Социальная политика государства: к вопросу об инклюзивном образовании в россии. Стратегия государственной политики рф в период перехода на инклюзивное образование а также в Федеральных законах

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Главные приоритеты государственной политики, выделенные в законе об образовании. Принципы инклюзивного образования, подразумевающего доступность для всех, в плане приспособления к нуждам всех детей. Система инклюзивного образования в Ростовской области.

    презентация , добавлен 07.08.2015

    Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование как современная модель образования. Характеристика проблем и перспектив семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2017

    Инклюзивное образование: понятие, сущность, проблемы организации. Основные факторы, затрудняющие овладение школьными предметами младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного обучения на уроках русского языка.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2017

    Понятие инклюзивного образования как процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной (массовой) школы. Основные формы осуществления, проблемы организации. Характеристика преимуществ и принципов инклюзии.

    презентация , добавлен 13.10.2015

    Образовательные возможности инвалидов за рубежом и в России. Пути решения проблем, связанных с инклюзивным образованием. Потенциал современного дополнительного образования детей. Рекомендации по проведению педагогической работы по преодолению трудностей.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2015

    Сущность и особенности инклюзивного образования. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность образовательной организации, реализующей инклюзивную практику. Особенности правового регулирования инклюзивного образования на региональной уровне.

    дипломная работа , добавлен 15.02.2017

    Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Особые образовательные потребности детей с ОВЗ. Проблемы и перспективы семьи. Инклюзивное образование как современная модель образования.

    дипломная работа , добавлен 06.10.2017

В настоящее время, в условиях проводимой государством модернизации различных сфер деятельности, особое значение для устойчивого развития общества приобретает качество человеческого капитала – его здоровье, его знания, его способность к передвижению и возможность получения доступной информации. Увеличение вложений в человеческий ресурс стало государственной социально-экономической стратегией. Дети с ограниченными возможностями здоровья, в особенности дети-инвалиды, наиболее уязвимая часть населения, нуждающаяся в особой социальной поддержке государства.

Одна из приоритетных целей социальной политики России – модернизация образования в направлении доступности и качества для всех категорий граждан с ОВЗ. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование. Инклюзивное образование – это новое и перспективное направление педагогики, принятое в цивилизованных странах и призванное мировой общественностью. Несомненно, с ним связано будущее российского образования, в том числе и специального.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что с учетом роста популяции детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, особую значимость приобретает задача их интеграции в социум, и образовательные организации первыми начинают решать эти проблемы. Дети с недостатками развития, так же как и нормально развивающиеся, имеют право быть принятыми в коллектив сверстников, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества.

В связи с актуальностью данной проблемы на современном этапе модернизации российского образования определяются цели написания данной работы:

· изучение стратегии государственной политики в период перехода на инклюзивное образование, обеспечивающее право детей с ОВЗ на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями;

· определение места и роли ПМПК в системе образования при переходе на инклюзию.

· изучить законодательную базу, регламентирующую включение в систему образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов;

· дать психолого-педагогическую характеристику детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с НОДА);

· провести анализ контингента детей, обследованных специалистами ПМПК за период с 2011по 2013 годы;

Практическая значимость определяется тем, что материал, представленный в данной работе, может быть использован педагогами, специалистами ПМП консилиумов образовательных организаций для организации осуществления психолого-медико-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – со спастической диплегией.


Стратегия государственной политики РФ в период перехода на инклюзивное образование

Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения и воспитания, при которой все дети независимо от физических, психических, интеллектуальных и культурных отношений и других иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками.

Инклюзивное образование является одним из основных направлений реформы и трансформации системы специального образования во многих странах мира, цель которой – реализация права на образование без дискриминации. В основе трансформации системы специального образования в глобальном контексте и развития инклюзивных подходов в образовании лежат, прежде всего, важнейшие международные правовые акты – декларации и конвенции, заключаемые под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), касающиеся прав человека и недопустимости дискриминации по какой-либо причине:

Декларация прав ребенка (ООН, 1959)

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960)

Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971)

Декларация о правах инвалидов (ООН, 1975)

Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982)

Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989)

Всемирная декларация об образовании для всех – удовлетворение базовых образовательных потребностей (Всемирная конференция по образованию для всех, Джомтьен, Таиланд, 1990)

Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН, 1993)

Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, Саламанка, Испания, 1994)

Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006)

Эти международные правовые акты утверждают право каждого индивидуума на образование и право получить такое образование, которое не дискриминирует его ни по какому из признаков – будь то половая, расовая, религиозная, культурно-этническая или языковая принадлежность, состояние здоровья, социальное происхождение, социально-экономическое положение, наличие статуса беженца, иммигранта, вынужденного переселенца и т.п.

Основные идеи и принципы инклюзивного образования как международной практики по реализации права на образование лиц с особыми потребностями были впервые наиболее полно сформулированы в Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (1994).

Обучение детей с ОВЗ, детей-инвалидов, их социальная адаптация – один из приоритетных вопросов и российского образования. Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принципы равных прав на образование для детей данной категории. «Главная задача – в рамках модернизации российского образования в целом создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех без исключения лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья» (Д.А.Медведев).

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Медведевым Д.А. 04.02.2010г., Пр-271) сформулирован основной принцип инклюзивного образования: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

Важным федеральным документом в области образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов является Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175. В разделе II «Цели Государственной программы на 2011-2015 годы определено «…Создание предпосылок для развития инклюзивного образования, в том числе создания безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов»

В июне 2012 года Президент РФ подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012. Стратегия действий в интересах детей признает социальную исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении) и ставит задачи:

Законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование);

Обеспечения предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях;

Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограниченных возможностях их здоровья, законодательно закреплено Конституцией РФ (ст.43), в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.

Законом Пермского края №587-ПК от 18.02.2010г. «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края» одним из основных направлений развития системы образования Пермского края определено создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе путем инклюзивного образования.


2. Дети с ОВЗ - детский церебральный паралич: изучение, формы.

Термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья» появился в российском законодательстве относительно недавно. В соответствии с Федеральным Законом от 30 июня 2007 года №120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменить словами «с ограниченными возможностями здоровья», т.е. имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии».

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

ДЦП – собирательный термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям и / или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном периоде.

В настоящее время проблема ДЦП приобретает большое значение. Отмечен стабильный рост числа больных детским церебральным параличом (ДЦП) и составляет в среднем 1,71 на тысячу новорожденных. В России сегодня с этим диагнозом живет более 50 тыс. детей, считающихся инвалидами.

Первые учреждения с нарушениями опорно-двигательного аппарата были открыты в 70-х годах. Сейчас в нашей стране создана сеть специализированных учреждений: поликлиники, неврологические отделения и психоневрологические больницы, специализированные санатории, ясли-сады, школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дома ребенка и различные реабилитационные центры. В этих учреждениях в течение длительного времени осуществляется не только восстановительное лечение, но и квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – тяжёлое заболевание центральной нервной системы, при котором особенно страдают мозговые структуры, ответственные за произвольные движения. Слово "церебральный" означает «мозговой» (от латинского слова «cerebrum» - "мозг”), а слово "паралич" (от греческого «paralysis» - "расслабление”) определяет недостаточную (низкую) физическую активность.

