Ведущей деятельностью в ранней юности является тест. Тест по возрастной психологии

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ ПО КУРСУ

«ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Тесты по курсу «Возрастная психология».

1. Возрастная психология как наука обозначилась:

1) в конце 18 - начале 19 века

2) в середине 19 века

3) в конце 19 - начале 20 века

4) в середине 20 века

2. Разделы возрастной психологии:

1) психология личности

2) психология детства

3) психология преклонного возраста

4) психология деятельности

5) психология мышления

3. Возрастная психология - отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную …его психики.

4. Соответствие вкладов в развитие возрастной психологии и их авторства:

5. Историко-психологический анализ развития детства (по Б.Д. Эльконину) включает обсуждение проблемы:

1) происхождения

2) длительности

3) социализация

4) акселерации

6. На продолжительность детства влияет:

1) онтогенез

2) филогенез

3) уровень культурно-исторического опыта

7. Предмет возрастной психологии - возрастные периоды развития, причины и... перехода от одного периода к другому, общие закономерности психического развития в... .

8. Соотнесите подходы к изучению психики ребенка и их авторов:

9. Одной из задач современной отечественной возрастной психологии является:

1) разработка методов диагностики психического развития ребенка

2) определение параметров психического развития

3) исследование проблемы ведущей деятельности взрослого человека.

10. Соотнесите стратегии исследования в возрастной психологии с их определениями:



11. Краткосрочные исследования, где сравниваются две выборки испытуемых по какому-либо психическому свойству:

1) поперечный срез

2) продольный срез

12. Опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

2) наблюдение

4) интервьюирование

13. Определите соответствие методов и их возможностей в исследованиях психики:

14. Эмпирические методы возрастной психологии:

1) наблюдение

3) анализ продуктов деятельности

4) естественный эксперимент

5) качественный анализ

6) генетический метод

15. Сравнительный метод в возрастной психологии представляет собой … отдельных особенностей психики по возрастам с целью выявления общих … изучаемого психического процесса.

16. Соотнесите методы возрастной психологии и их характеристики:



17. Необходимые условия научного наблюдения в возрастной психологии: постановка цели, разработка... наблюдения, поддержание … условий, объективность и систематичность, разработанность способов… результатов.

18. Процесс, который проявляется в деятельности и общении человека, характеризуется сменой определенных возрастных периодов, где происходит количественное и качественное изменение психики, выраженное в новообразованиях … .

19. Единица анализа психического развития, которая имеет свою структуру: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования... .

1) психологический возраст

2) социальный возраст

3) активный возраст

4) функциональный возраст

5) хронологический возраст

21. Становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества называется … психики.

22. Соотнесите понятия и их определения:

23. Психологический возраст - это:

1) качественно своеобразная ступень психического развития

2) количество прожитых человеком лет

3) показатель созревания морфо-физиологических функций

4) показатель социальной зрелости

24. Формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида от зачатия до смерти называется... психики.

25. Рекапитуляция - это...

1) повторение филогенеза в онтогенезе

2) аномальное развитие личности

26. Соотнесите направления развития с их определениями:

27. Возраст определяется:

28.Факторы, влияющие на ход психического развития:

1) Д. Б. Эльконин

2) Ж. Пиаже

3) Л. С. Выготский

30. По Л.С. Выготскому, человек овладевает психикой при помощи:

31. Высшими психическими функциями являются:

1) психо-физиологические функции

2) логическое мышление

3) произвольная память

4) биологические функции

5) творческое воображение

6) интеллект

32. Расположите этапы становления высших психических функций с учетом сензетивности:

1) личность

2) воображение

3) мышление

4) восприятие

33. Соотнесите теории психического развития и их авторов:

34. Основу культурно-исторической теории психического развития составляет представление о... обусловленности развития психики человека, о превращении натуральных форм психического в... психические функции.

35. Формирование высших психических функций происходит по закону:

1) социализации

2) интериоризации

3) интеграции

4) экстериоризации

36. В современной отечественной психологии проблема источников психического развития рассматривается с позиции трех факторов:

1) противоречия возможностями и потребностями человека

2) генетические предпосылки развития и особенности их созревания

3) характер привязанности ребенка к матери

4) социальный опыт и мир человеческой культуры

5) внешние стимулы, определяющие реакции человека

37. Соотнесите теории психического развития и факторы развития:

38. Механизмом преобразования культуры в мир личности, становлением у ребенка культурных форм поведения является... .

39. Поясните суть принципов протекания возрастного развития:

40. Высшие психические функции имеют такие свойства как:

1) предметность

2) опосредованность

3) произвольность;

4) системность

5) социальность

41. Понятие «зона ближайшего развития» предложено:

1) А.Н. Леонтьевым

2) П.П. Блонским

3) Л.С. Выготским

4) Б.Г. Ананьевым

42. В современной отечественной психологии к параметрам психического развития относят:

1) условия психического развития

2) формы адаптации психического развития

3) источники психического развития

4) социальное научение в психическом развитии

5) движущие силы психического развития

43. Движущей силой психического развития Л.С. Выготский считал:

1) воспитание

2) обучение

3) интериоризацию

4) адаптацию

44. Установите соотношение научных критериев периодизаций с их авторами:

45. Ускорение, торопливость в переводе детей с одной ступени развития на другую, например, от образа к слову, от игры к учению, от предметного действия к умственному, противоречит:

1) принципу историзма в построении периодизации психического развития

2) принципу ведущей деятельности

3) принципу непреходящей ценности всех психологических возрастов

4) принципу неравномерности психического развития в детском возрасте

46. Членение (или не членение) онтогенеза на своеобразные и неповторимые этапы, поиск критериев, на основании которых такое членение может быть произведено, составляет проблему...

47. Соотнесите понятия и их признаки:

1. Социальная ситуация А. Система взаимоотношений ребенка с социальной развития действительностью.
2. Ведущая деятельность Б. Распад прежней социальной ситуации психического развития и формирование новой.
3. Психологическое новообразование В. В различные возрастные периоды формирование основных психологических новообразований зависит, главным образом, от этой деятельности.
4. Кризис психического развития Г. Результаты возрастного развития и предпосылки дальнейшего развития.
5. Зона ближайшего развития Д. Эта деятельность занимает большую часть времени ребенка в данном возрастном периоде.
Е. Разница между тем, что ребенок может сделать с помощью взрослого, и тем, что доступно ему в самостоятельной деятельности.

