Методы эффективной самоорганизации. Самоорганизация личности: уровни, методы и основы Высокая самоорганизация

Когда цели поставлены и понятен план действий, остается только – действовать. Иногда это легко, а иногда для этого нужно себя организовать. Самоорганизация - умение организовать себя: на работу, на выполнение договоренностей с собой и другими, на достижение своих .

Если цель живет в душе в форме желания, она, как живая, тянет нас к себе, притягивая и наше внимание, и наши силы. Счастливы те, кому хочется то, что нужно, однако все, что связано с желаниями - ненадежно. Желания - как ветер или погода, погоде свойственно меняться, ветер легко меняет свое направление, так и желание может гаснуть и исчезать. Без самоорганизации многие наши желания оказываются только желаниями, только мечтами.

Если цель живет в душе в форме намерения, она более прочна, но в ней может не быть тяги. Намерение формируется в первую очередь головой, но без развитой воли намерение пусто. Молодой человек намеревался во время отпуска бегать с утра и делать зарядку каждый день, но если его раз за разом затягивают ритмы ночной дискотеки, намерение остается ничем. Если нет воли, нужна самоорганизация.

Достигать большие и трудные цели помогает не только самоорганизация: кому-то помогает , волевые усилия, кого-то выручает самомотивация : кнут или пряник в отношении самого себя, побуждение и подталкивание себя к исполнению назначенных целей. Если вы приняли какое-то решение, то его нужно выполнять, и многим здесь помогает методика: знать, где о чем думать: пока вы думаете, сомневаться нужно. Когда решение принято, сомнениям места уже нет .

Чтобы организовать себя самостоятельно, нужна воля, навык преодоления себя , своей лени и своих страхов. Волю развивать можно и нужно, но если пока ее не хватает, можно помочь себе другими разумными средствами. Практичная самоорганизация - это такое выстраивание ситуации и такая организация жизни , когда все, что происходить должно, происходит легко и естественно, само собой.

Вот, например, стены у вас в квартире: строго говоря, именно они управляют направлением вашего движения, когда вы идете из прихожей на кухню или в спальню. Но при этом сказать, что они «заставляют» вас идти определенным маршрутом… - нет, стены не принуждают. Они просто стоят так, как они стоят, а вы идете тем маршрутом, который выстроили стены. Это и есть - организация жизни.

Несколько эффективных методов самоорганизации:

  • Интенсив как образ жизни . Если вы хотите сегодня убраться в комнате, не растягивайте это на весь день, а договоритесь с собой (а лучше еще с кем-то) четко: 15 минут на разборку шкафа (только!), 15 минут навести порядок на столе (ни минуты больше!!), 15 минут протереть пыль и пропылесосить пол (успеть железно!!!), а потом - абсолютная свобода и совершенная радость!
  • Сделать привычкой . Мы сотканы из привычек, а привычка - результат повторения. Привычка обычно формируется на 21 день, и то, что ранее требовало для себя усилий, становится уже легким и привычным. Вы решили обливаться холодной водой: даже если вы начали летом и вам понравилось, вначале нужны усилия, чтобы себя на это организовать. Через три недели это стало привычкой, стало естественным, а к сороковому дню привычка постепенно превращается в : если сегодня не облились, вам уже как-то странно. Уже чего-то не хватает… Итого: если новое начинать и каждый раз бросать, помучив себя неделю, вы всю жизнь будете только мучиться. Если приучать себя к новому немного подольше, новое становится привычным и естественным. Ранее чужое - становится нашим.
  • Тайм-менеджмент: план и распорядок дел . Если вы утром составили себе образ будущего дня, составили список того, что сегодня вы планируете сделать, распределили все дела по порядку и привязали все обязательное к определенному времени, ваш день идет легко и четко. Как по плану. Важно - все записать! Что написано пером, не вырубишь топором .Любой план, пока он есть только в вашем воображении - это только мечты. Запишите свои планы, и они превратятся в цель! Также - отмечайте свои удачи и достижения, любым удобным способом выделяйте выполненное и достигнутое - это будет хорошим стимулом и наградой. В 1953 году ученые провели исследование среди группы выпускников Йельского университета. Студентов спрашивали, есть ли у них четкие планы на будущее. Только у 3% опрашиваемых планы на будущее существовали в виде записей целей, задач и планов действий. Через 20 лет, в 1973 году, именно эти 3% бывших выпускников стали более успешными и счастливыми, чем остальные. Более того, именно эти 3% людей добились большего финансового благополучия, чем оставшиеся 97% вместе взятые.
  • Один из лучших способов приучить себя к порядку - это начать приучать к порядку кого-то из близких или друзей. «Раз сказал - он не понял. Два сказал - не понял. Третий раз сказал - я уже сам все понял, а он все не понимает!»
  • ​​​​​​​​​​​​​​Учить другого . И общее наблюдение: как правило, легче организовать себя, когда вокруг вас организованные люди. Поэтому, как правило, лучше организованы те, кто живут в семье и работают не дома в одиночку, а на работе. Естественно, тут имеется в виду хорошая семья и качественный коллектив, где люди делом занимаются, а не анекдоты травят. Дурное окружение отвлекает и разлагает, а разумное окружение собирает и организует. Подумайте, какие у вас здесь есть возможности.

​Не обещаем, что у вас сработают методы все и сразу: чудес не бывает. К сожалению, прелести самоорганизации доступны только тем, кто заранее к самоорганизации себя приучил, кто потратил силы и время заранее. Самоорганизация - это новые привычки жизни, а к новым хорошим привычкам себя нужно приучать. Зато, когда приучите, к вам придет легкость и естественность, и люди вам будут завидовать. А вы их - научите!

Приветствую Вас, дорогие друзья! Вот и подошли к концу Новогодние каникулы, надеюсь, Вы успели хорошенько отдохнуть и набраться сил. После затяжного отдыха порой довольно сложно влиться в работу и заставить себя продуктивно трудиться. В большинстве своем это относится к проблеме самоорганизации. Наверное, ни у кого не возникает сомнений, что умение организовывать себя и заставлять себя работать – очень полезный навык. Если же вы думаете, что одолеть эту науку чрезвычайно сложно, продолжайте читать, я постараюсь развеять эти мифы.

