Проблемы с которыми сталкивается выпускник. Современные проблемы науки и образования

1

В условиях инновационного развития национальной экономики достаточно остро обозначена проблема трудоустройства выпускников высших и средне-специальных учебных заведений. Особенно серьезной данная проблема является на региональном уровне. Регионы страны различаются, прежде всего, по уровням экономического развития и жизни населения. Именно данный факт, на наш взгляд, и определяет главные проблемы трудоустройства выпускников. В статье рассматриваются причины затруднений при трудоустройстве, а также возможности содействия трудоустройству выпускников. Для успешного трудоустройства выпускников необходимо, прежде всего, взаимодействие учебных заведений с работодателями, которое предполагает: встречи студентов с потенциальным работодателем; организация экскурсий студентов на предприятия; организация практик и стажировок на предприятиях; заключение договоров о трудоустройстве выпускников.

выпускник

трудоустройство

рынок труда

вакансии

работодатели

1. Информационный портал Государственной службы занятости населения Пензенской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.58zan.ru (дата обращения: 12.09.2014).

2. Официальный сайт Территориального органа Федеральной государственной статистики по Пензенской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pnz.gks.ru (дата обращения: 13.09.2014).

3. Официальный сайт Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://trud.pnzreg.ru (дата обращения: 13.09.2014).

4. Попова Н.В., Бочкова Н.В. Роль государства в регулировании регионального рынка труда // Человек и труд: научно-практический журнал. – 2010. – № 5. – М., 2010. – С.39-41.

5. Попова Н.В.. Бочкова Н.В., Круглова А.В. Образование и структурное неравновесие на региональном рынке труда // Человек и труд: Научно-практический журнал. – 2011. – № 5. – М., 2011. – С.39-42.

6. Попова Н.В. Безработица на рынке труда г. Пензы // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе: научно-информационный журнал. – 2013. – № 3(7). – С. 56-62.

7. Трудоустройство молодых специалистов: опыт, проблемы, перспективы: сборник трудов Международной научно-практической видеоконференции. – Уфа: БИСТ, 2011. – 156 с.

8. Юрасов И.А., Попова Н.В. К вопросу оптимизации отношений между работодателями и системой высшего профессионального образования // Человек и труд: Научно-практический журнал. – 2009. – № 7. – М., 2009. – С. 47–48.

9. Yurasov I., Popova N., Alekhin E. Transformation of the Russian working class as the globalization process // Life Science Journal 2014; 11(11). – P. 124-126.

В условиях инновационного развития национальной экономики достаточно остро обозначена проблема трудоустройства выпускников высших и средне-специальных учебных заведений. Особенно серьезной данная проблема является на региональном уровне. Регионы страны различаются, прежде всего, по уровням экономического развития и жизни населения. Именно данный факт, на наш взгляд, и определяет главные проблемы трудоустройства выпускников. Известно, что через пять лет квалификация опытного специалиста, не будучи востребованной, полностью утрачивается. Что же касается вчерашних выпускников, которым не нашлось применения в экономике, то фактически специалистами, готовыми к самостоятельно полноценной профессиональной деятельности, их считать нельзя вообще.

Следует учитывать, что несоответствие образования потребностям рынка труда может выражаться в двух формах. Оно может быть структурным, когда количество выпускников тех или иных профессий не соответствует заявленному работодателями спросу на эти профессии. Либо несоответствие может быть качественное, когда уровень образования не соответствует уровню знаний, умений и навыков, необходимых для участия в конкретном процессе труда. Говорить в целом о российском образовании как образовании, не дающем требуемого уровня профессионально-квалификационной подготовки, в настоящее время преждевременно. Снижение качества образования на современном этапе во многом обусловлено бесконтрольными цифрами приема в образовательные учреждения различного уровня, отсутствием надзора за сектором платных образовательных услуг, нежеланием работодателей плодотворно сотрудничать с образовательным сообществом и устаревшей материально-технической базой ряда учебных заведений. В целом же сформировавшаяся целостная система образования при рациональной государственной политике способна обеспечить подготовку грамотных специалистов .

В условиях инновационного развития экономики страны следует обратить внимание на несоответствие структурное. Оно объясняется тем, что способности человека не могут быть универсальны и всегда имеют качественную определенность, поэтому предложение рабочей силы в конкретный период времени является неэластичным, что приводит к структурному неравновесию на рынке труда. Именно из-за несбалансированности объемов и направлений подготовки специалистов с потребностями рынка труда у выпускников образовательных учреждений возникают, по нашему мнению, проблемы с трудоустройством.

Следует отметить, что выпускникам ВУЗов в регионе довольно сложно найти работу по специальности, приобретённой в процессе обучения. Во-первых, это объясняется преобладанием на рынке труда специалистов (чаще экономического профиля) и недостатком лиц, владеющих рабочими специальностями. Кроме того, зачастую ВУЗы выпускают специалистов «низкого качества», фактически неготовых к реальной работе, но имеющих завышенные амбиции и требования к будущему месту работы. И, наконец, часто будущая профессия выбирается исходя из таких понятий, как «мода», «престиж». В результате этого на рынке труда происходит «перекос» в пользу отдельных специальностей, что в свою очередь порождает дисбаланс спроса и предложения. Как итог: условия работы по «модной» профессии могут снижаться с одновременным увеличением требований, предъявляемых работодателем к претенденту. В это самое время спрос на лиц, владеющих не столь популярными профессиями, становится выше предложения, что делает их трудоустройство более вероятным и лёгким .

Однако сложное положение также в Пензенской области и с трудоустройством выпускников профессиональных училищ и лицеев. Несмотря на то, что в органах службы занятости области имеется достаточно вакансий по рабочим профессиям, их не удается заполнить за счет выпускников профессионально-технической школы. Данный факт непосредственно связан с тем, что выпускникам присваивается III квалификационный разряд, а большинству предприятий требуются рабочие более высокой квалификации: IV-VI разрядов. Предприятия же не имеют средств, необходимых на дополнительное обучение непосредственно на рабочих местах.

Число выпускников ВУЗов и ССУЗов, не нашедших работу после окончания учебного заведения, в настоящее время достаточно велико. По данным Государственной службы занятости населения Пензенской области во втором квартале 2014 года за содействием в поиске подходящей работы обратились 910 граждан в возрасте 20-24 лет, что составляет 6 % от общего числа обратившихся .

Причины такого положения, на наш взгляд, в следующем:

1) Отсутствие опыта работы. Как правило, работодатели желают принять на работу специалиста с опытом работы 1-2 года. Проблема в том, что получить этот опыт негде, поскольку не трудоустраивают.

2) Несоответствие получаемых выпускниками профессий требованиям рынка труда. На рисунке 1 представлены наиболее востребованные в Пензенской области профессии по видам экономической деятельности по данным за второй квартал 2014 года.

Рис. 1. Распределение вакансий по видам экономической деятельности на рынке труда Пензенской области во втором квартале 2014 г.