1) Стэнли Холл

2) М. П. Блонский

3) Л.С. Выготский

4) В.И. Слободчиков

50. Определите основной критерий периодизации психического развития относительно каждой теории:

51. Расположите по порядку ступени субъективной реальности в периодизации Слободчикова В. И.:

А. Индивидуализация

Б. Одушевление

В. Универсализация

Г. Оживление

Д. Персонализация

52. Утверждение о неправомерности построения периодизации психического развития ребенка, общей для всех времен и народов, соответствует принципу:

1) историзма в построении периодизации психического развития

2) ведущей деятельности

3) непреходящей ценности всех психологических возрастов

4) неравномерности психического развития в детском возрасте

53. Соотнесите понятия:

54. Установите соотношение критериев построения периодизации с их авторами:

55. Сущностная характеристика возрастного этапа складывается из единства трех составляющих: определенной... ситуации развития, типа … деятельности, основных психических …

56. Соотнесите понятия и их характеристики:

57. Ученый, выделивший в развитии ребенка пять стадий, в основе которых лежит процесс развития идентичности личности:

1) З. Фрейд

2) Л. Колберг

3) Э. Эриксон

4) А.В. Петровский

58. Развитие мотивационно - потребностной сферы личности ребенка опережает развитие его операционно-технических возможностей в период, когда ведущей является:

3) интимно-личностное общение

4) учебная деятельность

5) сюжетно-ролевая игра

6) предметно-орудийная деятельность.

59. Последовательность возникновения в онтогенезе ведущих деятельностей (по Д.Б. Эльконину):

1) учебная деятельность

2) непосредственно - эмоциональное общение

3) сюжетно-ролевая игра

4) предметно - манипулятивная деятельность

5) учебно-профессиональная деятельность

6) интимно-личностное общение.

60. Развитие операционно-технических возможностей ребенка опережает развитие его мотивационно - потребностной сферы в период, когда ведущей является:

1) учебно-профессиональная деятельность

2) непосредственно-эмоциональное общение

3) интимно-личностное общение

4) учебная деятельность

5) сюжетно-ролевая игра

6) предметно - манипулятивная деятельность.

61. Согласно положению Д.Б. Эльконина о периодичности психического развития ребенка, период усвоения задач, мотивов, норм человеческой деятельности каждый раз... периоду усвоения.... действий с предметами.

62. По Д.Б. Эльконину, в каждой эпохе смена ведущих видов деятельности происходит от системы «ребенок - ...», к системе «ребенок - ...».

63. Соответствие эпох психического развития ребенка ведущим деятельностям (по Д.Б. Эльконину)

64. Установите соответствие возрастного периода развития и ведущей деятельности (в соответствии с периодизацией Д.Б. Эльконина).

65. Возникновение кризиса при переходе от младенческого периода к раннему детству Д.Б. Эльконин связывал с:

66. К «малым» кризисам возрастного развития относят (по Д.Б. Эльконину):

1) кризис 1 года

2) кризис 7 лет

3) кризис 3 лет

4) кризис 15 лет

5) кризис 12 лет.

67. Психологическим критерием завершения периода новорожденности является:

1) возникновение хватания и ползания

2) зрительное и слуховое сосредоточение

3) комплекс оживления

4) приобретение ребенком начального веса.

68. К правильным утверждениям относят:

1) рефлексы новорожденного являются основой его психического развития

2) небольшое число врожденных форм поведения является достоинством новорожденного, создает безграничные возможности для развития

69. К компонентам комплекса оживления относят:

1) указательный жест ребенка

3) вокализация

5) двигательное оживление.

70. Возникновение кризиса при переходе от раннего возраста к дошкольному Д.Б. Эльконин связывал с:

1) опережающим развитием мотивационно - потребностной сферы личности ребенка

2) своеобразной синхронизацией средовых и биологических влияний

3) потенциальным выбором, который осуществляется между благоприятным и неблагоприятным направлением развития

4) опережающим развитием операционно-технических возможностей ребенка.

71. К «большими» кризисам возрастного развития относят (по Д.Б. Эльконину):

1) Кризис 1 года

2) Кризис 7 лет

3) Кризис 3 лет

4) Кризис 15 лет

5) Кризис 12 лет

72. Период новорожденности длится:

1) от зачатия до рождения

2) от рождения до конца второго месяца жизни

3) от рождения до 6-7 дня жизни

4) от зачатия до конца второго месяца жизни

73. К неправильным утверждениям относят:

1) рефлексы новорожденного не являются основой его психического развития

2) ребенок гораздо меньше снабжен врожденными формами поведения, чем детеныш животного

3) у новорожденного развитие зрения и слуха происходит медленнее, чем развитие телесных движений.

74. В состав комплекса оживления входят: вокализации, зрительное сосредоточение на лице взрослого, двигательное оживление и

75. Противоречие, характеризующее социальную ситуацию развития в начале младенческого возраста, - это:

76. Установите соответствие периодов в психическом развитии ребенка возрастным новообразованиям:

77. К особенностям кризиса 3 лет относят:

6) «семизвездье симптомов» поведения.

78. Ситуативно-личностное общение младенца со взрослым побуждается потребностью.... взрослого,.... мотивами и осуществляется с помощью.... средств.

79. Противоречие, характеризующее социальную ситуацию развития в начале раннего возраста, - это:

1) противоречие между максимальной социальной потребностью ребенка и его минимальными возможностями общения со взрослым

2) противоречие между возросшими потребностями ребенка и возможностями его действий с предметами

3) противоречие между желанием ребенка действовать как взрослый и невозможностью его реализовать в самостоятельном социальном поведении.

80. Соответствие понятий их характеристикам:

1. Акт хватания A. Психический познавательный процесс, который проявляется, как умение устанавливать связи между предметами в наглядной ситуации
2. Предметно-орудийная деятельность Б. Новообразование в психическом развитии ребенка, являющееся критерием завершения периода новорожденности
3. Обобщенно-категориальное восприятие B. Деятельность, в которой ребенок раннего возраста осваивает общественно - выработанные способы действий с предметами
4. Хватательный рефлекс Г. Реакция младенца на прикосновение пальцами к его ладошке: он схватит их так крепко, что может повиснуть, держась за них, как обезьянка
5. Комплекс оживления.
6. Наглядно-действенное мышление
7.Продуктивная деятельность

81. «Лишним» в ряду новообразований является:

1) потребность в общении

4) наглядно-действенное мышление

5) личное действие и сознание «Я сам».

82. К особенностям кризиса 1 года относят:

1) акт возникновения психической жизни

2) возникновение автономной речи

3) возникновение личного действия

4) возникновение системы «Я сам»

5) аффективные реакции как симптом поведения

6) «семизвездье симптомов» поведения

83. Ситуативно-деловое общение младенца со взрослым удовлетворяет потребность ребенка в... с ним, побуждается.... мотивами и осуществляется с помощью... средств.