И так… давайте приступим!

1. Расставьте приоритеты

Расстановка приоритетов — это то, чем вы должны заниматься каждый день. Лучшим способом организации рабочего дня является расстановка дел в порядке их важности. Просмотр фильма – безусловно, хорошая мысль, но ее стоит поместить самым последним пунктом списка дел (конечно, если вы не кинокритик и ваша трудовая деятельность не связана непосредственно с кино), и сосредоточиться на вещах, которые имеют решающее значение в вашей работе, здоровье или отношениях.

2. Планируйте заранее максимальное количество дел

Далее, нужно научиться планированию. То есть если у вас назначена встреча в определенном месте и в заранее оговоренное время, спланируйте остальные дела «вокруг» этой основной встречи. Таким образом, вы сможете более продуктивно тратить свое время, вместо того чтобы метаться из одной части города в другую и впустую его терять.

3. Удостоверьтесь, что все на своих местах

Знание, где находятся предметы, необходимые для выполнения задания, поможет не тратить время на их поиски. Вы, наверное, на собственном опыте замечали, что ключи теряются, в тот момент, когда вы в спешке убегаете из дома, а клочок бумаги прячется под ворохом других вещей именно тогда, когда быстро нужно сделать пометку. Это может привести вас в состояние стресса и выбить из привычного ритма работы. Разложите вещи, востребованные во время выполнения дел (и после использования не забывайте возвращать их обратно). Это поможет достичь большего прогресса.

4. Не бойтесь делегировать

Делегирование задач приводит к большей эффективности рабочего процесса, но задание нужно не просто «спихнуть», а потратить несколько лишних минут для четкой постановки задачи исполнителю. В противном случае, пожалев несколько минут, вы рискуете потратить несколько часов на исправление ситуации.

5. Составляйте списки

Разноцветные стикеры и блокнот должны стать вашими лучшим друзьями и помощниками в деле повышения самоорганизованности. Развешанные повсюду яркие листочки будут напоминать вам о делах, которые нужно завершить, и о порядке их важности. Не стоит полагаться только на свою память, нужно время от времени просматривать список и вычеркивать выполненные задачи. Так наглядный пример прогресса в делах придаст вам душевный и эмоциональный подъем, что поможет в таком же продуктивном темпе завершить остаток запланированных дел.

6. Придерживайтесь графика

Наличие графика заставит вас выполнять поставленные задачи в срок и, как следствие, совершить больше «подвигов». Единственная проблема – адекватно оценить время, требуемое для выполнения той или иной задачи. Неверный расчет загонит вас в жесткие временные рамки, что приведет к повышению уровня стресса, увеличению ошибок и снижению продуктивности. Предоставьте себе некоторую свободу действий при составлении плана на день. Если вы считаете, что выполнение задачи займет у вас 10 минут, запланируйте 15, и когда вы увидите, что идете с опережением графика, это поможет в поддержании высокой мотивации, и вы сможете сделать даже больше, чем ожидали и планировали.

7. Будьте дисциплинированы

Наконец, вы должны быть дисциплинированы, иначе разрушите всю работу, направленную на повышение самоорганизации. У вас есть дело, на котором нужно сконцентрироваться. Поэтому устраните все внешние раздражители и соблазнители, иначе сильно осложните себе жизнь. Убедитесь, что окружающие вас люди знают, когда вас нужно оставить в покое, а если кто-то захочет выпить кофе в вашей компании, просто напомните, что любимая кофейня и завтра останется на своем месте. Праздные разговоры – не повод игнорировать свои обязанности.

На этом все! Желаю Вам как можно быстрее войти в свой рабочий ритм!

P . S .: А как Вы входите в свой нормальный рабочий ритм? Поделитесь своими методами ниже в комментариях к данной статье.

Конспект лекций

По учебной дисциплине «Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия».

Раздел 4 «Проектирование»

1.2 Самоактуализация как высшая форма и результат самоорганизации.


ВВЕДЕНИЕ

1.1. САМООРГАНИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ……..

1.1.2. Сущность саморазвития и его основные характеристики

1.1.3. Самопознание как важнейший элемент саморазвития

1.1.4. Самопознание как процесс и барьеры в самопознании ……………

1.2. САМОРАЗВИТИЕ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

1.2.1. Сознание и самосознание. Структура самосознания

1.2.2. Самоопределение личности …………………………

Формы самоопределения: самоутверждение, самосовершенствование, самореализация, самоактуализация

ТЕХНОЛОГИИ САМОРАЗВИТИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.3.1. Персональный проектный менеджмент как основа управления саморазвитием …

1.3.2. Средства саморазвития: самовоспитание и самообучения ……

1.3.3. Способы саморазвития. Функция и методы управления саморазвитием.……

1.3.4. Технология структурирования внимания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Тема раздела - « Проектирование»

В разделе будут прочитаны три лекции:

Самоорганизация как основа саморазвития личности.

1.2 Саморазвитие и самоопределение личности.

1.3 Технологии саморазвития и самоуправления.


Самоорганизация как основа саморазвития личности

1.1.1. Что такое самоорганизация личности и самоорганизованная личность?

САМООРГАНИЗАЦИЯ - интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения. Это показатель личностной зрелости. Самоорганизация может быть выражена в разной степени, она не свойственна инфантильным субъектам, т. е. тем людям, которые в процессе индивидуального развития не имели условий для полноценного становления механизмов саморегуляции. Самоорганизация у них не приобрела четкую нацеленность, осознанность, контролируемость. Первым признаком высокой самоорганизации следует считать активное самосознание себя как личности. И если процесс самовоспитания преимущественно направлен в будущее, то самоорганизация предполагает, что этот процесс происходит в настоящее время. Одним из показателей развития самоорганизации является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т. д.) индивидуальным особенностям личности, ее интересам и устремлениям.