Как видно из рисунка 1, вакансии есть в сельском хозяйстве, строительстве, производстве, торговле и здравоохранении. Однако молодых людей данные вакансии обычно не привлекают, так как все они или характеризуются довольно тяжелыми условиями труда и не соответствующим им уровнем заработной платы, или высоким уровнем квалификации по заявленным вакансиям, или просто низкой оплатой труда. К тому же выпускники желают найти работу по полученной профессии. Но большинство выпускников, испытывающих затруднения на рынке труда, имеют специальности экономиста, бухгалтера, юриста, которые мало востребованы. В результате возникает ситуация структурной безработицы.

3) Низкий уровень оплаты труда. Работодатели предлагают специалистам без опыта работы довольно низкую заработную плату. Кроме того, некоторые работодатели берут на работу только после прохождения неоплачиваемой стажировки в течение 2-3 месяцев. Естественно, что молодых людей это не устраивает. При этом безработные выпускники имеют завышенную самооценку своих профессиональных качеств. Они, не имея профессиональных навыков, обладая низкой квалификацией, претендуют на высокий уровень заработной платы. Это также затрудняет трудоустройство.

4) Отсутствие высшего образования. Данная проблема существует для выпускников ССУЗов, так как большинство работодателей требуют наличия высшего образования. Вакансии, не требующие высшего образования, как правило, низкооплачиваемые и не привлекают молодых людей. Но данная проблема, в принципе, легко разрешима.

5) Неадекватное представление о профессиональной деятельности. Возникает из-за недостатка практики в процессе обучения. Выпускник имеет смутное представление о своих профессиональных функциях и обязанностях. В итоге может возникнуть нежелание работать по специальности.

С учетом обозначенных проблем явно обозначена необходимость помощи молодым людям в реализации их трудового потенциала и права на труд.

Вместе с тем в регионе наметилась тенденция снижения доли выпускников среди общего числа безработных. Уменьшение доли выпускников можно рассматривать двояко. С одной стороны, если снижение показателя вызвано тем, что большую часть выпускников, обращающихся в центр занятости, трудоустраивают (на постоянное место работы или временно по программе стажировки), то вполне можно говорить о том, что данное веяние положительно, и о росте результативности работы центра занятости в области трудоустройства выпускников образовательных учреждений. С другой стороны, спад в большей степени может быть вызван общим сокращением числа обращений выпускников в центр занятости или тем, что значительную часть их снимают с регистрационного учёта по другим причинам (в том числе и при направлении на проф. обучение). В таком случае можно говорить об ухудшении ситуации на рынке труда (в сфере трудоустройства выпускников) и о серьёзной проблеме занятости среди них .

Что касается структуры выпускников, являющихся безработными, то, начиная с 2008 года, среди них преобладают выпускники высших учебных заведений, несмотря на то, что их реальная численность снижается. Численность выпускников учреждений НПО и СПО, зарегистрированных в качестве безработных, также снизилась за исследуемый период .

Для успешного трудоустройства выпускников необходимо, прежде всего, взаимодействие учебных заведений с работодателями, которое предполагает:

Встречи студентов с потенциальным работодателем;

Организация экскурсий студентов на предприятия;

Организация практик и стажировок на предприятиях;

Заключение договоров о трудоустройстве выпускников.

Развитию контактов с работодателями, содействию в трудоустройстве выпускникам призвано способствовать также создание базовых кафедр в ВУЗах. Цель функционирования базовых кафедр состоит не только в повышении качества подготовки выпускников, но и в обеспечении их ранней адаптации к условиям совершенного производства.

Базовые кафедры призваны организовывать и проводить все виды практик студентов на предприятии, осуществлять целевую подготовку студентов с их последующим трудоустройством.

Помочь преодолеть остроту проблемы трудоустройства выпускников, по нашему мнению, может переход системы образования на ГОС третьего поколения, которые основаны на компетентностном подходе. Компетентностная модель варьируется в зависимости от отрасли, особенностей социально-экономического развития региона и конкретного предприятия. Если вузы не будут этого учитывать, то непонимание и дисбаланс в рынках образования и труда сохраняться. Таким образом, высшая школа должна опираться при составлении компетентностных профилей своих выпускников на требования конкретной отрасли, конкретного предприятия, для которых они готовят специалистов. Для оптимизации коммуникаций работодателей и вузов моделируется особая социальная технология, которая состоит из следующих этапов:

1. Формирование региональных и отраслевых кластеров.

2. Выделение инициативной единицы кластера (обособленного структурного подразделения вуза).

3. Разработка методики его деятельности по моделированию профилей компетенций абитуриента и выпускника.

4. Создание кадрового клуба с целью укрепления связей с работодателями.

5. Участие в ярмарках вакансий.

Практическое применение данной модели необходимо начинать со структурирования особого кластера. Можно предложить следующую форму создания регионально-отраслевого кластера. Она будет включать следующие элементы: предприятия отраслей экономики региона; обособленное структурное подразделение одного из наиболее развитых в технологическом и инновационном плане предприятий; высшие и средне-специальные учебные заведения. В случае этого кластера системнообразующим элементом становится обособленное структурное подразделение учреждения образования, которое выявляет требования практиков к компетенциям будущих специалистов, выявляет недостающие компетенции выпускников и организуют их корректировку и их практическую «доводку» под конкретного работодателя.

Помочь преодолеть остроту проблемы трудоустройства выпускников, по нашему мнению, может переход системы образования на ГОС третьего поколения, которые основаны на компетентностном подходе. Компетентностная модель варьируется в зависимости от отрасли, особенностей социально-экономического развития региона и конкретного предприятия. Если вузы не будут этого учитывать, то непонимание и дисбаланс в рынках образования и труда сохраняться. Таким образом, высшая школа должна опираться при составлении компетентностных профилей своих выпускников на требования конкретной отрасли, конкретного предприятия, для которых они готовят специалистов. Для оптимизации коммуникаций работодателей и вузов моделируется особая социальная технология, которая состоит из следующих этапов.

6. Формирование региональных и отраслевых кластеров.

7. Выделение инициативной единицы кластера (обособленного структурного подразделения вуза).

8. Разработка методики его деятельности по моделированию профилей компетенций абитуриента и выпускника.

9. Создание кадрового клуба с целью укрепления связей с работодателями.

10. Участие в ярмарках вакансий.

Практическое применение данной модели необходимо начинать со структурирования особого кластера. Можно предложить следующую форму создания регионально-отраслевого кластера Она будет включать следующие элементы: предприятия отраслей экономики региона; обособленное структурное подразделение одного из наиболее развитых в технологическом и инновационном плане предприятий; высшие и средне-специальные учебные заведения. В случае этого кластера системнообразующим элементом становится обособленное структурное подразделения учреждения образования, которое выявляет требования практиков к компетенциям будущих специалистов, выявляет недостающие компетенции выпускников и организуют их корректировку и их практическую «доводку» под конкретного работодателя.

При этом инициатива по моделированию инновационных коммуникаций должна исходить от учреждений образования как от субъекта рынка труда, который может организовать на своей базе подразделение для более эффективного взаимодействия между работодателями.

