овладение несколькими специальностями не просто расширяет сферу трудовой деятельности человека, но и является причиной роста его конкурентоспособности на рынке труда.
В российской рыночной экономике выделяют три формы функционирования закона перемены труда:

  • смена типа трудовой деятельности в рамках имеющейся профессии
  • смена типа работы
  • сочетание основной работы с другими ее видами.

Изменившаяся структура российского рынка труда и занятости повлекла за собой и изменение характера спроса. В условиях общего резкого падения на заре 1990-х годов трудовой мобильности в производственной отрасли, сокращения занятости инженерно-технических сотрудников возросли запросы рынка труда на специалистов финансово-экономического профиля, юристов, менеджеров, работников сферы торговли.
На мировом рынке труда в условиях глобализации возникает необходимость в растущей миграции трудовых ресурсов, адаптации людей к запросам национальных рынков трудовых ресурсов, нуждам работодателей и потребителей.
Законы спроса и предложения - это основополагающие экономические законы в рыночной экономике. В них выражается действие двух главных рыночных сил — спроса и предложения. Итогом их взаимодействия можно назвать «договор сторон о купле-продаже товара и/или услуги в конкретном числе и по конкретной стоимости».

Экономические категории

Основные экономические категории, фактически являются теоретическими выражениями, мысленными формами производственных отношений, экономических явлений и процессов, которые на самом деле существуют. Можно сказать, что они также являются специфическими понятиями, в которых выражаются экономические признаки предметов, явлений, процессов.
Такие категории в теории отображают главным образом отношения собственности в их взаимодействии с развитием системы производительных сил. Так как, содержанием производительных сил является взаимодействие человека с природой в процессе работы, то одной стороной экономической категории являются конкретные участки такого взаимодействия. К примеру, к этим категориям можно отнести:

  • предметы труда
  • способы труда
  • потребительская цена
  • продукт труда.

С другой стороны, экономическая категория - это отношения между людьми по поводу присвоения разных объектов собственности итогов результатов труда. К примеру, деньги, цена, стоимость, зарплата, прибыль, рента.
Помимо этого, каждый экономический закон группирует вокруг себя конкретные экономические категории, к примеру, закон стоимости раскрывается при помощи таких категорий, как необходимое рабочее время, рыночная стоимость, цена.
Исходя из того, что экономические категории - это теоретическое выражение отдельных сторон отношений собственности в их взаимодействии с развитием производительных сил, то формирование новых типов собственности неразрывно связано с появлением новых экономических категорий.

В действительности экономика развивается не по прямой линии (тренду), характеризующей экономический рост, а через постоянные отклонения от тренда, через спады и подъемы. Экономика развивается циклически (рис. 1.). Экономический (или деловой) цикл (business cycle) представляет собой периодические спады и подъемы в экономике, колебания деловой активности. Эти колебания нерегулярны и непредсказуемы, поэтому термин «цикл» достаточно условный. Выделяют две экстремальные точки цикла: 1)точку пика (peak),соответствующую максимуму деловой активности; 2) точку дна (trough), которая соответствует минимуму деловой активности (максимальному спаду).

Цикл обычно делится на две фазы (рис. 1.(а)): 1) фазу спада или рецессию (recession), которая длится от пика до дна. Особенно продолжительный и глубокий спад носит название депрессии (depression). Не случайно кризис 1929-1933 получил название Великой Депрессии; 2) фазу подъема или оживление (recovery), которое продолжается от дна до пика.