84. Соответствие понятий их характеристикам:

1. Акт хватания A. Установление ребенком связей и отношений между предметами в процессе непосредственного контакта с ними с помощью внешних практических действий
2. Предметные действия Б. Особая положительная эмоционально-двигательная реакция младенца, обращенная к взрослому
3. Наглядно-действенное мышление B. Действия, овладение которыми в раннем возрасте, оказывает решающее влияние на развитие у ребенка мышления и восприятия
4. Обобщенно-категориальное восприятие. Г. Первое организованное целенаправленное действие ребенка, возникающее примерно в 5 мес. и определяющее перелом в психическом развитии ребенка.
5. Комплекс оживления.
6. Гипобулическая реакция.

85. Определите последовательность этапов развития игры у дошкольников в зависимости от изменения ее содержания:

1) игра-драматизация

2) игра с правилами

3) предметная игра

4) ролевая игра

86. Определите последовательность этапов развития игры в зависимости от изменения содержания игры у дошкольников:

2) возникновение такой игры связано со сдвигом мотива на результат деятельности

87. Соотнесите начало и конец суждения.

88. Ведущим психическим познавательным процессом, от которого в наибольшей зависимости находится успешность обучения младшего школьника, является:

1) ощущение

2) восприятие

4) мышление

89. Основные психические новообразования в младшем школьном возрасте.

1) теоретический анализ

2) внутренняя позиция школьника

3) рефлексия

4) внутренний план действий

5) учебная мотивация

6) уровень притязаний.

90. Перечисленные понятия идентифицируйте соответственно их характеристикам.

1.Произвольное поведение А. Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы
2.Внутренняя позиция школьника Б. Потребность занять определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослых, а также потребность в познании окружающего мира
3. Кризис 7 лет В. Сознательное формирование и исполнение намерений и целей
4.Сенсорное развитие Г. Начало и дифференциация внутренней и внешней жизни ребенка, в результате чего он начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, понимать самого себя
5.Психологическая готовность к школе Д. Развитие восприятия, в результате чего ребенок усваивает образцы формы, величины, цвета, звуков

91. Эмоциональная стабильность младшего школьника определяется в первую очередь:

1) игровой деятельностью

2) деятельностью в сфере бытового труда

3) учением

92. Самооценка подростка главным образом определяется:

1) мнением окружающих

2) родительской позицией

3) оценкой значимых лиц

4) отношением учителей

5) отношением одноклассников, сверстников.

93. Идентифицируйте понятиям их признаки:

1. Рефлексия А. Способность ориентироваться в условиях задачи и совершать мыслительные действия по ее решению «в уме»
2. Чувство компетентности Б. Устойчивые аффективные образования, образующиеся в связи с постоянным переживанием успехов или неудач и характеризующиеся чувством неполноценности или чувством собственной значимости
3. Внутренний план действий В. Это интеллектуальный момент, позволяющий оценить свои действия или поступок с точки зрения его результатов или последствий
4. Произвольность Г. Способность рассматривать и оценивать собственные действия, осознавать содержание и процесс своей мыслительной деятельности
5. Обобщенность переживаний Д. Способность - управлять собственной психической деятельностью, контролировать ее

94. Основные признаки, характеризующие мышление подростка:

1) конкретно-образное

2) теоретическое, рефлексивное

3) абстрактное

4) формально-логическое

5) эмпирическое

95. «Чувство взрослости» как основное психическое новообразование подросткового периода проявляется:

1) требование относиться к себе как ко взрослому

2) подчинение правилам

3) ориентация на группу сверстников

4) внешние проявления взрослости

5) способность идти на компромисс

6) стремление к самостоятельности.

96. Эмоциональные реакции проявления подростков характеризуются:

1) большой силой

2) трудностью управления

3) противоречивостью

4) аффективными реакциями

97. Вставьте по смыслу слова в суждения. «При выборе профессии старшеклассники…»:

98. Для описания юношеского возраста характерно:

1) чувство взрослости

2) самоопределение

3) конфликтность

4) учебно-профессиональная деятельность

5) построение жизненной перспективы

99. Установите соответствие возрастного периода развития и основного психологического новообразования:

100. Раскройте противоречия в развитии личности старшеклассника в незаконченных предложениях:

1. Предъявляют высокие требования к окружающим, но... А. …от взрослых требуют взвешенного и объективного анализа проблемной ситуации
2. Замечают даже малейшие промахи в поведении учителя в то же время... Б. …допускают грубость и несдержанность в общении с ними
3. Демонстрируют принципиальность в большом и тут же... В. …сами совершают неблаговидные поступки
4. Рассуждают о высокой и чистой любви и способны... Г. …на деле проявлять зависимость от позиции значимых или старших
5. Проявляют принципиальность, отстаивая свою позицию на словах, а … Д. …беспринципность и уклончивость позиций в малом
6. Аффективно и гипертрофированно реагируют на собственные неудачи и неприятности, но... Е. ….вступать в интимные отношения, не испытывая глубоких чувств

а) развитие б) идентификация

в) социализация г) приспособление

  1. Понятие "зона ближайшего развития" предполагает что:

а) обучение должно идти впереди развития

б) обучение должно идти наравне с развитием

в) обучение должно идти позади развития

г) обучение должно ориентироваться на нравственность

  1. Процесс формирования в структуре старой новых видов деятельности, характерных для следующего возрастного периода, сопровождающийся созреванием или перестройкой частных процессов и основными психологическими изменениями личности, называется:

а) основной деятельностью

б) опережающей деятельностью

в) ведущей деятельностью

г) взрослением

  1. Психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь называются:

а) феноменами роста

б) феноменами взросления

в) ведущей деятельностью

г) новообразованиями

  1. Возрастными психологическими кризисами называют:

а) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими изменениями внешности

б) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями

в) периоды резкого изменения отношения к родителям

г) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психоэндокринными изменениями

  1. Сжатое во времени повторение в онтогенезе элементов филогенеза называется:

а) развитие б) обучение

в) рекапитуляция г) интериоризация

  1. Метод лонгитюдного исследования предполагает:

а) исследование одних и тех же людей на протяжении длительного времени

б) исследование различных людей на протяжении длительного времени

в) длительную обработку результатов исследования

  1. Понятие «возраст» в отечественной психологии включает:

а) социальную ситуацию развития

б) ведущую деятельность



в) новообразования

г) все вышеперечисленное

  1. Согласно психоаналитическим теориям развития, на латентной стадии либидо:

а) проецируется б) регрессирует

в) сублимируется г) исчезает

  1. Р. Сирс считал, что центральным компонентом научения является:

а) зависимость б) подкрепление

в) наказание г) все вышеперечисленное

  1. Э. Эриксон считал, что развитие завершается в:

а) 16 лет б) 18 лет

в) 21 год г) продолжается всю жизнь

  1. Осознание своей принадлежности к определенному полу и принятие предписанной традициями соответствующей половой роли называется:

а) половое созревание

б) половая интериоризация

в) половая идентификация

г) половая потребность

  1. Л. С. Выготский создал закон:

а) метаморфоза

б) неравномерности детского развития

в) развития высших психических функций

г) все вышеперечисленные

  1. "Комплекс оживления" разделяет:

а) период новорожденности и младенчества

б) период младенчества и раннего детства

в) подростковый и юношеский период

г) периода зрелости и пожилой возраст

  1. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является:

а) учеба б) развлечения

в) хобби г) игра

  1. Реакция, выражающаяся настойчивым стремлением подростка добиться успеха в той области, в которой он слаб, называется:

а) реакцией компенсации

б) реакцией гиперкомпенсации

в) реакцией оппозиции

г) реакцией эмансипации

  1. Реакция эмансипации характерна для:

а) младенцев б) престарелых

в) зрелых лиц г) подростков

  1. Чрезмерное усиление отдельных черт характера называется:

а) акцентуация характера

б) сила воли

в) акселерация

г) темперамент\

Вопросы к экзамену

1. Основные понятия, предмет и задачи возрастной психологии.

2. Психологическая готовность к школьному обучению.

Билет №2

1. Проблемы психологии возрастного развития.

2. Личностное и эмоциональное развитие младшего школьника.

Билет №3

1. Источники, движущие силы и закономерности психического развития.

2. Развитие познавательной сферы и общения в младшем школьном возрасте.

Билет №4

1. Методы исследования в возрастной психологии.

2. Развитие учебной деятельности младшего школьника.

Билет №5

1. Биогенетические и социогенетические концепции детского развития.

2. Адаптация к обучению младшего школьника.

Билет №6

1. Психоаналитические теории детского развития.

2. Подростковый возраст. Чувство взрослости.

Билет №7

1. Когнитивный подход к изучению развития.

2. Личность подростка. Новообразования.

Билет №8

1. Теория культурно – исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского.

2. Проблемы общения в подростковом возрасте.

Билет №9

1. Периодизация возрастного развития по Д.Б. Эльконину и Д.И. Фельдшетейну.

2. Развитие интеллектуальной сферы в подростковом возрасте.

Билет №10

1. Кризисы в психическом развитии ребенка.

2. Самосознание подростков. Потребность в самоутверждении.

Билет №11

1. Врожденные формы психики и поведения.

2. становление и развитие личности в ранней юности.

Билет №12

1. Беспомощность человеческого младенца, длительный период его зависимости от людей.

2. Формирование мировоззрения в юности.

Билет №13

1. Новорожденность: общая характеристика возраста.

2. Проблема юношеского самоопределения.

Билет №14

1. Новорожденность: ведущая деятельность, новообразования.

2. Профессиональное самоопределение старшеклассника.

Билет №15

1. Новорожденность: когнитивное, личностное и эмоциональное развитие.

2. Понятие взрослости.

Билет №16

1. Комплекс оживления.

2. Критерии взрослости.

Билет №17

1. Младенческий возраст: общая характеристика возраста.

2. Кризисы на этапе взрослости.

Билет №18

1. Младенческий возраст: ведущая деятельность, новообразования.

2. Психологическая характеристика этапов взрослости.

Билет №19

1. Младенческий возраст: коллективное, личностное и эмоциональное развитие

2. Возраст и проблемы смысла жизни.

Билет №20

1. Кризис одного года.

2. Пожилой возраст.

Билет№21

1. Раннее детство: развитие предметно – орудийной деятельности.

2. Возрастные границы и виды старости.

Билет №22

1. Личностное и эмоциональное развитие в раннем детстве.

2. Личностное развитие в поздние периода жизни.

Билет №23

1. Развитие общения и речи в раннем детстве.

2. Особенности познавательной сферы людей позднего периода жизни.

Билет №24

1. Развитие познавательной сферы в раннем детстве.

2. Особенности социальных контактов людей позднего периода жизни.

Билет №25

1. Эгоцентризм детского мышления.

2. Жизненный путь личности.

Билет №26

1. Кризис трех лет.

2. Основные понятия, предмет и задачи возрастной психологии.

Билет №27

1. Личностное и эмоциональное развитие дошкольника.

2. Проблемы психологии возрастного развития.

Билет №28

1. Развитие речи и общения в дошкольном детстве.

2. Методы исследования в возрастной психологии.

Билет №29

1. Когнитивное развитие дошкольника.

2. Биогенетическое и социогенетические концепции детского развития.

Билет №30

1. Кризис семи лет.

2. Когнитивный подход к изучению развития.

Литература

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997.

2.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1989.

3.Выготский Л.С. Кризис первого года жизни // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.

4.Выготский Л.С. Кризис трех лет // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.

5.Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4.- М.: Педагогика, 1984.

6.Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.

7.Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1982.

8.Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т.6. - М.: Педагогика, 1984.

9.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.

10. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.

11. Выготский Л.С. Раннее детство // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.

12. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.

13. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. - М.: 1981.

14. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Проблемы развития психики. - М.: МГУ, 1981.

15. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. - М.: Владос, 1998.

16. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997.

17. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.

18. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект-Пресс, 2001.

20. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. - 1986. - N 6.

21. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная Пресса, 2000.

22. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: Школа-Пресс, 1995.

23. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. - М.: Тривола, 1994.

24. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: 1960-2002, любое издание.

25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

26. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.

27. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб: Ленато, АСТ, Фонд "Университетская книга", 1996.

28. Эриксон Э. Идеентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996.

  1. ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Важнейшей составной частью возрастной психологии является ________ психология.

детская

Общая

Экспериментальная

Сравнительная

В контексте интимно-личного общения со сверстниками формируется основное новообразование психики подростка – его …

самосознание

Произвольность

Активность

Характер

В концепции Скиннера агентами социализации и источниками подкрепления на ранних этапах развития ребенка выступают …

родители

Соседи

Учителя

Сверстники

Л. С. Выготский отводил в юношеском возрасте центральную роль развитию …

самосознания и личности

Познавательных интересов

Интеллекта

Общения со сверстниками

Л. С. Выготский утверждал, что развитие происходит бурно и стремительно в _________ возрастные периоды.