ДЦП отличается большим разнообразием клинических проявлений, сопутствующих симптомов, тяжести двигательных и психических нарушений, степеней компенсации, причин, вызвавших заболевание. Двигательные расстройства проявляются в виде параличей, парезов, насильственных движений (гиперкинезы), нарушений координации движений. Эти симптомы нередко сопровождаются задержкой психоречевого развития, судорожными припадками, нарушениями зрения, слуха, чувствительности и другими патологиями.

Сам по себе церебральный паралич не прогрессирует, т.к. не дает рецидивов. Тем не менее, в процессе лечения может наступить улучшение, ухудшение состояния пациента, либо оно остается без изменений. Церебральный паралич, как правило, не является наследственным заболеванием. Им никогда нельзя заразиться или заболеть. Хотя ДЦП не излечивается (не является “курабельным” в общепринятом смысле), постоянный тренинг и терапия могут привести к улучшению состояния инвалида.

У детей с церебральным параличом задержано и в той или иной степени нарушено овладение всеми двигательными функциями: с трудом и опозданием формируется функция удержания головы, навыки самостоятельного сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических и речевых функций.

Впервые подробно подобными нарушениями занялся в 1830-х годах выдающийся хирург Джон Литтл, когда читал лекции по родовым травмам. В 1861 году, когда в докладе, представленном на заседании Акушерского общества Лондона, Литтл заявил, что асфиксия, выраженная патологией в родах, приводит к повреждению нервной системы (спинного мозга) и развитию спастичности и плегии в ногах. Тем самым он первым описал то, что сейчас известно как одна из форм спастического детского церебрального паралича – спастическая диплегия. В 1889 году не менее выдающийся сэр Ослер ввел термин «церебральный паралич» и показал, что нарушения касаются полушарий головного мозга, а не повреждений спинного мозга. В 1893 году Фрейд ввел термин «детский церебральный паралич». Именно Фрейд на основании своих работ в 1890-х объединил различные нарушения, вызванные ненормальным постеонатальным развитием головного мозга под одним термином и создал первую классификацию ДЦП.

В настоящее время в нашей стране принята классификация К.А. Семеновой (1974-1978гг), которая очень удобна в практической работе врачей, педагогов-дефектологов, логопедов, психологов. Согласно этой классификации выделяют 5 форм ДЦП:

· спастическая диплегия;

· двойная гемиплегия;

· гемипаретическая форма;

· гиперкинетическая форма;

· атонически-астатическа форма;

· Смешанные формы;

· Неуточненные формы;

Наиболее распространенная форма ДЦП – спастическая диплегия (40%).

Рассмотрим форму ДЦП – спастическая диплегия.

Спастическая диплегия (синдром Литтля) - наиболее распространенная форма ДЦП (45%-50%), характеризуется тетрапарезом, при этом руки поражены в меньшей степени, чем ноги, что позволяет использовать их при поддержке во время ходьбы. Дети, страдающие спастической диплегией, под влиянием специального обучения могут овладевать навыками самообслуживания, письма и рядом трудовых навыков. У 70 – 80% детей отмечаются нарушения речи в форме спастико – паретической дизартрии, задержки речевого развития, реже моторной алалии. При спастической диплегии возможно преодоление психических и речевых расстройств при условии систематической, направленной коррекционной работы. Психика детей чаще не изменена, многие из них могут обучаться в массовой школе. В отдельных случаях возможно снижение интеллекта, однако при рано начатой, систематической работе ЗПР можно успешно преодолеть.


Похожая информация.


Государственная образовательная политика Российской Федерации в последние годы серьезно изменила ориентиры в отношении организации образовательного процесса и вариантов получения общего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. О том, что приоритеты отдаются инклюзивным формам обучения, свидетельствует ряд фактов.

В Федеральном законе появилась статья, напрямую указывающая на обязанность создания органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимых условий "для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья", в том числе посредством организации инклюзивного образования.

За последние пять лет количество специальных образовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным образовательным программам детей с ОВЗ (ранее специальных коррекционных образовательных учреждений) в нашей стране чувствительно сократилось. При постоянном росте общего количества обучающихся с ОВЗ и сохранении средней наполняемости образовательных организаций, осуществляющих реализацию адаптированных образовательных программ, количество этих образовательных учреждений с 2010 года сократилось, по разным данным, на 5-8%. Так, на заседании совета Минобрнауки России в июне 2015 года Ливановым Д.В. были названы следующие цифры: "Количество коррекционных школ уменьшилось в России на 3,9% за три последних года. Количество детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся инклюзивно, увеличилось на 15,5% - с 137 673 детей в 2012/2013 учебном году до 159 125 в 2014/2015 учебном году. При этом в настоящее время в общеобразовательных организациях обучается 481 587 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 212 167 детей - в 1 660 отдельных образовательных организациях, 110 295 - в общеобразовательных организациях в отдельных классах с адаптированным общеобразовательным программами, а 159 125 детей в инклюзивных классах общеобразовательных организаций."

Есть все основания полагать, что рост числа обучающихся инклюзивно детей с ОВЗ в ближайшие годы сохранится. Связано это, вероятнее всего, будет с тремя основными факторами.

Первый - широкий общественный резонанс, вызванный законодательно установленным требованием введения специальных образовательных стандартов в практику всех без исключения школ, и беспрецедентное расширение прав на получение доступного качественного образования лицами с ОВЗ Федеральным законом. Для родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ открылись двери, в которые много лет могли пытаться стучать лишь самые настойчивые, и то с относительным успехом, так как до принятия Федерального закона образовательные организации не отвечали в полной мере за создание специальных условий для организации образовательного процесса по адаптированным образовательным программам. С принятием Федерального закона и специальных образовательных стандартов практически все образовательные права переходят к родителям детей с ОВЗ, в то время, как общеобразовательные организации приобретают множество ранее несвойственных им обязанностей, главными из которых и становится создание всех групп условий в соответствии с рекомендованным обучающемуся вариантом специального образовательного стандарта. Таким образом, административных препятствий для обучения ребенка с ОВЗ в инклюзивном формате практически не осталось.

Вторым фактором, способствующим росту числа инклюзивно обучающихся с ОВЗ, является недостаточная осведомленность родителей (законных представителей) о границах цензового и нецензового образования для детей с ОВЗ в формате инклюзии.

Следует отметить, что понятие "образовательный ценз" в Федеральном законе подробно не прописано, хотя указаны существующие уровни получаемого общего образования: основное общее и среднее полное образование. "Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования." В тексте специальных образовательных стандартов большое внимание уделено различным вариантам адаптированных образовательных программ, от которых зависит уровень получаемого в рамках той или иной адаптированной образовательной программы образования, так как для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) предполагается именно нецензовый уровень, но разграничения понятий "цензовое" и "нецензовое" образование нет.