А. Маслоу в беседе со с своими учениками всегда повторял одну фразу «Не надо стремиться делать хорошо никому не нужные вещи». Каждый человек изначально имеет определенный энергетический потенциал. И если этот потенциал направлен на достижение правильно выбранных целей в жизни, то есть шанс достигнуть верхнего уровня самоактуализации. «Это как шарик подброшенный вверх …….. »

Таким образом, Самоорганизация личности - деятельность личности по четкой упорядоченности своей жизнедеятельности; способность и умение организовать себя. Проявляется самоорганизация в целеустремленности, самоанализе и жестком самоконтроле, самооценке, самоограничении себя во всем.

Самоорганизующаяся личность умеет планировать время и работу, быстро принимать решения и выполнять их, экономно тратить силы и средства. Самоорганизованная личность работает над собой, своим характером, особенно эмоционально-волевой сферой. Это личность с высоким чувством долга, с высоко развитым личным достоинством.

Практика показывает, что молодые люди, приступающие к обучению в вузе, стремятся не только освоить профессию, но и развиваться и совершенствоваться, при этом, к сожалению, часто не зная, как это делать и с чего начать, как самоорганизовать себя. В связи с этим возникла необходимость данного курса лекций предназначенного для овладения студентами системно организованными знаниями в этой области.

Изучение данного курса лекций направлено на развитие у студента соответствующей осознанной установки к самоорганизации на высоком уровне, на преодоление трудностей, правильную оценку своих возможностей и понимание собственных целей, потребностей и интересов; в целом – на стремление к дальнейшему профессиональному и личностному саморазвитию, подразумевающему личностно-активное отношение к предстоящей деятельности и самому себе как ее участнику.

В психологии существует довольно много различных концепций развития личности. Долгое время в психологии господствовала теория преформизма, согласно которой развитие понималось как рост, созревание с предопределенностью стадий. Так вплоть до 17-18 вв детство рассматривалось как подготовка к жизни, а ребенок – как взрослый, только маленького формата, незрелый и неразумный. Постепенно к развитию личности стали подходить как к необратимому процессу количественных и качественных состояний, выражающихся в существенных их преобразованиях.

В настоящее время существует множество различных теорий развития: психосексуальная (З. Фрейд), теория социального научения (А. Бандура, Ч. Миллер), теория генштальта (К. Левина), генетическая (Ж. Пиаже), гуманистическая (К. Роджерс, А. Маслоу), деятельности Л.С. Выготский и др. Согласно последней теории считается, что развитие познавательной сферы личности идет в русле разных ведущих деятельностей, последовательно сменяющих друг друга в онтогенезе.

Задание 1. Составить таблицу существующих теорий развития личности, раскрыть их краткое содержание

Одним словом развитие личности в целом происходит благодаря разнообразию видов деятельности и взаимодействию с другими людьми. Совместная деятельность детерминирует развитие личности. Выбирая различные социальные позиции, в ходе совместной деятельности личность преобразуется из объекта в субъект развития, становясь все более активным творцом, дополняя процесс развития целенаправленным саморазвитием.

Именно благодаря саморазвитию, личность реализует свои способности, совершенствуется, в результате чего становится инициатором развития сообщества, в котором находится, тем самым внося свой склад в культурно-историческое развитие общества, т.е. индивидуальная самоорганизация детерминирует процесс общественной самоорганизации.

При этом основу способности к саморазвитию составляют:

Умения личности видеть свои недостатки и ограничения;

Анализировать их причины в собственной деятельности;

Критически оценивать результаты своей работы, причем не только успехи, но и неудачи.

Задание: Проанализируйте свои недостатки и ограничения, которые, возможно, препятствуют вашему дальнейшему саморазвитию . Проверить объективность самооценки, посредством опроса группы

1.1.2. Сущность саморазвития и его основные характеристики

Саморазвитие – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования .

«Все, что уже прошло - это прошлое». Жизнью является то, что происходит сейчас, в настоящем, и это настоящее нельзя пропускать…»

Для анализа саморазвития наиболее общим является понятие жизнедеятельность как непрерывный процесс целеполагания, деятельностей и поведения человека. В рамках жизнедеятельности осуществляется и процесс саморазвития. Как только человек начинает выделять свое Я из окружающего мира он становится субъектом своей жизнедеятельности , поскольку начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниям и устремлениям с учетом требованиям других. Но субъектом саморазвития человек становится только тогда, когда он более или менее осознанно начинает ставить цели по самоутверждению, самосовершенствованию, самореализации, т.е. определять перспективы того, к чему он движется, чего добивается, что желает или наоборот, не желает менять в себе.

Другой характеристикой – активность личности . Способность к проявлениям активности постепенно определяет и способность личностных выборов, т.е. развивает тенденцию к субъективной свободе. Когда человек сам самостоятельно делает выбор, он учится брать на себя ответственность перед другими и самим собой.

Важной характеристикой саморазвития является уровень развития самосознания, способности к самопознанию. Развитая способность к самопознанию органически включается в процесс самопостроения личности, определения перспектив, способов и средств саморазвития.

Самопостроение – процесс, равный человеческой жизни, определяемый через действия в конкретных ситуациях. В ходе этого процесса человек строит модель Я-реальное (каким я был, чего достигал, как переживал, какой я сейчас, каким бы хотел себя видеть), причем эта работа не всегда протекает на сознательном уровне. В итоге человек выбирает стратегию самопостроения: воссоздает себя в прежнем либо в новом качестве.

Задание 3. Постройте собственную модель идеального «Я»

Итак, сущностными характеристиками саморазвития являются:

Реализующиеся в активной жизнедеятельности процессы целеполагания, деятельности и поведения человека,

Уровень самосознания и способности к самопознанию, а также к самопостроению.

Саморазвитие личности – фундаментальная составляющая всего жизненного пути человека, непрерывный процесс, который протекает всегда в рамках сугубо личного опыта.