Также успешному трудоустройству выпускников призваны содействовать центры и службы трудоустройства, функционирующие при учебных заведениях. Они осуществляют взаимодействие с работодателями и помогают подобрать подходящую работу выпускникам и студентам, желающим подработать. Приобретение опыта работы еще в процессе обучения существенно облегчает последующее трудоустройство.

Для молодых людей, которые по какой-либо причине не желают работать по специальности, существует возможность пройти переобучение. Данные услуги предоставляет Государственная служба занятости населения Пензенской области. За второй квартал 2014 года переобучение прошли 82 человека, впервые ищущие работу, и 11 из них успешно трудоустроились . К тому же проводится временное трудоустройство выпускников, что позволяет им получить стаж, необходимый для поиска постоянной работы.

Многие молодые люди проявляют интерес к предпринимательской деятельности. Государственная служба занятости оказывает и содействие самозанятости граждан. Во втором квартале 2014 года было оказано содействие 26 гражданам в возрасте 18-29 лет .

Также данная служба осуществляет и психологическую поддержку граждан, ищущих работу. Во втором квартале за психологической поддержкой обратились 441 человек в возрасте 16-29 лет . Специалисты службы помогают молодым людям адекватно оценить свои возможности, повысить мотивацию в поиске работы и адаптироваться к условиям труда. Кроме того, работники службы занятости, оказывая консультационные услуги, формируют у бывших студентов умение не просто справляться с проблемами, но и обогащаться новым опытом преодоления трудной ситуации.

Следует отметить, что Пензенская область вошла в состав победителей конкурса в сфере отбора региональных программ модернизации систем образования и науки РФ в 2011 году. По итогам конкурса региону из федерального бюджета выделены субсидии на усовершенствование учебных программ и укрепление взаимосвязи с предприятиями. По нашему мнению, это обстоятельство окажет благотворное влияние на качество работы учебных заведений и успешное трудоустройство их выпускников.

Рецензенты:

Дресвянников В.А., д.э.н., профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО Финансовый университет при Правительстве РФ, филиал, г. Пенза.

Юрасов И.А., д.с.н., профессор кафедры государственного управления и социологии региона ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет, г. Пенза.

Библиографическая ссылка

Попова Н.В., Голубкова И.В. ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15510 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В условиях социально-экономических трансформаций современного общества выпускники высших учебных заведений зачастую оказываются невостребованными на рынке труда. Либерализация системы профессионального образования и трудовых отношений, кризис промышленного производства и рост сервисного сектора привели к ситуации, когда на рынке труда появляется большое количество молодых специалистов, имеющих профессиональное образование, но не способных адаптироваться к нуждам рынка труда. Была разрушена административно-командная система, в рамках которой ранее формировались показатели набора в вузы и техникумы, предприятия планировали свой кадровый состав с учетом обновления корпуса специалистов, а молодые специалисты, хотя и получали гарантии трудоустройства, были ограничены в выборе места работы. В наши дни выбор места учебы уже не определяет жестко и однозначно дальнейшую перспективу профессиональной карьеры. В результате многократно увеличилось число лиц, которые, отучившись за счет бюджетного финансирования, после окончания учреждения высшего или среднего профессионального образования работают не по специальности. Другие выпускники не могут себе найти работу вообще. Не менее тревожной тенденцией является повышение доли таких выпускников, которые после получения профессионального образования поступают на учет в службу занятости. Таким образом, встает вопрос об эффективности расходования бюджетных средств, направленных на регулирование рынка, подготовку и переподготовку специалистов.

Представляется актуальной концентрация усилий государства в направлении повышения координации различных субъектов, вовлеченных в подготовку и трудоустройство молодых специалистов. Сделать это можно только при помощи демократических институтов, руководствующихся логикой экономического развития и социальной справедливостью, учитывающих интересы ключевых субъектов этого процесса – учебных заведений, работодателей и самих работников. В условиях, когда изменяются схемы привычного вхождения молодых людей в фазу трудовой деятельности, качественным образом трансформируется мотивация, связанная с выбором профессии и профессионального образования, идет перестройка всей системы ценностных предпочтений и жизненных ориентации личности. Привычные, устоявшиеся взгляды, стереотипы не способны ни объяснить происходящее, ни сориентировать на адекватное поведение. Возникающие новые структуры, нешаблонные идеи и действия захватывают молодое поколение. В связи с этим изменяются цели и установки молодежи, ориентиры в устремлениях, корректируются социальные идеалы и ожидания. В силу этого актуализируется роль социологических исследований, которые дают объективную информацию о состоянии проблемы трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования в условиях рынка труда в целом и в условиях конкретного региона и способствуют выявлению приоритетов социальной политики и управления профессиональным образованием.

Степень разработанности проблемы определяется состоянием мировых и отечественных исследований в области образования, рынка труда, трансформации институтов в условиях перехода к рынку. Довольно многочисленны работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные анализу проблем молодежи в сфере трудовой деятельности,. Научные поиски в области социологии труда и занятости, социологии образования, социологии молодежи, научные публикации по проблемам безработицы, социальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов фокусируются на вопросах социализации и профессиональной адаптации, выбора жизненного и профессионального пути, образа и стиля жизни. Методологической базой данных исследований выступают классические теории о происхождении и сущности социальных институтов и социального порядка (М. Вебер, Т.Гоббс, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Т. Парсонс; и др.); а также социологические исследования социальных институтов, нашедшие отражение в работах саратовских социологов О.Н.Ежова, Л.В. Константиновой.

Положение молодежи на рынке труда, ее социальный статус в современных экономических условиях анализируются в работах Я.У. Астафьева, Э.С. Гареева, Ю.Н. Дорожина, В.Н. Шубина, Т.И. Заславской. Интерес представляют концепция жизненных планов в контексте включения молодежи в социальную структуру, рассмотренная в работах С.И. Барзилова, И.С. Болотина, Е.И. Головахи, а также в исследования отечественных и зарубежных ученых в области функционирования рынка труда (С. Ашвин, С. Кларк, Н.М. Давыдов и др.).

Таким образом, современное состояние решаемой научно-исследовательской проблемы характеризуется, с одной стороны, наличием большого объема публикаций, посвященных вопросам труда и занятости молодежи, а с другой стороны, недостаточной разработанностью методологии межведомственного взаимодействия в целях согласования учреждений образования, работодателей и посредников на рынке труда.

Проблема трудоустройства молодых специалистов многогранна и актуальна, а также подразумевает изучение различных аспектов функционирования институтов образования, семьи, занятости, профессии. Мы должны констатировать, что пока отсутствует подготовка специалистов для оказания качественных профориентационных услуг молодежи с учетом специфики образовательного учреждения: школы, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные заведения разного уровня подготовки.

Это обстоятельство напрямую связано с эффективностью всей социальной политики, которая определяет развитие человеческих ресурсов, человеческого потенциала через образование и профессию наряду с обеспечением продолжительной и достойной жизни. С этих позиций образование предстает институтом социальной интеграции индивида, основой его социального самочувствия, реальных шансов постоянного выбора.