критические

Стабильные

Эволюционные

Разрушительные

В качестве исследовательских стратегий возрастной психологии выделяют …

констатацию и формирование

Формирование и развитие

Констатацию и коррекцию

Наблюдение и констатацию

В качестве трех ступеней в развитии ребенка К. Бюлер определял: инстинкт, _________ и интеллект.

дрессуру

Научение

Навык

Поведение

Возрастная психология опирается на представления о психике человека, разработанные в _________ психологии.

общей

Генетической

Педагогической

Дифференциальной

Ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте является ________ игра.

сюжетно-ролевая

Предметно-манипулятивная

Предметно-ролевая

Компьютерная

В отечественной психологии считается, что потребность в социальном контакте основана на удовлетворении взрослым потребности ребенка в …

новых впечатлениях

Пище

Безопасности

Признании

Гипотеза о периодичности процессов развития Д. Б. Эльконина заключается в закономерном чередовании периодов преимущественного развития личностной и ___________ сферы.

умственной

Эмоциональной

Волевой

Бессознательной

В. В. Давыдов сформулировал положение о том, что содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и ______________ учащегося.

мышления

Памяти

Восприятия

Характера

Деятельность, в которой происходит формирование моральных норм и ценностей подростка, – это …

интимно-личное общение со сверстниками

Учебная деятельность

Ролевая игра

Исследовательская деятельность

Для эффективной организации обучения младшего школьника важно, чтобы мотив имел ________ характер.

внутренний

Внешний

Функциональный

Зрительное и слуховое сосредоточение младенца на лице говорящего взрослого является _____________ компонентом комплекса оживления.

сенсорным

Аффективным

Моторным

Концепции, относящиеся к ___________ подходу, полагают, что движущей силой психического развития является борьба внутренних противоречий.

психогенетическому

Биогенетическому

Социогенетическому

Двухфакторному

Концепция развивающего обучения школьников была разработана под общим руководством …

Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова

Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева

А. Н. Леонтьева и В. В. Давыдова

П. Я. Гальперина и В. В. Давыдова

Мелкая моторика и крупные движения рук представляют _________ компонент психологической готовности к школьному обучению.

двигательный

Физиологический

Интеллектуальный

Эмоциональный

Начальные этапы становления возрастной психологии в России относятся к(ко) …

второй половине XIX века

Второй половине ХХ века

Первой половине XIX века

Первой половине ХХ века

Новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников, является …

интеллектуальная рефлексия

Аналитическая деятельность

Способность к обобщению

Синтезирующая функция

Некоторые абстрактные качества, характеризующие особые компоненты Я -концепции, или самости как всеобщности, называются …

измерениями

Плоскостями

Областями

Компонентами

Одна из основных линий развития мышления в раннем детстве, связанная с усвоением речи, – это формирование …

обобщений

Понятий

Терминов

Знаков

Особенность развития, заключающаяся в том, что периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений, характеризует …

неравномерность развития

Зигзагообразность развития

Тенденцию к устойчивости

Переход стадий развития в уровни

Одним из важных механизмов формирования идентичности Э. Эриксон считает …

ритуализацию

Интеграцию

Кризис

Взаимозависимость

Одной из основных мировых теорий развития интеллекта, мышления, повлиявших на осмысление педагогического процесса, является …

операциональная концепция Ж. Пиаже

Прагматическая функциональная психология У. Джеймса

Теория проб и ошибок Э. Торндайка

Ассоциативная психология Д. Гартли

Основное направление развития мышления в школьном возрасте – переход от конкретно-образного к _________ и рассуждающему мышлению.

словесно-логическому

Оперативно-действенному

Словесному

Логическому

Основными психологическими потребностями подростка являются: стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипация» от взрослых, признание своих прав со стороны других людей и стремление к

общению со сверстниками

Общественно-полезной деятельности

Профессиональному самоопределению

Поиску смысла жизни

Относительная самостоятельность ребенка в сочетании с потребностью в освоении предметного мира определяют особенности социальной ситуации развития ребенка ______________ возраста.

раннего

Дошкольного

Подросткового

Младшего школьного

Понятие «Я-концепция» как представление человека о самом себе было введено …

Ч. Кули

Г. Зиммелем

Дж. Морено

По мнению З. Фрейда, Эдипов комплекс обнаруживается на ________ стадии психического развития.

фаллической

Оральной

Анальной

Генитальной

По мнению Л. С. Выготского, источником психического развития ребенка являются ____________ формы бытия взрослого.

идеальные

Реальные

Простые

Сложные

По Л. С. Выготскому, проявление ребенком инициативы собственного действия, стремление все делать самому является одним из симптомов проявления кризиса трех лет и называется …

своеволием

Упрямством

Негативизмом

Деспотизмом

Первым целенаправленным действием грудного ребенка является _________ предмета.

захватывание

Восприятие

Ощупывание

Осознание

Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности как задача возрастной психологии предполагает ответ на вопрос …

«что будет, если?»

«как это возникло?»

«что должно быть?»

«как могут быть достигнуты цели?»

Психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций, рассматривается как …

созревание

Рост

Развитие

Становление

Психическое развитие ребенка представляет собой лишь процесс накопления опыта с позиции …

социогенетического подхода

Биогенетического подхода

Персоногенетического подхода

Концепции конвергенции двух факторов

Поведение подростка, проявляющееся в противопоставлении требованиям других людей, в демонстративной браваде, прогулах и даже нелепых на первый взгляд поступках, представляет поведенческую реакцию …

оппозиции

Отказа

Имитации

Компенсации

Развитие памяти в ______________ возрасте проходит три этапа: моторная, эмоциональная, образная память.

младенческом

Раннем

Дошкольном

Подростковом

Развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек является _________ изучения возрастной психологии.

объектом

Предметом

Целью

Задачей

Рассмотрение личности в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных кризисов, которые требуют от индивида активного самоопределения, характерно для ________ теории Э. Эриксона.

эпигенетической

Индивидуальной

Аналитической

Гуманистической

Своеобразное, специфическое для данного возраста, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью Л. С. Выготский назвал …

социальной ситуацией развития

Возрастным новообразованием

Динамикой развития возраста

Условием психического развития

Способность различать противоречия между мыслями, словами и поступками является важным аспектом интроспекции в ___________ возрасте.

юношеском

Младшем подростковом

Младшем школьном

Старшем подростковом

Стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых характеризует реакцию …

эмансипации

Оппозиции

Имитации

Группирования

Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте характеризуется …

особым типом отношений «ребенок – учитель»

Интимно-личностным общением со сверстниками

Формированием соподчинения мотивов

Рождением «жизненной перспективы»

Согласно Э. Эриксону, в дошкольном периоде от 3 до 6 лет, названном «возрастом игры», разворачивается конфликт между _________ и виной.