Существует и другой подход, при котором в экономическом цикле выделяют четыре фазы (рис. 1.(б)), но не выделяются экстремальные точки, так как предполагается, что когда экономика достигает максимума или минимума деловой активности, то некоторый период времени (иногда достаточно продолжительный) она находится в этом состоянии: 1) I фаза – бум (boom), при котором экономика достигает максимальной активности. Это период сверхзанятости (экономика находится выше уровня потенциального объема производства, выше тренда) и инфляции. (Вспомним, что когда в экономике фактический ВВП выше потенциального, то это соответствует инфляционному разрыву). Экономика в этом состоянии носит название «перегретой» («overheated economy»); 2) П фаза – спад (recession или slump). Экономика постепенно возвращается к уровню тренда (потенциального ВВП), уровень деловой активности сокращается, фактический ВВП доходит до своего потенциального уровня, а затем начинает падать ниже тренда, что приводит экономику к следующей фазе – кризису; 3) Ш фаза – кризис (crisis) или стагнация (stagnation). Экономика находится в состоянии рецессионного разрыва, поскольку фактический ВВП меньше потенциального. Это период недоиспользования экономических ресурсов, т.е. высокой безработицы; 4) IV фаза – оживление или подъем. Экономика постепенно начинает выходить из кризиса, фактический ВВП приближается к своему потенциальному уровню, а затем превосходит его, пока не достигнет своего максимума, что вновь приведет к фазе бума.

Причины экономического цикла

В экономической теории причинами экономических циклов объявлялись самые различные явления: пятна на солнце и уровень солнечной активности; войны, революции и военные перевороты; президентские выборы; недостаточный уровень потребления; высокие темпы роста населения; оптимизм и пессимизм инвесторов; изменение предложения денег; технические и технологические нововведения; ценовые шоки и другие. В действительности все эти причины могут быть сведены к одной. Основной причиной экономических циклов выступает несоответствие между совокупным спросом и совокупным предложением, между совокупными расходами и совокупным объемом производства. Поэтому циклический характер развития экономики может быть объяснен: либо изменением совокупного спроса при неизменной величине совокупного предложения (рост совокупных расходов ведет к подъему, их сокращение обусловливает рецессию); либо изменением совокупного предложения при неизменной величине совокупного спроса (сокращение совокупного предложения означает спад в экономике, его рост - подъем).

Рассмотрим, как ведут себя показатели на разных фазах цикла, при условии, что причиной цикла является изменение совокупного спроса (совокупных расходов) (рис. 2.(а)).

В фазе бума наступает момент, когда весь произведенный объем производства не может быть продан, т.е. совокупные расходы меньше, чем выпуск. Возникает затоваривание, и поначалу фирмы вынуждены увеличивать запасы. Рост запасов приводит к свертыванию производства. Сокращение производства ведет к тому, что фирмы увольняют рабочих, т.е. растет уровень безработицы. В результате падают совокупные доходы (потребительские – вследствие безработицы, инвестиционные – вследствие бессмысленности расширения производства в условиях падения совокупного спроса), а, следовательно, и совокупные расходы. Домохозяйства, в первую очередь, снижают спрос на товары длительного пользования. Из-за падения спроса фирм на инвестиции и спроса домохозяйств на товары длительного пользования снижается краткосрочная ставка процента (цена на инвестиционный и потребительский кредит).

Долгосрочная ставка процента, как правило, растет (в условиях снижения доходов и нехватки наличных денег люди начинают продавать облигации, предложение облигаций увеличивается, их цена падает, а чем ниже цена облигации, тем выше ставка процента). Из-за снижения совокупных доходов (налогооблагаемой базы) уменьшаются налоговые поступления в государственный бюджет. Величина государственных трансфертных выплат увеличивается (пособия по безработице, пособия по бедности). Растет дефицит государственного бюджета. Пытаясь продать свою продукцию, фирмы могут снизить цены на нее, что может привести к снижению общего уровня цен, т.е. к дефляции (на рис. 2.(а) выпуск сокращается до Y1, а уровень цен падает от Р0 до Р1).