Таким образом, существует информационный дефицит, во многом определяющий недопонимание со стороны родителей тем, какой документ об образовании (обучении) получит их ребенок, обучаясь по адаптированным образовательным программам. Большинство родителей, принимая решение о выборе образовательного учреждения для своего ребенка, руководствуются тем соображением, что в массовой (общеобразовательной) школе их ребенок получит такой же документ об образовании, как и все остальные обучающиеся, несмотря на то, по какой программе (и какому варианту специального образовательного стандарта) будет обучаться. Мы провели исследование осведомленности родителей (законных представителей) в части этого аспекта. Были опрошены 60 родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ, которым рекомендациями ПМПК было предложено сменить основную общеобразовательную программу начального общего образования (далее - ООП НОО) на адаптированные образовательные программы разных вариантов обучения. Содержание опроса представлено в приложении А. В результате опроса получены следующие результаты. Из 60 родителей (законных представителей) 40 считают, что при обучении в условиях массовой школы (вне зависимости от заключения ПМПК и варианта рекомендованной ребенку адаптированной образовательной программы) дети с ОВЗ получают такое же образование, что и одноклассники, и такой же документ об образовании по окончании обучения. Еще пять родителей считают, что перевод из массовой школы в специальную образовательную организацию (учреждение), реализующую адаптированные образовательные программы, (вне зависимости от заключения ПМПК и вида рекомендованной ребенку адаптированной образовательной программы) лишает ребенка возможности получить цензовое образование. И лишь 15 родителей (законных представителей) показали понимание того, что уровень образования зависит не от места, где обучается ребенок, а от программы обучения, рекомендованной в соответствии с заключением ПМПК.

Таким образом, на этом примере мы видим, что около 75% родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ не в полной мере осведомлены о том, какого уровня образование их ребенок получит при разных формах организации образовательного процесса по адаптированным образовательным программам.

Очевидно, что потребуется не один год и серьезная просветительская работа для того, чтобы родители поняли, что от выбора места получения образования его уровень и получаемый по итогам обучения документ об образовании, не зависят.

Третьим фактором, который может серьезно повлиять на преобладание инклюзивной формы организации образовательного процесса по адаптированным образовательным программам, является экономический фактор. Очень высокая планка требований к специальным условиям, заложенная в специальных образовательных стандартах практически по всем вариантам обучения, одномоментно (к 1 сентября 2016 года) выполнима в полной мере далеко не во всех субъектах РФ, особенно в условиях нарастающего экономического кризиса. Поскольку наиболее очевидным невыполнение требований к условиям организации образовательного процесса в соответствии со специальными образовательными стандартами может быть отмечено в местах массового обучения детей с ОВЗ, вполне возможен сценарий продолжения сокращения количества таких школ в ряде регионов, не имеющих достаточных финансовых ресурсов для обеспечения материально-технических и финансовых условий реализации стандарта в полном объеме. В результате родители (законные представители) детей с ОВЗ, особенно с негрубой патологией (с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи), просто вынуждены будут идти в массовые общеобразовательные школы.

Эти предположения подтверждаются данными доклада Минобрнауки России, в котором в числе актуальных задач обеспечения условий образования обучающихся с ОВЗ было названо создание в 2015 году еще 3 150 школ, реализующих инклюзивное обучение детей-инвалидов, дополнительно к 5 945 уже созданным за 2011-2014 годы в субъектах Российской Федерации и 9 111 функционирующим в настоящий момент инклюзивным образовательным учреждениям. По данным того же доклада, на сегодняшний день лишь около 13% общеобразовательных организаций реализуют инклюзивные формы обучения. При этом нет никаких документальных подтверждений того, что во всех обозначенных школах созданы условия, соответствующие требованиям специальных образовательных стандартов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственная политика в сфере специального образования в последние годы стабильно ориентирована на расширение охвата детей с ОВЗ преимущественно инклюзивными формами получения общего образования. Низкий уровень готовности массовых школ к организации инклюзивного обучения, существенные разночтения в части того, что можно и нужно считать условиями доступности образования для детей с ОВЗ, потребовали максимальной конкретизации условий, которые необходимы для обучения детей с ОВЗ, что нашло свое отражение в специальных образовательных стандартах.

Также есть основания полагать, что сложились условия, в которых количество детей с ОВЗ, обучающихся инклюзивно, в ближайшие годы будет увеличиваться.

  • СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
  • ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ИНКЛЮЗИЯ

В статье представлены результаты эмпирического социологического исследования реализации инклюзивного образования на уровне общего среднего образования в Алтайском крае, выделены сложности и перспективы дальнейшей реализации принципа инклюзии как ведущего в современной образовательной политике РФ.

  • Социологический опрос пациентов мужчин после эндоскопического исследования желудка
  • Особенности развития сферы бытовых услуг в муниципальном образовании «город Екатеринбург»
  • Междисциплинарный подход к анализу понятия социальная адаптация

В современной государственной образовательной политике Российской Федерации все большее внимание уделяется принципу инклюзии. Образовательные институты призваны стать основой внедрения и эффективной реализации инклюзивного образования на всех уровнях .

Право на образование детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, закреплено в нормативно-правовых документах ООН. В Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной РФ 3 мая 2012 г., в ст. 24 рассматривается право на образование лиц с инвалидностью наравне с другими .

В федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании» в ст. 2 впервые в России введено понятие инклюзивного образования, которое определено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей .

В 2015 г. нами было проведено исследование реализации инклюзивного образования в Алтайском крае. В экспертном опросе приняли участие руководители и специалисты образовательных учреждений Алтайского края.

Описывая основные изменения, которые произошли в жизни образовательного учреждения в связи с внедрением инклюзивного образования, эксперты выделили, что в школах стали обучаться дети с различными дефектами в развитии в обычных классах. Также было отмечено, что внедрение инклюзивного образования «привело к увеличению количества отчетов».

Необходимая составляющая доступного образования – это создание безбарьерной среды в образовательных организациях. На наш вопрос «Оборудовано ли учреждение под особенности таких детей?» респонденты ответили, что в некоторых учреждениях «начат процесс переоборудования»; в других «оборудованы пандусы, туалетные комнаты, вдоль стен размещены поручни».

Относительно адаптированности учебных программ эксперты пояснили, что «адаптированы индивидуальные программы, программы надомного обучения, дополнительные консультации и занятия», «учебные программы составлены на основании примерных программ коррекционных школ, разработаны модули».

На вопрос о том, проходят ли педагоги специальную подготовку, респонденты ответили, что педагоги «проходят повышение квалификации в Институте дополнительного образования Алтайской государственной педагогической академии, посещают на базе коррекционных школ семинары–совещания». Небольшой процент ответили, что нет, но планируется. Образовательные учреждения получают методическую помощь.

Оценивая отношение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и без таковых, респонденты отметили, что отношение бывает «разным, некоторые родители против инклюзивного образования». В то же время часть респондентов ответила, что «отношения между родителями доброжелательные».