инициативой

Автономией

Доверием

Трудолюбием

Согласно Э. Эриксону, основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности» закладываются в …

младенчестве

Раннем детстве

Возрасте игры

Зрелости

Стадия развития личности по Э. Эриксону, которой присуще трудолюбие, выраженное чувство долга и стремление к достижениям успеха, называется …

латентной

Локомоторно-генитальной

Ранней взрослостью

Согласно Л. С. Выготскому, движущей силой развития является …

обучение

Саморазвитие

Наследственность

Среда

Согласно Л. С. Выготскому, критерий выделения возрастных периодов должен быть внутренним по отношению к самому развитию и …

объективным

Субъективным

Целостным

Наблюдаемым

Согласно учению Л. С. Выготского, характерным для кризиса семи лет изменением в поведении ребенка является потеря детской …

непосредственности

Рассудительности

Самостоятельности

Чувствительности

Согласно Л. С. Выготскому, ведущую роль в познавательном развитии ребенка в дошкольном детстве играет …

память

Внимание

Воображение

Восприятие

Согласно Л. С. Выготскому, в ___________ фазе подросткового возраста происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются первые сексуальные влечения.

негативной

Позитивной

Латентной

Промежуточной

Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, к концу дошкольного возраста у ребенка впервые наблюдается феномен «_________», связанный с осознанием незаслуженной награды.

горькой конфеты

Эмоционального выгорания

Этической речи

Аномального поведения

Согласно теории трех ступеней развития К. Бюлера, высшей стадией развития, на которой происходит приспособление к ситуации путем изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации, является …

интеллект

Инстинкт

Дрессура

Поведение

Самооценка младшего школьника отличается …

недифференцированностью

Дифференцированностью

Парциальностью

Непоследовательностью

Мышечно-анальной

Симптом кризиса трех лет, описанный Л. С. Выготским и заключающийся в стремлении сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием, называется …

негативизмом

Упрямством

Строптивостью

Своеволием

Стержневой линией психического развития ребенка, от которой зависят все другие психические процессы, Ж. Пиаже рассматривал становление …

интеллекта

Самостоятельности

Воли

Эмоциональности

Теория конвергенции двух факторов В. Штерна учитывает роль наследственности и ________ в психическом развитии ребенка.

среды

Социума

Семьи

Культуры

Уровень развития мотивационной сферы, стремление занять свое особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность характеризуют ___________ готовность ребенка к школьному обучению.

личностную

Интеллектуальную

Двигательную

Эмоциональную

Учение, в котором организм рассматривается как «биологическая матрешка», заключающая в себе зародыши всех последующих поколений, называется …

преформизмом

Нативизмом

Антропологизмом

Дуализмом

Утверждение, что новорожденный ребенок подобен tabula rasa (чистой доске), принадлежит …

Дж. Локку

А. Гезеллу

В. Штерну

С. Холлу

Целью формирующего эксперимента является …

изучение закономерностей происхождения того или иного психического новообразования

Выявление наличного уровня психологического явления или качества

Сравнение результатов испытуемых, первоначально сходных во всех отношениях

Тестовое обследование детей

Центральной задачей младшей школы является формирование …

«умения учиться»

Практических навыков чтения

Практических навыков письма и счета

Межличностных отношений

Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является …

построение жизненных планов на будущее

Возникновение стержневых личностных интересов

Аффект неадекватности

Чувство взрослости

Д. Б. Эльконин считал, что у ребенка в раннем детстве, младшем школьном возрасте и ранней юности развивается ________ сторона деятельности.

операционная

Мотивационная

Инструментальная

Функциональная


Тесты психология развития и возрастная психология.

1. Психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике человека – это возраст

(?) социальный

(?) психологический

(?) энергетический

(?) субъективный

2. Возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни – это возраст

(?) биологический

(?) хронологический

(?) профессиональный

(?) социальный

3. Функция движения, направленная на внешний мир, - это функция

(?) тоническая

(?) рефлексивная

(?) кинетическая

(?) регулятивная

4. Установите правильную последовательность периодов онтогенеза, по Д.Б. Эльконину: 1) ранее детство 2) детство 3) отрочество

5. Закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов –это

(?) эволюционизм

(?) детерминизм

(?) функционализм

(?) эгоцентризм

6. История индивидуального развития личности – это

(?) жизненный цикл

(?) жизненный путь

(?) образ жизни

(?) стиль жизни

7. Закон психического развития, согласно которому каждая сторона в психике имеет свой оптимальный период развития, - это закон

(?) метаморфозы

(?) неравномерности возрастного развития

(?) биогенетический

(?) развития высших психических функций

8. Пассивное приспособление к среде – это

(?) аккомодация

(?) социализация

(?) ассимиляция

(?) фрустрация

9. Сжатая форма действия, по Ж.Пиаже, - это

(?) эмоция

(?) операция

10. Особые, относительно непродолжительные по времени (до год(?) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, - это возрастные

(?) особенности

(?) новообразования

(?) кризисы

(?) свойства

11. Расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития – это

(?) зона ближайшего развития

(?) кризис развития

(?) новообразование развития

(?) зона актуального развития

12. Качественные изменения, появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур – это

(?) развитие

(?) совершенствование

(?) созревание

13. Процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, а так же организация формирования знаний, умений, навыков – это

(?) обучение

(?) усвоение

(?) тренировка

(?) научение

14. Зависимость развития психики от предметных действий – это детерминизм

(?) механический

(?) психологический

(?) деятельностный

(?) биологический

15. Закон научения, согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторений связей и их силе

(?) готовности

(?) упражнения

(?) смежности во времени

(?) подкрепления

16. Индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни, - это

(?) икрогенез

(?) филогенез

(?) антропогенез

(?) онтогенез

17. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления – это

(?) учение

(?) научение

(?) обучение

(?) усвоение

18. Понимание хода жизни в виде постоянного круговорота, подобного временам года, - это

(?) жизненный стиль

(?) жизненный цикл

(?) время жизни

(?) жизненный путь

19. Закономерность возрастного психического развития, характеризующаяся присущим определенному возрасту оптимальным сочетанием условий для развития определенных психических свойств и процессов, - это

(?) сензитивность

(?) вариативность

(?) компенсаторность

(?) преемственность

20. Реакция индивида, направленная на изменение своего внутреннего состояния, - это