Столкнувшись с невозможностью продать свою продукцию даже по более низким ценам, фирмы (как рационально действующие экономические агенты) могут либо купить более производительное оборудование и продолжать производство того же вида товаров, но с меньшими издержками, что позволит снизить цены на продукцию, не уменьшая величину прибыли (это целесообразно делать, если спрос на товары, производимые фирмы, не насыщен, и снижение цены в условиях низких доходов обеспечит возможность увеличения объема продаж); либо (если спрос на товары, производимые фирмой, полностью насыщен и даже снижение цен не приведет к росту объема продаж) перейти на производство нового вида товаров, что потребует технического переоснащения, т.е. замены старого оборудования принципиально иным новым оборудованием. И в том, и в другом случае увеличивается спрос на инвестиционные товары, что служит стимулом для расширения производства в отраслях, производящих инвестиционные товары. Там начинается оживление, увеличивается занятость, растут прибыли фирм, увеличиваются совокупные доходы. Рост доходов ведет к росту спроса в отраслях, производящих потребительские товары, и к расширению там производства. Оживление, рост занятости (снижение безработицы) и рост доходов охватывают всю экономику. В экономике начинается подъем. Рост спроса на инвестиции и на товары длительного пользования приводит к удорожанию кредита, т.е. росту краткосрочной ставки процента. Долгосрочная ставка процента снижается, поскольку увеличивается спрос на облигации и в результате происходит повышение цен (рыночного курса) ценных бумаг. Уровень цен растет. Налоговые поступления увеличиваются. Трансфертные выплаты сокращаются. Уменьшается дефицит государственного бюджета, и может появиться профицит. Подъем в экономике, рост деловой активности превращаются в бум, в «перегрев» экономики (Y2 на рис. 2.(а)), после чего начинается очередной спад. Итак, основу экономического цикла составляет изменение инвестиционных расходов. Инвестиции являются наиболее нестабильной частью совокупного спроса (совокупных расходов).

На рис. 2. цикл представлен графически с помощью модели AD-AS. На рис. 2.(а) показан экономический цикл, обусловленный изменениями совокупного спроса (совокупных расходов), а на рис. 2.(б) – изменениями совокупного предложения (совокупного выпуска).

В условиях, когда спад в экономике вызывается не сокращением совокупного спроса (совокупных расходов), а уменьшением совокупного предложения, большинство показателей ведут себя так же, как и в первом случае (реальный ВВП, уровень безработицы, величина совокупных доходов, запасы фирм, объем продаж, прибыль фирм, налоговые поступления, объем трансфертных выплат и др.) Исключение составляет показатель общего уровня цен, который повышается по мере углубления спада (рис. 2.(б)). Это ситуация «стагфляции» - одновременного спада производства (от Y* до Y1) и роста уровня цен (от Р0 до Р1). Основу для выхода из подобного спада также составляют инвестиции, так как они увеличивают запас капитала в экономике и создают условия для роста совокупного предложения (сдвиг кривой SRAS1 вправо до SRAS0).

Показатели экономического цикла

Главным индикатором фаз цикла выступает показатель темпа экономического роста (rate of growth – g), который выражается в процентах и рассчитывается по формуле: g = [(Yt – Yt – 1) / Yt – 1 ] x 100%, где Yt – реальный ВВП текущего года, а Yt – 1 – реальный ВВП предыдущего года. Таким образом, этот показатель характеризует процентное изменение реального ВВП (совокупного выпуска) в каждом следующем году по сравнению с предыдущим, т.е. на самом деле не темп роста (growth), а темп прироста ВВП. Если это величина положительная, то это означает, что экономика находится в фазе подъема, а если отрицательная, то в фазе спада. Этот показатель рассчитывается за один год и характеризует темп экономического развития, т.е. краткосрочные (ежегодные) колебания фактического ВВП, в отличие от показателя среднегодового темпа роста, используемого при подсчете скорости экономического роста, т.е. долгосрочной тенденции увеличения потенциального ВВП.

В зависимости от поведения экономических величин на разных фазах цикла выделяют показатели:

  • проциклические, которые увеличиваются в фазе подъема и снижаются в фазе спада (реальный ВВП, величина совокупных доходов, объем продаж, прибыль фирм, величина налоговых поступлений, объем трансфертных выплат, объем импорта);
  • контрциклические, которые увеличиваются в фазе спада и снижаются в фазе подъема (уровень безработицы, величина запасов фирм);
  • ациклические, которые не имеют циклического характера и величина которых не связана с фазами цикла (объем экспорта, ставка налога, норма амортизации).