На наш вопрос «Готово ли образовательное учреждение к реализации инклюзивного образования?» эксперты ответили, что не все учреждения готовы из-за материальных трудностей (нехватки средств на оснащение учреждения), кадровых («нет возможности принять на работу логопеда, социального педагога, психолога в условиях сельской местности»).

Оценивая перспективы инклюзивного образования в образовательном учреждении, многие респонденты ответили, что совместное обучение необходимо, но не должно полностью заменить специальное образование.

Среди основных проблем реализации инклюзивного образования в своих учреждениях респонденты отметили следующие: педагоги не владеют специализированными технологиями преподавания данной категории детей; большую наполняемость класса (в условиях городской местности); отсутствие в штатном расписании учителей-дефектологов; недостаточно сформированное толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями; загруженность педагогических кадров.

Таким образом, эксперты отметили как перспективы, так и сложности реализации принципа инклюзии в образовательной политике на уровне общего среднего образования. Необходимо отметить, что успешность инклюзивного образования на уровне школы облегчает реализацию принципа инклюзии в профессиональных образовательных учреждениях, где согласно исследованиям в качестве основного препятствия для инклюзии ребят с ограниченными возможностями здоровья сами студенты выделяют отношенческие барьеры .

Список литературы

  1. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166143.
  3. Сиротина, Т.В. Образовательная инклюзия как механизм социальной интеграции / Т.В. Сиротина // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. - 2015. - № 3-1. - С. 161-167.
  4. Сиротина, Т.В. Представления студенческой молодежи об интегративном обучении людей с ограниченными возможностями в условиях высшей школы в г. Барнауле / Т.В. Сиротина, М.А. Цыбизова // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования. Сборник научных статей международной конференции. Алтайский государственный университет. – Барнаул, 2014. -- С. 2626-2633.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 МОСКОВСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ФОНД ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИНКЛЮЗИЯ КАК ПРИНЦИП СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ Москва 2008

2 УДК 376.2/4 ББК 74.3 И 65 Редакционная коллегия серии «Независимый экономический анализ»: к.э.н. В.Б. Беневоленский, д.э.н. Л.И. Полищук, проф. д.э.н. Л.И. Якобсон. И 65 Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования: механизмы реализации / под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ», 205. Москва, Московский общественный научный фонд; Центр социальной политики и гендерных исследований, 2008, 224 стр. Авторский коллектив П. Романов (Введение, Разделы 1, 2, 3, Заключение), Е. Ярская-Смирнова (Введение, Разделы 1, 2, Заключение), Д. Зайцев (Введение, Раздел 5, Заключение), Н. Ловцова (Раздел 4), Д. Бычков (Разделы 3, 4, Приложение 1), С. Котова (Раздел 4), Н. Борисова (Раздел 3), И. Кузнецова-Моренко (Раздел 3, Приложение 1, 2), С. Фазульянова (Раздел 3), В. Драпак (Раздел 3), А. Галахова (Раздел 3, Заключение, Приложение 1), В. Ярская (Введение, Разделы 1, 2, Заключение), М. Алешина (Разделы 1, 2), И. Ларикова (Приложение 2), Р. Дименштейн (Приложение 2), П. Кантор (Приложение 2). В издании представляются результаты проектов, реализованных тематическими объединениями под руководством Центра социальной политики и гендерных исследований в гг. по гранту Программы поддержки гражданского общества «Диалог» Американского совета по международным исследованиям и обменам и в рамках государственного контракта на выполнение НИР для Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа Югры. В книге раскрываются методологические и теоретические подходы к исследованию, результаты кейс-стади инклюзивных школ, анализ социально-экономических факторов и механизмов инклюзии, прилагается модельное положение об интеграции детей-инвалидов в школы общего образования. Мнения, высказанные в докладах серии, отражают исключительно личные взгляды авторов и не обязательно совпадают с позициями Московского общественного научного фонда. Книга распространяется бесплатно. ISBN Московский общественный научный фонд, ЦСПГИ, 2008.


3 СОДЕРЖАНИЕ О серии «Независимый экономический анализ»...5 Введение. Инклюзия новый принцип социальной политики...6 Раздел 1. Методология прикладного исследования развития инклюзивного образования...12 Раздел 2. Образовательная интеграция детей-инвалидов: обзор подходов...17 Раздел 3. Социальные аспекты развития инклюзивного образования...39 Москва...39 Кейс-стади школы 1321 «Ковчег»...39 Кейс-стади школы 142 им. Н.А. Островского...54 Кейс-стади школы Самарский регион...65 Кейс-стади школы 69, г. Тольятти...65 Кейс-стади школы 11, г. Новокуйбышевск...82 Республика Коми, РФ...92 Кейс-стади школы 16, г. Ухта...92 г. Владимир...97 Кейс-стади школы г. Архангельск Кейс-стади школы Республика Армения Кейс-стади школы 27, г. Ереван Раздел 4. Экономические аспекты внедрения инклюзивного образования Экономическая эффективность образования Расчет коэффициента удорожания стоимости образовательной услуги Методический подход к разработке стандарта услуги и к оценке экономической эффективности и результативности оказания услуг детям с инвалидностью...124


4 Эффективность и результативность услуг: методический подход к разработке показателей для оценки образовательных услуг для детей с инвалидностью Примерные показатели оценки качества услуг Раздел 5. Основные принципы и цели государственной политики в сфере интегрированного обучения Направления реализации государственной политики в сфере интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Нормативно-правовые основы интегрированного обучения Организационно-управленческие аспекты интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Общие положения об общеобразовательном учреждении интегрированного обучения Участники образовательного процесса интегрированного типа Содержательные и методические основы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Система комплексного сопровождения интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Финансирование программ интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Выводы и рекомендации Приложение 1. Обобщение информации о школах, в которых проходило исследование Приложение 2. Модельное положение об организации интегрированного обучения Информация об авторах Программа поддержки независимых экономических аналитических центров в Российской Федерации