Своеобразие жизненного пути определяется множеством факторов: полом, возрастом, средой, образом жизни, историческими событиями, психологическими особенностями и др.

Единицей психологического анализа жизненного пути являются биографические события: перестройка характера, изменение направлений и темпов развития и саморазвития личности. События могут быть случайными и закономерными. В жизни каждого человека случались события, которые коренным образом влияли на его жизнь: встреча с выдающимися человеком, работа или учеба и др.

Н. А. Логинова выделяет следующие виды событий:

события среды (то что чаще всего не зависят от личности: война, стихийные бедствия, смерть или рождение близкого человека, назначение на должность),

события поведения человека в окружающей среде (позиция личности, которую личность занимает по отношению к происходящему, поступки связанные с самоизменением и самоформированием),

события внутренней жизни – относятся к внутреннему миру человека и выявляют позитивную ценность самого себя (новые мысли, открытие новых черт собственной личности, обнаружение в себе новых способностей и тп).

Таблица. Виды событий по Лонгвиновой

наименовние содержание
события среды то что чаще всего не зависят от личности: война, стихийные бедствия, смерть или рождение близкого человека, назначение на должность
события поведения Относятся к Поведению человека в окружающей среде (позиция личности, которую личность занимает по отношению к происходящему, поступки связанные с самоизменением и самоформированием),
события внутренней жизни относятся к внутреннему миру человека и выявляют позитивную ценность самого себя (новые мысли, открытие новых черт собственной личности, обнаружение в себе новых способностей и тп)

Все три группы событий тесно переплетены между собой и образуют комплекс, который обусловливает своеобразие жизненного пути человека. Отношение человека к этим событиям и определяет то, насколько он являет­ся автором своей жизнедеятельности, субъектом саморазвития.

Многое зависит от того, насколько и когда человек становится субъектом собственной жизни и субъектом собственного саморазвития: если он таковым не является, то жизненный путь подвержен случайностям, стечениям обстоятельств, человек как бы «плывет по течению» событий своей жизни, хотя, справедливости ради, следует заметить, что такое «плавание» не всегда является неудачным.

Обстоятельства могут сложиться и таким образом, что удача, несмотря на отсутствие стремления к саморазвитию, так и идет в руки. Возможны и обратные ситуации, когда человек четко знает, что ему нужно, умеет управлять собой и строить себя в позитивном направлении.

Человек, стремящийся к саморазвитию на основе глубокого познания своей личности, строит свой жизненный путь более целенаправленно и реализует себя в большей мере и как правило добивается больших результатов, чем человек, саморазвитие которого подчинено внешним причинам

Мотивация саморазвития. Развитие человека происходит тогда, когда следующий поступательный шаг приносит ощущения нового свойства, радость и внутреннее удовлетворение. Таким образом, специфические переживания, характеризующиеся положительными эмоциями от ожидания достижения либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения, способствуют формированию соответствующей мотивации. Например, человека к саморазвитию могут побуждать следующие мотивы:

Мотив самоутверждения – стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремиться получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.

Мотив идентификации с другим человеком – стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность. Это мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Процессуально-содержательные мотивы – побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.

Внешние мотивы – такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. К деятельности побуждает не содержание, не процесс, а факторы, непосредственно с ней не связанные, например мотивы долга и ответственности, мотивы самоопределения и самоусовершенствования, мотив достижения и др.

Мотивация саморазвития, по мнению Абрахама Маслоу, - это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Наличие у человека мотивации к саморазвитию свидетельствует о том, что он готов прикладывать усилия для реализации своего внутреннего потенциала и достижения соответствующих успехов.

Ι

Первое - формирование качеств и способностей, которых у человека нет, но которые ему необходимы .

Второе – развитие имеющихся положительных качеств, которые можно усилить, если их совершенствовать целенаправлено .

Третье – устранение недостатков и ограничений, мешающих успешной жизнедеятельности.

Теоретически наиболее эффективен путь саморазвития, когда человек работает над собой сразу по трём направлениям.

Таким образом, осознание необходимости саморазвития должно сопровождаться формированием у человека соответствующей мотивации, включающей комплекс мотивов, побуждающих к выбору соответствующего направления саморазвития.

Задание 3. Какие мотивы определяют потребность в саморазвитии личности?


Похожая информация.


процессы спонтанного упорядочивания, возникновения пространственных, временных, пространственно-временных или функциональных структур, протекающие в открытых нелинейных системах. Нелинейность означает необратимость и многовариантность эволюции, возможность неожиданных изменений темпа и направления течения процессов, наличие т.н. точек бифуркации, точек ветвления путей эволюции. С. имеет место не только в системах живой природы и человеческом обществе; установлено, что она может происходить и в определенном классе систем неживой природы. Общие закономерности (паттерны) С. сложных систем изучаются синергетикой, выполняющей тем самым синтетическую функцию метадисциплины, соединяющей естествознание и науки о человеке и обществе. Существует ряд подходов в изучении феномена С. сложных систем: синергетическая модель параметров порядка и принципа подчинения Г. Хакена, термодинамические модели неравновесных процессов (теория диссипативных структур) И. Пригожина, модели самоорганизованной критичности (С. на «краю хаоса») П. Бака и сложных адаптивных систем М. Гелл-Манна, модели формирования и эволюции нестационарных структур в режимах с обострением А.А. Самарского и СП. Курдюмова и др. Синергетическая концепция С., разрабатываемая в синергетике и смежных с ней областях, служит естественно-научной конкретизацией филос. принципа самодвижения материи.