(?) анаболизм

(?) аффект

(?) стресс

(?) катаболизм

21. Активное приспособление к среде – это

(?) аккомодация

(?) организация

(?) социализация

(?) ассимиляция

22. Изучение личности в разных видах деятельности – это

(?) самонаблюдение

(?) близнецовый метод

(?) метод обобщения независимых характеристик

(?) метод тестирования

23. Закон психического развития, согласно которому развитие есть цепь качественных изменений, - это закон

(?) биогенетический

(?) метаморфозы

(?) готовности

(?) сложной организации развития во времени

24. Подросток находится в положении личности, принадлежащей двум культурам, т.е. личности

(?) двойственной

(?) рефлексивной

(?) неустойчивой

(?) маргинальной

25. За половое развитие в подростковом возрасте прежде всего отвечает гормон

(?) эстроген

(?) тестостерон

(?) адреналин

(?) соматотропин

26. Инструмент» психики, который обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности, - это

(?) личностная рефлексия

(?) адекватное общение

(?) высокая чувствительность

(?) социальный интеллект

27. Понятие юности как общей для всех людей фазы развития впервые сформулировано

(?) Монтенем

(?) Спинозой

(?) Декартом

28. По данным Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью подростка становится

(?) групповая деятельность

(?) интимно-личностное общение

(?) деловое общение

(?) коллективное взаимодействие

29. Основным внутренним рычагом саморегуляции является

(?) самооценка

(?) мотивация

(?) рефлексия

(?) самосознание

30. Удлинение тела стимулируется в основном гармоном роста, который называется

(?) тестостероном

(?) соматотропином

(?) адреналином

(?) эстрогеном

31. Желание подростка понять, какой он на самом деле, открывая для себя свой внутренний мир, - это

(?) самовоспитания

(?) эмансипации

(?) самопознание

(?) саморегуляции

32. Первым научным психологическим трудом, посвященным подростковому и юношескому возрасту, была двухтомная работа

(?) Л.И. Божович

(?) Л.С. Выготского

(?) В.Вунда

(?) Ст.Холла

33. Наука о периоде расцвета всех жизненных сил человека – это

(?) акмеология

(?) нейрофизиология

(?) психология

(?) геронтология

34. Способность понимать себя, свои собственные действия и состояния – это

(?) интимность

(?) креативность

(?) рефлексия

(?) мудрость

35. Потребности в компетентности относят к потребностям

(?) биологическим

(?) идеальным

(?) социальным

(?) зоосоциальным

36. Основные типы темперамента получили свои названия по тем жидкостям, которые, согласно учению Гиппократа, преобладали у человека. Сангвинический темперамент связан с преобладанием

(?) черной желчи

37. Эмоции отражают

(?) действительность

(?) явления, имеющие стабильную мотивационную значимость

(?) предметы и явления реального мира

(?) объективные отношения, в которых находятся явления реального мира к нуждам организма

38. Факторы, вызывающие стресс, называют

(?) стрессорами

(?) причинами

(?) агентами

(?) предпосылками

39. Аффекты

(?) возникают из волевого начала

(?) возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию

(?) независимы от потока текущих событий

(?) способны предвосхищать события, которые реально еще не наступили

40. Греческая (или греко-арабская-персидско-таджикская) медицина в организме человека различает четыре основные материи, каждая из которых соответствует одному из элементов или стихий природы:

(?) кровь, лимфа, желчь, ткани

(?) кровь, лимфа, желчь, мышцы

(?) кровь, лимфа, желчь, черная желчь

(?) кровь, лимфа, желчь, кости

41. Средство хранения и передачи познавательного, трудового опыта многих поколений – это

42. Эмоция – отражение реальной действительности в форме

(?) переживаний

(?) инстинктов

(?) потребностей

43. В основе темперамента лежит

(?) тип нервной системы

(?) наклонности

(?) характер

(?) способности

44. Признак, характерный для понятия «акселерация физического и психического развития»:

(?) спокойное, равномерное развитие

(?) противоречивое, неравномерное развитие

(?) прогрессирующее ускоренное развитие

(?) все ответы правильны

45. Какое понятие раскрывается в словах Л. С. Выготского: «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа…»

(?) ведущая деятельность

(?) социальная ситуация развития

(?) сензитивный период

Тип работы: Тесты
Форматы файлов: Microsoft Word
Сдано в учебном заведении: ******* Не известно

Описание:
Тесты для итоговой аттестации
по дисциплине «Психология развития и возрастная психология» на 2012-2013 учебный год