5 О серии «Независимый экономический анализ» С 2003 года Московский общественный научный фонд выпускает серию «Независимый экономический анализ». В изданиях серии представлены работы участников Программы поддержки независимых экономических аналитических центров в Российской Федерации. Эти публикации знакомят российского и зарубежного читателя с научно-аналитическим потенциалом сообщества негосударственных некоммерческих центров прикладного экономического анализа. Издания серии включают как работы прикладного характера (жанр аналитической записки узкопрофильного тематического доклада основной тип продукта центров участников программы), объединенные в тематические сборники, так и более крупные монографические работы (работы этого жанра должны убедительно продемонстрировать, что профессиональная компетенция центров участников программы стоит на прочном научном и методологическом фундаменте). Общественная роль негосударственных некоммерческих центров прикладного экономического анализа состоит в расширении доступности профессиональной экономической экспертизы. Не подменяя собой академические институты в сфере фундаментальных исследований или аналитические структуры профильных министерств и ведомств в сфере разработки конкретных планов экономических действий, сообщество самостоятельных профессиональных аналитиков способно дать независимый прогноз последствий тех или иных решений, рекомендовать заинтересованным ведомствам альтернативы, разглядеть среднесрочные и долгосрочные тенденции развития и привлечь общественное внимание к необходимости действий. Сообщество представляет собой ресурс для политических партий и общественных движений, ориентированных на нужные обществу реформы. В условиях кадрового голода в регионах некоммерческие центры прикладного экономического анализа являются действенным инструментом повышения качества принимаемых решений на уровне регионов и муниципальных образований. Издания серии обеспечивают широкое распространение результатов Программы, стимулируют дискуссию практически по всему кругу актуальных проблем экономических и социальных реформ в России. Полную информацию о вышедших изданиях и сами публикации можно получить в Московском общественном научном фонде. За контактной информацией рекомендуется обращаться на сайт фонда в Интернете по адресу: Редакционная коллегия серии «Независимый экономический анализ» 5


6 Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования Введение. Инклюзия новый принцип социальной политики Понятие инклюзии по содержанию означает демократические в своей основе принципы и действия по включению индивида или группы в более широкое сообщество, в том числе лиц с ограниченными возможностями, в общий поток образовательного процесса, помощь в преодолении географических неудобств и экономических различий. Сюда можно отнести и преодоление дискриминации по полу, возрасту, здоровью, этничности и каким-либо другим признакам. Другими словами, инклюзия становится новым кодовым знаком для обозначения стремления к преодолению неравенства, обретения свободы и нового качества жизни. Все чаще обсуждаемые в нашем обществе проблемы инклюзии содержат не только очевидный дискурс гражданственности, цивилизованность государства, но и современный тип рациональности. Речь идет о переходе от технократизма культуры к инклюзии как принципу социального государства и гражданского общества, причем в контексте постиндустриального общества как развития сектора услуг и информации, новых типов ресурсов, модификации социальной структуры. Только тогда можно говорить о полноте соответствия отечественной социальной политики мировому уровню и принципам социального государства. Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной социальной политики России: ведь от того, насколько взрослые и дети включены в практики взаимопомощи, преодоления стереотипов и защиты человеческого достоинства, во многом зависит степень социальной сплоченности и мера гражданственности в обществе. Инклюзия выступает принципом социальной политики и социальной ценностью. Поэтому в определенном смысле можно говорить о полноте или неполноте соответствия мировому уровню и принципам социального государства отечественных практик инклюзии, а также учебных программ или учебного процесса в официальных образовательных системах. 6


7 Введение Развитие школьного образования сегодня все больше ориентируется на обеспечение права на образование для всех. Представляя свое видение процесса образования для всех, участники Всемирного форума по образованию в Дакаре (2000) заявили, что инклюзивное образование имеет жизненно важное значение для достижения этой цели. В результате все большее число стран стремится содействовать тому, чтобы их школы приобрели инклюзивный характер. В международных документах записано право детей на обучение в общеобразовательных школах по месту жительства, несмотря на их физические, интеллектуальные и иные особенности. Образовательная интеграция детей с нарушениями развития процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны мира. За рубежом, например, в Англии, Германии, Дании, проблема интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии рассматривалась уже в 40-е гг. ХХ в. С середины 60-х гг. не только в Западной Европе, но и в США стали развиваться первые практики совместного обучения детей с различным психофизическим и социокультурным статусом. Был принят ряд законодательных актов, закрепляющих право лиц с отклонениями в развитии на школьную интеграцию (в основном это были законы о специальном образовании, где особо подчеркивалась не только возможность, но и необходимость совместного обучения детей с различным уровнем психофизического развития). На необходимость включения детей с отклонениями в развитии в среду обычных детей указывал в начале ХХ в. Л.С. Выготский: «Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми»; и далее: глубоко антипедагогично правило, сообразно которому мы, в целях удобства, подбираем однородные коллективы аномальных детей. Делая это, мы идем не только против естественной тенденции в развитии таких детей, но, что гораздо более важно, мы лишаем аномального ребенка коллективного сотрудничества и общения с другими, стоящими выше него детьми, усугубляем, а не облегчаем ближайшую причину, обусловливающую недоразвитие его высших функций 1. О приоритетности развития интегрированного образования говорилось еще в 2001 г. в докладе Государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе»: «Дети, имеющие проблемы 1 Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., С.52. 7


8 Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования со здоровьем (инвалиды), должны обеспечиваться государством медикопсихологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях в специальных школах-интернатах». Кроме того, возможность совместного обучения и воспитания обычных детей и детей-инвалидов дошкольного возраста в детских дошкольных учреждениях общего типа закреплена в Законе РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г ФЗ. В 2002 г. Министерство образования России, фактически признав необходимость реализации практик интегрированного обучения и воспитания, распространило Письмо (ин/23-03 от), где указывалось на необходимость максимально раннего «включения» детей с особыми нуждами в коллективы обычных сверстников и о возможности организации интегрированного обучения и воспитания особых детей в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Важность интеграционных процессов в системе общего образования страны отмечается в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. Переход к инклюзивному образованию в отечественном контексте как общий вектор развития согласован с тем, что Россия 26 сентября 2008 г. подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. В настоящее время на национальном уровне созданы основные законодательные условия по реализации программ инклюзивного образования в рамках учреждений школьного и высшего образования. И все же регулярно проводимые нами исследования фиксируют по-прежнему низкий уровень подготовки социально уязвимых групп, низкий уровень доступности дополнительного образования для инвалидов, их дезадаптированность и слабость их мотивации к получению высшего образования. Опыт реализации отдельных проектов по созданию инклюзивных школ, программ в ряде вузов России позволяет полагать, что образовательная система по основным своим параметрам готова к развитию таких программ, однако имеются определенные институциальные ограничения, которые нуждаются в изучении, прояснении и целенаправленной работе. В России интеграционные процессы до настоящего времени так и не приобрели признаков устойчивой тенденции и реализуются стихийно. Начиная с 1990-х гг., родители детей с особыми потребностями при поддержке некоммерческих организаций, иногда в рамках проектов, поддержанных грантами, инициировали первые организованные опыты обучения и вос- 8