При выходе на рынок труда в отсутствие адаптивности у молодых выпускников преобладают наивные ожидания от будущей трудовой деятельности и профессиональной карьеры. Позже при встрече с рыночной ситуацией социальные ожидания не оправдываются и приводят к разочарованию, тревожным и депрессивным психологическим состояниям. В итоге столкновение с трудовой реальностью провоцирует переориентацию либо деградацию базовой системы ценностей.

Шаповалов Андрей

Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина

(Украина, г.Харьков)

Введение

Объект: занятость молодежи в регионе.

Предмет: занятость выпускников ОмГУ.

Цель: изучить теоретические основы и практику решения вопросов занятости выпускников ОмГУ.

Задачи: 1) выявить проблемы выпускников ВУЗа в сфере трудоустройства;

2) определить формы и методы работы центров содействия трудоустройству студентов.

3) рассмотреть эффективную модель трудоустройства выпускников.

4) провести исследование планов на трудоустройства у выпускников ОмГУ.

Окончание ВУЗа для выпускника предполагает начало его новой ступени жизни, а именно работы. Но между окончанием учебного заведения и началом работы есть барьер. Это барьер трудоустройства. Для трудоустройства выпускнику необходимо знать и трезво оценивать свои ресурсы, уметь их презентовать. Знать с помощью, каких средств найти работодателя или как работодатель может его найти. Если же выпускник не в состоянии преодолеть барьер, то он встретится с долгими поисками работы или безработицей.

Для выпускников вузов безработица актуальна тем, что в наши дни интенсивно происходят процессы, когда привычные виды работ замещаются новыми. И, следовательно, сложившийся стереотип - одна работа на всю жизнь - отходит в прошлое, и не только для работников физического труда . В СССР система распределения выпускников учебных заведений гарантировала им занятость по специальности, сегодня же на рынке труда высокая конкуренция, и выпускникам ВУЗов приходится бороться за места со специалистами, имеющими опыт работы. В сознании большинства населения закрепилось иждивенческое отношение к трудоустройству, низкое стремление к конкуренции на рынке труда. Но в последние годы данное явление исчезает, так как в ВУЗах обучается поколение, которое выросло в рыночной экономике и привыкшее к конкуренции. Помимо этого процесс обучения стал непрерывным, необходимые знания для специалиста обновляются, и поэтому встает проблема, что после окончания обучения знания и навыки молодого специалиста в некоторой степени устарели. Так же стоит отметить, что большинство студентов и выпускников не готово к трудоустройству, у них отсутствует опыт работы в организациях и опыт трудоустройства. Они не осознают своих ресурсов в полной мере и оценивают их не адекватно. В итоге у молодого специалиста возникают проблемы в трудоустройстве.



Безработица или не эффективное трудоустройство может являться причиной ухудшения финансового, а затем социального, психологического благополучия, и в итоге здоровья, что в дальнейшем повлечет за собой ухудшение благополучия общества, а как следствие, увеличение объема работы для социальных служб. Для выпускников ВУЗа занятость не по специальности или ее отсутствие грозит потерей квалификации или проблемами в получении места работы по специальности, и, в общем, ведет к неэффективной трудовой деятельности.

Термину занятость даются различные определения: Занятость - участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми. Занятостью принято считать общественно полезную деятельность граждан, приносящую им, как правило, заработок . Занятость - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Занятость делится на полную и частичную. Полная занятость означает практически полное обеспечение трудоспособного населения рабочими местами. Частичная занятость подразумевает возможность устроиться на работу на неполный рабочий день, на сезонный период. Неполная занятость служит источником безработицы . Наиболее точно термин занятость в теме работы раскрывает определение

Е.Борисова: занятость – это обеспеченность трудящихся соответствующими рабочими местами .

Обратным термину занятость является термин безработица. Безработица – это независящее от воли работника приостановление трудовой деятельности на длительный срок по причине не возможности трудоустройства, как правило, вследствие расторжения трудового соглашения между лицом наемного труда и нанимателем . Безработными считается экономически активное население, не задействованное в трудовой деятельности. По методологии Росстата возрастные рамки экономически активного населения - это 15-72 лет, из этого следует, что выпускники вузов входят в состав экономически активного населения и составляют одну из основных его частей.


Выпускники высших учебных заведений на рынке труда

Проблемы выпускников ВУЗов

После получения диплома выпускники сталкиваются со многими проблемами, причины некоторых лежат еще до поступления в высшее учебное заведение.

Одна из таких проблем – это проблема профориентации. В своем жизненном опыте не раз встречался с такой проблемой у абитуриентов или будущих абитуриентов как выбор специальности или направления обучения. Трудность выбора - это естественное явления, так как молодые люди не имеют долгосрочных и адекватных планов на жизнь. Решить эту проблему способна профориентация в школе, профориентация родителей, профориентация абитуриентов. Недостаток профессиональной ориентации приводит к тому, что молодежь обучается тем специальностям, которые им не интересны или трудны, не подходят. Погоня за престижем профессии без учета потребности этой специальности на рынке труда в перспективе, то есть выбор профессий, которые окажутся мало востребованными после окончания обучения. Критериями для выбора профессии служит ее оплачиваемость. А так же часто родители выбирают место учебы для своих детей. В качестве примера приведу результаты опроса Московского Государственного Университета Имени М.В.Ломоносова. В ходе исследования было опрошено 150 школьников. В результате были получены следующие данные. Из общего числа опрошенных профессионально определились 58 процентов школьников, 41 находятся в процессе профессионального самоопределения и лишь 1 процент выпускников 11-х классов пока не задумывались об этом. 55 процентов школьников оценило престиж выбранной профессии как очень высокий, 38 как относительно высокий и лишь незначительное число школьников выбрало будущую профессию, не пользующуюся престижем в обществе. Самой популярной профессией среди учащихся 11-х классов является профессия юриста. Это также свидетельствует об ориентации респондентов на социально престижные виды деятельности .

Так же в эту проблему входит такой стереотип, как обязательная необходимость получить высшее образование, это «единственная дорога в жизнь», если даже молодой человек не способен справляться с учебной программой или в семье трудное материальное положение. Часть молодых людей поступает в высшее учебные заведения для получения гарантированной отсрочки от армии или просто что бы оттянуть свой выход во взрослую жизнь, расставить ценностные ориентиры. Не во всех случаях, но в большинстве это влияет на качество образования и, следовательно, на трудоустройство выпускника.

Проблема качества образования. В СМИ, в университете и просто в разговорах между людьми, часто обсуждают проблему качества высшего образования. В эту проблему входит:

Низкое качество образования, падение качества образования, устаревание учебных программ;

Выпускники имеют устаревшие знания, они не компетентны или их навыки не полностью покрывают необходимые;

Плохая организация практики. Сюда входит отсутствие соответствующих мест практики, либо студентом выбирается самое просто место практики для осуществления научной и практической деятельности. Важно упомянуть о том, что место прохождение практики потенциально является местом будущего трудоустройства.

Трудоустройству мешают уровень и качество полученного образования и невостребованность выпускников учебных заведений на рынке труда. Сейчас более половины выпускников не могут найти работу по специальности, что негативно влияет на профессиональное становление человека и определение его жизненного пути .