Виды циклов

Выделяют различные виды циклов по продолжительности:

  • столетние циклы, длящиеся сто и более лет;
  • «циклы Кондратьева», продолжительность которых составляет 50-70 лет и которые названы в честь выдающегося русского экономиста Н.Д.Кондратьева, разработавшего теорию «длинных волн экономической конъюнктуры» (Кондратьев предположил, что наиболее разрушительные кризисы происходят тогда, когда совпадают точки максимального падения деловой активности «длинноволнового цикла» и классического; примерами могут служить кризис 1873 года, Великая Депрессия 1929-1933 годов, стагфляция 1974-1975 годов);
  • классические циклы (первый «классический» кризис (кризис перепроизводства) произошел в Англии в 1825 г., а начиная с 1856 г. такие кризисы стали мировыми), которые длятся 10-12 лет и связаны с массовым обновлением основного капитала, т.е. оборудования (в связи с возрастающим значением морального износа основного капитала продолжительность таких циклов в современных условиях сократилась);
  • циклы Китчина продолжительностью 2-3 года.

Выделение разных видов экономических циклов основано на продолжительности функционирования различных видов физического капитала в экономике. Так, столетние циклы связаны с появлением научных открытий и изобретений, которые производят настоящий переворот в технологии производства (вспомним, «век пара» сменился «веком электричества», а затем «веком электроники и автоматики»). В основе длинноволновых циклов Кондратьева лежит продолжительность срока службы промышленных и непромышленных зданий и сооружений (пассивной части физического капитала). Примерно через 10-12 лет происходит физический износ оборудования (активной части физического капитала), что объясняет продолжительность «классических» циклов. В современных условиях первостепенное значение для замены оборудования имеет не физический, а его моральный износ, происходящий в связи с появлением более производительного, более совершенного оборудования, а поскольку принципиально новые технические и технологические решения появляются с периодичностью 4-6 лет, то продолжительность циклов становится меньше. Кроме того, многие экономисты связывают продолжительность циклов с массовым обновлением потребителями товаров длительного пользования (некоторые экономисты даже предлагают причислять их к инвестиционным товарам, закупаемым домохозяйствами), происходящим с периодичностью 2-3 года.

В современной экономике продолжительность фаз цикла и амплитуда колебаний могут быть самыми различными. Это зависит, в первую очередь, от причины кризиса, а также от особенностей экономики в разных странах: степени государственного вмешательства, характера регулирования экономики, доли и уровня развития сферы услуг (непроизводственного сектора), условий развития и использования научно-технической революции.

Циклические колебания важно отличать от нециклических колебаний. Для экономического цикла характерно то, что изменяются все показатели, и что цикл охватывает все отрасли (или сектора). Нециклические колебания отражаются:

  • изменении деловой активности лишь в некоторых отраслях, имеющих сезонный характер работ (рост деловой активности, например, в сельском хозяйстве осенью в период сбора урожая и в строительстве весной и летом и спад деловой активности в этих отраслях зимой);
  • в изменении лишь некоторых экономических показателей (например, резкий рост объема розничных продаж перед праздниками и рост деловой активности в соответствующих отраслях).