9 Введение питания своих детей в учреждениях дошкольного и среднего образования общего типа. Нередко родители выражали акт протеста против практики помещения детей психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК) в коррекционные школы и школы-интернаты. Благодаря тому, что в 1992 г. был принят ФЗ «Об образовании», родители получили право решать, в каком образовательном учреждении лучше учиться их ребенку и часть детей с отклонениями в развитии оказалась в массовых школах. Для обеспечения развития инклюзивного образования зачастую необходимо изменить системы управления образованием. Процесс изменения требует расчетов и наличия финансовых, людских и интеллектуальных ресурсов. Как показывает анализ ситуации, многие социальные программы, реализуемые на местном уровне, нередко характеризуются завышенными удельными (в том числе административными) затратами в расчете на одного получателя, и при этом охватывают незначительную долю потенциальных потребителей услуг из числа социально уязвимой группы. Они недостаточно взаимосвязаны, отсутствуют единые базы данных о потребностях детей-инвалидов в инклюзивном образовании, учет получателей этой услуги не отражает полной картины в регионе, отсутствует целенаправленный мониторинг и оценка эффективности социальных программ, направленных на развитие механизмов социальной интеграции детей-инвалидов. Зарубежные экономисты, педагоги и социологи доказали более высокую социальную и экономическую эффективность инклюзивного образования: бюджет специального образовательного учреждения в разы превышает стоимость обучения ребенка с инвалидностью в массовой школе, даже с учетом затрат на переподготовку учителей, введение дополнительных штатных единиц специалистов и переооборудование школ; рассчитан и высокий социальный эффект от совместного обучения детей. Существенный вклад в развитие идеологии и практики инклюзивного образования в России могли бы внести частные школы и детские сады, однако несформированность квази-рынков социальных и образовательных услуг в России обусловлена недостаточным участием в этой сфере деятельности частных и некоммерческих организаций, за исключением нескольких инициаторов инклюзивного образования, например, РООИ «Перспектива» и ее московские и региональные партнеры, а также РБОО «Центр лечебной педагогики». Для формирования такой повестки дня важно аккумулировать усилия граждан, экспертов и органов власти. 9


10 Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования Актуальными вопросами социальной политики в рамках направления исследований являются следующие: каковы механизмы образовательной интеграции детей-инвалидов в условиях новой образовательной политики и с учетом конкретных финансово-организационных и политических ресурсов на региональном уровне, каким образом можно осуществлять анализ ситуации и кто должен участвовать в этом процессе? Чем тормозятся механизмы образовательной инклюзии и как можно их отладить? В частности, какие препятствия законодательного характера стоят на пути развития инклюзивного образования, в какой мере существующие административные структуры создают препятствия для развития инклюзивного образования и какие изменения необходимо внести в эти структуры? Какие местные инициативы уже осуществляются и каким образом они могут быть использованы в качестве основы для дальнейшего развития и насколько действенны, результативны и эффективны существующие модели инклюзивного образования? Каким образом можно мобилизовать общественное мнение в поддержку инклюзивного образования? Какую роль могут и должны играть институты гражданского общества для активизации дискуссии и выработки своевременных решений по проблеме инклюзивного образования детей и молодежи с инвалидностью, в частности, в чем перспективы межсекторного взаимодействия по решению данной социальной проблемы, каковы могут быть барьеры на пути реализации этих перспектив, а также способы их преодоления? Какие ресурсы имеются для оказания поддержки переходному процессу, кто является основными участниками, и какие партнерские связи могут быть установлены в целях поддержки необходимых изменений? Основными адресатами проекта являются дети с инвалидностью и их родители, а также молодежь с инвалидностью. В России 650 тысяч детей имеют инвалидность, причем 170 тысяч из них вообще нигде не учатся ни в обычной школе, ни в специальной, ни на дому. Однако к целевой аудитории мы относим прежде всего лиц, принимающих решения (работников органов исполнительной власти министерств и городских комитетов по образованию), педагогов, преподавателей педвузов и институтов повышения квалификации работников образования, членов общественных объединений и сотрудников НКО инвалидов, журналистов, родителей детей-инвалидов и, что немаловажно, школьников, которым предстоит реализовывать инклюзию на практике. Инклюзия не сводится к открытым для детей-инвалидов дверям школы. Это серьезная интеллектуальная, организационная и эмоциональная работа, которая требует настоящей отда- 10


11 Введение чи от всех субъектов образовательного процесса, и прежде всего, школьников, учителей и родителей. Планирование в социальной политике предполагает использование исследовательских процедур. Тому, кто принимает политические решения, необходимы данные исследований, которые позволят снять неопределенность и осуществить изменения. В данной монографии публикуются результаты прикладных исследований, проводившихся в рамках аналитического направления деятельности проекта «Право на жизнь в обществе: механизмы образовательной интеграции детей-инвалидов», поддержанного программой «Диалог» в 2007 г., а также в рамках государственного контракта на выполнение научно-исследовательских работ для Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа Югры в 2008 г. В книге представлены методологические и теоретические подходы к исследованию, результаты кейс-стади инклюзивных образовательных учреждений, анализа социально-экономических факторов и механизмов инклюзии, прилагается исследовательский инструментарий и положения об интегрированном образовании. В разработке инструментария исследования и апробации положений принимали участие Л. Чеглакова, С. Алашеев, Е. Репринцева, М. Ворона. 11


12 Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования Раздел 1. Методология прикладного исследования развития инклюзивного образования Ряд организаций, представляющих неправительственный сектор в России, уже осуществляют активную деятельность по изменению ситуации в системе оказания образовательных услуг для социально уязвимых групп населения, в частности, по продвижению идей инклюзивного образования. Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» (г. Москва) активно сотрудничает с московскими общеобразовательными школами, где совместно с директорами пробует переводить детейинвалидов с надомного обучения на совместное. В настоящее время эта организация реализует проект по регионализации опыта инклюзивных образовательных программ в 12 регионах России, где достигнуты договоренности с комитетами по образованию, ведутся тренинги не только для педагогов, но и для школьников, чтобы добиться наиболее полного участия в процессах инклюзии самих детей. По оценке руководителя «Перспективы» Денис Роза, наибольшую актуальность в настоящее время приобретают следующие направления деятельности: а) рефлексия и распространение опыта «Перспективы» в форме семинаров, тренингов, конференций, публикаций; б) экономические расчеты не абстрактных, а конкретных моделей и экспериментальных площадок, предусматривающих местную специфику, пригодных к внедрению в тех или иных условиях российских регионов; в) сравнительный анализ инклюзивных образовательных программ и учреждений ввиду отсутствия единой модели и несистематичности развития сети инклюзивных школ. Еще одним активным агентом продвижения идей инклюзивного образования и важным партнером в организации акций, посвященных проблемам доступности образования для детей-инвалидов, является интегрированная школа «Ковчег» (г. Москва), реализующая ряд проектов в сфере инклюзивного образования, опыт работы по которым необходимо распространять в регионы. Ведется работа по развитию инклюзивного дошкольного образования, для координации работы привлечен ресурсный 12