Проблема поиска работы по специальности. Сложность устроиться на работу по специальности объясняется двумя причинами.

Во-первых, набор преподаваемых в вузах специальностей и профессий не соответствует запросам рынка труда. Наблюдается переизбыток профессий, например, экономистов, юристов, PR-менеджеров.

Во-вторых, большинство работодателей ищут специалистов, имеющих практический опыт работы, а соискатели без такового ими не рассматриваются. В зависимости от полученной специальности молодому специалисту без опыта работы будет проще или сложнее устроиться на работу по специальности впервые. Например, молодым специалистам, имеющим техническое или инженерное образование, зачастую будет устроиться на работу проще. Можно сказать, что чем больше какая-то профессия требует специальных знаний и меньше практических навыков, тем проще будет устроиться на работу специалисту по этой профессии.

Еще одной проблемой для выпускников вузов является низкий уровень оплаты их труда, который предлагают потенциальные работодатели. Решение данной проблемой может стать всего лишь вопросом времени, если выпускник устроится на работу по специальности. Приобретя опыт работы, он сможет рассчитывать на большую заработную плату.

Существует мнение, что кадровые агентства занимаются поиском исключительно квалифицированных специалистов, имеющих солидный опыт работы. Однако и из этого правила бывают исключения. Кадровое агентство выполняет заказ работодателя, и от потребностей в персонале работодателя зависит, каких специалистов будут искать и кадровые агентства. Тем не менее, следует помнить, что кадровое агентство будет подбирать наиболее успешных выпускников вузов, оценивать уровень полученных молодым специалистом знаний, поскольку требование о высоком профессиональном уровне кандидатов является общим правилом. Принимая на работу молодых специалистов, работодатель закрывает рядовые вакансии. Многие работодатели видят преимущество приема на работу молодых специалистов в экономии финансовых средств на оплату труда работников. Некоторые работодатели ищут молодых специалистов с хорошими твердыми теоретическими знаниями, считая, что практический опыт лучше получать в той компании, в которой специалист будет работать.

Как и любое экономически активное население, выпускники вызов могут подвергаться безработице. Раскроем причины безработицы через ее виды:

1) Фрикционная. Работники добровольно меняют место работы по самым различным причинам как производственного, так и личного характера, и в целях улучшения условий труда, его оплаты. Мотивом увольнения может быть и разочарование в профессии. Поиск работы осуществляют и люди, впервые начинающие свою трудовую жизнь после окончания обучения в общеобразовательной или профессиональной школе. Особую группу представляет работающая молодежь, которая хочет определить «свое место» в системе общественного разделения труда - найти «интересную» для себя работу. Все эти процессы происходят на фоне как бы взаимных увольнений и приемов на работу. Совокупность таких людей, активно ищущих работу, и образует контингент фрикционных безработных.

2) Структурная имеет не столь личное, а скорее технико-экономическое основание. Она не так явно зависит от желания человека и мотивов его трудового поведения. В основе структурной безработицы лежит научно-технический прогресс, использование его достижений в хозяйственной практике. Это в конечном счете выражается в изменении структуры производственного и потребительского спроса населения, в соответствующем совершенствовании технологии производства. В результате изменяется структура рабочих мест;

Происходит их модернизации;

Появляются новые, ликвидируются старые.

Такие новации трансформируют профессионально-квалификационный состав занятого населения и в этой связи спрос на рабочую силу. Предложение же труда более консервативно и дольше сохраняет качество и структуру. Людям необходимо для переориентации определенное время, в течение которого они приобретут новые навыки труда, знания, умение, приспособятся к изменяющейся среде обитания. Причиной структурной безработицы может стать изменение территориально го разделения труда.

3) Циклическая. Этот вид безработицы неразрывно связан с движением цикла деловой активности (промышленного цикла). Общее падение совокупного спроса на товары и услуги не может не уменьшить численности занятых, что и приводит к увеличению безработных. Циклическая безработица в современной рыночной, теории считается нежелательным явлением. В экономике, которая находится на вершине промышленного цикла, она должна быть равна нулю, хотя в практике современной экономики этого нет .

Отдельно стоит выделить маргинальную безработицу. Это безработица слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов. Выпускники вузов являются маргиналами до устройства на работу .

Вторичная занятость

Следующую проблему можно обозначить, как низкая материальная обеспеченность студентов. Эта проблема приводит к тому, что некоторые студенты прибегают к вторичной занятости. Вторичная занятость - это деятельность граждан, связанная с дополнительной работой помимо основного места работы. Выступает в различных формах: совместительство, по контракту, - случайная, разовая работа и т. д. Не считается таковой работа на нескольких предприятиях, когда это обусловлено родом деятельности по основному месту работы, т. е. командировки, временные перемещения, а также работа на приусадебном, садовом участке, ремонт жилища, производство одежды, обуви и других предметов для собственных нужд, Экономический словарь). Это влечет к низкой профессиональности и компетентности выпускника. Вторичная или вынужденная занятость, если в прежние времена для подавляющего большинства студентов вузов постоянная оплачиваемая работа не была жизненной необходимостью, то сейчас она стала таковой. Для студента-старшекурсника 70-80-х гг. основными целями работы были дополнительный (именно дополнительный, а не насущно необходимый) приработок, отработка обязательной практики, приближение к объекту исследования и забота о будущем месте постоянной работы. Причинами вынужденной занятости является невысокое благополучие населения и социальная политика государства, которая обеспечивает стипендией ниже прожиточного минимума. Положительным можно считать, если студент работает в сфере своего профессионального обучения, то есть набирается опыта. Но двойная занятость одновременно несет вред (здоровью, освоению специальности) и пользу (активный образ жизни стимулирует на деятельность и ориентированность на карьеру).

Выше перечислены проблемы, которые приводят к основным проблемам выпускников ВУЗов:

1) низкая конкурентноспособность, не знание своих ресурсов.

2) отсутствие опыта работы, практических навыков, дискриминация на рынке труда

3) низкая потребность в определенных специалистах, перенасыщение рынка труда

4) не заинтересованность трудоустройства по специальности

5) мнение, что хорошую работу можно найти только «по блату».

Путями решения проблемы занятости является:

1) правильная профориентация будущих студентов; 2) повышение стипендий для студентов ВУЗов; 3) оптимизация учебного процесса, его практико-ориентированность;4) введение квот на места для молодых специалистов.

ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ПОСЛЕ ВУЗОВ

Шилина Евгения Борисовна

Кафедра правовых дисциплин,

Филиал ФГБОУ ВПО «КубГУ»

в г. Армавире

Ярмонова Е.Н.

Научный руководитель: канд.юрид.наук, доцент, зав. кафедрой правовых дисциплин,

Филиал ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г. Армавире

Проблема трудоустройства выпускников после окончания ВУЗов сегодня чрезвычайно актуальна. Система государственного распределения – ушла в прошлое. Сегодня молодой специалист сталкивается с довольно жесткими условиями рынка, из которых он не всегда выходит победителем. В настоящее время молодежь пред­ставляет наиболее многочисленную груп­пу безработных – более 30 % от общего числа зарегистрированных безработных. Кроме того, 25–28 % от общей совокуп­ности безработной молодежи составляют выпускники учебных заведений .