В современных условиях исследования регионального развития должны проводиться на федеральном и региональном уровнях. При этом аналитические исследования нацелены на обслуживание текущих потребностей федеральных и региональных органов управления, на выявление долговременных тенденций регионального развития и острых региональных проблем, на обоснование региональных прогнозов и целевых программ, на создание информационной базы для выработки стратегии территориального развития и региональной политики.
Региональные проблемы развития страны существенно отличаются от проблем экономического и социального развития отдельного региона. В первом случае основная задача - использование разнообразия условий и возможностей регионов для достижения наибольшего интегрального эффекта, т.е. экономическое пространство России следует организовывать таким образом, чтобы обеспечивать наиболее целесообразную специализацию регионов и формировать действенную их экономическую интеграцию, соблюдая при этом согласование федеральных и региональных интересов.
Во втором случае задача заключается в таком выстраивании экономической политики субъекта Федерации, чтобы обеспечивалось стабильное социальное развитие на основе наиболее полного использования экономического потенциала региона и межрегиональных связей при соблюдении согласованных с регионами федеральных интересов. Указанные различия в содержании региональной федеральной политики и политики социально-экономического развития региона предопределяют различия в задачах и содержании анализа на федеральном и региональном уровнях.
В качестве объектов анализа территориального развития страны на федеральном уровне могут выступать: макрозоны (зона Севера, европейская и азиатская части страны и т.п.), крупные экономические районы и межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия; регионы, выделяемые по признаку решения какой-либо крупной проблемы общегосударственного
значения (проблема возрождения Волги, ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и т.п.); субъекты Федерации вообще и их группы, объединяемые по определенному признаку (приграничные, депрессивные и т.п.); отдельные города и локальные территории, развитие которых в силу различных причин имеет или приобретает федеральное значение (Норильский пром- район, ЗАТО, свободные экономические зоны и т.п.).
Предметом анализа служат процессы, имеющие принципиальное значение для обеспечения: территориальной целостности государства и укрепления единого экономического пространства; экономической безопасности России; конституционных прав граждан на всей территории России; примерно равного доступа к социальным благам и достойного уровня жизни во всех регионах; рационального использования ресурсов и социально-экономического потенциала регионов в интересах всей Федерации; экологической безопасности и устойчивого развития регионов (табл. 35.2).
Таблица 35.2
Объекты и предмет анализа регионального развития (федеральный аспект) Объекты анализа Оценка влияния на: территориальную целостность государства и укрепление единого экономического пространства экономическую безопасность России формирование примерно равных условий доступа населения к социальным благам рациональное использование потенциала регионов в интересах всей Федерации экологическую безопасность и устойчивое развитие регионов финансово-бюжетную
обеспеченность
регионов Макрозоны (зона Севера, европейская и азиатская части страны и т.п.) Крупные экономические районы и межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия Территории, на которых решается крупная межрегиональная проблема Субъекты Федерации Группы субъектов Федерации, выделяемые по определенному признаку (приграничные, депрессивные и т.п.) Отдельные города и локальные территории, имеющие федеральное значение (ЗАТО, свободные экономические зоны и т.п.) В качестве объекта анализа на субфедеральном уровне выступает весь процесс регионального воспроизводства, включая в полном объеме его составные части: воспроизводство населения, общественного продукта и природных ресурсов, обеспечение сохранности окружающей среды. Поэтому в каждом регионе формируются свои экономическая, социальная, экологическая, региональная и тому подобные политики. В этих условиях анализ экономического и социального развития регионов должен охватывать широкий круг проблем, касающихся различных сторон жизнедеятельности на территории (табл. 35.3).
Таблица 35.3
Цели и задачи анализа социально-экономического развития субъектов Федерации № п/п Цель анализа Задача анализа 1 2 3 I Оценка результатов и тенденций эконо-мического развития 1. Определить динамику производства и изменения в структуре хозяйственного комплекса региона, выявить причины негативных тенденций.
Определить тенденции в изменении специализации региона в террито-риальном разделении труда и оценить их соответствие имеющимся ресурсам и условиям.
Определить уровень комплексности хозяйства и выявить возможности его повышения.
Определить тенденции результативности хозяйственной деятельности предприятий и изменения финансовых ресурсов региона.
Выявить проблемы экономического характера, для решения которых требуется государственная поддержка.