13 Раздел 1 центр реабилитации и коррекции, в модель включены три школы и детский сад. Подобная модель может быть внедрена и в регионах. Новизна данного проекта состояла в выборе предмета исследования практик развития инклюзивной школы, с учетом анализа факторов социальной, организационной и экономической эффективности новой формы образования. Это позволило сформулировать рекомендации для расширения жизненных шансов наиболее уязвимых групп населения посредством разработки и внедрения механизмов образовательной интеграции детейинвалидов, совместно с ключевыми акторами социально-экономической политики на местном уровне, разработать проект нормативов и стандартов предоставления образовательных услуг детям-инвалидам, технологию оценки качества и эффективности, донести информацию о потенциале и способах развития инклюзивного образования до педагогов и администраторов учебных заведений, чиновников местных и региональных органов образования и журналистов, повлиять на принятие решения о развитии опорно-экспериментальных площадок инклюзивного образования в регионах, распространить лучшие практики. Для обеспечения принципа непрерывности и устойчивости работа по подготовке кадров для инклюзивного образования должна вестись на всех уровнях образования детский сад, школа, вуз, педагогический вуз и институты повышения квалификации работников образования. Исследование, направленное на сбор материалов для подготовки аналитической модели российской инклюзивной школы, проходило в несколько этапов. На первом этапе при помощи экспертов, представителей работников образования был осуществлен поиск школ, в которых была бы уже реализована в том или ином виде модель инклюзивного образования, пригодная для анализа и возможного использования накопленного опыта. Подбирались те школы, в которых доля учеников с инвалидностью была бы существенной и администрация которых осуществляла осознанные шаги по развитию инклюзивного образования в своем учебном учреждении. Всего удалось найти около 10 школ, удовлетворяющих таким условиям, и почти все они вошли в исследование, за исключением одной школы в Северобайкальске, Бурятия, доступ к которой для исследователей из Европейской части России был затруднен. Дополнительно было принято решение об исследовательской поездке в Ереван, что связано со значительными успехами армянской системы народного образования, создавшей наиболее продвинутую модель инклюзивного образования среди стран бывшего СССР. 13


14 Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования На втором этапе собиралась статистика регионального уровня, связанная с обучением детей с ограниченными возможностями по тем регионам, в которых проводилось исследование т.е. по пяти российским регионам. Был также разработан и прошел обсуждение и пилотные испытания инструментарий инструкции, анкеты и гиды интервью, которые позже использовались в полевой работе всеми участниками исследовательской команды. На третьем этапе в отобранные школы были совершены исследовательские визиты, в ходе которых проводились включенные наблюдения и сбор интервью с ключевыми информантами, компетентными в обсуждении проблем, связанных с инклюзией в данном учебном заведении (как правило, это были завучи, педагоги, завхозы). В среднем собиралось по пять интервью на уровне школы. Кроме того, на муниципальном или региональном уровне устанавливались контакты и брались интервью у администратора народного образования, непосредственно курирующего тот или иной проект. В результате завершения этапа сбора данных к июню 2007 года было проведено девять кейс-стади. В рамках данной стратегии целью сбора различных данных (интервью, количественных данных, документов, наблюдений) являлось создание наиболее, насколько это возможно, полного описания какого-либо определенного аспекта изучаемого объекта (кейса). Кейсом в данном исследовании является школа, в которой осуществляется/осуществлен переход к инклюзивному образованию, изучаемый аспект особенности, условия, характеристики процесса перехода школы к инклюзивной модели образовательного процесса. Школа может находиться на разных этапах этого перехода как в отношении перестройки физической среды, так и административных условий, педагогического процесса. Основным критерием отбора школ для исследования являлись: (1) наличие какого-либо специального статуса образовательного учреждения, имеющего отношение к инклюзии (экспериментальная площадка, например); это связано с задачей описания изменений в административных порядках, регламентирующих документах; (2) наличие значительной группы детей, имеющих инвалидность, не менее детей, значительная часть которых обучается непосредственно в помещении школы, вместе с остальными детьми, а не на надомном обучении или изолирована какимлибо образом. Сотрудники, принимавшие участие в проекте, владеют методами сбора данных при помощи полуструктурированных интервью, знают о 14


15 Раздел 1 целях и задачах проводимого исследования. В силу этого гиды сбора данных методом полуструктурированного интервью (гид интервью с администратором, учителем, представителем муниципального органа управления образованием) являлись лишь направлением беседы и определяли минимальные задачи по сбору информации. Получение любой дополнительной информации, документов, материалов, в т.ч. визуальных, приветствовалось, так же как и мотивированное отступление от структуры гида, поощрялись уточняющие вопросы по ходу интервью и в связи с ответами информанта. Формулы вежливости, формального представления определялись по обстоятельствам самим интервьюером с учетом контекста и правил этикета. Все полуструктурированные интервью записывались на диктофон с последующей дословной расшифровкой записи в виде транскрипта. Основными критериями отбора информантов являлись (1) их информированность по проблемам реализации инклюзивного образования, (2) их личное участие в реализации этого проекта. Для отбора администраторов, бухгалтеров, представителей муниципального органа управления образованием наиболее важным являлся первый критерий, для отбора учителей второй. Интервью с представителем муниципального органа управления образованием преимущественно проводилось с администратором, который активно вовлечен в реализацию программ инклюзии, осуществляет их административную поддержку «сверху», ключевая роль отводилась вопросам в контексте решений, принимаемых по отношению к конкретным образовательным учреждениям (или одному учреждению), вошедшим в исследование как кейс. На следующем этапе в 2008 г. проводилась разработка проекта положений об интегрированном образовании. Положения развивают основные принципы социально-образовательной политики в России, которые определены, прежде всего, в Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об образовании», ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», проекте ФЗ «О специальном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на годы. Положения разработаны с учетом: международного и отечественного опыта интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; многообразия нарушений онтогенетического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, особенностей их социокультурного статуса; содержания деятельности основных институтов общества по социальной и образовательной интеграции и адаптации детей с ограниченными воз- 15


16 Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования можностями здоровья; результатов сравнительного анализа зарубежной и отечественной государственной политики по их социальной и образовательной интеграции; предложений и рекомендаций министерств, ведомств, научных центров и общественных организаций по организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; инновационных образовательных и социальных технологий. Положения содержат основные стратегии и механизмы развития интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на основе совершенствования механизмов реализации их конституционных прав, привлечения внешних и внутренних ресурсов, сервисов. Положения основаны на переходе от традиций патерналистского, опекающего отношения государства к лицам с ограниченными возможностями к новым стратегиям активной социальной политики, ресурсного личностного подхода, принципов нормализации, социокультурной инклюзии. По итогам апробации разработанных положений в учреждениях общего образования Ханты-Мансийского автономного округы Югры, а также проведенной экспертизы были получены замечания и рекомендации, в соответствии с которыми в положения были внесены уточнения и исправления. По выводам экспертов Центра лечебной педагогики (Москва) разработанные в рамках проекта положения уже позволяют частично решить проблемы некоторых категорий (с нарушением опорно-двигательного аппарата, речи, слуха, зрения, с задержкой психического развития) детей. К возможным ограничениям положений, в частности, относятся следующие вопросы: о регулировании решения об интегрированном образовании, когда мнения родителей и ПМПК расходятся; о финансовом обеспечении интеграции; о гибкости образовательной программы и ее отношениях с образовательным стандартом, а также сам принцип создания различных нозологически детерминированных положений для интеграции разных групп детей (дифференциация по типу инвалидности). В связи с этим необходим следующий этап разработки комплексного модельного положения, который уже смог бы учесть эти вопросы и более гибко отвечать интересам остальных категорий детей. В Приложении приводится проект модельного положения интегрированного образования. 16