Класс систем, способных к С., - это неравновесные, открытые и нелинейные, диссипативные системы. Тогда как замкнутые выведенные из равновесия системы стремятся вернуться к равновесному состоянию и при этом энтропия (показатель степени хаотичности их поведения) стремится к максимальному значению (второе начало термодинамики), открытые системы, находящиеся в сильно неравновесных условиях, могут совершать переход от беспорядка, теплового хаоса, к порядку. Вдали от равновесия в открытых системах могут спонтанно возникать новые типы структур (Пригожий). Открытость системы означает наличие в ней источников и/или стоков обмена веществом и/или энергией с окружающей средой. В случае самоорганизующихся систем источники и стоки, как правило, имеют место в каждой локальной области этих систем; это - объемные источники И стоки. Нелинейность системы означает, что эволюция этой системы описывается математическими уравнениями, содержащими искомые величины в степенях больших 1 или коэффициенты, зависящие от свойств системы. Множеству решений нелинейного уравнения соответствует множество путей эволюции системы. Благодаря нелинейности имеет силу важнейший принцип «усиления флуктуации»: в результате разрастания малых изменений на уровне элементов может возникнуть новое макроскопическое состояние системы. Понятие нелинейности приобретает мировоззренческий смысл. Диссипативная система - это такая система, в которой протекают необратимые процессы, вызванные ростом энтропии, превращением механической энергии в тепловую и иные формы (диффузия, теплопроводность, трение, излучение). В далекой от равновесия открытой и нелинейной диссипативной системе эффект может возникать лишь тогда, когда работа объемных источников энергии, наращивающих неоднородности в сплошной среде, интенсивнее фактора, рассеивающего неоднородности, - диссипативного фактора. Парадоксальность самоподдержания структуры, несмотря на размывающий неоднородности фактор, отражается в термине «диссипативная структура» (Пригожий). Структуры С. - это локализованные в среде процессы, имеющие относительно устойчивую пространственно-временную организацию.

Модели процессов С., имея первоначально естественно-научную основу (физика лазеров, физика плазмы, изучение определенных типов химических реакций), ныне плодотворно применяются в разработке новых типов компьютеров, в понимании феномена человека, определенных явлений человеческой культуры и общества, в разгадывании тайн человеческого сознания и психики. Процесс распознавания образцов понимается по аналогии с процессом спонтанного формирования (самодостраивания) структур (Хакен). Механизм интуиции может быть осмыслен как процесс самодостраивания мыслей и образов (Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов). Модели нелинейной динамики и С. сложных систем составляют основу современного динамического подхода в когнитивной науке (Ф. Ва-рела, Т. ван Гельдер).

О Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1985; Пригожим И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М., 1985; Пригожий И., Стен-герс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986; Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. 1994. № 2; Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994; Новое в синергетике. Загадки мира неравновесных структур. М., 1996; Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. № 3; Varela F., Thompson E., Rosch E. The Embodied Mind: Cognitive science and human experience. Cambridge, 1991; Cell-Mann M. The Quark and the Jaguar. Adventures in the Simple and the Complex. London, 1995; Kauffman S. At Home in the Universe. The Search for Laws of Self-organization and Complexity. London, 1995; Kelso J.A. Dynamic Patterns. The Self-organization of Brain and Behavior. Cambridge (MA), 1995; Haken H. Principles of Brain Functioning. A Synergetic Approach to Brain Activity, Behavior and Cognition. Berlin, 1996; Bak P. How Nature rks: The Science of Self-organized Criticality. Oxford, 1997; MainzerK. Thinking in Complexity. The Complex Dynamics of Matter, Mind and Mankind. Berlin, 1997. Е.Н. Князева

Отличное определение

Неполное определение ↓

УДК 378 ББК 74.580 Ф 55

В.А. Филоненко

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова в г. Новороссийске; E- mail: vicalexfilnov@mail. ru

В.А. Петьков

Доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы Армавирского института социального образования (филиал) Российского государственного социального университета; E- mail: [email protected]

САМООРГАНИЗАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

(Рецензирована)

Аннотация. В сложившейся социокультурной ситуации в нашей стране необходим поиск новых подходов к решению задач подготовки педагогов, соответствующих современным требованиям. Это актуализирует модернизацию содержания и технологий образования через ориентацию студентов на проявление разнообразных самопроцессов, среди которых особое место принадлежит профессиональной самоорганизации личности, являющейся значимым фактором профессионального развития. Представленный в статье анализ различных подходов к определению и выявлению сущности процесса самоорганизации рассмотрен сквозь призму современного научного знания. Научно обоснованы место и значимость самоорганизации на этапе профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа. В статье изложены основы методического авторского подхода к формированию умений профессиональной самоорганизации, приведены данные экспериментальной работы, подтверждающие его эффективность.

Ключевые слова: самоорганизация, умения профессиональной самоорганизации,

профессиональное становление педагога, профессиональная подготовка, факторы и условия профессиональной самоорганизации.

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Foreign Languages Department, the Admiral F.F. Ushakov State Marine University in Novorossiysk; E-mail: vicalexfilnov@mail. ru V.A. Petkov

Doctor of Pedagogy, Professor of Social Work Department, the Armavir Institute of Social Education (branch) of the Russian State Social University; E-mail: [email protected]

SELF-ORGANIZATION IN PROFESSIONAL FORMATION OF THE FUTURE TEACHER PERSONALITY

Abstract. In the developed sociocultural situation in our country, it is nacessary to search for new approaches to the solution of problems of teacher training, conforming to modern requirements. This actualizes modernization of the contents and technologies of education through orientation of students to manifest various self-processes. Special place among them belongs to professional self-organization of the personality, a significant factor of professional development. The analysis of various approaches to definition and identification of essence of process of self-organization presented in the paper is considered through a prism of modern scientific knowledge. The place and the importance of self-organization at a stage of students’ professional training at teacher training college are scientifically reasonable. The paper describes the bases of the author"s methodical approach to formation of abilities of professional self-organization. Data on experimental work confirming its efficiency are provided.

Keywords: self-organization, abilities of professional self-organization, professional formation of the teacher, professional training, factors and conditions of professional self-organization.

Современное образование ориентировано на создание условий, оптимальных для самораскрытия человека, осознания своей значимости и полезности, стремления к личностному и профессиональному совершенствованию. Процесс профессионального становления современного конкурентоспособного компетентного специалиста возможен при условии не только субъектного подхода к обучению, но и профессионального саморазвития и самоорганизации.