1. Возрастная психология – это наука, изучающая:
А) закономерности обучения и воспитания детей на различных этапах психического развития ребенка;
Б)закономерности психического развития и становления личности на разных этапах онтогенетического развития личности;
В) закономерности психического развития взрослеющего человека.
2. Развитие – это:
А) процесс количественных преобразований в психическом и анатомо-физиологического развития человека;
Б) процесс целенаправленного воздействия на ребенка с целью оптимизации психического развития ребенка;
В) процесс количественных и качественных преобразований в психическом развитии ребенка и становлении его личности.
3. Движущими силами развития являются:
а) наследственность;
б) среда;
в) воспитание;
г) обучение;
д) совместная деятельность.
4. Основоположником детской психологии является:
А) В. Прейер;
Б) Л.С. Выготский;
В) Дж. Локк;
Г) Д.Б. Эльконин.
5. Теорию интеллектуального развития ребенка разработал:
А) Л.С. Выготский;
Б) Ж. Пиаже;
В) Л. Колберг;
Г) А. Маслоу.
6. Смена ведущих видов деятельности происходит следующим образом:
А) общение с матерью, общение со сверстниками, учебная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, предметная деятельность;
Б) предметная деятельность, игра, учебная деятельность, общение с матерью, общение со сверстниками, учебно-профессиональная деятельность;
В) общение со взрослыми, предметная деятельность, игра, учебная деятельность, общение со сверстниками, учебно-профессиональная деятельность;
Г) игра, предметная деятельность, общение со взрослым, учебно-профессиональная деятельность, общение со сверстниками, учебная деятельность.
7. В младенческом возрасте ведущей является:
А) предметно-манипулятивная деятельность;
Б) общение со взрослым;
В) интимно-личностное общение с матерью.
8. Эпигенетическая теория Э. Эриксона выстраивается на прохождении:
А) 10 кризисов;
Б) 5 кризисов;
В) 8 кризисов.
9. Недостатком теории психосексуального развития является:
А) излишняя сосредоточенность на влиянии либидо;
Б) излишняя сосредоточенность на формировании различных видов характера;
В) излишняя сосредоточенность на влиянии семьи в становлении личности ребенка.
10. Теория самоактуализации нашла отражение в работах:
А) Ж. Пиаже;
Б) Ш. Бюллер;
В) А. Маслоу;
Г) К. Роджерс.
11. Выберите правильный ответ. Ассимиляция – это …
А) механизм установления равновесия между имеющимися представлениями о внешней среде и реальной действительностью;
Б) механизм изменения имеющихся внутренних структур психики человека при взаимодействии с окружающей средой;
В) Механизм изменения внешней среды при неизменяемости внутренних психических структур.
12.Выберите правильный ответ. Интенциональность в работах Ш. Бюллер понимается в качестве:
А) опора на внутреннее содержание личности, т.е. интернальность;
Б) самостоятельность, умение выдвигать цели;
В) внешний локус контроля.
13. В подростковом возрасте ведущей является:
А) предметная деятельность;
Б) общение с матерью;
В) интимно-личностное общение со сверстниками.
14. Критерием классификации интеллектульного развития Ж. Пиаже является:
А) ассимиляция;
Б) аккомодация;
В) равновесие между ассимиляцией и аккомодацией.
15. В основе периодизации Л.С. Выготского лежит соотношения:
а) стабильных и критических периодов;
б) ведущего типа деятельности и социальной ситуации;
в) механизмов ассимиляции и аккомодации.
16. В основе периодизации Д.Б. Эльконина лежит понятие:
а) соотношения стабильных и критических периодов;
б) ситуации социального развития;
в) ведущего типа деятельности.
17. Изначально возрастная психология существовала как:
а) педагогическая психология;
б) дифференциальная психология;
в) детская психология.
18. Расставьте стадии психосексуального развития ребенка в соответствующей последовательности:
а) анальная, латентный период, фаллическая стадия, генитальная стадия, оральная стадия;
б) оральная стадия, анальная, латентный период, генитальная стадия, фаллическая стадия;
в) оральная стадия, анальная, фаллическая стадия, латентный период, генитальная стадия.
19. Раннее детство является наиболее сензитивным периодом для развития:
а) воображения;
б) восприятия;
в) речи.
20. Периодизация А.В. Петровского базируется на механизмах:
а) идентификации / обособления;
б) адаптации / индивидуализации / идентификации;
в) принятия / отвержения.
21. Периодизация нравственного развития Л. Колберга основывается на:
а) понятии конвенциональности;
б) понятии индивидуализации;
в) понятии социализации.
22. Факторами психического развития ребенка являются:
а) психологические новообразования;
б) ведущая деятельность и социальная ситуация развития;
в) наследственность и среда.
23. Закономерностями психического развития ребенка являются:
а) периодичность;
б) неустойчивость;
в) системность.
24. Огромное значение для развития возрастной психологии имели труды:
а) Л.С. Выготского и его учеников;
б) В. Прейера и его последователей;
в) Ж. Пиаже.
25. В дошкольном возрасте ведущей является:
а) учебная деятельность;
б) предметно-манипулятивная деятельность;
в) игровая деятельность.
26. Ведущей деятельностью в период ранней юности является:
а) предметно-манипулятивная деятельность;
б) учебно-профессиональная деятельность;
в) игровая деятельность.
27. Кризис 3 лет – это кризис:
а) чувства взрослости;
б) неперсонализованности;
в) «Я-сам».
28. В концепции Бромлей младенческий возраст включает период:
а) от рождения до 18 меясяцев;
б) от рождения до 2 лет;
в) от рождения до 3 лет.
29. Основным новообразованием младенческого возраста является:
а) комплекс оживления;
б) симбиоз с матерью;
в) хватательный рефлекс.
30. Период, который является наиболее благоприятным для развития определенных психических функций называется:
а) критическим;
б) развивающим;
в) сензитивным.
31. В подростковом возрасте ведущей является:
А) общение с матерью;
Б) учебная деятельность;
В) общение со сверстниками.
32. В младенческом возрасте наиболее медленно развивается:
А) осязательная чувствительность;
Б) слуховая чувствительность;
В) зрительная чувствительность.
33. В младенческом возрасте преобладает:
А) непроизвольное внимание;
Б) произвольное внимание;
В) послепроизвольное внимание.
34. Во втором полугодии жизни ребенка ведущей является:
А) общение с матерью;
Б) предметно-манипулятивная деятельность;
В) игровая деятельность.
35. В раннем возрасте наиболее быстрыми темпами развивается:
А) воображение;
Б) память;
В) речь.
36. Дошкольный возраст – это возраст:
А) самостоятельности;
Б) возраст почемучек;
В) активности.
37. Одним из основных новообразований в дошкольном детстве является:
А) комплекс оживления;
Б) формирование образа-Я;
В) соподчиненность мотивов.
38. В младшем школьном возрасте наиболее быстрыми темпами развиваются:
А) эмоциональная сфера личности;
Б) волевая регуляция поведения;
В) познавательные психические процессы.
39. Основными психологическими новообразованиями в младшем школьном возрасте являются:
А) соподчиненность мотивов;
Б) чувство взрослости;
В) внутренний план действий.
40. Ведущим психологическим новообразованием в подростковом возрасте является:
А) произвольность психических познавательных процессов;
Б) чувство взрослости;
В) формирование этических инстанций.
41. По мнению Д.И. Фельдштейна, ведущей деятельностью в подростковом возрасте является:
А) общение со сверстниками;
Б) просоциальная деятельность;
В) учебная деятельность.
42. В подростковом возрасте продолжает развиваться:
А) наглядно-действенное мышление;
Б) словесно-логическое мышление;
В) наглядно-образное мышление.
43. По мнению Б.Г. Ананьева, наиболее высокие показатели уровня развития объема, переключаемости и избирательности внимания приходятся на возраст:
А) 27-33 года;
Б) 18-24 лет;
В) 28 до 39 лет.
44. В младшем школьном возрасте психические познавательные процессы характеризуются:
А) послепроизвольностью;
Б) непроизвольностью;
В) произвольностью.
45. В периодизации Э. Эриксона взрослость включает:
А) 2 периода;
Б) 4 периода;
В) 3 периода.
46. Невербальный интеллект достигает своего оптимума в:
А) 30 лет;
Б) 40 лет;
В) 25 лет.
47. В концепции эго-идентичности средняя взрослость включает период времени:
А) от 25 до 60 лет;
Б) от 35 до 60 лет;
В) от 25 до 50 лет.
48. Период поздней взрослости изучается:
А) дифференциальной психологией;
Б) общей психологией;
в) геронтопсихологией.
49. Кризис середины жизни приходится на возраст:
А) 40 лет;
Б) 30 лет;
В) 50 лет.
50. Позитивным вектором в концепции эго-идентичности в период поздней взрослости является:
А) продуктивность;
Б) доверие к людям;
В) эго-идентичность.