Выявление причин затруднительности данного процесса и выработка эффективных механизмов их преодоления – задача, требующая скорейшего разрешения.

Сегодня социологами высказывается мнение, что «тот факт, что студенты в основной массе пребывают долгое время "в безмятежном состоянии" и не задумываются над тем, что студенческие годы существуют не для того, чтобы спокойно проводить время, но, прежде всего для получения знаний, нужных в последующей практической работе, - результат влияния стереотипов, укоренившихся в сознании и студентов, и их родителей еще в советский период».

Трудно однозначно с этим согласиться. Конечно, вышеописанное явление присутствует и, безусловно, следует преодолевать определенные установки, которые не соответствуют действительности, но наряду с этим есть большое количество молодых людей, студентов, которые сегодня довольно ответственно подходят и к выбору специальности, и к процессу обучения, и стараются проявить себя в различных научных и исследовательских конкурсах, тем самым заявляя о том, что они стремятся к получению знаний.

Стоит обратиться к истории и посмотреть, как решался данный вопрос, и, возможно позаимствовать, приобщив к современным реалиям, удачные механизмы и способы. Ранее, когда существовал Советский Союз, повсеместно была внедрена практика так называемой «работы по распределению» - практика трудоустройства выпускника высшего учебного заведения, обязательного на определённый срок, как для самого выпускника, так и для работодателя .

Данный процесс был и в некоторых учебных заведениях Российской империи (например, в Училище правоведения). Позже перешел и в СССР, где и появляется сам термин «распределение».

Распределение проводилось в последние месяцы обучения в вузе - специальная комиссия распределяла выпускников по рабочим местам на предприятиях и в организациях, нуждающихся, согласно разнарядке соответствующих ведомств, в специалистах данного профиля.

Выпускник был обязан отработать «по распределению» три года, и только после этого мог поменять место работы по собственному желанию. Работающий по распределению имел особый юридический статус «молодого специалиста» - такого работника нельзя было уволить без специального разрешения министерства. В некоторых случаях (когда предприятие или организация были заинтересованы в удержании этого работника), он мог получать льготы в обеспечении жильём, устройстве детей, если таковые были, в детские дошкольные учреждения и так далее. Распределяемые на работу вне своего местожительства обеспечивались безвозвратными пособиями по переезду («подъёмными»), дешёвым жильём в общежитиях (с сохранением прописки по основному месту жительства) и другими социальными гарантиями. Для выпускников, прошедших срочную службу в армии, время работы по распределению сокращалось на величину срока службы .

Итак, видно, что распределение, по сути, представляло собой отчасти отработку тех денежных средств, что потратило государство на обучение студента. По окончании ВУЗа студента могли направить в любую точку страны на предприятие или в ту или иную организацию.

На наш взгляд, представляется возможным введение частично практики распределения. В современных условиях можно было бы сделать подобную процедуру, только не на три года, как было до того, а например, в течение одного года. Лучше предлагать распределение по желанию, то есть не обязательно, а по собственному обращению молодого специалиста. При таком распределении учитывать успеваемость, творческие достижения. Данная мера будет призвана гарантированно обеспечить пусть небольшой, но все-таки нужный и полезный срок работы по специальности.

С какими же проблемами сталкиваются сегодня дипломированные специалисты? Одним из главных препятствий при трудоустройстве по окончании ВУЗа для многих «вчерашних» студентов является отсутствие опыта работы. В условиях функционирования рынка трудовых ресурсов основным критерием в оценке выпускников профессиональных образовательных учреждений становится их реальная профессиональная квалификация и компетентность, обеспечивающие конкурентоспособность и профессиональную мобильность специалиста . Казалось бы, какой может быть опыт работы у бывшего студента по своей специальности к концу учебы? Ведь, у него не было пока диплома, а если и имелся опыт работы, то, скорее всего, это был опыт курьера, разносчика, официанта и другие специальности, обычно предлагаемые студентам службами занятости в качестве дополнительного заработка в период обучения. Возникает парадокс, но, к сожалению, зачастую данное обстоятельство оставляет многих дипломированных специалистов без работы и вынуждает срочно менять сферу деятельности и работать не по специальности.

Сегодня работодатель ставит довольно высокую планку для соискателя, в том числе и молодым специалистам. У каждой кампании или предприятия свои требования, но часто они представляют собой большой список желательных качеств для своего потенциального сотрудника. Самыми основными: наличие опыта работы, профессионализм, умение применять полученные теоретические знания на практике, способность принимать решения. Естественно и понятно желание работодателей иметь у себя на работе грамотного, компетентного и ответственного сотрудника, но возникает вопрос: как же приобрести опыт и соответственно наработать профессионализм совсем еще молодому специалисту, «вчерашнему» студенту, если без опыта работы его не берут практически никуда?

Более того, одной из проблем является то, что многие выпускники ВУЗов, получившие хорошую теоретическую основу в своем учебном заведении, не в состоянии применить их на практике. Это не вопрос только какой-то отдельной специальности или же ВУЗа, а общая проблема. Данный факт подтверждается материалами интернет-конференции: «… более 50 % руководителей-работодателей считают уровень подготовки выпускников филиала и других российских ВУЗов примерно одинаковым. Среди качеств, которых не хватает выпускникам, руководители выделили, прежде всего, профессиональные знания. Данное противоречие можно, скорее всего, объяснить тем, что под нехваткой профессиональных знаний руководители подразумевают недостаток практических навыков, т.е. опыта работы» .

К рассматриваемой проблеме нужен системный подход. Более того, сама по себе тематика образования не может рассматриваться в отрыве от, во-первых, от всей системы работы с подрастающим поколение, начиная с младших классов, и во вторых, в отрыве от того, как развивается экономика и какие условия создаются для самореализации молодых ребят.

Для решения проблемы, связанной с трудоустройством выпускников после ВУЗов, можно и даже следует обратить особое внимание на опыт российской столицы - города Москвы. Как известно, количество столичных ВУЗов огромно, а, следовательно, каждый год различные службы, в том числе и государственные, сталкиваются с проблемой большого количества заявок по трудоустройство. Руководитель столичного департамента труда и занятости населения Олег Нетеребский прокомментировал данный вопрос и рассказал, что власти Москвы в ближайшем будущем намереваются разработать особую программу. Согласно ей «…выпускник столичного вуза сможет получить работу там, где он в период студенчества проходил стажировку» .

Более того, было также отмечено, что «на порядок увеличена программа стажировки выпускников учебных заведений, а также увеличены объемы временной занятости студентов. В итоге из общего количества обратившейся молодежи в службу занятости в этом году 24 тысячи человек нашли временную работу в свободное от учебы время» .

Итак, общий вывод из вышеперечисленного, как пояснил и сам руководитель столичного департамента труда и занятости населения, это стремление и идея объединить два направления - поиск подработки во время учебы и работы для выпускников, чтобы временная работа стала стажировкой для будущего специалиста.