В педагогике и психологии до сих пор отсутствует единое научно обоснованное определение понятия «самоорганизация» (С.С. Амиров, В.Б. Арюткин, В.Н. Донцов, Н.С. Копеина, М.М. Курнев, Н.П. Попова, Г.Н. Сериков, И.А. Трофимова, Н.К. Тутышкин, Я.О. Устинова, Л.Е. Шабунини и др.) Разнообразие мнений объясняется, на наш взгляд, сложностью процесса самоорганизации, его индивидуально-личностной направленностью и вариативностью, тем, что данная категория изучается в различных аспектах: психологическом, педагогическом и др., к анализу самоорганизации учеными применяются различные подходы. Проявляя основания в разногласии определения понятия «самоорганизация», мы пришли к выводу, что в ряде работ самоорганизацию рассматривают как «процесс» (С.Н. Брайнес, А.В. Напалков, Б.Г. Юдин и др.), а в других - как «результат», а точнее, как некую характеристику потенциальных возможностей структурирования и видоизменения всех составляющих сложной открытой системы (Н.П. Копеина, Е.В. Марусова, О.Н. Первушина, П.Е. Рыженков, Н.К. Тутышкин и др.). Подходы к рассмотрению самоорганизации как характеристики личности, способности личности, акмеологической характеристики субъекта деятельности определяют самоорганизацию именно с этой позиции. Выделенные подходы к рассмотрению процесса самоорганизации не исключают, а дополняют друг друга, потому в ряде определений объединились обе позиции .

Важнейший аспект самоорганизации - профессиональная самоорганизация в психолого-педагогических исследованиях рассматривается как показатель личностной зрелости . Определяя профессиональную самоорганизацию как способность личности, проявляющуюся в умении осознанно и целенаправленно использовать и совершенствовать значимые составляющие структуры личности в деятельности, направленной на разрешение профессионально и личностно значимых задач, обосновываем необходимость рассмотрения умений профессиональной самоорганизации, выделения критериев и уровней сформированности умений профессиональной самоорганизации будущего учителя, а также выявление педагогических условий формирования умений профессиональной самоорганизации будущих педагогов в процессе обучения в педагогическом колледже.

Осмысливая значимость профессиональной самоорганизации в образовательном пространстве педагогического колледжа, мы установили, что на процессы профессиональной самоорганизации в ходе социализации личности студента действуют множество факторов в течение жизни человека, различные по качеству воздействия и степени интенсивности; формирование профессиональной самоорганизации, обусловленное динамикой развития личности в целом, в каждом отдельном случае приобретает особый характер; это сложный, многоаспектный процесс, следующий своей внутренней логике и имеющий индивидуальносвоеобразную траекторию; важнейшие основания для профессиональной самоорганизации личности закладываются в ходе обучения в образовательных учреждениях профессионального образования (которым является и педагогический колледж); весь образовательный комплекс учреждения профессионального образования является важным фактором, воздействующим на процесс профессиональной самоорганизации, в котором ведущую роль играют общепрофессиональные дисциплины.

Рассматривая различные факторы, определяющие профессиональную самоорганизацию на этапе овладения профессией, мы учитывали перспективы развития образования, определенные Международной комиссией по образованию для XXI века во главе с Жаком Делором, и основные черты профессионального труда, разработанные С.Ю. Черноглазником и др. К ним относятся интенсивность современного труда; методологичность; динамичность содержания труда; выполнение профессиональных

функций как базис целостной профессиональной жизни; повышенная ответственность в процессе труда, что позволило уточнить значимость и направленность профессиональной самоорганизации в педагогической профессии .

Изучение внешних требований современной образовательной системы к подготовке педагога позволило сделать следующие обобщения: 1) основным условием и средством успеха педагогического процесса была и остается личность педагога. Обучение в педагогическом образовательном учреждении должно обеспечивать как профессиональное, так и личностное развитие специалиста и быть ориентированным на формирование педагога, соответствующего запросам современного социума; 2) современная образовательная система предъявляет повышенные требования к личности педагога, которые обусловлены рядом объективных причин; 3) самоорганизация является внутренним механизмом личностного роста педагога, одним из способов конструирования учителем личностного образовательноразвивающего пространства, в котором он выступает как субъект собственного профессионального становления, где происходит освоение и принятие им содержания образования, выработка индивидуально-творческого стиля деятельности; 4) соотнесение профессиональных требований к личности педагога с особенностями процесса профессиональной самоорганизации позволило актуализировать необходимость формирования умений профессиональной самоорганизации у будущих педагогов на этапе их профессионального обучения.

Анализ различных подходов к классификации профессиональных педагогических умений и умений самоорганизации позволил сделать следующие выводы: 1) процессы формирования педагогических умений, умений самоорганизации не противоречат, но дополняют друг друга, они взаимозависимы и взаимообусловлены, что определяется спецификой педагогической профессии. Обобщенные группы умений самоорганизации имеют обширную область пересечения, так как содержат большое количество идентичных умений; 2) единой точки зрения на определение и содержание понятия «умения профессиональной самоорганизации» в теории и практике педагогики нет; 3) учебные навыки, сформированные у студентов в ходе профессиональной подготовки, затем становятся профессионально значимыми в педагогической деятельности, неразрывно связанной с учебной; 4) умения самоорганизации не только отражают степень квалификации специалиста, но являются компонентом его профессиональной культуры.

Таким образом, умения профессиональной самоорганизации нами определяются как освоенные человеком способы рационального выполнения действий, направленных на решение профессиональных и личностно значимых задач, в которых человек выступает субъектом деятельности и профессионального саморазвития. При этом умения могут быть как практическими (операциональными), так и теоретическими (умственными) (Б.М. Бим-Бад), что определяет возможность формирования умений профессиональной самоорганизации на этапе обучения в условиях педагогического колледжа. Формирование умений профессиональной самоорганизации является значимым условием становления самоорганизующейся личности будущего педагога .