17 Раздел 2 Раздел 2. Образовательная интеграция детейинвалидов: обзор подходов В условиях социально-экономических трансформаций в России углубляются процессы социального расслоения, растут показатели бедности и поляризации групп населения в социальной структуре общества по уровню доходов, а также по ориентациям на различные стратегии жизнеобеспечения, в том числе на выбор высшего образования как необходимого условия развития и социальной мобильности граждан. При этом усиливается отчуждение целого ряда социальных групп от возможностей получения высшего образования в силу невыгодных стартовых условий, зачастую детерминированных не способностями к обучению и индивидуальными усилиями на освоение знаний, а множественными факторами социальной депривации. Среди таких социальных групп особое место занимают инвалиды, в частности, воспитанники школ-интернатов. Анализ доступности образования для представителей этой группы является важной задачей в институциальном регулировании социальной политики. В данной главе мы наметим перспективы изучения факторов доступа к образованию, рассмотрим аргументы в пользу интегрированного обучения, раскроем основные понятия и принципы образовательной интеграции, а также представим некоторые данные социологических опросов по проблеме обучения детей-инвалидов в общеобразовательной школе. Проблема доступности образования для детей-инвалидов в контексте исследований социального неравенства Анализ инвалидности в контексте образования позволяет по-новому осуществить проблематизацию социального неравенства, несмотря на то, что образование рассматривается как средство достижения равенства, начиная с эпохи Просвещения. Д.Л. Константиновский считает, что миф о равенстве возможностей является одним из самых привлекательных для социалистического государства, представляя собой важную часть идеологии советского периода до определенного момента, пока его не начали 17


18 Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования опровергать социологи 2. В самом деле, с одной стороны, понимание образования как общественного блага характерно для концепции социального государства, которое должно предоставлять своим гражданам равные возможности доступа к социальным ценностям. Вооружая людей знаниями, образование помогает им занять достойное место в обществе, тем самым способствуя смягчению социального неравенства. С другой стороны, социологические исследования, проводимые на Западе и в России с 1960-х годов, показали, что образование в большей степени склонно отражать и подтверждать существующее неравенство, чем содействовать его устранению. В 60-х годах было проведено исследование В.Н. Шубкина, которое продемонстрировало, что советское общество отнюдь не свободно от неравенства в системе образования, трансмиссии статусов, прочих явлений такого рода, свойственных и другим обществам» 3. Проекты, осуществленные в е годы в ряде стран мира 4, продемонстрировали, что наибольшее влияние на результаты школьного обучения оказывают социальные и семейные обстоятельства; это впоследствии определяет и уровень доходов 5. На эффективность учебного процесса воздействует, как было доказано, социальное происхождение учащихся, определяющее «неравенство, в которое дети поставлены своим домом, своим кварталом, своим окружением» 6. Эти исследования вызвали к жизни дискуссию о необходимости интегрированного образования детей из разных расовых групп и социальных слоев. В том же направлении работают и некоторые современные российские социологи, которые подчеркивают преемственность и трансляцию посредством образовательной системы тех социально-классовых разли- 2 Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся общстве: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му) / Под ред. В.Н. Шубкина. М.: Эдиториал УРСС, С Там же. С Гидденс Э. Социология / Пер. с англ.; под ред. В.А. Ядова. М.: Эдиториал УРСС, С Ashline N.F., Pezzullo T.R., Norris C.I. (Еds). Education, Inequality & National Policy. Lexington, MA, 1976; Coleman J. S. et al. Equality of Educational Opportunity. Washington, 1966; Jenks C. et al. Inequality: A Reassessment of the Effects of Family and School in America. New York, Гидденс Э. Социология / Пер. с англ.; под ред. В.А. Ядова. М.: Эдиториал УРСС, С


19 Раздел 2 чий, которые существуют вне образования 7. При этом индикатором социального неравенства выступает, в частности, вероятность получения высшего образования выпускниками школ. В британских исследованиях 1980-х годов были подтверждены выводы относительно факторов социального неравенства, находящихся вне школы, а также были поставлены вопросы, почему сами школы склонны сохранять и воспроизводить неравенство 8. И все же повышение качества преподавания, создание здорового социального климата в школе и практическая направленность школьного обучения, как полагали исследователи, в состоянии помочь детям из бедных семей, а также повысить свою успеваемость выпускникам школ-интернатов. Большое влияние на осмысление воспроизводства неравенства в образовании оказала работа П. Бурдье 9. Согласно Бурдье, образование представляет собой инструмент символического насилия, принимающего форму классификационных конфликтов, в которых враждующие группировки пытаются навязать в качестве единственно легитимных свой взгляд на мир, свои классификационные схемы, свое представление о том, «кого (и по каким причинам) считать кем». В этой и более поздних своих работах Бурдье предлагает искать ответ на классический вопрос социологии о воспроизводстве социального неравенства в системе образования и в других культурных институтах. Школы и университеты ретранслируют изначально неравные социоэкономические условия в различную степень одаренности; поэтому в вузы, номинально открытые для всех, попадают на самом деле только обладатели определенных габитусов, усвоившие необходимые социальные и культурные диспозиции. Примерно с середины 1960-х годов социологам стало ясно, что дети-инвалиды, в особенности выпускники школ-интернатов, в системе образования пополняют наименее квалифицированные социально-профессиональные группы, занимая низкостатусные позиции, которые не требуют качественного обучения или способностей, приносят низкий доход и 7 Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му) / Под ред. В.Н. Шубкина. М.: Эдиториал УРСС, С Bloom B.S. All Our Children Learning: A Primer for Parents, Teachers and Other Educators. New York: McGraw-Hill, Bourdieu P. and Passeron J.-C. Reproduction in Education, Society and Culture. Translated from French by Nice R. London: Sage,




Эсси Кесялахти, Сай Вяюрюнен Претворяя в жизнь идеи инклюзивного образования: опыт соседних стран Школа для всех Развитие инклюзивного образования Отчет подготовлен в рамках проекта «Школа для всех развитие

Департамент образования города Москвы Московский городской психолого-педагогический университет Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования Средняя общеобразовательная школа 305 Организация

Болонский процесс и его значение для России Интеграция высшего образования в Европе Болонский процесс и его значение для России Интеграция высшего образования в Европе Под ред. К. Пурсиайнена и С.А. Медведева

Управление образования администрации Копейского городского округа МОУ «Центр методического обеспечения учреждений образования» МОУ «Межшкольный информационно-методический центр» МОО «Информация для всех»

Проблема контекстуализации образовательных результатов: школы, социальный состав учащихся и уровень депривации территорий Г. А. Ястребов, А. Р. Бессуднов, М. А. Пинская, С. Г. Косарецкий Статья поступила

Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) РУКОВОДСТВО ИФЛА/ЮНЕСКО ДЛЯ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК http://www.ifla.org/vii/s11/pubs/school-guidelines.htm Введение «Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО

Управление образования и науки Тамбовской области Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