Данная задумка представляется довольно перспективной и особенно важной для нынешних выпускников. Возможность прихода в качестве работника на место своей стажировки – это хорошее подспорье для «новоиспеченного» специалиста. От него смогут выиграть все: и работодатели, и «вчерашние» студенты.

Во-первых, проходя стажировку в той или иной кампании студент, ещё во время учебы, начинает применять на практике, полученные теоретические знания.

Во-вторых, он имеет возможность окунуться в непосредственный рабочий процесс и тем самым осознать принципы своей будущей специальности, что представляется весьма проблематичным посредством лишь изложения и выучивания учебных дисциплин.

В-третьих, у студента есть шанс проявить себя. Ответственный подход к работе, творческое мышление, коммуникабельность и многие другие качества – это неоспоримые доводы к тому, чтобы именно такой молодой специалист позже, после получения диплома, получил приглашение и пришел в ту же кампанию или организацию, в которой себя зарекомендовал.

И, наконец, такой важный на сегодняшний день критерий для соискателя, который указывают многие работодатели, - умение принимать решения и ориентироваться в порой довольно стремительно меняющихся обстоятельствах – также приобретается в ходе практики и стажировок.

Что же касается самих работодателей, то они безусловно будут иметь выгоду от данного проекта.

Предоставляя в своих кампаниях или организациях возможность стажировок, тем самым смогут отбирать себе заранее будущих работников.

Кроме того, во время стажировки, работодатель, обучая студента, показывает какие требования именно его организации, теоретические навыки и качества в большей степени нужны ему. То есть, работодатель как бы готовит себе работника, уже приспособленного к его требованиям.

По данному вопросу, хотелось бы изложить предложения по решению проблем трудоустройства выпускников после ВУЗа.

Во-первых, университетам следует тесней налаживать взаимодействие с различными предприятиями и организациями, а именно договариваться о стажировках своих студентов в данных организациях. Теоретическая база, которую дает высшее учебное заведение, подкрепленное обилием практики – это залог успешной подготовки грамотного молодого специалиста.

Во-вторых, подобно столичному опыту, ВУЗам нужно развивать такую практику, при которой место стажировки студента в дальнейшем может стать его местом работы по окончании учебного заведения. Для этого стоит, на наш взгляд, в первую очередь поощрять студентов с хорошей успеваемостью и тех, которые проявили себя с положительной стороны во время стажировки в той или иной организации.

В-третьих, для повышения заинтересованности как крупных и средних, так и малых частных кампаний в приеме к себе на работу молодых специалистов следует ввести льготное налоговое обложение. Ведь не секрет, что многие работодатели не хотят брать к себе «вчерашних» выпускников, аргументируя это тем, что у них нет опыта и их нужно учить всему «с нуля». Но сами же себе противоречат, так как лишают выпускников получить тот самый бесценный и необходимый опыт работы. А при действии такого механизма, как льготные ставки по налогам, скорее всего, найдется много кампаний желающих принять к себе молодых специалистов, тем самым удовлетворив свои кампании в новых кадрах и обеспечив занятость молодых людей.

В-четвертых, следует принять закон о квотировании рабочих мест, за теми, кто впервые ищет работу по специальности. С таким предложением выступил Российский студенческих союз. Согласно информации, размещенной на его сайте, Союз предлагает улучшить законодательство и принять Федеральный закон «О квотировании первого рабочего места». Предлагается установить следующую квоту на трудоустройство молодежи: 1 % - при списочной численности работников организации до 100 человек; 2 % - при списочной численности работников организации от 100 до 300 человек; 3 % -- при списочной численности работников от 300 и более человек» . Трудно не поддержать данное предложение, так как, на наш взгляд, это действительно поможет в разрешении проблемы трудоустройства. Сам Российский студенческий союз считает, что «квотирование рабочих мест должно касаться в первую очередь предприятий и организаций, которые финансируются из федерального, регионального бюджетов или бюджета местного самоуправления или в капитале которых не менее 25 % составляет государственная доля или доля муниципалитетов, или которые 50 % своей выручки получают за счет реализации государственного или муниципального заказа» .

В-пятых, целесообразно будет поощрять научные разработки студентов в различных ВУЗах нашей страны и их внедрение в производство. Например, если студентами того или иного университета будет выдвинута определенная разработка, улучшающая работу какого-нибудь производства, то тем организациям, предприятиям или же кампаниям, которые возьмутся за внедрение данной идеи и получат результат, должны быть также предоставлены определенные льготные условия в налоговой сфере. А студенты, разработавшие ту или иную уже внедренную идею, должны быть обеспечены работой или же на том предприятии, где действует их новация или же в той кампании, которая занималась финансовым обеспечением данного проекта. Это предложение также следует закрепить на законодательном уровне, приняв соответствующий нормативно-правовой акт.

Конечно же, ничто не сможет реализоваться в полной мере без активного участия с одной стороны ВУЗов, с другой – частных или государственных кампаний и предприятий. ВУЗам следует корректировать учебную программу больше под реальные навыки и умения той или иной специальности, которой они обучают своих студентов. Наряду с фундаментальными дисциплинами целесообразно вводить также и прикладные, непосредственно связанные с будущей профессией молодого специалиста. Это не говорит о том, что нужно в ущерб учебе и основательным знаниям насаждать практические занятия или же стажировки. Наоборот, следует наиболее сбалансировано построить учебный план таким образом, чтобы теоретическая база непрерывно дополнялась практическими навыками. Ведь именно так можно получить реальное представление о профессии и на практике понять значимость и ценность на первый взгляд «скучных терминов», рассказываемых на лекциях.

Работодателям же стоит отказаться от стереотипа, что «вчерашний» студент – это не самый лучший работник. Да, у него нет опыта. Да, его придется в первое время обучать, как может показаться, простым вещам в той или иной области. Но наряду с этим существует большое количество молодых дипломированных специалистов, «вчерашних студентов», которые действительно хотят работать и готовы «учиться» работать. Многие студенты еще во время учебы активно проявляют себя в исследовательских проектах, проводимых как своими университетами и другими, разрабатывают научные идеи и внедряют инновации. Более того, не следует забывать, что молодое поколение – это потенциал, который ни в коем случае нельзя бросать на произвол судьбы или же игнорировать в силу его малого опыта или отсутствия такового. Нужно дать шанс приобрести профессию и в дальнейшем найти работу по специальности.

  • Анисимова Виктория Сергеевна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Российский государственный социальный университет
  • ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА
  • ВЫПУСКНИК
  • РЫНОК ТРУДА
  • МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ
  • ТРУДОУСТРОЙСТВО
  • Корпоративная культура как важнейший элемент организаций сферы фитнес-услуг
  • Профессиональная подготовка и уровень образованности кадров на предприятии ООО «Чистый город» города Барнаула
  • Особенности online-коммуникации в малых группах в нетворкинге
  • Формирование экологической культуры современной молодежи на примере города Белгорода

Проблема трудоустройства выпускников ВУЗов, ССУЗов на сегодняшний день получила дополнительную актуальность в связи с обострившейся необходимостью не только в практической реализации полученных знаний и навыков, но и в обеспечении себя средствами для нормальной жизнедеятельности и удовлетворения собственных потребностей . Тем более система государственного распределения выпускников осталась в прошлом.