Определяя комплекс необходимых условий эффективного развития и

функционирования процесса формирования умений самоорганизации у будущих педагогов, (посредством опроса респондентов и анализа полученных результатов) выделили факторы, влияющие на успешность педагогической деятельности: направленность педагогического процесса; основания (принципы) формирования выявленных групп умений; особенности содержания профессиональной подготовки будущего педагога; специфику характеристик процесса профессиональной самоорганизации у будущих педагогов в системе их профессиональной подготовки; включенность студентов в процесс профессиональной самоорганизации.

Для выявления педагогических условий нами исследовались внешние факторы формирования умений профессиональной самоорганизации. Их мы сгруппировали следующим образом:

1. Непосредственное взаимодействие. В эту группу мы включили содержание профессиональной общетеоретической и практической подготовки будущего педагога, реализуемое в УВП образовательного учреждения.

2. Опосредованное взаимодействие. К нему мы отнесли внешние факторы по отношению к образовательной системе колледжа: региональный и федеральный уровни систем среднего и высшего профессионального образования, образовательную систему школы, систему социальных институтов; а также процесс непрерывного профессионального самосовершенствования педагога, социальную среду, включая микросреду.

На основе анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также с учетом опыта работы в педколледже нами был определен комплекс педагогических условий, необходимых для успешного функционирования процесса формирования умений профессиональной самоорганизации у будущих учителей в их учебно-познавательной деятельности, которые были сгруппированы следующим образом:

Психолого-педагогические (обеспечение ориентации образовательного процесса на формирование умений профессиональной самоорганизации; включение студентов в деятельность, способствующую усвоению основ самоорганизуемой деятельности; готовность коллектива преподавателей к проектированию разработанных моделей и технологий и реализации их на практике; построение процесса обучения на основе личностно-ориентированного подхода; развитие у студентов культуры самопознания, саморазвития, самообразования, самовоспитания, самосовершенствования; и др.);

Организационно-педагогические (организация позитивного взаимодействия всех субъектов профессионального обучения и воспитания; реализация преемственности в профессиональной подготовке; материальное, кадровое и информационно-методическое обеспечение процесса профессиональной самоорганизации; сотрудничество и педагогическое взаимодействие образовательного учреждения с другими социальными институтами; организации само/мониторинга процесса развития умений профессиональной самоорганизации).

Для подбора диагностического инструментария оценки успешности формирования умений профессиональной самоорганизации у будущих учителей мы исходили из общих требований к выбору критериев. В основу выделения критериев положены обозначенные различия в частоте и интенсивности проявления в учебно-профессиональной деятельности личностных характеристик, прямо и косвенно влияющих на развитие профессиональной самоорганизации. Критериями для определения сформированности умений профессиональной самоорганизации в учебно-познавательной деятельности у будущих педагогов являются: 1) профессиональная направленность; 2) теоретические знания о развитии профессиональной самоорганизации; 3) развитость субъектной позиции в профессиональном становлении и развитии; 4) развитость рефлексии в учебнопрофессиональной деятельности; 5) сформированность профессионально значимых качеств личности; 6) творческое отношение к учебно-профессиональной и другим видам деятельности.

Опираясь на накопленный теоретический и практический материал с учетом особенностей формирования умений профессиональной самоорганизации на этапе обучения профессии в колледже, мы выделили следующие уровни сформированности умений профессиональной самоорганизации: уровень профессионального самоопределения; уровень профессионального самопроектирования; уровень профессионально-творческой самоактуализации; уровень профессионального саморазвития. В основу данной классификации положена динамика индивидуального развития субъектности в ходе профессионального становления; способы и подходы к решению учебно-профессиональных задач.

При разработке критериев и уровней сформированности умений профессиональной самоорганизации мы учитывали два аспекта: требования к личности в целом, как отражающие гармоничность развития комплекса рассматриваемых умений, и к отдельным

признакам качественных характеристик развития умений самоорганизации. Результаты диагностики позволили активно развивать рефлексию как важнейшее составляющее развития профессиональной самоорганизации, а также включать студентов в самопроцессы (самоанализ, самопроектирование, саморазвитие и др.). Эффективным оказалось применение специальных опросников, включающих как разработанные нами диагностические карты, так и рекомендации по использованию стандартизированных методик для уточнения процедуры самооценки и самоанализа различных показателей сформированности исследуемых умений.

В ходе проектирования процесса формирования умений профессиональной самоорганизации у будущих педагогов было осуществлено: моделирование этого процесса; апробация педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования умений профессиональной самоорганизации; выявление механизмов становления и развития умений профессиональной самоорганизации у будущих педагогов; проектирование и реализация педагогической технологии; мониторинг процесса формирования умений профессиональной самоорганизации будущих педагогов; рефлексивно-корректировочная деятельность; деятельность, стимулирующая достижение специалистом высот личностного и профессионального роста.

В исследовании использовался многоуровневый подход к проектированию модели и технологии: концептуальный, технологический и уровень реализации. На концептуальном уровне определялись цели и содержание деятельности, ее виды и способы управления деятельностью. На технологическом уровне выявлены методы и средства организации учебно-профессиональной деятельности студентов, а также их функциональные особенности, строилась модель процесса. На третьем уровне определялись способы реализации модели с учетом выделенных условий, обеспечивающих эффективное развитие умений профессиональной самоорганизации.

В основе моделирования были положены системный, рефлексивно-деятельностный и индивидуально-творческий подходы, обеспечивающие функционирование целостного становления личности будущего учителя. Общими основаниями проектируемого педагогического процесса являются ее уровневые характеристики и ориентация на развитие умений профессиональной самоорганизации, личности студента как субъекта учебнопрофессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом.