Оценить экономическую эффективность развития промышленности и сельскохозяйственного производства в регионе, в том числе структурных сдвигов II Оценка результатов и выявление проб-лем социального развития 1. Оценить изменения в уровне жизни и потребления (в том числе в реальных доходах) населения и выявить причины сложившихся тенденций.
Определить интенсивность расслоения общества и численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума.
Оценить тенденции изменения численности населения и трудовых ресурсов.
Оценить тенденции изменения структуры занятости населения.
Определить отраслевую и территориальную структуру безработицы.
Оценить масштабы скрытой безработицы и неполной занятости.
Оценить бюджетную обеспеченность населения, а также обеспеченность бюджета собственными финансовыми ресурсами III Оценка состояния природопользования и экологии 1. Оценить степень использования природных ресурсов различных видов.
Оценить тенденции состояния экологии и определить их причины.
Определить города и территории, характеризующиеся сверхнорматив-ными загрязнениями и другими серьезными нарушениями экологического равновесия.
Выявить экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью на территории сопредельных регионов.
Выявить основные источники загрязнения по городам и отдельным территориям.
Определить возможную степень удовлетворения потребностей в природоохранных мероприятиях за счет собственного финансирования IV Оценка внешнеэко-номических связей 1. Оценить динамику и интенсивность межрегиональных связей и их роль в хозяйственной жизни региона.
Оценить самообеспеченность региона средствами производства и товарами народного потребления, в том числе топливом и продовольствием.
Оценить конкурентоспособность профильных производств на региональном, внутрироссийском и мировом рынках.
Оценить степень и выгоды интеграции региона в соответствующем крупном экономическом районе V Оценка результатив-ности государственной региональной политики 1. Определить степень реализации основных целей реформы.
Дать обобщенную характеристику мероприятиям федеральных целевых программ, реализуемым на территории региона, оценить ход и результаты их выполнения.
Оценить степень завершенности распределения правовых полномочий в совместном ведении и определить круг вопросов, по которым между Федерацией и регионом остаются существенные расхождения VI Выявление региональных кризисных ситуаций 1. Определить отрасли (производства), подверженные глубокому кризису, выявить причины и возможные последствия этого кризиса.
Выявить города и районы, находящиеся в кризисной ситуации в экономической, социальной или экологической сферах. Определить причи-ны и возможности изменения ситуации собственными силами
Окончание табл. 35.3
1 2 3 VII Оценка предпосылок и потенциальных возможностей социально-экономического развития региона 1. Оценка наличия и использования природных ресурсов.
Оценка социально-исторических особенностей и демографических тенденций.
Оценка наличия, структуры, состояния и использования производственного потенциала.
Оценка финансового потенциала.
Оценка научно-технического потенциала.
Оценка кадрового потенциала.
Оценка транспортно-географического и геополитического положения.
Оценка состояния производственной, социальной и рыночной инфраструктуры.
Оценка инвестиционной привлекательности региона При анализе регионального развития используются различные методы (табл. 35.4), большинство из которых достаточно хорошо известны. Определенная региональная специфика связана с особенностями объектов наблюдения. В зависимости от того что исследуется: территориальный аспект социально-экономических процессов федерального уровня, или развитие экономических районов (зон), или социально-экономическое развитие субъектов Федерации, меняются предмет исследования и показатели, используемые в аналитических расчетах.
В частности, динамика определяется по отношению к экономическим, демографическим и социальным процессам, имеющим место в регионах. При этом по отношению к субъектам Федерации используется значительно более широкий круг показателей, чем для экономических районов.
Методы анализа регионального развития
Таблица 35.4 Методы и направления анализа Показатели и сферы анализа 1. Изучение динамики ВРП, отраслевые, демографические, финансовые показатели 2. Изучение структуры, состояния различных сегментов регионального рынка Территориальные, отраслевые, демографические, социальные 3. Изучение уровня развития Экономика, социальная сфера, инфраструктура 4. Сравнительные характеристики регионов Экономика, бюджеты, занятость, уровень жизни и т.п. (на основе отдельных индикаторов и интегральных оценок социально-экономического положения регионов) 5. Характеристика рядов (совокупностей) регионов Ранжирование регионов по отдельным показателям, оценка размаха вариации и плотности рядов 6. Изучение уровня использования ресурсов Природные, трудовые ресурсы, производственные мощности 7. Оценка степени достижения нормативов В социальной сфере и по экологической безопасности 8. Оценка роли регионов в территориальном разделении труда Межрайонные связи, оценка локализации отдельных производств и выделение профилирующих отраслей 9. Оценка степени воздействия территориальных факторов Теснота связи между различными процессами Структурные характеристики на федеральном и региональном уровнях описывают различные процессы. На федеральном уровне изучается терри-ториальная структура различных социально-экономических показателей, а на региональном уровне - структура различных сфер хозяйства и общества:
отраслевая структура хозяйства, половозрастная структура населения, распределение граждан по уровню доходов и т.п.
Оценки уровня развития относятся в основном к субъектам Федерации. Для этого используются не абсолютные, а удельные показатели. Как правило, для этой цели рассчитываются так называемые душевые показатели, отражающие объем производства или наличие какого-либо ресурса (обычно жилья, учреждений здравоохранения и образования), приходящиеся на одного человека.
Поскольку экономика и социальная сфера регионов - весьма сложный объект, дать их комплексную, всеобъемлющую оценку трудно. Оценки уровня развития могут производиться либо на основании какого-либо одного (основного) индикатора, либо путем интегрирования целого ряда показателей в комплексный, интегральный индикатор.
Сравнительные оценки уровня развития регионов производятся на основе их ранжирования по тому или иному показателю. Нередко в качестве стандартизированных оценок используются удельные показатели, отражающие отношение регионального значения показателя к среднему по России или к минимальному (максимальному) значению всей совокупности регионов. Такие оценки позволяют не только сравнивать регионы между собой, но и определять степень их дифференциации. В основном они используются на федеральном, реже на районном уровне.
Степень достижения социальных нормативов - преимущественно региональный показатель. Прежде всего он используется для оценок уровня бедности (доля населения с доходами ниже прожиточного минимума), качества жизни (соотношение с нормативными показателями данных о наличии общей жилой площади, о сменности занятий в школах и т.п.).
Уровень обеспеченности ресурсами, а также специализация в территориальном разделении труда используются для анализа социально-экономического положения субъектов Федерации. Речь идет о наличии промышленных запасов минерально-сырьевых и топливных ресурсов, о наличии и использовании водных, лесных и земельных ресурсов, о состоянии и использовании основных фондов и производственных мощностей, о наличии и занятости трудовых ресурсов и т.д.
Специализация определяется на основании сопоставления удельного веса той или иной отрасли (производства) в экономике региона с соответствующими общероссийскими показателями.
Общеизвестны такие методы анализа, как оценка тесноты связи между исследуемыми процессами (показателями), а также метод группировок.
Сложившиеся в настоящий период тенденции социально-экономического развития российских регионов имеют многоплановый и в большинстве своем противоречивый характер. В этой связи возникает необходимость дать обобщенную, комплексную оценку исследуемых процессов в экономике и социальной сфере субъектов Федерации.
Такая оценка должна охватывать различные аспекты регионального развития, включая сравнительную интенсивность хозяйственной деятельности и внешнеэкономических связей, инвестиционную активность хозяйствующих субъектов, уровень развития регионального потребительского рынка, срав-нительную степень инфраструктурной освоенности территории, бюджетно- финансовую обеспеченность региона, уровень развития малого бизнеса, занятость экономически активного населения, а также важнейшие характеристики уровня жизни, в том числе уровня и дифференциации доходов населения и сравнительной степени развития ключевых отраслей социальной инфраструктуры.
Методология сравнительной интегрированной оценки социально-экономического положения регионов включает:
определение по каждому его аспекту (направлению) наиболее репрезентативного критериального индикатора (или группы индикаторов) и достоверных методов расчета;
обоснование внутренне сбалансированного и непротиворечивого состава используемых индикаторов, рационального соотношения тех компонентов, которые имеют относительно устойчивый характер, и тех, которые в той или иной мере подвержены влиянию текущей экономической конъюнктуры;
выбор адекватного метода синтеза частных критериальных характеристик в результирующий интегральный показатель социально-экономического положения регионов.
В настоящий период в практике региональных экономических исследований используются различные методические подходы к сравнительной инте-грированной (многофакторной) оценке социально-экономического положения регионов и тенденций его изменения. Эти подходы различаются, с одной стороны, составом и общим числом используемых базовых индикаторов, отражающих отдельные аспекты территориального развития, а с другой - способом их синтеза в сводный (интегральный) показатель. Каждый из применяемых методов обладает как рядом достоинств, так и отдельными недостатками.
Один из наиболее объективных и сравнительно простых методов интегральной оценки социально-экономического положения регионов - метод ранжированной балльной оценки, получивший широкое распространение в за-рубежной и отечественной практике региональных экономических исследований. Его суть заключается в проведении сплошного, безинтервального ранжирования всех учитываемых регионов по каждому базовому индикатору, преобразовании полученных рангов в соответствующие им балльные оценки и последующем их суммировании в сводный показатель.