В современных условиях молодые специалисты сталкиваются с довольно жесткими условиями рынка. Нельзя не отметить, что в настоящее время молодежь представляет самую многочисленную социальную группу безработных (более 30% от общего числа официально зарегистрированных безработных, а выпускники образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования из этого числа представляют 25-28%) . Поэтому выявление причин затруднений трудоустройства выпускников и поиск путей решений данной проблемы представляет собой задачу, требующую скорейшего разрешения.

Выпускники находятся в затруднительной ситуации, в первую очередь, в связи со своей низкой конкурентоспособностью на рынке труда в силу таких факторов, как отсутствие опыта работы, недостаточность знаний, необходимость наставничества и т.д.

Согласно данным Росстата, в численности безработных 22,6% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2015г. их численность составила 1 млн. человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,7% составляет молодежь в возрасте от 15 до 19 лет, 47,3% - от 20 до 24 лет, 16,6% - от 25 до 29 лет.

Эксперты считают, что безработных людей в возрасте 15–24 лет в России уже в пять раз больше, чем нетрудоустроенных 30–49-летних. В сентябре среди безработных городских жителей числилось 31,6% россиян 15–24 лет, по данным Росстата. У 20–24-летних этот показатель составляет 13,5%, а к 25–29 годам падает до 4,6%.

Обратимся к диагностике причин возникновения такой ситуации. Конечно же, как отмечали выше, ключевыми причинами нежелания работодателей принимать на работу «вчерашних студентов» являются отсутствие у последних опыта, недостаточность знаний в сфере будущей работы и пр. Также не последним в рейтинге причин находится и высокая конкурентоспособность на рынке труда, особенно среди, так называемых, распространенных и популярных профессий.

К слову, проведенные исследования показали, что наибольшим спросом у выпускников пользуются такие профессии, как экономист, бухгалтер, менеджер, юрист, программист, web-дизайнер, специалист по телекоммуникациям, банковские служащие, рекламисты, маркетологи, бренд-менеджеры .

Одна из причин молодежной безработицы – нестыковка устремлений выпускников с реальностью. Многие хотят быть специалистами высокого полета, юристами, банкирами, а требуются в основном курьеры, продавцы, слесари и страховые агенты. Именно такую работу чаще всего предлагают молодым.

Также в рамках данного исследования имеет смысл представить основные выявленные причины сложности трудоустройства молодых специалистов на современном этапе :

  • незнание абитуриентов о тенденциях рынка труда, о востребованных профессиях, поэтому бывают случаи, когда полученная специальность на деле оказывается просто невостребованной;
  • слабая информированность выпускников о состоянии современного рынка труда, о предъявляемых работнику требованиях;
  • низкий уровень взаимодействия системы «образовательная организация- работодатель», а также слабо налаженная связь вуза с органами службы занятости, а также другими немаловажными структурами в сфере трудоустройства;
  • недооценка работодателями таких, присущих молодежи, качеств, как обучаемость, мобильность, стрессоустойчивость, коммуникабельность и т.д.;
  • повышенные представления выпускников о своих знаниях, умениях и навыках, престижности полученной профессии, следовательно, завышены желания по оплате труда, что ведет к незаинтересованности работодателей в данном кандидате и пр.

В заключение исследования отметим, что современная ситуация на рынке труда для молодежи является неудовлетворительной. Выпускники испытывают колоссальные трудности при трудоустройстве. Большая часть выпускников отметила, что наиболее верный способ трудоустроиться сегодня – это наличие «нужных» знакомств и связей .

Таким образом, нами видится, что без кардинальных трансформаций на рынке труда не обойтись. Для решения данной задачи необходимо повысить взаимодействие образовательной организации с представителями работодателей, и еще на уровне производственных и преддипломных практик, ориентировать выпускников и работодателей друг на друга. В этой связи, увеличение объема часов практических занятий в вузах будет являться повышением навыков и практического мастерства выпускников. Систематическое проведение ярмарок вакансий также, безусловно, способствует благоприятному разрешению существующих барьеров трудоустройства выпускников.

Немаловажным фактором является поддержка государства: проведение активной политики, разработка и внедрение соответствующего законодательства, выделение рабочих мест именно под выпускников, организация активной поддержки работодателям, принимающим на работу молодых специалистов и т.д. .

Таким образом, для решения проблем трудоустройства выпускников образовательных организаций необходимо, прежде всего, совершенствование нормативно-правовой базы государственной молодежной политики, развитие механизма профориентации и профессиональной подготовки для повышения конкурентоспособности выпускника на рынке труда в современных условиях с активным привлечением органов исполнительной власти, местного самоуправления, службы занятости, государственных и общественных организаций, а также внедрение механизма госзаказа на подготовку специалистов в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования.

Список литературы

  1. Афиногенова И.Н. Проблемы личностно-профессионального развития студента в условиях высшего учебного заведения // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). 2015. С. 427-430.
  2. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Шаталов М.А. Формирование системы подготовки высококвалифицированных кадров в условиях непрерывного образования // Территория науки. 2015. № 5. С. 7-11.
  3. Годовникова А.М. Специалиста надо готовить со школьной скамьи // Территория науки. 2013. № 1.С. 11-13.
  4. Жильников А.Ю. Формирование системы здоровьесбережения обучающихся в образовательной организации // Синергия. 2016. № 3. С. 31-36.
  5. Зайцев И.С. Высшее образование и повышение квалификации специалистов педагогического профиля: вопросы преемственности // Территория науки. 2016. № 3. С. 28-32.
  6. Зайцева В.А.. 2016. Т. 2. № 51. С. 259-263.
  7. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Маркетинг образовательных услуг как инструмент привлечения абитуриентов в высшие учебные заведения // Стратегия 2015: образование через всю жизнь. Традиции и новации Сборник статей научно-практической конференции. Удмуртский государственный университет, Институт дополнительного профессионального образования. 2016. С. 59-63.
  8. Никитина А.В. Характеристики системы инфокоммуникационного взаимодействия субъектов образовательного процесса // Синергия. 2015. № 1. С. 21-25.
  9. Сас Н.Н. Обеспечение взаимосвязи основ теории, стандартов профессиональной деятельности, методического сопровождения и результатов обучения инновационному управлению учебными заведениями на основе компетентностного подхода и модульной организации процесса обучения // Синергия. 2015. № 1. С. 8-20.
  10. Свиридова Г.Ф.. 2016. Т. 2. № 48. С. 258-262.
  11. Смольянинова И.В., Шаталов М.А. Направления модернизации высшего профессионального образования // Социально-экономическая политика России при переходе на инновационный путь развития Материалы 7-й международной научно-практической конференции. 2015. С. 146-148.
  12. Шаталов М.А., Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В. Формирование системы профессиональной мобильности в условиях непрерывного образования // Территория науки. 2015. № 6. С. 74-78.