Сконструированная модель отражает последовательность становления и развития умений профессиональной самоорганизации будущего педагога, описывая взаимосвязь и взаимозависимость её функциональных и структурных компонентов. С их учётом строилась траектория основных направлений реализации технологии формирования умений профессиональной самоорганизации будущего педагога посредством отработки механизмов развития каждого компонента структуры. Установлено, что такими механизмами являются регулятивно-стимулирующий; организационно-методический; нормативно-коррекционный. Процесс формирования умений профессиональной самоорганизации в условиях педагогического колледжа осуществлялся в контексте общепрофессиональной подготовки учителя, носил междисциплинарный характер и обеспечивал профессиональное обучение и воспитание в их неразрывном единстве.

В основе построения технологии формирования умений профессиональной самоорганизации положен комплексный подход как отражение всех элементов педагогической системы колледжа, направленной на профессиональное становление личности будущего педагога. При этом использование индивидуального подхода - важное условие осуществления программы действий. Основой и связующим звеном здесь являются дисциплины психолого-пе-дагогического цикла, имеющие непосредственный выход на формирование элементов педагогического мастерства, в том числе в ходе прохождения студентами педагогической практики. В процессе подготовки студента они выступают не только как профессионально значимые, но и как личностно-развивающие. Реализация содержания технологии осуществлялась в рамках методических тем колледжа и поставленных целей, задач, направлений деятельности (на всем протяжении эксперимента).

Исследование проводилось на базе Новороссийского социально-педагогического колледжа в 2006-2011 годах. В экспериментальной работе приняли участие 246 студентов отделения «Иностранный язык».

Для подтверждения его эффективности данные экспериментальной группы были сопоставлены с результатами контрольной группы студентов, в которых авторская программа не использовалась.

С целью диагностики уровня развития умений профессиональной самоорганизации студентам первых курсов в констатирующем эксперименте были предложены вопросы диагностической карты, направленные на определение мотива выбора профессии; выявление уровня знаний студентов по теории самоорганизации и профессиональной самоорганизации (общие представления); определение уровня сформированности элементарных умений самоорганизации учебной деятельности. Результаты проведенного анкетирования позволили констатировать незначительные расхождения в обследуемых группах по большинству исследуемых признаков. Наибольшие расхождения наблюдаются между студентами разных отделений колледжа, наименьшие - у студентов одной специальности (от 0,5% до 2,4%). С учётом этого были определены контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы студентов,

Следующим этапом констатирующего эксперимента было выявление уровня развития умений профессиональной самоорганизации для каждого студента контрольной и экспериментальной групп. При сопоставлении полученных результатов обнаружились минимальные расхождения в уровнях сформированности умений профессиональной самоорганизации студентов обеих групп. В констатирующей части исследования нами был определен средний числовой показатель сформированности умений профессиональной самоорганизации студентов ЭГ и КГ. В обеих группах он оказался равен 1,7 балла, что соответствует первому уровню (профессионального самоопределения) развития умений профессиональной самоорганизации.

Целью формирующей части исследования были реализация и проверка эффективности модели, педагогической технологии и педагогических условий формирования умений профессиональной самоорганизации студентов в учебно-воспитательном процессе педагогического колледжа.

Мониторинг проводился комплексно по всем обозначенным направлениям, стандарти-зированно для всех участников эксперимента. Результаты систематизировались в сводной ведомости по группам - контрольной и экспериментальной, далее анализировались их количественные и качественные показатели. Статистическая обработка полученных результатов, проведенная на основании расчета критерия достоверности различий 1=р3-рк / md и определения коэффициента ранговой корреляции Спирмена (г), показала, что 1) различия между значениями коэффициентов сформированности умений профессиональной самоорганизации у студентов экспериментальной и контрольной групп достоверны 0>2) по всем уровням; 2) эмпирическое значение г=0,65, т.е. оно больше критических значений коэффициента ранговой корреляции г т= 0,45 (при р<0,05); Т8^= 0,57 (при р<0,01) и подтверждает гипотезу о корреляции экспертных оценок. Оценка различий результатов в экспериментальных и контрольных группах по ^критерию Стьюдента показала их значимость на уровне р<0,05.

Данные проведённого исследования показали, что в экспериментальной группе произошли позитивные, статистически достоверные сдвиги в уровневых показателях развития умений профессиональной самоорганизации студентов по сравнению с контрольной группой. Результаты свидетельствуют о том, что при традиционной организации учебно-воспитательного процесса у студентов не происходит эффективного развития умений профессиональной самоорганизации, не реализуются необходимые условия, способствующие развитию этого качества. Проведенное исследование позволяет шире раскрыть синергетические и акмеологические аспекты решения проблемы самоорганизации в профессиональном становлении личности будущего педагога.

1. Эшби Р.У. Принципы самоорганизации // Самоорганизующиеся системы. М.: Мир, 1966. С. 314-343.

2. Горюнка В.П. Обучение профессиональной деятельности студентов педколледжа // Педагогика. 1997. № 4. С. 7-8.

3. Черноглазник С.Ю. Формирование самоорганизующейся личности // Специалист. 1995. № 9. С. 38-39.

5. Дёмкина Е.В. Формирование личности будущего специалиста в условиях учебновоспитательного процесса // Вестник Адыгейского университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2012. Вып. 3. С. 38-43.

6. Педагогическая антропология: учеб. пособие / авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. М.: УРАО, 1998. 576

1. Ashby R.W. Principles of self-organization // Self-organizing systems. M.: Mir, 1966. P. 314-343.

2. Goryunka V.P. Teaching the students of a teachers’ training college to professional activity // Pedagogy. 1997. No. 4. P.7-8.

3. Chernoglaznik S.Yu. Formation of a self-organizing person // Specialist. 1995. No. 9. P. 38-39.

4. Adcock C.J. Fundamentals of psychology. L.: Penguin books Ltd, 1989.

5. Dyomkina E.V. Formation of the personality of a future expert in the conditions of teaching and educational process // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop, 2012. Iss. 3. P. 38-43.

6. Pedagogical anthropology: a manual / comp. by B.M. Bim-Bad. M.: URAO, 1998. 576 pp.